Детям дошкольного возраста для улучшения произношения звуков помогают скороговорки. Для ребят 4-5 лет этот способ учебы будет легким и приятным, поскольку он похож на игру. Если педагог или родители смогут заинтересовать ребенка, то они смогут решить многие речевые проблемы учащегося.
Чем полезны скороговорки в возрасте 4-5 лет
Скороговорки для детей 4-5 лет обладают хорошим учебным потенциалом. Педагоги советуют родителям заучивать вместе с малышами короткие фразы, ведь путем проговаривания сложных слов тренируется речевой аппарат. Развивается артикуляционная и фонематическая память.
Плюсы от скороговорок:
- Позволяют поставить речевое дыхание.
- Скороговорки – это начальный этап подготовки к формированию письменной речи.
- Интонация становится лучше, ровнее.
Речь от чтения и заучивания скороговорок становится более отчетливой, улучшается звукопроизношение. Поэтому педагоги в дошкольных учреждениях часто используют их во время проведения учебной деятельности.
Врачи отмечают, что скороговорки для детей в возрасте 4-5 лет играют важную роль в развитии речевых навыков. Они помогают улучшить дикцию, развивают фонематическое восприятие и способствуют формированию правильного произношения. Короткие и интересные скороговорки, такие как “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”, не только увлекают детей, но и делают процесс обучения более веселым. Педагоги и логопеды рекомендуют использовать такие упражнения в детских садах, так как они способствуют не только развитию речи, но и улучшению памяти и концентрации. Кроме того, совместное произнесение скороговорок создает атмосферу игры, что делает занятия более привлекательными для малышей.
Чтобы разучивать скороговорку с ребенком, необязательно иметь педагогическое образование. Достаточно соблюдать правильный алгоритм заучивания. Зная его, в домашних условиях получится создать хорошие условия для развития ребенку.
Техника разучивания скороговорок:
- Взрослый человек читает ребенку подготовленный материал (1 скороговорку). Речь медленная, слова проговариваются отчетливо.
- Обсуждают с ребенком услышанный текст. Делают акцент на интонации, сложных звуках.
- Взрослый говорит скороговорку снова, а ребенок за ним повторяет. Большие по объему произведения делят на несколько частей. При необходимости этот шаг повторяют 3-4 раза.
- Ребенок самостоятельно проговаривает вслух скороговорку.
Нельзя заставлять ребенка произносить выученный текст быстро и отчетливо. Для детей скороговорки – это сложный вид речевого общения. Для начала, он должен выучить заданный материал. Проговаривать его начинают шепотом. Постепенно увеличивают громкость речи и скорость.
Взрослый помогает в произношении, исправляет речевые ошибки. Для удобства можно поставить напротив ребенка зеркало, чтобы он мог следить за собственной артикуляцией.
https://youtube.com/watch?v=u_PFCgnWAAE%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Скороговорки на букву “А”
Перечень интересных скороговорок:
- Ай, ай, ай, опоздал я на трамвай. А трамвай умчался, а я один остался.
- Ах, какой алый у Аллы анемон, а у меня на клумбе есть лишь бурелом.
- Аленький цветок есть у Алены, а у Аллы только анемоны.
- Я уехал в Абакан, подарили мне банан. На банане, на банане, надпись – вырос в Абакане.
- Аббат аббатисе подарил платье на флисе.
Если ребенок путается в словах, ему помогают исправить речевые ошибки.
Скороговорки для детей — это не только увлекательное занятие, но и полезное упражнение для развития речи. В детских садах педагоги активно используют короткие и интересные скороговорки, чтобы помочь малышам улучшить дикцию и фонематическое восприятие. Родители отмечают, что такие игры делают занятия веселыми и увлекательными, а дети с удовольствием повторяют забавные фразы. Например, “Шла Саша по шоссе и сосала сушку” или “Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали” становятся настоящими хитами. Кроме того, скороговорки развивают память и внимание, что важно для общего развития ребенка. Малыши смеются, когда пытаются произнести сложные сочетания звуков, и это создает позитивную атмосферу в группе. Таким образом, скороговорки становятся неотъемлемой частью обучения и игры в детском саду.
Скороговорки для детей 4-5 лет могут быть короткими и длинными. Если ребенок плохо запоминает большой объем текста, то начинают заучивать короткие выражения. Весь материал для занятий подбирают индивидуально, основываясь на умственных особенностях малыша.
Список скороговорок:
- Бобры бредут, и бревно несут. Будет у бобров хатка, будь здоров.
- Болит у Бори голова, будем звать ему врача. Боря борется с врачом, укол не хочет, нипочем.
- Большая беда у бобренка была – бревно он точил, да хвост намочил.
- Бобы у Богдана лежат во всех карманах. Богдан бобы из них достал, угощать бобами стал.
- У Беллы в пакете браслеты, багеты, еще есть бидон и красивый букетик. Зачем тебе, Белла, бидон и багет? Быть может, поделишься с нами, иль нет?
Постановкой буквы «Б» можно начинать заниматься с 3 лет. Этот символ относится к звукам раннего онтогенеза.
Варианты скороговорок:
- Ворона вороне говорит: «Посмотри, вокзал горит». А ворона отвечает: «Это ведь закат пылает».
- У Вероники велосипед, а у Влада есть мопед. Вероника катается, а Влад улыбается.
- Волосы волнистые, как волны пенистые. Расчесать невозможно, поддаются сложно.
- Волчица волчонку вяжет рубашонку. Зачем волчонку рубашка, ведь у него из шерсти тельняшка.
- Висят на ветках волосатые конфетки. Их персиками величают, волосатиками называют.
- У высокой, у горы, волки выли: выу, вы, вы. Ввысь все звуки улетали, и зверей в лесу пугали.
Элементарную логопедическую помощь можно дать ребенку даже и при отсутствии педагогического образования.
Список возможных скороговорок:
- Жуки жужжат на веточках, жуки в тельняшках в клеточку. Жужжат, поют, стараются – жуки так забавляются.
- Жужелица вяжет жабе белоснежное жабо. Ах, спасибо жужелица! Вязать ты точно мастерица.
- Желтый жакет есть у Жоры в комоде. Жора одет всегда по погоде.
- Жокей на лошади скакал, жокей с седла в лужу упал. Что ж, жокей, ты неуклюжий, вот лежи теперь в луже.
- Лежа на боку Жора кушает халву. Жора, Жора – так нельзя! Будет рожа грязная.
Чтобы ребенок научился произносить звук «Ж», его сначала нужно обучить выговаривать «Ш».
Перечень полезных фраз для формирования звукопроизношения:
- Еноты, еноты бегут по болоту. За ними вприпрыжку бежит заяц-шалунишка.
- Есть река Енисей, если храбр – плыви по ней. Но река глубока, не терпит Енисей слабака.
- У Егора на Агоре есть зеленые помидоры. Ты Егор их не срывай, а дозреть им всем лишь дай.
- Емельян, Емельян, упал с лошади в бурьян. Емельян не встает, а смеется и поет.
- Веселы у Евдокии все подруги и друзья. С Евдокией поют песни, веселятся до утра.
По статистике, букву «Е» большинство детей учится произносить правильно и без посторонней помощи.
Варианты скороговорок:
- В барабаны бьют белые бараны. Без разбора, без игры – разбили бараны себе лбы.
- Есть пиастры у пирата, у него казна богата.
- На траве растет росток, это маленький дубок. Ты расти, расти быстрей, станешь всех во дворе сильней.
- Топоры у дровосеков, словно лезвия остры. Будут эти дровосеки храбро лес рубить с зари.
- Налили Кириллу молока в крынку. А с крынки Кирилл себе в кружку налил.
- Королеве подарили из кораллов ожерелье. Королева стала доброй, и раздала всем варенье.
- К Ларе в гости пришел Карл. Подарил он ей коралл. Ах, спасибо тебе, Карл, за морской чудной коралл.
- Крабу грабли подарили, только ручку позабыли. Краб клешнями шевелит – где же ручка, говорит.
Букву «Р» дети иногда произносят плохо из-за нестандартной уздечки. Если проблему с ней не обнаружили в младенчестве, то она даст о себе знать в момент становления речи у малыша.
Варианты скороговорок:
- Цапли на улице пьют воду из лужицы.
- Овцы по полю бредут, овцы песенку поют: овцевод нас бережет, охраняет круглый год. Мы за эту доброту, дадим центнер шерсти ему.
- Цыплята за курицей ходят везде. Боятся, что цапнет их коршун везде. А курица-мама цыплят защищает, от цепкого хищника их охраняет.
- Царь с царевной в цирк пошли, по дороге клад нашли. Царь с царевной поругались, циркачи все разбежались.
Список рекомендованных педагогами скороговорок:
- Кеша вымазался в туш, иди Кеша срочно в душ.
- Мыши от кошки убежали в лукошко. Их кошка искала, потом убежала.
- Малыши-пичужки построили избушку. С резными окошками, с красивой дорожкою.
- Шел ишак в горный кишлак. Нес пахлаву, шербет и шурпу.
- Идет Мишутка в шапке и шубке.
Скороговорки для детей 4-5 лет с шипящими звуками произносить сложно. Быстрый темп речи нарабатывают долго. Этот процесс занимает не одну неделю. Быстрых результатов можно ожидать, только если ребенок обладает хорошим звукопроизношением.
Скороговорка на букву Ж
Варианты скороговорок:
- Дом от ветра дрожал. Домик сторож держал. Ветер крышу поднимал, сторож со страху дрожал.
- Еж с ежихою гуляли да медвежонка увидали. Еж трясется и боится, а ежиха веселится.
- Журавли да журавушки играют в ладу-ладушки. Друг дружку журят, но все равно любят.
- Жора жмых собирал, да его не удержал. Посыпался жмых из лукошка да на дорожку.
Сложные фразы со звуком «Ч»:
- На башне каланчи ночь и день кричат грачи. Что же вы грачи, кричите, что есть мочи?
- Печка пироги печет, ручеек в речку течет.
- Чайка спорила с чижом, чей же уютнее дом. Чиж чайке чирикать устал, да домой убежал.
- Черный кот чернику ел – от черники почернел.
Варианты скороговорок:
- Шепотом Шура сказки читал, только от шепота голос устал.
- Шорохи ночью шумят, шорохи ночью пугают котят.
- Мартышки шум большой подняли – от шороха шиншиллы встали. Мартышек быстро приструнили, про шорох звери все забыли.
- Шалашник для дамы построил шалаш, показывает ей он свой птичий кураж.
Варианты скороговорок:
- Щука блещет плавниками, щука манит нас боками. Но у щуки рот-пила, шутки с ней шутить нельзя.
- В щель пролез седой мышонок, знает эту щель с пеленок. Но кот хитрый тут сидел, и мышонка быстро съел.
- Щенята щи ведь не едят, щенята мяса лишь хотят.
- Сосны достают до неба, синеву мешают смело. Из-за этого синева в дырках белых стала вся.
- Стоит стол, уставлен яствами он.
Возможные варианты:
- Рычат медведи в бору, ругают теплую зиму. В берлоге плохо зверям спать, от снега мокрая кровать.
- Ледокол плывет сквозь лед. Его ломает и плывет. На плоту бы не поплыл, лед бы плот мой погубил.
- Корью Марья заболела, потому что плохо ела. Кушай Марья, не дури, от себя корь прогони.
- Вдоль реки плывет артель. Везут на палубе все ель. В бинокль я на них гляжу, и рукою вслед машу.
- Пришла на почту бандероль, от радости пою бемоль.
Варианты скороговорок:
- Слава от скуки не знает, куда деть руки.
- Солнце село, спать пора. Пора заканчивать дела.
- Сушки сохнут на окне, готовят сушки детворе.
- Гусь поднялся на крыло, ввысь домчит оно его.
- Рысь и лось в лесу ругались, помирились, прогулялись.
- Летят брызги на брезент, но груз укрыт от них везде.
- По Амазонке звеньями плывут пираньи злые. С кровожадными зубами, с колючими зубами.
- Витязь меч ты свой возьми, на перевязь его закрепи.
Примеры скороговорок:
- Волки воют, вой стоит. Бабка внучке говорит: в лес ходить ты воздержись, волки воют – берегись.
- Петька прыгал, поплясал, с поварихой поскакал. Поют песни, пляс идет – радуется ведь народ.
- В огороде есть горох, его крот ест – будь здоров.
- Клад искал крот целый год, откопает его вот-вот.
- Туфли Таня примеряла, туфли Таня обожала. Мамины все каблуки Таня носит туки-ти.
- Дом достроили дрозды – дам теперь им бересты. Дом они свой утеплят, будут в нем растить дроздят.
- Верфь стоит, на ней морфлот – строят корабли весь год.
- На фабрике с финиками снова авария – все финики взорвались, по стенам разбежались.
Возможные варианты:
- Целился в цель стрелок Михаил. Но он попал стрелой в цеппелин.
- Ценные грузы бобер охранял, только вот ценный груз кто-то украл. Цапля-воровка мимо бежала, ценный груз она ведь украла.
- Апельсин нам дарит сок, с персика варят компот.
- Сладкий сахар, а соль нет. Сахар любят, соль же нет.
Варианты:
- На Чукотке чукчи жили. На Чукотке не тужили.
- Чертята чернила прикупили, но чертить как – позабыли.
- Черный кот в ночи невиден, но зато он всех нас видит. Хоть он черный, но в ночи видит даже мелочи.
- Тянуть-тянуть, да канат не перетянуть. Добры молодцы стараются, да никак не получается.
Скороговорки для детей в возрасте 4-5 лет понравятся большинству, если в тексте будет смешной подтекст. Ребята легко отзываются на шутки, поэтому процесс заучивания будет проходить легче.
Возможные варианты скороговорок с юмором:
- Брели бобры за дарами, через боры да бурьяны. Дары лежат далеко, но бобрам все равно. Они по лесу бредут, песню бравую поют.
- Боря бобы собирал, да в бурьян густой упал. Но Борис не растерялся, за бобы он удержался.
- В порт Мадрас прибыл баркас. На нем матросы да альбатросы.
- Бегают курицы без перьев по улице. Птицы нагие, без перьев смешные.
- Кукурузу продают, зерна кукурузы в расход идут. Два початка или три – кукурузу забери.
Тяжелые речевые скороговорки читают только тем детям, у которых большая часть звуков сформирована. Если же у малыша есть серьезные логопедические проблемы, то сложные фразы лучше заменить более легкими.
Скороговорки:
- Каравелла везла карамель, наскочил корабль на мел. Сидели матросы на каравелле и три недели ели карамели.
- На галерах кавалеры по морю плывут. На галерах кавалеры сидр и айран пьют.
- Купил Панкрат большой домкрат. Пришел Кондрат смотреть домкрат. Он его осмотрел и такой же захотел.
Варианты англоязычных скороговорок:
Оригинал | Перевод |
John’s Dodge went out in the rain. | У Джона додж поехал в дождь. |
Thirty-three strongmen thought they shook the throne all Thursday. | Тридцать три силача думали, что они трясли (cотрясали) трон весь четверг. |
One-one was a race horse. Two-two was one too. One-one won one race. Two-two won one too. |
Один-один была беговой лошадью.
Два-два – тоже. Один-один выиграла заезд. Два-два – тоже. |
Скороговорки стали для детей 4-5 лет отличным средством развития речи, улучшения звукопроизношения. Главным достоинством сложных выражений – их универсальность. Использовать скороговорки как средство обучения можно в домашних условиях или же в дошкольных учреждениях.
Интересные скороговорки для детей:
https://youtube.com/watch?v=bwQbh2fPcho%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Дине.
А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, то карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.
Интервьюер интервента интервьюировал. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони. Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Сшила Саша Сашке шапку. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу. Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Выбирайте скороговорки, которые соответствуют возрасту и уровню развития вашего ребенка. Короткие и простые фразы помогут детям легче запомнить и произнести их, что сделает процесс обучения более увлекательным.
Используйте игровые элементы при обучении скороговоркам. Превратите занятия в веселую игру, добавив элементы соревнования или хоровода, чтобы дети могли учиться в непринужденной атмосфере.
Регулярно повторяйте скороговорки с детьми. Повторение помогает закрепить материал и улучшить произношение. Вы можете делать это во время утренних зарядок или во время прогулок на свежем воздухе.
Поощряйте детей за успехи в произношении. Небольшие похвалы или награды могут значительно повысить мотивацию и интерес к изучению скороговорок, что сделает процесс более увлекательным и эффективным.