Чистоговорки для детей нужны для автоматизации звука и коррекции дикции. Есть материал для дошкольников 5 лет. В чистоговорках важно четкое проговаривание всех звуков, что закрепить правильное произношение. Логопед подбирает их исходя не только из возрастных особенностей, но и уровня речевого развития ребенка.
Рекомендации по подбору чистоговорок
Чистоговорки используют для автоматизации звука в слогах. Их включают на первых логопедических занятиях по закреплению правильного произношения фонемы.
Подбирая звуковой материал, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- перед повторением чистоговорки делают артикуляционную гимнастику и произносят звук изолированно;
- взрослый произносит все слоги утрированно с ярко выраженной артикуляцией;
- начинают автоматизацию с прямых слогов, в которых фонема находится в сильной позиции;
- на первых занятиях по закреплению звука нельзя использовать сочетание твердого и мягкого варианта произношения;
- чередование слогов с оппозиционными фонемами используют только на этапе дифференциации – различении звуков;
- ребенок должен произносить все звуки четко, что положительно влияет на качество дикции;
- чистоговорки для детей дошкольного возраста лучше сопровождать наглядным материалом;
- нужно стараться их подбирать в соответствии с лексической темой занятия;
- на начальных этапах автоматизации нельзя использовать слова с оппозиционными фонемами;
- по мере усложнения звукового материала в чистоговорки можно включать несколько видов слогов;
- не нужно сразу сочетать твердый и мягкий звук;
- их проговаривание можно комбинировать с тренировкой моторной сферы;
- это упражнение можно сочетать с пальчиковой гимнастикой и заданиями для развития общей моторной сферы.
От правильно подобранного звукового материала зависит успех логопедических занятий. Подбирать нужно слова, значение которых знакомо ребенку. Если есть слово, которое дошкольник не знает, взрослый должен его объяснить.
Специалисты также используют чистоговорки для автоматизации фонемы в связной речи. Но тогда задания не ограничиваются повторением, а логопед варьирует их, в зависимости, от лексической темы и цели занятия.
Врачи отмечают, что чистоговорки являются важным инструментом для развития речи у детей в возрасте от 2 до 7 лет. Они способствуют улучшению дикции, фонематического слуха и артикуляции. Особенно полезны чистоговорки, содержащие звуки р, л, ш, с, ж, з, к, ч, т, так как они помогают детям правильно произносить сложные сочетания. Темы, связанные с осенью, зимой, животными, транспортом, насекомыми, овощами и фруктами, делают занятия более интересными и увлекательными. Врачи рекомендуют использовать такие чистоговорки в игровой форме, что способствует не только обучению, но и развитию эмоциональной связи в семье. Регулярные занятия помогут детям не только улучшить речь, но и расширить словарный запас, что положительно скажется на их общем развитии.
Чистоговорки на звук «р»
Чистоговорки на звук «р» не подходят для детей младшего дошкольного возраста, потому что соноры появляются в детской речи, начиная с 5 лет. До этого времени артикуляционный аппарат не готов к их произношению.
Слоги | Чистоговорки |
РА |
|
РО |
|
РУ |
|
РЫ |
|
РИ | Прилетели снегири. |
АР |
|
ОР |
|
УР | Сходим мы покормим кур. |
РОД | Мы копаем огород. |
ОРЫ |
|
В чистоговорках на звук «р» нужно стараться не использовать слова со звуком «л». На логопедических занятиях подбирают материал с учетом отрабатываемого звука. Если автоматизируется фонема в прямых слогах, то и чистоговорки должны содержать этот вид слогов.
Чистоговорки на звук «л»
Звук «л» появляется раньше, чем «р», но его постановкой и автоматизацией не занимаются до 4,5 лет. Поэтому предложенные чистоговорки подходят для дошкольников старшей и подготовительной групп.
Слоги | Чистоговорки |
ЛА |
|
ЛО |
|
УЛ |
|
ЕЛА |
|
АЛИ |
|
АЛ |
|
ОЛ |
|
ЕЛЬ |
|
ЕЛ |
|
ЫЛ | Пароход приплыл |
ИЛЬ | Стоит автомобиль |
УЛ |
|
УЛЯ |
|
ЛЮ |
|
ЛИ |
|
В чистоговорках на начальных этапах автоматизации звуков не рекомендуют использовать слова с другими фонемами. Поэтому «л» не стоит автоматизировать одновременно со звуком «р». Такой звуковой материал подойдет для этапа дифференциации.
Чистоговорки для детей – это отличный способ развивать речь и фонематическое восприятие. Родители отмечают, что занятия с чистоговорками помогают малышам легче произносить сложные звуки, такие как р, л, ш и другие. Особенно интересуют чистоговорки на темы осени и зимы, где дети учатся не только говорить, но и расширяют свои знания о природе. Например, про падающие листья или снежинки.
Темы животных и транспорта также вызывают восторг у малышей. Чистоговорки о зайцах, медведях или машинах делают занятия увлекательными и веселыми. Кроме того, родители замечают, что такие упражнения помогают детям лучше запоминать названия овощей и фруктов, а также учат их говорить о семье. В итоге, чистоговорки становятся не только полезным инструментом для развития речи, но и увлекательным способом провести время с детьми, укрепляя семейные связи и создавая радостные моменты.
Чистоговорки на звук «ш»
Чистоговорки для детей 5 лет являются одним из эффективных упражнений для закрепления правильного произношения и улучшения дикции. Звук «ш» появляется в раннем возрасте. Поэтому чистоговорки с этой фонемой можно подбирать для детей младшего дошкольного возраста.
Слоги | Чистоговорки |
ША |
|
ШО | Зимой нам очень хорошо. |
ШУ |
|
ШИ |
|
АШ | Брат купил мне карандаш. |
ОШ | Морозный день хорош. |
УШ | Мы купили много груш. |
ОШКА |
|
УШКО | Поглажу кошке ушко. |
ИШНЯ | В саду поспела вишня. |
ОШКУ | Копаем осенью картошку. |
ШИНА | Приехала машина. |
Если нет чистоговорок с автоматизируемыми звуками, их можно заменить короткими стихотворениями. Данный вариант позволяет включить в занятие больше слов с отрабатываемой фонемой.
Чистоговорки на звук «с»
Чистоговорки для детей 5 лет используют на начальных этапах автоматизации. Дети младшего дошкольного возраста с легкостью могут их выучить. Звук «с» — одна из базовых фонем, поэтому его корректируют, начиная с 2-3 лет.
Слоги | Чистоговорки |
СА |
|
СУ |
|
СЫ | Есть домик у осы. |
СИ | У самолета есть шасси. |
АС | Белка сделала запас. |
ЕС | Как красив осенний лес. |
ОС |
|
УС | Остановился тут автобус. |
ОСЫ | Созрели абрикосы. |
СЯТА | Прибежали поросята. |
СОН | Соберем мы патиссон. |
Чистоговорки сочетают с другими упражнениями для автоматизации звука. Они являются переходным этапом от слогов к словам. Предложенный выше материал для логопедических занятий поможет закрепить правильную артикуляцию свистящей группы.
Чистоговорки на звук «ж»
Чистоговорки для детей 5 лет на звук «ж» помогают автоматизировать правильное произношение одного из базовых звуков шипящей группы.
Про осень:
- ЖИ-ЖИ-ЖИ – собрали колосья ржи;
- ЖИ-ЖИ-ЖИ – спать готовятся ежи;
- ЖАЙ-ЖАЙ-ЖАЙ – поспел осенний урожай.
Про диких животных:
- ЖА-ЖА-ЖА – в лесу встретили ежа;
- ЖУ-ЖУ-ЖУ – ягод мы дадим ежу;
- ЖИ-ЖИ-ЖИ – в лесу живут ежи.
Чистоговорок на звук «ж» не так много, из-за оглушения звонкой фонемы в обратных слогах.
Чаще всего у детей не возникает сложностей с автоматизацией этого звука, потому что уже сформирована правильная базовая артикуляция шипящих. Главное, чтобы взрослый громко проговаривал звонкую фонему, чтобы ребенок не спутал ее с другим звуком.
Чистоговорки на звук «з»
Чистоговорки для детей 5 лет на звук «з» помогают закрепить базовую артикуляцию свистящих. Их не так много, потому что в обратных слогах происходит оглушение звонкой фонемы. Поэтому подбирают материал для отработки звукового образа в прямых слогах или между гласными.
Про весну:
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – появились листья у березы;
- ЗА-ЗА-ЗА – вот и майская гроза.
Про зиму:
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – зимой крепкие морозы;
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – блестит снег как алмазы;
- ОЗУ-ОЗУ-ОЗУ – пишем письма Деду Морозу.
Про домашних животных:
- ЗА-ЗА-ЗА – погулять пошла коза;
- ЗУ-ЗУ-ЗУ – мы нашли козу;
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – красивый бантик у козы.
Про транспорт:
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – машина возит грузы;
- ЗА-ЗА-ЗА – нажму на тормоза.
Про насекомых:
- ЗА-ЗА-ЗА – к нам летит стрекоза;
- ЗУ-ЗУ-ЗУ – мы ловили стрекозу.
Логопеды на занятиях используют одновременно чистоговорки и короткие стихотворения, чтобы процесс автоматизации «з» проходил быстрее. Подбирать слова следует так, чтобы звонкий звук был в сильной позиции, иначе ребенок будет путать его со другими свистящими.
Чистоговорки на звук «к»
Чистоговорки для детей могут использовать не только логопеды, но и родители. Обычно к 5 годам звук «к» сформирован. Но бывает, что нарушения заднеязычной группы сохраняются к старшему дошкольному возрасту.
Про зиму:
- КИ-КИ-КИ – поиграем мы в снежки;
- КИ-КИ-КИ – у меня коньки;
- ОК-ОК-ОК – пойдем мы на каток;
- ОК-ОК-ОК – на улице снежок;
- ИК-ИК-ИК – во дворе есть снеговик.
Про весну:
- КА-КА-КА – весной бежит река;
- КА-КА-КА – плывут по небу облака;
- КО-КО-КО – весной солнце высоко.
Про овощи и фрукты:
- УК-УК-УК – мама режет лук;
- ОК-ОК-ОК – собираем мы чеснок;
- ОК-ОК-ОК – у нас вырос кабачок;
- ОВКА-ОВКА-ОВКА – вкусная морковка.
Про одежду:
- КИ-КИ-КИ – купили мальчику носки;
- АПКА-АПКА-АПКА – вязаная шапка;
- ОК-ОК-ОК – ищем дружно мы носок;
- ОЛКА-ОЛКА-ОЛКА – яркая футболка.
Про транспорт:
- ИК-ИК-ИК – проехал грузовик;
- КО-КО-КО – самолеты высоко.
Чистоговорки на звук «к» помогают закрепить правильную базовую артикуляцию заднеязычной группы.
Чистоговорки на звук «ч»
Звук «Ч» относится к шипящей группе. Его постановкой занимаются после коррекции произношения «ш» и «ж». Слов со звуком «ч» не так много, поэтому чистоговорки поделены по слогам.
Прямые слоги | Обратные слоги | Другие слоги |
ЧА:
|
АЧ:
|
АЧКА:
|
|
ОЧ-ОЧ-ОЧ — Наступила ночь. | ОЧКА:
|
ЧУ:
|
УЧ:
|
УЧКА:
|
ЧИ:
|
ИЧ:
|
ИЧКА:
|
Чистоговорки на звук «ч» помогает закрепить правильную артикуляцию шипящих. Дети должны четко проговаривать все звуки, что положительно влияет на дикцию. Для ребенка 5 лет подойдет материал со сложными словами, соответствующими уровню его словарного запаса.
Чистоговорки на звук «т»
Звук «т» появляется в детской речи в раннем возрасте. А если имеются искажения в его произношении, коррекцию проводят в 3 года.
Чистоговорки для отработки «т» в прямых слогах:
- ТА-ТА-ТА – Мы везем кота;
- ТА-ТА-ТА – У нас в доме чистота;
- ТО-ТО-ТО – Красивое пальто;
- ТО-ТО-ТО – Играли мы в лото;
- ТУ-ТУ-ТУ – Молока дадим коту;
- ТУ-ТУ-ТУ – Поиграли мы в лапту;
- ТЫ-ТЫ-ТЫ – Замяукали коты;
- ТЫ-ТЫ-ТЫ – У Кати белые банты;
- ТЫ-ТЫ-ТЫ – Поливаем мы цветы.
Чистоговорки для автоматизации «т» в обратных слогах:
- АТ-АТ-АТ – Мне купили самокат;
- АТЬ-АТЬ-АТЬ – Дети пошли гулять;
- ОТ-ОТ-ОТ – Замяукал серый кот;
- ОТ-ОТ-ОТ – Пролетел самолет;
- ЮТ-ЮТ-ЮТ – Создаем уют;
- ИТ-ИТ-ИТ – Весной птица прилетит;
- ИТ-ИТ-ИТ – Каша на плите кипит;
- ИТЬ-ИТЬ-ИТЬ – Наша кошка хочет пить.
Предложенные чистоговорки помогут закрепить правильное произношение звука «т» в слогах и словах. После автоматизации будет легко закрепить «д» и повторять чистоговорки уже с этим звуком.
Количество занятий
Количество логопедических занятий зависит от степени тяжести дефекта. Чаще всего – 3 занятия в неделю, 2 индивидуальных урока, одно – групповое или подгрупповое. Но чистоговорки можно проговаривать каждый день, что ускоряет процесс автоматизации фонемы.
Однако родителям следует помнить, что ограничиваться одним упражнением не стоит: для достижения результата следует использовать комбинации заданий, направленных на закрепление артикуляционного уклада.
Все занятия рекомендуют проводить в первой половине дня. Индивидуальные уроки нужно стараться проводить чаще, с учетом речевого развития ребенка.
Чистоговорки можно проговаривать по дороге домой, в перерывах между играми. Но проговаривать их нужно четко, даже в процессе игры.
Перед повторением взрослый говорит ребенку с каким звуком они будут работать. Обязательно перед этим произнести его изолированно и в слогах. Если нет возможности заниматься перед зеркалом, взрослый и ребенок занимаются друг напротив друга.
Особенности работы
Чистоговорки нужно проговаривать по определенной схеме, чтобы они были эффективными. Они относятся к основной части логопедического занятия, и проговаривать их можно только после артикуляционной гимнастики.
Если упражнение используют для автоматизации в слогах, выполнять его следует по такой схеме:
- взрослый проговаривает чистоговорку;
- повторяют вместе с ребенком;
- ребенок проговаривает ее самостоятельно.
Чтобы дошкольнику было легче повторить чистоговорку, ее можно проиллюстрировать. Все упражнения выполняют перед зеркалом, чтобы ученик видел правильную артикуляцию. Также логопеды советуют объяснять положение органов артикуляции, чтобы процесс автоматизации проходил эффективнее.
Взрослый должен четко проговаривать все звуки в чистоговорке четко, чтобы ребенок слышал правильное произношение фонемы в слогах и слове. Не рекомендуется одновременно закреплять несколько звуков, иначе ученик начнет их путать. Их можно сочетать только тогда, когда одна фонема автоматизирована.
Чистоговорки не следует произносить в ускоренном темпе. При желании взрослый может ускорить их произношение, но это необязательно.
Если это упражнение логопед использует для автоматизации звука в связной речи, он видоизменяет задание. Ребенок не просто повторяет чистоговорку за взрослым, а самостоятельно заканчивает предложение. В подготовительной группе дети могут прочитать чистоговорки, что положительно влияет на формирование навыка чтения.
Из материалов логопеды часто используют картинки, слоговые дорожки. Можно на каждый слог хлопать в ладоши или выполнять другое физическое упражнение.
Чистоговорки для детей 5 лет остаются актуальными, потому что это обязательное задание на начальных этапах автоматизации. На этапе дифференциации можно чередовать два звука, например, «р» и «л» или звонкий-глухой. Это улучшает не только просодическую сторону речи, но и фонетико-фонематические процессы.
Видео с чистоговорками на разные звуки
Чистоговорки на звуки «Д», «Ж», «З» в мультиках и стихах:
Чистоговорки на звуки «Л», «К», «М»:
Вопрос-ответ
Каковы основные преимущества использования чистоговорок для детей?
Чистоговорки помогают развивать фонематическое восприятие, улучшать произношение и обогащать словарный запас. Они также способствуют улучшению слухового внимания и артикуляции, что важно для формирования правильной речи у детей.
С какого возраста можно начинать заниматься чистоговорками с детьми?
Заниматься чистоговорками можно начинать с 2-3 лет, когда дети начинают активно осваивать речь. Важно выбирать простые и понятные чистоговорки, соответствующие возрасту ребенка, чтобы занятия были интересными и увлекательными.
Как выбрать подходящие чистоговорки для занятий с детьми?
При выборе чистоговорок стоит учитывать интересы ребенка и тематику, которая ему близка, например, осень, животные или фрукты. Также важно, чтобы чистоговорки содержали звуки, которые ребенок еще не освоил, чтобы стимулировать его к развитию речи.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте чистоговорки в игровой форме. Превратите занятия в увлекательную игру, где дети могут повторять слова и фразы, а также выполнять простые задания, связанные с темой. Например, можно создать карточки с изображениями животных или предметов и просить детей называть их, произнося чистоговорки.
СОВЕТ №2
Включайте в занятия элементы творчества. Попросите детей нарисовать осенние листья, зимние пейзажи или любимых животных, а затем расскажите о них, используя чистоговорки. Это поможет не только развивать речь, но и креативное мышление.
СОВЕТ №3
Регулярно повторяйте пройденный материал. Чтобы дети лучше запомнили чистоговорки, выделяйте время на их повторение. Можно делать это во время прогулок, в транспорте или перед сном, чтобы закрепить знания в непринужденной обстановке.
СОВЕТ №4
Сочетайте чистоговорки с песнями и стихами. Музыка и рифмы помогут детям легче запомнить звуки и слова. Подберите веселые песни или стихи на темы, которые вы изучаете, и включайте их в занятия, чтобы сделать процесс обучения более интересным и запоминающимся.