Песочная терапия – это одна из методик психокоррекции, которая базируется на работе с бессознательным. Она представляет собой целую систему игр с песком, позволяющую раскрыть индивидуальные особенности ребенка и преодолеть имеющиеся психологические трудности. Такие игры включены в программы ДОУ и служат инструментом для гармоничного и всестороннего развития дошкольника.
Характеристика
Сам метод был разработан швейцарским аналитиком Дорой Калфф. В его основу положен тот принцип, что если психолог предоставит безопасное пространство (в данном случае ящик с песком), то пациент будет использовать его для самостоятельного решения своих проблем.
Строя образы и картины на песке, человек неосознанно переносит на него свой внутренний мир с волнениями, конфликтами, противоречиями. При этом его душевное состояние обретет материальные формы, становится видимым для самого человека и для психолога, что помогает специалисту применить правильное терапевтическое воздействие на личность.
Методика одобрена мировым научным сообществом и широко применяется в работе со взрослыми и детьми. Сейчас Sandplay (песочную игру) часто применяют в своей работе педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Песок – замечательный материал, позволяющий рисовать им, сооружать на нем и из него всевозможные конструкции и фигуры, отыскивать в его недрах скрытые «сокровища» и тому подобное. Он привлекателен своей оригинальной структурой, а соприкосновение с ним дает новые ощущения, возможность самовыражаться без использования слов, стимулирует ребенка проявлять творческую активность.
В связи с этим игры в песочнице осуществляют ряд важных функций:
- дают эмоциональную разрядку, улучшают психическое самочувствие;
- учат логически мыслить и принимать самостоятельные решения;
- позволяя самостоятельно творить, дают возможность самореализоваться;
- в положительную сторону меняют отношение ребенка к себе как к личности и к действительности;
- борются с различными страхами (например, темноты, наказания);
- дают возможность освоить правила поведения в коллективе и формируют большую гибкость в отношении к окружающим;
- позволяют на психологическом уровне проработать психотравмирующие ситуации.
Песочная терапия в ДОУ – это не только инструмент для диагностики и психокоррекции, но и один из действенных способов раскрытия внутреннего потенциала ребенка.
Следует учесть, что проведение песочной терапии рекомендовано не для всех.
Ее не следует назначать в таких случаях:
- при наличии у ребенка кожных заболеваний (особенно на руках);
- аллергии на пыль;
- заболеваниях дыхательных путей, шизофрении, эпилепсии.
Песочная терапия в детских образовательных учреждениях привлекает внимание специалистов благодаря своей эффективности в поддержании психоэмоционального здоровья детей. Врачи отмечают, что работа с песком способствует развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, положительно влияет на когнитивные функции и общее развитие ребенка. Песочная терапия помогает детям выражать свои эмоции, справляться с тревожностью и стрессом, что особенно актуально в условиях современного мира.
Кроме того, взаимодействие с песком способствует улучшению сенсорного восприятия и развитию творческих способностей. Врачи подчеркивают, что такая форма деятельности не только развлекает детей, но и является важным инструментом для формирования социальных навыков, таких как сотрудничество и коммуникация. В целом, песочная терапия зарекомендовала себя как эффективная здоровье сберегающая технология, способствующая гармоничному развитию детей в дошкольных учреждениях.
Упражнения для дошкольников
Песочная терапия – это разновидность игровой терапии, поэтому специалисты активно применяют ее при работе с детьми в ДОУ. Играя в песочнице, ребенок чувствует себя комфортно.
Здесь не нужны слова – образы или композиции, построенные из песка, помогают выразить все то, что еще недоступно ему передать в словесной форме. К тому же создание песочных конструкций не требует особых умений, позволяет все быстро изменить, не боясь что-то испортить, например, убрать или добавить, разрушить старое или возвести новое.
Все это дает возможность применять песок для различных видов занятий в дошкольных учреждениях.
Игры с песком могут быть:
- развивающие, направленные на развитие кинестетической и тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, что необходимо для осуществления процесса обучения счету, чтению, письму;
- познавательные (такие игры знакомят с разнообразием окружающего мира);
- проективные, позволяющие внутренний мир ребенка сделать видимым, в результате чего становится возможным осуществить психокоррекцию личностных особенностей.
Необходимое оборудование
Песочная терапия в ДОУ – разновидность игровой терапии, предполагающей наличие определенного оборудования.
Песочная терапия в детских образовательных учреждениях становится все более популярной благодаря своей эффективности в поддержании психоэмоционального здоровья детей. Многие педагоги и психологи отмечают, что работа с песком помогает детям выражать свои чувства и переживания, что особенно важно в период адаптации и социализации. Родители также положительно отзываются о данной методике, подчеркивая, что занятия в песочнице способствуют развитию креативности и моторики, а также помогают справляться с тревожностью и стрессом. Песочная терапия создает безопасное пространство для самовыражения, где каждый ребенок может почувствовать себя свободно и уверенно. В результате, дети становятся более открытыми, общительными и способны лучше справляться с эмоциональными трудностями.
Ящик
Нужен ящик длиной 70 см, шириной 50 и высотой 8 см, встроенный в специальный стол. Это важные показатели, так как именно такие размеры песочницы позволяют охватывать ее взглядом целиком. Внутреннюю поверхность песочницы лучше всего покрасить в синий или бирюзовый цвет. Во время игры ее дно может изображать водную поверхность или выступать в роли чего-то неосознанного.
Если игры с песком планируется проводить не индивидуально, а с группой детей, то размеры ящика следует увеличить до 1 м в длину и 70 см в ширину.
Песок
Для песочной терапии используется специальный кварцевый песок, но подойдет и обычный чистый, который просеяли и прокалили в духовке с целью обеззараживания. Песочницу им заполняют на ½ объема или на треть.
Примечание. При регулярном проведении занятий, песок необходимо не реже 1 раза в месяц заменять на новый или производить его просеивание, промывание и прокаливание.
Набор игрушек
Коллекция должна включать различные виды игрушек, которые будут служить символическим отображением реального мира.
Люди
В эту категорию входят фигурки людей разного пола и возраста: мужчины (отцы, дедушки), женщины (мамы, бабушки), дети. Здесь же должны присутствовать представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы, ангелы и тому подобное), спортсмены.
Животные
Коллекция фигурок животных – одна из самых многочисленных.
В ее состав входят дикие и домашние животные, а также доисторические обитатели планеты.
Строения
В этой части коллекции должны быть здания магазинов, школ, детских садов, больниц, обычные жилые дома и другое человеческое жилье: палатки, пещеры, юрты, шалаши и тому подобное.
Кроме этого, в коллекции игрушек должны находиться:
- мебель;
- посуда;
- продукты питания;
- транспорт;
- растения;
- природный материал (камни, ракушки, веточки, шишки, перья) и искусственные объекты, являющиеся частью среды обитания человека (мосты, ограды, дорожные знаки, монументы).
Если не нашлось необходимой фигурки, то ее можно сделать самостоятельно из бумаги, пластилина или другого подходящего материала.
Примечание. Особое внимание следует обратить на размер фигурок. Они не должны быть слишком большими, но и совсем маленькие игрушки не подходят для безопасной игры малышей.
Предварительная подготовка
Песочная терапия в ДОУ часто применяется в качестве одного из элементов занятия. Чтобы игры с песком дали положительные результаты, необходимо провести предварительную подготовительную работу.
Она включает:
- словесные методы (чтение, беседы с детьми);
- наглядные методы (демонстрация иллюстраций, игрушек, картинок);
- игровая деятельность, в результате которой детей знакомят с элементами театрализации, обыгрываются различные ситуации, готовятся инсценировки небольших произведений).
Организация игрового процесса
Игра с песком природна и доступна для каждого ребенка, однако ее следует правильно организовать.
https://youtube.com/watch?v=lkFvJDijpdE%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Работа с песком включает несколько этапов
- Ориентировочный. На этом этапе проходит знакомство с песком. Детям предлагается песок сыпать на ладошки и пальцы, зарывать кисти в песок, строить различные объекты (например, горки, туннели) и разрушать их. При том рекомендуется проговаривать вслух все действия и ощущения, так как это стимулирует такие психические функции, как память, речь, мышление воображение и внимание.
- Сюжетно-ролевой. На этом этапе комбинируется сухой и влажный песок, в игру добавляются игрушки. Воспитатель показывает, как в песочнице можно построить целый мир и составить о нем рассказ.
- Самостоятельная деятельность. После проведенной работы ребенок может приступать к самостоятельной игре, в которой уже сам старается создать свою песочную историю.
Игры с песком для детей разного возраста
Песочные игры могут быть групповые, индивидуальные и проводятся с детьми разного возраста. Для детей 7–8 лет состав группы не должен превышать 6 человек, для младших ребят допустимо проводить занятие в группе, состоящей из 4–5 человек.
Песочная терапия в ДОУ предполагает использование разных форм творчества: отпечаток, скульптуру, рисунок, а также работу с предметами. При этом возможно играть как с сухим, так и с мокрым песком. Во втором случае появляется дополнительная возможность применения песка в качестве довольно пластичного материала, из которого доступно создание трехмерных форм.
С 2012 г. в песочной терапии появилось новое направление – песочная анимация. Она также успешно применяется для работы с детьми. Рисуя песком, дети погружаются в легкое медитативное состояние, позволяющее им расслабиться и отдохнуть.
Для младшего дошкольного возраста
Существует ряд упражнений, позволяющий познакомиться с сыпучим строительным материалом и новыми ощущениями, которые появляются при контакте с ним.
Упражнения для знакомства с песком
Для знакомства с песком предлагаются разные упражнения.
Например:
- скольжение ладошками по поверхности песка;
- делать скользящие движения ребром ладошки;
- зачерпнуть ладошкой песок, а затем медленно его высыпать;
- «спрятать» ручки в песок, а потом «найти» их;
- пробежаться пальчиками по песку, показать, как бегают паучки, ползают змейки, прыгают зайчики.
Игры с песком
Упражнения, направленные на улучшение психоэмоционального состояния
Название | Оборудование | Задание | Действия детей | Цель |
«Длинный – короткий» | Бумажный силуэт солнышка с лучиками | Погладить солнечные лучики | К солнечному силуэту на песке рядом с короткими лучиками пальчиками дорисовать длинные | Закрепление понятия длины |
«Прятки на полянке» | Маленькие фигурки лесных зверей | Воспитатель просит отыскать зарытые в песке фигурки зверей | Погрузив руки в песок, малыш старается отыскать спрятанные воспитателем игрушки | В процессе игры осваиваются понятия «мало», «много» |
«Развесели песок» | Песочница | Воспитатель просит ребенка «рассмешить» песок | Ребенок щекочет песок пальчиками, поглаживает его, высыпает набранный в ладошки песок. | Это упражнение позволяет ребенку расслабиться |
В младшей группе детям можно предлагать игры с мокрым песком. Для этого необходимы: песок, маленькая лейка с водой, формочки с изображением цветов.
Педагог говорит, что тучка закрыла солнышко, пошел дождик, и на мокром песке «выросли» цветы.
Ребенок поливает песок водой и из мокрого материала при помощи специальных формочек делает цветы, превращая песочницу в цветочную поляну. Такая игра направлена на развитие воображения, стабилизацию психоэмоционального состояния.
Для среднего дошкольного возраста
Для детей среднего дошкольного возраста следует предлагать более сложные упражнения, позволяющие проводить обучение в более естественных и комфортны для ребенка условиях.
«Волшебные узоры»
Целью данного упражнения является развитие воображения. Педагог просит детей нарисовать на песке различные узоры (использовать при этом можно пальчики, ладошки, кулачки).
Затем просит представить, на что (или кого) похож замысловатый рисунок.
«Геометрические фигуры»
Эта игра может использоваться для изучения геометрических фигур.
Педагог показывает рисунок, в котором «спрятаны» геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг) и просит детей нарисовать палочками на песке те фигуры, которые они сумели найти на картинке.
«Занимательная геометрия»
Цель игры обучать дошкольников грамоте и счету в игровой форме.
Один ребенок вразброс рисует на песке различные геометрические формы, а другой отдельно подсчитывает количество каждой из них.
«Путешествие в Песочное королевство»
Игра направлена на социально-коммуникативное развитие ребенка. Кроме песочницы, необходимы маленькие лейки с водой, кисточки, игрушки сказочных человечков.
Предварительно педагог рассказывает легенду о том, что злой чародей заколдовал Песочное королевство вместе с королевой и ее подданными. Ребята должны отправиться в сказку и помочь сказочным героям.
Игра происходит в два этапа:
- сначала дети при помощи кисточек раскапывают фигурки, расположенные в разных частях «Королевства» (песочницы);
- затем при помощи леечек устраивают «веселый дождик» и из увлажненного песка строят город для жителей сказочной страны.
Творческое задание. Каждый ребенок должен придумать и рассказать Песочной королеве о хороших делах, совершенных участником игры, стоящим рядом.
Для старшего дошкольного возраста
Педагогами также разработано много игр для старших дошкольников.
«Что изменилось»
Воспитатель вместе с ребенком создает на песке рисунок. Это может быть любой живой или неживой объект. Затем взрослый убирает часть изображения и спрашивает, что изменилось. Данное упражнение учит ребенка правильно использовать имена существительные в родительном падеже при составлении предложения.
«Остров сокровищ»
Такую игру можно предлагать в старшей и подготовительной группе. Она направлена на развитие пространственного мышления, которое крайне необходимо для успешной учебной деятельности.
Воспитатель рассказывает о Добром Волшебнике, который любит прятать разные подарки в песке. Дети должны при помощи двух пальчиков и подсказок Волшебника отыскать спрятанные сюрпризы. Каждому ребенку даются индивидуальные подсказки, указывающие на место нахождения «подарка».
«Сапер»
Эта игра направлена на развитие внимания, моторики рук, мышления, правильного зрительного восприятия.
Один из игроков погружает свою руку, выполняющую роль «мины», в песок, где она может находиться в любом положении. Другой игрок («сапер») пытается как можно аккуратнее откопать «мину», не задев ее. «Сапер» может выполнять свое задание при помощи рук, палочки, перышка или другого предмета. Главное условие – не дотрагиваться до «мины».
«Что нового?»
Игру можно проводить с детьми старшей и подготовительной группы. Основной ее целью является развитие произвольного внимания.
Педагог изображает на песке любую геометрическую фигуру. Затем он просит детей отвернуться, а один из играющих подходит к песочнице и дорисовывает какую-нибудь деталь. По команде педагога дети поворачиваются, рассматривают рисунок и сообщают об изменении, которое произошло. Игра усложняется по мере увеличения дорисованных игроками деталей.
Для подготовительной группы
Многие игры в подготовительной группе направлены на подготовку ребенка к школе.
«Песочные змейки»
Игра помогает совершенствовать навыки письма и чтения, развивает память.
Воспитатель называет слово и выкладывает его на песке при помощи веревочки. Ребенок читает слово, после чего педагог засыпает песком любую его часть и предлагает игроку восстановить недостающий фрагмент.
Задание можно усложнить, если скрыть под песком большую часть слова, а ребенка попросить восстановить его по видимому фрагменту.
«Исправь ошибку»
Игра помогает закрепить навык деления слова на слоги.
Воспитатель называет слово и рисует на песке палочки, каждая из которых должна обозначать один слог. Однако педагог намеренно ошибается, рисуя полосок больше или меньше, чем слогов в слове. Ребенок должен исправить ошибку, добавив или убрав палочку на песке.
«Лабиринт»
Игра развивает внимание, мышление, логику и будет интересна для старших дошкольников. Однако можно попробовать предложить ее и детям среднего дошкольного возраста.
В ходе игры одни игроки рисуют на песке лабиринты, а другие ищут из них выходы.
Сейчас песочная терапия все активнее применяемая в дошкольных учреждениях. Эта нестандартная методика, направленная на разностороннее развитие, воспитание и комфортное пребывание ребенка в ДОУ, также выступает в качестве профилактики эмоциональной неустойчивости и агрессии дошкольников.
Кроме того, ее применение способствует легкому протеканию периода адаптации к дошкольной организации. Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей, они становятся более мотивированными, усидчивыми, любознательными и аккуратными.
Видео о песочной терапии
Песочная терапия. Особенности работы:
https://youtube.com/watch?v=rmb0eMdB_Ko%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Чем полезна Песочная терапия для детей?
Результативность методики доказана в комплексном развитии детей, логопедии, укреплении памяти, развитии интеллектуальных способностей. Эффект от терапии проявляется при обучении малышей с ограниченными возможностями здоровья. Также метод активно применяется при выявлении психологических проблем.
Какие основные задачи решаются с помощью песочной терапии?
Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
Какие проблемы решает песочная терапия?
Трудности в общении, психологические травмы, например, потеря близкого, развод (собственный или родителей), тревожное расстройство, высокий уровень агрессии, чрезмерная застенчивость и нерешительность, фобии, низкая самооценка.
Что входит в песочную терапию?
В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 × 70 × 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Коллекция включает в себя различные объекты, которые встречаются в окружающем мире.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте песочную терапию как средство для развития мелкой моторики у детей. Позвольте им играть с песком, формируя различные фигуры и конструкции. Это поможет не только улучшить координацию движений, но и развить творческие способности.
СОВЕТ №2
Создайте спокойную и уютную атмосферу для занятий песочной терапией. Убедитесь, что пространство для игры безопасно и комфортно, чтобы дети могли сосредоточиться на процессе и получать удовольствие от творчества.
СОВЕТ №3
Включайте в занятия песочной терапией элементы сюжетной игры. Это поможет детям не только развивать воображение, но и учиться взаимодействовать друг с другом, что способствует улучшению социальных навыков.
СОВЕТ №4
Регулярно наблюдайте за реакцией детей на песочную терапию и адаптируйте занятия в зависимости от их потребностей и интересов. Это позволит сделать процесс более эффективным и увлекательным для каждого ребенка.