Скороговорки для детей 10-12 лет короткие, сложные, 5-6 класс

Улучшить произношение звуков у детей в возрасте 10-12 лет помогают скороговорки. Для школьников такие короткие, но выразительные предложения станут хорошим средством для работы над речью, повышением ее качества и артикуляционного аппарата в целом.

Польза скороговорок для детей

Скороговорки для детей 10-12 лет развивают их речевой аппарат. Благодаря этому он становится подвижным, улучшаются его показатели:

  • Слова становятся четче.
  • Речь приобретает выразительность.

Проговаривая скороговорку, дети стараются произносить слова правильно, не «съедая» их окончания. Для этого в мозгу ребенка происходят мыслительные процессы. Осваивается смысл каждого слова, чувствуется связь слогов и словосочетаний.

Помимо этого, школьник работает не только над произношением, но и над оценкой своей речи. На слух он улавливает интонацию и правильную подачу слов. Скороговорки стали хорошим материалом для работы в логопедии. Для ребенка процесс обучения происходит посредством игры. Произношение таких словосочетаний предназначено именно для создания непринужденной обстановки, в которой дети расслабляются и легко идут на контакт с педагогом.

По определению выдающегося педагога Ушинского К. Д., скороговорки способствуют приближение детей к образу народного говора, развивают воображение и способствуют развитию чувства юмора.

Врачи отмечают, что скороговорки могут быть полезным инструментом для развития речевых навыков у детей в возрасте 10-12 лет. В этом возрасте дети активно осваивают сложные языковые конструкции, и скороговорки помогают улучшить дикцию, артикуляцию и фонематическое восприятие. Специалисты подчеркивают, что регулярные занятия с короткими и сложными скороговорками способствуют не только улучшению произношения, но и развитию памяти и концентрации. Важно, чтобы занятия были интересными и разнообразными, что поможет удержать внимание детей. Врачи рекомендуют использовать скороговорки как часть игровой деятельности, что сделает процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Скороговорки для детей слушаем и повторяемСкороговорки для детей слушаем и повторяем

Скороговорки на букву р

Скороговорки для детей 10-12 лет помогают улучшить произношение звука «Р», что позволяет сделать речь более внятной и четкой.

Скороговорки для детей 10-12 лет короткие, сложные, 5-6 класс

Для школьников подойдут следующие произведения:

***

Без топора в сыром бору с утра работают бобры.

Бобрам топор – не нужен он,

Грызут и так дубы они.

***

Гремит гроза, грохочет гром,

Грозен очень, страшен он.

***

На горе арбуз лежит,

Гриша на гору бежит.

Хочет Гриша арбуз взять.

Чтобы грызть его, кусать.

***

У Риты в огороде,

Есть винограда грозди.

А за забором Риты,

Грибы растут не мыты.

Скороговорки для детей 10-12 лет короткие, сложные, 5-6 класс

***

У Макара карандаш,

Красный, крепкий,

Жаль, не наш.

***

Несет Маруся воробьям, да гусю –

Проса гроздь в кормушку,

А брату Борьке – грушу.

***

Открывай Роман врата –

Дрова рубить нам в лес пора.

Всем поработать нам не лень –

Рубить дрова нам целый день.

При чтении скороговорок уделяют внимание не только звуку «Р», но и остальным. В комплексе все это позволит сделать произношение четким.

https://youtube.com/watch?v=_fKxYs2_Rbg%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками для детей 10-12 лет пользуются популярностью, потому что именно эти буквы вызывают множество речевых проблем. Но регулярное произношение произведений, доведение до автоматизма проговаривание слов, решает эту проблему.

***

Уши вымазались в туш.

Ушам нужен срочно душ.

***

Ерш с ежом дружили,

Ни капли не тужили.

Скороговорки для детей 10-12 лет короткие, сложные, 5-6 класс

***

Еж с ежихой убегали –

Медвежонка увидали.

Еж кричит: беги, беда,

Медвежонок тут, жена!

***

У Шуры на крыше,

Живут стрижи на нише.

А Шура с ними дружит,

И бережет от стужи.

***

Жаба на жука глядит,

Жабе жук в ответ жужжит:

Привет Жаба, не тужи!

А со мною пожужжи!

Скороговорки для детей 10-12 лет короткие, сложные, 5-6 класс

Проговорить такие скороговорки с первого раза у большинства школьников не получится. Это довольно сложные произведения, на заучивание которых уйдет не одно занятие.

Скороговорки для детей 10-12 лет становятся популярным инструментом не только для развлечения, но и для развития речи. Родители и учителя отмечают, что такие упражнения помогают улучшить дикцию и артикуляцию, что особенно важно в этом возрасте, когда дети начинают активно участвовать в публичных выступлениях и школьных мероприятиях. Короткие и сложные скороговорки, подходящие для 5-6 классов, могут быть увлекательными и познавательными. Они способствуют развитию фонематического слуха и концентрации, что положительно сказывается на общем уровне грамотности. Многие родители делятся опытом, как совместные занятия скороговорками превращаются в веселые игры, укрепляющие семейные связи и создающие позитивную атмосферу для обучения.

Короткие скороговорки

Небольшие по объему произведения можно использовать в качестве подготовительных скороговорок. С их помощью разогревают мышцы языка, а затем переходят к более сложным в произношении фразам.

Примеры скороговорок:

  • Говорили про покупки: крупы да подкрупки.
  • Через пустые избушки летят на юг пичужки.
  • Щука в иле сидела – леща схватить хотела.
  • Привет еж, как дела? Ах, погода хороша.
  • Сидит кошка на окошке, спину выгнула гармошкой.
  • У Гриши в лукошке лежат сыры да крошки.
  • Залезли сороконожки на траву-морошку.
  • Клара ищет свой кларнет, а кларнета-то и нет.
  • Грохочет гром, раскат гремит, идет гроза к нам и рычит.
  • Раскрашивали красками стрижи, а ты лучше лови их, да держи.
  • Не грози Гриша руками, лучше потанцуй ногами.

Скороговорки для детей 10-12 лет короткие, сложные, 5-6 класс

Короткие скороговорки можно использовать также в качестве артикуляционной гимнастики.

Сложные скороговорки

Выговорить длинную по объему скороговорку сложно. Приступать к разучиванию таких произведений стоит лишь в то время, когда ребенок освоил правильное произношение всех звуков, но при этом ему необходимо отточить их четкость и выразительность.

***

Дрожат двери от ветров.

Наломать с них можно дров.

Дворник двери пожалел,

Дворник просто подобрел.

Деревянною доской,

Двери он прибил рукой.

Двери больше не дрожат,

И от ветра не трещат.

***

В чаще уж ежа встречал,

Его черешней угощал.

Еж дрожал, но, ел, молчал.

Уж на него заворчал:

Что ж ты еж, не ешь черешни?

Лапы ж у тебя, не клешни!

Скороговорки для детей 10-12 лет короткие, сложные, 5-6 класс

***

Корыто стоит не мыто,

У Ариши голова не покрыта.

Весь день вот такой дребедень,

Видимо все делать лень.

***

Брели бодрые бобры,

Для бобрят они храбры.

Дровосеки-строители,

Грызуны-любители.

Большие по объему скороговорки можно использовать как закрепляющее средство для поддержания выразительности речи.

Русские народные скороговорки

Русское народное творчество подарило миру множество красивых песен и стихотворений. Скороговорки тоже вышли из народа.

Если в современном мире их используют для улучшения произношения, то в прежние времена они носили скорее шуточный и развлекательный характер:

***

Шел Марьян, попал в бурьян.

А в нем трава – ох, велика.

***

В сани семеро садилось,

Да все уж не поместились.

Не для семерых-то сани,

Смотри, ноги ребят подвисали.

Короткие народные скороговорки подойдут для тренировки дикции детей 10-12 лет

Скороговорки для детей 10-12 лет короткие, сложные, 5-6 класс

***

Шьет Маруся варежки для родного батюшки.

Варежки-то шелковые,

Манжеты золоченые!

***

Болтуны болтать любили,

Да дома языки забыли.

***

Боря вброд ведет подводу,

Конь не хочет идти в воду –

Ты не бойся брода конь,

Вода это, не огонь.

***

Боярин бороду растил,

Ее лелеял и любил.

***

Бреет брадобрей бороду,

Берет за это по рублю.

***

Бросай бодаться бравый бык,

У тебя рога как клык.

Смысл многих народных скороговорок детям придется объяснять. Произведения чаще всего отражали ту, прошлую действительность, из-за чего современным школьникам сложно понять значение многих слов.

На английском языке (с переводом)

Выговорить скороговорки на английском языке сложно по простой причине – чужеродные слова вызывают у многих школьников затруднения в произношении. Оптимальным вариантом для разучивания станут небольшие произведения.

Скороговорки для детей 10-12 лет короткие, сложные, 5-6 класс

Оригинальный текст Перевод на русский язык
Glen is sad, his eye hurts — his head is boiling. Грустно Глену, глаз болит – голова его кипит.
A car goes far, it has cool tires. Едет далеко машина, у нее крутые шины.
The gingerbread house collapsed, the sorcerer fell from the roof. Пряничный домик развалился, колдун с крыши повалился.
Heidi and Chloe became friends,

We agreed to meet.

Heidi and Chloe played

The girls were very tired.

Хайди с Хлое подружились,

Встретиться договорились.

Хайди с Хлое поиграли,

Девочки очень устали.

Oliver ate olives,

Owen’s friend was not listening.

From olives at Oliver’s

The body was very sick.

Оливер оливки кушал,

Друга Оуэна не слушал.

От оливок у Оливера,

Тело сильно заболело.

Скороговорки для детей 10-12 лет короткие, сложные, 5-6 класс

Очень важно читать скороговорки с интонацией, а не просто как набор из букв.

Советы и рекомендации

Главной рекомендацией для чтения скороговорок является правильное произношение каждого звука, а поэтому на начальном этапе отрабатывают каждый из них и проводят работу над ошибками. Доводят произношение до автоматизма.

Скороговорки для детей 10-12 лет принято разучивать постепенно.Поэтапный процесс включает в себя следующие шаги:

  1. Правильное прочтение каждого слова скороговорки. Необходимо на личном примере показать ребенку, как правильно произносить согласные и гласные звуки. На этом этапе педагог корректирует ребенка, не давая ему ошибиться при проговаривании слов. Проводят предварительную работу над произношением.
  2. Заученный текст проговаривают без звука. Работают лишь артикуляцией – используя язык, губы и зубы.
  3. Чтение слов шепотом. Ребенок должен научиться произносить скороговорку тихо, но при этом внятно.
  4. Медленное произношение скороговорки вслух. Ребенок самостоятельно произносит скороговорку голосом в обычной тональности.
  5. Произношение в медленном ритме с разной интонацией: напевая, грустно или радостно.
  6. Быстрое чтение скороговорки.

Стоит учитывать, что очень важно подобрать скороговорку, соответствующую умственному развитию ребенка. Не стоит переходить к сложным и длинным фразам, если ему тяжело дается прочтение элементарных произведений.

Также, не стоит заставлять насильно заучивать скороговорки. Следует заинтересовать его в этом, и только потом упражняться в чтении. Если же ребенок против занятия, а его будут принуждать к этому, то он может замкнуться в себе.

Нельзя наказывать, если произношение не получается. Важно поощрять и хвалить. В день достаточно уделять чтению скороговорок 10-15 мин. Последовательность и регулярность занятий позволит добиться хорошего результата: речь станет четкой и более выраженной.

Провести работу над отдельными звуками помогает артикуляционная гимнастика. Она способствует выработке необходимого положения органов речи, необходимых для четкого и безошибочного произношения каждого звука. Упражняют детей в проговаривании не только каждого звука, но и нуждающихся в коррекции.

Подбирают артикуляционную гимнастику целенаправленно, учитывая все нарушения в речи ребенка. Оптимальным вариантом таких упражнений будет их комплексность. В нем объединяют упражнения, способствующие правильному положению языка и губ во время образования звуков.

Скороговорки для детей 10-12 лет короткие, сложные, 5-6 класс

Например, таким является следующий комплекс:

  1. Губы держат в улыбке, открывая оба ряда зубов.
  2. Вытягивают в виде трубочки губы вперед.
  3. Чередуют шаги №1 и №2.
  4. Плавно открывают, а затем закрывают рот, оставляя улыбку.
  5. Сворачивают язык в трубочку, а затем разворачивают. Поднимают острый языковой кончик за зубы в верхней части челюсти.
  6. Направляют конец языка вниз и водят то влево к резцам, то вправо.

Гимнастика с артикуляцией для сонорных – «ль» и «л»:

Название Для чего нужна Описание Методика
Наказать вредный язык Довести до совершенства навык: держать язык в широком состоянии, при этом избавившись от напряжения. Рот слегка приоткрывают, язык держат в расслабленном состоянии. Не спеша помещают его вниз, на губу и произносят при этом «пя-пя-пя». Нельзя допустить, чтобы губа подворачивалась или была натянута на зубы.

Язык растягивают как можно шире. Губами прихлопывают пару раз на 1 выдохе. Задерживать воздух на выдохе нельзя.

Гудок корабля Сформировать и закрепить навык удерживать спинку языка в верхнем положении. Рот приоткрывают и произносят протяжно звук «Ы», имитируя сигнал корабля. Наблюдают за правильным положением кончика языка: он должен находиться в глубине ротовой полости в опущенном состоянии. При этом, к небу поднимают его спинку.
Качели Выработать умение на высокой скорости изменять позицию языка, обязательную при сочетании «Л» с гласными: «У», «Ы», «А» и «О». Широко улыбаются, показывая зубки. Язык необходимо расположить в позиции за нижними зубами, с внутренней стороны рта. Фиксируют его в таком положении на 5 сек. Возвращаются в исходную позицию, а затем чередуют движения от 4 до 6 раз. Оставляют неподвижными: нижнюю часть челюсти и губы. Двигают лишь языком.

Гимнастика для проработки сонорных «Р» и «РЬ»:

Название Цель Описание Методика
Автомат Сделать язык гибким и подвижным. Улыбаются, держа рот открытым. Кончик языка напрягают и постукивают в холмики, находящиеся за верхними зубами. Быстро произносят звук: «т-т-т-т». Звук должен быть отчетливым. Ритм постоянно изменяют: его скорость то высокая, то низкая. Оставляют неподвижными: нижнюю часть челюсти и губы. Произносимый звук должен быть четким. Не допускают подворачивания окончания языка. Чтобы проверить технику выполнения, стоит расположить возле рта бумажную полоску. Если человек выполняет все правильно, что она не будет менять своего положения.
Барабан Отрабатывают подъем спинки языка, а также укрепляют его мышцы. Улыбаются, немного приоткрывая рот. Кончиком языка начинают постукивать за зубами в верхней челюсти. Затем, часто и быстро проговаривают «д-д-д-д». Начинают с низкой скорости, затем ее постепенно увеличивают. Открытый рот держат в улыбке. Основные движения выполняют языком. Не работают нижней челюстью – ее необходимо удерживать в неподвижном состоянии. Контролируют произношение звука «Д» — оно должно звучать четко. Избегают подворачивания кончика языка.

Благодаря скороговоркам, можно сделать речь не только четкой, но и выразительной. Для детей 10-12 лет чтение таких коротких произведений станет хорошим средством для улучшения звукопроизношения.

Видео на тему: скороговорки для детей 10-12 лет

Скороговорки для детей: слушаем и повторяем:

https://youtube.com/watch?v=JxFLvmnirxU%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Какая самая короткая скороговорка?

Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

Какая самая сложная скороговорка в мире в 2024 году?

Согласно Книге рекордов Гиннесса, самая крутая скороговорка — « Шестая больная шейха, шестая овца больна ». Но, по мнению исследователей из всемирно известного Массачусетского технологического института (MIT), одна из самых сложных скороговорок — «Пад Кид, налитый творогом, вытащенная треска».

Какие есть скороговорки для детей?

Сшила Саша Сашке шапку. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу. Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали. Кукушка кукушонку купила капюшон.

Какая самая сложная скороговорка в мире?

Регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали. Изрыл вырыл и подрыл.

Советы

СОВЕТ №1

Выбирайте скороговорки, соответствующие уровню развития вашего ребенка. Начните с коротких и простых фраз, постепенно переходя к более сложным. Это поможет избежать разочарования и поддержит интерес к занятиям.

СОВЕТ №2

Занимайтесь скороговорками в игровой форме. Превратите обучение в веселую игру, добавив элементы соревнования или творчества, например, придумайте свои собственные скороговорки или используйте их в ролевых играх.

СОВЕТ №3

Регулярно практикуйтесь. Чтобы достичь успеха в произношении, важно заниматься скороговорками не только время от времени, но и регулярно. Установите определенное время для практики, чтобы это стало частью ежедневной рутины.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на артикуляцию и интонацию. При выполнении скороговорок важно не только быстро говорить, но и правильно произносить звуки. Обратите внимание на четкость и выразительность речи, это поможет развить навыки публичного выступления.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации