В средней группе детского сада познавательное развитие способствует гармоничному формированию и развитию личности. Дети от природы наделены желанием познавать все новое. Поэтому удовлетворить их любознательность можно при помощи специально организованных занятий.
Характеристика занятия
Все знания, которые получают дошкольники в детском саду, являются фундаментом для их дальнейшего обучения в школе. Поэтому система начального образования включает занятия, объясняющие базовые основы мира, науки, природы. Сюда же относится и познавательная сфера.
Дети стремятся изучать окружающий мир, его явления и объекты.
Задача образовательной области «Познавательное развитие» – это предоставление возможности всесторонне и систематически изучить его.
Хорошему усвоению новой информации способствует и возраст детей. В средней группе ребята уже лучше запоминают, их кругозор расширяется. Воспитанники умеют воображать, осмысливать происходящее.
Цели познавательного развития в средней группе:
- сформировать умение обследовать, группировать предметы и сопоставлять их;
- приобщить к активному познанию окружающего мира;
- сформировать практические умения (выделять предметы, их признаки и особенности);
- приобщить к ценностям общества;
- сформировать представления о базовых явлениях окружающего мира.
Педагог может организовывать деятельность в виде экскурсий, занятий, проектной работы. Разрешено приобщать детей к досуговым мероприятиям и дидактическим играм.
Врачи отмечают, что познавательное развитие детей в средней группе является ключевым этапом формирования их когнитивных навыков. Важно, чтобы образовательные программы соответствовали требованиям ФГОС, что позволяет создать оптимальные условия для обучения. Картотека, содержащая разнообразные задания и игры, способствует активному вовлечению детей в процесс познания. Специалисты подчеркивают, что такие материалы должны быть разнообразными и адаптированными к возрастным особенностям, чтобы поддерживать интерес и мотивацию детей. Цели, прописанные в ФГОС, направлены на развитие критического мышления, творческих способностей и умения работать в группе, что является основой для успешной социализации и дальнейшего обучения. Врачи рекомендуют активно использовать игровые методы и практические задания, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Упражнения
Познавательное развитие в средней группе проходит в том виде деятельности, который разрешен образовательным стандартом. Важно помнить, что ведущей у воспитанников все еще остается игра. Поэтому ее можно использовать как основной инструмент.
Сказочный лес
Цели:
- формирование представлений о жизни лесных животных;
- пополнение словарного запаса;
- развитие познавательного интереса.
Задачи:
Предварительная работа:
- рассматривание картинок с лесными животными;
- чтение сказок о лесных обитателях;
- проведение дидактических игр «Кто, где живет» и «Назовите детенышей лесных животных».
Оборудование:
- картинки с лесными животными;
- аудиозапись со звуками леса;
- игрушка лисы.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель говорит:
— Присаживайтесь на свои места.
Дети занимают свои места на стульчиках.
Воспитатель продолжает:
— Послушайте, дети, загадку.
Эта лесная рыжуха
Обладает хорошим слухом.
Кур услышит издалека,
Любит скушать петушка.
Кто это?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это лиса! Сегодня она и пришла к нам в гости.
Воспитатель демонстрирует детям игрушку лисы и говорит:
— Лиса охотилась в лесу, но заблудилась. Она выбежала к нам в сад и пришла в группу, попросить о помощи. Как думаете, стоит ее выручить?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Я думаю, что стоит помочь ей вернуться домой. А вы знаете, где живет лиса?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Лиса живет в лесу. В нем среди деревьев у нее есть дом – нора. А теперь, давайте поможем лисе. Выходите на ковер и становитесь в круг.
Дети выполняют поручение педагога и становятся на ковре в круг.
Воспитатель говорит:
— Закрываем ладошками глаза и повторяем за мной волшебные слова:
Колдовать мы начнем!
И лису теперь спасем!
Пока дети это говорят, воспитатель расставляет картинки с лесом и включает аудиозапись.
Педагог говорит:
— Открываем глаза, дети. Посмотрите, где же мы с вами оказались?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Мы же попали в лес. Слышите, как он поет?
Дети прислушиваются к звукам.
Воспитатель говорит:
— Ребята, вы видите, как вокруг нас много деревьев. Но, где же жители леса? Давайте мы их найдем. А чтобы было это легко сделать, поиграем. Я буду давать вам подсказки, а вы будете отгадывать, кого я так описываю. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель проводит д/и «Угадай по описанию»:
— Этот зверек пушистый. Прыгает с ветки на ветку. Любит кушать орешки. Кто это?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это белка. Вот же она!
Педагог демонстрирует картинку белки и помещает ее к иллюстрации лесного пейзажа.
Воспитатель говорит:
— А теперь следующая подсказка. Это зверек небольшого размера. Шубку носит зимой белую, а летом серую. Кто это?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это заяц. Вот он!
Демонстрирует соответствующую иллюстрацию и помещает ее рядом с белкой, затем говорит:
— Это зверек маленький, но волка не боится. Потому что у него есть колючая броня. Кто это?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это ежик!
Педагог показывает картинку ежа и помещает его к остальным лесным животным.
Воспитатель говорит:
— Это зверь – лесной царь. Он косолапый и любит лакомиться медом и малиной. Кто это?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это медведь.
Воспитатель показывает картинку с медведем. При желании можно разнообразить эту игру, добавив новых персонажей.
Педагог говорит:
— Дети, посмотрите, как много теперь у нас животных (указывает на картинки с ними). А как называют их всех одним словом? Подсказка: если звери живут в лесу, значит, они…
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Лесные жители. Дикие звери самостоятельные. Они сами добывают себе еду, строят жилища и воспитывают детенышей. Теперь давайте подойдем к столу.
Дети с воспитателем подходят к столу.
Познавательное развитие в средней группе проходит с использованием дидактических игр. Воспитатель на столе подготавливает картинки по теме «Кто, где живет». Для этого нужен большой лист с лесным массивом, а также маленькие картинки жителей пущи.
Педагог говорит:
— Ребята, вы видите картину леса. В нем у каждого животного есть свое жилище. Вот где-то тут и живет наша потеряшка-лиса. Поможем ей найти дом. Где же живет лиса? На дереве или в норе?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— В норе. Ищем ее на картинке.
Дети выполняют поручение воспитателя.
Затем игра проходит по следующему плану:
Животное |
Его домик на картинке леса |
Белка | Дупло в дереве |
Волк | Логово в глухой чаще |
Медведь | Большая берлога |
Заяц | Под кустом |
Еж | Маленькая норка под пеньком |
После того как жилища зверей отысканы, воспитатель говорит:
— Вот мы и узнали, где же живут лесные обитатели. У нас получилось найти дом лисички. А теперь нам осталось сыграть в ее одну увлекательную игру. Становитесь рядышком со мной.
Дети становятся в хаотичном порядке рядом с педагогом.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику:
— 1, 2, 3, 4, 5 –
Станем пальцы загибать.
Этот маленький лосенок.
Этот – на пруду утенок.
Этот – бельчонок в дупле.
Этот – медвежонок на горе.
Этот – зайчонок маленький,
Еще он очень слабенький.
Загибать пальцы начинают с большого.
Воспитатель говорит:
— А теперь и наши ножки хотят развлечься. Становитесь в круг.
Дети становятся в круг.
Воспитатель проводит физкультминутку:
Жаркою порою, идут лесной тропою (двигают по кругу),
Звери лесные: малые и большие.
За ежихой шел ежонок (приседают и идут полуприсядом),
За зайчихой скакал зайчонок (встают и перемещаются прыжками),
За лисицей крался лис (идут на носочках),
Пить хотят – это не каприз.
Стоит жара большая (вытирают лоб рукой),
Утомительная такая!
https://youtube.com/watch?v=rlt5DRISvPs%3Ffeature%3Doembed
Воспитатель приглашает детей за столы. Они обсуждают, чем можно угостить лесных животных. Например, белку – орешками, ежика – яблочком, зайца – морковкой.
Познавательное развитие в средней группе детского сада является важным аспектом формирования у детей интереса к окружающему миру. Воспитатели и педагоги отмечают, что в этом возрасте дети активно исследуют, задают вопросы и стремятся к новым знаниям. Картотека, содержащая разнообразные материалы и игры, помогает организовать процесс обучения, делая его более увлекательным и доступным. Цели по ФГОС акцентируют внимание на формировании у детей элементарных представлений о природе, обществе и культуре. Важно, чтобы занятия были разнообразными и включали практическую деятельность, что способствует развитию критического мышления и творческих способностей. Родители также играют значимую роль, поддерживая интерес детей к познанию через совместные игры и экскурсии.
Помощь лисе
Познавательное развитие – это неотъемлемая часть образовательного процесса в средней группе. Занятия и упражнения на эту тему можно проводить не только в рамках специально организованной деятельности. Давать новые знания детям не запрещено и во время прогулок, игр на улице.
Цель:
- сформировать представления о свойствах предметов, природных материалах.
Задачи:
- развить мышление;
- воспитать желание заботы о животных;
- побудить к познанию свойств предметов.
Предварительная работа:
- чтение сказки «Заяц и лиса».
Оборудование:
- деревянные кубики;
- пластмассовый конструктор;
- бумага или картон;
- картинки со снегом и льдом.
Ход занятия:
Воспитатель говорит:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель говорит:
— Садитесь на свои стульчики.
Дети занимают свои места.
Воспитатель говорит:
— Ребята, помните, какую мы сказку недавно читали?
Чтение сказки можно включить в первую часть занятия, и уже затем, отталкиваясь от этого, действовать дальше.
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Дети, мы с вами читали сказку про зайца и лису. Помните, какие они строили домики? Из чего построил дом зайка?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Из дерева. А лиса из чего построила дом?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Из снега. Какой домик оказался самым крепким?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Правильно. Домик из дерева оказался намного крепче, чем из снега. Только вот наша сказка закончилась не очень хорошо. Ведь лиса все же осталась без избушки. Она поступила очень плохо, выгнав зайку. Но лиса сожалеет об этом. Давайте мы ей поможем построить крепкий и надежный дом, чтобы она могла в нем жить. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Ребята, я подготовила разные материалы (демонстрирует оборудование). Давайте из этого выберем подходящие для строительства предметы.
Воспитатель берет в руки картинку со снегом и льдом, а затем обращается к детям:
— Ребята, узнаете, что изображено на картинке?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это снег со льдом. Именно из такого материала и построила лиса свой первый домик. А вы подскажете ей, почему снег не подходит для возведения избы?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Снег не выдерживает теплую погоду. Избушка из него будет стоять всю зиму, но как только придет весна, а солнышко станет греть сильнее, то она растает. Значит, убираем картинку, все равно она нам не пригодится.
Воспитатель откладывает картинку со снегом в сторону и берет в руки деревянный кубик. Затем говорит:
— Ребята, что это у меня в руках, знаете?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Из такого материала можно построить дом?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Да, можно построить. А как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Потому что дерево – это крепкий и надежный материал. Из него в старину строили дома и даже мосты. Поэтому – берем кубики, они нам помогут.
Воспитатель откладывает кубики и берет в руки бумагу:
— А теперь обсудим бумагу. Можно из нее построить дом?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Я думаю, что домик-то мы построить сумеем, но он будет ненадежным. Ведь бумага очень хрупкая, она намокает от воды. Домик из нее легко снесет ветер. Поэтому, бумага – это ненадежный материал для строительства избушки.
Воспитатель откладывает бумагу в сторону. Затем берет в руки пластмассовый конструктор и спрашивает у детей:
— А из такого материала мы сможем построить дом?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Я думаю, такой конструктор подходит для строительства дома. Вот он какой крепкий, надежный. Вот мы и сумели выбрать подходящие предметы для строительства избы для лисы. Раз вы справились с заданием, давайте немного разомнемся. Выходите на ковер и становитесь в круг.
Дети выходят на ковер и становятся кругом.
Воспитатель проводит физкультминутку:
— Для лисы мы строим дом (делают из рук треугольник над головой),
Очень крепким будет он (сжимают кулаки, показывая мускулы).
Возьмем камни и цемент (делают круговые движения руками)
Доски деревянные (руки в стороны),
Будет он стоять 100 лет,
Ведь он будет каменный!
Воспитатель говорит:
— Ребята, а теперь давайте мы и вправду построим дом для лисы. Садитесь за общий стол.
Воспитатель привлекает детей к коллективной деятельности. Ребята общими усилиями строят большой дом из деревянных кубиков или конструктора. Если воспитанников много, то их можно поделить на подгруппы.
Каждому предмету – свое место и предназначение
Познавательное развитие в средней группе позволяет детям ознакомиться с социумом. В частности – с профессиями, которые в нем существуют. Это позволяет понять ребятам, что у каждого человека в обществе есть свое место, и что со временем они тоже займут в нем какую-то планку.
Цели:
- сформировать базовые представления о профессиях и орудиях труда.
Задачи:
- воспитать уважительное отношение к человеческому труду;
- ознакомить детей с предметами труда;
- обогатить словарный запас.
Оборудование демонстрационное:
- плакаты с изображениями строительных работ, парикмахерской, пекарни.
- Игрушка Петрушка.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель говорит:
— Присядьте на свои стульчики.
Дети занимают свои места за столами.
Воспитатель говорит:
— Ребята, сегодня к нам в гости пришел Петрушка (воспитатель демонстрирует игрушку). Давайте поздороваемся с ним.
Дети здороваются с игрушкой.
Воспитатель продолжает:
— Дети, Петрушка не знает, кем он хочет стать. Вот вы, ребята, воспитанники детского сада. Я – работаю педагогом. А Петрушка – хочет тоже быть кем-нибудь, трудиться. Но он не знает, какую профессию ему выбрать. Поможем Петрушке?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Тогда посадим нашего Петрушку сюда (выбирает место для игрушки), а сами поговорим с вами о профессиях. Дети, все взрослые кем-нибудь работают. Так устроено у нас в обществе. Не бывает бездельников. Каждый человек занят каким-нибудь трудом. Вот посмотрите на эту картину.
Воспитатель демонстрирует плакат с изображением строительных работ и спрашивает:
— Что изображено тут?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это – стройка. Как вы думаете, это нужный вид работ?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Дети, строительство – это одна из важнейших сфер. Ведь благодаря таким рабочим у нас в городе (селе, деревне) есть дома, больницы и даже наш детский сад. Какие строительные профессии вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Найти ответы нам поможет картина. Давайте ее внимательно рассмотрим. Какую технику вы тут видите. Вот это, например, что (показывает на подъемный кран)?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это подъемный кран. А как называется человек, который управляет им?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Крановщик. Это очень ответственная работа. Посмотрите, какой кран высокий. Он поднимает строительные плиты, грузы. Благодаря этому, есть возможность возводить многоэтажные дома. А вот это что за техника (указывает на самосвал)?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это самосвал. А управляет им водитель большегруза. Такая машина может перевозить очень тяжелые предметы. На стройку, например, этот вид транспорта легко доставит кирпичи или песок. Ребята, а вот на картинке изображены люди. Они все заняты каким-то делом. Кто-то носит ведра, иные – кладут кирпичи. Каким одним словом назвать таких людей?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это строители. Все они заняты возведением какого-то здания. Без них вся работа остановится. Только общими усилиями у крановщика, водителя самосвала и строителей получится построить дом. Это очень тяжелый, но благородный труд. Познакомим Петрушку и с другими профессиями.
Воспитатель показывает детям картинку пекарни и говорит:
— Ребята, а что изображено на этой картине?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это же пекарня. Вы знаете, что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— В пекарне пекут хлеб, батон, разные булочки. Любую сдобу могут сделать в ней. Ребята, а как называется человек, который работает в ней?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Пекарь. Он делает тесто, а затем из него получаются разные хлебобулочные изделия. А вот у нас есть еще одна картинка.
Воспитатель демонстрирует картинку парикмахерской и спрашивает:
— А что тут изображено?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это, дети, парикмахерская. В ней делают прически людям. Вот если нужно кому-то обстричь волосы или покрасить, например, он идет сюда. А вы знаете, как называется человек, работающий в таком месте?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Человек, работающий в парикмахерской – парикмахер. Это тоже важная профессия, ведь благодаря ей все люди выглядят ухожено и красиво. Ну вот, Петрушка, мы с детьми рассказали тебе о многих полезных профессиях. Они очень важны в обществе. А вы, ребята, наверное, засиделись. Давайте сыграем в игру.
Познавательное развитие в средней группе проходит с внедрением дидактической игры «Чей предмет». Для ее проведения дети по просьбе воспитателя ищут вещи, которые используются в разных профессиях.
Педагог говорит:
— Ребята, я буду просить вас найти предмет в группе, который используют в разных профессиях. Первые участники (называет 3-4 человек по имени), принесите мне, пожалуйста, вещи, которые пригодятся пекарю.
Дети выполняют поручение воспитателя. Если у них не получается, то педагог им помогает. Например:
Воспитатель говорит:
— Вспомним, что пекарь работает с тестом. Чтобы его замешать, понадобится тарелка и ложка. Такие предметы лежат у нас в группе в кухонном уголке. Принесите мне, пожалуйста.
По такому принципу воспитатель просит найти предметы, помогающие в работе:
- парикмахеру (расческа, бантики, заколки);
- строителю (игрушечный кран, бетономешалку, самосвал);
- врачу (подходящие предметы есть в уголке «Больница»).
После этого воспитатель проводит физкультминутку:
— Ребята, становитесь в круг, немного разомнем наши ножки и ручки.
Дети выполняют поручение воспитателя и становятся в круг.
Воспитатель говорит:
— Все профессии нужны (разводят руками в стороны),
Все профессии важны (показывают знак одобрения, большой палец вверх).
Нам строитель строит дом (скрещивают руки над головой в форме треугольника),
Чтоб уютно жилось в нем.
Если заболит нога (делают вид, что хромают),
Врач поможет нам всегда (прыгают на месте).
Вкусный хлеб (гладят руками живот)
Подарит пекарь,
Клоун нужен нам для смеха (корчат рожицы).
Диктор – сказку прочитает (руки вперед перед собой),
А спасатель нас спасает (поднимают руки вверх, а затем вниз).
Когда вырастем, мы тоже,
Трудом обществу поможем!
Воспитатель благодарит детей и дает им время на свободную деятельность.
Тяга к познавательному развитию дана детям природой. В средней группе ребята стремятся изучать незнакомые им предметы, явления. Задача воспитателя – создать для этого комфортные и безопасные условия.
Видео о занятиях в средней группе
Как проходят занятия в средней группе детского сада.
https://youtube.com/watch?v=Gbuql1xuF4E%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что входит в познавательное развитие по фгос?
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображенияи творческой активности, Познавательное развитие предполагает …
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
Какие виды деятельности обеспечивающие познавательное развитие дошкольников рекомендуют фгос до?
В качестве рекомендуемых нами видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем: – организацию решения познавательных задач, – применение экспериментирования в работе ДОО, – использование проектирования.
Что включает в себя познавательное развитие детей?
В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Советы
СОВЕТ №1
Создайте разнообразную картотеку, включающую игры, задания и материалы, которые помогут развивать познавательные навыки детей. Используйте карточки с изображениями, вопросами и заданиями, которые стимулируют интерес и любознательность.
СОВЕТ №2
Определите четкие цели для каждого занятия, соответствующие требованиям ФГОС. Это поможет вам структурировать процесс обучения и сделать его более целенаправленным. Например, можно ставить задачи по развитию логического мышления, памяти или внимания.
СОВЕТ №3
Включайте в занятия элементы игры и творчества. Дети лучше усваивают информацию, когда обучение проходит в игровой форме. Используйте театрализованные постановки, ролевые игры и творческие задания, чтобы сделать процесс познавательного развития увлекательным.
СОВЕТ №4
Регулярно оценивайте прогресс детей и корректируйте свои методы работы. Обсуждайте с коллегами успешные практики и находите новые подходы к обучению, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.