Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

Рассматриваемые в этой статье дыхательные упражнения применяются с целью профилактики и в комплексной терапии лечения некоторых заболеваний. Этим спектр их применения для детей не ограничивается. Используя дыхание, ребенок может укрепить иммунитет, развить вокальные данные и повысить выносливость.

Что такое дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастка – это комплекс специальных упражнений, способствующих развитию тканей, сопричастных с дыхательной системой человека. Благодаря практикам подобного рода дети реже болеют, а их социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие протекает без серьезных затруднений.

Врачи подчеркивают важность дыхательных упражнений для детей, особенно в условиях современных экологических проблем и увеличения числа респираторных заболеваний. Статические упражнения помогают развивать диафрагмальное дыхание, что способствует улучшению оксигенации организма. Логопеды отмечают, что дыхательные практики играют ключевую роль в коррекции речи, особенно при заикании, так как помогают детям лучше контролировать дыхание и ритм речи. Для детей с астмой регулярные дыхательные упражнения могут стать важным элементом терапии, снижая частоту приступов и улучшая общее состояние. Кроме того, такие упражнения способствуют повышению выносливости легких, что особенно актуально для активных детей. Врачи рекомендуют включать дыхательные практики в повседневную жизнь, чтобы укрепить здоровье и развить навыки саморегуляции у детей.

Дыхательные упражнения для работы с заиканиемДыхательные упражнения для работы с заиканием

Цели и польза дыхательной гимнастики для детей

Дыхательные упражнения для детей разработаны с целью обучения малыша контролю над своим дыханием.

Кислород необходим всем тканям организма, но потреблять его следует оптимальным образом. Главная задача большинства гимнастик, которые задействуют дыхательные техники – формирование привычки дышать правильно.

Врачи нередко рекомендуют детям с бронхиальной астмой, с гайморитом, при аденоидах и ряде других заболеваний совместно с лекарствами использовать дыхательную гимнастику. Существуют свидетельства того, что это позволяет снизить частоту возникновения приступов и укрепить иммунитет.

Несмотря на то, что переносится дыхательная гимнастика, в основном, хорошо, будет не лишним предварительно проконсультироваться с врачом, особенно, если у ребенка случаются приступы астмы.

Виды дыхательной гимнастики

Лечебных гимнастик, которые включают в себя специальные техники дыхания, достаточно много.

Дыхательные упражнения для детей классифицируются в зависимости от цели, которую нужно достичь

Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

Какой-то определенной классификации здесь не существует, но условно можно поделить комплексы упражнений на следующие категории:

  • Статические. Выполняются в состоянии покоя, цель – расслабить мускулатуру.
  • Динамические. Присутствует двигательная активность, цель – научить ребенка дышать в соответствие с заданной техникой, сформировать привычку.
  • Специальные. Предполагается использование особых приспособлений, рекомендуется выполнение в присутствии инструктора или лечащего врача.

Дыхательные упражнения для детей становятся всё более популярными среди родителей и специалистов. Многие отмечают их положительное влияние на здоровье и развитие детей. Статические упражнения помогают улучшить осанку и развить диафрагмальное дыхание, что особенно важно для детей с астмой. Логопеды используют дыхательные техники для коррекции речи, что способствует устранению заикания и улучшению дикции. Родители также замечают, что регулярные занятия помогают справиться с кашлем и укрепляют легкие, повышая выносливость. Важно, чтобы упражнения проводились в игровой форме, что делает их увлекательными и интересными для детей.

Комплексы и описание упражнений, частота и регулярность занятий

Дыхательные упражнения для детей имеют разные предписания, поэтому необходимо подходить к выбору комплекса для своего ребенка с особой щепетильностью. Одно и то же упражнение, может причинить пользу при одном заболевании, и вред — при другом. Особенно актуально данное предупреждение для родителей детей, больных бронхиальной астмой.

Некоторые упражнения категорически противопоказаны астматикам, так как могут спровоцировать приступ.

Логопедическая дыхательная гимнастика

Упражнения этого комплекса должны способствовать развитию у ребенка речевой функции. Начинать заниматься  лучше со специалистом, который будет с помощью шпателя корректировать движения языка при выполнении дыхательной гимнастики. Со временем вырабатывается привычка и ребенок уже в состоянии без помощи специалиста выполнять необходимые упражнения.

Логопедическая дыхательная гимнастика достаточно сложна и требует определенных навыков, которые у ребенка сначала необходимо развить. Не имея соответствующей квалификации, взрослый человек может не справиться с данной задачей.

Существуют определенные рекомендации от специалистов относительно этой техники:

  • первую неделю рекомендуется посвятить освоению практики в лежачем положении, так как для ребенка это будет наиболее удобный вариант;
  • через несколько дней стоит переходить к выполнению упражнений, сначала в сидячем положении, затем стоя;

Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

  • вдох следует делать ртом и носом одновременно, а выдох – ртом, никаких пауз при этом между вдохом и выдохом быть не должно;
  • вдыхать следует бесшумно, поглощая воздух в таком количестве, чтобы можно было еще добрать, если бы на то требовалась необходимость, то же касается и выдоха – следует немного оставлять воздух в легких.
  • расходуемый при выдохе воздух должен идти на ударные гласные звуки;
  • слова необходимо произносить слитно, но не более четырех слов за один выдох;
  • если все-таки на произнесение всего перечня слов выдыхаемого воздуха не хватает, можно сделать небольшую паузу, вдох, и после этого продолжить;
  • мышцы туловища необходимо держать в расслабленном состоянии, плечи в статичном положении, как на выдохе, так и на вдохе;
  • упражнения необходимо выполнять до тех пор, пока ребенок не научится на бессознательном уровне контролировать свое дыхание и речевой аппарат.
Показания Противопоказания Регулярность занятий Возрастные ограничения Особенности
Нарушения речевого развития у детей, заикание Эпилепсия По 3 – 4 занятия в день, уделяя по 3 – 5 мин. на каждое Для детей от 2 лет и старше Как минимум, на первых порах, необходимо привлечение специалиста

Лечебная гимнастика при бронхо-легочных болезнях

Лечебная физкультура назначается детям, имеющим бронхо-легочные заболевания. Лечение это носит дополняющее основное характер и должно применяться на фоне приема выписанных врачом препаратов. При грамотном подходе возможно значительное улучшение состояния пациента или даже его полное выздоровление.

Здесь важно не проявлять самодеятельности и строго соблюдать предписанные инструкции, так как излишняя физическая нагрузка способна причинить вред болеющему ребенку.

Если ребенок находится в состоянии, которому сопутствует проявление клинических симптомов заболевания, то основная цель лечебной гимнастики должна сводиться к компенсации дыхательной недостаточности и облегчению эмоционального состояния. Для достижения этих целей рекомендуется общий массаж туловища, рук и ног (простое поглаживание будет оказывать эффект).

Важно, чтобы ребенок не переохлаждался. Помимо этого, для нормализации дыхательного ритма могут быть применены несложные гимнастические упражнения, производимые в медленном темпе.

Дыхательные упражнения для детей при бронхо-легочных заболеваниях

Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

В случае рецидива хронического заболевания перед лечебной гимнастикой изначально ставится цель восполнить недостаток потребляемого легкими воздуха. Занятия сводятся к применению массажа грудной клетки, а от самого ребенка требуется в зависимости от его возраста и состояния выполнение тех гимнастических упражнений, которые точно не повлияют негативно на течение болезни.

При обострениях – гимнастика проводится не более 8 мин., при улучшении общего самочувствия – не более 12 мин. Наиболее интенсивно лечебную гимнастику имеет смысл проводить, когда симптомы заболевания носят остаточный характер. Длительность лечебной гимнастики может достигать – 20 мин.

Предполагается назначение упражнений на мышцы груди и верхних конечностей. Рекомендуется также проводить избирательный массаж грудной клетки.

Дыхательные упражнения в ходе такой терапии могут применяться для восполнения дыхательной недостаточности I и II степени, при условии, что ребенок в состоянии сопрягать их с физической активностью. Для детей, находящихся на постельном режиме, предусматриваются техники, которые можно эффективно выполнять в медленном темпе.

Показания Противопоказания Регулярность занятий Возрастные ограничения Особенности
Бронхо-легочные заболевания Высокая температура, слишком слабое состояние ребенка 1 – 2 раза в день по 3 – 20 мин., в зависимости от состояния ребенка Ограничений нет, но к совсем маленьким детям требуется особый подход Необходим строгий контроль состояния больного

Вокальная дыхательная гимнастика

Желая развить у своего ребенка таланты, благодаря которым он сможет в последствие радовать вас и окружающих своим голосом, родители в игровой форме могут приучать его использовать свое дыхание оптимальным образом для соответствующей цели.

Если ребенок совсем маленький, достаточно будет игр со сдуванием со стола различных легковесных предметов или пускания мыльных пузырей. Важно научить ребенка делать долгий выдох, а последующая цель – правильно произносить звуки в это же время.

Крайне не рекомендуется форсировать события и нагружать ребенка упражнениями, которые ему тяжело освоить. Действовать следует постепенно. Первым делом требуется научить ребенка произношению отдельных звуков на выдохе. После этого можно переходить к произношению слогов, а затем фраз.

Вокальная дыхательная гимнастика — это распевки

Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

Как только становится понятно, что задание ученик выполняет без особых проблем, можно усложнять задачу, давая фразу сложнее. Необходимы перерывы, если чувствуется, что ребенок утомился.

Дети могут не захотеть делать гимнастику, которая до того вызывала у них чувство утомления. Необходимо иметь наготове упражнения, которые способны заинтересовать ребенка и не забывать, что игровая форма обучения здесь наиболее эффективна.

Когда ребенок повзрослеет, можно осваивать специальные техники, которые используются вокалистами для работы со своим голосом. Наиболее известной гимнастикой, применяемой для подобных целей, является метод дыхания, разработанной Стрельниковой А. Н., и об этом комплексе упражнений будет рассказано ниже.

Показания Противопоказания Регулярность занятий Возрастные ограничения Особенности
Развитие у ребенка вокальных способностей Отсутствуют Подбирается индивидуально Отсутствуют Знакомить с упражнениями малыша желательно в игровой форме

Гимнастика при астме

Детям, у которых в медицинской карте присутствует диагноз – астма, врачи могут назначать специальные комплексы упражнений.

 Делать гимнастику при астме в моменты обострения и, тем более, приступов категорически противопоказано.

Физкультура для детей с бронхиальной астмой включает в себя:

  • упражнения на укрепление мышц пресса, рук и грудной клетки;
  • упражнения для предотвращения деформации позвоночника;
  • техники, способствующие ментальному расслаблению ребенка.
Показания Противопоказания Регулярность занятий Возрастные ограничения Особенности
Бронхиальная астма Обострение заболевания Определяется лечащим врачом Для детей от 3 лет и старше При малейших подозрениях на приступ, занятия следует отменить

Дыхательная гимнастика при астме

В дополнение к перечисленным выше упражнениям обязательно должна идти дыхательная гимнастика.

В качестве примера можно привести следующий комплекс:

  • Нужно принять сидячее положение и выпрямить спину.
  • Ноги – на ширине плеч, руки – на коленях.
  • Вдох делается через рот, сложив губы, как будто произнося звук «У».
Дыхательные упражнения для детей при бронхиальной астме

Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

  • Выдох делается через нос, и он должен быть продолжительнее вдоха.
  • Сделав небольшую паузу, выполняется очередной вдох и далее по циклу, каждый раз увеличивая паузу на 2 сек.

Когда интервал между вдохом и выдохом будет составлять более 15 сек., гимнастика прерывается. Через некоторое время можно произвести эти упражнения повторно.

Показания Противопоказания Регулярность занятий Возрастные ограничения Особенности
Бронхиальная астма Обострение заболевания, недавно перенесенный приступ 2 – 3 раза в день Для детей от 3 лет и старше С маленькими детьми заниматься следует под строгим контролем взрослых

Дыхательная гимнастика для развития выносливости

С помощью дыхательных техник можно добиться увеличения показателей во многих видах спорта. Особенно актуально это утверждение в отношении детей, которым легче сформировать привычку дышать таким образом, чтобы в будущем использовать этот навык для достижения результатов, как в спорте, так и в обыденной жизни.

От того, как мы дышим, зависит и то, как происходит питание тканей, как расходуется добытый из воздуха кислород. Благодаря дисциплине дыхания можно достичь больших успехов во многих областях и обеспечить организму оптимальное питание, что в свою очередь положительно отразится на качестве жизни.

Дыхательные упражнения для детей, призванные развить в них выносливость, по возможности рекомендуется проводить на открытом воздухе.

Гимнастика подбирается индивидуальным образом, но самыми популярными для этих целей являются методики, разработанные Бутейко К. П. и Стрельниковой А. Н.. Для ребенка в этом отношении также будут полезны йога, восточные единоборства – Тай-цзи, Цигун и другие.

Допускается комбинирование техник. Цель – помочь ребенку научиться контролировать свой дыхательный процесс для оптимального насыщения тканей организма.

Дыхательная гимнастика при увеличенных аденоидах

Упражнения с использованием дыхания успешно применяются для уменьшения аденоидов. При комплексном подходе возможно даже полное излечение аденоидита. Делать гимнастику при увеличенных аденоидах можно только в случае отсутствия температуры у ребенка. Целью является – развитие навыка правильно дышать носом.

При увеличенных аденоидах показана дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой

Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

Ниже представлен эффективный при аденоидах комплекс упражнений:

  1. Спина должна быть прямой.
  2. Ноги выровнять на ширине плеч.
  3. Нога сгибается в колене.
  4. Коленом нужно постараться дотронуться до живота.
  5. Делая неглубокий вдох носом, следует присесть на одной ноге.
  6. Выдыхая ртом, принимается исходное положение.

Допускается повторение цикла до 60 раз.

Показания Противопоказания Регулярность занятий Возрастные ограничения Особенности
Аденоиды Высокая температура Ежедневно, до достижения значимых эффектов Для детей от 3 лет и старше Можно рассчитывать на полное избавление от аденоидов

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Без преувеличения, самая известная дыхательная гимнастика. Спектр ее применения не ограничивается профилактикой заболеваний. Заниматься по методу Стрельниковой могут люди почти всех возрастов. Цели с помощью этой гимнастики достигаются самые разные – от укрепления иммунитета до развития в себе вокальных данных.

Есть здесь и достаточно интересные отличия от традиционных техник. Так, дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой не выделяет выдох особым образом, считая его естественным откликом на вдох. Когда производится вдох, легкие должны сжиматься – для этого используются наклоны корпуса в стороны, обхват ребер руками.

Начинать освоение этой гимнастики рекомендуется со знакомства с тремя упражнениями, которые выполняются стоя. Все они предполагают завершение, когда совершено 96 вдохов. Паузы делаются после каждых 4 — 8 вдохов, исходя из возможностей ребенка.

Дыхательные упражнения для детей по методу Стрельниковой

Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

«Ладошки»:

  1. Руки нужно согнуть в локтях.
  2. Нужно показать ладошки инструктору.
  3. Вдыхая, ладошки необходимо сжимать в кулаки.
  4. Как будто принюхиваясь, быстро делаются 4 вдоха через нос.
  5. Выдыхать можно ртом, а можно носом – кому как хочется.

«Погончики»:

  1. Руки — по швам.
  2. Кисти нужно сжать в кулаки.
  3. На вдохе следует резко разжать кулаки.
  4. На выдохе, соответственно, кисти вновь сжимаются в кулаки.

«Насос»:

  1. Руки свободно свисают, ноги немного расставлены.
  2. Округляя спину, но держа шею в расслабленной, нужно наклониться вперед.
  3. Наклоняясь, вдох следует делать носом.
  4. На выдохе принимается исходное положение.

Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

Есть еще 8 упражнений, но к их освоению переходить имеет смысл, когда выполнение первых трех отточено до автоматизма. Они выполняются, минимум по 12 раз, каждое. Ноги, если не указано иное, необходимо держать в положении – чуть уже ширины плеч. Спину необходимо держать расправленной. Упражнения выполняются стоя.

«Обними плечи»:

  1. Руки нужно согнуть в локтях, ладони пусть находятся на уровне плеч.
  2. На вдохе левая ладонь должна уходить на правое плечо, а правая ладонь, соответственно, на левое плечо (поза «Я в домике»).
  3. На выдохе принимается исходное положение.

«Кошка»:

  1. Руки необходимо согнуть в локтях, ладони пусть свободно свисают.
  2. Туловище необходимо резко повернуть в бок.
  3. Нужно присесть, делая при этом глубокий вдох.
  4. Выдох делается при возврате в исходное положение.

Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

«Большой маятник»:

  1. Упражнение можно выполнять и сидя, но стоя — предпочтительнее.
  2. На вдохе, стараясь ладонями дотронуться до пола, нужно наклониться вперед.
  3. На выдохе нужно выпрямиться, и затем прогнуть спину, наклоняясь назад.
  4. Следует обнять себя за плечи, делая вдох.
  5. Выдох производится произвольным образом.

«Ушки»:

  1. Наклонив голову влево, нужно сделать выдох через нос.
  2. То же самое, но уже с наклоном голову вправо.
  3. Вдохи делаются при возврате в исходное положение.

«Маятник головой»:

  1. Опустив голову вниз, следует быстро сделать вдох.
  2. Не выдыхая, следует поднять голову вверх и устремить взгляд в потолок.
  3. Возврат в исходное положение соответствует выдоху.

«Повороты головы»:

  1. Голову следует повернуть влево, быстро делая вдох через нос.
  2. Воздух из легких нужно выдохнуть через рот.
  3. Голову следует повернуть вправо и этому должен соответствовать короткий вдох через нос, а шею при этих манипуляциях желательно держать расслабленной.
  4. Снова должен последовать выдох через рот.

Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

«Перекаты»:

  1. Правую ногу нужно выставить немного вперед.
  2. Следует перенести «вес» на правую ногу.
  3. На вдохе, с уходом корпуса в правый бок, делается приседание на правую ногу.
  4. Принимая исходное положение, делается выдох произвольным образом.
  5. Теперь левую ногу нужно выставить немного вперед.
  6. Следует перенести «вес» на левую ногу.
  7. На вдохе делается приседание на левую ногу с уходом корпуса в левый бок.
  8. Принимая исходное положение, делается выдох произвольным образом.

«Шаги»:

  1. На вдохе, согнув левую ногу в колене, нужно поднять ее до уровня живота.
  2. Выпрямив ее от колена и натянув носок, делается приседание на правой ноге.
  3. На выдохе принимается исходное положение.
  4. На вдохе, теперь согнув правую ногу в колене, нужно поднять ее до уровня живота.
  5. Выпрямив ее от колена и натянув носок, делается приседание на левой ноге.
  6. На выдохе принимается исходное положение.
Показания Противопоказания Регулярность занятий Возрастные ограничения Особенности
Широкий спектр применения Внутреннее кровотечение Ежедневно, 1 — 2 раза в день, в вечернее время лучше воздержаться от этой гимнастики Для детей от 2 лет и старше Концентрироваться следует на вдохе, выдох выполняется произвольным образом

Дыхательная гимнастика для тренировки носового дыхания

Дети часто имеют привычку дышать ртом. Не всегда дыхание через рот является оптимальным способом доставки воздуха в легкие. Ребенка следует научить дышать носом. Гимнастики, способствующие этому, подойдут и для детей с аденоидами.

Кроме того, у детей, которым аденоиды удалили, часто остается привычка дышать ртом. Имеет смысл, исходя из этого, сформировать у них привычку правильно дышать носом, как минимум, для предотвращения рецидива. Упражнения для тренировки носового дыхания предполагают, что ноги в исходном положении нужно ставить на ширине плеч.

Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

«Упражнение 1»:

  1. На вдохе через нос руки необходимо поднять перед собой ладонями вниз.
  2. Затем руки разводятся вверх и в стороны.
  3. Руки медленно опускаются на выдохе через нос.

«Упражнение 2»:

  1. Губы необходимо плотно сомкнуть.
  2. Поочередно делаются вдохи то левой, то правой ноздрей.
  3. Ноздря, которой вдох не делается, закрывается пальцем.
Показания Противопоказания Регулярность занятий Возрастные ограничения Особенности
Аденоиды, в том числе, недавно удаленные, привычка дышать ртом Высокая температура 2 – 3 раза в день, по 15 – 20 мин. Для детей от 3 лет и старше Рекомендуется дополнительно ношение специальной пластины во рту

Дыхательная гимнастика для укрепления иммунитета

Дыхание – важнейшая функция организма, и от того, как этот процесс осуществляется, зависит многое. Специалисты часто отмечают корреляцию между способностью «дышать правильно» и частотой инфекционных заболеваний возникающих у детей. Основания полагать, что дыхательные гимнастики способствуют развитию и укреплению иммунной системы ребенка имеются весьма существенные.

Дыхательные упражнения для детей, укрепляющие иммунитет, могут использоваться самые разные. Здесь важно именно научить ребенка сбалансированному потреблению воздуха легкими. Если малыш еще только делает первые шаги, то об освоении каких-то серьезных техник говорить не приходится. Имеет смысл направить его развитие в нужное русло, используя простые упражнения и игровую форму обучения.

Если ребенок уже уверенно стоит на ногах, то можно взять на вооружение упражнения из гимнастики Стрельниковой или Бутейко. Мнений по вопросу, какая гимнастика здесь подходит лучше, имеется множество, и они носят противоречивый характер. Начинать следует с показательных практик, дающих представление о своих возможностях ребенку.

Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

Можно дать малышу понюхать цветок. Дети часто сопят, но не нюхают, не понимая, что от них требуется. Задача – объяснить разницу. Можно предложить ребенку подуть на одуванчик – сначала ртом, затем носом, поочередно зажимая ноздри, показав ему, как это делается. К подобным практикам также можно отнести задувание свечи, сдувание бумажек со стола. Больше всего детям нравятся мыльные пузыри.

Детей постарше можно заинтересовать надуванием воздушных шариков. Невероятно полезным для развития дыхания может оказаться обычная детская игрушка – свисток. Еще можно дуть через трубочку в стакан с водой, создавая пузыри. Главное следить, чтобы ребенок не заскучал и не переутомлялся. Слишком много времени уделять какому-то одному упражнению не стоит.

Дыхательная гимнастика Бутейко

Основным достоинством гимнастики по методу профессора Бутейко является ее легкость в освоении. Выполнять упражнения из этой техники можно, находясь где угодно.

Гимнастика по Бутейко может быть применена с целью профилактики и лечения многих заболеваний. Сам профессор утверждал, что, занимаясь по его методике, больные бронхиальной астмой люди могут рассчитывать на снижение количества возникающих приступов до нуля.

https://youtube.com/watch?v=D3dru1hJBXU%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Основной принцип метода сводится к поверхностному дыханию. Таким образом, сохраняется необходимый баланс в организме углекислого газа.

В самой простой форме объяснить эту гимнастику можно, сведя все к следующему:

  • В течение 2 – 3 сек. делается неглубокий вдох. Через 3 – 4 сек. делается выдох. Процесс повторяется, но с каждым разом следует увеличивать перерыв между вдохами, насколько это возможно, не обращая внимания на временную нехватку воздуха. Важным нюансом является необходимость во время этой гимнастки держать взгляд направленным вверх.
  • Существуют вариации, позволяющие адаптировать технику под различные ситуации. Можно задерживать дыхание до появления ощутимого дискомфорта, при необходимости выравнивая свое положение, делая короткие поверхностные вдохи.
  • Еще один вариант — это задерживать дыхание во время ходьбы, периодически делая вдохи в нормальном режиме. Наконец, можно поверхностно дышать в течение нескольких минут, но стараясь увеличивать временной интервал, когда дыхание не производится, вплоть до 10 мин.
Показания Противопоказания Регулярность занятий Возрастные ограничения Особенности
«Слабый» иммунитет, бронхиальная астма Высокая температура, сахарный диабет 1 – 3 раза в день Для детей от 4 лет и старше Можно выполнять в любом месте, в любое время

Дыхательная гимнастика на улице во время прогулки

Сложно придумать более идеальную обстановку для занятий дыхательными упражнениями, чем – на открытом воздухе.

Если погода позволяет, ребенок не простужен и не имеет противопоказаний относительно пребывания на свежем воздухе, то заниматься, используя многие описанные выше техники, можно на улице. Если малыш еще не готов к освоению серьезных техник, можно практиковать простые упражнения.

Дыхательная гимнастика на свежем воздухе очень полезна

Дыхательные упражнения для детей. Статические, логопедические, при астме, от заикания, кашля, для выносливости легких

«Холодно»:

  1. Ноги следует расставить на максимальную ширину.
  2. Руки нужно развести в стороны.
  3. Скрестив руки, ладонями нужно хлопать себя по плечам, произнося «Ух».

«Кто выше»:

  1. Делая вдох, следует подняться на носочки.
  2. Руки нужно поднять на максимальную высоту.
  3. Выдыхая, нужно опустить руки и встать на стопы.
Показания Противопоказания Регулярность занятий Возрастные ограничения Особенности
Широкий спектр применения Простудные заболевания, плохое самочувствие у ребенка 1 – 2 раза в день Для детей от 2 лет и старше Рекомендуется знакомить малыша с техниками, используя игровую форму обучения

Представленные упражнения рассчитаны на укрепление иммунитета ребенка, развитие речевой функции, вокальных данных и профилактику многих заболеваний.  Дыхательные техники в полную силу следует осваивать с детьми в возрасте от 5 лет.

Если ребенок еще не достиг этого возраста, рекомендуется, используя более легкие упражнения, подготовить его к последующим практикам. Важно, заинтересовать ребенка и следить, чтобы он не переутомлялся, изучая возможности своего дыхания.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео о дыхательной гимнастике

Дыхательные упражнения для детей — гимнастика по Стрельниковой:

https://youtube.com/watch?v=2vhmQvlcJQs%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Какие дыхательные упражнения применяются при бронхиальной астме?

Короткий, резкий, шумный вдох через нос с частотой 3 вдоха за 2 секунды с последующим выдохом через нос или через рот. При этом нельзя концентрироваться на выдохе, задерживать или выталкивать воздух: он должен автоматически выходить после каждого вдоха через рот или нос.

Как делать дыхательную гимнастику от кашля?

Задувать воображаемую свечку, надувать щеки и медленно выдыхать через приоткрытый рот, сдувать с ладони или стола некрупные ватные шарики, представить себя паровозиком и выдыхать “пар” порциями через рот после глубокого вдоха носом.

Какие упражнения помогают от кашля?

Сядьте на стул, ноги должны быть на полу. Медленно сделайте глубокий вдох через нос и задержите дыхание на счет два. Откройте рот и сделайте резкий выдох. (Таким образом Вы выдыхаете на очки, когда чистите их. )Сделайте 2–3 резких выдоха. Расслабьтесь на несколько секунд.

Какие упражнения способствуют отхождению мокроты?

Для стимуляции отхождения мокроты можно самостоятельно массировать 2 точки: первая расположена с тыльной стороны кисти между большим и указательным пальцем, вторая — в центре яремной вырезки грудины. Длительность самомассажа должна составлять не более 10 минут. Давить пальцем нужно строго вертикально, без смещения.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом дыхательных упражнений убедитесь, что ребенок находится в спокойной и расслабленной обстановке. Создайте комфортную атмосферу, чтобы он мог сосредоточиться на дыхании и не отвлекаться на внешние раздражители.

СОВЕТ №2

Используйте игровые элементы для проведения дыхательных упражнений. Например, можно представить, что ребенок надувает воздушный шарик или дует на пушистый одуванчик. Это поможет сделать занятия более увлекательными и интересными.

СОВЕТ №3

Регулярно практикуйте дыхательные упражнения, чтобы достичь наилучших результатов. Постарайтесь выделять время на занятия несколько раз в неделю, чтобы укрепить легкие и улучшить дыхательную функцию ребенка.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на правильную технику выполнения упражнений. Объясните ребенку, как правильно дышать: вдох через нос, медленный выдох через рот. Это поможет избежать неправильных привычек и повысит эффективность занятий.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации