В норме ребенок начинает реагировать на свое имя, начиная с 6-10-месячного возраста, что связано с индивидуальными особенностями развития. К 1,5 годам дети не только оборачиваются при звуках своего имени, но и способны выполнить простейшие задания (принести игрушку или книжку).
Отсутствие реакции в этом возрасте рассматривается специалистами как отклонение от нормы, требует дополнительной диагностики и, при необходимости, проведения корректирующего лечения.
Возможные причины
Ребенок не откликается на имя как по причине индивидуальных психологических особенностей, так и вследствие врожденных неврологических отклонений, вызванных повреждением определённых отделов головного мозга.
В норме дети начинают реагировать на собственное имя задолго до развития речевого навыка (в период с 6-10-ти месячного возраста), что совпадает с закладыванием первичного понимания окружающих предметов. Специалисты отмечают, что вначале ребенок пытается уловить интонацию взрослых, реагирует на звуки и мимику родителей, а впоследствии начинает откликаться и на собственное имя.
Отсутствие реакции в 1,5 годовалом возрасте считается специалистами отклонениями от нормы и может быть вызвано как индивидуальными качествами и своенравным характером ребенка, так и негативными последствиями нарушения внутриутробного развития.
Врачи отмечают, что отсутствие реакции ребенка на свое имя может быть связано с различными факторами. Одной из возможных причин является нарушение слуха, которое может быть как врожденным, так и приобретенным. В таких случаях важно провести аудиологическое обследование. Также специалисты указывают на возможность наличия аутистических расстройств, при которых дети могут не реагировать на обращение. Психологи подчеркивают, что некоторые дети могут быть погружены в свои мысли или игры, что также объясняет отсутствие реакции. Наконец, врачи напоминают, что индивидуальные особенности развития каждого ребенка играют важную роль. Рекомендуется обратиться к специалистам для более детальной оценки ситуации и, при необходимости, проведения дополнительных обследований.
Игнорирование
Своенравный характер ребенка – одна из частых, но не явных для родителей причин заставляющая его сознательно игнорировать любые обращения со стороны родителей. Не являющееся заболеванием состояние напрямую связано с характером малыша и может проявляться в периодическом отказе его от общения со взрослыми.
это может говорить об игнорировании
Отделить игнорирование от возможных слуховых нарушений специалисты предлагают посредством наблюдения за ребенком, предпочитающим периодически не откликаться на собственное имя и обращенные к нему просьбы. Заподозрить игнорирование врачи могут также в случае, если у малыша отсутствуют какие-либо другие отклонения в развитии.
Несвязанное с особенностями характера отсутствие реакции на собственное имя относится специалистами к одному из симптомов внутриутробного повреждения отвечающих за восприятие речи областей головного мозга, возникающих в результате:
- внутриутробной гипоксии плода;
- гестоза;
- появления внутриутробной инфекции;
- травм или новообразований;
- различных осложнений, возникших во время родов.
Тугоухость
Врожденная тугоухость сопровождается нарушением восприятия звуков и речевой коммуникации, часто становясь причиной того, что ребенок просто не слышит обращенную к нему речь родителей.
Степень глухоты может варьироваться от незначительного снижения слуха, до его полного отсутствия, и способна проявляться в форме отсутствии реакции ребенка на речь не находящегося в его поле зрения взрослого.
Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок не откликается на свое имя. Это может вызывать беспокойство и вопросы о развитии малыша. Причины могут быть разнообразными. Одной из наиболее распространенных является обычная игривость: дети могут быть поглощены игрой и не слышать, как их зовут. Также стоит учитывать, что в возрасте до трех лет дети еще не всегда понимают, что их имя относится именно к ним.
Некоторые специалисты указывают на возможность наличия проблем с слухом или задержки речевого развития. Важно обратить внимание на другие аспекты поведения ребенка: если он не реагирует на звуки или не проявляет интереса к общению, это может быть сигналом для обращения к врачу. В любом случае, если беспокойство сохраняется, консультация с детским психологом или логопедом поможет прояснить ситуацию и найти подходящие решения.
Сенсорная алалия
Ребенок не откликается на имя при нейропсихологическом синдроме, сопровождающемся расстройством слухового восприятия при сохраненных функциях слухового аппарата. Связанное с ранним поражением зон головного мозга, отвечающих за анализ речевых звуков (центра Вернике) такое заболевание характеризуется непониманием обращенной речи, неразличимостью звуков и использованием только простейших речевых форм.
Степень речеслуховой недостаточности может быть различной и при тяжелой ее форме маленькие дети не только не понимают сложные речевые обороты, но и не способны различить любые как речевые, так и неречевые звуки, среагировать на собственное имя.
Моторная алалия
Затрагивающее возможность полноценно разговаривать, состояние вызвано поражением мозговых центров во внутриутробном или доречевом периоде и симптоматизируется:
- Отсутствием или неразвитостью устного высказывания;
- заторможенностью или гиперактивностью;
- неразвитостью моторики;
- нарушениями ВПФ (высших психических функций).
Тяжесть заболевания варьируется от незначительных вербальных трудностей, до полного отсутствия речи, при этом слуховые функции, интеллект и понимание речи не нарушено, что приводит к тому, что ребенок вынужден для коммуникации использовать звуковые жесты.
Аутизм
Ребенок не откликается на имя при нарушении психического развития, сопровождающегося дефицитом социального взаимодействия. Диагностируемое в большинстве случаев у ребенка по достижению 3-летнего возраста заболевание сопровождается нарушением взаимоупорядоченного движения мышц, двигательного аппарата и речи, а также определенными, не изменяющимися интересами и поведением.
https://youtube.com/watch?v=XRuk_VCgYIA%3Ffeature%3Doembed
Страдающий от аутизма ребенок из-за задержек в психическом, речевом или умственном развитии физически не способен сконцентрироваться на устной речи при наличии дополнительного звукового фона.
Также из-за перегрузки мозговой деятельности он:
- не способен полноценно взаимодействовать с окружающими;
- предпочитает общению с людьми общение с неживыми предметами;
- не чувствует состояние окружающих и не умеет распознавать невербальные сигналы;
- редко улыбается;
- не откликается на собственное имя;
- воздерживается от любых тактильных контактов.
Диагностика и лечение
Отсутствие реакции на собственное имя, сопровождающееся трудностями в общении, при достижении ребенком возраста старше 1,5 лет, требует от родителей незамедлительного посещения педиатра и последующей консультации у:
- Отоларинголога, в задачу которого входит проверка слуха ребенка и определение возможных отклонений от нормы, вызванных врожденными патологиями или перенесенным воспалительным процессом.
- Невропатолога и психолога, помогающих установить, является ли дефект особенностью поведения малыша или связан с возможным повреждением очагов головного мозга.
Лечение патологии проводится в зависимости от стадии ее развития:
При аутизме
Аутизм считается в медицинской практике неизлечимым заболеванием и требует проведения с детьми грамотной коррекционной работы, направленной на обучение методам самообслуживания и коммуникации, а также на поддержание социальных навыков.
При обнаружении патологии используется продолжительная логопедическая, игровая и поведенческая терапия, осуществляемые на фоне приема психотропных препаратов.
При сенсорной алалии
Коррекционно-терапевтическая работа при сенсорной алалии строится на принципах биопсихосоциального подхода и включает в себя:
Вид методики |
Ее характеристика |
Медицинские мероприятия | Для лечения заболевания используются:
Дополнительно назначаются физиопроцедуры: массаж, лечебные ванны и ЛФК. |
Логотерапию | Работа специалиста должна быть направлена на выработку слухового восприятия и способности к анализу речевого потока, и позволяет:
|
Нейропсихологическую коррекцию | Включает в себя:
Проводится также сенсорно-интегративная терапия. |
При нарушении слуха
При тугоухости лечебные мероприятия должны быть направлены на полное или частичное восстановление слуха, посредством подбора слухового аппарата, проведения хирургического лечения или при помощи кохлеарной имплантации.
Впоследствии ребенка направляют на занятия с сурдопедагогом, помогающие восстановить слуховые и речевые навыки.
При моторной алалии
Коррекция моторной алалии включает в себя медикаментозный курс и физиотерапевтические процедуры, направленные на компенсацию мозговых нарушений.
Дополнительно назначается также психотерапия, направленная на коррекцию нарушения высших психомоторных функций, эмоциональную и поведенческую сферу.
Логопедические мероприятия при моторной алалии должны начинаться в возрасте 2-3-х лет и включать в себя:
Вид занятия |
Его характеристика |
Стимулирование речевой активности | Проводимые в игровой форме занятия направлены на развитие мотивационного компонента, появление речевых реакций на основе подражания и обогащения словарного запаса. |
Формирование фразовой речи | При помощи отраженного повторения, заучивания двустиший и составления рассказов по картинкам происходит постепенное наращивание словарного запаса ребенка и развитие диалоговой активности. Постепенно от построения простого предложения малыш переходит к усложнению фразы. |
Развитие связной речи | Обучение пересказу, составлению рассказов по картинкам и на заданную тему способствует постепенному формированию монологической речи и развитию навыков внутреннего программирования. |
Коррекцию фонетико-фонематических нарушений | Проходящие по стандартным логопедическим методикам занятия направлены на отработку правильного произношения разнообразных гласных и согласных звуков, проходящего на фоне постоянной фиксации ребенка на положение органов артикуляции. |
Специальные упражнения
Особое внимание в лечении занимают упражнения, помогающие научить ребенка откликаться на собственное имя.
Упражнение 1
Начальный этап обучения должен, по словам специалистов, проходить в изолированном помещении, без посторонних звуков и отвлекающих малыша предметов (телевизора, игрушек).
Во время упражнения маме или папе нужно подготовить специфическую награду (игрушку или конфету), сесть напротив ребенка, подождать пока он отвернется и позвать его по имени. В случае если малыш посмотрит на взрослого его нужно поощрить, а при отсутствии реакции, родителям (одному из них) нужно громче позвать сына или дочь, сопроводив свои слова привлекающим внимание шумовым эффектом (шуршанием бумаги или ударом по столу).
После того, как ребенок отреагирует, его нужно наградить, дать ему отдохнуть, а затем повторить упражнение несколько раз, по возможности убирая посторонние шумовые эффекты.
Специалисты отмечают, что занятия нужно проводить ежедневно по 5-10 раз в сутки до достижения стойкого результата (появления реакции малыша не менее чем в 85% случаев).
Упражнение 2
На втором этапе занятий родители ставят перед собой цель научить ребенка отзываться на собственное имя при наличии отвлекающих факторов. Для проведения упражнения маме или папе, предварительно приготовив приз для малыша, нужно сесть рядом с ним в комнате с разбросанными по полу игрушками или включенными мультиками, дождаться пока он отвернется и позвать его.
В случае если ребенок повернется к родителям, его нужно наградить, а при отсутствии реакции громко и четко назвать его имя, сопроводив слова любым привлекающим внимание шумом.
Проводить упражнение нужно несколько раз в день, давая в промежутке ребенку возможность спокойно поиграть. Завершаются занятия в том случае, если ребенок отзывается в отвлекающей его обстановке не менее чем в 85% случаев.
Для закрепления результата специалисты советуют проделать данное упражнение на улице.
Упражнение 3
На третьем этапе занятий родители должны научить ребенка реагировать на зов в момент просмотра телепередач, игры или рисования.
Для проведения этого упражнения маме или папе нужно дождаться момента, когда малыш погрузится в важное для него занятия, а затем позвать его по имени. Как и во время предыдущих упражнений при выполнении задания ребенка нужно наградить, а при отсутствии реакции с его стороны изменить громкость голоса и добавить шумовые эффекты.
Повторять упражнение нужно не менее 3-4-х раз в день по несколько секунд, а по достижении положительного результата, постепенно увеличивать расстояние между родителями и малышом.
Занятия при аутизме
При выполнении задания специалисты московского коррекционного центра для детей с различными видами речевых нарушений «Каркуша» советуют родителям не расстраиваться, если их дочь или сын не всегда реагируют на зов, поскольку успех данного занятия во многом зависит и от индивидуальных характеристик ребенка.
При аутизме к речевым упражнениям специалисты советуют добавить и тактильный контакт.
Так мама или папа, увидев, что их сын или дочь сосредоточены на выполнении какого-либо занятия, должны подойти к ним:
- назвать по имени и прикоснуться рукой к плечу;
- произнести имя и аккуратно приподнять голову ребенка для того, чтобы он смог посмотреть на своего родителя. При выполнении данного упражнения специалисты советуют избегать взгляда глаза в глаза, способного вызвать у малыша чувство дискомфорта.
Если ребенок оторвался от занятия и посмотрел на маму или папу, родители должны похвалить его и предложить награду.
Проводить упражнение нужно не менее 10-30 раз в день, давая в промежутках между занятиями малышу возможность отдохнуть и отвлечься. Положительный результат будет достигнут тогда, когда, по словам специалистов, ребенок будет поднимать голову или поворачиваться в сторону родителей при звуках своего имени, не дожидаясь тактильного контакта.
Подобная практика проводится как в домашних условиях, так и на приеме у специалиста и помогает родителям выработать способы правильного взаимодействия с ребенком.
Возможные осложнения
Ребенок не откликается на имя при нарушении слухового восприятия, связанного с внутриутробным поражением головного мозга, что требует от родителей и специалистов, правильно подобранных коррекционных мероприятий, направленных на восстановление слуха и развитие речевого аппарата. При отсутствии лечения ребенок-аутист не сможет самостоятельно развить коммуникативные навыки, столкнется с серьезными проблемами в формировании речи и последующем обучении.
Вынужденный оградиться от посторонних людей он выберет ограниченный круг общения, тяжело реагируя на любые изменения в привычном образе жизни. Врачи также отмечают возможности развития умственной отсталости и как следствие – инвалидности.
При сенсорной или моторной алалии недифференцированное звуковое восприятие при отсутствии корректирующих мероприятий приведет к общему недоразвитию речи, расстройству учебных навыков и невозможности полноценного общения. На фоне недоразвития рецептивной речи специалисты также могут наблюдать у детей вторичные личностные расстройства, нарушение эмоционально-волевых реакций и отклонения в поведении, приводящие к вторичному слабоумию.
Отсутствие реакции на имя – один из возможных симптомов внутриутробного повреждения отвечающих за навыки речи и дифференциацию звуков отделов головного мозга, вызванных внутриутробными инфекциями или гипоксией плода. Обнаруженные в раннем детстве патологии требуют координированной работы специалистов и родителей, направленной на подбор коррекционных мероприятий и способов взаимодействия с ребенком, способствующих развитию слуховых и речевых навыков.
Видео о том, как научить ребенка отзываться на свое имя
https://youtube.com/watch?v=HuxjROWRt38%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
В каком возрасте ребенок начинает отзываться на свое имя?
11 месяцев – ребенок использует 3-5 лепетных слов с соотнесением (слово употребляется в конкретной ситуации). Отзывается на имя, понимает название отдельных предметов, выполняет простые словесные инструкции.
Почему мой ребенок не реагирует на свое имя?
Исследователи пришли к выводу, что если ребенок в возрасте 12 месяцев не реагирует на свое имя, это может быть признаком того, что у него задержка развития или заболевание, включая аутизм .
Почему ребенок в 11 месяцев не откликается на свое имя?
В раннем возрасте дети часто не откликаются на имя, если чем-то заняты. Но если родители при этом часто их зовут по имени просто ради проверки, дети могут еще хуже начать откликаться. Важно чтобы ребенок реагировал на имя, если его зовут когда он ни чем не занят. Указательный жест может появиться позже.
Почему дети с аутизмом не реагируют на свое имя?
Они не могут этого сделать (пока), потому что никто не научил их тому, что имело бы для них смысл . Не подойдет. В то же время человек с аутистическим спектром может не ценить социальные взаимодействия и реакции так, как это делают другие люди. Поэтому ему или ей может не хватать мотивации реагировать так, как мы ожидаем.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на уровень слуха ребенка. Если он не реагирует на свое имя, возможно, у него есть проблемы со слухом. Проведите тестирование слуха у специалиста, чтобы исключить эту причину.
СОВЕТ №2
Создайте спокойную и комфортную обстановку для общения. Иногда дети могут быть слишком увлечены игрой или другими звуками вокруг. Попробуйте позвать ребенка в тихом месте, чтобы он мог сосредоточиться на вашем голосе.
СОВЕТ №3
Используйте положительное подкрепление. Когда ребенок откликается на свое имя, хвалите его и поощряйте. Это поможет ему ассоциировать свое имя с положительными эмоциями и повысит мотивацию откликаться в будущем.
СОВЕТ №4
Обратитесь к специалисту, если проблема сохраняется. Если вы заметили, что ребенок не реагирует на свое имя в течение длительного времени, стоит проконсультироваться с педиатром или детским психологом для более глубокого анализа ситуации.