Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс для тренировки языка, губ, щек, нижней и верхней челюсти. Логопеды используют именно такой комплекс, чтобы помочь детям младшей и старшей группы исправить нарушенное произношение звуков и улучшить артикуляцию.
Артикуляционная гимнастика в старшей группе – это важный шаг в формировании правильного произношения звуков. Только четкая, точная и координированная работа артикуляционного аппарата поможет ребенку четко выговаривать слова и отдельные звуки. Также для четкого произношения звуков нужны крепкие речевые органы, а именно их и развивает гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – это оптимизация и улучшение полноценной работы артикуляционного аппарата, который активно работает во время произношения звуков правильно.
Упражнения для губ
Артикуляционная гимнастика в старшей группе, направленная на проработку мышц губ, проводится совместно со взрослым. Логопед, воспитатель или один из родителей информирует об упражнении, а также наглядно показывает, как правильного его выполнять, а после ребенок повторяет, а взрослый контролирует, чтобы каждое движение было выполнено правильно.
Перед началом выполнения упражнений стоит выполнять дыхательную гимнастику:
- дети сидя на стульях произносят звук: «жу-жу-жу» (как жужит жук);
- после дети становятся на четвереньки и ползают, повторяя как котята: «мяу-мяу»;
- после нужно повторить голос собаки: «гав-гав»;
- дальше происходит имитация звуков самолета: сначала заводится мотор «р-р-р-р», после самолет летит «ж-ж-ж-ж», самолет делает виражи «у-у-у-у», а после идет на посадку «ух-ух-ух»;
- дальше дети ложатся на спину делают глубокий вдох через нос, а на выдохе похрапывают как медведи;
- после дети поднимаются и ухватившись друг за друга имитируют движение паровозика: «чух-чух-чух».
Артикуляционная гимнастика в старшей группе является важным элементом в развитии речевых навыков детей. Врачи отмечают, что регулярные занятия помогают улучшить артикуляцию, что, в свою очередь, способствует более четкому произношению звуков и слов. Цели гимнастики заключаются не только в коррекции речевых нарушений, но и в развитии общей моторики, что положительно сказывается на когнитивных функциях ребенка.
Картотека упражнений, используемая в процессе, включает разнообразные задания, направленные на тренировку мышц лица и языка. Врачи подчеркивают, что такие занятия должны быть игровыми и увлекательными, чтобы поддерживать интерес детей. Эффективность артикуляционной гимнастики подтверждается множеством исследований, свидетельствующих о ее положительном влиянии на речевое развитие, что делает ее неотъемлемой частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Улыбка
Цель: Помочь ребенку научиться удерживать губы в широкой улыбке, при этом окружающие должны видеть верхний, а также нижний зубной ряд. Максимально укрепить мышцы в области губ и увеличить их подвижность.
Выполнение: Улыбнуться широкой улыбкой, но при этом не напрягаться, обнажить все передние зубы. Удерживать в указанном положении необходимо губы от 5 и до 10 сек.
При этом взрослый произносит такие слова:
- Широка Нева-река,
- И улыбка широка.
- Зубки все мои видны –
- От краев и до десны.
Бублик
Цель: Укрепить мышцы губ, развить по максимуму артикуляционную моторику.
Выполнение: Зубы должны быть плотно сомкнуты. Губы округлить и слегка вытянуть вперед, как при выполнении упражнения «Трубочка». Но вот главное отличие упражнений в том, что, выполняя «Бублик», следует верхние и нижние резцы обнажить, показав логопеду. Задержаться в таком положении на 10 сек.
Артикуляционная гимнастика в старшей группе становится важным инструментом для развития речевых навыков у детей. Педагоги и логопеды отмечают, что регулярные занятия помогают улучшить произношение, развить гибкость и координацию речевых органов. В процессе гимнастики дети учатся правильно артикулировать звуки, что способствует формированию четкой и ясной речи.
Картотека упражнений включает разнообразные игры и задания, которые делают занятия увлекательными. Например, использование зеркал позволяет детям наблюдать за своими движениями и корректировать их. Цели артикуляционной гимнастики заключаются не только в улучшении фонематического восприятия, но и в развитии общей моторики, что в свою очередь положительно сказывается на обучении и социализации детей. В результате, дети становятся более уверенными в своих речевых способностях, что способствует их успешной интеграции в коллектив.
Недовольная лошадка
Цель: Нужно научиться дуть воздух так, чтобы заставить губы вибрировать, что позволит укрепить мышцы.
Выполнение: нужно послать поток воздуха, который выходит из легких при выдохе и послать его к губам, заставляя их вибрировать. В итоге должен поучиться звук, напоминающий фырканье лошадки.
Хоботок
Цель: Помочь ребенку научиться правильно выдвигать губы вперед, укрепить мышцы губ, сделать их более подвижными.
Выполнение: Сомкнуть губы и вытянуть их в форме «трубочки» вперед. Удерживать такое положение до 10 сек.
Взрослый во время выполнения проговаривает:
- Я слегка прикрою рот,
- Губы – «хоботом» вперед.
- Далеко я их тяну,
- Как при долгом звуке: у-у-у.
Домик открывается
Цель: Эта задача позволит ребенку научиться открывать и закрывать рот правильно, чтобы мышцы были расслаблены, язык не напряжен. Также оно помогает удерживать губы и язык в определенном положении.
Выполнение: Улыбнуться, но только слегка, медленно приоткрыть рот, как будто нужно пропеть звук «а-а-а». рот поддержать несколько секунд открытым, а после закрыть.
https://youtube.com/watch?v=CGaqIMcMNI0%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Упражнения для губ и щек
Артикуляционная гимнастика в старшей группе – это возможность для каждого ребенка четко и правильно проговаривать каждый звук и слово в целом.
Упражнения для губ и щек – это отдельный комплекс, помогающий укрепить мышцы губ и в области щек. Но они принесут пользу только в том случае, если за правильностью выполнения будет следить взрослый и оценит важные моменты. Они описаны в таблице ниже.
Плавность выполнения каждого движения | Каждое движение следует выполнять без перерывов и толчков, легко и плавно, никаких подергиваний, иначе можно только навредить мышцам. |
Движения должны быть дифференцированы | Движения выполняются только тем органом, в нашем случае губами и щеками, другие органы не двигаются. |
Все движения равномерны и симметричны | Каждое движение выполнять симметрично – влево/право, вверх/вниз. |
Четкость | Каждый ребенок должен знать, как правильно выполнять каждое упражнение, старается выполнять его точно, четко и в полном объеме. |
Точность | Положительных результатов удастся добиться только если добиться правильного положения языка, губ, челюстей. |
Устойчивость | Ребенок должен научится удерживать нужное положение под счет взрослого. Сначала положение удерживается до 5 секунд, а после увеличивается до 10. |
Переключаемость | Ребенок должен научится быстро переключаться от одного движения к другому, при этом нужно сохранить качество выполнения упражнения. |
Артикуляционная гимнастика в старшей группе принесет пользу и даст быстрые результаты, если взрослый после каждого занятия будет разбирать успехи ребенка, что получаться стало лучше, а над чем стоит поработать еще.
Сытый хомячок
Цель: Помогает развить мышцы щек, а также губ.
Выполнение: Нужно набрать как можно больше воздуха в рот, надув по максимуму щеки и задержаться в таком положении на 10 секунд. После следует попеременно перекатывать воздух из одной щеки в другую.
Чтобы ребенок не устал, можно сделать легкую физразминку, прочитав стих про хомячка и повторив действия за ним.
Взрослый проговаривает:
Надуть щеки как можно сильнее.
Погладить щечки.
Потянуться вверх, зеваем с широко открытым ртом.
Погладить свои щеки, потрогать уши.
Водим языком внутри рта с оной стороны в другую.
Поводить ладошками или только подушечками пальцев по столу.
Поднять руки вверх на каждой цифре.
- Хомка сильный хочет стать.
Согнуть руки в локтевом суставе.
После этого упражнения ребенок расслабиться и будет готов продолжить занятие с логопедом.
Голодный хомячок
Цель: Научиться контролировать свои действия, работая с разными мышцами и резко меняя положение.
Выполнение: В этом упражнении необходимо как можно сильнее втянуть щеки и оставаться в таком положении 5-10 секунд.
Самовар
Цель: Укрепить мускулатуру губ и щек.
Выполнение: Губы сжать посильнее, но без дискомфорта, щеки надуть и удерживать воздух во рту около 3 сек., а после следует выпустить воздух быстро, проговорив «Пых!».
Шарик лопнул
Цель: Это упражнение помогает ребенку научиться контролировать язык и располагать его во рту правильно, чтобы было легче произносить звук «ш».
Выполнение: Ребенок должен попробовать длительно произносить букву «ш-ш-ш». во время произношения передний край языка должен располагаться в точности за верхним зубным рядом, губы слегка округлены, выдувается струя воздуха изо рта.
Чтобы было интереснее выполнять упражнение, взрослый проговаривает стишок:
- Дайте язычку дуду
- И еще 5 шариков
- Покатать комариков!
- Надуваем шарики,
- Садитесь, комарики!
Лягушка
Цель: Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Выполнение: Ребенок должен пониже опустить нижнюю губу, чтобы нижний ряд передних зубов обнажился по максимуму. После губу нужно снова вернуть на место.
Взрослый во время выполнения проговаривает:
- Ниже нижнюю губу
- Опущу я, как смогу.
Зайчик
Цель: Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Выполнение: Ребенок, глядя на себя в зеркало, должен приподнять верхнюю губу, стараясь дотянуться ней до носика и обнажить передние зубы верхнего зубного ряда. После губу снова следует вернуть на прежнее место.
Взрослый проговаривает:
- Губку верхнюю подняв,
- Замер зайчик, зубки сжав.
Толстячок-худышка
Цель: Помогает укрепить мускулатуру щек, способствует правильному развитию координации движений.
Выполнение: Ребенок должен, сидя перед зеркалом поочередно надувать, а после наоборот втягивать щеки. Выполнять нужно без усилий свободно и легко. В каждом из положений следует замереть на 5 секунд.
Упражнения для языка
Артикуляционные упражнения каждый ребенок должен выполнять только в сидячем положении и обязательно перед зеркалом.
Ребенок должен наблюдать за каждым своим движение, исправить ошибки, на которые укажет логопед. Дети старшей группы более организованы, чем в младшей, они четче выполняют каждую задачу, но все же следить за выполнением обязательно долен взрослый.
Лопатка
Цель: Научить малыша работать языком, удерживать его в спокойном, а также максимально расслабленном состоянии.
Выполнение: Улыбнуться широко, обнажив зубы, в слегка приоткрытый рот просунуть широкую его часть, уложив ее на нижнюю губу. В таком положении стоит зафиксировать язык, пока взрослый считает до 10.
Иголочка
Цель: Научить малыша делать язык узким, что позволит укрепить и максимально развить его мышцы.
Выполнение: Широко улыбнуться, открыв рот как можно шире, язык выдвинуть вперед и напрячь его сильно, придав ему узкую форму, которая только максимально возможна. В таком положении ребенок должен замереть, взрослый считает до 10. Язык в это время не должен быть зажат между зубами, а также не провисал к области подбородка.
Лопатка – иголочка
Цель: Максимально проработать мышцы языка, научится быстро менять положение языка.
Выполнение: Широко улыбнуться, приоткрыть рот и расположить язык на нижней губе, после сделать язык тонким, а его кончик острым имитируя иголку. После сменить положение, ослабив мышцы языка расположить его широкую часть на нижней губе. И так несколько раз поменять его положение: сделав тонким, а после ослабив.
Парус
Цель: Это упражнение учит ребенка правильно работать языком, удерживать его под небом и фиксировать такое его положение.
Выполнение: Ребенок показывает широкую улыбку, приоткрывая слегка рот, языком касается внутренней стороны зубов верхнего зубного ряда. Удерживать такое положение, пока взрослый ведет счет до 10.
Язычок не слушается
Цель: Помочь ребенку выработать навыки удержания языка в его расслабленном состоянии, мышцы расслаблены.
Выполнение: Нужно слегка приоткрыть рот, показать язычок и уложить его в расслабленном состоянии широкой частью на нижнюю губу. После нужно слегка шлепать губами по языку, при этом каждый удар необходимо сопровождать звучанием следующих слогов: «па-я-па-я-па-я». Удерживать язык в таком положении до счета 5, а после и до 10.
Чистим зубки
Цель: Научить ребенка удерживать кончик языка в области точно за нижним зубным рядом.
Выполнение: Улыбнуться широко, выставив на показ передние зубки, рот слегка приоткрыть, кончиком языка пройтись по внутренней части нижнего зубного ряда. Язык должен двигаться с одной стороны в другую, а после точно сверху вниз.
Чистим зубки снаружи
Цель: Помочь ребенку отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Выполнение: Изобразить добрую улыбку, продемонстрировать зубы, языком в медленном темпе провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же происходит имитация чистки наружной стороны нижних зубов.
Взрослый во время выполнения проговаривает:
- Зубки верхние снаружи
- Нам почистить очень нужно.
- Зубки нижние не хуже,
- Тоже чистки просят дружно.
Любопытный язычок
Цель: Помочь ребенку научиться поднимать язык вверх, а после удержать его в таком положении, придав ему форму кувшина и направлять поток воздуха точно по середине языка.
Выполнение: Улыбнуться и в приоткрытый рот просунуть язычок, уложив его широкую часть на нижнюю губу, боковые края при этом должны быть прижаты к ней. В середине языка должен образоваться желобок.
Удерживая положение, выдуть воздух из легких, направляя его на кончик носа, где лежит вата. Ее и нужно сдуть. Воздушный поток следует направлять точно по середине языка, чтобы он поднял ватный шарик точно вверх.
Маляр
Цель: Научиться отрабатывать движения языка вверх, а также сделать его подвижным.
Описание: Улыбнуться, приоткрыв передние зубы верхнего и нижнего ряда, приоткрыв рот и кончиком языка нежно провести по верхнему небу, как бы его поглаживая. Двигаться при этом рекомендуется вперед/назад.
Во время выполнения данной задачи челюсти не двигаются. Кончиком языка в процессе поглаживания следует доставать непосредственно до внутренней поверхности верхнего ряда зубов, но нельзя высовывать язык изо рта.
Шлепаем язычок губами
Цель: Постараться расслабить хорошо язычок, используя простой самомассаж – легкие пошлепывания губами. Научиться удерживать язык в распластанном виде, а также широком.
Выполнение: Изобразить добрую улыбку и слегка приоткрыть рот. Язык высунуть и в ослабленном положении расположить на нижней губе. После нужно пошлепать по языку губами, но не сильно без дискомфорта. Во время пошлепываний следует произносить звук «па-па-па».
Чтобы добиться скорейших и реальных результатов, это упражнение выполнять лучше в несколько этапов:
- губами пошлепать изначально кончик языка;
- после следует перейти на среднюю часть языка и его пошлепать;
- и так шлепать по языку подвигая его то вперед, то назад.
Качели
Цель: выработка умения в быстром темпе изменять положение языка вверх-вниз. Подобное положение позволит ребенку научится правильно проговаривать слоги: ла, лы, ло и лу.
Выполнение: Показать широкую улыбку со слегка приоткрытым ртом, где видно зубки, широкую часть языка расположить на нижнем ряде зубов и зафиксировать на 5 секунд. А следующий шаг – приподнять язычок и снова удерживать, и так несколько раз сменить положение язычка. Следить, чтобы работал только язык, а все остальные части речевого аппарата оставались неподвижными.
Покусаем язычок
Цель: Научить ребенка расслаблять мышцы языка, усилить кровоток в мышцах языка, а также улучшить проводимость нервных импульсов.
Выполнение: Выполнение: Необходимо сначала улыбнуться своему отражению в зеркале, приоткрыть рот и высунуть наружу язык. Затем слегка покусать его кончик, но без боли и дискомфорта. После выдвинуть его еще дальше и покусать среднюю часть.
И так покусать его весь, продвигая все дальше наружу. Во время покусываний стоит произносить звук «та-та-та». Благодаря произношению этого звука ребенок правильнее выполняет задание.
Покусаем бока язычка
Цель: Это упражнение помогает ребенку преодолеть напряженность языка за счет простого и доступного самомассажа, который способствует прилеганию краев языка к боковым зубам нижней челюсти.
Выполнение: Улыбнуться и пропеть «и-и-и», при этом язык расшириться. Не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами.
Гимнастика принесет пользу только в том случае, если будут соблюдены правила его выполнения:
- Упражнения следует выполнять ежедневно. Затрачивать достаточно всего 10-15 минут. Только регулярность выполнения поможет выработать у ребенка двигательные навыки, закрепить их и зафиксировать.
- Упражнения следует выполнять перед зеркалом. Такое положение помогает ребенку держать спину идеально ровной, ребенка не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Чтобы ребенок правильно выполнял упражнение, взрослый должен показать, а после контролировать процесс и указать на ошибки если таковые имеются.
- Некоторые упражнение следует выполнять под счет, который должен вести взрослый, чтобы ребенок не отвлекался.
- Упражнения выполняются ребенком поэтапно.
- Также следует проверять выполнение упражнения поэтапно, чтобы ребенок мог понять, где именно он делает ошибку и исправить ее.
Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс, который поможет ребенку подготовиться к школе, научиться проговаривать каждый звук.
Логопеды специально разрабатывают комплекс для детей старшей или младшей группы, чтобы помочь решить определенные задачи и не перегружать ребенка. Регулярное выполнение и правильный подход позволит детям с проблемами речи развиваться одновременно со сверстниками.
Видео на тему: артикуляционная гимнастика в старшей группе
Артикуляционная гимнастика в старшей группе:
https://youtube.com/watch?v=-NbmevFJbEg%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какая цель активной артикуляционной гимнастики при коррекции звука?
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимых для правильного произношения звуков.
Зачем выполнять артикуляционную гимнастику?
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Что входит в Артикуляционную гимнастику?
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Как правильно делать артикуляционную гимнастику?
Гимнастику нужно делать сидя перед зеркалом. В идеале малыш должен видеть Ваше и своё лицо в одном зеркале, сравнивать свой ротик с Вашим и повторять все движения. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте разнообразные игры и упражнения для артикуляционной гимнастики. Это поможет детям не только развивать речевые навыки, но и поддерживать интерес к занятиям. Например, можно включить в занятия ролевые игры, где дети будут изображать различных животных, произнося звуки, характерные для них.
СОВЕТ №2
Регулярно проводите диагностику речевых навыков детей. Это позволит вам отслеживать прогресс и корректировать программу гимнастики в зависимости от индивидуальных потребностей каждого ребенка. Используйте простые тесты и наблюдения для оценки изменений в произношении.
СОВЕТ №3
Создайте картотеку с упражнениями и играми для артикуляционной гимнастики. Это поможет вам систематизировать занятия и легко находить нужные материалы. Включите в картотеку как традиционные упражнения, так и новые, чтобы разнообразить занятия и поддерживать интерес детей.
СОВЕТ №4
Вовлекайте родителей в процесс артикуляционной гимнастики. Объясните им важность домашних занятий и предложите простые упражнения, которые они могут выполнять с детьми. Это не только укрепит навыки, но и создаст дополнительную мотивацию для детей.