Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Для выработки коллективной и индивидуальной дисциплинированности, формирования правильной осанки учеников и концентрации их внимания на предмете занятий на уроках физкультуры применяются строевые упражнения. Они позволяют воспитывать организованность, ритмику и чувство темпа при групповых действиях.

Основные понятия о строе

В стандартную школьную программу входят гимнастические построения и фигурная маршировка. Для их практической реализации применяются особые методические нормативы и приемы. Согласно им, строем именуется установленное расположение учащихся в спортзале или на спортивной площадке для коллективных маневров.

В категорию основных методических понятий входят:

  • фланги – обе оконечности организованного построения;
  • фронт – часть строя, к которой учащиеся повернуты лицом;
  • тыл образован спинами и затылками занимающихся;
  • дистанция – глубинное расстояние между рядом стоящими участниками построения;
  • интервал – фронтальное расстояние от одного ученика до соседнего.

Строевые упражнения на уроках физкультуры проводятся для обучения учащихся базовым навыкам совместных действий и выработки чувства коллективной ответственности.

Левый или правый фланг остаются неизменными при развороте строя. Такая организация занятий позволяет ученикам быстро ориентироваться в изменившейся обстановке. К основным терминам строя причисляют ширину, которой обозначается дистанция от одного фланга до другого.

При масштабном построении используется понятие глубины. Им обозначается расстояние от 1-й шеренги до последней. В плотном (сомкнутом) построении интервал между учениками должен быть равен ширине ладони.

Стандартной дистанцией между шеренгами считается длина вытянутой руки. В педагогической практике на уроках физкультуры четко придерживаются указанных расстояний.

Строевые упражнения на уроках физкультуры вырабатывают дисциплинированность, правильную осанку и внимание

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Другие базовые понятия строевых упражнений:

Термин Определение
Направляющий Шагающий первым ученик
Замыкающий Идущий последним
Шеренга Цепочка учащихся, расположенных на воображаемой либо начерченной линии и смотрящих в одну сторону.
Колонна Строй, состоящий из нескольких шеренг, где участники располагаются ровными цепями лицом в одну сторону.
Сомкнутое построение Учащиеся расположены шеренгами и выдерживают установленный интервал.
Разомкнутый строй Свободное размещение участников, в котором интервал равен среднему шагу, заданному педагогом.
Ряд Цепочка учеников, где каждый, кроме последнего, смотрит в затылок впереди стоящему. м

Для удобства построения в школьных спортзалах и на площадках соответствующего предназначения создается разметка, которая облегчает занятия.

Врачи отмечают, что строевые упражнения на уроках физкультуры для детей младшего школьного возраста и дошкольников имеют множество положительных аспектов. Во-первых, они способствуют формированию правильной осанки и укреплению мышечного корсета, что особенно важно в период активного роста. Во-вторых, такие занятия развивают координацию движений и дисциплину, что помогает детям лучше ориентироваться в пространстве и взаимодействовать с окружающими.

Кроме того, строевые упражнения способствуют социализации детей, так как они учат работать в команде и следовать указаниям. Врачи подчеркивают, что регулярная физическая активность в сочетании с такими упражнениями помогает укрепить иммунитет и улучшить общее состояние здоровья детей. Однако важно, чтобы занятия проводились под контролем квалифицированных специалистов, чтобы избежать травм и перегрузок.

Комбинация строевых упражненийКомбинация строевых упражнений

Виды построения и перестроения на уроках физкультуры у детей

Активные занятия предваряет выстраивание группы учеников надлежащим образом путем подачи нужной команды. Различают построение в виде шеренг, колонн и окружности. Первый вариант предусматривает размещение преподавателя лицом к образующемуся строю. Ученики выстраиваются по левую руку от него.

При создании колонны после подачи требуемой команды занимающиеся располагаются в затылок за направляющим. Необходимо строгое выдерживание интервальных и дистанционных промежутков.

Самый простой способ организации строевых занятий – вариант окружности. Он часто применяется в гимнастических секциях.

В круг можно становиться сразу после подачи команды или перестаиваться из шеренги:

  1. Первый вариант предусматривает сцепление рук учащихся так, чтобы левофланговый и правофланговый замыкали окружность. При еще одном способе такого перестроения школьный преподаватель физкультуры или тренер останавливается напротив ученика в центре шеренги.
  2. Затем он дает указание к круговому построению.
  3. Ученик из центра шеренги не двигается, другие участники строя начинают смещаться правее или левее него в зависимости от своего стартового расположения. При этом типе построения ученик из центра шеренги становится направляющим.

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Применяют перестроения из 1 шеренги в 2 и наоборот. Можно образовывать любое их количество в соответствии с числом учеников и решаемой физкультурно-педагогической задачей.

При перестроениях занимающихся рассчитывают на 1-2. Групповая манипуляция осуществляется организованно в 3 приема. Сначала четные номера совершают выдвижение из строя на 1 шаг. На следующем этапе они отходят в бок на 1 шаг.

В завершающей фазе такого коллективного маневрирования четные номера заходят за спину нечетным. Перестроение из 2-х шеренг в 1 осуществляется по той же схеме, но в обратном порядке.

Строевые упражнения на уроках физкультуры часто требуют групповые перестроения из 3-х шеренг в 1. Предварительно школьный педагог или тренер подает команду «В 3 шеренги стройся!». При таком перестроении участников занятий рассчитывают на 1-2-3.

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Групповая манипуляция совершается по следующей схеме:

  1. Первые номера выступают из строя на шаг вперед.
  2. Вторые номера не сдвигаются.
  3. Третьи номера отступают им за спину на 1 шаг.
  4. Далее выступившие вперед ученики, перемещаются влево.
  5. Отступившие назад участники построения смещаются правее на 1 шаг.

Используется организация строя уступами. Здесь выполняется расчет в соответствии с необходимым количеством продольных рядов. Каждый ученик совершает действие, предназначенное ему согласно расчету.

Классификация строевых упражнений

Такие физкультурные занятия подразделяются на несколько категорий.

https://youtube.com/watch?v=zG7H-25rlSk%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Общепринятая классификация включает в себя:

  • строевые приемы;
  • методы построений и перестроений;
  • техники группового перемещения;
  • способы организованного размыкания и смыкания колонны.

Такие манипуляции требуются на только для выработки навыков коллективных действий, но и для оптимального размещения большого количества учеников на ограниченной площади.

Регулярно проводимые физкультурно-строевые занятия развивают чувство коллективизма и глазомер, улучшают эмоциональное состояние и могут использоваться в качестве простого средства снижения спортивной нагрузки.

В комплексе с другими тренировочными техниками строевые упражнения развивают двигательные, координационные, умственные и психические характеристики. Такие навыки – неотъемлемая составляющая массовых мероприятий и спортивных состязаний.

Четкая классификация облегчает подготовку педагогических и методических материалов, позволяет каждому ученику хорошо усвоить собственный маневр во время сложных многоэтапных перестроений.

В некоторых легкоатлетических секциях строевые упражнения используют в качестве средства разогрева мышц перед интенсивной. Такие техники развивают пространственное мышление и отличаются зрелищностью.

Последнее обстоятельство позволяет успешно использовать их при проведении торжественных мероприятий. Дети 1-4 классов быстрее обучаются соблюдению дистанции при коллективных действиях и групповых передвижениях.

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей младшего возраста вызывают разнообразные мнения среди родителей и педагогов. Многие считают, что такие занятия способствуют формированию дисциплины и командного духа, что особенно важно в раннем возрасте. Дети учатся работать в группе, следовать указаниям и развивают координацию движений. Однако некоторые родители выражают беспокойство, что строгие требования могут вызвать у детей стресс и снизить интерес к физической активности. Педагоги отмечают, что важно адаптировать упражнения под возрастные особенности, чтобы сохранить мотивацию и сделать занятия увлекательными. В целом, строевые упражнения могут стать полезным инструментом в физическом воспитании, если они проводятся с учетом индивидуальных потребностей и интересов детей.

Строевые приемы

Такие маневры реализуются путем отдачи соответствующих команд и четкого выполнения каждым занимающимся предписанных ему действий.

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Слаженная работа обеспечивает точность строевого маневрирования:

  1. По команде «Становись!» участники выстраиваются шеренгами. Строй приобретает четкую структуру.
  2. Следующий строевой маневр подчиняется команде «Равняйсь!». Тренирующиеся подравнивают носки по начерченной либо воображаемой линии.
  3. Все занимающиеся синхронно поворачивают голову вправо таким образом, чтобы в поле зрения оказалась грудь 4-го человека.
  4. Следующая команда, которая звучит на строевых занятиях, – «Смирно!». Она подается на торжественных мероприятиях и во время тренировки по отработке синхронности групповых действий.

Еще одно строевое упражнение подчиняется команде «Вольно!». Она позволяет занимающимся принять свободную стойку с небольшим ослаблением колена одной ноги. Ослабление внимания не допускается. Команда «Отставить!» означает приказ принять предшествующее положение и отмену предыдущего распоряжения.

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Расчет занимающихся производится по команде «По порядку рассчитайсь!». Она используется при необходимости изменения типа строевой структуры и при подготовке к коллективным спортивным играм на уроках физкультуры.

Прием начинает правофланговый и заканчивает левофланговый, выступающий на шаг вперед и объявляющий об окончании расчета. Развороты в динамике осуществляются по указанию, определяющему направление дальнейшего перемещения колонны.

Строевые упражнения предусматривают осуществление соответствующего маневра при команде «Кругом – марш!». Она редко задействуется на уроках физкультуры. Такой прием зачастую применяется при отработке маршировочных движений по плану тренировки строевой слаженности для торжественного массового мероприятия.

Построения и перестроения

Выполняются после формирования строя либо в статическом положении, либо в динамике. Перестроение означает изменение типа структурной организации колонны учеников. По указанию руководителя тренирующиеся могут изменить количество продольных рядов.

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Алгоритм выстраивания учеников 2-мя колоннами из одной:

  1. Педагог рассчитывает занимающихся по номерам.
  2. Затем отдается указание на построение в колонну по двое.
  3. Выполняемые участниками строя действия аналогичны осуществляемым при изменении количества продольных рядов.
  4. Занимающиеся выстраиваются в затылок впереди стоящему.

Значение имеет синхронность и слаженность, которая отрабатывается в ходе строевых занятий. Несколько отличаются характер и последовательность групповых перестроений уступом.

Учеников педагог рассчитывает на нужное число номеров. Затем звучит команда на движение согласно присвоенным номерам. Четные ученики выдвигаются из строя заданное число шагов, сдвигаются влево, а нечетные занимают позицию за спиной впереди стоящего.

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

При необходимости принятия исходного построения педагог отдает распоряжение о занятии первоначальных мест совершавшими маневр учениками. Они разворачиваются вокруг своей оси и совершают действия, обратные описанным.

Аналогичным способом организуется изменение одной колонны на 3 уступом. Прием предусматривает возврат на прежние места с приставлением левой ноги. На физкультурных занятиях используются изменение продольных рядов на колонные путем маневрирования мелких групп-отделений.

Сначала преподаватель рассчитывает занимающихся на нужное количество номеров. Затем он отдает распоряжение о заходе отделений в колонны. Ученики, не нарушая фронтального равнения, образуют указанный тип строя. В завершение маневра педагог подает распоряжение на остановку группы на занятых местах.

Для возврата в изначальную строевую структуру ученики, ранее изменившие пространственное размещение, разворачиваются вокруг своей оси и организованно отправляются на прежние места.

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Изменение типа строя из колонны в продольные ряды с поворотом в динамике осуществляется по соответствующему распоряжению преподавателя. Первые 2 или 3 ученика (в зависимости от характера перестроения) поворачивают налево.

Следующее отделение разворачивается в противоположном направлении. Для выполнения такого действия необходим расчет тренирующихся на порядковые номера. В динамике можно перестаивать большие группы учеников из колонны в шеренги в 2, 4 или 8 продольных рядов с дроблением либо сведением.

Маневр может представлять некоторую сложность для учеников 1-4 классов. Структурная организация строя изменяется по команде «Через центр марш!». Ученики с нечетными порядковыми номерами смещаются влево на 1 шаг, а занимающиеся с четными – вправо. Упражнение, выполняемое в обратном порядке, именуется разведением и слиянием.

Передвижения

Строевые упражнения на уроках физкультуры предусматривают разнообразные маневры в динамике. Они осуществляются чеканными либо походными шагами. Стартом к перемещению колонны служит команда «Шагом марш!».

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

При отдаче распоряжения «Направляющий на месте!» строй смыкается с сокращением дистанции между учениками. Движение возобновляется после подачи соответствующего указания. Маршировать начинают синхронно с левой ноги.

Скорость передвижения строем регулируются командами «Шире шаг!», «Короче шаг!» и прочими. Исполнительные указания всегда отдаются под левую ногу. Для резкого ускорения используют распоряжение перейти на бег.

Под правую ногу отдается только команда, требующая поворота в динамике. Занимающиеся совершают шаг, разворачиваются на носке и движутся в заданную педагогом сторону. Существуют такие разновидности перестроений в динамике, как противоход и змейка.

Первый предусматривает передвижение группы, следующей за идущим первым, в направлении, противоположном изначальному перемещению. Интервальный промежуток равен среднему шагу. Змеевидное перестроение в динамике предусматривает череду последовательных противоходов.

Размыкания и смыкания

Типичные маршировочные техники на уроках физкультуры.

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Размыканием называется увеличение дистанционных и интервальных промежутков между участниками групповых занятий. Смыкание – противоположное действие, подразумевающее уплотнение свободного строя.

Если руководитель не указывает степень сокращения дистанции и интервала, занимающиеся смыкаются на 1 шаг. Все участники строя, за исключением размыкающего, разворачиваются вправо и, набрав заданный интервал, становятся лицом во фронт. Маневр осуществляется по распоряжению руководителя с ориентиром на направляющего.

Дугообразное размыкание производят при перестроениях из колонн. После предварительного расчета подается команда на размыкание строя. Ученики с указанными порядковыми номерами обходят по дугообразной траектории, стоящих правее и левее, занимают новые места с заданным педагогом интервальным промежутком.

Порядок выполнения строевых приемов на уроках физкультуры по возрасту детей

При занятиях с дошкольниками или учениками младших классов на преподавателя возлагается ответственная воспитательная функция. На первой стадии обучения необходимо использовать визуальные ориентиры. Сначала объемные, в дальнейшем – плоскостные.

Строевые упражнения на уроках физкультуры в детсаду рекомендуется проводить в игровой форме

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Строевые приемы на уроках физкультуры утомительны и сложны для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Рекомендуется сначала проводить занятия в игровой форме. В детских садах используют крупные игрушки, которые выстраивают друг за другом. Рядом с каждой ставят занимающего ребенка.

Это облегчает выработку необходимых навыков и чувства коллективизма. Дети средних классов должна уметь оперировать строевыми понятиями и быстро занимать отведенное им место при групповых маневрах.

Для качественной организации строевой структуры эффективно использование естественных ориентиров:

  • архитектурных элементов помещения;
  • предметов меблировки;
  • деталей оснащения школьного спортзала;
  • стационарной разметки площадки;
  • игрового оборудования;
Для строевых упражнений в детсаду можно использовать игровое оборудование

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Ориентирами могут служить и сами участники коллективных строевых занятий – направляющий, серединный, замыкающий. В средних классах порядок выполнения строевых приемов предполагает более сложные варианты построения, чем в младшей группе.

Можно использовать игровые задания, когда дети по сигналу разбегаются, а затем по другой команде быстро формируют строй. В качестве зрительных ориентиров применяют флажки разных расцветок. Ученики старших классов должны уметь работать на построениях слаженно и четко.

У них оттачиваются до автоматизма навыки выполнения строевых приемов. Они должны уметь вести расчет, перестаиваться как на месте, так и в динамике. Для отработки необходимых навыков используются соревновательный фактор и игровые упражнения различной сложности.

Способы ходьбы

Существует несколько техник перемещения учащихся большой организованной группой. Используется строевой шаг – способ ходьбы, при котором ногу держат прямой с вытянутым носком и ставят на всю стопу. Максимальный подъем от поверхности пола или асфальта – 15-20 см.

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Руки согнуты в локтях, кисти поднимаются выше пояса на ширину ладони, а затем отводятся за спину с разгибанием сустава. Пальцы нужно держать в полусогнутом состоянии. При передвижении строем все учащиеся сохраняют спину прямой, подбородок чуть вздернутым и смотрят перед собой.

Меньшего напряжения требует походный шаг. При таком способе строевой ходьбы нога выносится более свободно. Шаг нечеканный, касание стопой поверхности земли – неакцентированное. Руками выполняют свободные движения вблизи корпуса.

Другие применяемые на уроках физкультуры способы ходьбы:

  • на носочной части стопы;
  • на пяточной;
  • приставными шагами;
  • полуприседом;
  • выпадами.

Для изменения техники движения педагогом подается соответствующее распоряжение.

Виды фигурной маршировки на учебных занятиях

Такой способ перемещения строем используется на культурно-массовых мероприятиях, тожественных смотрах, спортивно-показательных выступлениях.

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Разновидности фигурной маршировки:

  1. Обход – строевое перемещение по периметру спортзала или открытой состязательной арены. Указание к исполнению подается при приближении направляющего к любой угловой точки пространства.
  2. Диагональная маршировка. Она представляет собой пересечение зала в диагональном направлении.
  3. Противоход. Движение одной организованной демонстрационной группы во встречном направлении с другой.
  4. Змейка. Каскад противоходных упражнений.
  5. Круговая маршировка. При выполнении маневра руководителем дополнительно указываются интервальные промежутки.
  6. Скрещение. Строевая фигура, составленная пересечением встречных колонн. Часто применяется совместно с противоходом.
  7. Петля. Такая разновидность строевой ходьбы бывает закрытой либо открытой. Двигаться петлей организованная группа может в любом направлении и темпе.

Фигурная маршировка позволяет рационально разместить большой коллектив занимающихся на ограниченном пространстве. Применяют размыкания и замыкания, которые выполняются в рамках такого типа строевых передвижений.

Методические указания для учителя физкультуры

Отдаваемые на строевых занятиях команды бывают предназначенными к исполнению и подготовительными, которые направлены на концентрацию внимания учащихся. Предварительные указания нужно произносить громко и четко, чтобы занимающиеся могли сориентироваться и подготовиться к осуществлению предстоящего маневра.

Команды по строевым упражнением учитель физкультуры должен подавать четко и громко

Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей 1-4 класса, дошкольников

Команды исполнительного характера следует подавать отрывисто и энергично, выдерживая минимальную паузы. Интонации преподавателя имеют большое значение на строевых занятиях. При подаче команд учитель должен занимать основную стойку и располагаться в зоне видимости всеми участниками строя.

В отдельных случаях на уроках физкультуры в младших классах целесообразно вместо четких команд отдавать более неформальные распоряжения. К примеру, команду «Направо!» имеет смысл заменить обращением к ученикам «Поверните направо». Строевые упражнения предполагают частое использование команд, определяющих направление дальнейшего движения.

Видео об упражнениях

Строевые упражнения на уроках физкультуры:

https://youtube.com/watch?v=qxzlRo__-oQ%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Каковы основные цели строевых упражнений для детей младшего школьного возраста?

Основные цели строевых упражнений для детей 1-4 классов и дошкольников включают развитие координации, улучшение физической подготовки, формирование дисциплины и командного духа, а также укрепление здоровья. Эти упражнения помогают детям лучше ориентироваться в пространстве и развивают их моторные навыки.

Какие строевые упражнения подходят для дошкольников?

Для дошкольников подходят простые строевые упражнения, такие как “Шаги на месте”, “Повороты на месте”, “Перемещение в колонне” и “Становление в круг”. Эти упражнения должны быть адаптированы к уровню физической подготовки детей и включать элементы игры, чтобы поддерживать интерес и мотивацию.

Как часто следует проводить строевые упражнения на уроках физкультуры?

Рекомендуется проводить строевые упражнения на уроках физкультуры не реже одного-двух раз в неделю. Это позволит детям постепенно осваивать навыки и улучшать физическую форму, а также поддерживать интерес к занятиям физической культурой. Важно учитывать возрастные особенности и уровень подготовки детей при планировании таких занятий.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте игровые элементы. Включение игр в строевые упражнения поможет детям лучше усваивать команды и делать занятия более увлекательными. Например, можно организовать соревнования на выполнение команд или создать мини-игры, где дети должны быстро реагировать на команды.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на безопасность. Перед началом строевых упражнений убедитесь, что пространство свободно от препятствий, а дети одеты в удобную и подходящую для физической активности одежду. Это поможет избежать травм и сделает занятия более комфортными.

СОВЕТ №3

Регулярно меняйте упражнения. Чтобы поддерживать интерес детей к занятиям, разнообразьте строевые упражнения. Включайте новые элементы, меняйте последовательность и добавляйте разные уровни сложности, чтобы каждый ребенок мог найти что-то интересное для себя.

СОВЕТ №4

Обеспечьте положительную атмосферу. Хвалите детей за их старания и достижения, даже если они не всегда выполняют команды идеально. Поддержка и положительное подкрепление помогут создать дружелюбную атмосферу и мотивировать детей к активному участию в уроках.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации