Ученые-физиологи пришли к мнению, что образовательная деятельность является энергозатратной для детей любой возрастной категории, она требует большого нервного напряжения, концентрации. Большую нагрузку во время занятий испытывают мышцы кистей рук, всего тела, органы слуха и зрения.
Статическое положение в течение длительного времени вредно для здоровья, дети теряют интерес к учебе, снижается внимание, работоспособность. Для того, чтобы избежать переутомления для детей проводятся физминутки. Рекомендовано пользоваться музыкальным сопровождением, с движением к детям вернется активность на уроке, повысится потенциал восприятия информации.
Важность движения, музыки, игр в развитии детей-дошкольников
Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте, позволяющий приобрести комплекс умений, навыков, знаний. Движение обязательно для дошкольника, правильно организованные упражнения помогают формировать осанку, являются профилактикой заболеваний.
А именно:
- ассигматизм;
- миопия;
- невроз;
- аутизм;
- тугоухость;
- сколиоз.
Музыка делает процесс освоения интересным, благотворно влияет на работу центральной нервной системы. Комплекс «игра, движение, музыка» – универсальный методический прием, применяемый в физминутках. Он помогает ребенку познавать мир, гармонично расти, правильно развиваться, улучшает мозговую активность.
Музыкальные физминутки для детей с движениями являются обязательным условием СанПин 2.4.1.3049-13, утверждённым Постановлением №26 Главным врачом РФ от 15 мая 2013 г.
Форма работы преследует несколько целей:
- воспитание разносторонней личности;
- сохранение физического и психического здоровья детей;
- выявление творческого потенциала;
- ранняя профориентационная диагностика;
- улучшение, стабилизация психоэмоционального состояния;
- профилактика переутомлений, стрессов.
Врачи отмечают, что музыкальные физминутки для детей в возрасте 3-7 лет, включая первоклассников, играют важную роль в их физическом и психоэмоциональном развитии. Такие занятия способствуют улучшению координации движений, развитию моторики и укреплению мышечного тонуса. Музыка, в сочетании с движениями, помогает детям лучше запоминать информацию и развивает творческие способности.
Кроме того, физминутки способствуют снижению уровня стресса и повышению настроения, что особенно важно в период адаптации к школе. Врачи подчеркивают, что регулярные физические активности в игровой форме формируют у детей здоровые привычки и способствуют их социальной адаптации. Таким образом, музыкальные физминутки являются эффективным инструментом для комплексного развития детей в дошкольном и начальном школьном возрасте.
Что такое музыкальные физминутки, как использовать, методический и видеоматериал родителям, воспитателям, учителям
Музыкальные физминутки – это комплексные физические упражнения под музыку в перерывах между занятиями, сменяющие умственную деятельность. Рассчитаны на снятие утомления различных групп мышц, активизацию работы мозга, уменьшение напряжения глаз.
Для организации данной формы работы существует ряд правил:
- Смена видов деятельности производится по времени, для каждого возраста рекомендована своя продолжительность, представленная в таблице.
Возрастная категория | Продолжительность умственной деятельности
(в минутах) |
Продолжительность физической деятельности (физминутки).
(в минутах) |
Дошкольники 3 – 4 лет | 8-10 | 2-5 |
Дошкольники 5-6 лет | 10-12 | 3-4 |
Дошкольники 7-8 лет | 12-15 | 2-3 |
Учащиеся первого класса | 15-20 | 2 |
Учащиеся 2-4 класса | 25 | 1,5 |
Учащиеся 5-8 классов | 30 | 1 |
Старшеклассники (9-11 кл.) | 45 | 1 |
- Подбор физминуток в соответствии с возрастом и интересами детей, темой занятия.
- Создание благоприятной атмосферы, позволяющей детям расслабиться, полноценно отдохнуть, восстановить силы.
- Отработка сигналов переключения, ребята по специальному жесту, карточке, должны сразу продолжить умственную работу, научиться соблюдать дисциплину после упражнений.
Музыкальные физминутки для детей с движениями необходимо проводить несколько раз в день по определенной схеме:
- после чтения, письма проводятся упражнения для глаз;
- после продолжительной концентрации над сложными заданиями, задачами, творческими видами деятельности (рисование, конструирование) детям проводят упражнения с активными движениями – танцевальные, ритмичные;
- физминутки чередуют по видам – зрительные упражнения сменяют физические тренировки определенных групп мышц.
Методический материал для воспитателей и педагогов представлен несколькими способами:
- Электронные варианты: видеофизминутки, презентации, в которых показаны движения, вставлена музыка. Имеет ограничения – не более 15 мин. в день, не рекомендован для активного использования в дошкольных учреждениях.
- Печатные методические пособия: представленные упражнения заучиваются наизусть, проговариваются и демонстрируются родителями или педагогом, дети повторяют движения. Музыка должна быть подобрана с учетом возраста, интересов детей.
- Физминутки на наглядных пособиях: движения напечатаны на плакате, карточках, показывают детям по очереди.
Проведение физминуток должно быть комплексным, в учебных заведениях составляются программы, разработки занятий, в которых методически верно распределены упражнения.
Формы физминуток
Проведение упражнений в период между занятиями – основа здоровьесберегающих технологий, их выполнение обязательно. Для вовлечения в тренировку необходимо заинтересовать всех детей различными видами упражнений.
Существует несколько форм физминуток:
- Подвижные игры («Волки и овцы»).
- Игра-подражание («Дровосеки», «Птички взлетают»).
- Танцевальные движения («Делай как я»).
- Пальчиковый театр («Мы писали»).
- Гимнастика под музыку («Лебедь», «»Ласточка»).
- Дидактические игры («До-ре-ми»).
Физминутки делятся на зрительные, пальчиковые, физические, в соответствии с видом выбирается форма проведения упражнений.
Музыкальные физминутки для детей становятся все более популярными среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие занятия не только развлекают, но и способствуют физическому развитию малышей. Дети в возрасте 3-7 лет с удовольствием выполняют простые движения под музыку, что помогает им улучшать координацию и гибкость. Педагоги отмечают, что физминутки помогают снять напряжение и повысить концентрацию во время занятий. Родители, в свою очередь, замечают, что такие активности способствуют развитию музыкального слуха и ритма у детей. Важно, что физминутки легко адаптируются под разные возрастные группы, что делает их универсальным инструментом для занятий с дошкольниками и первоклассниками.
Примеры музыкальных веселых физминуток для дошкольников, 1 класса
Музыкальные физминутки для детей с движениями проводят для детей дошкольников, учащихся начальных классов. Для старшеклассников необходимо выбирать другие формы работы. В детском саду физминутки можно проводить на свежем воздухе, если тема занятия предполагает нахождение на улице.
Урок может проходить по следующему плану:
- Оргмомент – 1 мин.
- Актуализация знаний (повторение) – 2 мин.
- Изучение новой темы – 10 мин.
- Физминутка – 2 мин.
- Закрепление изученного материала – 5 мин.
- Самостоятельная работа – 6 мин.
- Рефлексия – 3 мин.
- Домашнее задание при необходимости (объяснение) – 1 мин.
План занятия рассчитан на урок в 30 мин., при занятиях в школе время каждого этапа увеличивается на 1,5 мин.
Зрительная гимнастика
На первых уроках предпочтение следует отдавать зрительным упражнениям под классическую, спокойную музыку.
Можно использовать электронные варианты физминуток, видеоматериалы с яркими рисунками.
Физминутка «Разноцветные шары»
Для снятия утомления глаз через 15-20 мин. урока выполняются движения с использованием наглядного пособия или видеоматериала: шары разного цвета появляются в разных местах, дети должны провожать шарики глазами. Текст проговаривается вслух педагогом, или включается запись, где озвучены движения с музыкой.
Для облегчения запоминания заучивают стихотворные варианты:
Дружно ручки отложили,
Глазки неспеша закрыли!
Открываем! Чудеса!
Сколько шариков у нас!
Первый синий, посмотри,
Головою не верти,
Взглядом шарик проводи,
Глазки в сторону води!
Красный, желтый, голубой,
Выбирай себе любой!
А теперь пора трудится!
И ни капли не лениться!
Данная методика разработана известным педагогом-психологом — Фокиной Л.П. Упражнение быстро снимает зрительное напряжение, рекомендовано выполнение под классическую, спокойную мелодию.
Физминутка «Виноватая тучка»
Музыкальные физминутки для детей с движениями представлены видеоматериалами, мультфильмами, презентациями. Вариант «Виноватая тучка»- мультфильм с веселой песней, которую дети исполняют вместе и имитируют движения. Тучку провожают глазами на экране.
Злую тучку наказали:
«Ты плохая», — ей сказали.
И она заплакала,
Кап, кап, кап – закапала (следят за тучкой и каплями глазами, голову не поворачивая).
Кап, кап, кап – дождик пошел! (2 раза). Дети поют хором.
Мыши сразу задрожали (дети поежились).
Сразу в норки побежали (бег на месте).
Полетели птицы вниз (руки в стороны, машут)
Сели птицы под карниз (присесть).
Кап, кап, кап – дождик пошел! (2 раза). Дети поют хором.
Пес по имени Барбос (ручки на голову).
Струсил не на шутку (качают головой).
Еле ноги он унес (бег на месте),
Сбежал в собачью будку (Ходьба на месте).
Кап, кап, кап – дождик пошел! (2 раза). Дети поют хором.
Ну а мы с тобой не тужим (улыбнуться),
Босиком бежим по лужам (бег на месте).
Брызги прямо вверх летят (руки вверх),
С тучею встречаются (одной рукой машут).
А потом они назад,
С неба возвращаются (руки вниз, машут).
Шлеп, шлеп, шлеп (топают).
Дождик идет,
Шлеп, шлеп, шлеп,
Все хорошо (шагают на месте).
Тучку бедную простили,
Тучку с миром отпустили (проводить глазками).
Тучка плакать перестала,
А потом совсем пропала.
(Дети садятся на место с улыбкой и с места поют).
Кап, кап, кап, дождик прошел!
Кап, кап, кап – все хорошо!
Подвижная музыка, яркие краски в презентации (видео) быстро восстанавливают силы после умственной работы, благотворно влияют на состояние нервной системы.
Физминутка «По малину в сад пойдем»
Музыкальные игровые физминутки часто используются для детей для снятия умственного перенапряжения. Детям интересны сюжетные варианты, где предлагается пойти в сад, собрать ягоду и вернуться с урожаем.
Упражнение связано с движением глаз вверх, вниз, в сторону, по кругу, в соответствии с малинками, ягодами на презентации, видео. Физминутка сопровождается народной песней «По малину в сад пойдем».
https://youtube.com/watch?v=tT5lnPCb6VU%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Повторение движений животных
Наблюдение за поведением животных можно обыграть в физминутках, такие варианты имеют познавательную цель, при этом помогают отвлечься, восстановить силы на уроке.
Варианты могут быть различными:
- стихотворные;
- песенные;
- танцевальные;
- с точной имитацией движений животных;
- комбинированные (не только движения животных).
Лучше использовать подвижную, энергичную музыку, соответствующую возрастной категории детей. Для подражания животных используются распространенные движения: попрыгали как зайки, потопали как мишки, погавкали как собачки, побегали как мышки, прогнули спину кошечкой.
Физминутка «Новый год идет по большой планете»
Для выполнения тематической физминутки достаточно включить новогоднюю подвижную песню Алины Гросу «Новый год идёт по большой планете», все упражнения – шаги, выполняются стоя. Другой вариант предполагает выстраивание детей по кругу, по типу хоровода, выполняются движения под любую другую подвижную музыку.
Новый, новый, новый год (Дети прыгают).
По планете – топ, топ, топ (Топают).
На большой, большой планете (Взмахи руками по кругу).
Пляшут, радуются дети (Танцевальные свободные движения).
Скачут зайчики, прыг, прыг (Прыжки).
Волки шмыгают: шмыг, шмыг (Бежать в разные стороны).
Кошечки крадутся (На цыпочках).
Мышки разбегутся (Все врассыпную).
Здравствуй, Дедушка мороз! (Машут рукой).
Ты подарочки принес? (Показывают жестом мешок).
К нам на елку заходи (Прыгают, топают).
Хоровод скорей води! (Дети берутся за руки и шагают сначала в одну, потом в другую сторону).
Этот новогодний день,
Собрал дружбой всех зверей!
Варианты слов могут быть различны, можно использовать новогодние песни, когда дети поют и свободно танцуют 2-3 мин.
Физминутка «Домик в деревне»
Материалы для физминутки представлены в презентации, детям необходимо повторить движения за животными из деревни под веселую музыку.
Например:
- Прыгают овечки.
- Веселятся собачки.
- Кивают барашки.
- Котята с маракасами танцуют.
- Танцующие овечки по трое.
- Бегемотики-гимнастки на стульях.
- Веселые свинки, петушки и курочки.
- Прыгающие зайчики.
- Веселая лошадка.
Презентацию с другими животными можно составить самостоятельно при помощи видеоконструктора, интерактивных редакторов.
Физминутка «Веселое болотце»
Музыкальные физминутки для детей с движениями подходят для организации игр с героями, например представление животных, жителей водного пространства. Готовый вариант оснащен ярким фоном зеленого цвета, что благотворно влияет на эмоциональную разгрузку детей. Слова песни можно составить самостоятельно. Каждый сюжет – картинка, соответствует одному движению.
Отдых с танцами
Распространенные физминутки с танцевальными движениями подходят для дошкольников и учащихся начальной школы. Такие упражнения быстро восстанавливают силы после умственной работы, положительно влияют на эмоции ребенка.
Танец-игра с ускорением «Мы пойдем налево»
Физминутка-игра исполняется под музыку «Мы пойдем направо». Набор движений можно взять из готовой презентации или мультфильма с подборкой. Следует учитывать возможности детей, отработку всех групп мышц, по типу зарядки, где выполняются несложные движения под музыку, с каждым разом ритм ускоряется.
Мы пойдем налево – хлоп, хлоп, хлоп (хлопают и идут).
А потом направо – хлоп, хлоп, хлоп.
Три раза повернемся,
Потянемся, проснемся (руки в стороны – вверх, вниз).
Попрыгаем на месте – топ, топ, топ.
Шагнем вперед все вместе,
Наклонимся пять раз.
Руками вновь помашем,
И ножками попляшем.
Руки поднимем и друга обнимем.
На следующих этапах скорость необходимо повысить еще два раза, ребята, которые все успели, считаются победителями.
Танец «GANGNAM STYLE»
Движения танца необходимо репетировать, после заучивания всех движений танец является демонстрационным, подходит для открытых уроков, представления опыта работы на родительских собраниях, методических заседаниях. Танцевальные движения заучиваются через презентацию, видео.
Могут быть продемонстрированы педагогом с использованием музыки Т. Котова «Стайл»:
- Выстроить детей строем по двое, заполняя промежутки (рассеянное построение).
- Первое движение: рука и нога поднимается одновременно в одну и другую сторону, топнуть ногой.
- Ноги на ширине плеч, руки сложить на груди и покачивать головой в такт музыке, повернуться в обе стороны.
- Прыжки с высоко поднятыми коленями, руками махать в такт.
- Повторить движения со второго пункта еще 1 раз.
Музыкальные физминутки для детей с движениями развивают творческие возможности детей, способствуют устранению психоэмоциональных проблем ребенка (аутизм, застенчивость, зажатость).
Танец «Я — банан» вместе с SuperParty»
Для физминуток широко используются видеоматериалы от детского канала SuperParty с веселой музыкой, сказочным персонажем — Партименом. Упражнения «Я банан» выполняются по типу флешмоба, дети повторяют движения на разминку кистевых, плечевых суставов, мышц всего тела.
Я — банан! Я – банан, банан! (прокручиваем кистью по кругу одной и второй рукой снизу вверх)
Чищу банан! — 2 раза (прокручиваем кистью по кругу одной и второй рукой сверху вниз)
Нарезаем, нарезаем! (мельница руками)
Я таю, я таю! (машем руками и приседаем)
Затем темп упражнения ускоряется, дети повторяют упражнение заново. В конце движения свободные.
«Чуча Чача» с SuperParty
Вариант музыкальной игры от Партимена популярен среди педагогов. Игра разработана с учетом индивидуальных особенностей детей, развивает координацию движения, чувство равновесия, способствует полноценному отдыху, развитию творчества.
На выкрик: «Чуча», дети отвечают: «Чача».
Выполняют прыжки с активными взмахами рук, затем все прыгают на одной ноге, продолжая движения руками, после ноги меняются. В перерывах детям даются 15 сек. отдыха: «Пальцы вверх (показать класс), локти согнули, спинки прогнули, чуча!» Дети: «Чача».
Движения с активными прыжками на одной и другой ноге продолжаются, все упражнения выполняются на высокой скорости, дети активно машут руками, прорабатывая суставы.
Кукутики и фиксики
Физминутки с героями мультфильмов учат ребят дружить, помогают оказаться рядом с любимыми героями. Распространена серия физминуток с фиксиками (герои-помощники из мультсериала) и кукутиками (это веселые и яркие костюмированные персонажи), где персонажи поют песни, выполняют танцевальные движения.
Тексты являются обучающими, в них рассказываются правила поведения, безопасности, отношения друг с другом.
Танцы выполняются в двух вариантах:
- свободные или с показа педагогом, под «Фиксипелки», песни кукутиков;
- повторение движений из видео.
Танцевальные физминутки следует выполнять на последних занятиях, в конце дня.
Детская зарядка
Зарядка под музыку является обязательной формой работы в детских дошкольных учреждениях. Выполняется до занятий, в начале дня, или спустя 15 мин. напряженной работы на уроке.
Чударики «Самолет»
Выполняется в форме игры под песню «Самолет», движения показывает студия «Чударики», где яркие персонажи с улыбкой показывают движения.
Особенности:
- Летит по небу самолет – руки в стороны, покачивания.
- А в самолете том пилот – показ очков с вращением корпуса влево и вправо.
- Штурвалом ловко управляет – руки вперед, кисти сжаты.
- И между облаков летает – руки в стороны, покачивание.
- Под самолетом тем – гора – руки над головой домиком.
- То лес дремучий, то нора – руки в кольцо.
- Там зайцы водят хоровод – пританцовывать.
- А теперь быстрее! Повторяем движения с 1 с ускорением еще 2 раза.
Игра выполняется в хорошем настроении, следует смотреть, чтобы все дети принимали участие.
Физкультминутка с фиксиками
Для педагогов и детей разработана серия физминуток с героями сериала «Фиксики». Для уроков можно выбрать персонажа, включить видео с любимыми песнями. Движения для зарядки соответствуют образовательным стандартам, представлены классическими вариантами: покручивание кистями, головой, наклоны и растяжки.
Веселая мультзарядка Morning Exercises Cartoon «Наше все»
Распространенная серия видеозарядок от канала «Развивайки! Обучайки! Наше все!», предполагает активные упражнения на тренировку всех групп мышц.
Выполняется по схеме:
- махи руками;
- наклоны в сторону, вбок;
- приседания;
- мельница;
- шаги вперед – назад;
- прыжки – на месте, с поднятием коленей;
- восстановление дыхания.
Упражнения сопровождаются динамичной музыкой.
Физминутка «Хорошее настроение»
Упражнения этой физминутки выполняются под песню «Хорошее настроение». Набор движений может быть взят из представленной выше зарядки и продемонстрирован педагогом. Например, для детей объявляется игра «Делай как я».
Множество видеоматериалов помогут позитивно настроить детей.
Физминутки на уроках
Правильным вариантом физминутки является ее соответствие теме урока. На уроках чтения дети заучивают стихи наизусть, выполняют упражнения для всех, сами придумывают движения, соответствующие развитию сюжета. На занятиях русского языка включается классическая спокойная мелодия, дети повторяют правописание И, Ы после шипящих, или другие орфограммы.
Учитель называет слова вслух, на «И» нужно присесть, на «Ы» подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. На уроке английского под музыку дети показывают слова, например на уроке по частям тела необходимо помахать, подвигаться в соответствии с переводом (рука – махать).
Для предупреждения переутомления детей педагоги должны вовремя обратить внимание на снижение работоспособности, концентрации внимания, чтобы избежать нервных расстройств в раннем возрасте. Музыкальные физминутки для детей должны сопровождаться простыми упражнениями.
Время на проведение ограничено 2-4 мин., выбор формы должен соответствовать возрасту, интересам детей. Упражнения с активными движениями помогут быстро активизировать работу мозга, восстановить сердечно-сосудистую, дыхательную системы, улучшат кровоснабжение.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о музыкальных физминутках для детей
Детская физминутка Чударики — Самолет:
https://youtube.com/watch?v=ZnZSAx0lFHg%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Почему музыкальные физминутки важны для детей дошкольного возраста?
Музыкальные физминутки помогают развивать у детей координацию движений, ритмичность и чувство музыки. Они способствуют улучшению физической активности, а также помогают детям лучше сосредотачиваться и расслабляться, что особенно важно в период обучения и социализации.
Какие движения можно использовать в музыкальных физминутках для детей 3-7 лет?
В музыкальных физминутках можно использовать простые и веселые движения, такие как прыжки, повороты, наклоны, а также имитацию движений животных. Важно, чтобы движения были легкими и доступными для выполнения, чтобы дети могли легко их повторять и получать удовольствие от процесса.
Как выбрать подходящую музыку для физминуток?
При выборе музыки для физминуток стоит ориентироваться на ритмичные и мелодичные композиции, которые будут интересны детям. Музыка должна быть веселой и бодрой, чтобы мотивировать детей двигаться. Также можно использовать детские песни с простыми текстами, которые дети могут подпевать во время выполнения движений.
Советы
СОВЕТ №1
Выбирайте музыку с яркими и запоминающимися мелодиями. Дети лучше реагируют на ритмичные и веселые композиции, которые вызывают у них положительные эмоции и желание двигаться.
СОВЕТ №2
Используйте простые и понятные движения, которые легко повторить. Это поможет детям быстрее включиться в процесс и почувствовать себя уверенно, а также развивать координацию и моторику.
СОВЕТ №3
Включайте элементы игры в музыкальные физминутки. Например, можно использовать задания на выполнение движений под музыку или соревнования, что сделает занятия более увлекательными и интересными для детей.
СОВЕТ №4
Регулярно меняйте репертуар и движения, чтобы поддерживать интерес детей. Новые мелодии и хореография помогут избежать рутины и сделают каждую физминутку уникальной и захватывающей.