Для детей с нарушением зрения существует специальная программа Плаксиной Л.И., которая является единственной образовательно-воспитательной программой, базирующейся на комплексном подходе в учебном процессе.
Эта программа закладывает основы особого отношения к ребенку в процессе обучения, создавая для него щадящие условия. Комфортная атмосфера в группе, мягкое отношение педагогов и квалифицированный подход к обучению дают заметные результаты, которые благотворно сказываются на остроте зрения и улучшении состояния глаз.
Суть и базовые принципы
Становление зрения у любого человека происходит с момента рождения ребенка и до достижения им 8-10 л. Дети, имеющие нарушения зрения, в период раннего развития требуют особого отношения.
При стандартном подходе к обучению таких детей уже к 4-6 г диагностируются рецидивы глазных болезней, а также ухудшение уровня зрения, поэтому так важно бывает проводить адаптационную работу с раннего возраста (1,5-3 г).
Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения заключается в перестроении учебно-воспитательного процесса с целью:
- создания щадящих условий для зрения ребенка;
- всестороннего развития ребенка с нарушением зрения;
- систематической коррекции уровня зрения с целью его сохранения или улучшения.
Суть программы заключается в том, что весь объем информации дробится и подается в облегченной, игровой форме. При этом ребенок развивается всесторонне, включая обязательное физическое воспитание и лечебную гимнастику. Весь педагогический и образовательный процесс прописывается с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения.
Подобная методика была разработана в 1995 г. доктором психологических наук и педагогом Плаксиной Любовь Ивановной, которая предложила разделить процесс обучения и перестроить его с учетом особенностей детей, имеющих нарушение зрения.
Вся программа построена на психологических методах и делиться на детсадовскую, в которой детей учат:
- правильно говорить и логически мыслить;
- знать элементарные математические основы;
- иметь представления об окружающем мире;
- на начальном уровне рисовать, лепить и клеить аппликации;
- знать основы труда и физически развиваться;
- уметь играть в игры.
Все стороны развития ребенка прорабатываются с учетом каждого года обучения и включают множество упражнений и теоретических знаний.
Параллельно с образовательными процессами с ребенком проводят работу, которая в основном включает коррекцию зрения в несколько этапов:
- на 1 этапе дети изучают основы формы, цвета;
- 2 этап закладывает основы анализа характеристик предметов, их особенностей;
- на 3 этапе дети обучаются классификации и целенаправленному использованию зрения;
- на 4 этапе всю полученную информацию закрепляют, улучшают время реакции и ориентировку в пространстве.
Вместе с коррекцией зрения идет работа по:
- устранению нарушений речи;
- развитию мелкой моторики;
- социально-бытовому обучению;
- занятиям ритмикой и лечебной физкультурой;
- правильной ориентировке в пространстве.
Общее количество представленных в программе упражнений более 1000 шт., поэтому их с легкостью можно отбирать и корректировать с учетом индивидуальных особенностей группы.
Данная программа с успехом была опробована в узкоспециальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения и показала оптимальные результаты, поэтому широко применяется и на сегодняшний день.
Дети не только получали основы знаний, но и учились пользоваться имеющимся уровнем зрения, другими ощущениями и основами анализа. В результате систематического проведения коррекционных упражнений зоркость улучшалась значительно, а здоровье глаз сохранялось на высоком уровне.
Врачи отмечают, что программа Плаксиной для детей с нарушением зрения является важным шагом к интеграции таких детей в образовательный процесс. Специалисты подчеркивают, что ранняя диагностика и индивидуальный подход к каждому ребенку позволяют значительно улучшить их навыки восприятия и обучения. Программа включает в себя специальные методики, направленные на развитие зрительных функций и компенсацию недостатков, что способствует более успешной социализации детей.
Медики также акцентируют внимание на важности сотрудничества с родителями и педагогами, что позволяет создать комфортную и поддерживающую среду для обучения. Врачи уверены, что подобные инициативы не только помогают детям с нарушениями зрения, но и формируют у них уверенность в своих силах, что является ключевым фактором для их будущего.
Показания к началу применения
До определения ребенка в специализированный детский сад для начала проведения коррекционной работы каждый ребенок проходит многоуровневое обследование у узких специалистов. Только после установки диагноза ребенку может быть рекомендовано подобное обучение.
В целом для обучения по коррекционной программе рекомендуют детей разных категорий:
- детей с аномалиями зрительной рефлакции;
- детей со сниженной остротой зрения, которая скорректирована очками;
- слепых детей и детей с остаточным зрением;
- слабовидящих детей с понижающейся остротой зрения;
- детей с косоглазием и амблиопией.
Дети обязательно диагностируются местными специалистами, которые учитывают индивидуальные патологии и особенности ребенка в дальнейшей работе.
Применение коррекционной программы для детей со сниженной остротой зрения помогает улучшить уровень зрения. Детям с патологиями системный подход к обучению дает возможность сохранить зрение, а также избежать возможных рецидивов. Слабовидящих и слепых детей данная методика обучает использовать иные ощущения и учит ориентироваться в пространстве.
Противопоказания и ограничения
На все категории детей с нарушением зрения обучение по коррекционной программе, разработанной под редакцией Плаксиной Л.И., способно оказать положительное воздействие.
Данная программа учитывает все хронические особенности ребенка, поэтому зрительное здоровье ребенка не ухудшается в процессе обучения. Однако временные состояния здоровья могут вызывать противопоказания против любой нагрузки на зрение.
К таким относятся:
- воспалительные процессы;
- грипп и ОРВи;
- ремиссии болезней зрения;
- повышенная чувствительность зрения.
Количество упражнений на глаза значительно сокращается или полностью убирается в послеоперационный период, а также при плохом самочувствии ребенка. Педагоги при разработке каждой групповой индивидуальной программы обязаны учитывать уровень развития, внимательности и усидчивости детей.
Все упражнения и новая информация подаются в мягкой игровой форме, что вызывает естественный интерес детей. Только правильное сочетание нагрузки и объема знаний, получаемых каждым ребенком, может дать значительный эффект.
Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения вызывает множество положительных отзывов среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что методика помогает детям не только развивать зрительные навыки, но и улучшать общую моторику и координацию. Родители делятся, что занятия по программе становятся для их детей увлекательными и интересными, что способствует повышению мотивации к обучению. Педагоги отмечают, что использование специальных материалов и игр позволяет сделать процесс обучения более доступным и понятным. Кроме того, программа способствует социализации детей, помогает им легче адаптироваться в коллективе. В целом, многие считают, что методика Плаксиной является важным шагом к созданию инклюзивной образовательной среды для детей с особыми потребностями.
Полезные рекомендации для пациентов
Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения состоит из нескольких этапов, каждый из которых включает комплексное и всестороннее развитие ребенка. Поэтому очень важно бывает посещать все занятия в дошкольном учреждении ежедневно с целью постепенного получения нужного объема информации и физического развития.
Вся программа основана на психолого-педагогических методах, которые позволяют объединить коррекционную и образовательную функцию обучения. На стадии подготовки к введению программы рекомендуеться создать благоприятную, комфортную обстановку для каждого ребенка в коллективе и дома.
Занятия проводятся в помещении и на свежем воздухе в течении небольшого времени и с перерывами, чтобы ребенок успел усвоить информацию. Для быстрого усвоения материала необходимо практическое закрепление знаний.
Педагоги совместно с родителями готовят для детей необходимые плакаты, приборы и канцелярские принадлежности. Особое внимание в программе уделяется развитию мелкой моторики рук через лепку, самомассаж посредством специальных предметов.
Дети, имеющие нарушения зрения, быстро утомляются из-за сниженной работоспособности глаз. Поэтому особое внимание при введении программы уделяется щадящим и комфортным для зрения условиям в помещениях, где проходит обучение.
Положительный эффект коррекционные упражнения будут давать только при постепенном и системном воздействии, а также правильном выполнении ребенком поставленных задач в светлых помещениях с достаточным количеством освещения. Подобные условия для полноценного развития необходимо подготовить для ребенка дома.
Основной комплекс
Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения состоит из 2 разделов:
- программы для детского сада;
- коррекционной работы.
Программа для детского сада включает несколько направлений развития ребенка:
- развитие речевого аппарата, которая включает практические занятия по развитию речи, обучению предметному восприятию и основам анализа предметов;
- усвоение математических основ, которое предусматривает изучение счета, форм и обучение понятиям времени;
- обучение основам рисования с обязательным развитием зрительного восприятия;
- знакомство с окружающим миром;
- физическое развитие, которое состоит из улучшения уровня общего физического развития, координации движения и ориентировки в пространстве;
- трудовое обучение включает формирование интереса и уважения к труду взрослых, самообслуживание и обучение элементарному хозяйственному труду;
- основы игры закладывают социальные приоритеты развития, способность к общению и получению чувственных ощущений.
Каждое направление развития также делится на 4 года обучения с постепенным усложнением поставленных задач (от простого к сложному).
Коррекционная работа делится на периоды проведения. 1 этап включает получение ребенком общих знаний о предметах и формах, а также основы сочетания, сопоставления предметов и их характеристик в 1 год обучения.
В это время ребенку объясняют основы осязания и обоняния, и учат пользоваться этими ощущениями. Усвоение материала происходит, в том числе путем использования упражнений для активизации и стимуляции зрительных функций.
Так, упражнение «выбери зеленые» предполагает развитие умения сопоставлять цвета и объединять предметы по 1 признаку:
- Педагог выставляет на стол предметы разных цветов и оттенков.
- Дети по очереди должны выбрать по 1-2 предмета зеленого цвета. В зависимости от результата педагог объясняет ребенку правильность выполнения задачи и предоставляет дополнительную возможность выбора.
- Упражнение повторяется на ускорение.
Такое упражнение проводится для каждого цвета и позволяет закрепить знание цветов.
Упражнение «найди кубики» помогает формировать четкие представления о формах предметов и объединять их в группы по 1 признаку:
- Для его выполнения педагог выставляет на стол предметы разной формы и предоставляет детям возможность по очереди выбрать по 1-2 кубика.
- Сначала задание выполняет сам педагог, объясняя особенности задания.
- Затем каждый ребенок ищет и складывает найденные предметы на своем стуле.
Упражнение выполняется как с одним общим заданием, так и с индивидуальными особенностями для каждого (1 ребенок ищет синие кубики, 2 большие кубики).
На 2 этапе детей учат анализировать основные характеристики предметов (форма, цвет) и их положение в пространстве. У детей формируются навыки определения собственного и предметного положения в пространстве и четкое различение особенностей предметов.
Упражнение «найди такой же величины» отлично формирует основы элементарного анализа, а также умение учитывать положение предметов в пространстве:
- На стол выставляются предметы разных размеров.
- Педагог объясняет понятия равенства предметов по высоте, а также их различие по этому параметру.
- Затем педагог показывает, как находить предметы одной величины.
- Дети по очереди пытаются выполнить упражнение самостоятельно.
Проводить такое упражнение можно на свежем воздухе с подручными предметами.
Упражнение составь пирамиду учит ребенка соотносить размеры предметов и находить подходящие части, а также пространственному ориентированию:
- Педагог раскладывает на столе множество разных предметов, объясняет какие из них подойдут для составления пирамиды и как ее составлять.
- Каждый ребенок по очереди пытается найти и составить пирамиду самостоятельно.
В качестве частей для пирамиды могут быть использованы плоские предметы разной величины. Такое упражнение может выполняться командой из 2-3 детей.
3 этап предполагает закрепление умения зрительного анализа и обследования предметов. На 3 г обучения детей учат различать оттенки, контрастность цветов и повторять увиденные картинки по образцу.
Преподаватель обучает детей основам использования линз, луп, биноклей, объясняет принцип выделения группы предметов по 1 или 2 признакам. Дети постепенно начинают различать контрастность цвета, оттенки. С детьми проводятся систематические упражнения по стимулированию и развитию зрения, а также по гигиене зрения.
Интересное упражнение «составь узор» направлено на закрепление умения различать оттенки одного цвета и группировать предметы по этому признаку:
- Перед каждым ребенком на столе раскладываются кусочки картона разных цветов и оттенков.
- Каждый ребенок должен выбрать нужные оттенки заданного ему цвета и составить из них простой геометрический узор.
Педагог направляет ребенка и помогает в составлении узора при 1 выполнении упражнения.
Упражнение «найди свой домик» напротив предполагает развитие анализа и восприятия, учит сопоставлять размеры предметов:
- Перед детьми выставляются разные предметы по форме и размеру, а также отдельно разные по габаритам коробки.
- Сначала дети выбирают каждый по 1 предмету.
- Затем на время они должны подобрать для выбранного предмета домик (коробку) по размеру.
Упражнение может выполняться как в обычном режиме, так и на ускорение.
На 4 году программы с детьми проводится работа по расширению полученных знаний. Ребят учат изучать предметы планомерно и целенаправленно. Уметь фиксировать внимание и локализировать его, в том числе составлять планы и схемы.
В этот период детей учат пользоваться полученными знаниями быстро и в соответствии с обстоятельствами. Дети активно ориентируются в пространстве, учатся пользоваться всеми органами чувств.
Упражнение «расставь предметы по следу» обучает детей мыслить логически и составлять связи мысленно:
- Перед детьми на стол выставляются картинки животных и отдельно картинки с отпечатками их лап. Могут использоваться настоящие предметы и отпечатки, которые они оставляют.
- Затем детям предлагается по очереди попробовать переставить картинки так, чтобы отпечатки соответствовали картинкам животных.
В этот период часто применяются упражнения с лабиринтами и схемами. Так дети самостоятельно находят выход из нарисованного лабиринта или составляют схему комнаты, дома, сада.
Все обучение проводится параллельно с углубленным развитием речи, которое выражается в персональных и групповых занятиях с логопедом, и развитием мелкой моторики рук.
Во время 2 курса коррекционной программы дети активно начинают обучаться ритмике и заниматься лечебной физкультурой. Кругозор детей постепенно расширяется в ходе обучения понятиям окружающей среды, приобщению к труду и социальному развитию.
Категория | Подкатегории | Этапы обучения |
Программа для детского сада | Речевое развитие | Делится на 4 года обучения и подразделы |
Математические основы | ||
Окружающий мир | ||
Изобразительное искусство | ||
Физкультура | ||
Трудовое воспитание | ||
Коррекционная работа | Развитие зрительного восприятия | |
Коррекция нарушений речи | ||
Развитие осязания и мелкой моторики | ||
Ориентировка в пространстве | ||
Социально-бытовое развитие | ||
Ритмика | ||
Лечебная физкультура |
Закрепление результата
Программа Плаксиной включает множество упражнений и занятий для детей с нарушением зрения, которые проводятся по несколько раз и часто охватывают похожие задачи.
Вся информация усваивается постепенно, с многократным повторением и объяснением. Только после закрепления полученного знания педагог переходит к новому предмету изучения. Теоретические занятия сопровождаются практическими, в том числе на открытом воздухе.
Все занятия проводятся квалифицированными специалистами с обязательным включением в образовательную программу родителей ребенка, поэтому для закрепления материала рекомендуется:
- неоднократное повторение полученных знаний дома;
- практическое использование знаний каждый день.
Только сочетание развития и воспитания ребенка в саду и дома дает оптимальные результаты усвоения полученной информации.
Мнения о методике врачей и родителей
Большинство специалистов сходятся во мнении, что коррекционная программа Плаксиной Л.И. дает существенные результаты и помогает улучшить состояние ребенка. Родители сходятся во мнении, что программа помогает детям научиться пользоваться имеющимися возможностями зрения оптимально, что закладывает основы для дальнейшего развития.
Уникальная программа способствует социальной адаптации ребенка и обучает его игре. В садах, работающих по программе с коррекцией зрения, создаются группы детей, имеющих схожие нарушения зрения. Объединение по общему признаку дает комфортную среду для обучения ребенка.
Врачи настоятельно рекомендуют детям с существенными нарушения зрения пройти образовательную программу до школы по программе Плаксиной, которая создает самые щадящие условия для зрения одновременно давая нужный объем образования и воспитания каждому ребенку с учетом его состояния здоровья.
https://youtube.com/watch?v=Zf2Vc3Ead0Y%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Программа для каждого детского сада и группы разрабатывается заново на основе общей системы, поэтому родители сходятся во мнении об индивидуальном подходе к обучению.
Отдельные семьи отмечают интенсивность занятий при относительно небольшой нагрузке, что бывает не совсем удобно. Но в целом все сходятся во мнении о высокой эффективности коррекционной программы Плаксиной, созданной для детей, имеющих нарушения зрения.
Когда стоит ожидать эффекта
Подобную программу рекомендуется проходить в период дошкольного и начального школьного развития ребенка. Именно в этот период происходит развитие и становление зрения, которое закладывается на всю жизнь. Первые результаты общего укрепления зрения проявляются после 1 года обучения.
Однако для получения стабильных результатов и закрепления достигнутых возможностей для ребенка с нарушением зрения срок обучения по данной системе должен быть не меньше 4 лет.
При возможности, программу лучше пройти полностью до поступления ребенка в школу, именно это создаст нужные предпосылки для возможности дальнейшего обучения ребенка с нарушением зрения, в том числе в общей школе.
Программа Плаксиной включает более 1000 различных специальных коррекционных упражнений для детей с нарушением зрения, занятия речью, физической культурой, моторикой и способствует общему развитию.
Оформление статьи: Натали Подольская
Видео о программе Плаксиной
Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения — 10 эффективных упражнений:
https://youtube.com/watch?v=BhA0hnxom2w%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какие методы используются при обучении ребёнка с нарушением зрения?
В тифлопедагогике используются как общие методы обучения (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и другие), так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей.
Где учатся дети с нарушением зрения?
«Незрячие и слабовидящие дети могут учиться в специализированной школе-интернате, на дому или в инклюзивной школе.
Какая методика используется в обучении детей с нарушением зрения?
Запись уроков . Это самый простой и дешевый метод улучшения условий обучения для слабовидящих или слепых учащихся. Это позволяет детям прослушать инструкции или лекцию несколько раз, чтобы убедиться, что они полностью поняли урок.
Какой метод обучения является наиболее часто применяемым для детей с нарушениями зрения?
Особенное важное место в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения занимают наглядные методы. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путём развития приёмов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите методику Плаксиной и ее основные принципы. Понимание подхода, который используется в программе, поможет вам лучше поддерживать ребенка и адаптировать занятия под его индивидуальные потребности.
СОВЕТ №2
Создайте комфортную и безопасную учебную среду. Убедитесь, что в помещении, где будет проходить обучение, достаточно света и отсутствуют препятствия, которые могут отвлекать или мешать ребенку.
СОВЕТ №3
Регулярно общайтесь с педагогом или специалистом, работающим по программе. Обсуждение успехов и трудностей ребенка поможет вам скорректировать подходы и выбрать наиболее эффективные методы обучения.
СОВЕТ №4
Включайте в занятия элементы игры и творчества. Это не только сделает обучение более увлекательным, но и поможет ребенку развивать моторику и креативное мышление, что особенно важно для детей с нарушением зрения.