Театрализованная деятельность – это разновидность игровой сферы. Именно поэтому дети в средней группе принимают активное участие в таких упражнениях, занятиях, сценках. Благодаря этому у воспитанников открываются возможности проявить себя и собственные таланты.
Характеристика занятий
В детском саду театрализованная деятельность позволяет выполнить ряд образовательных задач:
- Дать детям информацию об основных положениях театральной культуры.
- Развить умения преображаться в героя постановки, взаимодействовать с иными участниками такой деятельности.
- Улучшить ритмопластику.
- Развить мимику, интонацию.
- Улучшить речевую культуру: выработать четкую дикцию, задействовать и пополнить словарный запас, активировать диалогическую речь.
Дети приобщаются к духовным ценностям, учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, у них повышается артистичность.
Врачи отмечают, что театрализованная деятельность в средней группе является важным элементом всестороннего развития детей. Она способствует не только развитию творческих способностей, но и формированию социальных навыков, таких как умение работать в команде и выражать свои эмоции. По мнению специалистов, такая деятельность помогает детям лучше понимать окружающий мир, развивает их воображение и креативность.
Согласно требованиям ФГОС, театрализованные игры должны быть интегрированы в образовательный процесс, что позволяет достигать различных целей: развитие речи, эмоциональной сферы и моторики. Врачи подчеркивают, что использование картотеки с разнообразными сценариями и ролями помогает педагогам организовать занятия, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Это не только обогащает образовательный процесс, но и способствует укреплению психоэмоционального состояния детей, что особенно важно в период их активного роста и развития.
Упражнения
Театрализованная деятельность в средней группе разнообразна. Она может проходить в виде наглядных занятий, словесных упражнений или практических постановках этюдов. Воспитателю разрешено проводить игры-драматизации, беседовать с детьми о театре.
Где живет театр
Цель:
- сформировать представления о театре.
Задачи:
- приобщить детей к основам театрализованной деятельности;
- развить умение показывать с помощью мимики эмоции;
- воспитать культуру общения.
Оборудование демонстрационное:
- игрушка котенок;
- иллюстрации театра и театрализованной постановки с артистами.
Ход занятия:
Воспитатель говорит:
— Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Воспитатель продолжает:
— Ребята, занимайте места на своих стульчиках.
Дети рассаживаются на стульчиках.
Воспитатель говорит:
— Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о том, где могут жить сказки. Быть может, вы подскажете это место?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Ребята, сказки обитают в книгах, мультфильмах. Но еще они умеют оживать. И каждый из нас может сходить в это чудесное место и увидеть сказку вживую. Как оно называется, вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель достает картинки с театром и показывает их детям, а затем говорит:
— Ребята, посмотрите на картинки – на них изображен театр. Именно в нем оживают герои многих сказок. Кто-нибудь из вас ходил когда-нибудь туда?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Ребята, мы с вами можем не только сходить в театр. У нас есть возможность стать артистами, участниками сказок. Но как вы думаете, что нам нужно для этого сделать?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Нам, дети, нужно научиться передавать все эмоции при помощи мимики – без слов. Ведь в театре герои сказок могут общаться даже без разговоров. Поэтому давайте мы с вами попробуем перевоплотиться в разных персонажей.
Воспитатель проводит разминку «Передавалки». Педагог объясняет детям правила игры:
— Дети, наша игра будет заключаться в следующем. Я буду называть вам и показывать эмоцию, а вы должны передать ее друг другу. Например, я передаю вам удивление.
Воспитатель делает удивленным лицо. Дети повторяют за ним. По такому плану ребята передают друг другу эмоции испуга, радости. После игры воспитатель говорит:
— Молодцы, ребята. Вы сумели передать много разных эмоций без слов. Но чтобы попасть в сказку, нам нужно уметь научиться работать и голосом. Вот давайте потренируемся. Первое задание: вы должны сказать фразу: «Идем за грибами в лес» с веселой интонацией.
Дети выполняют задание воспитателя.
Педагог говорит:
— Молодцы. А теперь скажите эту же фразу, но только грустным голосом.
Дети выполняют поручение воспитателя.
Педагог говорит:
— Молодцы, ребята. Вы так сделали все замечательно и без ошибок, что из театра к нам в гости пришел котенок.
Воспитатель демонстрирует игрушку котенка детям и говорит:
— Ребята, этот котенок выступает в театре. Он артист. Вы можете вспомнить, в каких произведениях или мультфильмах вы видели или слышали котенка?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Котенок есть во многих сказках. Есть даже стихотворение, которые мы недавно с вами читали. Оно называлось «Кискино горе». Послушайте, я напомню его вам.
Воспитатель зачитывает детям стихотворение «Кискино горе» Заходера, Б. В.
Педагог проводит беседу по содержанию произведения. После этого он вовлекает детей в игру «Котенок».
Педагог объясняет детям правила игры:
— Ребята, мы с вами сейчас сами преобразимся в котят. Для этого нам нужно сыграть в интересную игру. Правила такие: я буду поворачиваться к вам спиной. Вы же, будете исполнять роль котят. Ваше задание: встать со стульчиков, помахать ручками, побаловаться. Но как только я начну поворачиваться к вам лицом, вы тут же должны сесть на свои стульчики. А чтобы вам было удобнее, я буду читать стишок во время игры.
Воспитатель проводит игру, сопровождая ее словами:
— За дверь ушла хозяйка,
Котята стали бушевать:
Они на лапках ходят задних,
И все пытаются сломать.
Хозяюшка терпеть не стала,
И захотела их поймать.
Как только в дом она вернулась,
Котята сразу легли спать.
После игры с детьми беседуют на тему, кем бы они хотели стать в театре.
Театрализованная деятельность в средней группе является важным аспектом развития детей, способствующим формированию их творческих способностей и коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что такая деятельность помогает детям лучше понимать эмоции, развивает воображение и способствует социализации. В рамках ФГОС важным является создание условий для активного участия детей в театрализованных играх, что позволяет им проявлять инициативу и креативность. Картотека театрализованных игр включает разнообразные сценарии, которые учитывают возрастные особенности и интересы детей. Это способствует не только развитию художественного восприятия, но и формированию навыков сотрудничества и командной работы. В результате, театрализованная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса, обогащая опыт детей и делая обучение более увлекательным и эффективным.
Теремок
Театрализованная деятельность в средней группе обязательно должна включать в цикл занятий разыгрывание уже знакомых детям сказок. Это позволяет развить воспитанникам творческие таланты, артистизм. Такие условия открывают детям новые возможности.
https://youtube.com/watch?v=IEV1IiahQbs%3Ffeature%3Doembed
Цель:
- сформировать умение преображаться в героев сказок.
Задачи:
- развить артистизм;
- раскрыть творческий потенциал ребенка;
- приобщить к театрализованной деятельности путем задействования в постановке;
- воспитать культуру общения.
Оборудование:
- маски персонажей сказки «Теремок»;
- красивая коробка, похожая на теремок;
- небольшие игрушки с героями сказки, которые складывают в красивую коробку.
Предварительная работа: чтение и обсуждение сказки «Теремок».
Ход занятия:
Воспитатель здоровается:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель продолжает:
— Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла красивую коробочку (демонстрирует ее детям). Но она закрыта, и я не смогла ее открыть. Я осмотрела все, и нашла подсказку. На одной стенке написано, что нужно отгадать загадки, и тогда коробочка откроется. Поможете мне?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Тогда слушайте первую загадку:
Кошечки боится,
В норке живет.
Сыр кушать обожает,
И корочки грызет (мышка).
Ответы детей.
Воспитатель читает вторую загадку:
— Поет песенки «Ква-ква»,
Сама зеленая, как трава (лягушка).
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Третья загадка:
Летом серый,
По полю скачет,
От волчицы и лисы
Ушки всегда прячет (заяц).
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Еще одна загадка:
В деревню идет
И в ней кур крадет (лиса).
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Еще одна загадка:
Зимой холодной,
По лесу ходит злой и голодный (волк).
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— А вот и последняя загадка:
Летом ульи ворошит,
А зимой в берлоге спит (медведь).
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Спасибо вам, ребята. Вы отгадали все загадки. И вот коробочка открылась. Ой, да тут все герои загадок.
Воспитатель поочередно достает из коробки все игрушки и говорит:
— Ребята, а вы узнаете, из какой сказки эти герои?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это же персонажи сказки «Теремок». Ребята, а давайте мы с вами преобразимся в них.
Театрализованная деятельность в средней группе проходит с непосредственным участием детей. Воспитатель выбирает участников для разыгрывания сказки «Теремок». Он раздает артистам шапочки с изображениями зверей. После этого дети вместе с воспитателем разыгрывают сказку. Педагог читает им произведение, а дети действуют согласно сюжету. Можно доверить им проговаривание реплик. Приветствуется свободное изложение, чтобы побудить детей к импровизации.
После проведения деятельности, воспитатель приглашает детей на физкультминутку:
— Ребята, становитесь в круг.
Дети становятся кругом на ковре.
Воспитатель читает текст физкультминутки и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Физкультминутка «Домик строим для зверей»:
Текст | Движения |
Взяли в руки молотки | Руки перед собой, ладони сжимают в кулаки. |
Ими делаем стуки-туки-ми. | Стучат поочередно кулачками. |
Это мы так строим дом,
Чтоб жилось уютно в нем. |
Руки верх, делают из них треугольник над головой. |
А еще взяли пилу, | Руки сгибают в локтях и перемещают их на уровень бедер. |
Пилим ею – иу-у. | Двигают руками вперед назад, сохраняя руки согнутыми в локтях. |
С земли палок мы набрали | Руки вниз, дотягиваются кончиками пальцев до пола, не сгибая ноги в коленях. |
Ими крышу устилали. | Выпрямляются и гладят руками себя по голове. |
Вот такой и вышел дом –
Теперь уютно жить всем в нем. |
Показывают знак одобрения рукой. |
Воспитатель говорит:
— Молодцы, дети. А теперь перевоплощаемся обратно в детей и занимаем свои места на стульчиках.
Дети садятся за столы. Воспитатель с ними обсуждает занятие. Ребята делятся эмоциями и впечатлениями.
В гостях у сказки
Цели:
- дать возможность детям проявить себя;
- сформировать умение преображаться в соответствии с сюжетом произведения, игры.
Задачи:
- развить артистические таланты;
- способствовать раскрепощению детей;
- улучшить эмоциональную атмосферу в группе;
- способствовать улучшению взаимоотношений среди воспитанников;
- развить умение детей действовать по сигналу;
- воспитание культуры общения.
Оборудование:
- кукла-варежка Бабушка;
- волшебный сундучок;
- игрушки для сундучка: мышка, муравей, зайчик, бабочка, воробей.
Предварительная работа: чтение сказки «Под грибом» Сутеева, В. Г.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются.
Педагог продолжает:
— Занимайте свои места.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель говорит:
— Ребята, к нам в гости пришла варежка-игрушка Бабушка. Давайте с ней поздороваемся.
Воспитатель надевает на руку варежку и говорит, имитируя голос бабушки:
— Добрый день, ребятушки.
Дети здороваются.
Воспитатель в роли бабушки отвечает:
— Детишки, я убиралась у вас в группе, и нашла разные вещи: тапок, носок, варежку, перчатку и платочек. Я не поняла, куда их можно сложить, поэтому спрятала все в сундучок.
Воспитатель демонстрирует детям сундучок и говорит голосом бабушки:
— Давайте я вам покажу, как я складывала все. А вы повторяйте все за мной.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастку по следующему плану:
— Мы в мешок такой большой (поднимают ладонь и растопыривают пальцы)
Положим вещи по одной (после этих слов поочередно начинают загибать пальцы).
И печатку, и платок,
Варежку, тапок и носок.
Ты, расти, мешок, расти.
Что получилось, покажи.
Воспитатель снимает варежку и прячет ее. Обращается к детям:
— Ребята, вы тут с бабушкой вещи в мешочек складывали. Какие, вспомните?
Дети перечисляют то, что сложили в мешок.
Воспитатель говорит:
— Ой, а вот и мешочек! Только он превратился в сундучок. Вы, дети, наверное, заколдовали его с бабушкой.
Воспитатель демонстрирует сундучок детям и говорит:
— Ребята, давайте посмотрим вещи, которые в этот сундучок сложили.
Воспитатель открывает сундук и говорит:
— Ой, ну точно – колдовство. Смотрите, тапок стал мышкой. А вы знаете, как мышка говорит?
Дети имитируют писк мышонка.
Воспитатель продолжает:
— А вот муравей. Давайте-ка мы поиграем в игру. Ведь вы засиделись. Я как раз знаю игру под названием «Муравьи и птицы». Выходите на ковер.
Дети выполняют поручение воспитателя.
Театрализованная деятельность в средней группе в виде занятия обязательно должна включать элементы игры. Это обусловлено тем, что именно она все еще остается ведущей деятельностью у воспитанников. Также усвоение новой информации, преподнесенной таким способом, проходит легче.
Педагог объясняет правила игры:
— Ребята, муравьи ходят тихо, ведь они маленькие и их шагов неслышно. Птицы же чирикают и поют. Так вот вы, ребята, превратитесь в муравьев. Каждый из вас должен ходить тихо. Можете бегать на носочках. Но как только я скажу слово «Птицы», вы должны присесть на корточки.
Воспитатель проводит игру. После этого он говорит:
— Молодцы, дети. Садитесь теперь на свои места.
Дети занимают свои места за столами.
Педагог говорит:
— Теперь посмотрим, что у нас еще в сундучке лежит. Ой, да тут еще есть зайчик.
Воспитатель показывает игрушку зайчика детям и говорит:
— Ребята, а изобразите зайчиков.
Дети показывают зайчиков.
Воспитатель говорит:
— Молодцы, вы действительно похожи на зайчиков. Теперь посмотрим, что же еще у нас в сундучке. Тут лежит бабочка. Покажите, как она летает.
Дети изображают бабочек.
Воспитатель говорит:
— Молодцы, очень красиво. Остался один предмет в сундучке. Посмотрим, что же это.
Педагог достает игрушку воробья и говорит:
— Это воробушек. Как он разговаривает?
Дети имитируют чириканье воробьев.
Воспитатель говорит:
— Ребята, мы достали всех игрушек с волшебного сундучка. Посмотрите, кого они вам напоминают? Это же герои сказки. Помните, какой?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это же герои сказки «Под грибом». Мы с вами недавно ее читали. Вспомните, в каком настроении герои были в начале сюжета?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Они были грустные. Покажите мне, как это выглядит.
Дети выполняют поручение воспитателя и делают грустное лицо.
Воспитатель говорит:
— Но потом, благодаря дружбе, все у героев наладилось и они повеселели. Покажите мне, как выглядит радость.
Дети улыбаются.
Воспитатель говорит:
— Вот какое удивительное приключение нам подарила волшебница бабушка.
Ребята обсуждают занятие, делятся впечатлениями.
Волшебный голос
Театрализованная деятельность с детьми в средней группе должна проходить легко, без принуждения. Только в благоприятной эмоциональной среде ребята раскрепощаются и не стесняются показать свои артистичные умения.
Цель:
- сформировать умение использовать интонацию.
Задачи:
- развить умение использовать голос в качестве инструмента для выражения эмоций;
- раскрыть творческий потенциал каждого воспитанника;
- воспитать дружелюбность.
Оборудование демонстрационное:
- картинки с животными.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается:
— Добрый день, дети.
Дети здороваются.
Воспитатель говорит:
— Ребята, занимайте свои места на стульчиках.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель говорит:
— Дети, а вы знали, что наш голос волшебный?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Ребята, с помощью голоса мы можем передавать разные эмоции, переживания и впечатления. Чтобы вы смогли освоить это умение, нам нужно потренироваться. Давайте проведем сначала разминку. Я буду говорить, а вы повторяйте за мной.
Воспитатель производит речевую разминку:
— Дома утром мы проснулись,
И в кроватке потянулись.
Встали, умылись,
Миру открылись.
Маме ласково сказали,
Утра доброго ей пожелали (дети произносят эту фразу с интонацией, выражающей ласку).
А потом пошли гулять,
Мячик во дворе гонять.
Мы азартно покричали:
Эге-гей, мы не скучаем (говорят на повышенных тонах, с задором).
Долго-долго так играли,
И немножечко устали.
Наши ножки болят,
Отдыхать они хотят (произносят усталым голосом).
Домой пошли мы отдыхать,
Ляжем снова на кровать (говорят с интонацией блаженства).
Как же нам хорошо.
Стало нам очень легко.
Воспитатель говорит:
— Наш голос помогает нам узнавать о настроении человека. Даже если нам закрыть глаза, то мы все равно по звукам поймем, в каком состоянии наш товарищ. Давайте попробуем это проверить. Сыграем в игру «Угадай по голосу». Я вам буду говорить фразу, а вы должны угадать, какое настроение я передаю интонацией. Закрывайте глаза и внимательно слушайте.
Воспитатель говорит:
— Шел Вовочка по дороге и споткнулся. Он заплакал: «Ое-ей, как больно я ударился пальчиком» (эту фразу воспитатель произносит с болью в голосе). Ну, ребята, открывайте глаза. Скажите, Вовочка радуется или плачет?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Теперь снова закрывайте глаза и слушайте. Катя приехала на море и сказала: «Ах, как тут хорошо!» (эти слова воспитатель произносит с радостью в голосе). Ну, ребята, а теперь угадайте. Катя грустит или радуется?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Вот дети, какой волшебный голос. Мы можем передавать с его помощью разные эмоции. Еще, ребята, у каждого из нас с вами голос особенный. Мы умеем отличать маму, папу и друзей по интонации. Давайте сыграем в игру. Выходите на ковер, становитесь в круг.
Дети выполняют поручение воспитателя.
Педагог говорит:
— Теперь мы поиграем в игру «Угадай, чей это голос». Кто будет первым участником?
Воспитатель отбирает из числа желающих детей главного игрока. Его он ставит в центр круга и объясняет правила:
— Ты (имя ребенка) должен закрыть глаза. Один из детей позовет тебя по имени. Ты после этого можешь открыть глаза и назвать ребенка, который обращался к тебе.
После игровой деятельности воспитатель приглашает детей снова сесть за столы. Затем он обращается к ним:
— Ребята, вы уже освоили свой голос. Осталось нам пройти последнее испытание. Нам нужно суметь показать, как разговаривают птицы и звери. Я буду показывать вам картинки, а вы мне голос того передадите, кто на ней изображен.
Воспитатель показывает иллюстрации животных. Например, медведя. Дети же должны при помощи голоса показать, какой звук издает он. Картинки подбирают разные: воробья, котенка, волка, щенка.
В средней группе театрализованная деятельность близка детям. Они в ходе игр часто перевоплощаются в разных персонажей, перенимая их характер и манеру разговора. Поэтому ребята с удовольствием принимают участие в разыгрывании сценок, играх-драматизациях. Это благотворно влияет на развитие речевой культуры ребенка и его эмоциональную сферу.
Видео о музыкально-театрализованной деятельности в детском саду
Как проходит театрализованная деятельность в детском саду.
https://youtube.com/watch?v=uqQgvymLr3o%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Каковы основные цели театрализованной деятельности в средней группе по ФГОС?
Основные цели театрализованной деятельности в средней группе по ФГОС включают развитие творческих способностей детей, формирование коммуникативных навыков, а также развитие эмоциональной сферы и воображения. Это помогает детям лучше понимать окружающий мир и выражать свои мысли и чувства.
Какие виды театрализованной деятельности можно использовать в средней группе?
В средней группе можно использовать различные виды театрализованной деятельности, такие как кукольный театр, драматизация сказок, ролевые игры и театрализованные представления. Эти виды помогают детям развивать актерские навыки и учат работать в команде.
Как можно организовать картотеку театрализованных игр и упражнений?
Картотеку театрализованных игр и упражнений можно организовать, систематизировав материалы по темам, возрасту и сложности. Важно включить в картотеку описание каждой игры, необходимые материалы и цели, которые она помогает достигнуть. Это упростит выбор подходящих занятий для педагогов и сделает процесс более структурированным.
Советы
СОВЕТ №1
Разработайте разнообразные сценарии для театрализованных постановок, которые будут соответствовать возрастным особенностям детей. Включите в них элементы игры, музыки и танца, чтобы сделать занятия более увлекательными и запоминающимися.
СОВЕТ №2
Используйте в театрализованной деятельности не только готовые сценарии, но и поощряйте детей к созданию собственных историй. Это поможет развить их творческие способности и уверенность в себе.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на использование различных материалов и реквизита для театрализованных игр. Это могут быть как простые предметы, так и специально изготовленные костюмы, которые помогут детям лучше вжиться в роли и развить воображение.
СОВЕТ №4
Регулярно проводите анализ проведенных театрализованных мероприятий, обсуждайте с детьми, что им понравилось, а что можно улучшить. Это поможет не только повысить качество занятий, но и вовлечь детей в процесс, развивая их критическое мышление.