Взрослым часто по роду своей деятельности или же после перенесенного тяжелого заболевания, например, инсульта, приходится приводить в норму свою артикуляцию. Это необходимо для того, чтобы окружающие могли понять, о чем говорит человек, а оратор в свою очередь смог донести до публики свои мысли.
Именно поэтому большая часть взрослых ищут эффективную артикуляционную гимнастику, ведь она помогает произносить каждое слово внятно, ясно, четко, а речь в свою очередь будет красивой и запоминающейся окружающим.
Общие данные
Артикуляционная гимнастика для взрослых – это комплекс специальных упражнений, направленных на то, чтобы укрепить мышцы артикуляционного аппарата, которые ослаблены вследствие врожденной аномалии или после перенесенного недуга.
Также она позволяет развить силу, подвижность и дифференцировать движения органов, принимающих активное участие в речевом процессе.
Выполнение подобной гимнастику принесет пользу в любом возрасте, а все потому, что четкая артикуляция – это основа хорошей и четкой дикции.
Артикуляционная гимнастика для взрослых помогает решить сразу несколько проблем:
- убрать ускоренную неразборчивую речь;
- избавиться от вялой речи;
- устранить проглатывание отдельных звуков;
- убрать из речи ленивое произнесение согласных звуков;
- исправить неправильную интонацию;
- избавиться от быстрой утомляемости во время речи.
Над этими проблемами можно и нужно работать. Особенно тем, кто по роду деятельности часто выступает публично и кого буквально язык кормит.
Артикуляционная гимнастика для взрослых также рекомендуется тем, кто пережил инсульт и его речь стала невнятной или полностью была утеряна из-за парализации органов речевого аппарата и ее полностью следует восстанавливать.
Артикуляционная гимнастика принесет пользу взрослым, благодаря ее неоспоримым преимуществам:
- с ее помощью можно улучшить кровоток в артикуляционных органах;
- она помогает улучшить подвижность органов речи;
- укрепляет мышечную систему языка, губ и щек;
- восстановить или снова научить человека удерживать определенную артикуляционную позу;
- улучшить амплитуду движений;
- снять напряженность с органов речи;
- подготовить пострадавший от генетического сбоя или перенесенного заболевания к правильному произношению звуков.
Все упражнения для восстановления речи и правильного произношения отдельных звуков делятся по группам мышц, на которые возлагается особая нагрузка: язык, зубы и щеки.
Также есть еще 2 группы, их особенности описаны в таблице:
Статистические | Эффект от подобных упражнений достигается за счет фиксации мышц в определенном положении. Фиксация – это условный термин. Например, если нужно сложить губы трубочкой, то постараться сделать именно так, если их просто сложить, то эффекта не будет. Губы должны тянуться вперед с силой и максимальным напряжением. Статика появится только тогда, когда движение достигнет предела. |
Динамические | Эти упражнения с повтором определенных движений. Движения следует выполнять по-разному, в зависимости от специфики упражнения. Например, выполняется серия – по 10-15 уколов в одну щеку, а после также в другую. |
Артикуляционная гимнастика для взрослых принесет быстрый эффект только в том случае, если она будет выполняться правильно, и одно из главных правил – это артикуляционная зарядка, которую следует проводить перед каждым занятием. Благодаря зарядке удается хорошо размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание каждого звука, развить речь, сделав ее более четкой и внятной.
Разминка включает такие упражнения:
- Следует язык высунуть изо рта как можно дальше, а после снова вернуть его обратно, но завести его следует как можно глубже. Выполнять упражнение на протяжении 5 минут.
- Поочередно языком следует толкаться в одну и в другую щеку. Толкание выполняется на протяжении 5-7 минут.
- Языком пройтись по внутренней части зубов верхней и нижней челюсти, но рот не открывать. Сделать по 10 вращений в одну сторону, а после в другую.
- После следует высунуть язык и сделать по 10 вращений по часовой стрелке и столько же против часовой.
- Вытянуть губы в трубочку и задержаться в таком положении на несколько секунд. После нужны вытянуть губы в широкой улыбке и снова удержать положение в течение нескольких секунд. И так чередовать движения на протяжении 7 минут.
- Губы вытянуть в трубочку, а после постараться в таком положении свершить губами круговые движения, а после вверх-вниз. Продолжать движения в течение 5 минут.
- Надуть щеки как можно сильнее, а после воздух внутри рта перекатывать по кругу в течение 5 минут.
Также стоит проработать мимические мышцы, для этого достаточно корчить рожицы, выпучивать глаза, щеки надувать. После этого можно приступать к самой гимнастике.
Есть несколько моментов, которые помогут взрослым, перенесшим инсульт вернуться к полноценной жизни и вернуть утраченную внятную и четкую речь.
Логопеды в таких случаях рекомендуют такие простые и доступные для домашнего выполнения языковые упражнения:
- скрутить язык в «трубочку»;
- при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
- упражнение как предыдущее, но дополнительно стоит еще добавить шипение, как это делает змея;
- облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
- такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
- закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
- «цокать», соприкасаясь с небом;
- пытаемся достать кончика носа и подбородка.
Каждое занятие следует заканчивать упражнениями, поднимающими настроение, например, посылать воздушные поцелуи, при этом звонко чмокая. Также можно показать окружающим широкую улыбку с показом зубов и без них.
https://youtube.com/watch?v=wvTdKivTKZA%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Врачи отмечают важность артикуляционной гимнастики для взрослых, особенно в контексте постановки звуков Р, С, Л и Ш. Эти звуки часто вызывают трудности у людей, что может негативно сказаться на их коммуникации и уверенности в себе. Специалисты подчеркивают, что регулярные занятия помогают не только улучшить произношение, но и развивают гибкость мышц лица и языка.
Кроме того, артикуляционная гимнастика способствует улучшению дыхания и дикции, что особенно актуально для людей, работающих в профессиях, связанных с публичными выступлениями. Врачи рекомендуют начинать занятия под руководством логопеда, который сможет подобрать индивидуальный комплекс упражнений, учитывающий особенности каждого пациента. Таким образом, артикуляционная гимнастика становится не только полезным, но и приятным способом улучшения речевых навыков.
Упражнения для постановки звука Р
Коррекция звука «р» у взрослых отличается от детской, она предполагает чтение слогов, слов и отдельных текстов с проблемной буквой. Логопеды, ставя звук у детей, придерживаются механических способов воздействия на артикуляционный аппарат, а взрослым лучше использовать имитативные методики подход позволит найти нужную позицию при произношении.
Главная цель упражнение – это исправить картавость, откорректировать речь и дать человеку возможность разговаривать правильно. Но изначально лучше выяснить в чем же причина картавости. Если эта проблема связана с короткой уздечкой, то сначала следует обратиться к хирургу.
Возможно прикус неправильный тогда поможет стоматолог, а если у человека просто неправильно развился речевой аппарат, то поможет логопед. Когда причина выявлена и устранена, можно приступать к выполнению несложных упражнений, которые помогут научится проговаривать звук «Р». Как показывает практика, гимнастика для речевого аппарата, помогает людям с заиканием.
Для того, чтобы звук Р получился правильным и максимально четким, очень важно натренировать мышцы языка. Для этого тренировку начинают с такого упражнения: зафиксировать язык у верхнего неба за внутренней частью верхних зубов важно и постараться сказать «тррррр».
Почувствовать правильную вибрацию помогут и другие звуки, похожие на «р», к ним относится произношение «т» и «д». Нужно попробовать быстро прочитать слоги, почувствовав вибрацию в языке: т-та, д-да, т-то, д-до, т-ту, д-ду, т-тэ, д-дэ, т-ты, д-ды. А-дддддд, о-дддддд, у-дддддд, ы-дддддд, э-дддддд.
После того, как человек научится проговаривать звук «р», нужно сразу вводить его в речь, читать скороговорки, стихи или считать предметы, в которых присутствует эта буква. Например, один рак, одна рысь, второй рак, третий рак и т.д.
Когда у взрослого получается хорошо произносить одиночные слова, стоит переходить к словосочетаниям.
Важное условие, чтобы первое и второе слова были с буквой Р:
- красная рубашка;
- морская ракушка;
- красная брусника;
- морозная морошка;
- крупная трата;
- врачебный секрет;
- неровная дорога;
- железнодорожный транспорт;
- морская рыба;
- старшая сестра.
Переход от работы со словами к предложениям должен быть плавным. Сначала взрослый учится произносить одиночные слова, переходит на словосочетания, после идут предложения.
После обязательно нужно регулярно читать тексты, чтобы автоматизировать звук «р» в разговоре взрослого человека.
Упражнения для постановки звука С
Специальный комплекс упражнений помогает взрослому и подростку правильно поставить и закрепить звук «с», развить мышление, память, внимание, а также фонетический слух и моторику артикуляционных органов.
Изначально взрослому необходимо правильно расположить органы артикуляции, чтобы произносить звук «с» и парный ему по мягкости «сь».
Органы должны занять такое положение:
- губы растянуть в легкой улыбке, чтобы в итоге обнажились резцы верхней и нижней челюсти;
- зубы должны быть почти сближены, но не полностью – должна остаться щель около 2 мм;
- кончик языка широкий и располагаться он должен в нижней части нижнего ряда передних зубов;
- бока языка следует слегка приподнять и плотно сомкнуть с верхними боковыми зубами;
- а спинка языка в передней части образуют небольшую щель, чтобы через нее могла выйти воздушная струя;
- струя воздуха довольно сильная и проходить она должна в точности по середине языка и если преподнести ладонь ко рту, то ощущается легкое дуновение холодного воздуха;
- при этом мягкое небо должно быть плотно прижато к глотке, чтобы воздух не выходил в нос;
- голосовые связки свободные, но голос не образуют.
Когда удалось добиться нужной постановки языка и получилось выдувать воздух через рот, нужно постараться произнести длинное «с-с-с-с». Если удалось произнести звук, то дальше нужно автоматизировать полученный результат и перейти к проговариванию слогов: са, со, су, сэ, сы. А после и в обратных слогах: ас, яс, юс, ес, ос, ус.
Дальше в тренировочный процесс следует добавить стечение согласных со звуком «с»: ста, сто, сту, спу, спа, спы, ска, ску, сма, смо, сну.
Следующий шаг – это проговаривание звука в словах:
- изначально в начале слова: слон, сани, самолет, самокат;
- после в середине: коса, писать, маска, носок, поясок;
- в конце слова: голос, ананас, кокос, минус, автобус, фокус.
Дальше автоматизировать звук «с» произнося словосочетания:
- пустой сарай;
- старый костюм;
- пестрая собака;
- узкие сапоги;
- Соня устала;
- Саня устал;
- насыпай песок.
Регулярные занятия помогут не только научится правильно проговаривать звук «с», а после и зафиксировать полученный результат.
Артикуляционная гимнастика для взрослых становится все более популярной среди тех, кто стремится улучшить свою дикцию и произношение. Многие отмечают, что занятия помогают не только в постановке звуков Р, С, Л и Ш, но и в общем развитии речевых навыков. Упражнения способствуют укреплению мышц лица и языка, что делает речь более четкой и выразительной.
Некоторые люди делятся своим опытом, утверждая, что регулярные тренировки значительно повысили их уверенность при публичных выступлениях. Также многие замечают, что артикуляционная гимнастика помогает в преодолении заикания и других речевых нарушений. Важно отметить, что занятия можно проводить как самостоятельно, так и под руководством специалиста, что позволяет адаптировать программу под индивидуальные потребности. В целом, артикуляционная гимнастика становится полезным инструментом для всех, кто хочет улучшить свои коммуникативные навыки.
Упражнения для постановки звука Л
Если человек неправильно произносит звуки, пусть даже только один, то это сильно отражается на его жизни. Часто у людей с такой проблемой проявляется комплекс неполноценности, особенно это проявляется чаще в подростковом возрасте.
Если не преодолеть подобный барьер, то с годами положение только ухудшается. Лет 10-15 назад было сложно найти хорошего специалиста, который бы провел коррекцию, но сегодня возможностей больше. В интернете можно найти массу программ, используя которые можно дома самостоятельно научится выговаривать каждый из звуков.
Чтобы правильно поставить произношения звука «л», нужно научится ставить в нужную позицию артикуляционные органы:
- губы слегка приоткрыть;
- между резцами должен остаться небольшой промежуток;
- язык должен быть расслаблен;
- кончик языка должен быть приподнят к альвеолярному отростку и слегка притрагивается к деснам;
- бока языка создают с молярами щели через которые выходи поток воздуха;
- голосовые соединяются и слегка дрожат.
Правильное выговаривание звука «л» требует автоматизации – закрепления в спонтанной речи. Когда движения языка отработаны, нужно включить в занятие проговаривание слогов: ла, ло, лу, ли, лы, а также в обратном направлении ал, ол, ыл, ил, ул. Сначала нужно проговаривать слоги медленно, но с каждой новой тренировкой скорость проговаривания увеличивать.
После нужно включить в программу тренировок слова. Сначала те, что начинаются на звук «л»: лето, луна, лететь, ложка, лягушка, люстра, лунатик. Дальше добавить слова со звуком «л» в середине: клякса, пляска, плошка, неваляшка, кукла. И конечно слова, заканчивающиеся на звук «л»: бал, вал, воровал, навалял.
Хорошо включить в комплекс упражнений слова схожие по артикуляции и звучанию, чтобы лучше отработать звучание:
- рак-лак;
- ров-лов;
- рис-лис;
- рожь-ложь;
- бар-бал;
- мир-мил;
- колобок-коробок;
- жалить-жарит;
- сорить-солить.
А дальше уже добавлять словосочетания нескольких слов, чтобы в разговорной речи проговорить звук «л».
Упражнения для постановки звука Ш
Произносить правильно звук «ш» можно только при соблюдении правильной постановки речевых органов. Губы во время произношения принимают положение напоминающее рупор – чуть скруглены и выдвинуты вперед.
Между передними зубами верхней и нижней челюсти обязательно должно остаться свободное пространство около 1 мм. Широкий язык должен принять форму «чашечки» — боковые стороны языка прижаты к зубам, а кончик находится в точности за верхними передними зубами, а вот между языком и небом остается свободная щель.
Если постановка языка выполнена правильно, то при произношении звука «ш» струя выдыхаемого воздуха проходит в точности по середине языка, она широкая и теплая. Голосовые связки обязательно должны быть разомкнуты в итоге должен получится глухой согласный звук «ш».
Часто у взрослого человека все остальные буквы проговариваются правильно, а есть проблема только со звуком «ш»
В этом случае, его постановку можно выполнить через другие звуки:
- Через «с». Нужно произносить долгий звук «с-с-с» или протяжно сказать «с-а-а-а» и вот такое положение речевых органов следует зафиксировать. Во время произношения пальцем слегка приподнять язык повыше и придерживая его в точности за верхними зубами, чтобы он задел альвеолы. Нужно выдохнуть воздух и в итоге «са» превратиться в желаемое «ша».
- Через «т». Медленно следует проговаривать «т-т-т» добавив придыхание. После постепенно удлинять воздушную струю, но бугорки на небе языком не задевать, а итоге можно услышать звук «ш».
- Через «р». Этот способ редко используют логопеды при обучении детей, но взрослым он помогает научиться быстро проговаривать звук «ш». нужно держать рот открытым и беззвучно произнести «р». Вибрацию можно легко остановить при помощи черенка чайной ложки, в итоге можно услышать шипение. В итоге можно постепенно не использовать ложку, приучаясь держать зубы вместе и на автомате произносить звук «ш».
Когда получилось проговаривать звук «ш» нужно закрепить результат, добавляя в тренировочный процесс проговаривание звуков: ша, шо, шу, ши, ше и наоборот ешь, ишь, ушь.
Дальше включить в программу слова, начинающиеся на «ш»: шарик, Шурик, шишка, шарж. Добавлять слова с буквой «ш» в середине: мышка, мишка, Машка, Дашка, душка, кукушка, петрушка.
Когда звук выучен, бросать тренировки еще некоторое время не следует, результат нужно закрепить, а помогут лучше всего скороговорки. Именно они помогают выработать максимально четкую дикцию.
Есть масса скороговорок, которые помогут тренировать различные группы согласных и помогут развивать дикцию гармонично, слова будут выговариваться четко, без проглатывания отдельных звуков и слогов.
Ниже приведены несколько вариантов скороговорок, которые помогут взрослому человеку забыть о проблемах с речью, которые наблюдаются вследствие врожденной патологии или приобретенной, например, после перенесенной травмы или инсульта.
Скороговорки:
- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
- Отыщи-ка ушки у нашей лягушки.
- Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
- Сшила Саша шапку Сашке, шапкой шишку Сашка сшиб.
- На ура у гуру инаугурация прошла.
- В сиреневенькой косметичке — сиреневенькая зубовыковыривательница.
- Саша шила для братишки шубу, шапку и штанишки.
- На винте, видать, видна виды видавшая Винда.
- Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- У Сони и Сани в сетях сом с усами.
- Невзначай зачали чадо до бракосочетания.
- На окошке кошка-крошка ловко ловит лапой кошка.
- Спал спокойно сытый сом, видел сладкий-сладкий сон.
- Щеки красные у Саши, щей он много ел и каши.
- Щипцы да клещи – вот наши вещи.
- Галка села на палку, палка стукнула галку.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
- Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.
Скороговорки – это отличная методика для закрепления полученного результата, но вот только не все этот этап проходят. Все дело в том, что не всегда сразу удается проговорить правильно и быстро скороговорку. В итоге человек просто останавливается и дальше уже не продолжает. Но пропускать данный этап по мнению логопедов не следует, нужно пробовать и продолжать тренировки.
Чтобы правильно проговорить без запинки скороговорку, нужно правильно подойти к вопросу. Если споткнулся на проговаривании какого-то слова, то не стоит бросать, начинать сначала. Это слово следует повторить до 10 раз, а после снова повторить всю скороговорку. Сначала можно говорить медленно, а после постепенно увеличивая скорость.
Главное не останавливаться и все обязательно получится. Скороговорки – это отличный заключительный этап для тех, кто восстанавливает речь, еще и стимулирует память, что очень важно для тех, у кого мозг пострадал от кровоизлияния во время инсульта или травмы.
Взрослые часто сталкиваются с такой проблемой, как сложности с четким произношением отдельных звуков. У кого-то такая проблема наблюдается с детства, кто-то перенес травму, инсульт или оперативное вмешательство на горле. В итоге четкость проговаривания звуков была утрачена и ее нужно восстановить.
Артикуляционная гимнастика, скороговорки, разминка речевых органов в комплексе помогут быстро решить проблему.
Видео на тему: артикуляционная гимнастика для взрослых
Артикуляционная гимнастика для взрослых:
https://youtube.com/watch?v=IUcelmSU5ZI%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какое упражнение полезно при постановке звуков Ш р л щ ]?
Язычком качать качели? «Вкусное варенье» — упражнение направлено на укрепление и верхний подъем кончика языка. Это упражнение хорошо использовать при подготовке к постановке звук [ш], так как движение передней части языка вперед и вверх близко к форме чашечки, которую язык приобретает при произнесении данного звука.
Как поставить звук Р взрослому человеку?
Между зубами вставьте карандаш, палочку для еды, зубную щетку. Зубы не должны смыкаться. После этого надо произносить звук «л». Из-за открытого рта кончик языка будет вибрировать, и вы, сами не ожидая, начнете выговаривать «р».
Какие упражнения для звука р?
«Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. «Лопаточка» – открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. «Чашечка» – широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. «Лошадка» – язык присосать к нёбу и затем отлепить со звуком.
Как легко поставить звук Ш?
Чтобы поставить звук [Ш], ребенку следует предложить длительно произносить звук [С] и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять язык за верхние резцы, при таком положении языка вместо звука [С] получится звук [Ш], вместо звука [З] — звук [Ж].
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом артикуляционной гимнастики проведите разминку для губ и языка. Это поможет улучшить гибкость мышц и подготовит их к более сложным упражнениям. Попробуйте покусывать губы, делать круговые движения языком и произносить простые звуки, такие как “м” и “п”.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на правильное положение языка и губ при произнесении звуков Р, С, Л и Ш. Например, для звука Р язык должен быть поднят к нёбу, а для Л — прижат к верхним зубам. Используйте зеркало, чтобы контролировать свои движения и корректировать их при необходимости.
СОВЕТ №3
Регулярно практикуйте артикуляционные упражнения, выделяя на это время каждый день. Даже 10-15 минут в день помогут значительно улучшить вашу дикцию и четкость произношения. Записывайте себя на диктофон, чтобы отслеживать прогресс и выявлять проблемные места.
СОВЕТ №4
Не забывайте о дыхании. Правильное дыхание играет важную роль в четкости произношения. Практикуйте глубокое диафрагмальное дыхание, чтобы обеспечить достаточный поток воздуха при произнесении звуков. Это поможет вам говорить более уверенно и выразительно.