Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗ

Нейропсихологические упражнения − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. К таковым относится: гиперактивность, синдром дефицита внимания задержка развития и другие.

Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.

Суть и базовые принципы

Нейропсихология − это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С ее помощью удается определить восприятие окружающего мира, внимание, ориентацию в пространстве, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.

Все эти процессы являются основой, при помощи которой можно точно определить насколько успешно идет развитие малыша и его обучаемости. Если есть хоть небольшие отклонения, то обучение ребенку будет даваться тяжело, появляется нелюбовь к занятиям, возможно даже развитие серьезного психосоматического недуга.

Нейропсихологический комплекс упражнений направлен на то, чтобы откорректировать нарушения в психике детей от 3 и до 12 лет.

В своей работе психологи используют определенные принципы коррекции нейропсихологического состояния ребенка. Изначально нужно понимать, что методика, а их существует два вида двигательная и когнитивная, не выступают в роли обучения. Они помогают сформировать основные функции и процессы, необходимые для правильного дальнейшего развития.

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗНейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗ Начинается коррекция с воздействия на фоновые элементов, а в дальнейшем уже программу выстраивают индивидуально под каждого ребенка

согласно его степени развития процессов в мозге. Формируются функции в нескольких направлениях: снизу вверх, слева направо и изнутри наружу.

Первоначально специалист использует базовый комплекс упражнений, постепенно усложняя его, при этом посторонняя помощь при выполнении комплекса уменьшается. В итоге малыш начинает самостоятельно работать без помощи взрослого.

Программа рассчитана на то, чтобы все занятия проходили только в игровой форме, что очень комфортно для ребенка. Только так можно убрать напряжение, повысить мотивацию ребенка и максимально усилить эффективность работы мозга без вреда для здоровья.

Врачи отмечают, что нейропсихологические упражнения играют важную роль в коррекции и развитии детей с задержкой психического развития (ЗПР), синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и другими ограничениями в развитии (ОВЗ). Специалисты подчеркивают, что такие упражнения помогают улучшить внимание, память и эмоциональную устойчивость, что особенно важно для детей в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Психологи и нейропсихологи рекомендуют использовать игровые методы, которые делают занятия увлекательными и доступными для детей. Например, упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия, а также задания на координацию движений способствуют не только обучению, но и укреплению связи между нейронными сетями.

Кроме того, врачи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности. Регулярная практика нейропсихологических упражнений может значительно повысить качество жизни детей с ЗПР, СДВГ и ОВЗ, помогая им адаптироваться в обществе и развивать свои способности.

Нейропсихологические упражненияНейропсихологические упражнения

Показания к началу применения

Нейропсихологические упражнения для детей младшего и старшего школьного возраста − это своего рода тест, который позволит точно определить и оценить состояние здоровья.

Во время оценивания специалист предлагает ребенку выполнить несложные задачи, после выполнения которых, можно точно рассказать об особенностях развития малыша, его возможностях. Будет очень полезно узнать сильные и слабые стороны малыша, чтобы в дальнейшем правильно с ними работать.

Нейропсихология также будет эффективна, если у ребенка:

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗ

  • есть проблемы с памятью, работоспособностью и общением со сверстниками;
  • наблюдается задержка развития речи, логопедические нарушения;
  • есть нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • гиперактивность или наоборот заторможенность;
  • импульсивность;
  • проблемы с учебой, он плохо усваивает предложенный материал.

Нейропсихологические упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:

  • недоразвитость речи;
  • ЗПР (задержка психического и психоречевого развития);
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность);
  • аутизм;
  • ОВЗ (ограниченные возможности развития);
  • минимальные функции мозга;
  • недоразвитость тела мозга;
  • умственные и эмоциональные нарушения.

Специально подобранный комплекс поможет специалисту последовательно активизировать каждую зону мозга в отдельности. Программа разрабатывается индивидуально, за счет чего удается благодаря тактильно-кинестетическим упражнениям убрать все нарушения.

https://youtube.com/watch?v=l2m8jEa7lbM%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Противопоказания к применению

Нейропсихологические упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях:

  • эпилепсия;
  • генетические симптомы;
  • психические расстройства.

С особой осторожностью упражнения следует выполнять детям с дисплазией соединительной ткани, с сердечной недостаточностью и бронхиальной астмой.

Нейропсихологические упражнения для детей с задержкой психического развития (ЗПР), синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и другими особыми потребностями становятся все более популярными среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие упражнения помогают улучшить внимание, память и эмоциональную устойчивость детей. Родители делятся положительными отзывами о том, как регулярные занятия способствуют развитию навыков саморегуляции и социальной адаптации. Педагоги подчеркивают, что нейропсихологические методы позволяют индивидуализировать подход к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности. В результате, дети становятся более уверенными в себе, легче справляются с учебными заданиями и лучше взаимодействуют с окружающими.

Полезные рекомендации

Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:

  1. Не стоит сразу ожидать результатов. Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций. Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет отвлекаться. Не стоит одергивать малыша, ему после того сложнее концентрироваться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.
  2. Нельзя переутомлять и перевозбуждать малыша. Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон, спокойную обстановку.
  3. Установить внешние рамки. Ребенку нужно точно объяснить, что можно, а что нельзя. Стоит учитывать, что ребенок долго ждать не может, поэтому поощрения и наказания должны проявляться вовремя. Это может быть доброе слово, небольшой сувенир, но все должно быть предоставлено вовремя.
  4. Начинать занятия лучше индивидуально. Когда ребенок немного привыкнет, можно вводить его в групповые игры. Если сразу начать заниматься в группе, ребенку сложно сосредоточиться, он смотрит на других детей и копирует их ошибки.
  5. Во время работы лучше использовать сразу несколько игр: для развития внимания, для снятия напряжения, для регуляции воли, для закрепления результатов.
Курс нейропсихологических упражнений лучше начинать с индивидуальных занятий с детьми

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗ

Только следуя всем правилам, набравшись терпения и следуя разработанной программе занятий, можно добиться от ребенка хороших результатов.

Основной комплекс

В начале курса важно научить ребенка выработать правильное дыхание, которое позволит оптимизировать газообмен и кровообращение. Правильный массаж органов, расположенных в брюшной полости, поможет ускорить выздоровление, улучшить самочувствие, сконцентрировать внимание и снять напряжение.

Основой является полное дыхание, в котором сочетаются брюшное и грудное дыхание. Выполняют его в положении лежа, после сидя и в конце стоя.

Универсальными считаются четырехфазные дыхательные упражнения. Вдох − задержка − выдох − задержка: все этапы должны быть равные по времени по 2-3 секунды.

В таблице ниже представлен комплекс универсальных упражнений:

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗ

Положение тела Особенности выполнения
Лежа на спине Сделать вдох, воздух набирать медленно через нос, в это время передняя стенка брюшины должна податься вперед. В это время диафрагма уплощается, а объем легких увеличивается, грудная клетка расширяется. Воздух нужно задержать на 3 секунды, а после выполнить медленно выдох через рот, подтягивая брюшную стенку. Вдох и выдох должны быть плавными без рывков.
Лежа на спине Медленно поднимать вверх одну руку, после ногу, а после сразу две конечности одновременно на вдохе, задержаться в поднятом положении. На выдохе вернуться в исходное положение.
Сидя на полу Спина прямая, ноги скрещенные, руки расставлены в стороны, кисти сжать в кулаки, большие пальцы вытянуты. При вдохе большие пальцы поднимать вверх, а на выдохе опускать вниз. Также можно вытянуть руки вперед и поворачивать большие пальцы налево и направо в такт дыханию.

При ЗПР

Детям с 2 и до 3 лет сложно выполнять сложные упражнения. Поэтому для них разработали несколько базовых упражнений. В первую очередь следует поставить маркер на левую руку ребенка. Например, надеть браслетик или часики. Таким образом, ребенок получит основу представлений о его теле. Он сможет легко запомнить, что слева на руке у него надет браслет или часы.

После этого можно давать ребенку более обширные знания, например такие:

  1. Упражнение «Робот». Многие дети с удовольствием играют в эту игру. Он вроде как сам становится роботом и выполняет заданные ему команды. Специалист подает команду » левая рука вверх, правая вперед, два шага вперед, один шаг вправо и так далее». Все команды должны задаваться постепенно, чтобы ребенок не запутался и не стал нервничать, очень важно, чтобы ребенок усвоил успех выполнения команд. Подобные упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок наблюдал, как он выполняет упражнения и двигается, как робот. Через 2-3 занятия ребенок усвоит, где лево и право и будет выполнять все команды четко. Выполнять упражнения нужно не более получаса, чтобы ребенок не устал и у него не исчез интерес. Через 3-4 занятия можно добавить движений: выполнять их над головой, под носом, за ухом, перед глазами. После добавлять элементы выше и ниже. Движения можно уже выполнять без зеркала, закрыв глаза. Когда робот четко отработает упражнения можно добавить еще одну игру.
  2. «Путаница». Нужно подавать команды, но выполнять все неправильно, чтобы ребенок исправлял сам ошибку и делал все так, как было задано. Таким образом, хорошо концентрировать внимание ребенка.
  3. «Фотограф». Взрослый превращается в капризного фотографа, который никак не может рассадить игрушки, чтобы сделать фото. В этом случае к игре привлекают ребенка и просят рассадить игрушки правильно: булку справа от медведя, слона слева от куклы, построить за игрушками пирамидку из кубиков. Перед игрушками выложить коврик из пазлов. Сделав фото, можно изменить положение игрушек. После на компьютере рассматривая фото, можно спросить у ребенка, где какая игрушка находится.

Для детей с 4 лет можно использовать более сложный комплекс:

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗ

  1. «Что сначала, что потом?». Детям задают вопросы: Какое время года закончилось? Какое время сейчас? Какое будет потом? С какого времени года начинается год? После какого сезона идет весна? Можно разложить перед ребенком картинки и предложить ему разложить их по порядку − по временам года.
  2. «Найди такую же цифру». Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.
  3. «Узнай цифру на ощупь». В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру, например 1.
  4. «Составь фигуру». Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.
  5. «Большие, маленькие, средние». Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.
  6. «Собери картинку». Любую картинку из книги или открытку, разрезают на 6-8 частей и предлагают ребенку собрать картинку.

Для детей 6-7 лет лучше подобрать упражнения, где ему нужно будет научиться конструировать, вырезать, делать аппликации. Ему нужно идти в школу и он должен быть готов к ней.

При СДВГ

Пока не найден способ полного излечения от СДВГ, но специальные упражнения помогут ребенку управлять своим вниманием и контролировать свои действия. Каждое упражнение − это игра, которая должна вызывать у ребенка интерес и заинтересованность.

Никаких перегрузок, иначе ребенок быстро устанет и потеряет интерес к занятиям. Упражнения лучше комбинировать, занятие должно длиться около 20 минут.

Нейропсихологические упражнения рассчитаны на определенный возраст. Чтобы интерес сохранялся, детей обязательно следует поощрять, после каждого упражнения говоря ему, что он «Молодец», «Что он самый лучший».

Вот несколько игр, помогающих детям 5-12 лет, не отстать от сверстников в развитии:

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗ

  1. «Найди отличие». Ребенок должен нарисовать любой предмет: домик или животное. Рисунок передает взрослому, который дорисовывает несколько деталей. После отдает ребенку рисунок, и он должен указать, что изменилось.
  2. «Ласковые лапки«. Взрослый подбирает около 7 мелких предметов, которые межу собой отличаются по фактуре. Например, это может быть кусок меха, флакон из стекла, бусы и другие. Ребенку предлагают оголить руку до локтя, чтобы по ней своими ласковыми лапками походил предполагаемый зверек. С закрытыми глазами на ощупь ребенок должен угадать предмет. Прикосновения при этом должны быть приятны для малыша.
  3. «Броуновское движение». Это упражнение для группы детей. Их ставят кругом, а внутрь вкатывают один за другим теннисные мячи, которые не должны выкатиться за пределы круга. При этом дети могут касаться их ногой или рукой. Количество мячей увеличивается. Смысл игры заключается в том, чтобы в круге собралось максимальное количество мячей.
  4. «Передай мяч». В положении сидя на стульях или стоя в кругу дети должны передавать друг другу мяч, при этом делать это как можно быстрее и не выронить его. Усложнить задание можно, если стать спиной к середине круга и передавать мяч за спиной.

Все эти упражнения для детей с СДВГ помогают им научиться планировать, регулировать и контролировать свои действия. Кроме этого они помогают улучшить концентрацию и правильно распределять внимание.

При ОВЗ

Нейропсихологические упражнения для детей с ОВЗ помогают им больше двигаться. При этом заболевании сильно снижается активность биохимических процессов, иммунная система слабеет, значительно сужается диапазон возможностей системы дыхания и сердечной, слабеет нервно-мышечный аппарат.

Специальные игры помогут улучшить физические и психомоторные качества: выработать точность и быстроту движений, скоординировать все движения, сделать суставы подвижнее, добавить силы мышцам, улучшить общую работоспособность.

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗ

Перед тем как подбирать комплекс упражнений и игры, нужно определить, к какой группе относиться ребенок. А их существует три: малоподвижные, со средней подвижностью или высокой подвижностью.

Для детей с ОВЗ можно подобрать такой комплекс упражнений:

  1. «Что пропало?». Перед ребенком выкладывается несколько предметов: игрушка, скакалка, обруч и другие. За несколько минут ему нужно запомнить, что лежало, а после он закрывает глаза и 1 предмет убирается. Он должен открыть глаза сказать, чего не хватает. Усложнить упражнение можно, добавив предметов или сократив время запоминания.
  2. «Повтори, не ошибись». Перед ребенком плавно выполняется ряд движений. Он должен после в точности все повторить. Движения могут быть простыми или сложными.
  3. «Узнай друга». Ребенку завязывают глаза и на ощупь предлагают узнать, кто перед ним стоит.
  4. «Зоопарк». Дети выбирают для себя любого зверька и пытаются повторить его повадки, а другие дети узнают, кто же живет в зоопарке.
  5. «Найди букву». Детям раздают буквы. Они должны посоветоваться, сложить слово и стать в такой последовательности, чтобы удалось сложить слово.

Упражнений и игр много, дети с удовольствием играют, особенно в группе, соревнуясь друг с другом. После таких игр ребенок учится быстрее двигаться, улучшается память, координация движений оттачивается.

Закрепление результата

Детям с нейропсихологическими расстройствами важно внимание родителей. Психологи сделают свою работу, но и взрослым нужно быть внимательным к детям, особенно тем, которые уже пошли в школу.

Специальный комплекс, разработанный специалистами для выполнения в домашних условиях, помогает повысить уровень активации мозга, привести в норму тонус мышц, сформировать произвольное внимание, улучшить показатели сенсомоторной активности.

Очень важно между выполнением домашнего задания проводить физкультурные паузы, которые включают:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • массаж;
  • водные процедуры.

Также следует соблюдать режим дня, снизить к минимуму умственные и физические нагрузки. Можно добавить в расписание посещение секций и лучше пусть это будут спортивные, где нужно больше двигаться.

Выполнять домашнее задание нужно с перерывами в 10-15 минут после каждого часа. Если у ребенка серьезное расстройство нервной системы, и он долго не может усидеть на месте, то ему учебные задания следует выполнять по 20 минут, а 10 минут перерыва.

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗ

Хорошо было бы во время перерыва провести самостимуляцию нервной системы. Например, можно дать ему помять мячик, ногами покатать подушечки, наполненные крупой, нижними конечностями катать мяч.

Нельзя ребенку во время перерыва смотреть телевизор и пользоваться гаджетами. Подобный отдых снижает показатели нейродинамики, истощает школьника и приводит к тому, что школьная программа усваивается хуже.

Когда стоит ожидать эффекта

Нейропсихологические упражнения для детей принесут положительные результаты уже после прохождения первого курса. Всего следует пройти 2 курса, состоящие из 24 занятий. Продолжительность каждого занятия рассчитана на полчаса.

В основном занятия проходят в микро группах, в которые входит 2-е детей или же с каждым ребенком индивидуально по 1 занятию 2 раза в неделю в течение 3 месяцев. Программа подбирается индивидуально каждому малышу в соответствии с его особенностями и возрастом.

Следует запомнить, что после 6 занятия могут наблюдаться ухудшения состояния, но уже после 10 урока будут наблюдаться улучшения. После 1 курса ребенку назначают нейропсихологическое обследование, и решается вопрос о том, когда проходить повторно курс, и нужен ли он вообще.

Нейропсихологические упражнения принесут пользу ребенку, если строго соблюдать все рекомендации специалиста.

Для детей важна своевременная коррекция, благодаря которой он не только не отстает в развитии, но у него еще и сохраняется желание учиться, стать более успешным в жизни и учебе.

Видео на тему: что такое нейропсихологические игры

Что такое нейропсихологические игры и какая от них польза:

https://youtube.com/watch?v=7I95zHSnJ80%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Какие нейропсихологические упражнения подходят для детей с ЗПР?

Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) подойдут упражнения, направленные на развитие внимания и памяти. Например, можно использовать игры на запоминание последовательностей действий или карточные игры, где нужно находить пары. Также полезны упражнения на развитие мелкой моторики, такие как лепка из пластилина или сборка конструктора.

Как нейропсихологические упражнения помогают детям с СДВГ?

Нейропсихологические упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) помогают улучшить концентрацию и саморегуляцию. Например, занятия, которые требуют выполнения последовательных действий или соблюдения временных рамок, могут способствовать развитию навыков планирования и организации. Игры на внимание, такие как “Угадай, что изменилось”, также могут быть полезны.

Как часто нужно проводить нейропсихологические занятия с детьми с ОВЗ?

Частота занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Обычно рекомендуется проводить занятия 2-3 раза в неделю по 30-45 минут. Важно следить за состоянием ребенка и адаптировать занятия в зависимости от его настроения и уровня усталости, чтобы избежать перегрузки.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте игровые методы. Нейропсихологические упражнения для детей лучше всего проводить в игровой форме. Это поможет удержать внимание ребенка и сделает занятия более увлекательными. Применяйте настольные игры, ролевые игры и творческие задания, которые развивают внимание, память и мышление.

СОВЕТ №2

Регулярность занятий. Для достижения наилучших результатов важно проводить нейропсихологические упражнения регулярно. Постарайтесь выделить время на занятия каждый день или несколько раз в неделю, чтобы создать привычку и обеспечить прогресс в развитии навыков.

СОВЕТ №3

Создайте комфортную атмосферу. Убедитесь, что место, где вы проводите занятия, удобно и спокойно. Минимизируйте отвлекающие факторы, такие как шум или яркий свет, чтобы ребенок мог сосредоточиться на выполнении упражнений и чувствовать себя комфортно.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на индивидуальные особенности ребенка. Каждый ребенок уникален, и важно учитывать его сильные и слабые стороны. Подбирайте упражнения, которые соответствуют его уровню развития и интересам, чтобы поддерживать мотивацию и уверенность в себе.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации