Неговорящим детям в возрасте 3-4 лет ставят ЗРР – задержку речевого развития. Родителям не стоит волноваться, ведь эта проблема решаема. В помощь им (и педагогам) разработаны логопедические распевки. Для ребят, которые не хотят или не умеют разговаривать, это средство позволит быстро наработать активный и пассивный словари.
Для каких детей необходимы
Чаще всего, неговорящие дети имеют небольшое недоразвитие. Ведь речь – это важнейший показатель здорового человека. Если она частично либо полностью отсутствует, то это говорит о задержке в развитии.
Несмотря на это, такие дети остаются участниками образовательного процесса. Они легко вовлекаются в игровую деятельность, коммуникабельны и хорошо отзываются на предложение педагога либо родителя позаниматься. Для детей, у которых есть только задержка развития речи – логопедические распевки станут прекрасным средством для устранения этого дефекта.
Однако, если у ребенка есть задержка психоречевого развития, логопедические распевки не устранят проблему полностью, а лишь частично. Педагог или родитель может попробовать улучшить качество речи подопечного. Однако добиться высоких результатов будет сложно. Придется задействовать и иные методы, помимо логопедических.
Врачи отмечают, что логопедические распевки играют важную роль в развитии неговорящих детей. Специалисты подчеркивают, что такие занятия способствуют не только улучшению артикуляции, но и развитию слухового восприятия и фонематического слуха. Логопеды рекомендуют использовать мелодии и ритмы, которые помогают детям легче запоминать звуки и слова.
Кроме того, распевки создают положительную эмоциональную атмосферу, что важно для мотивации ребенка. Врачи также указывают на то, что регулярные занятия способствуют формированию речевой активности и уверенности в себе. Таким образом, логопедические распевки становятся неотъемлемой частью комплексной работы с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
Занятия для детей 2-3 лет
Логопедические распевки для неговорящих детей – это небольшие по объему стишки-чистоговорки. Их принято пропевать.
Их использование на занятиях способствует следующему:
- Улучшается звукопроизношение.
- Выравнивается темп речи.
- Корректируется слоговая структура слова.
- Развивается речевое дыхание.
Стоит отметить, что все логопедические распевки вырабатывают у дошкольников четкую речь.
Про ежика
Цель: улучшить произношение буквы «Ж».
Задачи: сформировать навык пользования новыми словами; обогатить пассивный словарь ребенка.
Слова:
Жа жа жа жа – мы нашли в лесу ежа.
Жу жу жу жу – дали яблоко ежу.
Же же же же – скушал еж его уже.
Логопедические распевки для неговорящих детей вызывают большой интерес у родителей и специалистов. Многие отмечают, что такие упражнения помогают развивать слуховую память и артикуляцию, что является важным шагом на пути к речевому развитию. Родители делятся положительными отзывами о том, как распевки способствуют расслаблению ребенка и создают игровую атмосферу, что значительно облегчает процесс обучения. Специалисты подчеркивают, что регулярные занятия помогают детям лучше воспринимать звуки и интонации, что в дальнейшем способствует формированию речи. Кроме того, распевки развивают не только речь, но и эмоциональную связь между ребенком и родителем, что делает занятия более эффективными и приятными.
Варианты логопедических распевок
Представленные варианты можно использовать в качестве подготовки к основному занятию либо в свободное время. Все они обладают общими целями и задачами.
К первым относят:
- Формирование фонетической системы языка.
- Развитие диалогической речи.
- Настраивание ребенка на понимание речи взрослого.
Задачи:
- Побудить детей принимать участие в диалоге, используя речевое общение.
- Развивать навыки общения.
- Приучать детей слушать речь взрослого, понимать его указания, выполнять несложные поручения.
Варианты логопедических распевок:
Название | Текст |
Про козу | За за за за – за забором живет коза.
Жу жу жу жу – я с козою дружу. |
Трава и дрова | Ла ла ла ла – на траве лежат дрова.
Лу лу лу лу – я дрова подберу. |
Про грибы | Бы бы бы бы – в лесу растут грибы.
Бу бу бу бу – я грибы соберу. |
Блины у бабы Нины | Ны ны ны ны – баба Нина печет блины.
Эм эм эм эм – я блины съем. |
Подарок маме | Ам ам ам ам – маме я цветочек дам.
Ме ме ме ме – очень приятно маме. |
Про год | Ду ду ду ду – много дней в году.
Да да да да – нам весело всегда. |
Про кашу | Ша ша ша ша – готова наша каша.
Шу шу шу шу – кушаю я кашу. Ше ше ше ше – нравится каша мне. Ша ша ша ша – буду еще кашу я. |
Кошка и дом | Ом ом ом ом – у кошки есть свой дом.
Ём ём ём ём – хорошо ей в нем. |
Молоко у коровы | Ко ко ко ко – корова дала молоко.
Ку ку ку ку – в бидоне я его несу. Ка ка ка ка – полный бидон молока. |
Про тяжелое ведро и сильную маму | До до до до – стоит большое ведро.
Ру ру ру ру – воды в него я наберу. Гу гу гу гу – его поднять я не могу. Ма ма ма ма – мне поможет мама. |
Про стол | Ол ол ол ол – мы купили стол.
Жу жу жу жу – я за ним сижу. |
Игра с логопедической распевкой
Для детей 2-3 лет игра остается ведущей деятельностью. Поэтому, если ребенок не хочет заниматься, можно попробовать его заинтересовать, предложив такой вариант. Чтобы у дошкольника появилась мотивация, необходимо выбрать приз. В качестве его выбирают вкусную еду, которую любит ребенок или лакомство.
Перед началом игры взрослый объясняет правила и показывает приз. Необходимо донести, что он достанется только тому, кто дойдет до конца и выдержит все испытания. Важное условие – отдать награду ребенку, даже если у него плохо получается проговаривать слова. Это позволит поверить малышу в собственные силы, поднимет его самооценку.
Необходимое оборудование для игры:
- Красивый конверт. В него заранее кладут картинки к речевой игре.
- Изображения: лисы, норы, еды.
Подготовительные действия заключаются в том, что конверт необходимо спрятать.
Цель мероприятия:
- Улучшить связную речь звукопроизношение.
- Установить речевые контакты у ребенка.
- Побудить сопровождать речью действия.
Задачи:
- Побудить к участию в рассказе-образце (договаривание слов и коротких фраз).
- Научить отчетливо проговаривать отдельные слова и выражения.
Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой. Ход занятия начинается с сюрпризного момента. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. После этого участники строятся и идут за педагогом.
Взрослый проговаривает вслух:
Ко ко ко ко едут дети далеко.
Ря ря ря ря через горы и моря.
Ду ду ду ду – к приключениям иду.
Вот мы и приехали в волшебное место. Посмотрите – что это за конверт лежит? (Заранее стоит спрятать туда красивый конверт). Воспитатель достает его после этих слов и открывает.
Дети, тут написано, что нам нужно угадать слова. Если вы справитесь с заданием, нам дадут вот такой приз (рассказать о награде). В конверте есть подсказки, которые я вам буду читать и показывать. Вы готовы?
Ответы детей: да да да! (Необходимо, чтобы дети отчетливо произнесли свой вариант).
https://youtube.com/watch?v=bus80R7mMUk%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Тогда начинаем! Я говорю вам первую часть подсказки, а вы заканчиваете. Вам нужно вставить необходимое слово. В помощь всем будут картинки. Начинаем играть!
Са са са са в лесу живет… (ответы детей) лиса.
Ру ру ру ру – полезем к ней в (ответы детей) нору.
Ет ет ет ет – говорит лиса нам (ответы) нет.
Ду ду ду ду – мы дадим лисе (ответы детей) еду.
Са са са са – спасибо говорит (ответы детей) лиса.
Ли ли ли ли – дальше мы (ответы детей) пошли.
Молодцы, ребята! Теперь нам необходимо повторить все вместе.
После этого дети повторяют за взрослым весь текст. Затем необходимо отдать награду участникам и похвалить их за успехи.
Длинные распевки
Логопедические распевки для неговорящих детей нужно подбирать индивидуально. У всех дошкольников уровень умственного развития различается. Если ребенок говорит плохо или же у него небольшой активный словарь, то используют усложненные варианты распевок.
Цель: улучшить речь и звукопроизношение.
Задачи:
- Ввести в словарь ребенка новые слова и за счет этого улучшить речь и ее выразительность.
- Улучшить звуковую культур речи.
Название | Текст |
Про гусей | Си си си си – улетают гуси.
Сю сю сю сю – говорю я гусю, Ем ем ем ем – улетаешь ты зачем? Га га га га – мы летим все на юга. Ам ам ам ам – а что же там? Ло ло ло ло – там очень тепло. |
Ягоды в лесу | Да да да да – в лесу есть ягода.
Ду ду ду ду – я в лес пойду. Ду ду ду ду – ягоду найду. Де де де де – растут они везде. Ом ом ом ом – даже под кустом. |
Мамин суп | Бы бы бы бы – у мамы есть грибы.
Уп уп уп уп – сварит она суп. Ем ем ем ем – его я точно съем. Ма ма ма ма – спасибо мама! |
Летняя пора | То то то то – наступило лето.
Ро ро ро ро – едем мы на озеро. Де де де де – мы плаваем в воде. |
Упражнения для детей 4-5 лет
Логопедические распевки для неговорящих детей 4-5 лет отличаются повышенной сложностью. В этом возрасте важно увеличивать запас слов дошкольников. Ежедневные упражнения помогут улучшить связную речь и усовершенствовать ее грамматическую сторону.
Цель логопедических распевок: сформировать у ребенка фонетический, лексический и грамматический уровни системы языка.
Задачи:
- Обогатить словарный запас дошкольника.
- Содействовать правильному пониманию слов.
- Подвести ребенка к осознанию словесных отношений.
- Развить артикуляционный и голосовой аппараты.
- Улучшить речевое дыхание.
- Развить фонематическое восприятие.
- Сформировать правильное произношение всех звуков.
- Развивать умение понимать, и слушать речь окружающих.
Варианты упражнений:
Тема | Текст |
Про машину | Едет едет далеко синяя машина.
У машины у машины черные все шины. Крутятся колеса, едут по дороге. У машины шины – это ее ноги. Если шина повреждается, То движение нарушается. Шины машина береги. По полям ты не беги. |
Про Васю лентяя | Эй эй эй эй эй – кричит Вася нам с полей.
Мы в ответ ему кричим, Мы в ответ не молчим. О о о о – что такое, Вася, что? Ку ку ку ку – я от работ вас отвлеку. Ай ай ай ай – какой же, Вася, ты лентяй! |
Хула-хуп | Чу чу чу чу – хула-хуп я кручу.
Но плохо получается, Хула-хуп качается. Ак ак ак ак – что я делаю не так. О о о о – делаешь все правильно. Ти ти ти ти – просто в стороны крути. |
Про стариков | У реки, у реки – жили были старики.
Раков ели и ловили, Только ноги намочили. Ки ки ки ки – плачут эти старики. Ыть ыть ыть ыть – как теперь нам, старым быть. Ить ить ить ить – нужно ноги просушить. |
Про жадного гнома | Ом ом ом ом – под горою живет гном.
То то то то – у него есть золото. Зы зы зы зы – а еще и алмазы. Ом ом ом ом – только жаден очень гном. Ал ал ал ал – богатства нам он не отдал. Ил ил ил ил – даже грамм не подарил. Ра ра ра ра – разозлилась гора. Ди ди ди ди – раз ты жаден, уходи. Ом ом ом ом – плачет под горою гном. Ду ду д уду – жадным я не буду. |
Про ноты | Ты ты ты ты – учим все мы ноты.
Ло ло ло ло – это очень тяжело. Еть еть еть еть – нужно нам их пропеть. Му му м уму – никак я ноты не пойму. Но но но но – петь наверно не дано. Ать ать ать ать – но ноты нужно всем нам знать. Зу зу зу зу – гранит науки я грызу. |
Логопедические распевки станут для неговорящих детей хорошим способом активировать словарный запас. Благодаря регулярным занятиям, артикуляционный аппарат станет более развитым. Улучшится звукопроизношение.
Примеры:
Тема | Текст |
Подарок | Ко ко ко ко – едем далеко.
На на на на – нас везет машина. Лю лю лю лю – кататься я люблю. Не не не не – подарили машину мне. Рю рю рю рю – я спасибо говорю. |
Про телегу | Га га га га – едет телега.
Со со со со – скрипит колесо. Ть ть ть ть – будем мы чинить, Со со со со – скрипучее колесо. Шо шо шо шо – едет хорошо. Ит ит ит ит – больше не скрипит. |
Пчелы и мед | Лы лы лы – мед собрали пчелы.
Ас ас ас – угостили нас. Он он он –очень сладко он. Им им им – мы спасибо говорим. Ай ай ай –добавим мед мы в чай. Он он он – будет сладок он. |
Сломанная машина | На машине едем едем.
И куда же мы приедем. Крутим крутим колесо. Едем едем, вот и все. Дрын дрын дрын, Дрын дрын дрын. Мы не едем, А стоим. Почему почему? Ничего я не пойму. Поломалось колесо. Поломалось – вот и все. |
Смешная | Дали вали, дали вали,
Лимонад нам разливали. Гули вули, гули вули, Лимонад мы развернули. Куки вуки, куки вуки – У нас крюки, а не руки. |
Про воду | Да да да да – течет вода.
Ко ко ко – далеко. И и и и – бегут ручьи. А а а а – а куда? Ам ам ам ам – мы к морям. Ом ом ом – а потом? Я я я – на поля. |
Про лес | Ли ли ли – в лесу есть ели.
Бы бы бы – еще дубы. Ины ины – и осины. Езы езы – и березы. Ля ля ля – и тополя. Это все деревья. |
Про акулу | Бы бы бы – это зубы.
Лы лы лы – есть у акулы. Чи чи чи – их тысячи. Ры ры ры – все остры. Ись ись ись – берегись. |
Киты | Ря ря ря – есть моря.
Ты ты ты – в них киты. Ие ие – все большие. |
Про журавлей | Ли ли ли – улетели журавли.
Да да да – а куда? Ло ло ло – где тепло. Да да да – домой когда? На на на – когда придет весна. |
Про Сашу и сушки | Се се се – идет Саша по шоссе.
Су су су – сушку сосу. Ше ше ше – предлагаю Саше. Ет ет ет – говорит мне нет. |
Семья | Ма ма ма – у мамы есть Рома.
Ын ын ын – это ее сын. Чь чь чь – и еще есть дочь. Ша ша ша – зовут ее Даша. Ра ра ра – у Даши есть сестра. Ша ша ша – зовут ее Саша. |
Про кожу | Жа жа жа – на теле кожа.
Гу гу гу – ее я берегу. Ня ня ня – от огня. Га га га – и от снега. За за за – и от пореза. |
Распевки для детей 5-7 лет
Логопедические распевки для неговорящих детей в возрасте 5-7 лет будут большими по объему. В этот период у них уже должно сформироваться представление о гласных и согласных звуках. При регулярном выполнении заданий дети овладевают элементарным осознанием словоразличительной роли звука. Например, кот – крот, угол – уголь.
Цели:
- Дать практическое представление о смысловом значении слов.
- Вызвать интерес к заучиванию слов.
- Дать представления о словесном составе предложения.
Задачи:
- Сформировать представление о словах, как о языковых единицах.
- Дать широкую ориентировку в языковой действительности.
- Разъяснить элементарное понимание строения слова.
- Воспитать интерес к языку.
- Познакомить с буквами, как с символами для обозначения звукового ряда.
- Улучшить произношение шипящих, твердых, мягких, свистящих звуков.
- Научить дифференцировать парные звуки: з-с, ч-щ, ж-щ, л-р, ц-с.
- Довести до самостоятельного воспроизведения художественного текста без помощи воспитателя либо родителя.
- Развить интерес к звучащим словам, играм с рифмами и звуками.
Варианты распевок:
Тема | Текст |
Про чащу | Ща ща ща – это роща.
Щу щу щу – иду я в рощу. Ще ще ще – хорошо в роще. Ет ет ет – тут каштан цветет. Еж еж еж – и живет тут еж. Зы зы зы – есть тут и зубры. Ры ры ры – водятся бобры. За зу ут – дуб они грызут. На на на – будет плотина. Уб уб уб – жаль могучий дуб. |
Про крыжовник | Ик ик ик – есть крыжовник.
Ду ду ду – к крыжовнику иду. Ать ать ать – буду собирать. Чи чи чи – он колючий. От от от – ягод не дает. Чу чу чу – сейчас заплачу. Ву ву ву – бабушку зову. На на на – смелая она. От от от – крыжовник соберет. |
Про медведя | Ша ша ша – проснулся миша.
Су су су – по лесу я иду. Ши ши ши – боюсь миши. Чи чи чи – он рычит. Гу гу гу — я бегу. Ще ще ще – по роще. Му му му – по бурелому. Жал жал жал – убежал. |
Про гостей | Ра ра ра – это Жора.
Ре ре ре – иду к Жоре. Ша ша ша – это Саша. Ре ре ре – идет он к Жоре. |
Про речку | Ке ке ке – речка вдалеке.
Ом ом ом – купаться мы идем. Су су су – круг цветной несу. Чо чо чо – висит через плечо. Гу гу гу – буду плавать на кругу. |
Про находку | Ош ош ош – Петя нашел грош.
Го г ого – не купишь за него. Ош ош ош – бросил Петя грош. |
Про корабли | Бли бли бли – плывут корабли.
Бы бы бы – идет дым из трубы. Ут ут ут – груз они везут. Ам ам ам – спасибо кораблям |
Покос | До зари, до зари.
Ходят по полю косари. Траву косят про запас, Траву косит только ас. |
Боровик | Ик ик ик – вырос боровик.
Ого го – шляпка у него. Круглая, бордовая. Чик чик чик – срезал боровик. |
Про зимнюю одежду | Же же же – вяжет мама шапку мне.
Шу шу шу – я зимой ей ношу. Жи жи жи – нужны и варежки. Аф аф аф – а еще и шарф. |
Про уборку | Эн эн эн – убирать мне лень.
Жу жу жу – я с пылью не дружу. Не не не – поможет мама мне. Ать ать ать – будем убирать. |
Песенка для распевки
Перед речевым занятием можно провести разминку и разогреть мышцы языка. Для этого пригодится песенка, которую дети могут проговорить вместе со взрослым. Веселый сюжет понравится дошкольникам, и они с удовольствием будут повторять слова.
Цель песенки – это подготовить язык к выполнению речевых упражнений.
Задачи:
- Улучшить произношение слов.
- Научить выговаривать слова по заданным звукам.
- Побудить к разговору.
Текст песенки:
Ню ню ню – еду я в деревню.
Ам ам ам – буду гостить я там.
Ма ма ма – есть там ферма.
Ко ко ко – она далеко.
Ор ор ор – завезет туда нас трактор.
Дрын дрын дрын – едем вместе с ним.
Брын брынчит.
Ры рычит.
Ор ор ор – вот такой мотор.
Ма ма ма – ферма уж видна.
Ти ти ти – идем мы в гости.
Ме ме ме – а на ферме,
Зы зы зы – есть козы.
Ще ще ще – а еще
Ры ры ры – куры.
Ца ца ца – несут они яйца.
Ще ще ще – корова есть еще.
Ко ко ко – дает нам молоко.
Ан ан ан – стоит барана.
Га га га – у него рога.
Ам ам ам – бык стоит там.
Им им им – рядом овцы с ним.
Ух ух ух – их стережет пастух.
Ду ду ду – я к пруду пойду.
Ща ща ща – выловлю леща.
Ра ра ра – мне домой пора.
Ду ду ду – прощаться я иду.
За за за – прощай коза.
Ык ык ык – пока и бык.
Ва ва ва – пока корова.
Ры ры ры – пока куры.
Ан ан ан – прощай баран.
Ор ор ор – вези нас трактор.
Песенку можно использовать под музыкальный аккомпанемент.
Сложные распевки
Если ребенок активно идет на контакт с взрослым и повторяет за ним слова, то можно использовать усложненные варианты распевок:
Дин дин дин – летает Алладин.
Жин жин жин – у него есть джин.
Пе пе пе – живет он в лампе.
Джеки шел за молоком.
Трати трати та!
Джеки шел с черным котом.
Дали вали да.
Через реку Трали-Вали.
Джеки шел в чужие дали.
Жуки жужжали жу жу жу.
Прожужжали уши ежу.
А еж с жуками не подружился,
На жуков еж разозлился.
Вы, жуки, не жужжите,
Вы жуки, прочь летите.
Логопедические распевки уникальны. Их можно использовать взрослым не только в дошкольных учреждениях, но и в домашних условиях. Для неговорящих детей такой вариант занятия поможет решить множество речевых проблем.
Видео о распевках
Сборник логопедических распевок:
https://youtube.com/watch?v=6bxTK8ZYrMk%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Как запустить речь у Неговорящего ребенка?
Чаще давать ребенку простые игрушки, которые хочется «озвучить». Показывать картинки и четко произносить, что на них изображено. Больше общаться с ребенком, четко выговаривая слова. Пропевать звуки, которые ребенок уже освоил. Ещё
Что такое логопедические распевки для детей?
Логопедические распевки – это короткие стишки – чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры речи и т.
Как запустить речь у ребенка в 2 года?
Одним из самых эффективных методов развития речи являются занятия речевой гимнастикой для детей 2 лет. Это особый комплекс логопедических упражнений для запуска речи ребенку в 2 года, при помощи которого улучшают развитие и подвижность лицевых мышц. Занятия проводятся в игровой форме.
Какие игры запускают речь?
Пальчиковые и жестовые игрыСенсорные игры, развивающую мелкую моторикуАртикуляционные упражненияИгра «Кто в домике живет»Стишки, побуждающие к произнесению звуков и словДыхательная гимнастикаЧтение книгСюжетно-ролевые игрыЕщё
Советы
СОВЕТ №1
Используйте игровые элементы. Включайте в логопедические распевки игры, которые помогут детям расслабиться и заинтересоваться процессом. Например, можно использовать мяч, который передается от одного ребенка к другому, когда они произносят определенные звуки или слова.
СОВЕТ №2
Включайте разнообразные звуки и мелодии. Используйте различные музыкальные инструменты или фоновые мелодии, чтобы сделать распевки более увлекательными. Это поможет детям лучше запомнить звуки и развить слуховое восприятие.
СОВЕТ №3
Регулярно повторяйте распевки. Создайте расписание занятий и старайтесь заниматься с детьми регулярно. Повторение поможет укрепить навыки и повысить уверенность детей в своих способностях.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка. Подбирайте распевки в зависимости от уровня развития и интересов детей. Это поможет сделать занятия более эффективными и приятными для них.