Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии. Что это такое, расстройство, задержка, функции, развитие, средства восстановления

Под термином «речь» в логопедии специалисты подразумевают итоговый результат комбинированного взаимодействия основных мозговых центров. Его практическое выражение происходит с помощью органов артикуляции. Чтобы оказание помощи детям было более организованным, логопеды классифицировали речь на экспрессивную и импрессивную.

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии

Речевая деятельность детей подразделяется на 4 самостоятельные формы:

Формы, относящиеся к экспрессивной речи Формы, относящиеся к импрессивной речи
  • устная речь;
  • письменная речь.
  • восприятие устной речи;
  • чтение (осознание написанного).

Экспрессивная или моторная речь – это процесс воспроизведения подрастающим человеком конкретных звуков и букв с помощью рта и голосовых связок или навыков письма. За эту функцию в детском организме отвечает зона Брока, расположенная в левом полушарии у людей с ведущей правой рукой, или в правом – у тех, кто бытовые действия осуществляет с помощью левой конечности.

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии. Что это такое, расстройство, задержка, функции, развитие, средства восстановления

При наличии патологических процессов или травм рассматриваемого мозгового центра дети физически не могут членораздельно выражать свои мысли, воспроизводить их на бумаге, при этом отчетливо понимают задачу и воспринимаемую на слух информацию. Противоположностью экспрессивной речи является импрессивная, или сенсорная.

Ее суть заключается в четком осознании мозговыми центрами информации, воспринимаемой человеком с помощью органов слуха или зрения.

За осуществление указанной функции ответственна зона Вернике. Если ребенок в результате полученной травмы или из-за генетического отклонения имеет дисфункции этой области коры головного мозга (располагается в области левого виска), он не может воспринимать слова, так как не понимает их смысл и даже не идентифицирует эмоциональный окрас.

При этом его органы слуха функционируют в штатном режиме, чем при проведении медицинского исследования состояния здоровья подрастающего человека могут спровоцировать непонимание педиатром причин существенной задержки развития конкретного маленького пациента.

В ряде случаев детский организм подстраивается под физические «недостатки», компенсируя их тем, что делает более развитыми другие чувства восприятия.

Экспрессивная и импрессивная речь играют ключевую роль в развитии коммуникационных навыков у детей. Врачами отмечается, что расстройства в этих областях могут проявляться в виде задержки речевого развития, что затрудняет взаимодействие с окружающими. Экспрессивная речь отвечает за способность выражать мысли и чувства, тогда как импрессивная — за понимание речи других. При нарушениях этих функций важно применять комплексный подход к восстановлению. Логопеды рекомендуют использовать разнообразные средства, включая игры, артикуляционные упражнения и специальные методики, направленные на развитие словарного запаса и грамматических навыков. Регулярные занятия помогают детям не только улучшить речевые способности, но и повысить уверенность в себе, что в свою очередь способствует социализации и общему развитию.

Расстройство экспрессивной речиРасстройство экспрессивной речи

Функции

Этапами экспрессивной речи в норме считаются (в указанном порядке):

  1. Формирование мотива или возникновение желания высказаться.
  2. Воспроизведение сформулированной мысли в мозговых центрах (кодирование основной идеи в речевых схемах головного мозга).
  3. Озвучивание сформулированного высказывания.

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии. Что это такое, расстройство, задержка, функции, развитие, средства восстановления

К важнейшим функциям экспрессивной речи логопеды относят:

  • возможность выражать свое эмоциональное состояние (неумение ребенка доносить окружающим о личном отношении к происходящим в его жизни событиям чревато возникновениями неврозов, депрессии, психическим расстройствам);
  • упрощение адаптационного периода ребенка в детском коллективе;
  • формирование предрасположенности к быстрой социализации (возможность комфортно чувствовать себя в обществе без присутствия родителей).

Импрессивная речь по своей психологической структуре подразумевает наличие 3 основных этапов:

  1. Первичное восприятие информационного потока. Он может поступать к ребенку как посредствам органов слуха, так и речевой системы.
  2. Расшифровка полученного сообщения. На этом этапе детский мозг звуковой или буквенный состав поступившей информации.
  3. Формирование связей результата анализа данных со знаниями, отложенными в мозговых центрах, или собственным пониманием услышанного (прочитанного).

Правильное развитие импрессивной речи необходимо для корректного осуществления ее ключевых функций:

Развитие в норме

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии являются одними из ключевых показателей общей развитости и состояния здоровья ребенка. В зависимости от возраста маленького пациента, врач, по основным нормативам идентифицирует необходимость коррекционных занятий или консультации с узкими специалистами (невролог, психиатр, психолог, нейрохирург и так далее).

По общепринятой норме до 7-8 лет ребенок должен овладеть рядом навыков экспрессивной речи, среди которых:

  • гуканье;
  • гуление;
  • смех;
  • плач;
  • лепет;
  • имитация звуков, воспроизводимых родителями;
  • умение описательно воспроизводить свои мысли, возникающее в возрасте 8-9 мес. – 1.2 года (например, вместо конкретного слова «собака», дети говорят «гав-гав»);
  • словарный запас, объемом не менее 200 слов (до 2-х лет);
  • способность формулировать предложения, состоящие, минимум, из 3 слов (в 1.5 – 2 года);
  • расширение словарного запаса в возрасте 4-5 лет (на этом этапе активная лексика ребенка должна состоять из не менее, чем 1500-2000 слов);
  • активное использование всех частей речи во время выражения своих мыслей;
  • способность составлять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения без лексических ошибок;
  • освоение, понимание и использование в речи грамматических правил родного языка;
  • освоение этнических навыков (акцент, диалект).

Понять, на каком этапе развития находится импрессивная составляющая речи конкретного ребенка, логопедам удается с помощью соотношения фактических навыков маленького пациента с общепринятыми нормами.

Такими, как:

  • реагирование на обращенную к ним речь (происходит по достижению ребенком 6 мес.);
  • способность соотнести услышанное с конкретным изображением (например, на карточке или в окружающей ребенка обстановке);
  • умение соотнести показанное взрослым действие с имеющим к нему отношение изображением (например, если родитель имитирует удары молотком по гвоздям, ребенок должен достать из ящика с разными инструментами именно показываемый взрослым рабочий инструмент);
  • понимание лексики, связанной с описанием действий и качеством предметов бытового обихода (цвета, материал, фактура, размер и так далее);
  • возможность реализовать указания, состоящие из 2 и более этапов;
  • понимание значения используемых в речи предлогов и союзов (например, в норме ребенок не должен путать «и» с «или» и так далее);
  • способность восприятия сказок с помощью органов зрения (до 4 лет), а позднее только с помощью органов слуха (с 4-5 лет).

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии. Что это такое, расстройство, задержка, функции, развитие, средства восстановления

Экспрессивная и импрессивная речь играют ключевую роль в логопедии, отражая разные аспекты речевого развития. Экспрессивная речь связана с активным использованием языка для выражения мыслей и эмоций, тогда как импрессивная речь касается понимания и восприятия речи других. Расстройства в этих областях могут проявляться в виде задержки речевого развития, что затрудняет общение и социальную адаптацию ребенка.

Функции обеих видов речи важны для формирования полноценной личности. В логопедической практике используются различные средства восстановления, включая игры, артикуляционную гимнастику и специальные упражнения, направленные на развитие словарного запаса и грамматических навыков. Систематическая работа над экспрессивной и импрессивной речью способствует не только улучшению коммуникации, но и повышению уверенности ребенка в себе.

Развитие с задержкой

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии может развиваться у детей с задержкой по причине:

  • имеющихся перинатальных повреждений мозговых центров (патологии, возникающие во время нахождения ребенка в утробе матери);
  • появления на свет в результате преждевременных родов;
  • нарушений в функционировании органов артикуляции;
  • недоразвитости слухового аппарата или серьезные заболевания его основных органов;
  • имеющегося общего отставания психического развития конкретного ребенка;
  • генетические предрасположенности (может передаваться через несколько поколений);
  • отсутствия достаточного количества общения с ближайшими родственниками (психологами доказана необходимость ежедневного общения с детьми с первого дня их жизни. Несмотря на отсутствие ответной реакции с их стороны на обращения и слова, во время восприятия речи матери активно формируется мозговой центр, ответственный за импрессивную речь);
  • отсутствия должного воспитания (актуально для детей, находящихся на попечительстве муниципальных детских домов или домов малютки);
  • имеющегося отставания в физическом развитии;
  • наличия серьезных заболеваний, влияющих на нервную систему и головной мозг, которые ребенок перенос в раннем детстве;
  • отсутствия полнорационного сбалансированного питания в первые годы жизни;
  • аутизма;
  • дефицита стимулирующих факторов речевого развития.

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии. Что это такое, расстройство, задержка, функции, развитие, средства восстановления

Экспрессивная и импрессивная речь, развивающиеся с задержкой, в логопедии распознаются по ряду признаков:

  • неправильное произношение слов (перестановка букв, коверкание звуков и так далее);
  • неуместное использование предлогов и союзов;
  • отсутствие вопросительных предложений в речи ребенка;
  • паузы между словами, длиною более 2 сек;
  • заикание;
  • недоговаривание частей слова.

Расстройства

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии, а именно уровень ее развития у конкретного маленького пациента, определяет направленность дополнительных занятий, предназначенных для адаптации ребенка к возрастным психологическим и физиологическим изменениям. Для удобства оказания помощи детям, логопедами было принято решение классифицировать речевые расстройства на подтипы.

https://youtube.com/watch?v=ZvdJvM8iLm4%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Имея разные взгляды на ход терапии, специалистам до настоящего времени не удалось прийти к единому решению. Несмотря на наличие множества вариантов, наиболее популярным из них является классификация Л. О. Бадалян.

Связанные с серьезными нарушениями функционирования ЦНС

По мнению Бадалян, поражения детской нервной системы на этапе внутриутробного развития или после появления ребенка на свет, целесообразно классифицировать на несколько форм.

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии. Что это такое, расстройство, задержка, функции, развитие, средства восстановления

Например:

Форма речевого расстройства Краткая характеристика
Афазии При таком типе расстройства у ребенка происходит распад максимального количества речевых компонентов. Эта дисфункция возникает из-за существенного повреждения корковых речевых участков головного мозга.
Алалии При наличии рассматриваемого речевого расстройства, задержка развития конкретного человека происходит по аналогичной с афазиями схеме. Разница заключается только в том, что возникновений алалии происходит на этапе доречевого развития.
Дизартрии Возникает из-за недостаточной развитости мышц речевых органов. При наличии дизартрии ребенок не может правильно составлять и озвучивать свои мысли. В зависимости от того, какая зона мозга была поражена, логопеды классифицируют дизартрии на:
  • псевдобульбарная;
  • бульбарная;
  • подкорковая;
  • мозжечковая.

Каждая из форм речевого расстройства требует принятия особых мер для ее устранения.

Связанные с незначительными изменениями в работе ЦНС

Формами речевого расстройства, возникающего из-за функциональных деформаций центральной нервной системы, являются:

  • заикание (при озвучивании одного слова ребенок несколько раз повторяет один и тот же составной слог);
  • мутизм (ребенок не отвечает на обращения других людей и не реагирует на происходящее);
  • сурдомутизм (ребенок неспособен не только воспринимать информацию на слух, но и воспроизводить ее самостоятельно).

Связанные с отклонениями строения органов артикуляционного аппарата

Формами речевых расстройств, спровоцированных несовершенным строением органов артикуляции, принято считать:

  • механические дислалии (ребенок не выговаривает звуки или сознательно коверкает их из-за отсутствия физической возможности произнести их правильно, например, при наличии короткой уздечки языка);
  • ринолалии (ребенок не выговаривает носовых звуков из-за неправильного строения ЛОР-органов).

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии. Что это такое, расстройство, задержка, функции, развитие, средства восстановления

Различного происхождения

К речевым расстройствам различного происхождения логопеды относят задержки развития речи ребенка по не физиологическим причинам:

  • появление на свет в результате преждевременных родов;
  • наличие серьезных заболеваний внутренних систем организма;
  • некорректная форма воспитания и общего развития.

Коррекция

Коррекция задержки развития экспрессивной и импрессивной речи предполагает наличие комплексного подхода.

Конкретный набор предпринимаемых мер определяется логопедом с учетом фактических данных конкретного маленького пациента:

  • ноотропные лекарственные средства (стимулируют деятельность клеток коры головного мозга, благодаря чему у детей улучшается память, усиливается внимание, появляется способность сосредотачиваться, нормализуется сон и общее психическое состояние и так далее);
  • физиотерапевтические процедуры (например, микротоковая терапия, подразумевающая активное воздействие минимальными разрядами тока на биологически активные зоны коры головного мозга);
  • развивающие занятия с логопедом и дефектологом (специалисты направляют свои усилия на улучшение памяти маленького человека, общее развитие мышления);
  • логопедический массаж (комплексное воздействие на лицевую мускулатуру, способствующее становлению речи маленького человека);
  • выполнение упражнений в игровой форме, направленных на развитие лицевой мускулатуры (например, «Часики», при котором ребенку 2-3 лет необходимо высунуть язык и перемещать его из стороны в сторону; звукоподражательные упражнения (имитация дождя, голосов животных и так далее) или озвучивание стихотворения (взрослый показывает – ребенок озвучивает его действия, после чего происходит смена ролей).

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии. Что это такое, расстройство, задержка, функции, развитие, средства восстановления

Экспрессивная и импрессивная речь в норме должны быть сформированы у детей на базовом уровне уже к 4-5 годам. В логопедии существует большое количество способов стимуляции способностей у ребенка грамотно выражать свои мысли, практиковать которые он может не только со специалистом, но и дома наедине с родителями.

Несмотря на важность речевого аспекта в общем развитии подрастающего человека, взрослым не рекомендуется оказывать на ребенка моральное давление и заставлять заниматься. Вместо этого следует как можно больше разговаривать с ним, интересоваться детским мнением и расширять его кругозор.

Видео об экспрессивной и импрессивной

Как развивать экспрессивную и импрессивную речь у ребенка:

https://youtube.com/watch?v=MsIj1RrIfKQ%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Что такое Импрессивная и экспрессивная речь?

Разница между импрессивной и экспрессивной речью сводится к пониманию услышанного и личного высказывания. Импрессивная речь предполагает слушание, понимание, а экспрессивное – высказывание. Эти слова, пожалуй, являются кратчайшими определениями для объяснения экспрессивной и импрессивной речи.

Что такое расстройство экспрессивной речи?

✅Расстройство экспрессивной речи. При экспрессивном расстройстве речи или моторной алалии понимание речи обычно сохранно. Резко запаздывает произнесение первых слов (2-3 года), фразы либо не появляются вовсе, либо возникают в очень упрощенном виде в 5-6-летнем возрасте.

  1. Расстройство экспрессивной речи (логопедическая классификация – общее недоразвитие речи) – одна из форм специфического нарушения речевого развития, при котором способность ребёнка использовать разговорную речь ниже уровня, при том, что понимание речи обычно не страдает.

Что такое экспрессивная речь у детей?

Экспрессия в переводе с латыни означает «выражение». С помощью экспрессивной (моторной) речевой функции люди обладают способностью воспроизводить звуки и произносить слова. В этом процессе участвуют артикуляционный аппарат и управляющий им участок коры головного мозга, который носит название зоны Брока.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основные характеристики экспрессивной и импрессивной речи. Понимание различий между этими двумя типами речи поможет вам лучше осознать, какие именно аспекты необходимо развивать у ребенка с речевыми нарушениями.

СОВЕТ №2

Регулярно проводите игровые занятия, направленные на развитие речи. Используйте карточки с изображениями, настольные игры или ролевые игры, чтобы стимулировать как экспрессивную, так и импрессивную речь у ребенка.

СОВЕТ №3

Обратитесь к логопеду для индивидуальной оценки и составления программы восстановления. Профессиональная помощь может значительно ускорить процесс развития речевых навыков и помочь в преодолении задержек.

СОВЕТ №4

Создайте поддерживающую языковую среду дома. Читайте книги, обсуждайте прочитанное и поощряйте ребенка задавать вопросы. Это поможет развить как понимание речи, так и навыки ее выражения.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации