Строение человека, расположение костей и внутренних органов изучает часть биологии – анатомия. Это наука, которая исследует все внутренние процессы, работу органов, их строение, функциональность и расположение их внутри. Детей с лет 4-5 начинает интересовать, что внутри человека, почему возникает боль или идет кровь.
Сразу все объяснить никак не получится, но на примерах простыми словами можно примерно рассказать о важности органов и описать их функции.
Взаимосвязь всех внутренних органов
Строение человека — внутренние органы и части тела, позволяющие функционировать организму, как единое целое. Если в одной системе начинает патология, то она распространяется и на другие органы. К примеру, при переломе ноги может нарушиться работа сердца, потому что ухудшается работа кровеносной системы.
Врачи подчеркивают важность изучения анатомии человека с раннего возраста, так как это способствует формированию здорового образа жизни и осознанию собственного тела. Они отмечают, что детям полезно знать о строении скелета, который состоит из 206 костей, и о различиях между мужским и женским организмами. Например, у женщин таз шире, что связано с репродуктивной функцией. Врачи также акцентируют внимание на внутренние органы, такие как сердце, легкие и печень, объясняя их функции и значимость для здоровья. Понимание анатомии помогает детям развивать интерес к медицине и заботе о своем здоровье, что в будущем может повлиять на их выбор профессии.
Анатомическое строение и функции внутренних органов человека
Строение человека (внутренние органы позволяют организму полноценно функционировать) сложное, поэтому человеку, не изучавшему медицину, тяжело понять взаимодействие органических процессов во всем теле. Снаружи тело покрыто кожей и волосами. Под кожей находятся мышцы, которые регулируют все движения.
Форму держать помогает скелет, состоящий из костей. Кости головы называются черепом, защищающим мозг, который дает «команды» всему организму. Все внутренние органы распределены по группам и относятся к тем или иным системам. У каждой из них есть свои определенные функции.
https://youtube.com/watch?v=z0Gzq0Pj880%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Органы дыхательной системы
Без кислорода ни один человек не сможет прожить и несколько минут. Его черпают из воздуха, посредством дыхания.
Дыхательная система обеспечивает получение кислорода и выведение углекислого газа с помощью следующих органов:
- Носовая полость представляет собой дыхательный путь. За счет хрящевой структуры носовые ходы всегда открыты. В полости есть волоски (их можно увидеть в зеркало), они служат фильтром, чтобы с воздухом внутрь не попадали мусор и пыль. Также они могут удерживать некоторые болезнетворные микроорганизмы.
- Гортань располагается в передней части шеи (можно прощупать) и представляет собой начало дыхательной трубки (детям нужно объяснить или наглядно показать, что гортань и пищевод – это разные трубки, которые соединяются в глотке). Гортань защищает дыхательную систему от попадания пищи, выполняет дыхательную и голосообразующую функции. Состоит из хрящей, которые соединяются эпителием и связками.
- Трахея и бронхи. Ниже гортани есть длинная трубка 10-15 см – трахея. Через нее воздух поступает в бронхи и распределяется в легких.
- Легкие – парный орган (есть левое и правое легкое), в котором осуществляется газообмен. Располагаются легкие за грудиной и покрываются плеврой – особенной пленкой, которая их защищает. При расширении легких происходит вдох, при сужении – выдох.
Изначально воздух поступает через рот или нос в гортань, далее продвигается по трахее и разделяется бронхами на оба легких. Они внутри не пустые, а пористые, подобно губке. В каждом легком есть миллионы веточек – бронхиол, по которым воздух распределяется по воздушным мешочкам альвеолам. Они окружены сосудами, куда и попадает кислород. А уже кровь его заносит по всем органам и системам.
Анатомия человека для детей – это увлекательная тема, которая помогает понять, как устроено наше тело. Многие родители отмечают, что изучение строения скелета и внутренних органов вызывает у детей живой интерес. Они с удовольствием рассматривают модели скелета, узнают о различиях между костями мужчин и женщин, что способствует формированию понимания о биологических особенностях.
Учителя также подчеркивают важность наглядных пособий: интерактивные уроки и мультимедийные материалы делают процесс обучения более увлекательным. Дети задают множество вопросов о том, как работают органы и какую роль играют кости в нашем организме. Это не только развивает их любознательность, но и закладывает основы для будущих знаний в области медицины и биологии. В целом, изучение анатомии становится важным шагом в формировании осознанного отношения к своему здоровью и телу.
Органы брюшной полости
Брюшная полость – это пространство между диафрагмой (находится под легкими) и тазом. Она полностью заполнена органами.
Основные из них:
- Желчный пузырь – это полость, в котором скапливается желчь. Это горькая, желто-зеленая субстанция, которая вырабатывается в печени. Она – неотъемлемый компонент, участвующий в переваривании пищи. Также она устраняет некоторые вредные ферменты, тем самым выполняя защитную функцию.
- Желудок – это полый орган, который состоит из мышечной ткани. В него попадает пища после прохождения по пищеводу. Стенки желудка вырабатывают специальные ферменты, благодаря которым пища переваривается и продвигается в двенадцатиперстную кишку.
- Селезенка – орган, функции которого до сих пор не изучены. Известно, что она принимает участие в кроветворении. Также без селезенки у человека значительно снижаются защитные функции организма.
- Печень – это орган, выполняющий роль фильтра. Она вбирает в себя все вредные вещества, попадающие в организм. Она выполняет 3 основных функции: помогает переваривать пищу, циркулировать кровь и участвует в метаболизме. Интересный факт: печень не имеет нервных окончаний, поэтому даже при циррозе (заболевание, при котором разрушаются ткани) человек не чувствует боль.
Мочеполовая система
Мочеполовой называется комплекс систем, в который входят выделительная и репродуктивная. О репродуктивной системе детям во 2-4 классе еще рано знать, а о выделительной можно сказать пару слов.
Состоит она из почек, надпочечников, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Почки – основной парный орган мочевой системы. Диурез – это процесс выработки мочи, которая потом по мочеточникам попадает в мочевой пузырь.
Почки по внешнему виду похожи на бобы. Она не одинаковые, правая немного меньше из-за того, что над ней располагается самый большой орган брюшной полости – печень.
Эндокринные органы
Строение человека, внутренние органы которого относятся разным системам, позволяет организму работать слаженно, без сбоев. Эндокринная система регулирует работу органов и систем посредством гормонов, выделяемых в кровь и межклеточное пространство. От них зависит работа всех органов и организма в целом.
Щитовидная и паращитовидные железы
Щитовидная железа (щитовидка) – орган, располагающийся на передней части шеи вровень с гортанью. Состоит из перешейка и боковых долей, на задней поверхности которых располагаются эпителиальные тела – паращитовидные железы.
Их число изменяется в индивидуальном порядке от 1 до 7 штук. Их основная функция – выработка гормона паратироидина, который отвечает за обмен кальция и фосфора в организме.
Основной гормон щитовидной железы (тироксин) содержит большое количество йода и отвечает за обмен веществ. При избытке или недостатке йода в организме работа железы нарушается из-за чего могут возникнуть различные патологии.
Вилочковая железа
Тимус (вилочковая железа) – один из важнейших органов иммунной системы. Располагается в верхней части грудной клетки под ключичной выемкой. При рождении она мягкая, имеет розоватый цвет и форму, похожую на тризубчатую вилку (оттуда и название). С возрастом она немного видоизменяется, обрастает жировой тканью, меняет форму и размер.
Формируется и начинает функционировать тимус еще во внутриутробный период.
Его основная задача – защищать развивающийся плод от инфицирования.
Растет и развивается железа до 4-6 лет, после чего начинает уменьшаться. В этот период у детей любые заболевания и сбои в организме зависят от работы вилочковой железы.
Есть факторы, которые провоцируют патологическое уменьшение железы, что приводит ко многим болезням из-за ослабленного иммунитета и снижения защитных функций организма.
Основные причины:
- радиоактивное облучение;
- вирусные и бактериальные заболевания;
- кислородная и витаминная недостаточность;
- гормональный сбой.
Как правило, тимус сам восстанавливается после болезней.
Строение и функции гипофиза
Гипофиз – одна из основных желез внутренней секреции основной гормональной системы организма гипоталамус – гипофиз – надпочечники. Она регулирует функциональность многих желез эндокринной системы. Средняя масса гипофиза 1 г и ее размер не более горошины. Располагается железа на поверхности головного мозга в костном кармане.
Состоит железа из 3-х частей, каждая из которых выполняет определенные функции:
- Передняя (аденогипофиз) является самой большой и состоит из эндокринных клеток. Основная функция – выработка белковых гормонов, отвечающих за обмен белков, жиров и углеводов. также основная функция передней части железы – рост и развитие организма. Соматоторпин – это основной гормон роста, вырабатываемый аденогипофизом. При недостатке гормона возникает карликовость или другие дефекты физического развития, при избытке – гигантизм. (Интересный факт: по мнению книги рекордов Гиннеса, самый высокий человек в мире был ростом 251 см).
- Средняя вырабатывает ряд стимулирующих гормонов, отвечающих за рост волос, ногтей, за остроту зрения и слуха.
- Задняя (нейрогипофиз) отвечает за выработку гормонов вазопрессина и окситоцина. Первый з них отвечает за сужение сосудов (сердечно-сосудистая система – одна из основных), а второй – за эмоциональную привязанность. Чем больше этого гормона – тем больше связь между матерью и ребенком, друзьями, близкими и знакомыми.
Надпочечники, половые железы и эндокринная часть поджелудочной железы
Надпочечники – парные органы, располагающиеся выше почек (правой и левой). Величина надпочечника у взрослого человека около 5 см. в нем вырабатываются гормоны, необходимые для обмена веществ и поддержания жизненно важных процессов в организме.
Состоит орган из 2 структур, выполняющих разные функции:
- Мозговое вещество вырабатывает адреналин. Это гормон, отвечающий за биение сердца, артериальное давление, расширение зрачков и углеводный обмен. Адреналин помогает организму мобилизироваться в случае угрозы (есть такое понятие в науке «бей или беги», при котором в момент опасности в организме активируются скрытые физические и умственные возможности).
- Корковое вещество, состоящее из нервной ткани и регулирующее метаболизм. В нем вырабатываются гормоны, которые способствуют работе всех органов и регулируют в них обмен ЖБУ.
Половые железы (гонады) вырабатывают сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Это основные вещества репродуктивной функции, способствующие зарождению плода. Регулируется работе желез гипоталамусом. Активация из происходит в период полового созревания (с 11 до 17 лет).
Поджелудочная железа выполняет смешанные функции и вырабатывает несколько гормонов. Основной –инсулин, который отвечает за переваривание пищи и уровень глюкозы в крови.
Второй гормон – липокаин, растворяющий и утилизирующий избыток жиров при обмене веществ. Третий гормон, вырабатываемый поджелудочной железой глюкагон, одной из функций которого является поддержание сократительной способности сердечной мышцы.
Опорно-двигательная система
Строение человека включает в себя не только внутренние органы, например, сердце или желудок, но и более двухсот костей. Опорно-двигательная система образована скелетом и мышечной массой. Она выполняет 2 основных функции: опорную и двигательную.
Кости и суставы
Скелет – это каркас, то есть, основа всего тела, которая определяет его размер и форму. Кости и суставы выполняют опорную функцию и благодаря им человек может стоять, сидеть, лежать.
У взрослого человека их 206, у ребенка – 270.
С возрастом некоторые мелкие коси срастаются в одну, при этом становясь крепче.
Плечо, предплечье, голень и бедренная кость образуют суставы (подвижное соединение 2 костей). Ограничивают движение сустава связки, которые не позволяют ему выворачиваться во все стороны. (Объясняя детям можно попросить их присесть или согнуть руку в локте, чтобы наглядно показать работу сустава).
Кость состоит из костно-хрящевой ткани, сверху покрыта надкостницей – оболочной, которая ее защищает. Для роста и развития костей в пищу нужно употреблять рыбу, молоко, яйца, мясо. В этих продуктах содержится кальций, белок, магний, цинк и прочие вещества необходимые для крепости костной ткани.
Мышечный скелет
Мышцы выполняют двигательную функцию. Они эластичны, подобно резинке и за счет их сокращения происходят движения тела: махи руками, повороты головы, передвижения ногами. Все движения происходят по сигналу, который подает головной мозг. Это в очередной раз доказывает взаимосвязи всех органов.
С мышечной массой напрямую связана работа пищеварительной системы, основной орган которой (желудок) состоит из мышц, сердечно-сосудистой, дыхательной. Мышцы языка дают возможность говорить, шеи – поворачивать головой, глаз – видеть вокруг себя. В теле взрослого человека 640 мышц.
Органы сердечно-сосудистой системы человека
Строение человека, внутренние органы которого дают возможность полноценно жить и передвигаться, устроено сложно. Каждая система отвечает за те или иные функции. Сердечно-сосудистая, например, включает в себя сердце и множество сосудов, по которым растекается кровь по организму.
Основная ее функция – транспортная. Кровь разносит по всем органам кислород и полезные вещества – витамины, ферменты, минералы, которые необходимы для жизненно важных процессов.
Сердце
Сердце («мотор») – это главный орган сердечно-сосудистой системы, и в принципе, всего организма. Стук изнутри, который можно услышать полной тишине – это сердечный ритм. Состоит орган из мышечной ткани, которая обладает высокой сократительной функцией.
Сердечко имеет 4 клапана, сквозь которые проходят кровеносные сосуды (аорта и артерии). За счет сжимания кровь набирается в сердце, а за счет разжимания (расслабление) выталкивается и течет по венам.
Из левой части кровь течет по сосудам, разносясь по всем внутренним органам, и возвращается в правую часть. Это называется «кровообращение» (или циркуляция крови). (Детям можно показать на примере кулака, чтобы они имели представление о сердечных сокращениях).
Человеческое сердце в состоянии спокойствия, например, во время сна сокращается медленнее, около 75 раз в минуту. В возбужденном состоянии, при беге или волнении – до 140 уд/мин. Чтобы мотор работал стабильно, без сбоев, ему нужно немного помогать. Для этого необходимо по утрам проводить гимнастику, не забывать про ежедневные прогулки и проветривание комнаты или класса.
Сосуды легочного круга
Легочный круг называется малым (начинается от сердца и заканчивается мелкими сосудами в легких).
Он состоит из множество кровеносных сосудов, выполняющих свои функции:
Сосуды | Описание |
Легочный ствол (truncus pulmonalis) | Диаметр – 3 см., выходит из правого желудочка сердца и по диагонали вверх разделяется на 2 части (легочные артерии), примыкающие к правому и левому легкому. |
Правая легочная артерия | 2.1 см в диаметре. В легком она разделяется на 3 основных ветви, каждая из которых в свою очередь так же разветвляется. |
Левая легочная артерия | В отличие от правой она немного тоньше и перекрещивается с левым бронхом. От нее, как и от правой разветвляются легочные вены. |
Сосуды малого круга считаются наиважнейшими в организме, так как они снабжают кровью легкие и сердце, выполняют транспортную функцию. От их работы зависят функции всего организма. Задача – газо- и теплообмен в легких.
Артерии и вены большого круга кровообращения
Системный круг кровообращения начинается в левом желудочке сердца, откуда кровь выбрасывается в аорту во время систолы. Это сокращение желудочков, которые потом с силой выбрасывают кровь с помощью силы, называемой систолическим давлением.
От аорты отходит разветвление многих сосудов, которые ведут ко всем органам, тканям, клеткам и частям тела. Основная задача – кровоснабжение всего организма.
Строение нервной системы
Головной мозг – основной орган нервной системы.
Это главный командный пункт организма, который выполняет множество функций:
- Обработка сенсорной информации. То есть, звуки люди слышат ушами, видят – глазами, прикосновения ощущают кожей. Чтобы осознать, что происходит, эти сигналы посредством нервных окончаний подаются в мозг, который перерабатывает информацию. Например, если прикоснуться к горячему, то сигнал пойдет в мозг, который скомандует «срочно убрать руку». Все эти сигналы поступают за доли секунды (если человек здоров и его мозг работает в полном объеме).
- Отвечает за принятие решений.
- Регулирует движение, отвечает за перемещение и координацию.
Мозг увидеть нельзя, потому что он находится внутри головы, и защищен черепной коробкой – костной тканью.
Нервная система делится на 2 основных отдела – центральный и периферический. Также разделяют соматическую НС, которая связывает организм с внешним миров и отвечает за чувства, восприятия и движения, и вегетативную, регулирующую внутриклеточные процессы и работу внутренних органов.
Центральный отдел
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Она координирует функциональность тканей и клеток всех органов и систем, отвечает за контакт с окружающим миром и регулирует все психические процессы, отвечающие за речь, движение, мышление.
Спинной мозг находится в позвоночном столбе и у взрослого человека достигает в среднем 45 см в длину. Начинается он у основания черепа и заканчивается в поясничном отделе позвоночника.
Периферический отдел
Периферическая нервная система включает в себя нервы, нервные окончания и нервные узлы.
Она делится на 2 типа:
- Соматическая нервная система регулирует сознание, отвечает за координацию и связь с внешним миром, то есть, за реакцию на раздражители.
- Вегетативная нервная система отвечает за стресс, отдых, переваривание пищи (все бессознательные процессы).
Нервные клетки воспринимают импульсы и передают их в кору головного мозга для дальнейших действий. Они состоят из тела, отростков (аксонов), которые завершаются нервными окончаниями.
Различия в строении женского и мужского организмов
Строение человека, внутренние органы и системы у женщин и мужчин отличаются по нескольким критериям. Дети еще из садика замечают разницу в строении мужского и женского тела.
Кроме первичных половых признаков существует еще множество различий:
- Основное различие между женщиной и мужчиной кроется на клеточном уровне. В каждой клетке есть 2 экземпляра хромосом. У мужчин У-хромосоме соответствует Х-хромосома, а у женщин нет У-хромосом, у них все пары состоят из Х-хромосомы.
- В У-хромосоме около 25 генов, в Х-хромосоме до 1500. Чтобы сравнять уровень генов в организмах природой заложено так, что в каждой клетке у женщины одна Х-хромосома не активна.
- В связи с неравным количеством хромосом, мужчины чаще подвергаются психическим расстройствам и нервным срывам.
- По статистике мужское тело крупнее женского на 12% (выше и шире). Это все индивидуально и данные взяты в качестве среднего арифметического.
- В детском возрасте до полового созревания девочки растут быстрее только из-за того, что у них больше гормона роста, но его количество уменьшается в среднем к 15 годам.
- Благодаря женским гормонам организм представительниц прекрасного пола защищен от заболеваний ССС и сердечных приступов. Поэтому инфаркты чаще бывают у мужчин.
Строение человека — скелет, внутренние органы и части тела не могут функционировать по одиночке. Они все работают слаженно, как часы и напрямую друг от друга зависят. Поэтому, если болит нога – это может отразиться на работе сердца и наоборот. Именно поэтому всегда врачи и фармацевты предостерегают о вреде самолечения, потому что можно лечить не тот орган, который действительно дал сбой.
Оформление статьи: Мила Фридан
Видео про строения человека
Анатомия человека для детей:
https://youtube.com/watch?v=xxemZ5IQbWU%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что такое скелет и какую роль он играет в организме человека?
Скелет — это система костей, которая поддерживает тело, защищает внутренние органы и позволяет двигаться. Он состоит из 206 костей у взрослого человека и выполняет важные функции, такие как поддержка, защита, движение и производство кровяных клеток в костном мозге.
Каковы основные различия в строении скелета у мужчин и женщин?
Основные различия в строении скелета у мужчин и женщин заключаются в форме таза и размерах некоторых костей. У женщин таз шире и имеет более округлую форму, что необходимо для родов. Также у мужчин, как правило, более массивные кости и развитая мускулатура, что связано с физической активностью и гормональным фоном.
Какие внутренние органы находятся в грудной клетке и какую функцию они выполняют?
В грудной клетке находятся важные внутренние органы, такие как сердце и легкие. Сердце отвечает за перекачивание крови по всему организму, обеспечивая кислородом и питательными веществами. Легкие выполняют функцию дыхания, позволяя нам получать кислород из воздуха и выводить углекислый газ.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте наглядные материалы, такие как схемы и модели, чтобы объяснить детям строение скелета и внутренние органы. Визуальные элементы помогут лучше усвоить информацию и сделать процесс обучения более увлекательным.
СОВЕТ №2
Проводите практические занятия, например, создавайте модели скелета из подручных материалов. Это не только развивает творческие навыки, но и позволяет детям на практике увидеть, как устроены кости и органы.
СОВЕТ №3
Обсуждайте различия в строении скелета мужчин и женщин, подчеркивая, что хотя у них есть отличия, все люди имеют схожие основные функции и органы. Это поможет детям понять разнообразие человеческого тела и его уникальность.
СОВЕТ №4
Стимулируйте любопытство детей, задавая им вопросы о том, как работают различные органы и зачем они нужны. Это поможет развить их интерес к анатомии и научным знаниям в целом.