Олигофренопедагогика — часть дефектологии, занимающаяся вопросами развития, воспитания и обучение умственно отсталых детей.
Помогающие дошкольникам и младшим школьникам полноценно учиться и взаимодействовать с окружающими людьми, специалисты дефектологи-олигофренопедагоги проводят занятия, позволяющие детям с задержкой эмоционального или умственного развития приобрести необходимые знания и умения, а также почувствовать себя полноценными членами общества.
Определение
Олигофренопедагог – специалист по коррекционной и специальной педагогике, занимающийся изучением закономерностей развития, воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, деменцией и задержкой психического развития.
Такие состояния возникают по причине:
- генетических отклонений (аутизма, синдрома Дауна, синдрома Реттаи);
- повреждений головного мозга и центральной нервной системы;
- неврологических или психологических расстройств;
- жизни в неблагополучной среде обитания.
Работающий с детьми с отставанием в умственном развитии специалист подбирает программу занятий, корректируя ее в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, и направляет свою деятельность на оказание помощи в социальной адаптации, воспитании и развитии у него необходимых навыков социального общения и речи.
Дефектолог олигофренопедагог — это специалист, который занимается обучением и развитием детей с умственной отсталостью. Врачи отмечают, что такая профессия требует не только глубоких знаний в области психологии и педагогики, но и высокой степени эмпатии и терпения. Олигофренопедагоги разрабатывают индивидуальные программы обучения, учитывающие особенности каждого ребенка, что позволяет максимально раскрыть его потенциал.
Медики подчеркивают важность междисциплинарного подхода в работе дефектолога: взаимодействие с психологами, логопедами и медицинскими работниками помогает создать комплексную поддержку для детей с особыми потребностями. Врачи также акцентируют внимание на том, что работа олигофренопедагога не ограничивается только учебным процессом; она включает в себя социальную адаптацию и развитие жизненных навыков, что играет ключевую роль в интеграции таких детей в общество.
Цели и задачи
Отечественный олигофренопедагог и психолог, декан дефектологического факультета МГПДИ, посвятивший свою жизнь воспитанию, обучению, а также психологическому изучению умственно отсталых детей Дульнев Г. М. в своей научной работе «Особенности обучения учащихся вспомогательных школ» отмечает следующее.
Работая с детьми-инвалидами, специалист-олигофренопедагог не может исправить врожденные или приобретенные, нарушившие интеллект дефекты, но способен обеспечить им возможность на успешную социализацию и достойную жизнь.
По словам специалиста, дефектолог-олигофренопедагог (учитель) при организации своей работы:
- должен опираться на знания специальной психологии;
- обладать медицинскими сведениями о физиологических нарушениях интеллекта;
- владеть коррекционными методиками (в том числе экспериментальными);
- уметь оценивать результаты своей работы, а если нужно, разрабатывать собственные методики.
Профессор кафедры олигофренопедагогики МПГУ, автор более 140 научных статей, методических и учебных пособий в своих работах Забрамная С.Д. отмечала следующее.
Во время занятий учитель-олигофренопедагог должен преподносить материал в доступной для ребенка с умственным или интеллектуальным отставанием в развитии форме, ориентируясь на особый подход обучения, а также должен широко практиковать в своей работе игровые методы, дидактические занятия и частую смену видов деятельности, необходимые для подтверждения внимания.
Работа дефектолога-олигофренопедагога должна включать в себя:
- углубленную психолого-педагогическую диагностику детей с особенностями психофизического развития;
- подбор специальных технических средств, расширяющих двигательные и познавательные возможности ребенка, развитие необходимых для возраста малыша навыков и умений;
- развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы, стимулирование мышления, памяти и произвольного внимания;
- формирование учебных умений, в том числе, с помощью специальных тренажеров и компьютерных программ;
- проведение работы по формированию коммуникативной речи ребенка;
- консультирование педагогов и родителей (или лиц их заменяющих) по вопросам взаимодействия с «особенными» детьми;
- коррекционные мероприятия, помогающие минимизировать отставание в развитии.
Место работы
Олигофренопедагог может проводить как групповые, так и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на становление познавательной и игровой деятельности у умственно отсталых детей в специализированных частных или государственных медицинских учреждениях, или работать в качестве учителя начальной школы (педагога в детском саду).
Проводя свою работу с детьми разных возрастных групп, специалист должен заострять внимание не только на их интеллектуальном развитии, но и прививать им необходимые навыки социального взаимодействия.
Средняя зарплата олигофренопедагога в Российской Федерации составляет около 35-40 тыс. руб. Услуги частного специалиста оплачиваются отдельно из расчета 500-700 руб. в час.
Дефектолог олигофренопедагог — это специалист, который работает с детьми с умственными нарушениями и задержками в развитии. Люди часто отмечают, что такие педагоги обладают уникальной способностью находить подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Их работа требует не только профессиональных знаний, но и большого терпения, эмпатии и креативности. Родители детей с особыми потребностями часто выражают благодарность таким специалистам за их поддержку и помощь в развитии навыков, которые для многих кажутся обычными. Дефектологи создают комфортную и безопасную атмосферу, где дети могут учиться и развиваться в своем темпе. Благодаря их усилиям, многие дети достигают значительных успехов, что вдохновляет и радует семьи.
История развития специальности
Как дисциплина, олигофренопедагогика представляет собой отрасль социальной педагогики, находящуюся на стыке медицины и физиологии и возникшую в середине XIX века.
Своим появлением дисциплина обязана укреплению общественного мнения в том, что отстающие в психическом, интеллектуальном и умственном развитии дети нуждаются не только в милосердии, но и в специальном обучении и социализации.
Первый опыт воспитания слабоумного ребенка предложил Ж.Итар, попытавшийся воспитать и обучить основанными на развитии чувств методами нейверонского дикаря Виктора.
Полноценным членом общества обучаемый не стал, но благодаря занятиям научился составлять отдельные слова и предложения, а также приобрел понятие о геометрических фигурах.
Опыт ученого был продолжен в работах Э. Сегена обобщившего полученные данные и разработавшего первую систему специального обучения и воспитания для детей с выраженной формой отсталости.
В 1854-м году в Риге доктором Фридрихом Пяльцем было открыто первое в мире лечебно-педагогическое учреждение для малоспособных и слабоумных людей.
В 1882-м году подобное заведение появилось и на территории исторической России, где под руководством доктора И. В. Малеревского проводились учебные и адаптационные занятия, направленные на подготовку к профессиональной деятельности и социализации умственно отсталых детей.
В период Советского союза в стране появилась целая сеть лечебно-профилактических учреждений, а в развитии основ современной олигофрении приняли участие такие ученые как Ерёменко И. Г., Грошенков И. А., Карвялис В. Ю. и Дмитриев А. А.
Необходимые качества
Русский олигофренопедагог, автор первой в СССР докторской диссертации по олигофренопедагогике, выпущенной позднее в форме учебного пособия, Грабов А.Н. отмечал, что педагогический оптимизм – главный принцип дисциплины, позволяющий специалисту увидеть уникальную личность в каждом ребенке-инвалиде.
Также, по словам ученого, такая работа связана с большими эмоциональными и физическими нагрузками.
Выдающийся олигофренопедагог СССР, руководитель дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина Замский Х. С. выделил в числе необходимых для полноценной работы специалиста личностных качеств:
- доброту и любовь к детям;
- ответственность;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- умение радоваться успехам подопечных;
- желание постоянно учиться чему-то новому и повышать свою квалификацию.
Работа по восстановлению речевых навыков
Работа специалиста с детьми, отстающими в интеллекте, заключается в первую очередь в становлении речевых навыков. Врачи отмечают, что малыши с диагнозом олигофрения значительно позже других детей начинают держать голову, садится и ходить.
Выдающийся олигофренопедагог СССР, руководитель дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина Замский Х. С. в своих научных работах отмечает, что негативным образом отставание в развитии интеллекта сказывается и на речи, проявляясь в том, что ребенок:
- оперирует ограниченным словарным запасом, используя в основном бытовую, часто слышимую от родителей, лексику.
- говорит только штампованными фразами, заключающимися в механическом повторении набора слов, без осмысленности.
- обладает недоразвитым артикуляционным аппаратом, проявляющимся в нарушении произносимых звуков.
- не может построить связанный рассказ по картинке, пересказать сказку или выучить стихотворение.
https://youtube.com/watch?v=71J15blqGnE%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
В занятия по коррекционной педагогике, призванные оказать помощь в формировании речевых навыков и у детей с интеллектуальным или психическим отставанием в развитии, по словам специалиста, должны быть включены:
- упражнения на артикуляцию и стимулирование фонематического слуха;
- упражнения для улучшения координационных движений и пространственной ориентации;
- работа по становлению произвольного внимания и высших психических функций (мышления и памяти);
- тренировки, позволяющие сформировать правильное грамматическое построение высказываний, обучить анализу и синтезу, умению формировать логические связи;
- упражнения для развития мелкой моторики, стимулирования восприятия (зрительного и слухового) и памяти;
- коррекция психических и эмоциональных нарушений;
- применение мозжечковой стимуляции.
- практические мероприятия на повышение уровня познавательной активности.
Где учатся
Олигофренопедагог работающий с детьми разных возрастных групп, должен иметь высшее дефектологическое или педагогическое, психологическое образование с переподготовкой по профессиональному профилю.
Вузы
Вузы, предлагающие получить высшее образование по специальности «Олигофренопедагог»:
МСПИ | Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии проводит очное, заочное обучение и бакалавриат по специальности (44.03.03) «Специальное дефектологическое образование». Срок обучения составляет 4 года. Ежегодная плата за обучение составляет от 55 до 100 тыс. руб. |
РГСУ | Факультет психологи предлагает студентам и слушателям пройти обучение по специальности «Специальная психология с основами коррекционной педагогики» в очной и заочной форме. Длительность обучения составляет 5-6 лет. Стоимость года занятий варьируется от 80 до 176 тыс. руб. |
Московский институт психоанализа | Проводит специальное дефектологическое образование по очной, очно-заочной и вечерней форме обучения, по стоимости от 80 тыс. руб. Срок обучения от 4-х лет. |
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина | Факультет специального (дефектологического) образования проводит обучение по специальности «Специальное (дефектологическое) образование» на очной, и заочной форме обучения срок 4-5 лет.
Стоимость обучение от 80 тыс. руб. |
Курсы переподготовки
Курсы переподготовки специалист может пройти в ряде учебных заведений России: ООО «Профгид» (г. Москва и Санкт-Петербург), АНО «Академия дополнительного профессионального образования» (с филиалами в гг. Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде), «Уральский институт повышения квалификации» в очном или дистанционном формате.
Поступить на курсы можно в течение всего года, а для зачисления в группы требуется отправить электронную заявку на сайт учебного учреждения вместе с ксерокопиями паспорта, документа об образовании и квитанцией об оплате.
Обучение может проводиться как в очном, так и в дистанционном формате через интернет-сеть. В последнем случае слушатель может сам выбирать время обучения, изучать материалы электронной библиотеки, консультироваться со специалистами-практиками и посещать вебинары.
По результату обучения проводится итоговая аттестация с выдачей диплома о прохождении профессиональной переподготовки. Стоимость профпереподготовки начинается от 17 тыс. руб.
Курсы повышения квалификации
Практикующие специалисты олигофренопедагоги должны профессионально расти и развиваться, повышая свою квалификацию посредством:
- чтения отраслевой литературы и периодических изданий;
- участия в профессиональных мероприятиях: конкурсах, конференциях. вебинарах;
- обмена опытом с коллегами на отраслевых ресурсах.
Раз в 3-5 лет рекомендуется также прохождение специализированных курсов повышения квалификации в учебных заведениях в очном или дистанционном формате с выдачей соответствующего удостоверения. Стоимость курсов – от 3600 руб.
Смежные специальности
Олигофренопедагогика – часть крупнейшей отрасли педагогики «Дефектологии», призванной разрабатывать и претворять в жизнь мероприятия, направленные на становление, воспитание и развитие детей с психофизиологическими недостатками.
Практикующие специалисты–дефектологи («коррекционные» или «социальные» педагоги) работают с детьми с разными отклонениями в развитии, проводят диагностику их высших психических функций и, используя различные средства и методики, помогают создать благоприятные условия для их успешного обучения и последующей социальной адаптации.
Помимо олигофренопедагогики, в состав дефектологии также включены следующие предметы.
Логопедия
Направленная на работу с детьми с проблемой речевого развития логопедия помогает восстановить речь после перенесенного инсульта.
А также справиться с:
- задержкой речевого развития (ЗРР);
- общим недоразвитием речи (ОНР);
- фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
- нарушением звукопроизношения;
- заиканием;
- дизартрией;
- дисграфией;
- дислексией;
- алалией;
- афазией.
Работающий над постановкой звуков логопед-дефектолог предлагает ребенку или взрослому поработать над:
- правильным дыханием;
- тонкой и крупной моторикой;
- высшими психическими функциями;
- грамматикой и лексикой;
- пополнением словарного запаса;
- умением выстраивать предложения;
- построением монологической и диалогической речи.
Сурдопедагогика
Сурдопедагогика направлена на оказание помощи детям с нарушением слуховой функции.
Имеет под собой цель:
- изучение закономерностей развития пациентов;
- составление и реализацию программ по их обучению и воспитанию;
- социальную адаптацию и социальную реабилитации лиц с нарушением слуха.
Дефектолог-сурдопедагог владеет навыками:
- развития остаточного слуха;
- обучения жестовому и тактильному языку;
- становления устной речи.
Тифлопедагог
Специалист-тифлопедагог проводит работу с полноценно развитыми эмоционально, но слабовидящими или полностью слепыми детьми и взрослыми.
Помогая им:
- с поиском путей и условий компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;
- с изучением условий формирования и всестороннего развития при разных формах нарушения зрительной функции.
В процессе своей работы тифтолог разработает методы работы, позволяющие обучить людей с нарушением зрения различным бытовым навыкам и умениям, а также оказывает помощь в их профессиональной переподготовке.
Нейропсихология
Нейропсихология направлена на изучение связи различных систем головного мозга с развитием психических процессов, что позволяет выявить функциональную незрелость его структур, обеспечивающих хранение и переработку информации.
Начиная свою профессиональную деятельность, нейропсихологи (клинические психологи) обследуют детей, столкнувшихся с нарушением питания или снижением тонуса коры мозга, и подбирают коррекционные упражнения, направленные на развитие отстающих сфер головного мозга, что позволяет нормализовать школьную успеваемость, рассеянность и неусидчивость детей.
Олигофренопедагогика – дисциплина, направленная на коррекцию детей с отставанием в умственном, эмоциональном и психическом развитии.
Проводимые учителями-олигофренопедагогами коррекционные упражнения подбираются индивидуально и помогают выработать у ребенка необходимые для успешной социализации и общения навыки, стимулировать его память, мышление и внимание, а также облегчают его дальнейшее обучение и профессиональную деятельность.
Видео о специальности
Дефектолог олигофренопедагог:
https://youtube.com/watch?v=NWSvGJaj1cw%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Кто такой учитель Олигофренопедагог?
Таким образом, олигофренопедагог – это специалист, который помогает детям с нарушениями интеллекта в развитии социальных навыков, речи, познавательных функций, бытовых умений.
Чем отличается учитель логопед от учителя дефектолога?
Чем отличается учитель-логопеди учитель-дефектолог Логопеды часто работают с детьми, но также оказывают помощь и взрослым с речевыми нарушениями. Дефектолог – это специалист более широкого профиля, который обычно работает с людьми, имеющими различные нарушения развития, в том числе речевые нарушения.
В чем заключается работа учителя дефектолога?
Основные направления деятельности педагога-дефектолога Выявление проблем обучения, воспитания, поведения ребенка и определение степени их выраженности. Аналитическое. Оценка результатов дефектологической работы и корректировка индивидуальных программ. Коррекционное.
Чем занимается Олигофренопедагог?
Олигофренопедагогика изучает вопросы воспитания, образования и социализации детей с нарушениями умственного развития. Соответственно, цели олигофренопедагога – насколько это возможно скорректировать отклонения таких детей, помочь им адаптироваться в обществе, получить необходимые для самостоятельной жизни навыки.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основы олигофренопедагогики. Понимание ключевых понятий и методов работы с детьми с умственными нарушениями поможет вам лучше осознать роль дефектолога и его подходы к обучению.
СОВЕТ №2
Обратитесь к специалистам. Если у вас есть вопросы или сомнения по поводу работы с детьми с особенностями развития, не стесняйтесь консультироваться с опытными дефектологами или олигофренопедагогами.
СОВЕТ №3
Посетите семинары и тренинги. Участие в мероприятиях, посвященных олигофренопедагогике, поможет вам расширить свои знания и навыки, а также познакомиться с новыми методиками работы с детьми.
СОВЕТ №4
Создавайте поддерживающую среду. Важно не только обучать детей, но и формировать для них комфортную и безопасную атмосферу, где они смогут развиваться и чувствовать себя уверенно.