Как выучить алфавит с ребенком в игровой форме

Изучение алфавита – важный этап в развитии ребенка, следующий за становлением слуха и развитием речевых навыков. Происходящий приблизительно в возрасте 4-5-ти лет он направлен на подготовку ребенка к школьным занятиям и должен проходить в способной заинтересовать малыша игровой форме.

С какого возраста начинать

Выучить алфавит большинство детей способны к возрасту 4-6-ти лет. Нейрофизиологи отмечают, что данный процесс тесно связан с начинающейся в этом возрасте активной фазой формирования отвечающего за восприятие звуков языка, фонетического слуха, необходимого для синтеза и анализа речевых звуков.

Как выучить алфавит с ребенком в игровой форме

С данным правилом согласны и логопеды, объясняющие, что без слуховых навыков ребенок будет просто не способен изобразить выученные буквы.

Понять, что развитие фонетического слуха у ребенка началось родители могут по тому, как он начинает задавать вопросы о буквах, необходимых для написания тех или иных слов, просит объяснить маму и папу, что именно написано в книгах и значение различных надписей, а в его речи будет проскальзывать звуковые ошибки.

Также специалисты отмечают, существует множество различных методик, позволяющих начать обучение ребенка алфавиту с 1,5-2-х лет, но оптимальнее всего подождать до достижения им возраста 4-х лет, поскольку в более раннем возрасте малыш не сможет применить полученные навыки и быстро забудет о них.

В 3 года можно начинать знакомить его с буквами, но не следует принуждать к обучению, предлагая только повторять их звучание за родителями. Не следует также заставлять ребенка. При отсутствии у него желания рекомендуется отложить занятия до достижения 4-летнего возраста.

Приступать к полноценному обучению рекомендуется после того, как ребенок достигнет возраста 5-ти лет, что позволит ему заблаговременно освоить алфавит и подготовиться к школе. Делать это раньше можно, если малыш хорошо развит, умеет говорить и сам просит научить его читать.

Врачи отмечают, что обучение алфавиту в игровой форме способствует более эффективному усвоению материала детьми. Игры, такие как “Алфавитный поиск” или “Буквенные пазлы”, не только делают процесс обучения увлекательным, но и развивают мелкую моторику и когнитивные навыки. Важно, чтобы занятия проходили в непринужденной атмосфере, что позволяет ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно. Использование ярких карточек с буквами и ассоциативных игр помогает детям запоминать буквы быстрее. Кроме того, врачи советуют включать в обучение песни и стихи, что способствует лучшему запоминанию и развитию слухового восприятия. Такой подход формирует у ребенка интерес к обучению и способствует гармоничному развитию.

Как легко выучить алфавит с ребенком

Выучить алфавит с ребенком проще всего в игровой форме, а для этого родителям рекомендуется воспользоваться специально разработанными методиками, основывающими процесс обучения на применении букв, нарисованных на кубиках, карточках, картинках, размещенных на магнитной доске.

Заинтересовать малыша можно также складывая буквы из любых мелких предметов (камушков, пуговиц, зерен), что позволит не только усвоить новую информацию, но и развить мелкую моторику.

Помочь в изучении алфавита также могут различные музыкальные игрушки, стихи и песни.

Занимаясь с ребенком, родителям нужно следовать выделенным детскими психологами базовым принципам:

  • Изучать звуки, а не буквы и озвучивать их правильно, например говорить «м», «п» и «с», а не «эм», «пэ», «эс», что не даст малышу возможность запутаться в дальнейшем при чтении.
  • Всегда давать ребенку понять, что именно означает данная буква. Справиться с этим помогут ассоциации, проводящие связь между знаками алфавита и конкретными понятиями, например: буква «а» может ассоциироваться с «арбузом», а буква «к» — с «кошкой».
  • Изучать алфавит с ребенком строго по одной букве, что позволит не перегрузить малыша новой информацией и не вызовет в дальнейшем отторжения к учебе. После того как он познакомится со всеми буквами можно воспользоваться специальным игровым мешочком, наполненным кубиками или бочонками с обучающим материалом и доставая по одному попросить ребенка разложить буквы в алфавитном порядке и показать, каким образом складываются из них слова.
  • Не превращать обучение в урок, проводя его в игровой форме начиная с 5-7 мин в день. Постепенно, при появлении заинтересованности ребенка, время занятий можно увеличить.
  • Использовать в работе материальные объекты, поскольку для ускорения процесса изучения алфавита специалисты советуют позволять малышу не только видеть и слышать, но и трогать буквы. Специалисты рекомендуют разместить вырезанные из бумаги, картона или нанесенные на кубики буквы в разных частях комнаты. Можно поместить обучающий материал на ассоциирующихся с ним предметах и при каждом удобном случае обращать на него внимание ребенка, активизирует зрительные навыки и способствуя пассивному запоминанию. Допускается также использовать раскраски, предлагающие малышу раскрасить не только буквы, но и начинающихся с них предметы, а затем вырезать их из бумаги или картона.
  • Начинать обучение с гласных букв, а затем переходить на более сложные в освоении, согласные.

Ведущий научных сотрудник детской онлайн-школы «Синергия», автор педагогических практикумов Синицына И.Ю. отмечает, что использовать специализированные книги и пособия для изучения алфавита родители могут только в случае, если ребенок достиг 6-летнего возраста.

До этого времени применение дидактического материала, предлагающего выполнять стандартные занятия, схожие с упражнениями для младших школьников, не рекомендуется, поскольку основная деятельность для детей 3-5 лет – сюжетно-ролевая игра, дающая возможность освоить новую информацию при помощи совершения действий с игровыми обучающими предметами.

Специалист также отмечает, что большое значение для ребенка имеет подаваемый взрослыми пример и дети, видящие, что родители с удовольствием читают книги будут стремиться походить на них.

Подражающий маме или папе ребенок, по словам Синициной И.Ю., заглядывая в книгу будет делать вид, что читает самостоятельно, а затем попросит родителей объяснить ему, что именно там написано, что означает каждый из символов и как он звучит.

Методика обучения гласных и согласных

Выучить алфавит с ребенком можно проявив терпение, постепенно осваивая гласные и согласные звуки, но не перегружая при этом нервную систему малыша.

Многие родители отмечают, что обучение алфавиту в игровой форме делает процесс не только эффективным, но и увлекательным. Игры с буквами, такие как “Алфавитный пазл” или “Буквенные охотники”, помогают детям запомнить буквы, не чувствуя при этом нагрузки. Использование красочных карточек и интерактивных приложений также способствует развитию интереса к обучению. Родители делятся, что совместные занятия, например, создание букв из пластилина или рисование на песке, укрепляют связь с ребенком и делают обучение более запоминающимся. Важно, чтобы занятия были разнообразными и включали элементы творчества, что позволяет ребенку не только изучать алфавит, но и развивать фантазию.

Обучение гласным

При изучении гласных букв специалисты советуют уделять внимание каждой из них. Начинать обучение родителям нужно с буквы «А», вначале назвав её, а затем показав, как именно она пишется.

Как выучить алфавит с ребенком в игровой форме

Далее следует:

  • назвать слова, в которых она присутствует (например, арбуз, ананас, антилопа);
  • показать ребенку картины с изображением людей, животных и предметов, названия которых начинаются на букву «А»;
  • предложить малышу самому вспомнить слова, где встречается выбранная гласная;
  • закрепить теорию при помощи практики – во время прогулки и чтения книг предлагая ребенку найти в словах букву «А» и произнести её.

После изучения одной гласной можно переходить к следующей. Дополнительную помощь в обучении также окажут магнитная доска, книжки с картинками, кубики и карточки с буквами. Изучать вначале рекомендуется открытые гласные (А, О, У, Э, Ы), широко раскрывая при их произношении рот, а затем переходить к мягким (Е, Ю, Я).

Обучение согласным

Приступать к изучению согласных букв можно только после освоения гласных. Делать это можно по аналогии с ними, а начинать процесс обучения рекомендуется с твердых согласных, произнося при этом просто звук, а не букву, например «Д», а не «Дэ». В противном случае у ребенка может развиться дезориентация, результатом которой станет воспроизведением им слова «дэом» вместо «дом».

Как выучить алфавит с ребенком в игровой форме

Большое значение в процессе обучения играет тренировка и практические занятия, во время которых ребенок должен ежедневно на протяжении нескольких месяцев под руководством родителей самостоятельно отыскивать знакомые ему символы в книгах и на фасадах магазинов, жилых и административных зданий, произносить их и ассоциировать со знакомыми понятиями.

Изучение слогов

После того как малыш усвоит гласные и согласные звуки специалисты рекомендуют объяснить ему как строится слог в начале из 2-х букв, где первая согласная, а вторая – гласная.

Разложив кубики или буквы на магнитной доске в нужном порядке можно дополнить обучение элементами игры, например:

  • Предложив ребенку изобразить голоса разных птиц: курицы – говорящей: «Ко», гуся – «Га» и совы – «Ву». Родители также могут разыграть перед малышом спектакль, выбрав в качестве его персонажей различные игрушки, изображающие птиц, говорящих составленными ранее слогами: «Га», «Ву», «Ку».
  • Нарисовать вместе с ребенком предмет или животное, спрашивая при этом, как именно оно говорит, а затем попросить изобразить произнесенный слог при помощи кубиков, карточек или букв на магнитной доске.

Как выучить алфавит с ребенком в игровой форме

Изучив простые слоги, можно переходить к более сложным, из 3-х и более букв.

Как научить ребенка алфавиту в 3-4 года

Выучить алфавит с детьми 3-4-х лет можно занимаясь в игровой форме постепенно, начиная с наиболее часто употребляемых в речи букв. За одно занятие, длительностью 5-7 мин нужно изучать только один символ. Заниматься при этом можно не каждый день, а 1-2 раза в неделю.

Во время обучения можно использовать кубики, карточки с буквами, рекомендуется также вырезать вместе с ребенком буквенные символы из бумаги или картона. В 3-летнем возрасте малыша также могут заинтересовать обучающие песни или стихи.

Занятия проводятся только при желании ребенка, не следует заставлять или торопить его.

Также специалисты рекомендуют родителям в этом возрасте:

  • помнить о том, что в этом возрасте у ребенка наиболее развито образное мышление и не пренебрегать яркими обучающими материалами (книжками, игрушками);
  • заниматься не более 7-ми минут в день;
  • изучать буквы парами – например А-Я, О-Е, при этом переходить к согласным только после усвоения гласных.
Выучить алфавит с ребенком помогут карточки со стихами

Как выучить алфавит с ребенком в игровой форме

С 4-х лет у ребенка уже хорошо развито восприятие и анализ абстрактной информации, поэтому к обучающей игре можно добавить пазлы, буквы на магнитной доске, сказки.

Во время занятий с ним можно:

  • складывать буквы из мелких, подручных материалов – пуговиц, камешков, палочек;
  • использовать картинки с нанесенным на них буквами и соответствующим им животным или предметам;
  • изучать стихи.

Как научить ребенка алфавиту в 5-6 лет

Возраст 5-6-лет считается специалистами оптимальным, для начала изучения букв и чтения, поскольку ребенок уже умеет правильно говорить и произносить звуки. Занятия можно строить не только в игровой, но и в обучающей форме, а перед их началом рекомендуется объяснить малышу зачем именно ему знать азбуку и уметь самостоятельно читать.

Использовать при обучении детей в этом возрасте можно:

  • обучающие книги и тетради;
  • прописи для дошкольников;
  • пазлы, помогающие собирать буквы, обучающие карточки с картинками.

Как выучить алфавит с ребенком в игровой форме

Заниматься с ребенком можно ежедневно по 7-10 мин, а после освоения гласных и согласных букв переходить к составлению слов по слогам.

Работать можно также с букварем (азбукой) и с прилагающимися к нему рабочими тетрадями, дающими представление о письменном изображении речевых знаков.

Что делать если алфавит дается тяжело

Выучить алфавит с ребенком, если он не хочет – невозможно. Занятия должны приносить ему удовольствие и не перегружать нервную систему, провоцируя усталость и последующий отказ от них.

Ведущий научных сотрудник детской онлайн-школы «Синергия», автор педагогических практикумов Синицына И.Ю., при организациях занятий с детьми рекомендует родителям:

  • не заставлять их насильно, терпеливо ожидая момента пока ребенок сам не проявит интерес;
  • использовать игровую, способную заинтересовать малыша форму;
  • отложить занятия на более поздний срок в случае, если ребенку неинтересно;
  • уделять большое внимание практики и закреплению изученного материала, прося малыша повторять изученные знаки и узнавать их в книгах, на вывесках магазинов.
  • параллельно с изучением алфавита развивать мелкую моторику;
  • подавать материал дозировано и систематически, не торопясь с добавлением новой информации;
  • уделять занятиям от 7 до 20 мин в зависимости от возраста ребенка;
  • при изучении каждой новой буквы обязательно смотреть и её письменное изображение;
  • перейти к слогам после завершения работы с алфавитом, а затем к составлению предложений;
  • приобрести для занятий наглядные материалы –доску с магнитными буквами, пазлы, кубики, карточки;
  • занимаясь с ребенком обязательно хвалить его даже при небольших успехах, провоцируя дальнейшую тягу к знаниям.

Как выучить алфавит с ребенком в игровой форме

Ориентируясь на потребности дошкольников и особенности их развития, педагогами разработан ряд популярных методик, помогающих заинтересовать ребенка и облегчающих процесс обучения:

Игровые занятия

Занятия, проводимые в форме игры, позволяют вызвать и поддержать у малыша интерес к процессу обучения и затрагивают сознательную и чувственную форму восприятия информации.

Варианты творческо-игровых занятий, помогающих в освоении алфавита детьми дошкольного возраста:

Лепка Задействующий в работе органы восприятия и развивающий мелкую моторику процесс требует от ребенка изготовления букв при помощи скрученных дугами и соединенных друг с другом разноцветных кусков пластилина.  Во время лепки родители также должны проговаривать с малышом получаемые знаки.
Раскрашивание Во время занятий выполненные в форме объемных букв эскизы ребенок должен аккуратно раскрасить цветными карандашами или фломастерами, проговаривая при этом вместе с родителями их звучание.
Вырезать буквы Упражнение помогает не только освоить алфавит, но и развить мелкую моторику, и требует от родителей, вначале нарисовать на заранее подготовленном цветном картоне буквы или их элементы, а затем вместе с ребенком вырезать их и сложить наподобие пазла.
Кулинарное творчество Воспользовавшись специальными формочками, родители вместе с малышом должны вырезать из теста печенье в форме букв алфавита, а затем украсить его кусочками шоколада, изюмом или орехами и испечь. Допускается также рисовать джемом или сгущенкой буквенные изображения на блинах, оладьях или выкладывать знаки из кусочков фруктов, изюма, шоколада.

Обучающие карточки

Применение обучающих карточек – считается классической методикой для освоения алфавита детьми старше 5-6-ти лет. Базирующийся на ассоциациях дидактический материал заставляет ребенка запоминать буквы посредством зрительной памяти.

Методика обучения строится на последовательном изучении:

  • вначале базовых, обозначающих один звук гласных, а затем двойных речевых символов;
  • простых звонких, а затем шипящих согласных.

Заниматься с ребенком можно в любом месте и в любое время, уделяя процессу не более 7-15 мин.

Методика Полякова

Методика Полякова основана на множественном произношении групп звуков с их заменой и состоит из 5-ти уроков:

1-й Изучение пар А-Я, О-Ё.
2-й Работа с буквами У-Ю.
3-й Добавление пары И-Ы и исключение А-Я.
4-й Включение знаков Э-Е без пары О-Ё.
5-й Повторение пройденного материала.

Длительность одного урока не превышает 10 мин, а проходить они должны с применением обучающих карточек каждые 2 дня.

Кубики Зайцева

Кубики Зайцева могут применяться для знакомства с алфавитом у детей с 2-летнего возраста, а сама методика основана на обучении чтению не по слогам, а по складам – созвучию согласных и глазных звуков.

Как выучить алфавит с ребенком в игровой форме

Занятия требуют:

  • систематической подачи информации;
  • использования зрительных образцов для её усвоения;
  • разделения образовательного материала на небольшое части.

Карточки Домана

Тематические наборы карточек Домана могут быть использованы в занятиях с детьми от 1,5 лет. Изображающие предметы с характеризующими их словами-надписями они могут применяться также при составлении слогов и предложений.

Как выучить алфавит с ребенком в игровой форме

Изучение алфавита с ребенком – длительный и трудоемкий процесс, требующий от родителей особого внимания и терпения.

Начинать заниматься детские психологи советуют в возрасте 4-5-ти лет, дождавшись появления интереса со стороны ребенка, а помочь в этом маме и папе могут специальные дидактические материалы, позволяющие превратить процесс обучения в игру и активизировать его творческое мышление и зрительную память.

Видео об изучении алфавита

Игры с буквами для детей от 5 лет:

Вопрос-ответ

В каком порядке учить буквы с ребенком?

Первыми изучайте согласные «М, С, Х, Ш, Л, Н, Р» Сразу изучайте согласные «М, С, Х, Ш, Л, Н, Р», потом – «К, П, Т». А затем уже – «В, З, Ж, Б, Г, Д» и остальные. Они легко выделяются в начале и в конце слова.

В каком возрасте ребенок должен знать алфавит?

Специалисты в детской педагогике и психологии считают оптимальным возрастом для обучения детей алфавиту 5 лет. В этот период дети обычно уже знают, как выглядят если не все, то большинство букв, имеют необходимый уровень развития и могут сосредотачивать внимание на конкретном занятии до 5 минут.

В каком возрасте нужно учить буквы?

Мнения учёных по этому поводу расходятся, но большинство экспертов рекомендуют заниматься алфавитом, когда ребёнку исполнится 4–5 лет. В более ранний период малыш будет воспринимать буквы как набор изображений и читать сможет ещё не скоро. А если буквы не применяются для чтения или письма, то вскоре забудутся.

Можно ли учить буквы в 2 года?

Конечно, можно приступить к обучению и раньше – в два-три года. Но в этом возрасте не каждый малыш готов учиться читать. Он скорее всего запомнит алфавит механически, как считалочку, но полученные знания не будут использоваться на практике. Кроме того, его речевой аппарат ещё только формируется.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте карточки с буквами. Создайте яркие карточки с изображениями предметов, начинающихся на каждую букву алфавита. Играйте с ребенком, показывая карточки и прося его называть буквы и предметы. Это поможет связать буквы с конкретными словами и сделает процесс обучения более увлекательным.

СОВЕТ №2

Включите музыку и песни. Найдите или создайте песни, которые содержат алфавит. Пение помогает запоминать информацию, а ритм и мелодия делают обучение веселым и запоминающимся. Можно также придумать свои рифмовки или стихи на основе букв алфавита.

СОВЕТ №3

Играйте в алфавитные игры. Придумайте игры, такие как “Алфавитный охотник”, где ребенок должен найти предметы в комнате, начинающиеся на определенные буквы, или “Алфавитный пазл”, где нужно собрать буквы в правильном порядке. Игровой подход сделает обучение более динамичным и интересным.

СОВЕТ №4

Используйте технологии. Загрузите приложения или игры на планшет, которые обучают алфавиту в интерактивной форме. Многие из них предлагают увлекательные задания и мини-игры, которые помогут ребенку запомнить буквы, не утомляя его.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации