Для выработки коллективной и индивидуальной дисциплинированности, формирования правильной осанки учеников и концентрации их внимания на предмете занятий на уроках физкультуры применяются строевые упражнения. Они позволяют воспитывать организованность, ритмику и чувство темпа при групповых действиях.
Основные понятия о строе
В стандартную школьную программу входят гимнастические построения и фигурная маршировка. Для их практической реализации применяются особые методические нормативы и приемы. Согласно им, строем именуется установленное расположение учащихся в спортзале или на спортивной площадке для коллективных маневров.
В категорию основных методических понятий входят:
- фланги – обе оконечности организованного построения;
- фронт – часть строя, к которой учащиеся повернуты лицом;
- тыл образован спинами и затылками занимающихся;
- дистанция – глубинное расстояние между рядом стоящими участниками построения;
- интервал – фронтальное расстояние от одного ученика до соседнего.
Строевые упражнения на уроках физкультуры проводятся для обучения учащихся базовым навыкам совместных действий и выработки чувства коллективной ответственности.
Левый или правый фланг остаются неизменными при развороте строя. Такая организация занятий позволяет ученикам быстро ориентироваться в изменившейся обстановке. К основным терминам строя причисляют ширину, которой обозначается дистанция от одного фланга до другого.
При масштабном построении используется понятие глубины. Им обозначается расстояние от 1-й шеренги до последней. В плотном (сомкнутом) построении интервал между учениками должен быть равен ширине ладони.
Стандартной дистанцией между шеренгами считается длина вытянутой руки. В педагогической практике на уроках физкультуры четко придерживаются указанных расстояний.
Другие базовые понятия строевых упражнений:
Термин | Определение |
Направляющий | Шагающий первым ученик |
Замыкающий | Идущий последним |
Шеренга | Цепочка учащихся, расположенных на воображаемой либо начерченной линии и смотрящих в одну сторону. |
Колонна | Строй, состоящий из нескольких шеренг, где участники располагаются ровными цепями лицом в одну сторону. |
Сомкнутое построение | Учащиеся расположены шеренгами и выдерживают установленный интервал. |
Разомкнутый строй | Свободное размещение участников, в котором интервал равен среднему шагу, заданному педагогом. |
Ряд | Цепочка учеников, где каждый, кроме последнего, смотрит в затылок впереди стоящему. м |
Для удобства построения в школьных спортзалах и на площадках соответствующего предназначения создается разметка, которая облегчает занятия.
Врачи отмечают, что строевые упражнения на уроках физкультуры для детей младшего школьного возраста и дошкольников имеют множество положительных аспектов. Во-первых, они способствуют формированию правильной осанки и укреплению мышечного корсета, что особенно важно в период активного роста. Во-вторых, такие занятия развивают координацию движений и дисциплину, что помогает детям лучше ориентироваться в пространстве и взаимодействовать с окружающими.
Кроме того, строевые упражнения способствуют социализации детей, так как они учат работать в команде и следовать указаниям. Врачи подчеркивают, что регулярная физическая активность в сочетании с такими упражнениями помогает укрепить иммунитет и улучшить общее состояние здоровья детей. Однако важно, чтобы занятия проводились под контролем квалифицированных специалистов, чтобы избежать травм и перегрузок.
Виды построения и перестроения на уроках физкультуры у детей
Активные занятия предваряет выстраивание группы учеников надлежащим образом путем подачи нужной команды. Различают построение в виде шеренг, колонн и окружности. Первый вариант предусматривает размещение преподавателя лицом к образующемуся строю. Ученики выстраиваются по левую руку от него.
При создании колонны после подачи требуемой команды занимающиеся располагаются в затылок за направляющим. Необходимо строгое выдерживание интервальных и дистанционных промежутков.
Самый простой способ организации строевых занятий – вариант окружности. Он часто применяется в гимнастических секциях.
В круг можно становиться сразу после подачи команды или перестаиваться из шеренги:
- Первый вариант предусматривает сцепление рук учащихся так, чтобы левофланговый и правофланговый замыкали окружность. При еще одном способе такого перестроения школьный преподаватель физкультуры или тренер останавливается напротив ученика в центре шеренги.
- Затем он дает указание к круговому построению.
- Ученик из центра шеренги не двигается, другие участники строя начинают смещаться правее или левее него в зависимости от своего стартового расположения. При этом типе построения ученик из центра шеренги становится направляющим.
Применяют перестроения из 1 шеренги в 2 и наоборот. Можно образовывать любое их количество в соответствии с числом учеников и решаемой физкультурно-педагогической задачей.
При перестроениях занимающихся рассчитывают на 1-2. Групповая манипуляция осуществляется организованно в 3 приема. Сначала четные номера совершают выдвижение из строя на 1 шаг. На следующем этапе они отходят в бок на 1 шаг.
В завершающей фазе такого коллективного маневрирования четные номера заходят за спину нечетным. Перестроение из 2-х шеренг в 1 осуществляется по той же схеме, но в обратном порядке.
Строевые упражнения на уроках физкультуры часто требуют групповые перестроения из 3-х шеренг в 1. Предварительно школьный педагог или тренер подает команду «В 3 шеренги стройся!». При таком перестроении участников занятий рассчитывают на 1-2-3.
Групповая манипуляция совершается по следующей схеме:
- Первые номера выступают из строя на шаг вперед.
- Вторые номера не сдвигаются.
- Третьи номера отступают им за спину на 1 шаг.
- Далее выступившие вперед ученики, перемещаются влево.
- Отступившие назад участники построения смещаются правее на 1 шаг.
Используется организация строя уступами. Здесь выполняется расчет в соответствии с необходимым количеством продольных рядов. Каждый ученик совершает действие, предназначенное ему согласно расчету.
Классификация строевых упражнений
Такие физкультурные занятия подразделяются на несколько категорий.
https://youtube.com/watch?v=zG7H-25rlSk%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Общепринятая классификация включает в себя:
- строевые приемы;
- методы построений и перестроений;
- техники группового перемещения;
- способы организованного размыкания и смыкания колонны.
Такие манипуляции требуются на только для выработки навыков коллективных действий, но и для оптимального размещения большого количества учеников на ограниченной площади.
Регулярно проводимые физкультурно-строевые занятия развивают чувство коллективизма и глазомер, улучшают эмоциональное состояние и могут использоваться в качестве простого средства снижения спортивной нагрузки.
В комплексе с другими тренировочными техниками строевые упражнения развивают двигательные, координационные, умственные и психические характеристики. Такие навыки – неотъемлемая составляющая массовых мероприятий и спортивных состязаний.
Четкая классификация облегчает подготовку педагогических и методических материалов, позволяет каждому ученику хорошо усвоить собственный маневр во время сложных многоэтапных перестроений.
В некоторых легкоатлетических секциях строевые упражнения используют в качестве средства разогрева мышц перед интенсивной. Такие техники развивают пространственное мышление и отличаются зрелищностью.
Последнее обстоятельство позволяет успешно использовать их при проведении торжественных мероприятий. Дети 1-4 классов быстрее обучаются соблюдению дистанции при коллективных действиях и групповых передвижениях.
Строевые упражнения на уроках физкультуры для детей младшего возраста вызывают разнообразные мнения среди родителей и педагогов. Многие считают, что такие занятия способствуют формированию дисциплины и командного духа, что особенно важно в раннем возрасте. Дети учатся работать в группе, следовать указаниям и развивают координацию движений. Однако некоторые родители выражают беспокойство, что строгие требования могут вызвать у детей стресс и снизить интерес к физической активности. Педагоги отмечают, что важно адаптировать упражнения под возрастные особенности, чтобы сохранить мотивацию и сделать занятия увлекательными. В целом, строевые упражнения могут стать полезным инструментом в физическом воспитании, если они проводятся с учетом индивидуальных потребностей и интересов детей.
Строевые приемы
Такие маневры реализуются путем отдачи соответствующих команд и четкого выполнения каждым занимающимся предписанных ему действий.
Слаженная работа обеспечивает точность строевого маневрирования:
- По команде «Становись!» участники выстраиваются шеренгами. Строй приобретает четкую структуру.
- Следующий строевой маневр подчиняется команде «Равняйсь!». Тренирующиеся подравнивают носки по начерченной либо воображаемой линии.
- Все занимающиеся синхронно поворачивают голову вправо таким образом, чтобы в поле зрения оказалась грудь 4-го человека.
- Следующая команда, которая звучит на строевых занятиях, – «Смирно!». Она подается на торжественных мероприятиях и во время тренировки по отработке синхронности групповых действий.
Еще одно строевое упражнение подчиняется команде «Вольно!». Она позволяет занимающимся принять свободную стойку с небольшим ослаблением колена одной ноги. Ослабление внимания не допускается. Команда «Отставить!» означает приказ принять предшествующее положение и отмену предыдущего распоряжения.
Расчет занимающихся производится по команде «По порядку рассчитайсь!». Она используется при необходимости изменения типа строевой структуры и при подготовке к коллективным спортивным играм на уроках физкультуры.
Прием начинает правофланговый и заканчивает левофланговый, выступающий на шаг вперед и объявляющий об окончании расчета. Развороты в динамике осуществляются по указанию, определяющему направление дальнейшего перемещения колонны.
Строевые упражнения предусматривают осуществление соответствующего маневра при команде «Кругом – марш!». Она редко задействуется на уроках физкультуры. Такой прием зачастую применяется при отработке маршировочных движений по плану тренировки строевой слаженности для торжественного массового мероприятия.
Построения и перестроения
Выполняются после формирования строя либо в статическом положении, либо в динамике. Перестроение означает изменение типа структурной организации колонны учеников. По указанию руководителя тренирующиеся могут изменить количество продольных рядов.
Алгоритм выстраивания учеников 2-мя колоннами из одной:
- Педагог рассчитывает занимающихся по номерам.
- Затем отдается указание на построение в колонну по двое.
- Выполняемые участниками строя действия аналогичны осуществляемым при изменении количества продольных рядов.
- Занимающиеся выстраиваются в затылок впереди стоящему.
Значение имеет синхронность и слаженность, которая отрабатывается в ходе строевых занятий. Несколько отличаются характер и последовательность групповых перестроений уступом.
Учеников педагог рассчитывает на нужное число номеров. Затем звучит команда на движение согласно присвоенным номерам. Четные ученики выдвигаются из строя заданное число шагов, сдвигаются влево, а нечетные занимают позицию за спиной впереди стоящего.
При необходимости принятия исходного построения педагог отдает распоряжение о занятии первоначальных мест совершавшими маневр учениками. Они разворачиваются вокруг своей оси и совершают действия, обратные описанным.
Аналогичным способом организуется изменение одной колонны на 3 уступом. Прием предусматривает возврат на прежние места с приставлением левой ноги. На физкультурных занятиях используются изменение продольных рядов на колонные путем маневрирования мелких групп-отделений.
Сначала преподаватель рассчитывает занимающихся на нужное количество номеров. Затем он отдает распоряжение о заходе отделений в колонны. Ученики, не нарушая фронтального равнения, образуют указанный тип строя. В завершение маневра педагог подает распоряжение на остановку группы на занятых местах.
Для возврата в изначальную строевую структуру ученики, ранее изменившие пространственное размещение, разворачиваются вокруг своей оси и организованно отправляются на прежние места.
Изменение типа строя из колонны в продольные ряды с поворотом в динамике осуществляется по соответствующему распоряжению преподавателя. Первые 2 или 3 ученика (в зависимости от характера перестроения) поворачивают налево.
Следующее отделение разворачивается в противоположном направлении. Для выполнения такого действия необходим расчет тренирующихся на порядковые номера. В динамике можно перестаивать большие группы учеников из колонны в шеренги в 2, 4 или 8 продольных рядов с дроблением либо сведением.
Маневр может представлять некоторую сложность для учеников 1-4 классов. Структурная организация строя изменяется по команде «Через центр марш!». Ученики с нечетными порядковыми номерами смещаются влево на 1 шаг, а занимающиеся с четными – вправо. Упражнение, выполняемое в обратном порядке, именуется разведением и слиянием.
Передвижения
Строевые упражнения на уроках физкультуры предусматривают разнообразные маневры в динамике. Они осуществляются чеканными либо походными шагами. Стартом к перемещению колонны служит команда «Шагом марш!».
При отдаче распоряжения «Направляющий на месте!» строй смыкается с сокращением дистанции между учениками. Движение возобновляется после подачи соответствующего указания. Маршировать начинают синхронно с левой ноги.
Скорость передвижения строем регулируются командами «Шире шаг!», «Короче шаг!» и прочими. Исполнительные указания всегда отдаются под левую ногу. Для резкого ускорения используют распоряжение перейти на бег.
Под правую ногу отдается только команда, требующая поворота в динамике. Занимающиеся совершают шаг, разворачиваются на носке и движутся в заданную педагогом сторону. Существуют такие разновидности перестроений в динамике, как противоход и змейка.
Первый предусматривает передвижение группы, следующей за идущим первым, в направлении, противоположном изначальному перемещению. Интервальный промежуток равен среднему шагу. Змеевидное перестроение в динамике предусматривает череду последовательных противоходов.
Размыкания и смыкания
Типичные маршировочные техники на уроках физкультуры.
Размыканием называется увеличение дистанционных и интервальных промежутков между участниками групповых занятий. Смыкание – противоположное действие, подразумевающее уплотнение свободного строя.
Если руководитель не указывает степень сокращения дистанции и интервала, занимающиеся смыкаются на 1 шаг. Все участники строя, за исключением размыкающего, разворачиваются вправо и, набрав заданный интервал, становятся лицом во фронт. Маневр осуществляется по распоряжению руководителя с ориентиром на направляющего.
Дугообразное размыкание производят при перестроениях из колонн. После предварительного расчета подается команда на размыкание строя. Ученики с указанными порядковыми номерами обходят по дугообразной траектории, стоящих правее и левее, занимают новые места с заданным педагогом интервальным промежутком.
Порядок выполнения строевых приемов на уроках физкультуры по возрасту детей
При занятиях с дошкольниками или учениками младших классов на преподавателя возлагается ответственная воспитательная функция. На первой стадии обучения необходимо использовать визуальные ориентиры. Сначала объемные, в дальнейшем – плоскостные.
Строевые приемы на уроках физкультуры утомительны и сложны для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Рекомендуется сначала проводить занятия в игровой форме. В детских садах используют крупные игрушки, которые выстраивают друг за другом. Рядом с каждой ставят занимающего ребенка.
Это облегчает выработку необходимых навыков и чувства коллективизма. Дети средних классов должна уметь оперировать строевыми понятиями и быстро занимать отведенное им место при групповых маневрах.
Для качественной организации строевой структуры эффективно использование естественных ориентиров:
- архитектурных элементов помещения;
- предметов меблировки;
- деталей оснащения школьного спортзала;
- стационарной разметки площадки;
- игрового оборудования;
Ориентирами могут служить и сами участники коллективных строевых занятий – направляющий, серединный, замыкающий. В средних классах порядок выполнения строевых приемов предполагает более сложные варианты построения, чем в младшей группе.
Можно использовать игровые задания, когда дети по сигналу разбегаются, а затем по другой команде быстро формируют строй. В качестве зрительных ориентиров применяют флажки разных расцветок. Ученики старших классов должны уметь работать на построениях слаженно и четко.
У них оттачиваются до автоматизма навыки выполнения строевых приемов. Они должны уметь вести расчет, перестаиваться как на месте, так и в динамике. Для отработки необходимых навыков используются соревновательный фактор и игровые упражнения различной сложности.
Способы ходьбы
Существует несколько техник перемещения учащихся большой организованной группой. Используется строевой шаг – способ ходьбы, при котором ногу держат прямой с вытянутым носком и ставят на всю стопу. Максимальный подъем от поверхности пола или асфальта – 15-20 см.
Руки согнуты в локтях, кисти поднимаются выше пояса на ширину ладони, а затем отводятся за спину с разгибанием сустава. Пальцы нужно держать в полусогнутом состоянии. При передвижении строем все учащиеся сохраняют спину прямой, подбородок чуть вздернутым и смотрят перед собой.
Меньшего напряжения требует походный шаг. При таком способе строевой ходьбы нога выносится более свободно. Шаг нечеканный, касание стопой поверхности земли – неакцентированное. Руками выполняют свободные движения вблизи корпуса.
Другие применяемые на уроках физкультуры способы ходьбы:
- на носочной части стопы;
- на пяточной;
- приставными шагами;
- полуприседом;
- выпадами.
Для изменения техники движения педагогом подается соответствующее распоряжение.
Виды фигурной маршировки на учебных занятиях
Такой способ перемещения строем используется на культурно-массовых мероприятиях, тожественных смотрах, спортивно-показательных выступлениях.
Разновидности фигурной маршировки:
- Обход – строевое перемещение по периметру спортзала или открытой состязательной арены. Указание к исполнению подается при приближении направляющего к любой угловой точки пространства.
- Диагональная маршировка. Она представляет собой пересечение зала в диагональном направлении.
- Противоход. Движение одной организованной демонстрационной группы во встречном направлении с другой.
- Змейка. Каскад противоходных упражнений.
- Круговая маршировка. При выполнении маневра руководителем дополнительно указываются интервальные промежутки.
- Скрещение. Строевая фигура, составленная пересечением встречных колонн. Часто применяется совместно с противоходом.
- Петля. Такая разновидность строевой ходьбы бывает закрытой либо открытой. Двигаться петлей организованная группа может в любом направлении и темпе.
Фигурная маршировка позволяет рационально разместить большой коллектив занимающихся на ограниченном пространстве. Применяют размыкания и замыкания, которые выполняются в рамках такого типа строевых передвижений.
Методические указания для учителя физкультуры
Отдаваемые на строевых занятиях команды бывают предназначенными к исполнению и подготовительными, которые направлены на концентрацию внимания учащихся. Предварительные указания нужно произносить громко и четко, чтобы занимающиеся могли сориентироваться и подготовиться к осуществлению предстоящего маневра.
Команды исполнительного характера следует подавать отрывисто и энергично, выдерживая минимальную паузы. Интонации преподавателя имеют большое значение на строевых занятиях. При подаче команд учитель должен занимать основную стойку и располагаться в зоне видимости всеми участниками строя.
В отдельных случаях на уроках физкультуры в младших классах целесообразно вместо четких команд отдавать более неформальные распоряжения. К примеру, команду «Направо!» имеет смысл заменить обращением к ученикам «Поверните направо». Строевые упражнения предполагают частое использование команд, определяющих направление дальнейшего движения.
Видео об упражнениях
Строевые упражнения на уроках физкультуры:
https://youtube.com/watch?v=qxzlRo__-oQ%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Каковы основные цели строевых упражнений для детей младшего школьного возраста?
Основные цели строевых упражнений для детей 1-4 классов и дошкольников включают развитие координации, улучшение физической подготовки, формирование дисциплины и командного духа, а также укрепление здоровья. Эти упражнения помогают детям лучше ориентироваться в пространстве и развивают их моторные навыки.
Какие строевые упражнения подходят для дошкольников?
Для дошкольников подходят простые строевые упражнения, такие как “Шаги на месте”, “Повороты на месте”, “Перемещение в колонне” и “Становление в круг”. Эти упражнения должны быть адаптированы к уровню физической подготовки детей и включать элементы игры, чтобы поддерживать интерес и мотивацию.
Как часто следует проводить строевые упражнения на уроках физкультуры?
Рекомендуется проводить строевые упражнения на уроках физкультуры не реже одного-двух раз в неделю. Это позволит детям постепенно осваивать навыки и улучшать физическую форму, а также поддерживать интерес к занятиям физической культурой. Важно учитывать возрастные особенности и уровень подготовки детей при планировании таких занятий.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте игровые элементы. Включение игр в строевые упражнения поможет детям лучше усваивать команды и делать занятия более увлекательными. Например, можно организовать соревнования на выполнение команд или создать мини-игры, где дети должны быстро реагировать на команды.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на безопасность. Перед началом строевых упражнений убедитесь, что пространство свободно от препятствий, а дети одеты в удобную и подходящую для физической активности одежду. Это поможет избежать травм и сделает занятия более комфортными.
СОВЕТ №3
Регулярно меняйте упражнения. Чтобы поддерживать интерес детей к занятиям, разнообразьте строевые упражнения. Включайте новые элементы, меняйте последовательность и добавляйте разные уровни сложности, чтобы каждый ребенок мог найти что-то интересное для себя.
СОВЕТ №4
Обеспечьте положительную атмосферу. Хвалите детей за их старания и достижения, даже если они не всегда выполняют команды идеально. Поддержка и положительное подкрепление помогут создать дружелюбную атмосферу и мотивировать детей к активному участию в уроках.