Благоприятное воздействие мелодий на слаженное развитие дошкольника является первопричиной внедрения музыкально-дидактических игр в педагогическую практику. В игровой форме наиболее эффективно познается важность эстетического восприятия, развивается физическое, когнитивное и психическое здоровье ребенка из средней группы.
Особенности развития детей
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет) является важным периодом в становлении личности ребенка. На данном этапе, у воспитанника формируется характер, совершенствуются коммуникативные и познавательные навыки, в значительной степени улучшается физическое и психическое здоровье.
С целью эффективного и планомерного развития всех составляющих личности, в педагогический процесс вводится игровая деятельность, являющаяся основой обучения.
Музыкально-дидактические игры внедряются в детское учреждение для развития:
- Эстетического воспитания. Ребенок учится видеть объективную красоту окружающего мира, прививается любовь к искусству, формируется воля и желание к самостоятельному творчеству.
- Эмоционального воспитания. Посредством спокойного прослушивания музыки, у дошкольника пробуждаются различные эмоции, тренируется психическая реакция на грустные или веселые мелодии.
- Звуковысотного слуха. Дети обучаются различать определенные музыкальные регистры, благодаря которым улучшается восприятие нот, тональности и ритмичности. Развитый слух в большей степени развивает скорость реакции и концентрацию.
- Оздоровление. Вокальные упражнения в игровой практике способны эффективно укрепить сердечнососудистую и дыхательную системы ребенка. Правильно выбранные методы позволяют улучшить артикуляцию и снять мышечные спазмы.
Музыкально-дидактические игры для средней группы совершенствуют общую координацию движений, развивают любознательность и мотивацию, формируют мышление, память и внимание. Музыкальная практика обладает образовательными, развивающими, воспитательными и корректирующими задачами.
Врачи отмечают, что музыкально-дидактические игры для детей средней группы играют важную роль в их развитии. Такие игры способствуют не только формированию музыкальных навыков, но и развитию когнитивных функций, моторики и социальных навыков. Врачи подчеркивают, что активное участие в музыкальных играх помогает детям лучше воспринимать информацию, развивает их память и внимание. Картотека с целями для таких игр должна включать разнообразные задания, направленные на развитие слухового восприятия, ритмики и творческого мышления. Специалисты рекомендуют использовать игры, которые стимулируют взаимодействие между детьми, что способствует формированию навыков сотрудничества и коммуникации. В целом, музыкально-дидактические игры являются эффективным инструментом для комплексного развития детей, что подтверждается множеством исследований в области детской психологии и медицины.
Как заинтересовать ребёнка
Заинтересованность ребенка к выполнению музыкально-дидактических игр, — это основное требование на пути к эффективной педагогической практике. Важно, чтобы игровой процесс был максимально простым по сюжету.
Для заинтересованности дошкольника рекомендуется использовать следующий инструментарий:
- Красочные изображения и схемы. С помощью схематических объяснений дошкольник намного лучше усваивает цели занятия, при этом происходит совершенствование логического и рационального мышления.
Воспитанник учится анализировать поступающую информацию. Цветные картинки с яркими красками помогают лучше воспринимать педагогический материал.
- Фигуры персонажей. Использование плоскостных фигурок улучшает зрительное восприятие игрового персонажа. Их применение позволяет взаимодействовать с мышлением на психологическом уровне, что повышает сопереживание и важность следования тем или иным действиям.
- Шумовые и музыкальные инструменты. Являются основополагающим механизмом музыкально-дидактической практики в детском саду.
Использование разнообразных инструментов развивает эстетическое воспитание, музицирование, а также формирует личность путем приобщения к искусству.
Наглядный материал должен быть художественным, ярким и динамическим. Важно, чтобы он соответствовал содержанию игрового процесса.
Эффективные музыкально-дидактические игры содержат хорошо выстроенный сюжет и определенные правила, которые соблюдаются всеми участниками педагогического процесса.
Детям намного проще запоминать определенную информацию путем игровой практики, поэтому преподавателю необходимо сделать все возможное для того, чтобы материал усваивался наиболее доступно. Многие психологические исследования указывают на важность возникновения игровых ассоциаций в отношении педагогики.
Организация музыкально-дидактических игр
Музыкально-дидактические игры для средней группы показывают высокую эффективность только при правильно выстроенной организации.
В зависимости от развертывания игрового процесса и начальной педагогической задачи, игры делятся на 3 разновидности:
- Спокойное музицирование. Игровое взаимодействие с детьми направлено на внимательное и эффективное восприятие определенной мелодии.
Наиболее популярные задачи: определить характер песни; сказать, из какого мультфильма играет музыка; выявить музыкальный инструмент исходя из его звучания. В этом случае педагогом создаются необходимые условия для статического поведения дошкольников.
- Подвижные игры. Здесь воспитатель учит детей реакциям на определенные звуки, которые отличаются исходя из скорости, громкости и интенсивности. Чем быстрее меняется звучание той или ной мелодии, тем веселее действует дошкольник.
Подвижные игры необходимо всегда видоизменять исходя из педагогической задачи. К примеру, медленная музыка может вовлекать в игровой процесс девочек, быстрая, — мальчиков.
- Хороводные игры. Несмотря на схожесть с подвижными дидактическими играми, в этом случае дошкольники двигаются вокруг определенного объекта, взявшись за руки.
При проигрыше определенной мелодии или звуков воспитанники останавливаются для совершения определенного действия.
- Сюжетно-ролевые игры. Воспитатель встраивает в игровой процесс определенный сюжет, одновременно выдавая каждому участнику ту или иную роль. Это может быть любимая сказка, мультфильм или случай из жизни.
Любая из разновидностей требует от воспитателя разделения дошкольников на отдельные подгруппы, что не только повышает соревновательный интерес, но и позволяет избежать переутомления. Так, пока 1 группа участников играет, — 2 отдыхает и наоборот.
Для средней группы педагог создает необходимые условия с целью эффективного развития и обучения самостоятельности. Дошкольникам предлагается дидактический материал и настольные игры, которые могут использоваться в специально выделенном месте.
Педагог должен всегда придерживаться определенного плана игрового процесса:
Этап | Описание | Время |
Объяснение правил | Воспитатель показывает или рассказывает, какие действия должны предприниматься дошкольниками, объясняется цель игры. | От 2 до 5 мин. |
Игра | Дети начинают взаимодействовать с определенными предметами, инструментами и другими аспектами в игровом процессе. Каждая игра может повторяться от 3 до 5 раз, в зависимости от того, насколько она понравилась ребенку. | От 5 до 8 мин. |
Подведение итогов | Воспитателем отмечаются дети, которые лучше всего усвоили материал и следовали правилам. Выбираются победившие участники или команды. Педагог расспрашивает дошкольников о том, понравилось ли им играть, спрашивает о повторном проведении занятия. | От 2 до 3 мин. |
В зависимости от возраста, количества детей, а также интеллектуальных или двигательных навыков, отведенное время на проведение вышеописанных этапов может изменяться в меньшую или большую сторону. Поэтому, особо важно проводить начальное тестирование каждого дошкольника.
При частых педагогических занятиях, воспитатель способен эффективно развивать у детей из средней группы такие важные качества, как: чувствование ритмичности, увеличение знаний о культуре музыки и совершенствование слуховой сосредоточенности.
У дошкольника развивается эстетическое восприятие и концентрация.
Музыкально-дидактические игры для средней группы становятся важным инструментом в образовательном процессе. Педагоги отмечают, что такие игры способствуют развитию музыкального слуха, ритма и творческих способностей детей. Они помогают создать атмосферу радости и сотрудничества, что особенно важно в этом возрасте. Родители также положительно отзываются о таких занятиях, подчеркивая, что дети с удовольствием участвуют в играх и запоминают музыкальные произведения. Картотека с целями для этих игр позволяет педагогам четко планировать занятия, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Это делает процесс обучения более структурированным и эффективным, что, в свою очередь, способствует всестороннему развитию детей.
Картотека занятий с целями
Музыкально-дидактические игры для средней группы проводятся исходя из представленной картотеки занятий, в которой представлена информация об игровом материале, основных задачах и непосредственно ходе педагогического процесса.
Хорошо продуманная картотека является своеобразной инструкцией для преподавателя, следуя которой он может повысить эффективность игровой практики, заинтересовать ребенка и воспитать в нем важные качества.
Нижеописанные картотеки разработаны квалифицированными специалистами в сфере педагогики и детского воспитания.
Подвижная игра Дирижер
Цель игры:
- обучение дошкольников различным движениям исходя из ритма и скорости музыки;
- развитие навыка быстрого реагирования на смену музыкального сопровождения; совершенствование координации.
Игровой материал:
- музыкальные инструменты, характеризующиеся большим уровнем шума (погремушки, трещотки и так далее);
- дирижерская палочка;
- любая цифровая аудиотехника.
Ход игры:
- Случайно выбранный ребенок становится дирижером, после чего педагог включает определенную мелодию.
- Ведущий начинает дирижировать, пока остальные дошкольники передвигаются по импровизированной сцене, каждый из которых должен подыгрывать в темп с помощью музыкального инструмента.
- Спустя некоторое количество времени, воспитатель дает команду детям: «Замереть!», после чего дирижер останавливается, а за ним и остальные воспитанники.
- Ребенок, выполняющий дирижерскую роль, выбирает понравившегося дошкольника и передает ему палочку. Игра повторяется от 3 до 5 раз.
Подвижная игра Драконы и принцессы
Цель игры:
- развитие у дошкольника понимания выразительности определенных музыкальных образов;
- совершенствование навыка согласования двигательной функции с тактом, скоростью и интенсивностью мелодии.
Материал игры:
- легкие ленты из хлопкового или бумажного материала;
- определенные атрибуты (маски, костюмы, наклейки) для различия драконов и принцесс;
- цифровая аудиотехника.
https://youtube.com/watch?v=CGEuz9RPHe4%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Ход игры:
- Воспитатель делит ребят по половым признакам на 2 отдельные команды.
- Мальчики наряжаются в драконов и выполняют определенные действия: ходят широким шагом по импровизированному залу, размахивают в разные стороны руками.
- Девочки стоят по разным углам комнаты и машут лентами.
- Когда дошкольника касается лента, он тут же замирает на месте, музыка становится все тише.
- Игровой процесс продолжается до тех пор, пока в зале не останется от 1 до 2 летающих «драконов».
- Игра повторяется от 3 до 5 раз. Для развития вовлеченности, педагог меняет композиции, выдает новые роли.
Творческая игра Птица и птенчики
Цель игры:
- развитие слуха и чувства такта;
- совершенствование умения видеть невербальные характеристики образов;
- формирование творческих способностей за счет эмоциональной реакции на звуки.
Материал игры:
- небольшая деревянная или пластмассовая лестница из 3 ступеней;
- звуковой инструмент металлофон или аудиосистема;
- игрушечные птицы и птенцы в количестве 3-4 шт.
Ход игры:
- Воспитатель играет на металлофоне высокие и низкие ноты до 2 октавы.
- Исходя из характера ноты, дошкольники выставляют игрушечных птиц на определенную ступень лестницы. Например, на высоких звуках мелкие игрушки ставятся снизу, а на низких большие птицы размещаются сверху.
Творческая игра «Мешок волшебника»
Цель игры:
- развитие концентрации и внимания;
- совершенствование навыка запоминания;
- обучение музыкальной грамоте и ассоциативному ряду.
Материал игры:
- тканевый мешок;
- игрушечные звери (кот, петух, заяц, медведь);
- цифровая аудиосистема. При наличии определенных навыков, вместо музыкального центра можно использовать фортепиано.
Ход игры:
- Воспитатель указывает детям на то, что в гости к ним пришли звери, которые спрятались в тканевом мешке.
- Для дошкольников играют знакомые музыкальные произведения: Воробушки, Серенькая кошка, Медведь от известных исполнителей.
- Ребята воспринимают мелодии исходя из ассоциативного ряда, доставая из мешка тех зверей, которые соотносятся с названием музыки.
- Игрушки можно заменить интерактивными картами.
Идеи для музыкально-дидактических игр
Музыкально-дидактические игры для средней группы могут проводиться не только на уроках музыки, но и на коммуникативных, математических или логических занятиях. Они также показывают высокую эффективность при обучении в свободное время.
Интересные идеи дидактических упражнений с музыкальными элементами:
- Что лишнее? Детям предлагается на выбор несколько интерактивных карт с изображением различных музыкальных инструментов, на которых присутствует 1 лишний вариант, — например, 4 духовых и 1 ударный.
Ребенку необходимо выбрать неподходящую к остальным карту. Для повышения эффективности педагогического процесса, вместе с картами подаются мелодии, исполняемые на том или ином инструменте.
- Звенит колокольчик. Дошкольникам показываются 2 разновидности изображений с большими и малыми колокольчиками. После этого воспитатель включает тихую (малый размер) или громкую (большой размер) мелодию. Ребенку нужно указать на соответствующую картинку.
- Исчезнувший инструмент. Перед детьми выставляется несколько интерактивных карт с изображением музыкальных инструментов. Педагог просит ученика закрыть глаза, после чего убирает определенный предмет.
Цель игры — определить недостающий объект. Для повышения заинтересованности, игровой процесс можно совершенствовать. Например, — менять местами или добавлять новые инструменты.
- Игра в мелодию. В определенном порядке, воспитателем размещаются на доске цветные карты, соответствующие оттенкам на ксилофоне. Исходя из размещения, учащемуся необходимо сыграть определенную мелодию.
Музыкально-дидактические игры способны эффективно развивать память, внимание, а также совершенствовать рационально-логическое мышление дошкольников из средней группы.
Для того чтобы ребенок не потерял интерес и мотивацию, игровой процесс можно всячески видоизменять исходя из особенностей дошкольника или целой группы.
Рекомендации психологов и педагогов
В средней дошкольной группе, когда музыкально-дидактические игры только начинают вводиться в педагогический процесс, воспитателю особо важно суметь создать интересные игровые ситуации, сопровождающиеся любимыми мелодии.
Несмотря на то, что старшие ребята умеют самостоятельно подбирать необходимые инструменты, организовывать игровую обстановку и придумывать сценарии, опытные педагоги указывают на то, что детям все же необходимо напоминать о цели занятия и предлагать любую другую помощь.
Важный этап на пути эффективного взаимодействия с ребенком — это правильный анализ педагогического процесса. С его помощью воспитатель может оценить результативность проведенной практики, выделить ошибки, которые необходимо исправить в будущем.
Качественный разбор проводится путем 4 основных этапов:
- Начальный анализ. Дает общее представление о проведенном занятии, где оценивается вовлеченность, энергичность и концентрация каждого дошкольника. По большей части носит субъективный характер и оценивается исходя из косвенного наблюдения.
- Педагогический анализ. С его помощью воспитатель получает развернутую характеристику о содержании и форме проведенного урока.
Учитывается деятельность группы детей и педагога исходя из итоговой результативности. Этап характеризуется наличием балльной системы для глубокого оценивания определенного критерия.
- Психологический анализ. Позволяет оценить эмоциональную и когнитивную составляющую каждого дошкольника путем проведения очного контакта с детским психологом и педагогом. Является хорошим инструментом для оценки самоидентификации и уровня социализации.
- Режимный анализ. Составляется график режима дня, с помощью которого анализируется дисциплина, мотивация и заинтересованность дошкольника.
На основании статистических данных корректируются утренние и дневные привычки. Полученная информация в последующем передается родителям.
Любой из вышеописанных анализов составляется исходя из конкретного алгоритма. Так, воспитателем указывается тема занятия, дата проведения, возраст и название группы детей. Конспектируются задачи и цели урока, дается информация об используемых методах.
Проблемный анализ в дошкольном учреждении позволяет эффективно выявлять:
- качество реализованной программы;
- эффективность и заинтересованность используемых тематик;
- уровень профессионализма педагога исходя из подбора игрового материала и качества изложения с помощью тех или иных способов взаимодействия с дошкольником;
- соответствие умений, знаний и навыков малыша в контексте принятых требований ФГОС.
В процессе анализа, воспитатель отвечает на вопрос о том, реализован ли индивидуальный подход к каждому воспитаннику, соответствует ли структура урока основным этапам ФГОС: вводный, основной, закрепление и подведение итогов.
Психологи указывают на важность составления итогового бланка с использованием балльной системы. Таким образом воспитатель может эффективно корректировать педагогический процесс, быстро находить ошибки, а также реализовывать новые методы и тематики.
Важно, чтобы выбранные задания и приемы соответствовали уровню развития дошкольников, из-за чего педагогу необходимо предварительно составить оценку каждого ученика, где указывается уровень психологических, двигательных и когнитивных навыков.
Внедрение музыкально-дидактических игр позволяет развить у дошкольника средней группы важное чувство прекрасного, совершенствуя физическое, интеллектуальное и эмоциональное здоровье.
Чтобы обучение было эффективнее, ребенку необходимо дать возможность совершенствоваться и слушать музыкальные композиции вне уроков.
Видео об играх
Музыкально-дидактические игры для средней группы — «Веселый бубен»:
https://youtube.com/watch?v=a4sHFYCQQB4%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Каковы основные цели музыкально-дидактических игр для детей средней группы?
Основные цели музыкально-дидактических игр для детей средней группы включают развитие музыкального слуха, ритма и памяти, а также формирование творческих способностей и коммуникативных навыков. Игры помогают детям лучше усваивать музыкальные понятия и развивать эмоциональную отзывчивость к музыке.
Какие виды музыкально-дидактических игр наиболее эффективны для детей этой возрастной группы?
Наиболее эффективными видами музыкально-дидактических игр для детей средней группы являются игры на развитие слуха (например, “Угадай мелодию”), ритмические игры с использованием музыкальных инструментов и подвижные игры, которые включают элементы танца. Эти игры способствуют активному вовлечению детей и делают процесс обучения более увлекательным.
Как можно адаптировать музыкально-дидактические игры для детей с особыми потребностями?
Адаптация музыкально-дидактических игр для детей с особыми потребностями может включать использование более простых музыкальных инструментов, визуальных подсказок и индивидуальный подход к каждому ребенку. Важно учитывать их уровень развития и интересы, чтобы создать комфортную и поддерживающую атмосферу для обучения.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте разнообразные музыкально-дидактические игры, чтобы развивать у детей слух, ритм и музыкальную память. Включайте в занятия как традиционные, так и современные игры, чтобы поддерживать интерес и вовлеченность детей.
СОВЕТ №2
Обязательно учитывайте возрастные особенности и уровень развития детей при выборе игр. Подбирайте задания, которые соответствуют их возможностям, чтобы избежать разочарования и повысить мотивацию к обучению.
СОВЕТ №3
Создавайте атмосферу творчества и свободы во время игр. Позвольте детям экспериментировать с музыкальными инструментами и звуками, чтобы они могли проявить свою индивидуальность и развивать креативные способности.
СОВЕТ №4
Регулярно обновляйте картотеку с играми, добавляя новые идеи и методы. Это поможет вам оставаться на волне актуальных тенденций в музыкальном образовании и поддерживать интерес детей к занятиям.