Лечебная физкультура для подростков и детей необходима для их здорового развития. Чем младше ребёнок, тем теснее его умственное и физическое развитие связано друг с другом. В школьном возрасте эта связь становится менее тесной, чем в раннем детстве, но появляется другая проблема – необходимость длительного нахождения в сидячем положении и недостаток движения.
Положительные стороны занятий ЛФК для детей
Лечебная физкультура отличается от обычной тем, что направлена не только на гармоничное физическое развитие, но и на исправление физических дефектов.
Таких, например, как:
- ускорение выздоровления после болезней;
- борьба с нарушениями осанки;
- адаптация детей с врождёнными и приобретёнными нарушениями.
Заболевания, с которыми позволяют справиться физические упражнения:
- нарушения осанки – тренирует мышцы спины, развивает симметричность тонуса;
- плоскостопие – тренирует мышцы свода стопы;
- ДЦП – корректирует нарушения походки и поддержания позы;
- болезни дыхательной системы — развивает адаптационные возможности;
- болезни сердечно-сосудистой системы – развивает адаптационные возможности организма;
- эмоциональные нарушения – развивает навыки взаимодействия с тренером, снижает уровень тревожности.
Для детей до года используются особые комплексы, которые развивают их мускулатуру, готовят мышцы к сидению, ползанью и ходьбе. Каждый из комплексов составлен с учётом целей, для которых он применяется.
Врачи единодушно подчеркивают важность лечебной физкультуры для детей разных возрастных групп. Упражнения ЛФК способствуют не только физическому развитию, но и укреплению иммунной системы, что особенно актуально для новорожденных и школьников. Специалисты отмечают, что регулярная физическая активность помогает предотвратить многие заболевания, такие как сколиоз и плоскостопие, которые часто возникают у подростков.
Кроме того, занятия лечебной физкультурой способствуют улучшению координации, гибкости и силы, что важно для общего развития ребенка. Врачи рекомендуют индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его возраст, физическое состояние и особенности здоровья. Таким образом, ЛФК становится неотъемлемой частью комплексного подхода к оздоровлению и развитию детей.
Виды упражнений
ЛФК преследует две цели – повысить общий тонус организма, его сопротивляемость болезням и выносливость (ту же цель преследует обычная физкультура) и исправить конкретные нарушения, которые выражены у маленького пациента. Комплекс всегда должен включать упражнения, направленные на обе эти цели.
По воздействию на организм упражнения бывают:
- дыхательные – развивают дыхательную систему и повышают общий тонус;
- рефлекторные – тренируют мышцы, повышают общий тонус;
- координационные – развивают взаимодействие различных групп мышц;
- растягивающие – равномерно распределяют мышечный тонус;
- расслабляющие – снимают напряжение после силовых упражнений;
- коррегирующие – направлены на проработку строго определённого движения.
Составляя комплекс упражнений, следует учитывать, что он должен включать разминку (упражнения на общий тонус, подготовка дыхательной и сердечно-сосудистой системы к активным движениям), упражнения на общий тонус, упражнения на проработку дефекта (коррегирующие, координационные), упражнения на растяжку и расслабление мышц.
Противопоказания к занятиям
Заниматься физкультурой нельзя в следующих случаях:
- острая форма любого заболевания, в том числе высокая температура;
- тяжёлые пороки сердца и лёгких требуют специального комплекса упражнений;
- склонность к кровотечениям;
- злокачественные опухоли.
Если ребёнок плохо себя чувствует, лучше отказаться от занятия – плохое самочувствие может быть признаком начала острой формы заболевания. При врождённых пороках сердца двигательная активность необходима, но она строго регламентируется специалистами, и такие занятия нельзя назвать ЛФК в привычном смысле слова.
Пациентам назначаются пассивные упражнения, облегчённые версии дыхательных упражнений, прогулки регламентированной длительности.
Лечебная физкультура (ЛФК) для детей, включая новорожденных, школьников и подростков, вызывает множество положительных откликов от родителей и специалистов. Многие отмечают, что регулярные занятия помогают укрепить здоровье, развить физическую выносливость и улучшить координацию движений. Упражнения ЛФК адаптированы под возрастные особенности, что делает их доступными и эффективными. Родители подчеркивают, что занятия не только способствуют восстановлению после травм или заболеваний, но и помогают в профилактике различных нарушений опорно-двигательной системы.
Кроме того, ЛФК способствует формированию у детей правильной осанки и улучшению общего самочувствия. Специалисты отмечают, что занятия в группе помогают развивать социальные навыки, а также повышают мотивацию к физической активности. Важно, что упражнения ЛФК могут быть интересными и разнообразными, что делает процесс обучения увлекательным и полезным для детей всех возрастов.
Правила при занятиях ЛФК с ребенком
Основное правило в лечебной физкультуре – это лечебная манипуляция, и её назначает врач после осмотра и обследования. Проводить занятия должны специалисты, которые имеют медицинское образование. Эти вопросы принципиально важны, поскольку от них зависит здоровье ребёнка.
https://youtube.com/watch?v=7esJDMwNFZ8%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Комплекс ЛФК, выполняемый неправильно, не принесёт пользы, а может принести вред.
Группы, в которых проводятся занятия, должны быть небольшими. Точный размер зависит от тяжести патологии – чем сложнее состояние детей, тем меньше их должно быть в группе, при тяжёлых заболеваниях нужны индивидуальные занятия. Максимальный размер группы – 12 человек.
Это нужно, чтобы тренер успевал уделить внимание каждому ребёнку, проследил, чтобы дети правильно выполняли упражнения и не отвлекались. Продолжительность каждого занятия – 30-40 мин в зависимости от возраста детей, регулярность занятий – 2-3 раза в неделю.
Чтобы ребёнок, особенно маленький, чувствовал себя комфортно, родителям придётся ходить на занятия вместе с ним. Первый раз малышу могут предложить просто посмотреть, как занимаются другие дети. Нагрузки будут расти постепенно, чтобы организм ребёнка успевал к ним адаптироваться.
Занятие должно начинаться и заканчиваться чем-то приятным для ребёнка. У грудничков это поглаживания, у детей постарше – игровые моменты. Элементы игры сделают тренировку более интересной, стимулируют малыша развивать собственное тело.
Принимать пищу нужно за 45 мин – 3 часа до начала занятия. Полный желудок во время тренировки создаст чувство тяжести и боли в животе, а чувство голода будет отвлекать и не позволит полноценно выполнять упражнения.
Упражнения для новорожденных
Назначение гимнастики для новорожденных – развитие мускулатуры малыша. Назвать её лечебной в полном смысле нельзя – скорее, это развивающая тренировка. Выполняется комплекс упражнений в хорошо проветренном чистом помещении на жёсткой поверхности (пеленальный столик подойдёт, а диван или кровать – вряд ли).
Малыша нужно раздеть, чтоб одежда не сковывала движения, начать занятие нужно с ласковых поглаживаний, чтобы упражнения ассоциировались с приятными эмоциями. Приступать к занятию нужно через 15 мин после кормления, за это время комната успеет проветриться и согреться.
Несколько упражнений, которые можно делать дома:
- переворачивания – мама кладёт малыша на спину, переворачивает на животик, чтобы он поднимал головку;
- подтягивания – мама даёт ребёнку указательные пальцы, чтобы он мог за них ухватиться, после этого подтягивает до сидячего положения;
- подготовка к ползанью – малыш ежит на животике, и мама даёт ему возможность упереться ножками в свою ладонь;
- сгибания-разгибания ручек и ножек.
Всё занятие не должно занимать больше 10 минут, иначе малыш устанет. Если ребёнок капризничает, не хочет заниматься, то лучше перенести упражнения на другое время. Важно обращать внимание на реакцию малыша на упражнения – он должен видеть, что родителям интересно его развитие.
ЛФК для детей до года
Лечебная физкультура для детей младше года включает несколько комплексов – они меняются по мере роста малыша, который в первый год жизни происходит очень быстро. До 3 месяцев основной вид упражнений – рефлекторные. Мама или методист ЛФК воздействует на рефлексогенные зоны малыша, а его мышцы в ответ сокращаются.
Эти упражнения не только тренируют мышцы, но и выявляют ряд патологий, если они есть.
Рефлексогенная зона | Нормальная реакция | Патологическая реакция |
Проведение пальцами с двух сторон от позвоночника снизу вверх | Разгибание позвоночника. Упражнение нужно выполнять на каждом боку | Отсутствие разгибания позвоночника, резкие движения конечностей |
Поднимание малыша, лежащего на животе, вверх в горизонтальном положении | Попытка поднять голову, позже – поднимание головы | Отсутствие попыток поднять голову |
Надавливание пальцами на стопу | Сгибание пальцев в сторону подошвы | Отсутствие сгибания, обратное сгибание |
Проведение рукой по наружному краю стопы | Тыльное сгибание большого пальца, расхождение остальных пальцев (рефлекс Бабинского) | Другая реакция |
Придерживание малыша подмышки над твёрдой поверхностью | Пританцовывание, имитация ходьбы | Отсутствие реакции |
В 3-6 месяцев упражнения нацелены на развитие умения сидеть и ползать. Упражнения напоминают присаживание, топание и пританцовывание. По-прежнему активно используются рефлекторные упражнения, задача которых – общая тренировка мускулатуры и раннее выявление неврологических патологий.
Рефлекс Бабинского к этому времени исчезает, его сохранение – неблагоприятный признак.
Некоторые специалисты считают этот рефлекс патологическим независимо от того, в каком возрасте он выявлен, даже у новорожденных детей. После полугода на первый план выходят пассивные упражнения для рук и ног, развитие тазобедренных суставов, появляются первое активное упражнение – ползанье.
https://www.youtube.com/watch?v=FWrVB_2U5bY
Со временем малыш начинает осваивать больший список активных упражнений – приседания, сгибание разгибание ног, вставание на ноги, попытки ходьбы. К году здоровый ребёнок умеет стоять, держась за опору, может ходить при помощи взрослых, а небольшие расстояния может пройти самостоятельно.
Упражнения для детей при болезнях суставов
Лечебная физкультура для детей с болезнями суставов направлена на то, чтобы способствовать укреплению связочного аппарата, усилению двигательной активности, разработке мышц. В ряде случаев спортивные занятия становятся единственным способом исправления нарушений.
Заниматься ЛФК можно тогда, когда нет острой боли.
Комплекс упражнений подбирается исходя из особенностей определённого ребёнка. Обязательно в него должны входить и упражнения на общий тонус мышц – в детском возрасте патологии суставов часто бывают следствием общих нарушений в опорно-двигательном аппарате, и для решению проблем необходимо укреплять мышцы комплексно.
Упражнения для суставов ног, позволяющие восстановить подвижность:
- сгибания-разгибания стопы (стопу нужно тянуть сначала на себя, потом от себя);
- сжимание и разжимание кулаков;
- вращения в суставах (колено, голеностоп, тазобедренный, локоть, плечо, лучезапястный);
- «велосипед» для коленей и тазобедренных суставов;
- сведение и разведение согнутых ног, затем прямых в положении лёжа (тазобедренные суставы);
- глубокий присед при широко расставленных ногах (тазобедренный сустав, колени, мышцы ягодиц и бедра);
- упражнения на баланс («ласточка», стойки на одной ноге) развивают координацию и мышцы ног, выполнять нужно в течение одинакового времени для каждой ноги;
- «обними себя» — плечевой сустав.
При патологиях суставов рук упражнения выполняются только под руководством методиста ЛФК – плечевой и локтевой сустав очень легко повредить, поэтому правильное выполнение заданий становится критически важным.
Упражнения для дошкольников
Основа занятий для дошкольников – развитие координации движений и социализации. В этом возрасте рекомендованы групповые занятия, чтобы ребята учились взаимодействовать друг с другом (не все дошкольники имеют возможность ходить в детский сад, но в школе с необходимостью взаимоотношений в коллективе сталкиваются многие).
Координационные упражнения позволяют развить ловкость, научиться чувствовать собственное тело.
Пример комплекса упражнений для дошкольников:
- поднимание рук с одновременным вставанием на цыпочки – развивает равновесие и координацию;
- отведение рук назад с одновременным приседанием – также необходимо для удержания равновесия и координации;
- «Ласточка» — развитие равновесия;
- облегчённая форма «ласточки» — стойка на одной ноге с разведёнными в стороны руками;
- упражнения с гимнастической палкой, мячом, скакалкой – развитие координации, работы со спортивными снарядами;
- командные игры – выработка навыков командного взаимодействия, чувства партнёрства.
С комплексом физических упражнений для детей младшего школьного возраста, можно ознакомиться здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=LJcONmQhKQs
В дошкольном возрасте уже выделяются группы здоровья, которые потом будут иметь значение в школе. Пока это носит предварительный характер. Основная группа – это здоровые дети, на которых ориентируются нормативы физической подготовки. Подготовительная — дети с ослабленным здоровьем – выздоравливающие после травм, болезней и т.д. К ним предъявляются менее строгие требования.
Если есть возможность, подготовительная группа занимается отдельно от основной.
Лечебная физкультура для спецгруппы (детей с серьёзными болезнями или восстанавливающихся после травм) заключается в выполнении упражнений, направленных на общий тонус, повышение выносливости и адаптации организма к патологии.
Занятия специальной группы проходят отдельно от основной и подготовительной, желательно формирование групп по схожести патологии. Методист, занимающийся с группой, должен иметь медицинское образование или на занятиях присутствует медсестра. Комплекс упражнений разрабатывается для каждой группы.
Комплекс упражнений для подростков
Ряд врождённых патологий остаётся с человеком всю жизнь, и ЛФК необходима, чтобы поддерживать хорошее самочувствие и работоспособность. Кроме того, часть врождённых заболеваний манифестирует именно в период полового созревания. Третья проблема подросткового возраста – травмы, которые подростки получают в процессе познания мира.
Все эти патологии требуют медицинского внимания. Комплексы упражнений становятся сложнее и разнообразнее, из них исчезает игровой элемент, появляется больше упражнений, направленных на развитие мышечной силы (даже у страдающих различными патологиями).
Упражнения при сколиозе
Сколиоз – самая распространённая причина назначения ЛФК для детей. Наиболее эффективно корректируется в дошкольном возрасте. Цель упражнений – выработать равномерно развитый мышечный корсет спины, который будет поддерживать позвоночник в правильном положении и со временем способствует выправлению осанки.
Показания для ЛФК – сколиоз 1-2 степени, при более сильных нарушениях занятий недостаточно.
Лечебная физкультура для детей со сколиозом проводится в группах по 6-7 человек. Комплекс начинается с разминки, подготавливающей мышцы к активной работе. Основная задача упражнений – формирование правильной осанки. Методист поможет принять правильное положение в начале занятия, а в процессе будет следить за тем, чтобы дети его сохраняли. Все упражнения выполняются с прямой спиной.
Комплекс включает в себя:
- простую ходьбу и ходьбу с подниманием рук;
- подтягивание согнутых ног к животу (по очереди);
- поднятие гимнастической палки и мяча.
В положении лёжа выполняются подъёмы ног, рук, прогибы спины. На животе выполняется «лодочка», на четвереньках – поочерёдное поднимание ног и рук, стоя – наклоны в стороны. Результат занятий – мышцы спины приучаются держать правильную осанку, а со временем это приводит к правильному формированию позвоночника.
Упражнения при плоскостопии
Лечебная физкультура для детей при плоскостопии направлена на укрепление мышц свода стопы. Часть из этих упражнений можно делать параллельно с другими делами – например, сидя за столом или делая уроки можно перекатывать ногами мячик – это развивает ловкость пальцев и укрепляет мышцы стопы. Также полезно вместо длительного стояния плавно подниматься на цыпочки и опускаться.
Такие упражнения позволяют поддерживать тонус мышц, профилактируют плоскостопие, но не заменяет настоящих занятий при выраженной проблеме.
Во время занятий дети выполняют упражнения на разные виды ходьбы – на пальцах, на внешней стороне стопы, на пятках, по гимнастическому бревну, упражнения на шведской стенке, подъёмы мелких предметов с пола (гимнастической палки, платка, мелких предметов, которые можно захватить пальцами ноги).
Упражнения на расслабление мышц после школьных занятий
Школьные занятия связаны с длительным нахождением в одной и той же позе – сидя за столом. Активности ребёнка на переменах и уроке физкультуры недостаточно для полноценного расслабления мышц. Поэтому нужно выполнять специальных расслабляющий комплекс дома.
В него входят:
- подъём на носки с подниманием рук и вдохом;
- потягивания стоя и лёжа;
- наклоны вперёд и в стороны;
- расслабление в положении лёжа.
Эти занятия нельзя назвать ЛФК в полной мере – они необходимы всем школьникам.
Упражнения при нарушении походки у ребенка
Если у ребёнка нарушена походка (т.е. он раскачивается при ходьбе, хромает, неправильно ставит ноги, наклоняется вперёд или назад и т.д.), причина может быть в патологии нижних конечностей – суставов, связок, мышц – или нервной системы (ухудшается регуляция ходьбы и поддержания позы).
Таким пациентам всегда назначают комплекс, в котором будут упражнения на укрепление мышц и связок ног, развитие координации и равновесия. Что из этого будет преобладать, зависит от вида патологии.
Основные упражнения:
- различные виды ходьбы (на пальцах, на пятках, на внешней стороне стопы);
- упражнения на шведской стенке;
- приседания;
- упражнения на баланс – «ласточка», стойка на одной ноге;
- упражнения на координацию – синхронные движения рук и ног;
- расслабляющие упражнения.
Упражнения для укрепления мышц спины
Мышцы спины нужно укреплять не только тем, у кого имеются проблемы, но и здоровым детям, которые много времени проводят сидя, в том числе в школе и за домашними заданиями. Чтобы снять избыточную нагрузку со спины и сформировать правильную осанку, нужно в течение дня выполнять 1-2 5-минутных комплекса.
Они включают:
- наклоны вперед, назад и в стороны;
- скручивания туловища;
- вращения тазом и корпусом;
- махи руками.
Лечебная физкультура для больших и маленьких детей поможет избежать серьёзных проблем со здоровьем в будущем, даже если есть врождённые патологии. Но чтобы она принесла пользу, а не вред, назначать занятия должен врач, основываясь на результатах осмотра ребёнка, а методист ЛФК должен иметь медицинское образование и успевать уделять время каждому тренирующемуся ребёнку.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Полезный видео-ролик о лечебной физкультуре для детей
Здесь предоставлен комплекс упражнений, которые способствуют укреплению мышц спины у ребенка:
https://youtube.com/watch?v=gtOQBL1KqpY%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что такое ЛФК для новорожденных?
Детская лечебная физическая культура (ЛФК) нацелена на помощь каждому ребенку от младенца до подростка в достижении максимального потенциала для самостоятельного функционирования и содействия активному участию в домашней, школьной и общественной жизни.
Какие упражнения входят в ЛФК?
Из спортивно-прикладных упражнений в лечебной физической культуре наиболее часто используют ходьбу, бег, прыжки, метания, лазанья, упражнения в равновесии, поднимании и переноске тяжестей, дозированные греблю, ходьбу на лыжах, катание на коньках, лечебное плавание, езду на велосипеде.
Сколько длится курс ЛФК для детей?
Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится от 1 до 2 месяцев с периодичностью 3 – 5 раз в неделю, перерыв между курсами 4 недели. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2 – 3 курса ЛФК. Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.
Что такое ЛФК в школе?
Лечебная физическая культура (или сокращенно ЛФК) — это самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом занятий лечебной физкультурой обязательно проконсультируйтесь с врачом. Это поможет определить индивидуальные особенности вашего ребенка и выбрать наиболее подходящие упражнения, учитывая его возраст и состояние здоровья.
СОВЕТ №2
Создайте комфортную и безопасную обстановку для занятий. Убедитесь, что пространство для упражнений достаточно просторное и свободное от препятствий, а также используйте удобную одежду и обувь, чтобы ребенку было легко выполнять движения.
СОВЕТ №3
Регулярность занятий – ключ к успеху. Постарайтесь установить режим тренировок, чтобы ребенок занимался физкультурой не реже 2-3 раз в неделю. Это поможет укрепить мышцы, улучшить координацию и повысить общую физическую подготовку.
СОВЕТ №4
Включите в занятия элементы игры и творчества. Это сделает процесс более увлекательным для ребенка. Используйте музыку, игровые элементы и разнообразные упражнения, чтобы поддерживать интерес и мотивацию к занятиям лечебной физкультурой.