Чистоговорки — эффективный способ развивать речь у детей 2–7 лет. В статье представлены чистоговорки на звуки р, л, ш, с, ж, з, к, ч и т, которые помогут улучшить произношение и расширить словарный запас. Темы осени, зимы, животных, транспорта, насекомых, овощей, фруктов и семьи делают занятия интересными. Чистоговорки развивают фонематический слух, что важно для подготовки к обучению чтению и письму.
Рекомендации по подбору чистоговорок
Чистоговорки применяются для автоматизации звуков в слогах и активно используются на первых логопедических занятиях для закрепления правильного произношения фонем.
При выборе звукового материала рекомендуется учитывать следующие моменты:
- перед началом повторения чистоговорок следует провести артикуляционную гимнастику и произнести звук отдельно;
- взрослый должен произносить все слоги с ярко выраженной артикуляцией и в утрированном виде;
- автоматизацию лучше начинать с прямых слогов, где фонема находится в сильной позиции;
- на первых занятиях по закреплению звука не стоит использовать сочетания твердых и мягких вариантов произношения;
- чередование слогов с оппозиционными фонемами допустимо только на этапе дифференциации звуков;
- ребенок должен произносить все звуки четко, что положительно сказывается на качестве дикции;
- чистоговорки для детей дошкольного возраста желательно сопровождать наглядными материалами;
- стоит подбирать слова в соответствии с лексической темой занятия;
- на начальных этапах автоматизации не следует использовать слова с оппозиционными фонемами;
- по мере усложнения звукового материала в чистоговорки можно добавлять различные виды слогов;
- не рекомендуется сразу сочетать твердый и мягкий звук;
- проговаривание чистоговорок можно комбинировать с тренировкой моторных навыков;
- это упражнение можно сочетать с пальчиковой гимнастикой и заданиями для развития общей моторики.
Успех логопедических занятий во многом зависит от правильно подобранного звукового материала. Необходимо выбирать слова, значение которых известно ребенку. Если встречается слово, незнакомое дошкольнику, взрослый должен объяснить его.
Специалисты также используют чистоговорки для автоматизации фонемы в связной речи. В этом случае задания не ограничиваются простым повторением, а логопед варьирует их в зависимости от лексической темы и целей занятия.
Врачи подчеркивают, что чистоговорки являются важным инструментом для развития речи у детей в возрасте от 2 до 7 лет. Они способствуют улучшению дикции, фонематического слуха и артикуляции. Особенно полезны чистоговорки, содержащие звуки р, л, ш, с, ж, з, к, ч, т, так как они помогают детям правильно произносить сложные сочетания. Темы, связанные с осенью, зимой, животными, транспортом, насекомыми, овощами и фруктами, делают занятия более интересными и увлекательными. Врачи рекомендуют использовать такие чистоговорки в игровой форме, что способствует не только обучению, но и развитию эмоциональной связи в семье. Регулярные занятия помогут детям не только улучшить речь, но и расширить словарный запас, что положительно скажется на их общем развитии.
Эксперты в области детской педагогики подчеркивают важность чистоговорок для развития речевых навыков у детей. Особенно актуальны упражнения на звуки р, л, ш, с, ж, з, к, ч, т, которые помогают формировать правильное произношение. Включение тем, связанных с осенью, зимой, животными, транспортом, насекомыми, овощами, фруктами и семьей, делает занятия более увлекательными и познавательными. Например, чистоговорки о животных могут помочь детям запомнить названия и звуки, которые они издают, а темы о транспорте развивают интерес к окружающему миру. Использование ярких образов и рифмованных фраз способствует лучшему усвоению материала, а также развивает слуховую память и артикуляцию. Таким образом, чистоговорки становятся не только инструментом для обучения, но и способом укрепления эмоциональной связи между родителями и детьми.
Чистоговорки на звук «р»
Чистоговорки на звук «р» не подходят для детей младшего дошкольного возраста, потому что соноры появляются в детской речи, начиная с 5 лет. До этого времени артикуляционный аппарат не готов к их произношению.
Слоги | Чистоговорки |
РА |
|
РО |
|
РУ |
|
РЫ |
|
РИ | Прилетели снегири. |
АР |
|
ОР |
|
УР | Сходим мы покормим кур. |
РОД | Мы копаем огород. |
ОРЫ |
|
В чистоговорках на звук «р» нужно стараться не использовать слова со звуком «л». На логопедических занятиях подбирают материал с учетом отрабатываемого звука. Если автоматизируется фонема в прямых слогах, то и чистоговорки должны содержать этот вид слогов.
Возраст | Звук | Тема | Чистоговорка |
---|---|---|---|
2-3 года | Р | Животные | Рычит тигр: “Р-р-р!” |
2-3 года | Л | Овощи | Лук-лучок, круглый бочок. |
2-3 года | Ш | Насекомые | Шмель жужжит: “Ш-ш-ш!” |
2-3 года | С | Осень | Листья сыплются: “С-с-с!” |
2-3 года | Ж | Животные | Жук жужжит: “Ж-ж-ж!” |
2-3 года | З | Зима | Зайка замерз: “З-з-з!” |
2-3 года | К | Транспорт | Колесо крутится: “К-к-к!” |
2-3 года | Ч | Семья | Дочка читает: “Ч-ч-ч!” |
2-3 года | Т | Фрукты | Торт вкусный: “Т-т-т!” |
4-5 лет | Р | Осень | Красный клен роняет листья, рыжий ежик роет норку. |
4-5 лет | Л | Животные | Волк-волчок, серый бочок, ловко лапкой ловит мышку. |
4-5 лет | Ш | Транспорт | Машина шустро мчится, шины шуршат по шоссе. |
4-5 лет | С | Зима | Снег скрипит, санки скользят, снежинки сверкают. |
4-5 лет | Ж | Насекомые | Жук жужжит, жужжит, жужжит, над цветком кружит. |
4-5 лет | З | Овощи | Зеленый зонтик, зрелый огурец, забавный заяц. |
4-5 лет | К | Фрукты | Красный киви, круглый апельсин, вкусный кекс. |
4-5 лет | Ч | Семья | Дочка читает, папа чинит, мама чай пьет. |
4-5 лет | Т | Животные | Тигр топает, толстый кот тащит мышку. |
6-7 лет | Р | Осень | Разноцветные листья кружатся, роняясь на землю, рыжий ежик роет норку для зимней спячки. |
6-7 лет | Л | Транспорт | Легкий самолет летит высоко, лодка плывет по озеру, локомотив тянет вагоны. |
6-7 лет | Ш | Животные | Пушистый кот шуршит по ковру, мышка шмыгает в норку, шишка падает с елки. |
6-7 лет | С | Зима | Снежная зима, санки скользят с горки, снежинки сверкают на солнце, снеговик стоит. |
6-7 лет | Ж | Насекомые | Жук жужжит над желтым цветком, пчела жужжит, собирая нектар, ежик жует яблоко. |
6-7 лет | З | Овощи | Зеленый горошек, зрелый кабачок, забавный заяц грызет морковку. |
6-7 лет | К | Фрукты | Красный апельсин, круглый киви, вкусный кекс, компот из клюквы. |
6-7 лет | Ч | Семья | Дочка читает интересную книжку, папа чинит сломанный стул, мама печет вкусный пирог. |
6-7 лет | Т | Животные | Тигр топает по тропинке, толстый кот тащит мышку, тетерев токует на поляне. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о чистоговорках для детей, которые могут быть связаны с указанными темами:
-
Развитие фонематического слуха: Чистоговорки помогают детям развивать фонематический слух и артикуляцию. Занимаясь произношением звуков “р”, “л”, “ш”, “с”, “ж”, “з”, “к”, “ч”, “т”, дети учатся различать и правильно произносить звуки, что является важным этапом в обучении чтению и письму.
-
Тематика осени и зимы: Чистоговорки могут быть связаны с сезонами, например, осенью можно использовать слова, связанные с листьями, дождем и урожаем, а зимой — с снегом, морозом и зимними забавами. Это помогает детям не только развивать речь, но и расширять свои знания о природе и окружающем мире.
-
Игровая форма обучения: Чистоговорки можно превратить в увлекательные игры, например, в “угадай животное” или “собери транспорт”. Это делает процесс обучения более интересным и вовлекает детей в активное участие, что способствует лучшему запоминанию и пониманию материала.
Чистоговорки на звук «л»
Звук «л» начинает формироваться раньше, чем «р», однако его правильной постановкой и автоматизацией начинают заниматься только с 4,5 лет. Поэтому предложенные чистоговорки идеально подходят для детей старшей и подготовительной групп дошкольного возраста.
Слоги | Чистоговорки |
ЛА | * Осень к нам в гости пришла; * В декабре зима пришла; * Кошка водичку попила; * Соберем травку для козла; * На цветке сидит пчела; * Мама с улицы пришла. |
ЛО | * В сентябре у нас тепло; * Все дороги замело. |
УЛ | * Теплый ветерок подул; * Папа чинит стул. |
ЕЛА | * Листва по воздуху летела; * Бабочка на цветочек села. |
АЛИ | * Под дождь осенний мы попали; * В снежки зимой играли; * Картошку все копали. |
АЛ | * Ветер громко завывал; * Щенок за кошкой побежал; * Ехал самосвал. |
ОЛ | * Утром сильный снег пошел; * На луг пришел осел; * Зеленый богомол. |
ЕЛЬ | * На улице метет метель; * В лесу стоит большая ель. |
ЕЛ | * Самолет прилетел; * Папа вкусный ужин съел. |
ЫЛ | Пароход приплыл. |
ИЛЬ | Стоит автомобиль. |
УЛ | * Стоит пчелиный гул; * Папа чинит стул. |
УЛЯ | * Милая бабушка; * Добрый наш дедушка. |
ЛЮ | * Я свою семью люблю; * Я снеговика леплю; * Фруктов много я куплю. |
ЛИ | * Мы рисуем корабли; * В гости к бабушке пришли; * На самолет билет купили; * Папе пуговку пришили; * Фруктов дедушке купили. |
На начальных этапах автоматизации звуков не рекомендуется использовать слова с другими фонемами. Поэтому звук «л» не следует автоматизировать одновременно со звуком «р». Такой звуковой материал будет полезен на этапе дифференциации.
Чистоговорки для детей – это замечательный способ развивать речь и фонематическое восприятие. Родители отмечают, что занятия с чистоговорками помогают детям легче произносить сложные звуки, такие как «р», «л», «ш» и другие. Особенно интересуют чистоговорки на темы осени и зимы, где дети не только учатся говорить, но и расширяют свои знания о природе. Например, о падающих листьях или снежинках.
Темы животных и транспорта также вызывают восторг у малышей. Чистоговорки о зайцах, медведях или машинах делают занятия увлекательными и веселыми. Кроме того, родители замечают, что такие упражнения помогают детям лучше запоминать названия овощей и фруктов, а также учат их говорить о семье. В итоге, чистоговорки становятся не только полезным инструментом для развития речи, но и увлекательным способом провести время с детьми, укрепляя семейные связи и создавая радостные моменты.
Чистоговорки на звук «ш»
Чистоговорки для детей 5 лет являются одним из эффективных упражнений для закрепления правильного произношения и улучшения дикции. Звук «ш» появляется в раннем возрасте. Поэтому чистоговорки с этой фонемой можно подбирать для детей младшего дошкольного возраста.
Слоги | Чистоговорки |
ША |
|
ШО | Зимой нам очень хорошо. |
ШУ |
|
ШИ |
|
АШ | Брат купил мне карандаш. |
ОШ | Морозный день хорош. |
УШ | Мы купили много груш. |
ОШКА |
|
УШКО | Поглажу кошке ушко. |
ИШНЯ | В саду поспела вишня. |
ОШКУ | Копаем осенью картошку. |
ШИНА | Приехала машина. |
Если нет чистоговорок с автоматизируемыми звуками, их можно заменить короткими стихотворениями. Данный вариант позволяет включить в занятие больше слов с отрабатываемой фонемой.
Чистоговорки на звук «с»
Чистоговорки для детей пятилетнего возраста применяются на начальных стадиях автоматизации звуков. Малыши в возрасте дошкольного обучения легко их запоминают. Звук «с» является одной из основных фонем, поэтому его коррекцию начинают проводить с 2-3 лет.
Слоги | Чистоговорки |
СА | 1. Мы построим домик для пса. 2. У яхты имеются паруса. 3. К нам подлетела оса. 4. У сестрички коса. |
СУ | 1. Мы соберем грибы в лесу. 2. Мы не боимся осы. 3. Маме заплету косу. |
СЫ | У осы есть домик. |
СИ | У самолета есть шасси. |
АС | Белка сделала запас. |
ЕС | Как прекрасен осенний лес. |
ОС | 1. У собаки мокрый нос. 2. Папа принес овощи. |
УС | Здесь остановился автобус. |
ОСЫ | Абрикосы созрели. |
СЯТА | Прибежали поросята. |
СОН | Мы соберем патиссон. |
Чистоговорки можно комбинировать с другими упражнениями для автоматизации звука. Они служат промежуточным этапом между слогами и словами. Приведенный выше материал для логопедических занятий поможет закрепить правильную артикуляцию свистящих звуков.
Чистоговорки на звук «ж»
Чистоговорки для детей 5 лет на звук «ж» помогают автоматизировать правильное произношение одного из базовых звуков шипящей группы.
Про осень:
- ЖИ-ЖИ-ЖИ – собрали колосья ржи;
- ЖИ-ЖИ-ЖИ – спать готовятся ежи;
- ЖАЙ-ЖАЙ-ЖАЙ – поспел осенний урожай.
Про диких животных:
- ЖА-ЖА-ЖА – в лесу встретили ежа;
- ЖУ-ЖУ-ЖУ – ягод мы дадим ежу;
- ЖИ-ЖИ-ЖИ – в лесу живут ежи.
Чистоговорок на звук «ж» не так много, из-за оглушения звонкой фонемы в обратных слогах.
Чаще всего у детей не возникает сложностей с автоматизацией этого звука, потому что уже сформирована правильная базовая артикуляция шипящих. Главное, чтобы взрослый громко проговаривал звонкую фонему, чтобы ребенок не спутал ее с другим звуком.
Чистоговорки на звук «з»
Чистоговорки для детей пятилетнего возраста на звук «з» способствуют улучшению артикуляции свистящих звуков. Их количество ограничено, так как в обратных слогах происходит оглушение звонкой фонемы. Поэтому важно выбирать материалы для тренировки звукового восприятия в прямых слогах или между гласными.
О весне:
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – распустились листья на березе;
- ЗА-ЗА-ЗА – вот и гроза в мае.
О зиме:
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – зимой морозы крепкие;
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – снег сверкает, как алмазы;
- ОЗУ-ОЗУ-ОЗУ – пишем письма Дедушке Морозу.
О домашних животных:
- ЗА-ЗА-ЗА – коза пошла гулять;
- ЗУ-ЗУ-ЗУ – мы нашли козу;
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – у козы красивый бантик.
О транспорте:
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – машина перевозит грузы;
- ЗА-ЗА-ЗА – нажимаю на тормоза.
О насекомых:
- ЗА-ЗА-ЗА – к нам летит стрекоза;
- ЗУ-ЗУ-ЗУ – мы ловили стрекозу.
Логопеды на своих занятиях комбинируют чистоговорки и короткие стихи, чтобы ускорить процесс автоматизации звука «з». Важно подбирать слова так, чтобы звонкий звук находился в сильной позиции, иначе у ребенка могут возникнуть путаницы с другими свистящими звуками.
Чистоговорки на звук «к»
Чистоговорки для детей могут использовать не только логопеды, но и родители. Обычно к 5 годам звук «к» сформирован. Но бывает, что нарушения заднеязычной группы сохраняются к старшему дошкольному возрасту.
Про зиму:
- КИ-КИ-КИ – поиграем мы в снежки;
- КИ-КИ-КИ – у меня коньки;
- ОК-ОК-ОК – пойдем мы на каток;
- ОК-ОК-ОК – на улице снежок;
- ИК-ИК-ИК – во дворе есть снеговик.
Про весну:
- КА-КА-КА – весной бежит река;
- КА-КА-КА – плывут по небу облака;
- КО-КО-КО – весной солнце высоко.
Про овощи и фрукты:
- УК-УК-УК – мама режет лук;
- ОК-ОК-ОК – собираем мы чеснок;
- ОК-ОК-ОК – у нас вырос кабачок;
- ОВКА-ОВКА-ОВКА – вкусная морковка.
Про одежду:
- КИ-КИ-КИ – купили мальчику носки;
- АПКА-АПКА-АПКА – вязаная шапка;
- ОК-ОК-ОК – ищем дружно мы носок;
- ОЛКА-ОЛКА-ОЛКА – яркая футболка.
Про транспорт:
- ИК-ИК-ИК – проехал грузовик;
- КО-КО-КО – самолеты высоко.
Чистоговорки на звук «к» помогают закрепить правильную базовую артикуляцию заднеязычной группы.
Чистоговорки на звук «ч»
Звук «Ч» относится к категории шипящих звуков. Его правильное произношение начинают отрабатывать после освоения звуков «ш» и «ж». Слов, содержащих звук «ч», не так много, поэтому чистоговорки организованы по слогам.
Прямые слоги | Обратные слоги | Другие слоги |
ЧА: * Паша хочет калача; * Соня вызвала врача; * Горит красивая свеча. | АЧ: * Тетя Таня врач; * Мы играли в мяч; * Прилетел черный грач. | АЧКА: * К нам бежит собачка; * У Вовы есть жвачка. |
* ЧО-ЧО-ЧО — Ой, как горячо! * ЧО-ЧО-ЧО – У папы сильное плечо. | ОЧ-ОЧ-ОЧ — Наступила ночь. | ОЧКА: * Мы покатим бочку; * У папы есть дочка. |
ЧУ: * Я погулять хочу; * На скакалке поскачу; * На вертолете полечу; * Молотком я стучу. | УЧ: * Оля ищет ключ; * На небе много туч; * Появился луч. | УЧКА: * Красивая ручка; * Появилась тучка. |
ЧИ: * Мы купили калачи; * У солнца есть лучи; * Мы собрали кирпичи. | ИЧ: * Купим мы кирпич; * Очень вкусный кулич. | ИЧКА: * Чистая водичка; * Прилетела птичка. |
Чистоговорки для звука «ч» способствуют закреплению правильной артикуляции шипящих звуков. Дети должны четко произносить все звуки, что положительно сказывается на их дикции. Для детей в возрасте 5 лет подойдут материалы с более сложными словами, соответствующими их уровню словарного запаса.
Чистоговорки на звук «т»
Звук «т» появляется в детской речи в раннем возрасте. А если имеются искажения в его произношении, коррекцию проводят в 3 года.
Чистоговорки для отработки «т» в прямых слогах:
- ТА-ТА-ТА – Мы везем кота;
- ТА-ТА-ТА – У нас в доме чистота;
- ТО-ТО-ТО – Красивое пальто;
- ТО-ТО-ТО – Играли мы в лото;
- ТУ-ТУ-ТУ – Молока дадим коту;
- ТУ-ТУ-ТУ – Поиграли мы в лапту;
- ТЫ-ТЫ-ТЫ – Замяукали коты;
- ТЫ-ТЫ-ТЫ – У Кати белые банты;
- ТЫ-ТЫ-ТЫ – Поливаем мы цветы.
Чистоговорки для автоматизации «т» в обратных слогах:
- АТ-АТ-АТ – Мне купили самокат;
- АТЬ-АТЬ-АТЬ – Дети пошли гулять;
- ОТ-ОТ-ОТ – Замяукал серый кот;
- ОТ-ОТ-ОТ – Пролетел самолет;
- ЮТ-ЮТ-ЮТ – Создаем уют;
- ИТ-ИТ-ИТ – Весной птица прилетит;
- ИТ-ИТ-ИТ – Каша на плите кипит;
- ИТЬ-ИТЬ-ИТЬ – Наша кошка хочет пить.
Предложенные чистоговорки помогут закрепить правильное произношение звука «т» в слогах и словах. После автоматизации будет легко закрепить «д» и повторять чистоговорки уже с этим звуком.
Количество занятий
Количество логопедических занятий определяется степенью выраженности речевого нарушения. Обычно рекомендуется проводить три занятия в неделю: два индивидуальных и одно групповое или в подгруппе. Однако чистоговорки можно повторять ежедневно, что способствует более быстрому усвоению фонем.
Важно, чтобы родители не ограничивались только одним видом упражнений. Для достижения наилучших результатов следует применять разнообразные задания, которые помогут закрепить правильный артикуляционный уклад.
Рекомендуется проводить все занятия в первой половине дня. Индивидуальные уроки желательно организовывать чаще, учитывая уровень речевого развития ребенка.
Чистоговорки можно произносить во время прогулки, в перерывах между играми. Главное — делать это четко, даже в процессе игры.
Перед началом повторения взрослый должен сообщить ребенку, с каким звуком они будут работать. Необходимо сначала произнести звук изолированно и в слогах. Если нет возможности заниматься перед зеркалом, взрослый и ребенок могут заниматься, сидя друг напротив друга.
Особенности работы
Чистоговорки нужно проговаривать по определенной схеме, чтобы они были эффективными. Они относятся к основной части логопедического занятия, и проговаривать их можно только после артикуляционной гимнастики.
Если упражнение используют для автоматизации в слогах, выполнять его следует по такой схеме:
- взрослый проговаривает чистоговорку;
- повторяют вместе с ребенком;
- ребенок проговаривает ее самостоятельно.
Чтобы дошкольнику было легче повторить чистоговорку, ее можно проиллюстрировать. Все упражнения выполняют перед зеркалом, чтобы ученик видел правильную артикуляцию. Также логопеды советуют объяснять положение органов артикуляции, чтобы процесс автоматизации проходил эффективнее.
Взрослый должен четко проговаривать все звуки в чистоговорке четко, чтобы ребенок слышал правильное произношение фонемы в слогах и слове. Не рекомендуется одновременно закреплять несколько звуков, иначе ученик начнет их путать. Их можно сочетать только тогда, когда одна фонема автоматизирована.
Чистоговорки не следует произносить в ускоренном темпе. При желании взрослый может ускорить их произношение, но это необязательно.
Если это упражнение логопед использует для автоматизации звука в связной речи, он видоизменяет задание. Ребенок не просто повторяет чистоговорку за взрослым, а самостоятельно заканчивает предложение. В подготовительной группе дети могут прочитать чистоговорки, что положительно влияет на формирование навыка чтения.
Из материалов логопеды часто используют картинки, слоговые дорожки. Можно на каждый слог хлопать в ладоши или выполнять другое физическое упражнение.
Чистоговорки для детей 5 лет остаются актуальными, потому что это обязательное задание на начальных этапах автоматизации. На этапе дифференциации можно чередовать два звука, например, «р» и «л» или звонкий-глухой. Это улучшает не только просодическую сторону речи, но и фонетико-фонематические процессы.
Видео с чистоговорками на разные звуки
Чистоговорки для звуков «Д», «Ж», «З» в мультфильмах и стихотворениях:
Чистоговорки для звуков «Л», «К», «М»:
Чистоговорки на звук «п»
Чистоговорки — это не только увлекательное занятие, но и важный инструмент для развития речи у детей. Они помогают улучшить произношение, развивают фонематическое восприятие и обогащают словарный запас. В данной статье мы собрали чистоговорки для детей в возрасте от 2 до 7 лет, которые помогут освоить звук «п» и познакомят малышей с темами осени, зимы, животных, транспорта, насекомых, овощей, фруктов и семьи.
Чистоговорки про осень
Осень — это время, когда природа меняет свои краски, и дети могут наблюдать за этим процессом. Вот несколько чистоговорок, которые помогут закрепить звук «п»:
- Папа с Петровичем пекут пироги, пахнут пироги, пышные, как облака.
- Падают листья, пестрые, пылают, под ногами шуршат, по лужам плещут.
Чистоговорки про зиму
Зима — это время снега и морозов. Чистоговорки о зиме помогут детям развивать звук «п» и учиться описывать зимние радости:
- Петя с Пашей лепят снеговика, пушистого, белого, с морковкой на носу.
- Падает снег, пушистый, как перина, по полям, по дорогам, по крышам.
Чистоговорки про животных
Животные — это любимая тема для детей. Чистоговорки о животных помогут развить звук «п» и познакомить малышей с миром фауны:
- Петух поет, пышный, пернатый, по утрам поднимает всех на ноги.
- Панда пушистая, плещется в пруду, поедает бамбук, пускает пузыри.
Чистоговорки про транспорт
Транспорт — это важная часть жизни, и дети с удовольствием учатся о нем. Чистоговорки о транспорте помогут развить звук «п» и расширить знания о различных видах транспорта:
- Поезд по рельсам, пыхтит, парит, пассажиров в путь увозит.
- Полетели птички, по небу, по облакам, парят, пускают перья.
Чистоговорки про насекомых
Насекомые — это удивительный мир, который можно исследовать. Чистоговорки о насекомых помогут детям развить звук «п» и узнать больше о природе:
- Пчелы пчелят, пыльцу собирают, по цветам, по лугам, по полям.
- Паук плетет паутину, прячет в ней муху, прячется под листом.
Чистоговорки про овощи и фрукты
Овощи и фрукты — это не только полезно, но и вкусно! Чистоговорки о них помогут развить звук «п» и научить детей различать продукты:
- Помидоры красные, пышные, на грядке растут, под солнцем пылают.
- Персики сладкие, пушистые, в саду растут, под ветром плещутся.
Чистоговорки про семью
Семья — это самое важное в жизни каждого ребенка. Чистоговорки о семье помогут развить звук «п» и укрепить семейные связи:
- Папа, мама, Петя и Полина, поют песни, пекут пироги, играют вместе.
- Праздник в семье, пирог на столе, подарки, песни, смех и радость.
Используя чистоговорки, родители могут не только развивать речь своих детей, но и проводить время вместе, создавая теплую и дружелюбную атмосферу. Регулярные занятия помогут детям уверенно произносить звук «п» и обогатят их словарный запас.
Вопрос-ответ
Какие чистоговорки есть на звук “п”?
Чистоговорки на звук [П]. Пы-пы-пы – вытри пыль. Пу-пу-пу – летит пух. Уп-уп-уп – готовлю суп. Па-па-па – на столе крупа.
Какие чистоговорки есть на звук “В”?
Ва-вы-ва, ва-вы-ва – вот на ветке сова. Ва-вы-ва, ва-вы-ва – на меня летит сова. Ва-ва-ва, ва-ва-ва – над водою плачет ива. Ву-ва-ву, ву-ва-ву – я сниму сову.
Какие чистоговорки есть со звуком “Д”?
Автоматизация твёрдого звука «Д» в чистоговорках: Да–да–да, Да–да–да — ой, холодная вода. Дом–дом–дом, Дом–дом–дом — загорелся кошкин дом. Ду–ду–ду, Ду–ду–ду — в лужу я не упаду. Да–да–да, Да–да–да — не ходи, Вадим, туда.
Какой звук дает буква “п”?
Когда мы произносим звук [п], мы слышим только шум, голос не «включается», а это значит, что согласный звук [п] — глухой. Глухой согласный звук [п] парный и образует пару по звонкости-глухости со звонким согласным звуком [б]. Согласный звук [п] образует пару по твёрдости-мягкости с согласным звуком [п’].
Советы
СОВЕТ №1
Используйте чистоговорки в игровой форме. Превратите занятия в увлекательную игру, где дети могут повторять слова и фразы, сопоставляя их с картинками осенних листьев, зимних снежинок или животных. Это поможет им лучше запомнить звуки и развить фонематическое восприятие.
СОВЕТ №2
Включайте в занятия элементы рифмовки и ритма. Дети легче запоминают слова, если они звучат мелодично. Придумывайте простые стишки или песни на основе чистоговорок, чтобы сделать процесс обучения более интересным и запоминающимся.
СОВЕТ №3
Регулярно повторяйте изученные чистоговорки. Постоянная практика поможет детям закрепить навыки произношения. Выделяйте несколько минут каждый день для повторения, чтобы они могли уверенно использовать новые звуки в речи.
СОВЕТ №4
Связывайте чистоговорки с реальными ситуациями. Например, во время прогулки на улице обсуждайте увиденные осенние листья или зимние пейзажи, используя чистоговорки. Это поможет детям увидеть практическое применение изучаемых звуков и слов.