Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Театрализованная деятельность – это разновидность игровой сферы. Именно поэтому дети в средней группе принимают активное участие в таких упражнениях, занятиях, сценках. Благодаря этому у воспитанников открываются возможности проявить себя и собственные таланты.

Характеристика занятий

В детском саду театрализованная деятельность позволяет выполнить ряд образовательных задач:

  • Дать детям информацию об основных положениях театральной культуры.
  • Развить умения преображаться в героя постановки, взаимодействовать с иными участниками такой деятельности.
  • Улучшить ритмопластику.
  • Развить мимику, интонацию.
  • Улучшить речевую культуру: выработать четкую дикцию, задействовать и пополнить словарный запас, активировать диалогическую речь.

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Дети приобщаются к духовным ценностям, учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, у них повышается артистичность.

Врачи отмечают, что театрализованная деятельность в средней группе является важным элементом всестороннего развития детей. Она способствует не только развитию творческих способностей, но и формированию социальных навыков, таких как умение работать в команде и выражать свои эмоции. По мнению специалистов, такая деятельность помогает детям лучше понимать окружающий мир, развивает их воображение и креативность.

Согласно требованиям ФГОС, театрализованные игры должны быть интегрированы в образовательный процесс, что позволяет достигать различных целей: развитие речи, эмоциональной сферы и моторики. Врачи подчеркивают, что использование картотеки с разнообразными сценариями и ролями помогает педагогам организовать занятия, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Это не только обогащает образовательный процесс, но и способствует укреплению психоэмоционального состояния детей, что особенно важно в период их активного роста и развития.

Театрализованная деятельность в средней группе «Вежливый теремок»Театрализованная деятельность в средней группе «Вежливый теремок»

Упражнения

Театрализованная деятельность в средней группе разнообразна. Она может проходить в виде наглядных занятий, словесных упражнений или практических постановках этюдов. Воспитателю разрешено проводить игры-драматизации, беседовать с детьми о театре.

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Где живет театр

Цель:

  • сформировать представления о театре.

Задачи:

  • приобщить детей к основам театрализованной деятельности;
  • развить умение показывать с помощью мимики эмоции;
  • воспитать культуру общения.

Оборудование демонстрационное:

  • игрушка котенок;
  • иллюстрации театра и театрализованной постановки с артистами.

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Ход занятия:

Воспитатель говорит:

— Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются.

Воспитатель продолжает:

— Ребята, занимайте места на своих стульчиках.

Дети рассаживаются на стульчиках.

Воспитатель говорит:

— Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о том, где могут жить сказки. Быть может, вы подскажете это место?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Ребята, сказки обитают в книгах, мультфильмах. Но еще они умеют оживать. И каждый из нас может сходить в это чудесное место и увидеть сказку вживую. Как оно называется, вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель достает картинки с театром и показывает их детям, а затем говорит:

— Ребята, посмотрите на картинки – на них изображен театр. Именно в нем оживают герои многих сказок. Кто-нибудь из вас ходил когда-нибудь туда?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Ребята, мы с вами можем не только сходить в театр. У нас есть возможность стать артистами, участниками сказок. Но как вы думаете, что нам нужно для этого сделать?

Ответы детей.

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Воспитатель говорит:

— Нам, дети, нужно научиться передавать все эмоции при помощи мимики – без слов. Ведь в театре герои сказок могут общаться даже без разговоров. Поэтому давайте мы с вами попробуем перевоплотиться в разных персонажей.

Воспитатель проводит разминку «Передавалки». Педагог объясняет детям правила игры:

— Дети, наша игра будет заключаться в следующем. Я буду называть вам и показывать эмоцию, а вы должны передать ее друг другу. Например, я передаю вам удивление.

Воспитатель делает удивленным лицо. Дети повторяют за ним. По такому плану ребята передают друг другу эмоции испуга, радости. После игры воспитатель говорит:

— Молодцы, ребята. Вы сумели передать много разных эмоций без слов. Но чтобы попасть в сказку, нам нужно уметь научиться работать и голосом. Вот давайте потренируемся. Первое задание: вы должны сказать фразу: «Идем за грибами в лес» с веселой интонацией.

Дети выполняют задание воспитателя.

Педагог говорит:

— Молодцы. А теперь скажите эту же фразу, но только грустным голосом.

Дети выполняют поручение воспитателя.

Педагог говорит:

— Молодцы, ребята. Вы так сделали все замечательно и без ошибок, что из театра к нам в гости пришел котенок.

Воспитатель демонстрирует игрушку котенка детям и говорит:

— Ребята, этот котенок выступает в театре. Он артист. Вы можете вспомнить, в каких произведениях или мультфильмах вы видели или слышали котенка?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Котенок есть во многих сказках. Есть даже стихотворение, которые мы недавно с вами читали. Оно называлось «Кискино горе». Послушайте, я напомню его вам.

Воспитатель зачитывает детям стихотворение «Кискино горе» Заходера, Б. В.

Педагог проводит беседу по содержанию произведения. После этого он вовлекает детей в игру «Котенок».

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Педагог объясняет детям правила игры:

— Ребята, мы с вами сейчас сами преобразимся в котят. Для этого нам нужно сыграть в интересную игру. Правила такие: я буду поворачиваться к вам спиной. Вы же, будете исполнять роль котят. Ваше задание: встать со стульчиков, помахать ручками, побаловаться. Но как только я начну поворачиваться к вам лицом, вы тут же должны сесть на свои стульчики. А чтобы вам было удобнее, я буду читать стишок во время игры.

Воспитатель проводит игру, сопровождая ее словами:

— За дверь ушла хозяйка,

Котята стали бушевать:

Они на лапках ходят задних,

И все пытаются сломать.

Хозяюшка терпеть не стала,

И захотела их поймать.

Как только в дом она вернулась,

Котята сразу легли спать.

После игры с детьми беседуют на тему, кем бы они хотели стать в театре.

Театрализованная деятельность в средней группе является важным аспектом развития детей, способствующим формированию их творческих способностей и коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что такая деятельность помогает детям лучше понимать эмоции, развивает воображение и способствует социализации. В рамках ФГОС важным является создание условий для активного участия детей в театрализованных играх, что позволяет им проявлять инициативу и креативность. Картотека театрализованных игр включает разнообразные сценарии, которые учитывают возрастные особенности и интересы детей. Это способствует не только развитию художественного восприятия, но и формированию навыков сотрудничества и командной работы. В результате, театрализованная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса, обогащая опыт детей и делая обучение более увлекательным и эффективным.

Теремок

Театрализованная деятельность в средней группе обязательно должна включать в цикл занятий разыгрывание уже знакомых детям сказок. Это позволяет развить воспитанникам творческие таланты, артистизм. Такие условия открывают детям новые возможности.

https://youtube.com/watch?v=IEV1IiahQbs%3Ffeature%3Doembed

Цель:

  • сформировать умение преображаться в героев сказок.

Задачи:

  • развить артистизм;
  • раскрыть творческий потенциал ребенка;
  • приобщить к театрализованной деятельности путем задействования в постановке;
  • воспитать культуру общения.

Оборудование:

  • маски персонажей сказки «Теремок»;
  • красивая коробка, похожая на теремок;
  • небольшие игрушки с героями сказки, которые складывают в красивую коробку.

Предварительная работа: чтение и обсуждение сказки «Теремок».

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Ход занятия:

Воспитатель здоровается:

— Добрый день, дети!

Дети здороваются с воспитателем.

Воспитатель продолжает:

— Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла красивую коробочку (демонстрирует ее детям). Но она закрыта, и я не смогла ее открыть. Я осмотрела все, и нашла подсказку. На одной стенке написано, что нужно отгадать загадки, и тогда коробочка откроется. Поможете мне?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Тогда слушайте первую загадку:

Кошечки боится,

В норке живет.

Сыр кушать обожает,

И корочки грызет (мышка).

Ответы детей.

Воспитатель читает вторую загадку:

— Поет песенки «Ква-ква»,

Сама зеленая, как трава (лягушка).

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Третья загадка:

Летом серый,

По полю скачет,

От волчицы и лисы

Ушки всегда прячет (заяц).

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Еще одна загадка:

В деревню идет

И в ней кур крадет (лиса).

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Еще одна загадка:

Зимой холодной,

По лесу ходит злой и голодный (волк).

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

— А вот и последняя загадка:

Летом ульи ворошит,

А зимой в берлоге спит (медведь).

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Спасибо вам, ребята. Вы отгадали все загадки. И вот коробочка открылась. Ой, да тут все герои загадок.

Воспитатель поочередно достает из коробки все игрушки и говорит:

— Ребята, а вы узнаете, из какой сказки эти герои?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Это же персонажи сказки «Теремок». Ребята, а давайте мы с вами преобразимся в них.

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Театрализованная деятельность в средней группе проходит с непосредственным участием детей. Воспитатель выбирает участников для разыгрывания сказки «Теремок». Он раздает артистам шапочки с изображениями зверей. После этого дети вместе с воспитателем разыгрывают сказку. Педагог читает им произведение, а дети действуют согласно сюжету. Можно доверить им проговаривание реплик. Приветствуется свободное изложение, чтобы побудить детей к импровизации.

После проведения деятельности, воспитатель приглашает детей на физкультминутку:

— Ребята, становитесь в круг.

Дети становятся кругом на ковре.

Воспитатель читает текст физкультминутки и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Физкультминутка «Домик строим для зверей»:

Текст Движения
Взяли в руки молотки Руки перед собой, ладони сжимают в кулаки.
Ими делаем стуки-туки-ми. Стучат поочередно кулачками.
Это мы так строим дом,

Чтоб жилось уютно в нем.

Руки верх, делают из них треугольник над головой.
А еще взяли пилу, Руки сгибают в локтях и перемещают их на уровень бедер.
Пилим ею – иу-у. Двигают руками вперед назад, сохраняя руки согнутыми в локтях.
С земли палок мы набрали Руки вниз, дотягиваются кончиками пальцев до пола, не сгибая ноги в коленях.
Ими крышу устилали. Выпрямляются и гладят руками себя по голове.
Вот такой и вышел дом –

Теперь уютно жить всем в нем.

Показывают знак одобрения рукой.
Театрализованная деятельность в средней группе обязательно должна включать в цикл занятий разыгрывание уже знакомых детям сказок

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Воспитатель говорит:

— Молодцы, дети. А теперь перевоплощаемся обратно в детей и занимаем свои места на стульчиках.

Дети садятся за столы. Воспитатель с ними обсуждает занятие. Ребята делятся эмоциями и впечатлениями.

В гостях у сказки

Цели:

  • дать возможность детям проявить себя;
  • сформировать умение преображаться в соответствии с сюжетом произведения, игры.

Задачи:

  • развить артистические таланты;
  • способствовать раскрепощению детей;
  • улучшить эмоциональную атмосферу в группе;
  • способствовать улучшению взаимоотношений среди воспитанников;
  • развить умение детей действовать по сигналу;
  • воспитание культуры общения.

Оборудование:

  • кукла-варежка Бабушка;
  • волшебный сундучок;
  • игрушки для сундучка: мышка, муравей, зайчик, бабочка, воробей.

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Предварительная работа: чтение сказки «Под грибом» Сутеева, В. Г.

Ход занятия:

Воспитатель здоровается:

— Добрый день, дети!

Дети здороваются.

Педагог продолжает:

— Занимайте свои места.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель говорит:

— Ребята, к нам в гости пришла варежка-игрушка Бабушка. Давайте с ней поздороваемся.

Воспитатель надевает на руку варежку и говорит, имитируя голос бабушки:

— Добрый день, ребятушки.

Дети здороваются.

Воспитатель в роли бабушки отвечает:

— Детишки, я убиралась у вас в группе, и нашла разные вещи: тапок, носок, варежку, перчатку и платочек. Я не поняла, куда их можно сложить, поэтому спрятала все в сундучок.

Воспитатель демонстрирует детям сундучок и говорит голосом бабушки:

— Давайте я вам покажу, как я складывала все. А вы повторяйте все за мной.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастку по следующему плану:

— Мы в мешок такой большой (поднимают ладонь и растопыривают пальцы)

Положим вещи по одной (после этих слов поочередно начинают загибать пальцы).

И печатку, и платок,

Варежку, тапок и носок.

Ты, расти, мешок, расти.

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Что получилось, покажи.

Воспитатель снимает варежку и прячет ее. Обращается к детям:

— Ребята, вы тут с бабушкой вещи в мешочек складывали. Какие, вспомните?

Дети перечисляют то, что сложили в мешок.

Воспитатель говорит:

— Ой, а вот и мешочек! Только он превратился в сундучок. Вы, дети, наверное, заколдовали его с бабушкой.

Воспитатель демонстрирует сундучок детям и говорит:

— Ребята, давайте посмотрим вещи, которые в этот сундучок сложили.

Воспитатель открывает сундук и говорит:

— Ой, ну точно – колдовство. Смотрите, тапок стал мышкой. А вы знаете, как мышка говорит?

Дети имитируют писк мышонка.

Воспитатель продолжает:

— А вот муравей. Давайте-ка мы поиграем в игру. Ведь вы засиделись. Я как раз знаю игру под названием «Муравьи и птицы». Выходите на ковер.

Дети выполняют поручение воспитателя.

Театрализованная деятельность в средней группе в виде занятия обязательно должна включать элементы игры. Это обусловлено тем, что именно она все еще остается ведущей деятельностью у воспитанников. Также усвоение новой информации, преподнесенной таким способом, проходит легче.

Педагог объясняет правила игры:

— Ребята, муравьи ходят тихо, ведь они маленькие и их шагов неслышно. Птицы же чирикают и поют. Так вот вы, ребята, превратитесь в муравьев. Каждый из вас должен ходить тихо. Можете бегать на носочках. Но как только я скажу слово «Птицы», вы должны присесть на корточки.

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Воспитатель проводит игру. После этого он говорит:

— Молодцы, дети. Садитесь теперь на свои места.

Дети занимают свои места за столами.

Педагог говорит:

— Теперь посмотрим, что у нас еще в сундучке лежит. Ой, да тут еще есть зайчик.

Воспитатель показывает игрушку зайчика детям и говорит:

— Ребята, а изобразите зайчиков.

Дети показывают зайчиков.

Воспитатель говорит:

— Молодцы, вы действительно похожи на зайчиков. Теперь посмотрим, что же еще у нас в сундучке. Тут лежит бабочка. Покажите, как она летает.

Дети изображают бабочек.

Воспитатель говорит:

— Молодцы, очень красиво. Остался один предмет в сундучке. Посмотрим, что же это.

Педагог достает игрушку воробья и говорит:

— Это воробушек. Как он разговаривает?

Дети имитируют чириканье воробьев.

Воспитатель говорит:

— Ребята, мы достали всех игрушек с волшебного сундучка. Посмотрите, кого они вам напоминают? Это же герои сказки. Помните, какой?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Это же герои сказки «Под грибом». Мы с вами недавно ее читали. Вспомните, в каком настроении герои были в начале сюжета?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Они были грустные. Покажите мне, как это выглядит.

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Дети выполняют поручение воспитателя и делают грустное лицо.

Воспитатель говорит:

— Но потом, благодаря дружбе, все у героев наладилось и они повеселели. Покажите мне, как выглядит радость.

Дети улыбаются.

Воспитатель говорит:

— Вот какое удивительное приключение нам подарила волшебница бабушка.

Ребята обсуждают занятие, делятся впечатлениями.

Волшебный голос

Театрализованная деятельность с детьми в средней группе должна проходить легко, без принуждения. Только в благоприятной эмоциональной среде ребята раскрепощаются и не стесняются показать свои артистичные умения.

Цель:

  • сформировать умение использовать интонацию.

Задачи:

  • развить умение использовать голос в качестве инструмента для выражения эмоций;
  • раскрыть творческий потенциал каждого воспитанника;
  • воспитать дружелюбность.

Оборудование демонстрационное:

  • картинки с животными.

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Ход занятия:

Воспитатель здоровается:

— Добрый день, дети.

Дети здороваются.

Воспитатель говорит:

— Ребята, занимайте свои места на стульчиках.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель говорит:

— Дети, а вы знали, что наш голос волшебный?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Ребята, с помощью голоса мы можем передавать разные эмоции, переживания и впечатления. Чтобы вы смогли освоить это умение, нам нужно потренироваться. Давайте проведем сначала разминку. Я буду говорить, а вы повторяйте за мной.

Воспитатель производит речевую разминку:

— Дома утром мы проснулись,

И в кроватке потянулись.

Встали, умылись,

Миру открылись.

Маме ласково сказали,

Утра доброго ей пожелали (дети произносят эту фразу с интонацией, выражающей ласку).

А потом пошли гулять,

Мячик во дворе гонять.

Мы азартно покричали:

Эге-гей, мы не скучаем (говорят на повышенных тонах, с задором).

Долго-долго так играли,

И немножечко устали.

Наши ножки болят,

Отдыхать они хотят (произносят усталым голосом).

Домой пошли мы отдыхать,

Ляжем снова на кровать (говорят с интонацией блаженства).

Как же нам хорошо.

Стало нам очень легко.

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

Воспитатель говорит:

— Наш голос помогает нам узнавать о настроении человека. Даже если нам закрыть глаза, то мы все равно по звукам поймем, в каком состоянии наш товарищ. Давайте попробуем это проверить. Сыграем в игру «Угадай по голосу». Я вам буду говорить фразу, а вы должны угадать, какое настроение я передаю интонацией. Закрывайте глаза и внимательно слушайте.

Воспитатель говорит:

— Шел Вовочка по дороге и споткнулся. Он заплакал: «Ое-ей, как больно я ударился пальчиком» (эту фразу воспитатель произносит с болью в голосе). Ну, ребята, открывайте глаза. Скажите, Вовочка радуется или плачет?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Теперь снова закрывайте глаза и слушайте. Катя приехала на море и сказала: «Ах, как тут хорошо!» (эти слова воспитатель произносит с радостью в голосе). Ну, ребята, а теперь угадайте. Катя грустит или радуется?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Вот дети, какой волшебный голос. Мы можем передавать с его помощью разные эмоции. Еще, ребята, у каждого из нас с вами голос особенный. Мы умеем отличать маму, папу и друзей по интонации. Давайте сыграем в игру. Выходите на ковер, становитесь в круг.

Дети выполняют поручение воспитателя.

Педагог говорит:

— Теперь мы поиграем в игру «Угадай, чей это голос». Кто будет первым участником?

Воспитатель отбирает из числа желающих детей главного игрока. Его он ставит в центр круга и объясняет правила:

— Ты (имя ребенка) должен закрыть глаза. Один из детей позовет тебя по имени. Ты после этого можешь открыть глаза и назвать ребенка, который обращался к тебе.

Театрализованная деятельность в средней группе. Картотека, цели по ФГОС

После игровой деятельности воспитатель приглашает детей снова сесть за столы. Затем он обращается к ним:

— Ребята, вы уже освоили свой голос. Осталось нам пройти последнее испытание. Нам нужно суметь показать, как разговаривают птицы и звери. Я буду показывать вам картинки, а вы мне голос того передадите, кто на ней изображен.

Воспитатель показывает иллюстрации животных. Например, медведя. Дети же должны при помощи голоса показать, какой звук издает он. Картинки подбирают разные: воробья, котенка, волка, щенка.

В средней группе театрализованная деятельность близка детям. Они в ходе игр часто перевоплощаются в разных персонажей, перенимая их характер и манеру разговора. Поэтому ребята с удовольствием принимают участие в разыгрывании сценок, играх-драматизациях. Это благотворно влияет на развитие речевой культуры ребенка и его эмоциональную сферу.

Видео о музыкально-театрализованной деятельности в детском саду

Как проходит театрализованная деятельность в детском саду.

https://youtube.com/watch?v=uqQgvymLr3o%3Ffeature%3Doembed

Вопрос-ответ

Каковы основные цели театрализованной деятельности в средней группе по ФГОС?

Основные цели театрализованной деятельности в средней группе по ФГОС включают развитие творческих способностей детей, формирование коммуникативных навыков, а также развитие эмоциональной сферы и воображения. Это помогает детям лучше понимать окружающий мир и выражать свои мысли и чувства.

Какие виды театрализованной деятельности можно использовать в средней группе?

В средней группе можно использовать различные виды театрализованной деятельности, такие как кукольный театр, драматизация сказок, ролевые игры и театрализованные представления. Эти виды помогают детям развивать актерские навыки и учат работать в команде.

Как можно организовать картотеку театрализованных игр и упражнений?

Картотеку театрализованных игр и упражнений можно организовать, систематизировав материалы по темам, возрасту и сложности. Важно включить в картотеку описание каждой игры, необходимые материалы и цели, которые она помогает достигнуть. Это упростит выбор подходящих занятий для педагогов и сделает процесс более структурированным.

Советы

СОВЕТ №1

Разработайте разнообразные сценарии для театрализованных постановок, которые будут соответствовать возрастным особенностям детей. Включите в них элементы игры, музыки и танца, чтобы сделать занятия более увлекательными и запоминающимися.

СОВЕТ №2

Используйте в театрализованной деятельности не только готовые сценарии, но и поощряйте детей к созданию собственных историй. Это поможет развить их творческие способности и уверенность в себе.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на использование различных материалов и реквизита для театрализованных игр. Это могут быть как простые предметы, так и специально изготовленные костюмы, которые помогут детям лучше вжиться в роли и развить воображение.

СОВЕТ №4

Регулярно проводите анализ проведенных театрализованных мероприятий, обсуждайте с детьми, что им понравилось, а что можно улучшить. Это поможет не только повысить качество занятий, но и вовлечь детей в процесс, развивая их критическое мышление.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации