Задача взрослых — стать для только родившегося малыша проводниками в большой мир. Из месяца в месяц он познает нечто новое и все больше адаптируется в окружающей среде.
С какими познаниями должен встретиться ребенок в свой 1 год жизни, что должен уметь и что умеет в реальности – важно знать родителям, чтобы помочь своему ребенку правильно развиваться.
Таблица развития до 1 года
Для того чтобы родители могли ориентироваться в развитии своих малышей, педиатры предлагают их вниманию сводную таблицу физических параметров, соотнесенных с месяцами жизни.
Необходимо понимать, что данная таблица носит весьма условный, усредненный характер, и здесь в большей мере важны темпы роста и прибавки в весе по отношению к предыдущим месяцам.
Немаловажен анализ телосложения родителей – худощавость взрослых может передаться и их ребенку, следовательно, это отразится на его весе. Излишне полные могут иметь малыша пухленького и весящего чуть больше указанных цифр. Так же обстоят дела с ростом и другими параметрами.
Врачи отмечают, что в возрасте одного года дети демонстрируют значительный прогресс в физическом, социальном и когнитивном развитии. К этому времени малыш должен уметь самостоятельно сидеть, ползать и, возможно, делать первые шаги. Важно, чтобы он начал проявлять интерес к окружающим, реагируя на имя и устанавливая зрительный контакт. Врачи рекомендуют родителям следить за развитием речи: к году ребенок может произносить простые слоги и слова, такие как “мама” и “папа”. Также стоит обратить внимание на навыки манипуляции с предметами — малыш должен уметь класть игрушки в коробку и вытаскивать их обратно. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и темпы развития могут варьироваться. Родителям следует поддерживать и стимулировать развитие малыша через игры и общение, создавая благоприятную среду для его роста.
Физическое развитие
Что же должен уметь ребенок в 1 год, если это касается физического формирования.
Владеть основными навыками – ими должны обладать практически все дети данной возрастной группы:
- уверенно и устойчиво сидеть;
- активно ползать, причем ничего страшного, если это будет не движение вперед, а назад или вбок (некоторые малыши могут пропустить этот этап, что говорит об их хорошей физической форме);
- передвигаться на четвереньках;
- наклоняться или приседать за игрушкой;
- самостоятельно вставать на ноги;
- стоять, держась за какую-либо опору или руку взрослого;
- пытаться делать первые шаги.
Освоить углубленные навыки – могут приобретаться малышами в зависимости от характера и состояния костяка во временные рамки +- 1,5 месяца:
- самостоятельно передвигаться вдоль стены, другой опоры или при поддержке за руку;
- подниматься по некрутой лестнице при поддержке взрослого человека;
- самостоятельно переползать со ступеньки на ступеньку;
- забираться на диваны, кровати;
- при необходимости подставлять какой-либо предмет, чтоб забраться на подоконник;
- спускаться с дивана, кресла.
Другие навыки:
- Учиться быть самостоятельным в своих действиях – не ждать, когда поднимут, перенесут, спустят, а пытаться делать это самому. Родители должны поддерживать своего ребенка в этих желаниях, просто иногда страхуя, чтобы он не травмировался.
- Учиться комбинировать ряд действий при достижении какой-либо цели. Например, дойти до игрушки, наклониться, взять ее в удобную руку, вернуться, отдать взрослому.
Физическое развитие ребенка:
https://youtube.com/watch?v=fdih3-fRjdw%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Психическое развитие
Психическое развитие годовалого ребенка напрямую связано с физическим состоянием.
Умея передвигаться и ощущать себя в пространстве, малыш познает такие понятия как:
- расстояние;
- расположение;
- направление;
- способ обращения с предметами.
Получая информацию и различные впечатления, ребенок учится их запоминать:
- что делают с тем или иным предметом;
- как располагается мебель в комнате;
- как называется тот или иной предмет быта;
- где можно найти определенную вещь.
При определении психического развития ребенка используются следующие критерии:
- темпы формирования памяти – насколько быстро малыш запоминает полученную визуальную или звуковую информацию и как долго ее помнит;
- интенсивность мышления – малыш решает, каким способом можно достичь желаемого, ищет оптимальные для него решения;
- формирование внимания – в годовалом возрасте ребенок способен удерживать внимание на одной веще около 10 мин., поэтому важно помочь ему концентрироваться на чем-то одном некоторое время;
- скорость восприятия — как быстро воспринимается все новое, речь, действия окружающих, далее от этого будет зависеть степень обучаемости ребенка.
Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:
- при манипуляциях во время приема пищи (попытка самостоятельно воспользоваться ложкой, чашкой);
- при игре с пирамидой из 2-3 колец;
- при общении с взрослыми людьми и детьми постарше;
- при попытке сломать, разобрать или бросить игрушку.
Нервная система характеризуется эмоциональностью и некоторой нестабильностью (капризы, бунт против запретов), так как она еще не совершенна, в стадии формирования. Учитывая это, не рекомендуется подавлять непокорность малыша наказанием, проще переключить его внимание на что-то другое.
Большая ошибка считать, что годовалый малыш многое не понимает из того, как с ним обращаются. Дети в этом возрасте:
- умеют хорошо чувствовать настроение близких ему людей;
- понимают речь;
- эмоционально реагируют на ссоры;
- испытывают чувство угрозы и одиночества.
В возрасте одного года дети активно развиваются, и родители часто задаются вопросом, что именно должен уметь их малыш. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут варьироваться. Однако существует ряд общих навыков, которые можно ожидать в этом возрасте.
К 12 месяцам многие дети начинают уверенно сидеть, ползать и даже делать первые шаги. Они могут произносить простые слова, такие как “мама” и “папа”, а также понимать некоторые команды. Социальные навыки также начинают проявляться: ребенок может проявлять интерес к другим детям, улыбаться и подражать взрослым.
Родителям стоит обратить внимание на развитие моторики: игры с кубиками, простые пазлы и музыкальные игрушки способствуют координации движений. Важно также развивать речь, читая книги и разговаривая с малышом. Памятка для родителей может включать в себя рекомендации по играм и занятиям, которые помогут ребенку развиваться гармонично и радостно.
Моторика
Что должен уметь ребенок в 1 год, манипулируя пальчиками и кистями рук – серьезный вопрос для дальнейшего развития малыша. Положительное влияние полученных навыков на формирование умственных способностей и развитие мозга доказано наукой, поэтому важно, чтобы ребенок мог осуществлять большинство описанных ниже действий.
Это следующие действия:
- класть друг на друга 2-3 кубика;
- разбирать и собирать небольшую пирамиду;
- класть один предмет в другой;
- снимать с кастрюль, коробок крышки;
- пытаться есть, пить, используя детскую посуду;
- производить действия с игрушками: катать машину, причесывать куклу;
- пытаться применить на практике свою одежду, обувь, шапочку;
- уметь брать предметы обеими руками и одной, перекладывать игрушки из руки в руку;
- брать мелкие вещи указательным и большим пальцами;
- вынимать мелкий предмет из большого;
- уметь выдвигать и задвигать ящики, открывать шкафчики, извлекать из них предметы;
- играя с другими детьми, повторять их действия;
- подражать взрослым – папе с отверткой, маме у зеркала.
Для развития моторики у детей важны и такие игры, как «ладушки», «сорока-белобока», «раз пальчик, два пальчик», «идет коза рогатая», где малыш повторяет за родителями характерные движения.
Малыш быстрее начнет осваивать навыки взаимодействия с мелкими предметами, если у него дополнительно появится стенд с дверными цепочками, выключателями, щеколдами. Такой атрибут можно сделать в домашних условиях, купить в Детском мире или другом магазине детских развивающих предметов.
Развитие речи
Должен ли ребенок в 1 год уметь разговаривать, и что именно он может произносить, волнует родителей, особенно при воспитании первенца. Это пора, когда малыш уже понимает фразы, обращенные к нему.
При интенсивном общении пассивный запас слов расширяется, но выговаривать из него ребенок может около 3-10 слов. Они не всегда полноценные в понимании взрослых, но логопеды предлагают их тоже засчитывать, если ими называются каждый раз одни и те же предметы (например, собака – «ав-ав»).
Что должен уметь ребенок в 1 год, кроме уже перечисленного выше:
- односложно отвечать на простые вопросы «что это?», «кто это?» (ко-ко, баба, соса);
- отзываться на свое имя, возможно, называть его;
- по просьбе совершать простые действия: махать «пока-пока», показывать, как он ест (ням-ням), грозить пальчиком (ай-ай);
- пытаться повторять за взрослыми слова (они должны быть короткие, простые в произношении и четко звучащие);
- реагировать на «нельзя» звуками или междометиями.
Нет причин для расстройства, если малыш не заговорил в год. Главное, что он воспринимает речь, реагирует на нее, выполняет элементарные просьбы.
Важно обратиться к врачу, если ребенок остается глух к обращениям в свой адрес, запретам, не реагирует на речь, не пытается произносить даже слоги.
В этом случае можно предположить проблемы со слуховым или речевым аппаратами, отклонения неврологического или психологического характера, при которых требуется помощь специалиста. Вовремя выявленное заболевание поможет найти новые подходы к развитию ребенка.
Рекомендуется обратиться к логопеду, если малыш, выговаривая слова, упорно заменяет одну букву другой («бода» вместо «вода», «бот» вместо «вот»). В данном случае у ребенка чаще всего наблюдается несовершенство фонетического слуха и возникает необходимость его коррекции.
Эмоции
Годовалому человеку доступна более широкая палитра эмоций и переживаний. Это говорит о том, что он начал свою интеграцию в окружающее общество.
Теперь малыш научился:
В зависимости от общего развития ребенка, список может быть или более обширным или более скромным. В последнем случае недостающим навыкам можно научить ребенка в самое короткое время, стоит только несколько раз ему показать, как делать и когда. Хороший эффект дает общение с ребенком, который умеет уже многое.
Первые умения
Что должен уметь ребенок в 1 год и какую получить основу для дальнейшего развития, перечислено ниже.
Умение владеть своим телом:
- самостоятельно или при поддержке родителей ходить;
- уметь забираться на предметы, спускаться с них;
- приседать, нагибаться, вставать, садиться без посторонней помощи;
- катать, бросать мяч или пытаться по нему ударить;
- толкать перед собой коляску или другой предмет, доступный по весу;
- стремиться делать ритмичные движения под музыку.
Движения характеризуются как неуверенные, это связано с еще формирующимся чувством равновесия.
Умение ориентироваться в пространстве (фактор развития памяти и мышления):
- знать и ориентироваться в расположении помещений в квартире;
- помнить те места на улице, во дворе, где постоянно проходят игры и прогулки;
- запоминать, где лежат его игрушки и предметы быта, которые постоянно используются;
- уметь компоновать предметы (крышкой можно закрыть коробку, но не ложку, ложку можно положить в коробку и закрыть крышкой).
Умение совершать эффективные движения кистями рук и пальцами (начальный этап развития двигательной активности):
- делать мелкую работу двумя пальцами (брать небольшие предметы, извлекать что-нибудь из узкого места);
- брать и перекладывать из руки в руку предметы с участием всех пальцев или только нескольких;
- собирать и разбирать пирамиду и башенку из нескольких деталей;
- нажимать кнопки, крутить подвижные детали предметов;
- повторять за взрослыми игры типа «сороки-воровки».
Интеграция в социум:
- формирование пассивного словарного запаса (знает, понимает слова, но не говорит их);
- умение выговаривать слоги, 3-10 коротких слов (мама, га-га-га);
- реагирование на просьбы и на свое имя;
- умение выделять близких людей и незнакомых путем эмоциональной реакции (желание общаться с первыми, недоверие ко вторым);
- подражание родителям;
- обогащение эмоциональных проявлений мимикой, жестами, тональными звуками, позой тела;
- осознанное разглядывание картинок.
Приобретенные к 1 году умения в полной мере зависят от физической формы ребенка в плане здоровья, развития и от того, насколько много и продуманно с ним общаются родители.
Навыки самообслуживания
Если ребенку предоставляется определенная доля самостоятельности, то возможно, что к 1 году жизни он начнет приобретать навыки самообслуживания в быту.
Это следующие навыки:
- Пытаться есть ложкой, использовать вилку. Важно на этом этапе не отнимать столовые предметы, а учить их правильно держать и аккуратно ими пользоваться.
- Осваивать навыки питья из чашки. В этот момент лучше предложить малышу непроливайку, чуть позже небьющуюся легкую кружку.
- Уметь есть твердую пищу, порезанную на небольшие кусочки. К подобной консистенции еды очень важно приучать постепенно, избегая неприятных моментов, вызванных рвотными рефлексами от попадания в рот не мягкой пищи.
- Может самостоятельно откусывать понемногу от большого куска, например, банана, булочки, печенья.
- Знает, для чего нужна салфетка и пытается ею пользоваться.
- Пытаться самостоятельно справиться со своей одеждой (надеть шапочку, всунуть ногу в обувь). Родителям рекомендуется дать время ребенку на такие опыты, периодически помогая ему выбрать нужную позу или направление.
- Делать попытки мыть руки, вытирать их полотенцем. Задача родителей — несколько раз показать, как это делается правильно, а дальше следить, чтобы увлеченный малыш не облился водой.
- Проявляет интерес к гаджетам, пытается ими воспользоваться. Некоторые дети с успехом находят в мобильных телефонах понравившиеся приложения. Но при всех плюсах подобной игры, педиатры не советуют родителям надолго оставлять устройства в руках малыша.
- Начинает проявлять интерес к горшку, пытается его освоить (это касается не всех детей, многие начинают привыкать к нему гораздо позже). Для начала рекомендуется установить для ребенка логическую связь между своими естественными оправлениями, мокрым состоянием и предназначением горшка. Будет полезно, если родители, зная примерное время срабатывания организма, посадят малыша на горшок. Одновременно можно приучать ребенка к условным словам, которыми позже он сможет воспользоваться, чтобы попроситься справить свою нужду.
Все, что умеет ребенок в 1 год, должно послужить фундаментом для дальнейшего развития. Своевременно недополученные навыки могут сказаться позже, когда малыш попадет в среду сверстников и стать причиной дискомфорта.
Задача родителей заложить в ребенка чувство любознательности, помочь стать самостоятельным и активным.
Автор статьи: Кист Наталия
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
Видео на тему: что должен уметь ребенок в 1 год
Развитие ребенка: что должен уметь делать малыш в 1 год:
https://youtube.com/watch?v=_wsTPRt2V-Y%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какие основные навыки должен развивать ребенок в возрасте 1 года?
В возрасте 1 года ребенок должен уметь сидеть без поддержки, ползать или передвигаться на четвереньках, а также делать первые шаги, держась за мебель. Кроме того, он начинает активно исследовать окружающий мир, проявляя интерес к игрушкам и предметам, а также может произносить простые слова, такие как “мама” и “папа”.
Как можно помочь ребенку развивать моторные навыки в 1 год?
Для развития моторных навыков в 1 год родителям стоит предлагать ребенку различные игрушки, которые способствуют хватательным движениям, такие как кубики или мягкие мячики. Также полезно организовывать время для ползания и ходьбы, создавая безопасное пространство для исследований и игр. Чтение книг с яркими картинками и простыми текстами также помогает развивать координацию и внимание.
Как понять, что ребенок развивается в соответствии с возрастными нормами?
Важно следить за тем, как ребенок осваивает ключевые навыки, такие как физическое развитие, речь и социальные взаимодействия. Если ребенок достигает основных этапов, таких как сидение, ползание и произнесение первых слов, в пределах 1 года, это хороший знак. Однако каждый ребенок уникален, и если у вас есть сомнения, лучше проконсультироваться с педиатром для оценки развития.
Советы
СОВЕТ №1
Следите за развитием моторики. В возрасте одного года дети начинают активно исследовать окружающий мир. Предоставьте им безопасные игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики, такие как кубики, пирамидки и мягкие мячики.
СОВЕТ №2
Общайтесь с ребенком. Разговаривайте с малышом, читайте ему книги и пойте песни. Это поможет развивать его речевые навыки и понимание языка. Не забывайте задавать вопросы и поощрять его к ответам, даже если это будут просто звуки или жесты.
СОВЕТ №3
Создайте безопасное пространство для игры. Убедитесь, что в доме нет острых предметов и мелких деталей, которые ребенок может проглотить. Позвольте ему свободно исследовать и играть, но всегда оставайтесь рядом, чтобы обеспечить безопасность.
СОВЕТ №4
Соблюдайте режим дня. Важно установить регулярный график сна, кормления и игр. Это поможет ребенку чувствовать себя комфортно и безопасно, а также способствует его физическому и эмоциональному развитию.