Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

Старшая группа детского сада – это важный переходный этап в жизни каждого ребенка. В этом возрасте ему нужно уже многое иметь, чтобы быть готовым идти в школу. Ребенок должен развиваться в таком же темпе, как и сверстники, был готовым идти в школу. И первый шаг к этому – это качественное образование, которое ему дадут в дошкольном учреждении.

Сегодня школьная программа разработана так, что ребенок должен идти в школу, зная грамоту. Поэтому очень важно, чтобы воспитатель научил ребенка буквам и чтению, а также смог ему привить «чувство языка», а сделать процесс обучения более легким и понятным сможет программа, разработанная ФГОС.

Характеристика занятий

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС – базовый уровень знаний и освоения навыков по чтению и письму, которые в дошкольном учреждении проходят с использованием таких образовательных областей: познание; социально-коммуникативное развитие; речевое и физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС происходит постепенно в игровой форме.

Обучение грамоте в старшей группе лучше всего проводить в игровой форме

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

Правильно разработанная программа позволяет решить такие задачи:

  • познакомить ребенка с такими понятиями, как «слово» и «звук», а также развить фонематический слух;
  • делить слова на слоги и правильно ставить в них ударения;
  • проводить анализ звукового состава слова, уметь определять гласные и согласные буквы, твердые и мягкие;
  • познакомить ребенка с таким понятием, как «предложение» и его составом;
  • научить ребенка основам чтения и письма, составлять слова, используя азбуку.

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС, проходящее в игровой форме, это важная составляющая легкого усвоения детьми материала. Ребенка следует мотивировать на выполнение упражнений, завлечь интересной задачей.

Существует много приемов и способов подобрать соответствующие возрасту и теме занятия материалы: картинки, чтение стихов и сказок, разгадывание загадок. А также можно включить активные игры, специальные упражнения.

Обучение дошкольников грамоте в старшей группе детского сада по разработанной программе ФГОС предусматривает несколько видов детской деятельности. Они и их особенности описаны в таблице ниже.

Виды Особенности
Игровая Это один из лучших методов решить проблему, ведь дошкольникам познать все азы грамоты очень сложно. Но благодаря игре даже самые сложные вещи можно легко донести до ребенка.
Познавательная Дидактические игры и любые другие виды помогают закреплять и уточнять уже полученные речевые знания. Подобный подход помогает не только изучить чтение и письмо, но еще и быть готовым к изучению и легкому усвоению других предметов в школе.
Коммуникативная Благодаря игре можно легко сформировать интеллект и сенсорику. Дети могут вышить, нарисовать, слепить и собрать из горошин любую букву. Игра позволяет усвоить лексические и грамматические категории речи.

Программа по ФГОС, разработанная профессионалами, помогает выявить и закрепить полученный уровень знаний, умений и навыков. Программа направлена на то, чтобы помочь дошкольникам освоить программный материал, добиться максимальной активности на занятиях.

Врачи отмечают, что обучение грамоте в старшей группе по ФГОС играет ключевую роль в развитии детей. Правильная организация занятий способствует формированию у детей не только навыков чтения и письма, но и когнитивных способностей. Конспекты занятий, разработанные с учетом возрастных особенностей, помогают создать интересную и доступную среду для обучения. Специалисты подчеркивают важность интеграции различных методов: игры, творчества и практических заданий, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Врачи также указывают на необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, что позволяет учитывать его уникальные потребности и темп усвоения материала. Таким образом, грамотно организованные занятия способствуют не только развитию речевых навыков, но и общей гармонии в развитии личности ребенка.

Открытый онлайн показ ОД "Обучение грамоте" - "Путешествие в страну Звукляндия"Открытый онлайн показ ОД "Обучение грамоте" – "Путешествие в страну Звукляндия"

Упражнения

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС нацелено на решение важнейших моментов для осуществления воспитательной работы, связанных напрямую с формированием у дошкольников начального уровня грамоты.

При это необходимо правильно оценивать психологических основ письма и чтения, а также речевой деятельности. В данном контексте нужно понимать умение читать и писать как ассоциации, которые базируются на уже сформированной у дошкольника развивающейся2-ой сигнальной системе.

Фундаментом является устная речь, но при этом для изучения грамоты необходимо прохождение всего взаимосвязанного процесса развития:

  • развитие связной речи;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование культуры звука;
  • начальные этапы грамматического строя.

https://youtube.com/watch?v=B9y4_g3REQw%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Как считают педагоги, дошкольник до среднего возраста еще не способен замечать и осознавать, что речевые функции – это отдельное и важное явление.

Но при пользовании речью дошкольник такого возраста уже понимает, что у нее есть смысловая сторона, сформированная некими языковыми единицами, которые и выделяются как аналитический предмет в процессе обучения грамоте. И применяются они во время интересных для ребенка игр.

Найди букву

Цель: развить у ребенка слух, а также внимание, научить правильно воспринимать отдельные звуки в словах. Ход игры: педагог озвучивать звук, а затем медленно и четко выговаривает слова, где он явно слышится. В 1-ом слове – в его начале, во 2-ом – в середине и в 3-м – уже в конце.

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

Далее он объясняет: — Когда вы услышите этот звук в самом начале слова, то должны помахать мне рукой. Когда звук будет в середине – негромко потопайте ногами. А если звук будет в конце – пару раз хлопните в ладошки.

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС вызывает множество обсуждений среди педагогов и родителей. Многие отмечают, что структурированные конспекты занятий помогают организовать процесс обучения, делая его более эффективным и понятным как для детей, так и для воспитателей. Педагоги подчеркивают важность интеграции различных видов деятельности: игры, творчества и практических заданий, что способствует лучшему усвоению материала. Родители, в свою очередь, отмечают, что такие занятия развивают не только навыки чтения и письма, но и критическое мышление, внимание и память у детей. Важно, что конспекты учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, позволяя адаптировать подход к обучению. Таким образом, обучение грамоте становится не только полезным, но и увлекательным процессом, который закладывает основы для дальнейшего обучения.

Что бывает?

Цель: помочь развить у ребенка речь, а также внимание и остроту ума. Ход игры: воспитатель предлагает детям давать ответы на поставленные вопросы. В вопросах должны быть описания свойств предметов, благодаря чему ребенок сможет легко различать предметы по их форме, цвету, размеру и другим характеристикам.

Воспитатель задает такие вопросы: — Что бывает желтого цвета? Дети отвечают: — Солнце, песок, одуванчик.

Дидактическая игра «Что бывает такого-то цвета»

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

И снова воспитатель: — У кого есть колючки? Дети: — Ежика, розы, елки, кактуса. Воспитатель: — Что бывает круглым? Дети: — Мяч, солнце, арбуз, головка сыра. Воспитатель может задавать и другие вопросы: что бывает голубым, твердым, горячим?

Какое из сказанных слов длиннее?

Цель: помочь развить у ребенка четкую и понятную речь, а также внимание. Ход игры: воспитатель называет детям пару слов, одно из которых короткое, а второе длинное. Дети должны на слух определить, какое из них короче, а какое длиннее.

Волшебные звуки

Цель: помочь развить у ребенка слуховое внимание, а также разбиться в звуковом, а также буквенном анализе. Ход игры: воспитатель объясняет детям, что два звука, например, «у» и «н» будут волшебными. Педагог будет называть слова и когда дети услышат первый волшебный звук, то они должны поднять вверх руки, а если второй, то дотронуться до носа.

Составляем слова из предложенных слогов

Цель: закрепить уже изученный звуковой и буквенный анализ, развить фонематический слух. Ход игры: воспитатель объясняет детям, что слоги в словах между собой перепутались и просит детей расставить их по местам, чтобы прочитать слово.

Дидактическая игра «Составь слова из слогов»

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

После педагог делит детей на две группы и по очереди показывает несколько картинок со слогами, из которых следует собрать слово. За каждое из правильно собранных слов команда получает призовое очко, если слово собрано неправильно, то очко снимается. Изначально детям предлагают несколько простых слов, а после задача усложняется.

Станем на время волшебниками

Цель: помочь детям развить фонематический слух, закрепить полученные навыки о звуковом и буквенном анализе, научить детей правильно соотносить фонетический облик слова и его значение, развить способность командной игры.

Ход игры: воспитатель делит детей на несколько команд и для каждой выдается свое определенное задание. В начале игры педагог говорит: — Давайте на время станем волшебниками и будем превращать слова и разберемся, какая из команд сделает это лучше и быстрее. — Итак, первое задание: дети нужно в слове зачеркнуть одну букву, чтобы в итоге получить другое слова.

Детям выдаются карточки со словами:

  • 1-й команде: шарф, лампа, двор, беда;
  • 2-й команде: смех, риск, крот, борщ.

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

Воспитатель: — Молодцы, а теперь следующее задание: нужно в слове изменить одну букву, чтобы получилось другое слово.

Дети получают карточки со словами:

  • 1-я команда: рука, кожура, чай, лук, белка;
  • 2-я команда: нос, сон, мед, бочка, салат.

Педагог: — Молодцы, а вот еще одно задание: из слова были утеряны гласные буквы, нужно вернуть их на место.

Детям выдают карточки:

  • 1-й команде: м л к, г л в, с б к;
  • 2-й команде: к н р, к р ц, к б н.

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

Педагог: — Молодцы, а теперь еще одно задание: нужно из первых слогов слов составить новое слово.

Дети получают карточки со словами:

  • 1-я команда: город – ложка – варенье, атаман – курица – лава;
  • 2-я команда: солнце – батон – карандаш, коробка – локоть – колбаса.

Воспитатель за каждое правильно выполненное задание присуждает команде очко, после всех заданий определяют победителя.

Поиграем в мячи

Цель: помочь детям развить их грамотность, научиться быстро различать гласные и согласные звуки, совершенствовать такие навыки, как ловкость, реакция и быстрота мышления. Ход игры: дети встают в круг, а воспитатель объясняет правила игры: — Мы поиграем сейчас красным мячом. Вы должны ловить его, если я произношу гласный звук, а отбивать, если согласный.

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

Воспитатель называет буквы, а дети то ловят, то отбывают мяч. После мяч меняется на синий и уже ловить его следует при согласном звуке, а отбивать при гласном.

Печатная машинка

Цель: закрепить у детей полученный навык – фонематический слух, быстро разбираться в звуковом и буквенном анализе, развить внимание и скорость. Ход игры: каждый из детей получает карточку с определенной буквой. После этого воспитатель начинает свое печатное дело.

Педагог предлагает детям напечатать сначала простое слово: дети выстраиваются в шеренгу с нужными буквами. После слово выбирается уже посложнее, а дальше постепенно переходят к целым фразам, определяя нескольким детям не буквы, а пропуск между словами.

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

Когда ребенок с буквой выход, то он хлопает в ладоши, после также поступает второй, а когда слово уже собрано хлопают в ладоши все участники.

Читаем стихотворение по словам

Цель: помочь развить еще лучше фонематический слух и реакцию. Ход игры: дети должны сесть на стульчики, поставленные в форме круга. Руки кладут в такой последовательности: правая рука ребенка лежала ладошкой вниз на ладони левой руки соседа справа, а левая располагалась под правой ладонью соседа слева.

Игра будет проходить в направлении по часовой стрелке. Итак, один из детей начинает читать стихотворение, произнося только одно слово и хлопает соседа по руке, например, первая строчка стиха: — Летела корова, сказала слово, какое слово сказала корова?

Тот ребенок, на котором остановилась фраза должен назвать любое слово, к примеру, молоко. И дальше дети уже хлопают по руке соседа произнося это слово по буквам.

Задача последнего игра в том, чтобы убрать руку и его не хлопнули по ней во время произношения последней буквы. Кто пропустил этот момент, выходит из игры и снова продолжается, пока не останется самый ловкий.

Подбери слог и назови слово

Цель: помочь ребенку лучше развить его речь, закрепить навыки о звуковом и буквенном анализе, пополнить его словарный запас. Ход игры: воспитатель делит детей на две отдельные команды. Дети должны стать друг напротив друга.

Первый игрок в команде берет в руки мяч и бросает ребенку, стоящему напротив, произнося слог. Второй игрок должен назвать слог или несколько слогов, чтобы в итоге получилось слово.

Дидактическая игра «По слогу назови слово»

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

Дидактическая игра «По слогу назови слово»

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

Второй игрок бросает другому игроку из противоположной команды, называя свой слог, а тот в свою очередь добавляет свой получая в итоге слово. Например, один ребенок, бросая мяч говорит «ко», в другой ловя его, отвечает «за» в итоге получилось слово «коза».

Угадаем букву

Цель: развить у детей мелкую моторику, закрепить начальные навыки грамоты, а также усовершенствовать свое пространственное мышление. Ход игры: воспитатель делит детей на две отдельные команды. Каждой команде выдается коробка с пластилином. Каждый ребенок должен вылепить из пластилина букву, а после команда из получившихся букв составляет слово.

Это задание можно немного усложнить: все вылепленные буквы раскладываются на столе. К нему подходит один из детей, которому завязывают глаза, он берет в руки одну из букв и должен на ощупь определить, какая буквы у него в руках.

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

Угадывать буквы нужно быстро, например, воспитатель засекает минуту и после подводятся итоги кто из детей за это время назвал наибольшее количество букв правильно.

Найди спрятавшийся звук

Цель: помочь детям разобраться в звуковом анализе и легко определять, в каком именно месте потерялся звук. Ход игры: педагог выдает всем детям карточки, которые разделены на три квадрата, а также цветная фишка: синяя или красная. Синяя означает согласный звук, а красная – гласный.

Воспитатель говорит детям какой звук они сейчас будут искать, а после произносит слово с этим звуком, и дети должны положить карточку на тот квадрат, в каком именно должен стоять этот звук: в первом среднем или последнем. Итак, слоги и слова меняются.

Найдем наш домик

Цель: научить детей дифференцировать сходные звуки. Ход игры: воспитатель выдает детям карточки, а на них картинки с изображением оппозиционных звуков. На доске педагог фиксирует два мешочка, на одном написан звук «с», на другом «ш».

Дидактическая игра «Найди похожие слова»

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

Дидактическая игра «Найди похожие слова»

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

Каждый ребенок выходит к доске берет карточку с рисунком, называет, что изображено и определяет какой именно оппозиционный звук в нем присутствует и кладет карточку с нужным звуком. Если задание выполнено правильно, то ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Поиграем в поезд

Цель: помочь детям быстро определять количество звуков в слове. Для обучения детям потребуются: поезд, составленный из плоских фигурок, а также три отдельных вагона. На каждом вагоне должно быть три окошка с кармашками, куда дети будут складывать нужные предметные картинки. На кармашках указано количество звуков в слове.

Также нужны будут картинки, на которых изображены разные предметы, например, животные. Ход игры: воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям – ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать.

— Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков.

Дидактическая игра «Сколько звуков в слове»

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

Дидактическая игра «Сколько звуков в слове»

Обучение грамоте в старшей группе по ФГОС. Конспекты занятий

После каждый ребенок выходит, берет карточку с изображением животного, называет его и кладет карточку в нужное окошко. А вот поезд тронется в путь только после того, когда все картинки будут разложены правильно.

Буквы ожили

Цель: помочь детям правильно определять нужную последовательность звуков в слове, а также усовершенствовать навыки звукового и буквенного анализа. Ход игры: каждый ребенок получает карточку с изображенной на ней буквой. После этого воспитатель называет слово, и дети с нужными буквами выстраиваются в шеренгу, чтобы получилось названное слово.

Можно усложнить задачу: дети получают карточки и из них самостоятельно составляют подходящее слово, также выстраиваясь в шеренгу.

Обучение грамоте – это один из важных моментов в дошкольной программе старшей группе детского сада. ФГОС разработало ее так, чтобы все дети, идущие в школу, знали не только буквы, но и могли читать, пусть даже и не быстро.

Благодаря тому, что все занятия проходят в игровой форме, дети быстро и легко усваивают материал, развивая фонетический слух, ловкость, мышление и другие полезные навыки.

Видео об обучении

Обучение грамоте в старшей группе:

https://youtube.com/watch?v=_sGDvqqWVbQ%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Какие этапы включает в себя процесс обучения грамоте?

В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.

Что входит в обучение грамоте?

Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, но и смысл текста. Обучающийся грамоте человек учится переводить звуки речи в буквы, т. Е. Писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.

Какой метод обучения грамоте является наиболее современным?

В современной школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, предполагающий выделение звука в слове, анализ звука, синтез, усвоение буквы и процесс чтения.

Что служит основой для обучения грамоте?

За основу обучения грамоте берется звук. Звуки выделяются из речевого потока, из слов в процессе анализа. Особое внимание уделяется звуковому анализу слов, артикуляции звуков, развитию фонематического слуха.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте игровые методы обучения. Включение игр в занятия по обучению грамоте помогает детям легче усваивать материал и делает процесс обучения более увлекательным. Например, можно организовать игры на составление слов из букв или на нахождение ошибок в текстах.

СОВЕТ №2

Интегрируйте обучение грамоте с другими предметами. Связывайте занятия по грамоте с окружающим миром, искусством или математикой. Это поможет детям увидеть практическое применение изучаемых навыков и повысит их интерес к обучению.

СОВЕТ №3

Регулярно проводите диагностику знаний. Оценивайте уровень усвоения материала детьми через тесты, викторины или творческие задания. Это позволит вам своевременно корректировать программу обучения и уделять больше внимания тем темам, которые вызывают затруднения.

СОВЕТ №4

Создавайте индивидуальные задания. Учитывайте уровень подготовки и интересы каждого ребенка, предлагая задания, которые соответствуют их возможностям. Это поможет поддерживать мотивацию и способствует более глубокому усвоению материала.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации