КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе детского сада – это важная составляющая часть культуры поведения ребенка. Педагоги и взрослые должны всегда помнить, что навыки, привитые ребенку в детстве, принесет ему только пользу.

Дети должны запомнить, что класть локти на стол во время приема пищи некрасиво, есть нужно с закрытым ртом и не разговаривать при этом. Также пищу пережевывать тщательно и еще знать много других важных и нужных правил поведения за столом. Воспитатель совместно с родителями должен научить ребенка следить за своим поведением и приучить к личной гигиене.

Характеристика занятий

КГН в старшей группе – это совокупность навыков для сбережения крепкого здоровья, касающихся соблюдения чистоты, культурных традиций поведения за столом, поддержания порядку в окружающей обстановке и культурном общении со сверстниками и взрослыми.

Культурно-гигиенические навыки в старшей группе направлены на сохранение здоровья и чистоты

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

Ребенка, начиная с года жизни, следует обязательно приучить содержать собственное тело в чистоте, следить за чистотой в помещении, в одежде. Ребенок должен знать, что утром после пробуждения он должен умыться, почистить зубы, одеться и в течение дня соблюдать требования к персональному порядку.

Все навыки и привычки, которые были сформированы у ребенка еще в период дошкольного возраста, сохраняются на всю жизнь.

Главным условием успешного формирования КГН является рационально организованная обстановка и четкий режим дня. Запомнить режим дня детям поможет каждодневное повторение гигиенических навыков, а также привычек культуры поведения. Уточнение этих навыков происходит в игровой форме, образовательной деятельности, в быту.

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

КГН в старшей группе помогает сформировать у ребенка такие волевые качества личности, как:

  • стремление достигнуть поставленной цели;
  • организованность;
  • быть дисциплинированными;
  • выдержка;
  • настойчивость;
  • стать самостоятельными и ответственными.

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе помогает создать принципы, которые будут способствовать сформированным условиям эстетики.

Девочки начинают обращать внимание на свой внешний вид, сравнивать, как он меняется, если сделать прическу и завязать бантики. Осматривая себя в зеркале, дошкольник умеет возможность оценить то, как он в настоящий момент выглядит.

С первых дней жизни во время формирования КГН происходит не только позиционирование и нормирование поведения, но еще и формируется важный из процессов – социализация ребенка.

КГН в старшей группе помогает сформировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью своей одежды, волосами, самостоятельно проводить гигиенические процедуры, во время кашля и чихания прикрывать рот и нос платком.

Изучение культурно-гигиенических навыков предполагает несколько направлений и все они описаны в таблице ниже.

Навыки Особенности
Совершенствовать культуру еды Научить детей правильно пользоваться столовыми приборами, принимать пищу аккуратно, бесшумно и сохранять правильную осанку, сидя за обеденным столом. Обращаться с просьбой к ближнему, благодаря за помощь.
Самообслуживание Закрепить у детей уже полученные ними ранее навыки и умение быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в шкафу на полке с детской одеждой, опрятно заправлять постель и следить за чистотой в комнате.
Опрятность Помочь детям сформировать умения по слежению за собственным внешним видом, замечать малейший беспорядок в одежде, устранять все недочеты с помощью взрослого.
Самостоятельность Дети учатся самостоятельно готовить материалы и пособия для занятий, учатся правильно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, после занятия убирать их, мыть кисточки, вытирать столы.

Врачи подчеркивают важность формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшей группы, так как это закладывает основы для их здоровья и благополучия в будущем. На этом этапе развития дети начинают осознавать значение личной гигиены, что способствует профилактике заболеваний. Специалисты рекомендуют внедрять в образовательный процесс игровые методы, которые делают обучение увлекательным и доступным. Например, занятия могут включать в себя ролевые игры, где дети учатся мыть руки, чистить зубы и ухаживать за собой. Также важно вовлекать родителей в этот процесс, чтобы навыки, приобретенные в детском саду, закреплялись и дома. Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков становится не только задачей воспитателей, но и общей ответственностью семьи.

культурно-гигиенические навыки в средней группекультурно-гигиенические навыки в средней группе

Упражнения

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе имеют выраженную социальную направленность, ведь дети учатся выполнять уже установленные в обществе правила, которые точно соответствуют нормам поведения.

От полученных знаний и выполнении всех необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит здоровье детей и взрослых в том числе. Элементарные навыки начинают формировать еще с ранних лет, а культурно-гигиенические навыки формируются совместно с психическим развитием в раннем возрасте.

Изначально ребенок овладевает предметом или орудием, которым он воздействует на другой предмет, например, он с помощью ложки есть суп. Дошкольник в процессе воспитательной работы должен закрывать коробки, научиться аккуратно положить мыло в мыльницу, а полотенца для вытирания лица повесить на специальные петельки.

Также его обучают процессу застегивания пуговицы и завязывания шнурков. Чтобы выполнить все эти действия, нужно развивать мелкую моторику.

Водичка, водичка!

Цель: у детей должен появиться интерес к самостоятельному выполнению навыков самообслуживания. Материалы для проведения: 2 куклы. Ход игры: ведущий показывает дошкольника 2 выбранных кукол и объясняет, что им необходимо одеться, но изначально они должны умыться, убрать грязь с рук.

Воспитатель спрашивает: — Что нужно сделать? Дети отвечают: — Вымыть лицо и руки водичкой.

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

Воспитатель предлагает дошкольникам произнести:

Вода, вода, водичка,
Приведи в порядок мое личико,
Чтоб мои глазки заблестели,
Чтоб мои щеки краснели,
Чтоб был белым зубок,
Чтоб был веселым роток!

А после педагог показывает детям, как нужно правильно мыть руки и лицо перед обедом, дальше дети должны самостоятельно вымыть руки. После дети одевают кукол, подбирая им одежду на каждый день или к праздничному торжеству.

В старшей группе детского сада активно обсуждаются культурно-гигиенические навыки, и мнения родителей, воспитателей и самих детей играют важную роль в этом процессе. Многие родители отмечают, что формирование этих навыков способствует не только физическому, но и эмоциональному развитию детей. Воспитатели подчеркивают, что регулярные занятия по гигиене, такие как мытье рук, чистка зубов и уход за собой, помогают детям развивать самостоятельность и ответственность.

Дети, в свою очередь, с интересом участвуют в играх и занятиях, которые делают обучение увлекательным. Они охотно делятся своими знаниями о том, как правильно заботиться о себе, и даже напоминают взрослым о необходимости соблюдать гигиенические правила. Таким образом, культурно-гигиенические навыки становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, формируя у детей привычку заботиться о своем здоровье и окружающей среде.

Мыльные перчатки

Цель: научить детей правильно пользоваться мылом, намыливать ним руки с внутренней и внешней стороны ладошек. Материалы для игры: полотенце и кусок детского мыла.

https://youtube.com/watch?v=ZHfEIDEenak%3Ffeature%3Doembed

Ход игры: взрослый предлагает детям подойти к умывальнику. Ведущий, взяв кусок мыла, показывает, как круговыми движениями намылить руки. После каждый ребенок должен проделать манипуляцию самостоятельно под присмотром воспитателя.

Руки ребенок должен намыливать до тех пор, пока мыло основательно не вспенится. Педагог должен сконцентрировать внимание дошкольников на руки, которые теперь покрыты белоснежной пеной: — Посмотрите, какие у нас появились перчатки!

Затем дошкольники тщательно смывают образовавшуюся пену проточной водой и промокают свои ладони хлопковым полотенцем, чтобы устранить все образовавшиеся капельки.

Причесываемся самостоятельно

Цель: закрепить у детей уже полученные навыки правильного держания расчески в руках, использования расчески по назначению, получения навыков правильного расчесывания волос. Материалы для игры: зеркало, кукла, расческа.

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

Ход игры: педагог показывает детям куклу и просит обратить особое внимание на ее прическу. Педагог говорит: — У куклы очень длинные и красивые волосы, давайте ее причешем и завяжем бантик.

Когда прическа куклы приведена в порядок, можно приступать к причесыванию ребенка. Девочка садиться перед зеркалом, а воспитатель ее расчесывает, а после предлагает ей самой привести в порядок волосы. После расчесывания педагог предлагает ребенку посмотреть в зеркало и убедиться, что он стал таким же красивым, как и кукла.

Поиграем в доктора

Цель: научить ребенка пользоваться платком, если вдруг у него наблюдаются выделения из носа. Материалы для игры: кукла, одноразовые носовые платочки.

Ход игры: ведущий демонстрирует дошкольника куклу со словами: — Эту куклу зовут Мила, она приболела, у нее не дышит носик. Но у нее в кармане заранее положен носовой платочек. Мы должны помочь ей поучиться пользоваться этим платочком, чтобы ей стало легче дышать.

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

Далее ведущий произносит: — Кукла Мила приболела, ей так тяжело дышать! Ну и мы ее платочком станем носик вытирать!

Далее ведущий демонстрирует дошкольникам своими действиями, как верно пользоваться носовым платком. Все это он показывает на сидящей кукле Миле. Затем говорит дошкольникам: — А теперь повторите мои действия, помогите Миле!

Правила гигиены

Цель: закрепить у детей знания о предметах гигиены и их назначении. Ход игры: педагог предлагает детям разобраться в том, насколько они аккуратные. Воспитатель предлагает вспомнить, что же нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми. Дети должны рассказать, что потребуется для умывания, мытья головы.

А дальше воспитатель предлагает детям поиграть. Она называет часть тела, а дети должны ответить, что потребуется для его гигиены: — Руки. Дети отвечают: — Мыло, щетка, полотенце. Воспитатель продолжает: — Волосы. Дети: — Шампунь, мыло, расческа, ножницы, полотенце. Воспитатель: — Принятие ванны. Дети: — Ванна, мыло, пенка для ванны, мочалка, полотенце.

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

Можно усложнить это задание. Воспитатель задает детям вопрос: — Что потребуется детям для проведения гигиенических процедур утром после пробуждения. Дети должны назвать предметы гигиены: — Мыло, зубная паста, щетка для чистки зубов, расческа.

Собираемся на день рожденье

Цель: закрепить у детей знания о правилах поведения в обществе, научить детей правильно поздравлять с днем рождения. Материалы для игры: куклы – это будут гости на празднике, стол, сервированный для праздника, подарки.

Ход игры: воспитатель выбирает одно из детей, у которого вроде как должно быть день рожденье и его друзья должны прийти к нему на праздник. Воспитатель вместе с ребенка сервирует стол к приему гостей, наводит порядок в комнате.

Дети, которые выступают в роли гостей, берут в руки коробочки подарки и идут на именины. Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости пробуют воображаемое угощение, приготовленное для них виновником торжества.

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

А дальше воспитатель предлагает детям вспомнить правила поведения в гостях:

  • пришел в гости, не забудь поздороваться;
  • не стоит входить в комнату, если не пригласили;
  • дарить подарок с приятными пожеланиями;
  • за столом вести себя культурно, не шуметь и не брать еду руками;
  • приступать к трапезе после того, как предложили отведать блюда;
  • при разговоре не перебивать говорящего;

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

  • во время трапезы пользоваться салфетками и столовыми приборами;
  • не греметь стулом, придвигать его как можно тише;
  • после трапезы не забыть поблагодарить именинника за предложенные угощения;
  • уходя из гостей не забыть попрощаться;
  • дети должны помнить, что после торжества стоит помочь взрослым убраться. Это касается именинника, когда он провел своих гостей ему стоит помочь с уборкой.

Каждый из детей должен побыть в роли именинника.

Чаепитие

Цель: познакомит детей с видами посуды, научить их правильно сервировать стол: расставлять чашки и блюдца, раскладывать ложки. Материалы для игры: куклы, предметы интерьера: стулья, столы, детская игрушечная посуда.

Обучение будет эффективным и интересным, если проводить его в форме игры, например, «Детское кафе»

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

Сервировка стола к завтраку

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

Ход игры: педагог говорит детям: — В гости пришли куклы и нужно их напоить чаем, мы же гостеприимные хозяева. Накрываем стол для чаепития: ставим блюдца, чашки, кладем ложки. Наливаем в чашки чай и поим гостей. Если у ребенка наблюдаются затруднения с сервировкой стола, то педагог понимает и объясняет, как правильно все сделать.

Отправляемся на прогулку

Цель: научить детей разбираться в разновидностях одежды, назначении определенных предметов гардероба, научить последовательно одеваться, воспитать бережное отношение к одежде. Материал для игры: кукла и коробка с вещами.

Ход игры: воспитатель садит перед детьми куклу, а рядом ставит коробку с одеждой для нее. После педагог говорит: — В коробке одежда куклы. Педагог достает поочередно предметы гардероба и называет их.

После воспитатель предлагает детям собрать куклу на прогулку, ориентируясь, что на улице холодно и дождливо. После дети начинают собирать куклу: надевают колготки, платье, кофточку, шапочку, пальто, обувают туфельки, а в руки берут зонтик.

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

После дети могут повторить все полученные навыки, отправляясь с воспитателем на прогулку, одеваясь и обуваясь. После прихода с прогулки дети должны раздеться и аккуратно сложить снятую одежду.

Учимся шить

Цель: развить у детей мелкую моторику, дать базовые навыки по обращению с иголкой и ниткой. Материалы для игры: картон, дырокол, шнурки разного цвета.

Ход игры: с помощью дырокола в картоне необходимо проделать несколько отверстий. После ребенок должен в эти отверстия продеть шнурок. Изначально пусть это будет только два отверстия, а после можно добавить еще. А после, когда ребенок уже научится продевать шнурки в отверстия, можно усложнить задание и создать из отверстий контур несложного узора.

Пришиваем пуговицу

Цель: улучшить моторику рук у детей, научить их пришивать пуговицы. Материалы для работы: круг из картона диаметром 10 см, картон, дырокол, шнурки.

Как пришить пуговицу

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

Ход игры: дыроколом сделать два отверстия на круге и на листе картона. Воспитатель предлагает детям пришить «пуговицу» — картонный лист к картону, используя шнурки. Если у детей не получается самостоятельно справиться с данной задачей, то воспитатель помогает.

Как я провожу день

Цель: закрепить у детей знания о режиме дня. Материалы для игры: картинки с изображением отдельных моментов по режиму дня. Ход игры: воспитатель предлагает детям, воспользовавшись картинками разложить их в нужной последовательности – как начинается день и чем он заканчивается.

Найди пару

Цель: научить детей находить пару к обуви, подбирать обувь в соответствии с погодой. Материалы для игры: несколько пар обуви для разного сезона.

Ход игры: воспитатель перемешивает всю обувь, а после говорит детям: — Маша-растеряша разбросала свою обувь и теперь не может найти пару. Один сапог она нашла, а вот второй никак подобрать не может. Туфелек один она нашла, а второго нигде нет.

Дидактическая игра «Найди пару»

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

После воспитатель показывает детям один сапог и предлагает детям найти к нему пару. После воспитатель предлагает детям вспомнить, когда нужно носить сапоги, когда туфли, а когда сандалии. В какую погоду лучше обувать резиновые сапожки, а куда ходят в резиновых шлепанцах.

Помоем куклу

Цель: закрепить у детей знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, изучить последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности. Материалы для игры: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: воспитатель выбирает двух детей. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые помогут вымыть, умыть куклу. А затем моют ее полностью. Дети должны точно знать, какие предметы гигиены им потребуются, чтобы только умыться, какие для принятия ванны, а какие для мытья рук.

Собираем кукол на прогулку

Цель: познакомить детей с разными видами застежек, научить их правильно застегиваться, собираясь на прогулку. Материалы для игры: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе. Картотека воспитание, формирование

Ход игры: педагог предлагает детям подобрать одежду для кукол, собрать их на прогулку, а после покатать их в колясках: — А ну, давайте посмотрим, что же сегодня надеть на прогулку куклам.

Ведущий совместно с дошкольниками внимательно смотрит на все предметы, фокусирует их внимание на застежках. Также он показывает, как застегнуть их разными методами. Предлагается детям самостоятельно одеть кукол, после чего покатать их в коляске.

КГН (культурно-гигиенические навыки) – это важный пункт обучения детей в старшей группе детского сада. Дети должны не только знать, как правильно следить за своим внешним видом, но и уметь самостоятельно умываться, одеваться, подбирать одежду по сезону и еще много других важных моментов

Изучение навыков поможет детям сохранить свое здоровье и своих близких.

Видео о воспитании дошкольников

КГН (культурно-гигиенические навыки) в старшей группе:

https://youtube.com/watch?v=lCPQycmSMn4%3Ffeature%3Doembed

Вопрос-ответ

Что такое культурно-гигиенические навыки и почему они важны для детей старшей группы?

Культурно-гигиенические навыки — это умения, связанные с соблюдением личной гигиены и культурного поведения. Для детей старшей группы они важны, так как формируют основы здорового образа жизни, способствуют развитию самостоятельности и социальной адаптации, а также помогают детям научиться заботиться о себе и окружающих.

Какие методы можно использовать для формирования культурно-гигиенических навыков у детей?

Для формирования культурно-гигиенических навыков можно использовать игровые методы, такие как ролевые игры, занятия с использованием наглядных материалов, а также практические занятия, где дети могут самостоятельно выполнять гигиенические процедуры под наблюдением воспитателя. Важно также проводить беседы и обсуждения, чтобы дети понимали значение этих навыков.

Как можно оценить уровень усвоения культурно-гигиенических навыков у детей?

Уровень усвоения культурно-гигиенических навыков можно оценивать через наблюдение за поведением детей в повседневной жизни, а также через специальные тесты и задания. Важно фиксировать, как дети выполняют гигиенические процедуры, насколько они осведомлены о правилах личной гигиены и культурного поведения, а также как они применяют эти знания на практике.

Советы

СОВЕТ №1

Создайте игровую среду, в которой дети смогут практиковать культурно-гигиенические навыки. Используйте ролевые игры, где дети могут изображать ситуации, связанные с личной гигиеной, например, мытье рук, чистка зубов или правильное использование салфеток. Это поможет им усвоить навыки в увлекательной форме.

СОВЕТ №2

Включите в ежедневный распорядок занятия по культурно-гигиеническим навыкам. Например, выделите время на утреннюю зарядку, во время которой можно обсудить важность личной гигиены и здоровья. Регулярные напоминания помогут детям лучше усвоить эти навыки.

СОВЕТ №3

Используйте наглядные материалы, такие как плакаты и картинки, чтобы визуализировать процесс соблюдения культурно-гигиенических норм. Это поможет детям запомнить последовательность действий и важность каждого этапа, например, как правильно мыть руки или ухаживать за зубами.

СОВЕТ №4

Поощряйте детей за проявление самостоятельности в соблюдении культурно-гигиенических навыков. Создайте систему наград или похвал, чтобы мотивировать их продолжать заботиться о своей гигиене и здоровье. Это поможет формировать положительное отношение к этим навыкам на протяжении всей жизни.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации