Логопедические распевки для неговорящих детей

Неговорящим детям в возрасте 3-4 лет ставят ЗРР – задержку речевого развития. Родителям не стоит волноваться, ведь эта проблема решаема. В помощь им (и педагогам) разработаны логопедические распевки. Для ребят, которые не хотят или не умеют разговаривать, это средство позволит быстро наработать активный и пассивный словари.

Для каких детей необходимы

Чаще всего, неговорящие дети имеют небольшое недоразвитие. Ведь речь – это важнейший показатель здорового человека. Если она частично либо полностью отсутствует, то это говорит о задержке в развитии.

Несмотря на это, такие дети остаются участниками образовательного процесса. Они легко вовлекаются в игровую деятельность, коммуникабельны и хорошо отзываются на предложение педагога либо родителя позаниматься. Для детей, у которых есть только задержка развития речи – логопедические распевки станут прекрасным средством для устранения этого дефекта.

Логопедические распевки для неговорящих детей

Однако, если у ребенка есть задержка психоречевого развития, логопедические распевки не устранят проблему полностью, а лишь частично. Педагог или родитель может попробовать улучшить качество речи подопечного. Однако добиться высоких результатов будет сложно. Придется задействовать и иные методы, помимо логопедических.

Врачи отмечают, что логопедические распевки играют важную роль в развитии неговорящих детей. Специалисты подчеркивают, что такие занятия способствуют не только улучшению артикуляции, но и развитию слухового восприятия и фонематического слуха. Логопеды рекомендуют использовать мелодии и ритмы, которые помогают детям легче запоминать звуки и слова.

Кроме того, распевки создают положительную эмоциональную атмосферу, что важно для мотивации ребенка. Врачи также указывают на то, что регулярные занятия способствуют формированию речевой активности и уверенности в себе. Таким образом, логопедические распевки становятся неотъемлемой частью комплексной работы с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.

Учимся говорить. Запуск речи у детей. Логопедические карточки для развития речи. Звукоподражание.Учимся говорить. Запуск речи у детей. Логопедические карточки для развития речи. Звукоподражание.

Занятия для детей 2-3 лет

Логопедические распевки для неговорящих детей – это небольшие по объему стишки-чистоговорки. Их принято пропевать.

Их использование на занятиях способствует следующему:

  • Улучшается звукопроизношение.
  • Выравнивается темп речи.
  • Корректируется слоговая структура слова.
  • Развивается речевое дыхание.

Стоит отметить, что все логопедические распевки вырабатывают у дошкольников четкую речь.

Про ежика

Цель: улучшить произношение буквы «Ж».

Логопедические распевки для неговорящих детей

Задачи: сформировать навык пользования новыми словами; обогатить пассивный словарь ребенка.

Слова:

Жа жа жа жа – мы нашли в лесу ежа.

Жу жу жу жу – дали яблоко ежу.

Же же же же – скушал еж его уже.

Логопедические распевки для неговорящих детей вызывают большой интерес у родителей и специалистов. Многие отмечают, что такие упражнения помогают развивать слуховую память и артикуляцию, что является важным шагом на пути к речевому развитию. Родители делятся положительными отзывами о том, как распевки способствуют расслаблению ребенка и создают игровую атмосферу, что значительно облегчает процесс обучения. Специалисты подчеркивают, что регулярные занятия помогают детям лучше воспринимать звуки и интонации, что в дальнейшем способствует формированию речи. Кроме того, распевки развивают не только речь, но и эмоциональную связь между ребенком и родителем, что делает занятия более эффективными и приятными.

Варианты логопедических распевок

Представленные варианты можно использовать в качестве подготовки к основному занятию либо в свободное время. Все они обладают общими целями и задачами.

К первым относят:

  • Формирование фонетической системы языка.
  • Развитие диалогической речи.
  • Настраивание ребенка на понимание речи взрослого.
Логопедические распевки для неговорящих детей

Логопедические распевки для неговорящих детей

Задачи:

  • Побудить детей принимать участие в диалоге, используя речевое общение.
  • Развивать навыки общения.
  • Приучать детей слушать речь взрослого, понимать его указания, выполнять несложные поручения.

Варианты логопедических распевок:

Название Текст
Про козу За за за за – за забором живет коза.

Жу жу жу жу – я с козою дружу.

Трава и дрова Ла ла ла ла – на траве лежат дрова.

Лу лу лу лу – я дрова подберу.

Про грибы Бы бы бы бы – в лесу растут грибы.

Бу бу бу бу – я грибы соберу.

Блины у бабы Нины Ны ны ны ны – баба Нина печет блины.

Эм эм эм эм – я блины съем.

Подарок маме Ам ам ам ам – маме я цветочек дам.

Ме ме ме ме – очень приятно маме.

Про год Ду ду ду ду – много дней в году.

Да да да да – нам весело всегда.

Про кашу Ша ша ша ша – готова наша каша.

Шу шу шу шу – кушаю я кашу.

Ше ше ше ше – нравится каша мне.

Ша ша ша ша – буду еще кашу я.

Кошка и дом Ом ом ом ом – у кошки есть свой дом.

Ём ём ём ём – хорошо ей в нем.

Молоко у коровы Ко ко ко ко – корова дала молоко.

Ку ку ку ку – в бидоне я его несу.

Ка ка ка ка – полный бидон молока.

Про тяжелое ведро и сильную маму До до до до – стоит большое ведро.

Ру ру ру ру – воды в него я наберу.

Гу гу гу гу – его поднять я не могу.

Ма ма ма ма – мне поможет мама.

Про стол Ол ол ол ол – мы купили стол.

Жу жу жу жу – я за ним сижу.

Игра с логопедической распевкой

Для детей 2-3 лет игра остается ведущей деятельностью. Поэтому, если ребенок не хочет заниматься, можно попробовать его заинтересовать, предложив такой вариант. Чтобы у дошкольника появилась мотивация, необходимо выбрать приз. В качестве его выбирают вкусную еду, которую любит ребенок или лакомство.

Перед началом игры взрослый объясняет правила и показывает приз. Необходимо донести, что он достанется только тому, кто дойдет до конца и выдержит все испытания. Важное условие – отдать награду ребенку, даже если у него плохо получается проговаривать слова. Это позволит поверить малышу в собственные силы, поднимет его самооценку.

Необходимое оборудование для игры:

  • Красивый конверт. В него заранее кладут картинки к речевой игре.
  • Изображения: лисы, норы, еды.

Логопедические распевки для неговорящих детей

Подготовительные действия заключаются в том, что конверт необходимо спрятать.

Цель мероприятия:

  • Улучшить связную речь звукопроизношение.
  • Установить речевые контакты у ребенка.
  • Побудить сопровождать речью действия.

Задачи:

  • Побудить к участию в рассказе-образце (договаривание слов и коротких фраз).
  • Научить отчетливо проговаривать отдельные слова и выражения.

Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой. Ход занятия начинается с сюрпризного момента. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. После этого участники строятся и идут за педагогом.

Взрослый проговаривает вслух:

Ко ко ко ко едут дети далеко.

Ря ря ря ря через горы и моря.

Ду ду ду ду – к приключениям иду.

Вот мы и приехали в волшебное место. Посмотрите – что это за конверт лежит? (Заранее стоит спрятать туда красивый конверт). Воспитатель достает его после этих слов и открывает.

Дети, тут написано, что нам нужно угадать слова. Если вы справитесь с заданием, нам дадут вот такой приз (рассказать о награде). В конверте есть подсказки, которые я вам буду читать и показывать. Вы готовы?

Ответы детей: да да да! (Необходимо, чтобы дети отчетливо произнесли свой вариант).

https://youtube.com/watch?v=bus80R7mMUk%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Тогда начинаем! Я говорю вам первую часть подсказки, а вы заканчиваете. Вам нужно вставить необходимое слово. В помощь всем будут картинки. Начинаем играть!

Са са са са в лесу живет… (ответы детей) лиса.

Ру ру ру ру – полезем к ней в (ответы детей) нору.

Ет ет ет ет – говорит лиса нам (ответы) нет.

Ду ду ду ду – мы дадим лисе (ответы детей) еду.

Са са са са – спасибо говорит (ответы детей) лиса.

Ли ли ли ли – дальше мы (ответы детей) пошли.

Молодцы, ребята! Теперь нам необходимо повторить все вместе.

После этого дети повторяют за взрослым весь текст. Затем необходимо отдать награду участникам и похвалить их за успехи.

Длинные распевки

Логопедические распевки для неговорящих детей нужно подбирать индивидуально. У всех дошкольников уровень умственного развития различается. Если ребенок говорит плохо или же у него небольшой активный словарь, то используют усложненные варианты распевок.

Цель: улучшить речь и звукопроизношение.

Задачи:

  • Ввести в словарь ребенка новые слова и за счет этого улучшить речь и ее выразительность.
  • Улучшить звуковую культур речи.
Название Текст
Про гусей Си си си си – улетают гуси.

Сю сю сю сю – говорю я гусю,

Ем ем ем ем – улетаешь ты зачем?

Га га га га – мы летим все на юга.

Ам ам ам ам – а что же там?

Ло ло ло ло – там очень тепло.

Ягоды в лесу Да да да да – в лесу есть ягода.

Ду ду ду ду – я в лес пойду.

Ду ду ду ду – ягоду найду.

Де де де де – растут они везде.

Ом ом ом ом – даже под кустом.

Мамин суп Бы бы бы бы – у мамы есть грибы.

Уп уп уп уп – сварит она суп.

Ем ем ем ем – его я точно съем.

Ма ма ма ма – спасибо мама!

Летняя пора То то то то – наступило лето.

Ро ро ро ро – едем мы на озеро.

Де де де де – мы плаваем в воде.

Упражнения для детей 4-5 лет

Логопедические распевки для неговорящих детей 4-5 лет отличаются повышенной сложностью. В этом возрасте важно увеличивать запас слов дошкольников. Ежедневные упражнения помогут улучшить связную речь и усовершенствовать ее грамматическую сторону.

Цель логопедических распевок: сформировать у ребенка фонетический, лексический и грамматический уровни системы языка.

Задачи:

  • Обогатить словарный запас дошкольника.
  • Содействовать правильному пониманию слов.
  • Подвести ребенка к осознанию словесных отношений.
  • Развить артикуляционный и голосовой аппараты.
  • Улучшить речевое дыхание.
  • Развить фонематическое восприятие.
  • Сформировать правильное произношение всех звуков.
  • Развивать умение понимать, и слушать речь окружающих.

Варианты упражнений:

Тема Текст
Про машину Едет едет далеко синяя машина.

У машины у машины черные все шины.

Крутятся колеса, едут по дороге.

У машины шины – это ее ноги.

Если шина повреждается,

То движение нарушается.

Шины машина береги.

По полям ты не беги.

Про Васю лентяя Эй эй эй эй эй – кричит Вася нам с полей.

Мы в ответ ему кричим,

Мы в ответ не молчим.

О о о о – что такое, Вася, что?

Ку ку ку ку – я от работ вас отвлеку.

Ай ай ай ай – какой же, Вася, ты лентяй!

Хула-хуп Чу чу чу чу – хула-хуп я кручу.

Но плохо получается,

Хула-хуп качается.

Ак ак ак ак – что я делаю не так.

О о о о – делаешь все правильно.

Ти ти ти ти – просто в стороны крути.

Про стариков У реки, у реки – жили были старики.

Раков ели и ловили,

Только ноги намочили.

Ки ки ки ки – плачут эти старики.

Ыть ыть ыть ыть – как теперь нам, старым быть.

Ить ить ить ить – нужно ноги просушить.

Про жадного гнома Ом ом ом ом – под горою живет гном.

То то то то – у него есть золото.

Зы зы зы зы – а еще и алмазы.

Ом ом ом ом – только жаден очень гном.

Ал ал ал ал – богатства нам он не отдал.

Ил ил ил ил – даже грамм не подарил.

Ра ра ра ра – разозлилась гора.

Ди ди ди ди – раз ты жаден, уходи.

Ом ом ом ом – плачет под горою гном.

Ду ду д уду – жадным я не буду.

Про ноты Ты ты ты ты – учим все мы ноты.

Ло ло ло ло – это очень тяжело.

Еть еть еть еть – нужно нам их пропеть.

Му му м уму – никак я ноты не пойму.

Но но но но – петь наверно не дано.

Ать ать ать ать – но ноты нужно всем нам знать.

Зу зу зу зу – гранит науки я грызу.

Логопедические распевки станут для неговорящих детей хорошим способом активировать словарный запас. Благодаря регулярным занятиям, артикуляционный аппарат станет более развитым. Улучшится звукопроизношение.

Примеры:

Тема Текст
Подарок Ко ко ко ко – едем далеко.

На на на на – нас везет машина.

Лю лю лю лю – кататься я люблю.

Не не не не – подарили машину мне.

Рю рю рю рю – я спасибо говорю.

Про телегу Га га га га – едет телега.

Со со со со – скрипит колесо.

Ть ть ть ть – будем мы чинить,

Со со со со – скрипучее колесо.

Шо шо шо шо – едет хорошо.

Ит ит ит ит – больше не скрипит.

Пчелы и мед Лы лы лы – мед собрали пчелы.

Ас ас ас – угостили нас.

Он он он –очень сладко он.

Им им им – мы спасибо говорим.

Ай ай ай –добавим мед мы в чай.

Он он он – будет сладок он.

Сломанная машина На машине едем едем.

И куда же мы приедем.

Крутим крутим колесо.

Едем едем, вот и все.

Дрын дрын дрын,

Дрын дрын дрын.

Мы не едем,

А стоим.

Почему почему?

Ничего я не пойму.

Поломалось колесо.

Поломалось – вот и все.

Смешная Дали вали, дали вали,

Лимонад нам разливали.

Гули вули, гули вули,

Лимонад мы развернули.

Куки вуки, куки вуки –

У нас крюки, а не руки.

Про воду Да да да да – течет вода.

Ко ко ко – далеко.

И и и и – бегут ручьи.

А а а а – а куда?

Ам ам ам ам – мы к морям.

Ом ом ом – а потом?

Я я я – на поля.

Про лес Ли ли ли – в лесу есть ели.

Бы бы бы – еще дубы.

Ины ины – и осины.

Езы езы – и березы.

Ля ля ля – и тополя.

Это все деревья.

Про акулу Бы бы бы – это зубы.

Лы лы лы – есть у акулы.

Чи чи чи – их тысячи.

Ры ры ры – все остры.

Ись ись ись – берегись.

Киты Ря ря ря – есть моря.

Ты ты ты – в них киты.

Ие ие – все большие.

Про журавлей Ли ли ли – улетели журавли.

Да да да – а куда?

Ло ло ло – где тепло.

Да да да – домой когда?

На на на – когда придет весна.

Про Сашу и сушки Се се се – идет Саша по шоссе.

Су су су – сушку сосу.

Ше ше ше – предлагаю Саше.

Ет ет ет – говорит мне нет.

Семья Ма ма ма – у мамы есть Рома.

Ын ын ын – это ее сын.

Чь чь чь – и еще есть дочь.

Ша ша ша – зовут ее Даша.

Ра ра ра – у Даши есть сестра.

Ша ша ша – зовут ее Саша.

Про кожу Жа жа жа – на теле кожа.

Гу гу гу – ее я берегу.

Ня ня ня – от огня.

Га га га – и от снега.

За за за – и от пореза.

Распевки для детей 5-7 лет

Логопедические распевки для неговорящих детей в возрасте 5-7 лет будут большими по объему. В этот период у них уже должно сформироваться представление о гласных и согласных звуках. При регулярном выполнении заданий дети овладевают элементарным осознанием словоразличительной роли звука. Например, кот – крот, угол – уголь.

Цели:

  • Дать практическое представление о смысловом значении слов.
  • Вызвать интерес к заучиванию слов.
  • Дать представления о словесном составе предложения.

Логопедические распевки для неговорящих детей

Задачи:

  • Сформировать представление о словах, как о языковых единицах.
  • Дать широкую ориентировку в языковой действительности.
  • Разъяснить элементарное понимание строения слова.
  • Воспитать интерес к языку.
  • Познакомить с буквами, как с символами для обозначения звукового ряда.
  • Улучшить произношение шипящих, твердых, мягких, свистящих звуков.
  • Научить дифференцировать парные звуки: з-с, ч-щ, ж-щ, л-р, ц-с.
  • Довести до самостоятельного воспроизведения художественного текста без помощи воспитателя либо родителя.
  • Развить интерес к звучащим словам, играм с рифмами и звуками.

Варианты распевок:

Тема Текст
Про чащу Ща ща ща – это роща.

Щу щу щу – иду я в рощу.

Ще ще ще – хорошо в роще.

Ет ет ет – тут каштан цветет.

Еж еж еж – и живет тут еж.

Зы зы зы – есть тут и зубры.

Ры ры ры – водятся бобры.

За зу ут – дуб они грызут.

На на на – будет плотина.

Уб уб уб – жаль могучий дуб.

Про крыжовник Ик ик ик – есть крыжовник.

Ду ду ду – к крыжовнику иду.

Ать ать ать – буду собирать.

Чи чи чи – он колючий.

От от от – ягод не дает.

Чу чу чу – сейчас заплачу.

Ву ву ву – бабушку зову.

На на на – смелая она.

От от от – крыжовник соберет.

Про медведя Ша ша ша – проснулся миша.

Су су су – по лесу я иду.

Ши ши ши – боюсь миши.

Чи чи чи – он рычит.

Гу гу гу — я бегу.

Ще ще ще – по роще.

Му му му – по бурелому.

Жал жал жал – убежал.

Про гостей Ра ра ра – это Жора.

Ре ре ре – иду к Жоре.

Ша ша ша – это Саша.

Ре ре ре – идет он к Жоре.

Про речку Ке ке ке – речка вдалеке.

Ом ом ом – купаться мы идем.

Су су су – круг цветной несу.

Чо чо чо – висит через плечо.

Гу гу гу – буду плавать на кругу.

Про находку Ош ош ош – Петя нашел грош.

Го г ого – не купишь за него.

Ош ош ош – бросил Петя грош.

Про корабли Бли бли бли – плывут корабли.

Бы бы бы – идет дым из трубы.

Ут ут ут – груз они везут.

Ам ам ам – спасибо кораблям

Покос До зари, до зари.

Ходят по полю косари.

Траву косят про запас,

Траву косит только ас.

Боровик Ик ик ик – вырос боровик.

Ого го – шляпка у него.

Круглая, бордовая.

Чик чик чик – срезал боровик.

Про зимнюю одежду Же же же – вяжет мама шапку мне.

Шу шу шу – я зимой ей ношу.

Жи жи жи – нужны и варежки.

Аф аф аф – а еще и шарф.

Про уборку Эн эн эн – убирать мне лень.

Жу жу жу – я с пылью не дружу.

Не не не – поможет мама мне.

Ать ать ать – будем убирать.

Песенка для распевки

Перед речевым занятием можно провести разминку и разогреть мышцы языка. Для этого пригодится песенка, которую дети могут проговорить вместе со взрослым. Веселый сюжет понравится дошкольникам, и они с удовольствием будут повторять слова.

Цель песенки – это подготовить язык к выполнению речевых упражнений.

Задачи:

  • Улучшить произношение слов.
  • Научить выговаривать слова по заданным звукам.
  • Побудить к разговору.

Текст песенки:

Ню ню ню – еду я в деревню.

Ам ам ам – буду гостить я там.

Ма ма ма – есть там ферма.

Ко ко ко – она далеко.

Ор ор ор – завезет туда нас трактор.

Дрын дрын дрын – едем вместе с ним.

Брын брынчит.

Ры рычит.

Ор ор ор – вот такой мотор.

Ма ма ма – ферма уж видна.

Ти ти ти – идем мы в гости.

Ме ме ме – а на ферме,

Зы зы зы – есть козы.

Ще ще ще – а еще

Ры ры ры – куры.

Ца ца ца – несут они яйца.

Ще ще ще – корова есть еще.

Ко ко ко – дает нам молоко.

Ан ан ан – стоит барана.

Га га га – у него рога.

Ам ам ам – бык стоит там.

Им им им – рядом овцы с ним.

Ух ух ух – их стережет пастух.

Ду ду ду – я к пруду пойду.

Ща ща ща – выловлю леща.

Ра ра ра – мне домой пора.

Ду ду ду – прощаться я иду.

За за за – прощай коза.

Ык ык ык – пока и бык.

Ва ва ва – пока корова.

Ры ры ры – пока куры.

Ан ан ан – прощай баран.

Ор ор ор – вези нас трактор.

Песенку можно использовать под музыкальный аккомпанемент.

Сложные распевки

Если ребенок активно идет на контакт с взрослым и повторяет за ним слова, то можно использовать усложненные варианты распевок:

Дин дин дин – летает Алладин.

Жин жин жин – у него есть джин.

Пе пе пе – живет он в лампе.

Джеки шел за молоком.

Трати трати та!

Джеки шел с черным котом.

Дали вали да.

Через реку Трали-Вали.

Джеки шел в чужие дали.

Жуки жужжали жу жу жу.

Прожужжали уши ежу.

А еж с жуками не подружился,

На жуков еж разозлился.

Вы, жуки, не жужжите,

Вы жуки, прочь летите.

Логопедические распевки уникальны. Их можно использовать взрослым не только в дошкольных учреждениях, но и в домашних условиях. Для неговорящих детей такой вариант занятия поможет решить множество речевых проблем.

Видео о распевках

Сборник логопедических распевок:

https://youtube.com/watch?v=6bxTK8ZYrMk%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Как запустить речь у Неговорящего ребенка?

Чаще давать ребенку простые игрушки, которые хочется «озвучить». Показывать картинки и четко произносить, что на них изображено. Больше общаться с ребенком, четко выговаривая слова. Пропевать звуки, которые ребенок уже освоил. Ещё

Что такое логопедические распевки для детей?

Логопедические распевки – это короткие стишки – чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры речи и т.

Как запустить речь у ребенка в 2 года?

Одним из самых эффективных методов развития речи являются занятия речевой гимнастикой для детей 2 лет. Это особый комплекс логопедических упражнений для запуска речи ребенку в 2 года, при помощи которого улучшают развитие и подвижность лицевых мышц. Занятия проводятся в игровой форме.

Какие игры запускают речь?

Пальчиковые и жестовые игрыСенсорные игры, развивающую мелкую моторикуАртикуляционные упражненияИгра «Кто в домике живет»Стишки, побуждающие к произнесению звуков и словДыхательная гимнастикаЧтение книгСюжетно-ролевые игрыЕщё

Советы

СОВЕТ №1

Используйте игровые элементы. Включайте в логопедические распевки игры, которые помогут детям расслабиться и заинтересоваться процессом. Например, можно использовать мяч, который передается от одного ребенка к другому, когда они произносят определенные звуки или слова.

СОВЕТ №2

Включайте разнообразные звуки и мелодии. Используйте различные музыкальные инструменты или фоновые мелодии, чтобы сделать распевки более увлекательными. Это поможет детям лучше запомнить звуки и развить слуховое восприятие.

СОВЕТ №3

Регулярно повторяйте распевки. Создайте расписание занятий и старайтесь заниматься с детьми регулярно. Повторение поможет укрепить навыки и повысить уверенность детей в своих способностях.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка. Подбирайте распевки в зависимости от уровня развития и интересов детей. Это поможет сделать занятия более эффективными и приятными для них.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации