В детском саду дети принимают участие в хореографии. Дошкольники восприимчивы к музыкальному творчеству, и поэтому такая деятельность неотъемлемая часть образовательного процесса. Хореографы помогают детям улучшить свое эмоциональное состояние посредством танцев. Занятия оказывают благотворное влияние и на физические качества ребенка.
Характеристика занятий
Хореография в детском саду вводится с младшей группы. И хоть координация движений ребят в таком возрасте еще плоха, происходит обучение элементарным танцевальным навыкам. Занятия проходят по четко спланированной программе.
Нагрузку рассчитывают исходя из возраста ребенка. Проходит хореография в рамках занятий или музыкальных кружков, как дополнительное образование.
Музыкально-танцевальная деятельность способствует:
- Укреплению мышц.
- Формированию осанки без дефектов.
- Развитию гибкости.
- Умению выражать свои эмоции посредством танцевальных движений.
- Снятию эмоционального напряжения.
- Развитию артистических способностей.
- Раскрепощению.
Хореография способна стать полноценной альтернативой спорту.
Врачи отмечают, что хореография в детском саду играет важную роль в физическом и эмоциональном развитии детей в возрасте от 3 до 7 лет. Регулярные занятия танцами способствуют улучшению координации движений, гибкости и общей физической подготовки. Кроме того, хореография помогает развивать творческие способности и уверенность в себе, что особенно важно в этом возрасте.
Специалисты подчеркивают, что танцы способствуют социализации детей, так как они учатся работать в команде и взаимодействовать с ровесниками. Также занятия хореографией могут положительно влиять на психоэмоциональное состояние, снижая уровень стресса и тревожности. Врачи рекомендуют выбирать программы, адаптированные под возрастные особенности, чтобы обеспечить максимальную пользу и удовольствие от занятий.
Программа для дошкольников
Положение о хореографии подробно изложено во ФГОС. Для каждой возрастной группы предусмотрены индивидуальные особенности проведения танцевальных занятий.
Чем старше ребенок, тем активнее и профессиональнее становится музыкальная деятельность. Овладение хореографическим искусством идет по нарастающей схеме: от простейших элементов до сложных.
Для младшего дошкольного возраста
Хореография в детском саду в младшей группе строится на достижениях ребенка. Так, музыкальное восприятие у него все еще формируется. Однако воспитанники уже освоили слуховую чувствительность. Это дает им возможность улучшать собственные ритмические движения.
Педагоги, учитывая данный факт, помогают детям действовать, ориентируясь на характер мелодии, ее ритм. Продолжается формирование танцевальных па.
Хореография развивает следующие навыки:
- Выполнять движения народных танцев (хлопки, например).
- Определение места в пространстве (строиться в круг, шеренгу или врассыпную).
- Осуществлять притопы одной или двумя ногами.
- Освоить в совершенстве основные упражнения, свойственные возрасту.
- Танцевать с разными атрибутами (платочки, султанчики).
- Двигаться под музыку в парах или в одиночку.
- Повторять за хореографом движения в соответствии с характером мелодии.
- Водить хороводы (расширять или сужать его, двигаться по кругу, ходить друг за другом).
Примерные произведения для хореографии:
- «Солнышко и дождик», «Прогулка», «Маленькая птичка» музыка Раухвергера М.
- «Приседай», эстонская народная мелодия.
- «Ай-да», Ильина Г.
- «Мы идем», музыка Рустамова Р., слова Островского Ю.
- «Кукла шагает и бегает», «Ловкие ручки», музыка Тиличеевой Е.
- «Заинька, топи ножкой», русская народная.
- «Как на елке у ребят», музыка Петровой В.
- «Танец с погремушками», Михайленко Ю.
Программа хореографии помогает детям освоить танцы, подстраиваясь под ритм музыки. Ребята овладевают умением исполнять па с разными предметами. Для этого подбирают соответствующие произведения. Например, «Погремушки», музыка Раухвергера М.
Хореография в детском саду становится все более популярной, и родители часто отмечают положительное влияние танцев на развитие их детей. Многие говорят о том, что занятия помогают малышам развивать координацию, гибкость и чувство ритма. Кроме того, хореография способствует улучшению социальной адаптации: дети учатся работать в команде, взаимодействовать друг с другом и выражать свои эмоции через движение.
Родители также подчеркивают, что занятия танцами развивают творческое мышление и воображение, что особенно важно в раннем возрасте. Программа для детей 3-7 лет включает разнообразные стили и элементы, что делает занятия интересными и увлекательными. В результате, дети не только получают физическую нагрузку, но и наслаждаются процессом, что формирует у них любовь к искусству и активному образу жизни.
Пример хореографического занятия«Манера, техника и импровизация исполнения движений»
Цель:
- повысить эстетическое восприятие детей.
Задачи:
- развить координацию движений;
- улучшить двигательно-танцевальные способности;
- совершенствовать артистическое мастерство;
- воспитать любовь к народному творчеству.
Оборудование:
- фонотека «Два гуся»;
- оборудование для воспроизведения мелодии.
Ход занятия:
Педагог приглашает детей пройти в музыкальный зал.
Когда группа входит туда, он оговорит:
— Ребята, мы с вами сегодня займемся импровизацией русского народного стиля. Как вы думаете, что мы будем делать?
Ответы детей.
Педагог говорит:
— Импровизация – это позыв души, нашего внутреннего «Я». Его мы будем передавать с помощью танцевальных движений. Импровизацию пройдет под песенку «Два гуся». Все танцевальные движения вы будете придумывать самостоятельно. В начале давайте сядем на пол, расслабимся.
Дети садятся на пол в хаотичном порядке.
Педагог говорит:
— Давайте прослушаем песенку «Два гуся» и оценим ее.
Педагог включает песню «Два гуся», дети слушают ее.
Педагог спрашивает:
— Какое настроение вызвала у вас эта песня?
Ответы детей.
Педагог говорит:
— Музыка веселая, энергичная. Как вы думаете, как под такую мелодию будет двигаться танцор?
Ответы детей.
Педагог говорит:
— Ребята, а мы можем станцевать, подстраивая наши движения под текст песни?
Ответы детей.
Педагог говорит:
— Давайте на 1 этапе импровизации мы просто подвигаемся в такт музыки.
Педагог включает песню, а дети двигаются под нее хаотично.
Педагог выключает песенку и говорит:
— А теперь приступим ко 2 этапу. Попробуем подстроить наши движения под слова песни.
Педагог разыгрывает танец, координируя движения со словами песни. Дети повторяют за ним.
Для среднего дошкольного возраста
Хореография в детском саду в средней группе продолжает погружать детей в сферу музыкальных образов и эмоций. У детей в 85% случаев возникает потребность в танцевальных занятиях. Педагог же продолжает воспитывать у них эстетические чувства.
Основные цели хореографической программы на данном этапе развития:
- формирование представлений у детей о методах моделирования танцевально-музыкального образа с помощью движений;
- развитие личности ребенка;
- приобщение к разным типам хореографического искусства (бальный, современный, народный, классический).
Задачи:
- сформировать представления о танцевальных действиях, свойственных определенному музыкальному жанру;
- ознакомить с элементами современного танца и ритмопластикой;
- обучить умению исполнять различные образно-хореографические композиции.
В ходе деятельности удается довести до совершенства следующие умения:
- Двигаться в такт музыке.
- Танцевать с разными элементами.
- Выполнять основные движения, подстраиваясь под музыку.
- Водить хороводы.
Однако в хореографии все эти умения совершенствуются уже не под музыку, предназначенную для младшего возраста. На смену приходят новые песни и мелодии.
Движения | Музыкальное произведение |
Хороводы | «Как пошли наши подружки», «Во поле береза стояла», русская народная |
«Вокруг елочки пойдем». | |
«Елку нарядили», «Березонька», «Хоровод снежинок», «У всех Новый год» Филлипенко, А. | |
Движения главные (например, бег) | «Марш», отрывок из оперы Джоаккино Россини «Вильгельм Телль. |
«Марш», отрывок из оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». | |
«Полька», Самуил Майкапар. | |
Танцы с разными элементами | «Танец около ели», Юрий Слонов. |
«Мухоморы-пареньки», Жабко Янина. |
Помимо совершенствования прежних умений, развиваются новые. Хореография помогает освоить детям музыкальные игры под сопровождение инструментального оборудования. Например, ребята изучают «У медведя во бору».
Хореография помогает детям освоить образные и парные танцы.
Для этого педагог подбирает следующую музыку (примерный перечень):
- «К детям елочка пришла», «Пляска с зонтиками», Ремизовская, Е.
- «На полянке», Красев, М. и Можжевелов, Б.
- «Дудочка», русская народная.
- «Шуточный танец», «Красная шапочка», «Детская полька», Филлипенко, А.
- «Добрый зайчик», Гречанинов, А.
Воспитанники уже более уверенно ориентируются в пространстве. Групповые танцы становятся все сложнее.
Детям помогают освоить умение исполнять разные образы при помощи ритмических движений:
- Положения тела.
- Жестов.
- Поступи.
Все эти действия позволяют передавать эмоциональные составляющие ребенка. Также у них начинают проявляться способности выполнять разно-пластические танцевальные движения. К концу хореографической программы в средней группе дети умеют воспринимать музыкальные образы, координировать их в соответствии с эмоциональным содержанием мелодии.
Ребята овладевают умением использовать большую часть музыкальной выразительности в образе. Помимо танцевальных движений, дети частично отличают жанры музыки. На слух ребенка обучают различать грустную, взволнованную или радостную музыку.
Дети совершенствуют умение начинать движения и заканчивать одновременно с мелодией. Жестами или мимикой они учатся выражать музыку.
Например:
- Медленная музыка – тихие покачивания.
- Быстрый темп – прыжки, притопы.
Дети совершенствуют умение танцевать не только по примеру педагога, но и импровизировать. В этом возрасте уже можно заметить у ребенка наличие или отсутствие музыкальных задатков.
Пример хореографического занятия «Веселимся»
Цель:
- посредством музыкально-игровых упражнений создать условия для улучшения творческого мышления.
Задачи:
- повысить раскрепощенность в танце;
- развить воображение;
- повысить активность и находчивость.
Оборудование:
- фонотека;
- оборудование для воспроизведения мелодии.
Ход занятия:
Педагог говорит:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с педагогом.
Педагог продолжает:
— Ребята, давайте мы с вами сделаем разминку. Становитесь в круг.
Дети становятся в круг.
Педагог проводит разминку по следующему плану:
- Марш.
- Ходьба на внешнем ребре стопы, на носках, пятках.
- Прыжки.
- Подскоки.
- Шаг по кругу.
Педагог говорит:
— Молодцы! Наши ножки и ручки подготовились к интересной игре. Ребята, я вам буду зачитывать стишки, а вы попробуйте изобразить образ героя произведения.
Педагог читает детям, а они изображают содержимое произведение при помощи танца:
Рано утром распускаются,
К солнцу лепестками тянутся.
На ветру колыхаются,
К вечеру снова закрываются.
С утра порхают,
С цветка на цветок перелетают.
Крылья у них цветные,
Все разные такие.
Начинает барабанить:
Кап-кап, кап-кап.
Словно музыкант небесный,
Задает он всем нам такт.
По полям и по лугам,
Озорная скачет там –
Милая лошадка,
С гривой, словно в шапке.
Педагог поправляет детей, показывая определенные движения. Для каждого стихотворения желательно выбрать соответствующую песенку. Так ребятам будет проще импровизировать.
Для старшего дошкольного возраста
Хореография в старшей группе детского сада продолжает формировать у детей основы эстетико-музыкального сознания, совершенствовать движения, повышать умение импровизации. Все это происходит на фоне изменения психо-эмоциональной сферы дошкольника. Дети уже умеют чувствовать и откликаться на мелодию. Это связано с обогащением их жизненного опыта.
У ребят идет становление «Я-концепции», поэтому в музыкально-ритмических движениях они стремятся к самовыражению. В основу многих образов ложатся их собственные представления. Из-за этого дети стараются выразительно передавать все действия.
Хореографическая программа в старшей группе формирует представления о:
- наименовании танцевальных хороводов, танцев, шагов;
- различных типах музыкально-ритмических действий и техниках их исполнения;
- средствах, способах и приемах выразительности, обязательных для передачи образа в танце;
- взаимосвязи характера музыки и образа;
- необходимости координировать движения с мелодией;
- средствах выразительности в музыке: темпе, акценте, регистре.
Благодаря этому, у детей развиваются следующие умения:
- Двигаться легко.
- Танцевать в парах или в одиночку.
- Двигаться в разном темпе или направлении.
- Передавать эмоции посредством музыкально-ритмических движений.
- В совершенстве исполнять ранее изученные танцевальные движения.
Помимо этого, дети осваивают ряд новых танцевальных приемов:
- Двигаться переменным шагом.
- Боковой галоп.
- Танцевать с бубнами.
- Танцевать вприсядку с поочередным выставлением ног на пятку.
- Шаг польки.
Для совершенствования умений перевоплощения в образ, используют песни:
- «Вальс кошки», Золотарева, В.
- «Танец лягушки», Виталина, В.
- «Котик и козлик», Тиличеева, Е.
Дети могут участвовать в групповых либо индивидуальных занятиях.
Пример вводного хореографического занятия
Цель:
- ознакомление детей с танцевальной культурой.
Задачи:
- отработать правильную стойку;
- освоить перестроения и марширование;
- ознакомиться с понятиями по классификации Вагановой: «спина по линии танца», «лицом по линии танца», «точка класса».
Оборудование:
- фонотека;
- музыкальное оборудование.
Ход занятия:
Педагог говорит:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Педагог продолжает:
— Ребята, мы с вами сейчас отправимся в музыкальный зал. Для этого нам нужно построиться друг за другом.
Дети выстраиваются в линию друг за другом.
Педагог говорит:
— На счет раз-два идем в зал.
Дети маршируют в зал, педагог проводит их по кругу и выстраивает полукругом, лицом к хореографу.
Хореограф говорит:
— Ребята, давайте поздороваемся с вами как настоящие танцоры. Для этого повторите за мной движение.
Хореограф показывает самый простой наклон головы вниз, и возвращение ее в исходное положение.
Дети повторяют движение.
Хореограф говорит:
— Молодцы. А теперь усложним задачу.
Хореограф показывает движения «мужского поклона», а дети повторяют за ним:
- В сторону отводят правую ногу.
- Левую ногу приставляют к правой.
- Опускают голову, прижимая слегка подбородок к шее.
- Поднимают голову.
- Выполняют шаги с №1 по №4 в зеркальном исполнении, начиная с левой ноги.
Хореограф говорит:
— Молодцы! Вот так мы будем с вами здороваться. Дети, а знаете, что отличает настоящего танцора от остальных людей?
Ответы детей.
Хореограф говорит:
— Правильная стойка. Давайте я покажу вам, как нужно стоять.
Хореограф обучает детей правильной стойке:
- живот втянут,
- голова смотрит прямо;
- подбородок не поднят и не опущен;
- грудную клетку раскрывают;
- опускают плечи;
- ноги вместе, но носки немного разведены в стороны.
Хореограф говорит:
— Молодцы. Вы стоите как настоящие танцоры. А теперь мы с вами разучим основные музыкально-ритмические упражнения.
Хореограф показывает детям цикл движений, а дети повторяют за ним:
- Наклоны и повороты головы.
- Круговые движения плечами.
- Приседание «Пружинка».
- Тихий и высокий шаг.
- Тройной притоп.
- Топанье на всю стопу.
Хореограф говорит:
— Молодцы! А теперь поиграем в игру. Вот ее правила: я буду включать музыку. Если звучит вальс, вы должны построиться в круг. Когда играет марш – становитесь колонной. Звучит полька – строимся в шеренгу.
Первый раз хореограф показывает координацию движений с типом музыки. Затем дети играют самостоятельно. Педагог лишь включает поочередно разные жанры музыки. В конце занятия хореограф выполняет упражнения для расслабления: покачивания, маятник, дыхательная гимнастика.
Для подготовительной группы
Хореография в детском саду в подготовительной группе позволяет развивать у детей музыкальность, эстетические чувства, произвольность движений. Ребята совершенствуют навык определять контраст и сходство мелодий. Развивается их музыкально-сенсорная культура.
Дети развивают умение проявлять фантазию во время импровизации образов. У детей улучшается координация движений. Повышается чувство ансамбля. В танцах уже возможен самоконтроль. Идет становление культуры исполнения музыкально-ритмических действий.
https://youtube.com/watch?v=seuGu3sASHw%3Ffeature%3Doembed
Программа формирует представления о:
- положении субъекта в разных видах музыкальной деятельности;
- способах исполнительных умений;
- танцевальной терминологии.
Программа способствует повышению стремления у детей исполнять танцы, самовыражению при помощи мелодии.
Все это позволяет воспитывать:
- оценочное отношение к собственной и посторонней исполнительной деятельности;
- чувство собственной ценности;
- творческое отношение к танцевально-музыкальной деятельности.
В ходе хореографической программы ребенок овладевает следующими умениями:
- Исполнять разные виды шагов в танцах: переменный, дробный.
- Бегать в танцах, сохраняя пластичность. Конкретно: по кругу, прямо, в паре или по одному, врассыпную, в тройке, боком, галопом.
- Выполнять усложненные подскоки: в паре, с ритмическими хлопками в ладоши, скользящие, в стороны.
- Кружиться в паре, на носках.
- Двигать кистями и руками плавно, четко.
- Танцевать под разные жанры музыки.
- Участвовать в сюжетных танцах («Снежинки», под музыку Шопена «Вальс №7»).
Вместе с этим дети усваивают правила исполнения музыкально-ритмических движений:
- соблюдать этикет музыкальной культуры;
- вежливо общаться с партнером по танцам.
Картотека музыкальных произведений:
- «Чеботуха», русская народная в обработке Златарева, В.
- «Полишинель», Рахманинов, С.
- «Кукляндия», Овсянникова, П.
- «Побегаем», Вебер, К.
Хореография позволяет освоить элементарные движения следующих танцев:
- бального;
- классического (demi rond de jambe par terre, battement tendu, saute);
- бального (скользящий боковой шаг глисад, например);
- народного («падебаск», подскок и 3 притопа, «гармошка»).
Это способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Пример хореографического занятия «Совершенствуем умения»
Цель:
- закрепить исполнение ритмично-музыкальных движений.
Задачи:
- повысить выразительность исполнения танцевальных действий;
- совершенствовать умение двигаться под музыку.
Оборудование:
- фонотека;
- оборудование для воспроизведения музыкальных произведений.
План занятия:
- Хореограф включает ритмичную, веселую музыку и приглашает детей в зал.
- Детей строят в колонны.
- Марш на месте.
- Построение в круг.
- Ходьба по кругу (на носочках, пяточках, полуприседом).
- Бег взахлест, руки держат на поясе.
- Галоп боковой переменный: лицом в круг, а затем спиной.
- Ходьба в медленном темпе.
Основные упражнения, стоя на месте:
- Наклоны головы.
- Движения плечами.
- Работа с кистями.
- Движения руками (махи, мельница).
- Движения корпусом, наклоны.
- Прыжки.
Цикл упражнений сидя на полу:
- Ноги вытягивают вперед. Носки от себя, к себе.
- Сгибания ног в коленях.
- Свечка – ноги вверх.
Рефлексия проходит лежа на полу с закрытыми глазами. Поза свободная. В конце занятия дети строятся в колонну и под ритмичную музыку уходят в группу.
Хореография не выделяет какой-либо жанр танца в детском саду. Ребятам прививают основные положения этого искусства. В конце программы у ребенка формируется собственное представление о танцах. Он уже сам может выбрать направление (например, бальные), и заниматься им профессионально.
Видео о хореографии в детском саду
Открытый урок по хореография в детском садике №3 «Третье королевство» младшая группа Крохи
Среднеуральск Свердловская область.
https://youtube.com/watch?v=asqrl_7f9QI%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Каковы основные цели хореографии для детей в возрасте 3-7 лет?
Основные цели хореографии для детей в этом возрасте включают развитие моторики, координации движений, чувства ритма и музыкальности. Также важным аспектом является формирование уверенности в себе и социализация через совместные занятия и выступления.
Какие виды танцев лучше всего подходят для детей дошкольного возраста?
Для детей 3-7 лет подойдут такие виды танцев, как народные танцы, простые современные танцы и элементы балета. Эти направления помогают развивать гибкость, силу и чувство ритма, а также способствуют творческому самовыражению.
Как родителям можно поддержать интерес ребенка к хореографии?
Родители могут поддержать интерес ребенка к хореографии, посещая вместе занятия, организуя домашние танцевальные вечера и поощряя участие в конкурсах и выступлениях. Также важно обсуждать с ребенком его достижения и радоваться успехам, что поможет укрепить его мотивацию.
Советы
СОВЕТ №1
Выбирайте простые и понятные движения. Дети в возрасте 3-7 лет только начинают осваивать координацию и ритм, поэтому важно использовать простые шаги и жесты, которые легко запомнить и повторить.
СОВЕТ №2
Включайте музыку, которая нравится детям. Подбирайте яркие и веселые мелодии, чтобы занятия были интересными и увлекательными. Музыка должна быть ритмичной, чтобы дети могли легко следовать за ней.
СОВЕТ №3
Используйте игровые элементы. Включайте в занятия игры и конкурсы, чтобы поддерживать интерес детей. Например, можно организовать танцевальные соревнования или придумать истории, которые дети будут разыгрывать через движение.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитывайте уровень физической подготовки и интересы детей, чтобы занятия были комфортными и радостными для всех. Это поможет создать положительную атмосферу и повысить мотивацию к обучению.