Неврологические нарушения, затрагивающие часть коры головного мозга, возникают в период внутриутробного развития плода, приводя после рождения ребенка к повреждению отделов, отвечающих за анализ речи и звуков.
Не связанные в большинстве случаев с функциями слухового аппарата патологии, постепенно развиваясь, приводят к тому, что ребенок может слышать, но не воспринимать обращенную к нему речь, не способен анализировать и поддерживать беседу, сопровождаются нарушением речи и требуют внешнего врачебного вмешательства.
Норма речевого развития у детей
Ребенок не понимает обращенную речь в случае, если страдает слабоумием или синдромом Ландау-Клеффнера. Заподозрить данные заболевания можно также, при значительном отклонении от нормы его показателей в развитии.
Таблица. Нормы речевого развития у детей:
Возраст ребенка |
Как должен себя вести |
В 1,5 лет | Мальчик или девочка реагируют на голоса взрослых, вслушиваются в интонацию и поворачиваются при звуках собственного имени. К 1,5 годам они постепенно усваивают название окружающих предметов, способны найти их на картинке, а также легко выполняют обращенные к ним простейшие просьбы (подать или принести что-то). |
От 1,5 до 2-х лет | Дети реагируют на просьбы взрослых осуществить определенное действие, могут не только самостоятельно выполнить его, но и продемонстрировать при помощи картинок (например, показывая, как спит мишка или кукла). |
От 2-х до 3-х лет | Малыш с удовольствием слушает рассказы и сказки, понимает их смысл, а также способен без помощи взрослых совершить ряд простейших действий (например, взять со стола книгу и подать ее маме). |
От 4-х до 5-ти лет | Дети понимают и отвечают на обращенные к ним сложноподчиненные предложения. |
Мнение врачей по поводу ситуации, когда ребенок не понимает обращенную речь, однозначно требует внимательного подхода. Специалисты подчеркивают, что такая проблема может быть связана с различными факторами, включая задержку речевого развития или слуховые нарушения. Важно не паниковать, а обратиться к педиатру или логопеду для диагностики. Врач может рекомендовать специальные упражнения для развития слухового восприятия и речевой активности. Также полезно создать вокруг ребенка языковую среду: читать книги, петь песни и активно общаться. Родителям советуют быть терпеливыми и поддерживать ребенка, ведь раннее вмешательство может значительно улучшить ситуацию и помочь ему лучше понимать речь окружающих.
Проявления отклонений
Ребенок не понимает обращенную речь при нарушении восприятия произнесенных слов, что может быть связано с неврологическими нарушениями: тугоухостью, афазией или алалией.
Возникающее в раннем детстве такое состояние становится заметно к 1,5-3-м годам, когда родители начинают замечать, что их сын или дочь:
- не реагируют на сказанные в их адрес фразы так, словно не слышат их;
- откликаются на шепот, при этом, не воспринимая громко произнесенные слова;
- не оборачиваются при звуке собственного имени;
- не могут понять смысл просьбы с перефразированной формулировкой;
- не вникают в смысл вопросов или пытаются угадать ответы;
- общаясь с взрослыми, не обращают внимание на выражение их лиц;
- с непониманием относятся к просьбам, сделанным в непривычной обстановке;
- вынуждены повторно проговаривать вопрос перед ответом на него.
Врачи отмечают, что проявление патологии могут быть связано также с тем, что ребенок:
- копирует слова и жестикуляцию ранее говорившего с ним человека или заученные мультипликационные (рекламные) фразы (слоганы);
- стремится к постоянству, избегая расширять свой круг общения, из-за опасения спровоцировать насмешки посторонних людей;
- отличается повышенной тревожностью;
- неспособен контролировать свои поступки, отличается гиперактивностью или излишне импульсивным поведением;
- постоянно выполняет навязчивые действия, являющиеся признаком напряжения из-за проблем с адаптацией;
- отличается повышенной продуктивностью в выполнении наглядных задач, объясняемых неречевым способом.
Детский психолог и нейропсихолог московской многопрофильной клиники La Salute Антонова С.Л. отмечает, что заподозрить сенсорную алалию можно в случае, если:
- Ребенок в возрасте от 1-го до 3-х лет при просьбе принести какую-либо игрушку, фрукты или овощи не выполнит задание. В случае если малыш принесет заданную вещь (покажет на нее пальцем) – он считается совершенно здоровым.
- Мальчик или девочка старше 3-х лет не сможет правильно среагировать на сложную просьбу (принести что-то) или объяснить, что изображено на картинке.
Возможные заболевания
Не реагировать на обращенную к нему речь, но при этом хорошо слышать ее, ребенок может по причине поражения определенных зон головного мозга (центра Вернике), приводящих к развитию ряда заболеваний.
Поражение в задней трети верхней височной извилины левого полушария головного мозга возникает на этапе внутриутробного развития беременности и связано с:
- внутриутробными патологиями – гипоксией, гипотропией, внутриутробной инфекцией;
- поражением ЦНС (центральной нервной системы) при родах – операциями, стремительными или затяжными родами, долгим безводным периодом;
- травмами и опухолью в младенчестве.
Когда ребенок не понимает обращенную речь, это может вызывать беспокойство у родителей. Многие специалисты советуют не паниковать, а обратить внимание на несколько важных аспектов. Во-первых, стоит оценить уровень развития ребенка: возможно, он просто не успевает за сверстниками. Важно создать для него комфортную языковую среду, где он будет слышать много разговорной речи.
Также полезно использовать простые и понятные фразы, повторять их и сопровождать жестами. Игры и занятия, направленные на развитие слухового восприятия, могут значительно помочь. Если же ситуация не улучшается, стоит обратиться к логопеду или детскому психологу. Профессиональная помощь может оказаться необходимой для выявления возможных причин и разработки индивидуального подхода к обучению. Главное — сохранять терпение и веру в способности ребенка.
Тугоухость
Дети, столкнувшиеся с нарушением слухового аппарата в раннем возрасте, не воспринимают как речевые, так и неречевые звуки, что постепенно приводит к проблемам в формирования речевых навыков.
При этом они провоцируют развитие интеллектуального дефицита, сопровождающегося последующими трудностями в процессе обучения.
Афазия
Ребенок не понимает обращенную речь при нарушении восприятия ее слуховым аппаратом. Также заболевание сопровождается локальным отсутствием или расстройством уже сформировавшейся речи.
Течение патологического процесса может варьироваться в зависимости от формы развития дисфункции:
Вид заболевания |
Его симптоматика |
Семантическая форма заболевания | Связана с развитием импрессивного аграмматизма, при котором ребенок не понимает сложные речевые обороты, отражающие пространственную визуализацию и необходимую связь между явлениями, при которой одно из них предшествует и порождает другое. |
Динамическая форма | Сопровождается у ребенка разрывом между смыслом и звуковой оболочкой слов, при неполном понимании устной речи, и дополняется нарушением способности осознанно удерживать фокус внимания на выбранном предмете. |
Тотальная форма | Патология сопровождается сохранением лишь чувственного восприятия ребенком окружающей действительности при полном отсутствии возможности беседы на отвлеченную тематику. При этом малыш не может, как понимать речь, так и связно разговаривать. |
Акустико-мнестическая форма | Связана с хорошим восприятием ребенком коротких фраз, но полной потерей ориентации при озвучивании сложноподчиненных предложений. Сопровождается патология также невозможностью малыша держать в памяти большой объем информации. |
Акустико-гностическая | Сопровождается отсутствием реакции ребенка на слова взрослого, при сохраняющейся его концентрации на жестах и мимике оппонента. |
Аутизм
Низкофункциональная форма болезни связана с нарушением слухового восприятия.
При данном заболевании ребенок слышит взрослого, но понимает его речь избирательно, реагируя только на интересные для себя темы.
Одновременно с этим малыш может не отвечать на обращенные к нему просьбы и не реагировать на собственное имя.
Алалия
Заболевание, развивающееся в одной из зон коры головного мозга, сопровождается отсутствием способности ребенка разделять звуки на речевые и неречевые.
Для детей с подобной симптоматикой посторонняя речь представляет собой бессмысленный набор звуков, при этом они не могут разговаривать сами или не умеют связать предмет с его названием.
Умственная отсталость
Ребенок не понимает обращенную речь при олигофрении, сопровождающейся проблемами в звукопроизношении и способности анализировать информацию, а также наличием у ребенка минимального словарного запаса.
Детское восприятие напрямую в зависимости от формы заболевания:
Вид заболевания |
Его характеристика |
Идиотия | Частично реагируя на жестикуляцию и мимику взрослых, ребенок совершенно не воспринимает любые речевые звуки. |
Имбецильность | Малыш способен ориентироваться только в узком кругу ситуативных и бытовых тем, но при этом не воспринимает новую или более сложную для него информацию. |
Дебильность | При таком заболевании больной ребенок понимает обращенные к нему простые предложения, способен поддержать несложный разговор, но при этом у него полностью отсутствует абстрактное мышление. |
Слабоумие
Расстройство мышления, связанное с утратой ребенком понимания связи между явлениями, низким словарным запасом и слабой памятью.
Проявляется отсутствием у него возможности к общению и способности воспринимать отвлеченные понятия.
Синдром Ландау-Клеффнера
Проявляющаяся в возрасте 3-7 лет патология связана с постепенной потерей ребенком возможности восприятия речи и утерей способности к самостоятельным высказываниям.
Связанное с пароксизмальной патологией заболевание развивается в течение полугода в области височных долей и сопровождается появлением эпилептических припадков.
Синдром Маугли
Непонимание речи наблюдается специалистами у «детей-маугли» из-за отсутствия у них опыта общения с окружающими. Подражательный характер развития речи заставляет ребенка подсознательно копировать постоянно находящихся рядом с ним взрослых, их мимику, фразы и жесты.
Вынужденные длительное время находиться без человеческого общения, выращенные зверьми и ранее не общавшиеся с людьми «дети-маугли» не могут адекватно воспринимать обращенные к ним речевые фразы, а также, в большинстве случаев, не обладают и навыками речи.
Ярким примером «ребенка-маугли» стала длительное время проживавшая среди собачьей стаи 8-ми летняя Оксана из г. Херсонес.
Также, специалисты относят к «детям-маугли» малышей, проживающих с родителями, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью и не занимающихся их воспитанием и развитием.
Диагностика и лечение
Появление описанных выше симптомом является основанием для незамедлительного обращения родителей к педиатру, по результатам осмотра которого будут даны направления на консультацию к:
- невропатологу;
- отоларингологу, для диагностики работы слухового аппарата;
- логопеду, способному дать оценку развития речи и оказать помощь в коррекции заболевания;
- психиатру, работа которого должна быть направлена на предотвращение возможных психологических отклонений.
В ходе обследования могут быть назначены дополнительные врачебные консультации, прием витаминов и ноотропных препаратов. Хороший эффект дает массаж, физиолечение и психологическая коррекция.
При слабоумии основное лечение ребенка должен проводить врач психиатр, дополнительно, при необходимости, проводится медикаментозный курс:
- ноотропными и психотропными лекарственными веществами;
- витаминами антиоксидантами;
- блокираторами холинэстеразы;
- антипсихотическими веществами.
При врожденной тугоухости детям проводятся процедуры, помогающие восстановить слуховые функции, посредством подбора слуховых аппаратов и кохлеарной имплантации, а впоследствии с ними проводит занятия сурдопедагог, помогающий развить понимание речи и обучить навыкам активного высказывания.
Нейропсихологическая коррекция
Нейропсихологическая коррекция должна быть направлена на изучение системно-динамической перестройки мозга ребенка.
Работающий с малышом специалист оценит тяжесть заболевания и разработает оптимальный курс лечения, позволяющий минимизировать последствия расстройства.
Логопедическая коррекция
Логопедическая коррекция может проходить как индивидуально, так и в форме групповых занятий и включает в себя проработку:
- речевых расстройств;
- внимания и памяти;
- восприятия и коммуникативных навыков.
Методы своей работы специалист подбирает индивидуально в зависимости от общего состояния ребенка и степени поражения головного мозга.
Метод Томатиса
Система, основанного на слуховых тренировках, направленных на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации.
https://youtube.com/watch?v=ipSqQU4IOrU%3Ffeature%3Doembed
В результате применения аппарата «электронных ушей», со звучащими в них специально обработанными музыкальными композициями, постоянно изменяющими интенсивность и частоту звуковых сигналов, происходит постепенная стимуляция мышц внутреннего уха, улучшающая способность ребенка к восприятию речевой информации, а также активизирующая его моторные и слуховые функции.
В результате занятий, длящихся 1-2 часа, во время которых ребенок прослушивает специально обработанный звук, занимаясь любимым делом, происходит:
- улучшение эмоционального и психического состояния, заключающееся в снятии тревожности, гиперактивности и невротического компонента;
- развитие речи;
- развитие и улучшение координации движений;
- развитие коммуникативных качеств;
- улучшение качества голоса;
- развитие способностей к иностранным языкам.
Система ABA-терапии
Прикладной анализ поведения используется для коррекции аутизма и направлен на внесение в жизнь ребенка необходимых, отсутствующих у него навыков. Все задания программы строятся на изучении специальных карточек с изображением определенных действий, с которыми «неговорящий» ребенок может обратиться к взрослому, чтобы попросить его о чем-то.
Карточки разбиты на специфические блоки и призваны обучить ребенка слушать, воспринимать информацию, доносить до собеседника свои мысли, вести себя в разных ситуациях.
Метод логоритмики
Методика, представляет собой систему двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой активностью.
Проводимые под музыкальное сопровождение занятия помогают справиться с речевыми нарушениями, способствуя формированию устной речи, улучшению мелкой моторики и слухового восприятия малыша.
Как вести себя родителям
Занимающиеся диагностикой и лечением патологии специалисты отмечают, что для столкнувшегося с рецептивными расстройствами ребенка важна не только специфическая терапия, но и поддержка со стороны его близких его людей.
Детский невролог, нейропсихолог клиники «La Salute» Антонова С.Л. отмечает, что при обращении к малышу, родителям следует:
- во время разговора смотреть на его лицо;
- озвучивать только что совершенные совместные действия (например, «мы погуляли» или «мы покушали»);
- стараться выражать свои мысли максимально простыми, короткими фразами;
- произносить свои слова четко и громко, не искажая при этом интонацию;
- при разговоре всегда демонстрировать обсуждаемый предмет.
Облегчить обучение ребенка, столкнувшегося с проблемами речевого восприятия, помогут:
- частые совместные прогулки;
- ежедневное чтение книг родителями ребенку и рассматривание иллюстраций;
- обучающие занятия, направленные на изучение окружающих предметов или животных;
- составление коротких фраз из слов, доступных для понимания ребенка или ограничение фразы одним конкретным словом, например, фразу «пойдем купаться в ванную» можно заменить на «купаться»;
- сопровождение всех своих действий определенными, часто повторяющимися комментариями (например, зовя ребенка на обед, следует ежедневно повторять «пойдем кушать»).
Специалист настоятельно рекомендует родителям максимально ограничить просмотр телевизионных передач.
Часто повторяющиеся рекламные слоганы или реплики мультипликационных героев будут достаточно быстро заучены и воспроизведены ребенком, что значительно затормозит его последующее обучение.
Возможные последствия
Нарушение восприятие речи требует своевременной логопедической и нейропсихиатрической коррекции, а при отсутствии лечения способно трансформироваться в серьезные патологии, существенно затрудняющие последующее развитие и обучение ребенка.
Неспособный адекватно реагировать на обращенную к нему речь ребенок в дальнейшем будет существенно ограничен в рамках социального и коммуникативного общения, что способно привести к развитию серьезных психологических расстройств, депрессии и шизофрении.
Возникающее при психоневрологических патологиях рецепторное нарушение сопровождается отсутствием адекватной реакции ребенка на обращенную к нему устную речь, поскольку врожденное поражение отдельных участков головного мозга не позволяет ему распознать.
Диагностируемое, по словам специалистов, приблизительно у 5% всех детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет расстройство может быть связано как с врожденными, так и с приобретенными патологиями, сопровождается частичным сохранением или полным отсутствием речи и требует своевременного лечения, позволяющего предупредить последующее нарушение коммуникативного общения.
Видео о том. как распознать, понимает ли ребенок речь и что делать при нарушениях
https://youtube.com/watch?v=sznJQ75ud1Y%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Как научить ребенка понимать обращенную к нему речь?
Не перегружайте свою речь сложными конструкциями. Используйте простые короткие фразы из 2-3 слов Говорите со спокойной интонацией Проговаривайте слова, не деля их на слоги. Ведите диалог с ребёнком, задавайте ему вопросы Обращайтесь к ребёнку с просьбами
Почему ребенок не реагирует на обращенную речь?
Причиной непонимания ребенком обращенной речи может быть снижение слуха. Необходимо проверить слух у специалиста с использованием специальной аппаратуры. Также причины непонимания обращенной речи связаны с поражением зон головного мозга, которые отвечают за анализ звуков. Таких зон в мозге у человека несколько.
Когда ребенок не понимает обращенную речь?
Сенсорная алалия – неврологическое нарушение, поражение коркового отдела речеслухового анализатора, при котором нарушается анализ звуков и речи.
В каком возрасте ребенок должен понимать обращенную речь?
5 месяцев — ребенок реагирует на направление звука, меняет интонацию голоса. 6 месяцев — появляется первый слог (ба, ма). Начинает понимать обращенную речь (прислушивается к голосу, правильно реагирует на интонацию, выделяет знакомые голоса). 7 месяцев — ребенок готов к игре.
Советы
СОВЕТ №1
Обеспечьте регулярное взаимодействие с ребенком. Говорите с ним на протяжении всего дня, описывая свои действия и окружающие предметы. Это поможет ребенку лучше понимать речь и развивать словарный запас.
СОВЕТ №2
Используйте простые и короткие фразы. Избегайте сложных конструкций и длинных предложений. Чем проще будет ваша речь, тем легче ребенку будет ее воспринимать и понимать.
СОВЕТ №3
Включайте в общение визуальные подсказки. Указывайте на предметы, о которых говорите, и используйте жесты. Это поможет ребенку связать слова с их значением и улучшить понимание обращенной речи.
СОВЕТ №4
Чаще читайте ребенку книги и рассказывайте истории. Это не только развивает речь, но и помогает формировать понимание структуры языка. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями, чтобы удерживать внимание ребенка.