Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

Олигофренопедагогика — часть дефектологии, занимающаяся вопросами развития, воспитания и обучение умственно отсталых детей.

Помогающие дошкольникам и младшим школьникам полноценно учиться и взаимодействовать с окружающими людьми, специалисты дефектологи-олигофренопедагоги проводят занятия, позволяющие детям с задержкой эмоционального или умственного развития приобрести необходимые знания и умения, а также почувствовать себя полноценными членами общества.

Определение

Олигофренопедагог – специалист по коррекционной и специальной педагогике, занимающийся изучением закономерностей развития, воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, деменцией и задержкой психического развития.

Дефектолог-олигофренопедагог — специалист по коррекционной и специальной педагогике, занимающийся изучением закономерностей развития, воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, деменцией и задержкой психического развития

Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

Такие состояния возникают по причине:

  • генетических отклонений (аутизма, синдрома Дауна, синдрома Реттаи);
  • повреждений головного мозга и центральной нервной системы;
  • неврологических или психологических расстройств;
  • жизни в неблагополучной среде обитания.

Работающий с детьми с отставанием в умственном развитии специалист подбирает программу занятий, корректируя ее в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, и направляет свою деятельность на оказание помощи в социальной адаптации, воспитании и развитии у него необходимых навыков социального общения и речи.

Дефектолог олигофренопедагог — это специалист, который занимается обучением и развитием детей с умственной отсталостью. Врачи отмечают, что такая профессия требует не только глубоких знаний в области психологии и педагогики, но и высокой степени эмпатии и терпения. Олигофренопедагоги разрабатывают индивидуальные программы обучения, учитывающие особенности каждого ребенка, что позволяет максимально раскрыть его потенциал.

Медики подчеркивают важность междисциплинарного подхода в работе дефектолога: взаимодействие с психологами, логопедами и медицинскими работниками помогает создать комплексную поддержку для детей с особыми потребностями. Врачи также акцентируют внимание на том, что работа олигофренопедагога не ограничивается только учебным процессом; она включает в себя социальную адаптацию и развитие жизненных навыков, что играет ключевую роль в интеграции таких детей в общество.

ЛОГОПЕД И ДЕФЕКТОЛОГ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?ЛОГОПЕД И ДЕФЕКТОЛОГ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Цели и задачи

Отечественный олигофренопедагог и психолог, декан дефектологического факультета МГПДИ, посвятивший свою жизнь воспитанию, обучению, а также психологическому изучению умственно отсталых детей Дульнев Г. М. в своей научной работе «Особенности обучения учащихся вспомогательных школ» отмечает следующее.

Работая с детьми-инвалидами, специалист-олигофренопедагог не может исправить врожденные или приобретенные, нарушившие интеллект дефекты, но способен обеспечить им возможность на успешную социализацию и достойную жизнь.

По словам специалиста, дефектолог-олигофренопедагог (учитель) при организации своей работы:

  • должен опираться на знания специальной психологии;
  • обладать медицинскими сведениями о физиологических нарушениях интеллекта;
  • владеть коррекционными методиками (в том числе экспериментальными);
  • уметь оценивать результаты своей работы, а если нужно, разрабатывать собственные методики.

Профессор кафедры олигофренопедагогики МПГУ, автор более 140 научных статей, методических и учебных пособий в своих работах Забрамная С.Д. отмечала следующее.

Во время занятий учитель-олигофренопедагог должен преподносить материал в доступной для ребенка с умственным или интеллектуальным отставанием в развитии форме, ориентируясь на особый подход обучения, а также должен широко практиковать в своей работе игровые методы, дидактические занятия и частую смену видов деятельности, необходимые для подтверждения внимания.

Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

Работа дефектолога-олигофренопедагога должна включать в себя:

  • углубленную психолого-педагогическую диагностику детей с особенностями психофизического развития;
  • подбор специальных технических средств, расширяющих двигательные и познавательные возможности ребенка, развитие необходимых для возраста малыша навыков и умений;
  • развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы, стимулирование мышления, памяти и произвольного внимания;
  • формирование учебных умений, в том числе, с помощью специальных тренажеров и компьютерных программ;
  • проведение работы по формированию коммуникативной речи ребенка;
  • консультирование педагогов и родителей (или лиц их заменяющих) по вопросам взаимодействия с «особенными» детьми;
  • коррекционные мероприятия, помогающие минимизировать отставание в развитии.

Место работы

Олигофренопедагог может проводить как групповые, так и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на становление познавательной и игровой деятельности у умственно отсталых детей в специализированных частных или государственных медицинских учреждениях, или работать в качестве учителя начальной школы (педагога в детском саду).

Проводя свою работу с детьми разных возрастных групп, специалист должен заострять внимание не только на их интеллектуальном развитии, но и прививать им необходимые навыки социального взаимодействия.

Средняя зарплата олигофренопедагога в Российской Федерации составляет около 35-40 тыс. руб. Услуги частного специалиста оплачиваются отдельно из расчета 500-700 руб. в час.

Дефектолог олигофренопедагог — это специалист, который работает с детьми с умственными нарушениями и задержками в развитии. Люди часто отмечают, что такие педагоги обладают уникальной способностью находить подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Их работа требует не только профессиональных знаний, но и большого терпения, эмпатии и креативности. Родители детей с особыми потребностями часто выражают благодарность таким специалистам за их поддержку и помощь в развитии навыков, которые для многих кажутся обычными. Дефектологи создают комфортную и безопасную атмосферу, где дети могут учиться и развиваться в своем темпе. Благодаря их усилиям, многие дети достигают значительных успехов, что вдохновляет и радует семьи.

История развития специальности

Как дисциплина, олигофренопедагогика представляет собой отрасль социальной педагогики, находящуюся на стыке медицины и физиологии и возникшую в середине XIX века.

Своим появлением дисциплина обязана укреплению общественного мнения в том, что отстающие в психическом, интеллектуальном и умственном развитии дети нуждаются не только в милосердии, но и в специальном обучении и социализации.

Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

Первый опыт воспитания слабоумного ребенка предложил Ж.Итар, попытавшийся воспитать и обучить основанными на развитии чувств методами нейверонского дикаря Виктора.

Полноценным членом общества обучаемый не стал, но благодаря занятиям научился составлять отдельные слова и предложения, а также приобрел понятие о геометрических фигурах.

Опыт ученого был продолжен в работах Э. Сегена обобщившего полученные данные и разработавшего первую систему специального обучения и воспитания для детей с выраженной формой отсталости.

В 1854-м году в Риге доктором Фридрихом Пяльцем было открыто первое в мире лечебно-педагогическое учреждение для малоспособных и слабоумных людей.

В 1882-м году подобное заведение появилось и на территории исторической России, где под руководством доктора И. В. Малеревского проводились учебные и адаптационные занятия, направленные на подготовку к профессиональной деятельности и социализации умственно отсталых детей.

В период Советского союза в стране появилась целая сеть лечебно-профилактических учреждений, а в развитии основ современной олигофрении приняли участие такие ученые как Ерёменко И. Г., Грошенков И. А., Карвялис В. Ю. и Дмитриев А. А.

Необходимые качества

Русский олигофренопедагог, автор первой в СССР докторской диссертации по олигофренопедагогике, выпущенной позднее в форме учебного пособия, Грабов А.Н. отмечал, что педагогический оптимизм – главный принцип дисциплины, позволяющий специалисту увидеть уникальную личность в каждом ребенке-инвалиде.

Также, по словам ученого, такая работа связана с большими эмоциональными и физическими нагрузками.

Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

Выдающийся олигофренопедагог СССР, руководитель дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина Замский Х. С. выделил в числе необходимых для полноценной работы специалиста личностных качеств:

  • доброту и любовь к детям;
  • ответственность;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • умение радоваться успехам подопечных;
  • желание постоянно учиться чему-то новому и повышать свою квалификацию.

Работа по восстановлению речевых навыков

Работа специалиста с детьми, отстающими в интеллекте, заключается в первую очередь в становлении речевых навыков. Врачи отмечают, что малыши с диагнозом олигофрения значительно позже других детей начинают держать голову, садится и ходить.

Выдающийся олигофренопедагог СССР, руководитель дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина Замский Х. С. в своих научных работах отмечает, что негативным образом отставание в развитии интеллекта сказывается и на речи, проявляясь в том, что ребенок:

  • оперирует ограниченным словарным запасом, используя в основном бытовую, часто слышимую от родителей, лексику.
  • говорит только штампованными фразами, заключающимися в механическом повторении набора слов, без осмысленности.
  • обладает недоразвитым артикуляционным аппаратом, проявляющимся в нарушении произносимых звуков.
  • не может построить связанный рассказ по картинке, пересказать сказку или выучить стихотворение.

https://youtube.com/watch?v=71J15blqGnE%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

В занятия по коррекционной педагогике, призванные оказать помощь в формировании речевых навыков и у детей с интеллектуальным или психическим отставанием в развитии, по словам специалиста, должны быть включены:

  • упражнения на артикуляцию и стимулирование фонематического слуха;
  • упражнения для улучшения координационных движений и пространственной ориентации;
  • работа по становлению произвольного внимания и высших психических функций (мышления и памяти);
  • тренировки, позволяющие сформировать правильное грамматическое построение высказываний, обучить анализу и синтезу, умению формировать логические связи;
  • упражнения для развития мелкой моторики, стимулирования восприятия (зрительного и слухового) и памяти;

Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

  • коррекция психических и эмоциональных нарушений;
  • применение мозжечковой стимуляции.
  • практические мероприятия на повышение уровня познавательной активности.

Где учатся

Олигофренопедагог работающий с детьми разных возрастных групп, должен иметь высшее дефектологическое или педагогическое, психологическое образование с переподготовкой по профессиональному профилю.

Вузы

Вузы, предлагающие получить высшее образование по специальности «Олигофренопедагог»:

МСПИ Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии проводит очное, заочное обучение и бакалавриат по специальности (44.03.03) «Специальное дефектологическое образование». Срок обучения составляет 4 года. Ежегодная плата за обучение составляет от 55 до 100 тыс. руб.
РГСУ Факультет психологи предлагает студентам и слушателям пройти обучение по специальности «Специальная психология с основами коррекционной педагогики» в очной и заочной форме. Длительность обучения составляет 5-6 лет. Стоимость года занятий варьируется от 80 до 176 тыс. руб.
Московский институт психоанализа Проводит специальное дефектологическое образование по очной, очно-заочной и вечерней форме обучения, по стоимости от 80 тыс. руб. Срок обучения от 4-х лет.
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина Факультет специального (дефектологического) образования проводит обучение по специальности «Специальное (дефектологическое) образование» на очной, и заочной форме обучения срок 4-5 лет.

Стоимость обучение от 80 тыс. руб.

Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто этоДефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто этоДефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто этоДефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

Курсы переподготовки

Курсы переподготовки специалист может пройти в ряде учебных заведений России: ООО «Профгид» (г. Москва и Санкт-Петербург), АНО «Академия дополнительного профессионального образования» (с филиалами в гг. Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде), «Уральский институт повышения квалификации» в очном или дистанционном формате.

Поступить на курсы можно в течение всего года, а для зачисления в группы требуется отправить электронную заявку на сайт учебного учреждения вместе с ксерокопиями паспорта, документа об образовании и квитанцией об оплате.

Обучение может проводиться как в очном, так и в дистанционном формате через интернет-сеть. В последнем случае слушатель может сам выбирать время обучения, изучать материалы электронной библиотеки, консультироваться со специалистами-практиками и посещать вебинары.

Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

По результату обучения проводится итоговая аттестация с выдачей диплома о прохождении профессиональной переподготовки. Стоимость профпереподготовки начинается от 17 тыс. руб.

Курсы повышения квалификации

Практикующие специалисты олигофренопедагоги должны профессионально расти и развиваться, повышая свою квалификацию посредством:

  • чтения отраслевой литературы и периодических изданий;
  • участия в профессиональных мероприятиях: конкурсах, конференциях. вебинарах;
  • обмена опытом с коллегами на отраслевых ресурсах.
После переподготовки и повышения квалификации выдается соответствующий документ

Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

Раз в 3-5 лет рекомендуется также прохождение специализированных курсов повышения квалификации в учебных заведениях в очном или дистанционном формате с выдачей соответствующего удостоверения. Стоимость курсов – от 3600 руб.

Смежные специальности

Олигофренопедагогика – часть крупнейшей отрасли педагогики «Дефектологии», призванной разрабатывать и претворять в жизнь мероприятия, направленные на становление, воспитание и развитие детей с психофизиологическими недостатками.

Практикующие специалисты–дефектологи («коррекционные» или «социальные» педагоги) работают с детьми с разными отклонениями в развитии, проводят диагностику их высших психических функций и, используя различные средства и методики, помогают создать благоприятные условия для их успешного обучения и последующей социальной адаптации.

Помимо олигофренопедагогики, в состав дефектологии также включены следующие предметы.

Логопедия

Направленная на работу с детьми с проблемой речевого развития логопедия помогает восстановить речь после перенесенного инсульта.

Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

А также справиться с:

  • задержкой речевого развития (ЗРР);
  • общим недоразвитием речи (ОНР);
  • фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
  • нарушением звукопроизношения;
  • заиканием;
  • дизартрией;
  • дисграфией;
  • дислексией;
  • алалией;
  • афазией.

Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто этоДефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

Работающий над постановкой звуков логопед-дефектолог предлагает ребенку или взрослому поработать над:

  • правильным дыханием;
  • тонкой и крупной моторикой;
  • высшими психическими функциями;
  • грамматикой и лексикой;
  • пополнением словарного запаса;
  • умением выстраивать предложения;
  • построением монологической и диалогической речи.

Сурдопедагогика

Сурдопедагогика направлена на оказание помощи детям с нарушением слуховой функции.

Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто этоДефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

Имеет под собой цель:

  • изучение закономерностей развития пациентов;
  • составление и реализацию программ по их обучению и воспитанию;
  • социальную адаптацию и социальную реабилитации лиц с нарушением слуха.

Дефектолог-сурдопедагог владеет навыками:

  • развития остаточного слуха;
  • обучения жестовому и тактильному языку;
  • становления устной речи.

Тифлопедагог

Специалист-тифлопедагог проводит работу с полноценно развитыми эмоционально, но слабовидящими или полностью слепыми детьми и взрослыми.

Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

Помогая им:

  • с поиском путей и условий компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;
  • с изучением условий формирования и всестороннего развития при разных формах нарушения зрительной функции.

В процессе своей работы тифтолог разработает методы работы, позволяющие обучить людей с нарушением зрения различным бытовым навыкам и умениям, а также оказывает помощь в их профессиональной переподготовке.

Нейропсихология

Нейропсихология направлена на изучение связи различных систем головного мозга с развитием психических процессов, что позволяет выявить функциональную незрелость его структур, обеспечивающих хранение и переработку информации.

Дефектолог олигофренопедагог (учитель). Кто это

Начиная свою профессиональную деятельность, нейропсихологи (клинические психологи) обследуют детей, столкнувшихся с нарушением питания или снижением тонуса коры мозга, и подбирают коррекционные упражнения, направленные на развитие отстающих сфер головного мозга, что позволяет нормализовать школьную успеваемость, рассеянность и неусидчивость детей.

Олигофренопедагогика – дисциплина, направленная на коррекцию детей с отставанием в умственном, эмоциональном и психическом развитии.

Проводимые учителями-олигофренопедагогами коррекционные упражнения подбираются индивидуально и помогают выработать у ребенка необходимые для успешной социализации и общения навыки, стимулировать его память, мышление и внимание, а также облегчают его дальнейшее обучение и профессиональную деятельность.

Видео о специальности

Дефектолог олигофренопедагог:

https://youtube.com/watch?v=NWSvGJaj1cw%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Кто такой учитель Олигофренопедагог?

Таким образом, олигофренопедагог – это специалист, который помогает детям с нарушениями интеллекта в развитии социальных навыков, речи, познавательных функций, бытовых умений.

Чем отличается учитель логопед от учителя дефектолога?

Чем отличается учитель-логопеди учитель-дефектолог Логопеды часто работают с детьми, но также оказывают помощь и взрослым с речевыми нарушениями. Дефектолог – это специалист более широкого профиля, который обычно работает с людьми, имеющими различные нарушения развития, в том числе речевые нарушения.

В чем заключается работа учителя дефектолога?

Основные направления деятельности педагога-дефектолога Выявление проблем обучения, воспитания, поведения ребенка и определение степени их выраженности. Аналитическое. Оценка результатов дефектологической работы и корректировка индивидуальных программ. Коррекционное.

Чем занимается Олигофренопедагог?

Олигофренопедагогика изучает вопросы воспитания, образования и социализации детей с нарушениями умственного развития. Соответственно, цели олигофренопедагога – насколько это возможно скорректировать отклонения таких детей, помочь им адаптироваться в обществе, получить необходимые для самостоятельной жизни навыки.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основы олигофренопедагогики. Понимание ключевых понятий и методов работы с детьми с умственными нарушениями поможет вам лучше осознать роль дефектолога и его подходы к обучению.

СОВЕТ №2

Обратитесь к специалистам. Если у вас есть вопросы или сомнения по поводу работы с детьми с особенностями развития, не стесняйтесь консультироваться с опытными дефектологами или олигофренопедагогами.

СОВЕТ №3

Посетите семинары и тренинги. Участие в мероприятиях, посвященных олигофренопедагогике, поможет вам расширить свои знания и навыки, а также познакомиться с новыми методиками работы с детьми.

СОВЕТ №4

Создавайте поддерживающую среду. Важно не только обучать детей, но и формировать для них комфортную и безопасную атмосферу, где они смогут развиваться и чувствовать себя уверенно.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации