Под термином «речь» в логопедии специалисты подразумевают итоговый результат комбинированного взаимодействия основных мозговых центров. Его практическое выражение происходит с помощью органов артикуляции. Чтобы оказание помощи детям было более организованным, логопеды классифицировали речь на экспрессивную и импрессивную.
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии
Речевая деятельность детей подразделяется на 4 самостоятельные формы:
Формы, относящиеся к экспрессивной речи | Формы, относящиеся к импрессивной речи |
|
|
Экспрессивная или моторная речь – это процесс воспроизведения подрастающим человеком конкретных звуков и букв с помощью рта и голосовых связок или навыков письма. За эту функцию в детском организме отвечает зона Брока, расположенная в левом полушарии у людей с ведущей правой рукой, или в правом – у тех, кто бытовые действия осуществляет с помощью левой конечности.
При наличии патологических процессов или травм рассматриваемого мозгового центра дети физически не могут членораздельно выражать свои мысли, воспроизводить их на бумаге, при этом отчетливо понимают задачу и воспринимаемую на слух информацию. Противоположностью экспрессивной речи является импрессивная, или сенсорная.
Ее суть заключается в четком осознании мозговыми центрами информации, воспринимаемой человеком с помощью органов слуха или зрения.
За осуществление указанной функции ответственна зона Вернике. Если ребенок в результате полученной травмы или из-за генетического отклонения имеет дисфункции этой области коры головного мозга (располагается в области левого виска), он не может воспринимать слова, так как не понимает их смысл и даже не идентифицирует эмоциональный окрас.
При этом его органы слуха функционируют в штатном режиме, чем при проведении медицинского исследования состояния здоровья подрастающего человека могут спровоцировать непонимание педиатром причин существенной задержки развития конкретного маленького пациента.
В ряде случаев детский организм подстраивается под физические «недостатки», компенсируя их тем, что делает более развитыми другие чувства восприятия.
Экспрессивная и импрессивная речь играют ключевую роль в развитии коммуникационных навыков у детей. Врачами отмечается, что расстройства в этих областях могут проявляться в виде задержки речевого развития, что затрудняет взаимодействие с окружающими. Экспрессивная речь отвечает за способность выражать мысли и чувства, тогда как импрессивная — за понимание речи других. При нарушениях этих функций важно применять комплексный подход к восстановлению. Логопеды рекомендуют использовать разнообразные средства, включая игры, артикуляционные упражнения и специальные методики, направленные на развитие словарного запаса и грамматических навыков. Регулярные занятия помогают детям не только улучшить речевые способности, но и повысить уверенность в себе, что в свою очередь способствует социализации и общему развитию.
Функции
Этапами экспрессивной речи в норме считаются (в указанном порядке):
- Формирование мотива или возникновение желания высказаться.
- Воспроизведение сформулированной мысли в мозговых центрах (кодирование основной идеи в речевых схемах головного мозга).
- Озвучивание сформулированного высказывания.
К важнейшим функциям экспрессивной речи логопеды относят:
- возможность выражать свое эмоциональное состояние (неумение ребенка доносить окружающим о личном отношении к происходящим в его жизни событиям чревато возникновениями неврозов, депрессии, психическим расстройствам);
- упрощение адаптационного периода ребенка в детском коллективе;
- формирование предрасположенности к быстрой социализации (возможность комфортно чувствовать себя в обществе без присутствия родителей).
Импрессивная речь по своей психологической структуре подразумевает наличие 3 основных этапов:
- Первичное восприятие информационного потока. Он может поступать к ребенку как посредствам органов слуха, так и речевой системы.
- Расшифровка полученного сообщения. На этом этапе детский мозг звуковой или буквенный состав поступившей информации.
- Формирование связей результата анализа данных со знаниями, отложенными в мозговых центрах, или собственным пониманием услышанного (прочитанного).
Правильное развитие импрессивной речи необходимо для корректного осуществления ее ключевых функций:
Развитие в норме
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии являются одними из ключевых показателей общей развитости и состояния здоровья ребенка. В зависимости от возраста маленького пациента, врач, по основным нормативам идентифицирует необходимость коррекционных занятий или консультации с узкими специалистами (невролог, психиатр, психолог, нейрохирург и так далее).
По общепринятой норме до 7-8 лет ребенок должен овладеть рядом навыков экспрессивной речи, среди которых:
- гуканье;
- гуление;
- смех;
- плач;
- лепет;
- имитация звуков, воспроизводимых родителями;
- умение описательно воспроизводить свои мысли, возникающее в возрасте 8-9 мес. – 1.2 года (например, вместо конкретного слова «собака», дети говорят «гав-гав»);
- словарный запас, объемом не менее 200 слов (до 2-х лет);
- способность формулировать предложения, состоящие, минимум, из 3 слов (в 1.5 – 2 года);
- расширение словарного запаса в возрасте 4-5 лет (на этом этапе активная лексика ребенка должна состоять из не менее, чем 1500-2000 слов);
- активное использование всех частей речи во время выражения своих мыслей;
- способность составлять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения без лексических ошибок;
- освоение, понимание и использование в речи грамматических правил родного языка;
- освоение этнических навыков (акцент, диалект).
Понять, на каком этапе развития находится импрессивная составляющая речи конкретного ребенка, логопедам удается с помощью соотношения фактических навыков маленького пациента с общепринятыми нормами.
Такими, как:
- реагирование на обращенную к ним речь (происходит по достижению ребенком 6 мес.);
- способность соотнести услышанное с конкретным изображением (например, на карточке или в окружающей ребенка обстановке);
- умение соотнести показанное взрослым действие с имеющим к нему отношение изображением (например, если родитель имитирует удары молотком по гвоздям, ребенок должен достать из ящика с разными инструментами именно показываемый взрослым рабочий инструмент);
- понимание лексики, связанной с описанием действий и качеством предметов бытового обихода (цвета, материал, фактура, размер и так далее);
- возможность реализовать указания, состоящие из 2 и более этапов;
- понимание значения используемых в речи предлогов и союзов (например, в норме ребенок не должен путать «и» с «или» и так далее);
- способность восприятия сказок с помощью органов зрения (до 4 лет), а позднее только с помощью органов слуха (с 4-5 лет).
Экспрессивная и импрессивная речь играют ключевую роль в логопедии, отражая разные аспекты речевого развития. Экспрессивная речь связана с активным использованием языка для выражения мыслей и эмоций, тогда как импрессивная речь касается понимания и восприятия речи других. Расстройства в этих областях могут проявляться в виде задержки речевого развития, что затрудняет общение и социальную адаптацию ребенка.
Функции обеих видов речи важны для формирования полноценной личности. В логопедической практике используются различные средства восстановления, включая игры, артикуляционную гимнастику и специальные упражнения, направленные на развитие словарного запаса и грамматических навыков. Систематическая работа над экспрессивной и импрессивной речью способствует не только улучшению коммуникации, но и повышению уверенности ребенка в себе.
Развитие с задержкой
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии может развиваться у детей с задержкой по причине:
- имеющихся перинатальных повреждений мозговых центров (патологии, возникающие во время нахождения ребенка в утробе матери);
- появления на свет в результате преждевременных родов;
- нарушений в функционировании органов артикуляции;
- недоразвитости слухового аппарата или серьезные заболевания его основных органов;
- имеющегося общего отставания психического развития конкретного ребенка;
- генетические предрасположенности (может передаваться через несколько поколений);
- отсутствия достаточного количества общения с ближайшими родственниками (психологами доказана необходимость ежедневного общения с детьми с первого дня их жизни. Несмотря на отсутствие ответной реакции с их стороны на обращения и слова, во время восприятия речи матери активно формируется мозговой центр, ответственный за импрессивную речь);
- отсутствия должного воспитания (актуально для детей, находящихся на попечительстве муниципальных детских домов или домов малютки);
- имеющегося отставания в физическом развитии;
- наличия серьезных заболеваний, влияющих на нервную систему и головной мозг, которые ребенок перенос в раннем детстве;
- отсутствия полнорационного сбалансированного питания в первые годы жизни;
- аутизма;
- дефицита стимулирующих факторов речевого развития.
Экспрессивная и импрессивная речь, развивающиеся с задержкой, в логопедии распознаются по ряду признаков:
- неправильное произношение слов (перестановка букв, коверкание звуков и так далее);
- неуместное использование предлогов и союзов;
- отсутствие вопросительных предложений в речи ребенка;
- паузы между словами, длиною более 2 сек;
- заикание;
- недоговаривание частей слова.
Расстройства
Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии, а именно уровень ее развития у конкретного маленького пациента, определяет направленность дополнительных занятий, предназначенных для адаптации ребенка к возрастным психологическим и физиологическим изменениям. Для удобства оказания помощи детям, логопедами было принято решение классифицировать речевые расстройства на подтипы.
https://youtube.com/watch?v=ZvdJvM8iLm4%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Имея разные взгляды на ход терапии, специалистам до настоящего времени не удалось прийти к единому решению. Несмотря на наличие множества вариантов, наиболее популярным из них является классификация Л. О. Бадалян.
Связанные с серьезными нарушениями функционирования ЦНС
По мнению Бадалян, поражения детской нервной системы на этапе внутриутробного развития или после появления ребенка на свет, целесообразно классифицировать на несколько форм.
Например:
Форма речевого расстройства | Краткая характеристика |
Афазии | При таком типе расстройства у ребенка происходит распад максимального количества речевых компонентов. Эта дисфункция возникает из-за существенного повреждения корковых речевых участков головного мозга. |
Алалии | При наличии рассматриваемого речевого расстройства, задержка развития конкретного человека происходит по аналогичной с афазиями схеме. Разница заключается только в том, что возникновений алалии происходит на этапе доречевого развития. |
Дизартрии | Возникает из-за недостаточной развитости мышц речевых органов. При наличии дизартрии ребенок не может правильно составлять и озвучивать свои мысли. В зависимости от того, какая зона мозга была поражена, логопеды классифицируют дизартрии на:
Каждая из форм речевого расстройства требует принятия особых мер для ее устранения. |
Связанные с незначительными изменениями в работе ЦНС
Формами речевого расстройства, возникающего из-за функциональных деформаций центральной нервной системы, являются:
- заикание (при озвучивании одного слова ребенок несколько раз повторяет один и тот же составной слог);
- мутизм (ребенок не отвечает на обращения других людей и не реагирует на происходящее);
- сурдомутизм (ребенок неспособен не только воспринимать информацию на слух, но и воспроизводить ее самостоятельно).
Связанные с отклонениями строения органов артикуляционного аппарата
Формами речевых расстройств, спровоцированных несовершенным строением органов артикуляции, принято считать:
- механические дислалии (ребенок не выговаривает звуки или сознательно коверкает их из-за отсутствия физической возможности произнести их правильно, например, при наличии короткой уздечки языка);
- ринолалии (ребенок не выговаривает носовых звуков из-за неправильного строения ЛОР-органов).
Различного происхождения
К речевым расстройствам различного происхождения логопеды относят задержки развития речи ребенка по не физиологическим причинам:
- появление на свет в результате преждевременных родов;
- наличие серьезных заболеваний внутренних систем организма;
- некорректная форма воспитания и общего развития.
Коррекция
Коррекция задержки развития экспрессивной и импрессивной речи предполагает наличие комплексного подхода.
Конкретный набор предпринимаемых мер определяется логопедом с учетом фактических данных конкретного маленького пациента:
- ноотропные лекарственные средства (стимулируют деятельность клеток коры головного мозга, благодаря чему у детей улучшается память, усиливается внимание, появляется способность сосредотачиваться, нормализуется сон и общее психическое состояние и так далее);
- физиотерапевтические процедуры (например, микротоковая терапия, подразумевающая активное воздействие минимальными разрядами тока на биологически активные зоны коры головного мозга);
- развивающие занятия с логопедом и дефектологом (специалисты направляют свои усилия на улучшение памяти маленького человека, общее развитие мышления);
- логопедический массаж (комплексное воздействие на лицевую мускулатуру, способствующее становлению речи маленького человека);
- выполнение упражнений в игровой форме, направленных на развитие лицевой мускулатуры (например, «Часики», при котором ребенку 2-3 лет необходимо высунуть язык и перемещать его из стороны в сторону; звукоподражательные упражнения (имитация дождя, голосов животных и так далее) или озвучивание стихотворения (взрослый показывает – ребенок озвучивает его действия, после чего происходит смена ролей).
Экспрессивная и импрессивная речь в норме должны быть сформированы у детей на базовом уровне уже к 4-5 годам. В логопедии существует большое количество способов стимуляции способностей у ребенка грамотно выражать свои мысли, практиковать которые он может не только со специалистом, но и дома наедине с родителями.
Несмотря на важность речевого аспекта в общем развитии подрастающего человека, взрослым не рекомендуется оказывать на ребенка моральное давление и заставлять заниматься. Вместо этого следует как можно больше разговаривать с ним, интересоваться детским мнением и расширять его кругозор.
Видео об экспрессивной и импрессивной
Как развивать экспрессивную и импрессивную речь у ребенка:
https://youtube.com/watch?v=MsIj1RrIfKQ%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что такое Импрессивная и экспрессивная речь?
Разница между импрессивной и экспрессивной речью сводится к пониманию услышанного и личного высказывания. Импрессивная речь предполагает слушание, понимание, а экспрессивное – высказывание. Эти слова, пожалуй, являются кратчайшими определениями для объяснения экспрессивной и импрессивной речи.
Что такое расстройство экспрессивной речи?
✅Расстройство экспрессивной речи. При экспрессивном расстройстве речи или моторной алалии понимание речи обычно сохранно. Резко запаздывает произнесение первых слов (2-3 года), фразы либо не появляются вовсе, либо возникают в очень упрощенном виде в 5-6-летнем возрасте.
- Расстройство экспрессивной речи (логопедическая классификация – общее недоразвитие речи) – одна из форм специфического нарушения речевого развития, при котором способность ребёнка использовать разговорную речь ниже уровня, при том, что понимание речи обычно не страдает.
Что такое экспрессивная речь у детей?
Экспрессия в переводе с латыни означает «выражение». С помощью экспрессивной (моторной) речевой функции люди обладают способностью воспроизводить звуки и произносить слова. В этом процессе участвуют артикуляционный аппарат и управляющий им участок коры головного мозга, который носит название зоны Брока.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основные характеристики экспрессивной и импрессивной речи. Понимание различий между этими двумя типами речи поможет вам лучше осознать, какие именно аспекты необходимо развивать у ребенка с речевыми нарушениями.
СОВЕТ №2
Регулярно проводите игровые занятия, направленные на развитие речи. Используйте карточки с изображениями, настольные игры или ролевые игры, чтобы стимулировать как экспрессивную, так и импрессивную речь у ребенка.
СОВЕТ №3
Обратитесь к логопеду для индивидуальной оценки и составления программы восстановления. Профессиональная помощь может значительно ускорить процесс развития речевых навыков и помочь в преодолении задержек.
СОВЕТ №4
Создайте поддерживающую языковую среду дома. Читайте книги, обсуждайте прочитанное и поощряйте ребенка задавать вопросы. Это поможет развить как понимание речи, так и навыки ее выражения.