Для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста используют комплекс дидактических занятий, которые классифицируются на 3 основных вида. Это игры с материалом природного происхождения или с применением заранее подготовленных игрушек, настольно-печатные, словесные.
В зависимости от целей группового занятия и возраста детей могут использоваться другие предметы, способствующие формированию коммуникативных, культурных, морально-этических навыков. Ребенок дошкольного возраста, который на постоянной основе принимает участие в дидактических занятиях, отличается более развитым логическим и аналитическим типом мышления.
По использованию материала
Виды дидактических занятий для детей дошкольного возраста подбираются воспитателями с учетом возрастной категории своих воспитанников.
Настольно-печатные, словесные игры, а также с использованием предметов окружающей среды используются для всестороннего развития ребенка, проведения его качественной подготовки перед поступлением в начальную школу.
Врачи подчеркивают важность дидактических игр в развитии дошкольников. Эти игры способствуют не только обучению, но и формированию социальных навыков, улучшению моторики и развитию когнитивных функций. Существует несколько видов дидактических игр, которые могут быть полезны для детей. Например, настольные игры помогают развивать внимание и память, а ролевые игры способствуют социализации и эмоциональному развитию. Игры с карточками и пазлами развивают логическое мышление и мелкую моторику. Врачи рекомендуют разнообразить занятия, чтобы поддерживать интерес детей и способствовать их всестороннему развитию. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, выбирая подходящие игры.
Настольно-печатные
Настольно-печатные игры — это дидактические занятия для дошкольников средней и старшей группы, в процессе проведения которых используются парные картинки с изображением различных предметов, зверей, домино или лото. Во время проведения любой настольно-печатной игры ставятся задачи по развитию умственных способностей каждого ребенка. Материалы, которые применяются во время занятий, обеспечивают реализацию целей, поставленных педагогом.
В таблице ниже подробно описаны основные виды настолько-печатных игр дидактического типа, которые чаще всего используют в дошкольной педагогике:
Разновидности настольно-печатных игр для дошкольников | Описание дидактических занятий |
Подбор изображения по парам | Проведение настольно-печатной игры данного вида заключается в том, что воспитатель детей дошкольного возраста заранее готовит картинки разные по смысловому содержанию, на которых находятся похожие предметы. Задача детей состоит в том, чтобы отыскать на данных изображениях объекты с одинаковыми характеристиками. Например, похожие шапки, наличие яблок, лошадей или других животных. Во время проведения данной игры каждый ребенок анализирует графические изображения, нанесенные на совершенно разные картинки. |
Подбор изображения по общим признакам | Данный вид настольно-печатной игры дидактического типа рекомендуется к проведению для дошкольников старшей группы. Это занятие считается более сложным, так как требует самостоятельной классификации и разделения картинок. Например, воспитатель готовит изображения фруктов и овощей. Все картинки раскладываются на поверхности столов, за которыми сидят дети. Задача каждого ребенка разделить изображения на 2 группы. В одну сторону переместить картинки с овощами, которые произрастают в огороде, а в другую группу отсортировать фрукты, растущие в саду. |
Описание изображений с картинки | Настольно-печатная игра, связанная с описанием изображений, нанесенных на картинку, используется для развития у детей способностей к быстрому принятию решений, творческому перевоплощению, коммуникативности. Принцип проведения данного занятия заключается в том, что педагог готовит картинки с изображением различных жизненных ситуаций. Например, моряки ловят рыбу, пожарные борются с огнем, дети идут в школу с рюкзаками. Воспитатель разделяет дошкольников на 2 команды. Картинки с различными жизненными ситуациями показывают только одной группе детей, которые должны изображать увиденное. Дошкольники из другой команды угадывают, что их сверстники пытаются до них донести. |
Считается, что настольно-печатные игры позволяют развить умственные способности ребенка, улучшить его воображение, аналитическое и логическое мышление. Во время проведения данных занятий дети получают новый объем информации через изображение конкретных жизненных ситуаций.
Все настольно-печатные игры требуют от педагога постоянного контакта со всеми участниками группы. Воспитатель должен комментировать картинки, которые предоставляются на обозрения детям. Это необходимо для того, чтобы ребенок усвоил максимум увиденной информации.
Виды дидактических игр для дошкольников включают в себя использование игровых предметов и объектов окружающей среды. Занятия данной категории могут проводиться в условиях помещения или на открытом воздухе. Во время таких игр дошкольники приобретают навыки обучения, определения сходств и различий конкретных предметов.
В процессе проведения дидактического занятия педагог ставит перед своими воспитанниками следующие задачи:
- назвать вид того или иного предмета;
- определить форму исходного объекта;
- рассказать о тактильных характеристиках игрушки (мягкая, пушистая, твердая, с жестким ворсом).
Объектом изучения может быть только один или сразу несколько предметов. В старшей дошкольной группе дидактические игры данной категории могут усложняться путем применения системы классификации. Например, воспитатель выкладывает перед детьми большое количество предметов или игрушек. Задача дошкольников провести сортировку данных объектов по конкретным признакам, которые поочередно озвучиваются педагогом.
К примеру, классифицировать игрушки по цвету, по форме, по видовому признаку (животные, птицы, рыбки).
Для детей младшей группы используют дидактические игры с предметами, которые предусматривают создание соответствующей интеллектуальной нагрузки. Перед дошкольниками данной возрастной категории выкладывают кубики или шарики, из которых необходимо выложить круг, квадрат или узор любой другой формы.
Словесные
Виды дидактических игр для дошкольников включают в себя словесные занятия, проведение которых построено на рассказах участников и выполнении игровых действий. Фактически — это очередной этап учебного процесса с использованием уже приобретенной информации о предметах и объектах окружающей среды, углубление познаний и формирование причинно-следственных связей.
По заданию воспитателя дошкольники выполняют следующие действия:
- описывают внешние характеристики предметов, которые предоставляются на их обозрение;
- разгадывают головоломки (смысловое содержание загадки соответствует возрасту ребенка);
- определяют алогизмы в устных суждениях, которые озвучены преподавателем.
Дошкольники младших и средних групп принимают участие в словесных играх дидактического типа, которые не предусматривают решение сложных задач. Для детей этой возрастной категории проводятся занятия по развитию речи, правильному произношению сложных слов и словосочетаний, расширению словарного запаса.
Словесные дидактические игры наиболее важны для детей старшей дошкольной группы, так как они позволяют реализовать следующие педагогические задачи:
- обучить ребенка усидчивости и концентрации внимания на рассказе преподавателя;
- выработать способности по быстрому нахождению ответа на заданный вопрос;
- развить коммуникативные навыки, а также убрать чувство стеснения;
- правильно формулировать предложения.
Существует большой выбор словесных игр, во время проведения которых удается реализовать все вышеперечисленные задачи. Например, дидактическое занятие «Назови 3 самых важных предмета». Каждый ребенок рассказывает о том, какие вещи для него самые важные. В процессе игры воспитатель и другие члены группы могут задавать ребенку уточняющие вопросы. К примеру, для чего ему нужны данные предметы.
Не менее увлекательной является словесная игра «Куда пошел Петя?» проведение которой выглядит следующим образом:
- Воспитатель озвучивает условие игры, согласно которому мама ищет своего сына Петю.
- Педагог просит детей рассказать о том, куда отправился Петя? Где он может находиться в настоящий момент?
- Дошкольники дисциплинировано поднимают руки, чтобы получить слово, высказав свою версию местонахождения мальчика. Например, отправился на рыбалку, гуляет с друзьями в парке, катается на санках.
Все виды словесных игр тренируют скорость мышления ребенка, развивают внимание и сообразительность. Очень важно, чтобы в процессе проведения занятия дети вели себя дисциплинировано, не выкрикивали, а отвечали на вопросы воспитателя поочереди.
https://youtube.com/watch?v=AgmKXK4G0S4%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Дидактические игры для дошкольников становятся важным инструментом в образовательном процессе. Многие педагоги и родители отмечают, что такие игры способствуют развитию не только когнитивных навыков, но и социальных взаимодействий между детьми. Виды дидактических игр разнообразны: от настольных и подвижных до ролевых и творческих. Каждая из них направлена на формирование определенных умений и знаний, таких как счет, внимание, память и коммуникация.
В таблицах, которые составляют специалисты, можно увидеть, какие игры лучше подходят для разных возрастных групп и целей обучения. Например, игры на развитие моторики могут включать в себя конструкторы и пазлы, в то время как ролевые игры помогают детям освоить социальные роли и правила общения. Родители также отмечают, что такие занятия делают процесс обучения увлекательным и интересным, что в свою очередь повышает мотивацию детей к обучению.
По содержанию обучения и воспитания
Виды дидактических игр для дошкольников включают в себя интерактивные упражнения, направленные на обучение и воспитание детей дошкольного возраста. Для младшей, средней и старшей группы формируется индивидуальный план занятий, улучшающих интеллектуальные способности каждого ребенка.
По формированию математических представлений
Для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста используют дидактические игры с применением картинок или заранее подготовленных предметов. В данном случае задачей педагога является развитие у своих воспитанников основ логического мышления.
Вот пример дидактической игры, направленной на формирование математических представлений у дошкольников:
- Воспитатель берет большую картинку, размером 30 на 50 см, а затем разрезает ее на 8-10 равных частей.
- По команде педагога дети должны собрать все элементы одного изображения.
- После того, как целостность картинки восстановлена, воспитатель просит детей посчитать количество отдельных частей, которые они собрали.
Для дошкольников младшей группы картинка разрезается на 2-4 части. При этом дети данной возрастной категории могут не осуществлять подсчет элементов изображения, так как еще не обладают навыками счета. Полная версия игры на формирование математических представлений лучше всего подходит для дошкольников средней и старшей группы.
Сенсорные
Виды дидактических игр для дошкольников включают в себя занятия на развитие сенсорных способностей. Данная категория игровых упражнений используется для того, чтобы сформировать у дошкольников правильное восприятие объектов окружающей среды. Дидактические игры сенсорного типа лучше всего подходят для их применения в младшей и средней группе детского сада.
В таблице ниже представлено несколько примеров игровых занятий этого вида:
Название дидактической игры для развития сенсорных способностей | Порядок проведения занятия |
Геометрические пазлы | Дидактическая игра «Геометрические пазлы» проводится следующим образом:
1. Используя цветную бумагу, воспитатель нарезает парные геометрические фигуры разных оттенков. 2. Затем педагог предлагает детям отыскать геометрические фигуры, которые имеют одинаковую форму, но при этом отличаются разными цветами. 3. Участники игры увлеченно сортируют пазлы, соединяя одинаковые частицы геометрических фигур. После того как все пазлы собраны, воспитатель просит показать круг, прямоугольник, треугольник, ромб. Данный подход позволяет еще раз повторить названия геометрических фигур. |
Усложненный вариант дидактической игры сенсорного типа, которая была описана в таблице, включает в себя выполнение дополнительного подсчета количества собранных пазлов. Данное задание может быть поручено детям средней и старшей группы дошкольного обучения.
По ознакомлению с природой
Дидактические игры по ознакомлению детей с природой проводятся на свежем воздухе. Предпочтение отдается лесопарковой зоне, где произрастают разнообразные виды деревьев, кустарников, травянистых растений. Перед началом занятий педагог рассказывает своим воспитанникам о богатстве окружающей природы. Затем проводятся игры с использованием натурального материала.
Для ознакомления с дикой природой лучше всего подойдут дидактические занятия следующих видов:
- «От какого дерева был оторван лист?». Воспитатель показывает детям листья, сорванные с разных деревьев. Участники игры поочередно отвечают на заданные вопросы.
- «Кто быстрее всех сможет выложить красивый узор из листьев?». Детям раздают сушеные или свежие листья деревьев, из которых они самостоятельно выкладывают разнообразные фигуры.
- «Сбор осеннего букета». Под присмотром воспитателя дети собирают осенние букеты, используя разнотравье, полевые цветы, листву из деревьев.
Задача дидактических игр данной категории заключается не только в знакомстве дошкольников с природой, но и в том, чтобы сформировать у детей бережное отношение к окружающей среде.
По виду деятельности
Дидактические игры для детей дошкольного возраста классифицируются по виду деятельности, которую выполняет ребенок во время проведения занятия.
Беседы
Дидактические занятия в виде беседы преподавателя с воспитанниками могут проводиться в младшей, средней и старшей группах.
Игры данной категории направлены на достижение следующего педагогического эффекта:
- сформировать у детей любовь к труду;
- развить коммуникативные навыки;
- приучить к вежливому общению;
- помочь избавиться от стеснительности и замкнутости;
- привить гигиенические навыки.
В таблице ниже представлено несколько примеров игровых бесед с детьми дошкольного возраста:
Тема беседы | Действия, которые выполняет воспитатель и дети |
Правила дежурства | Во время данной беседы педагог и его воспитанники обсуждают правила дежурства. Воспитатель интересуется у дошкольников, как правильно накрывать на стол. Дети озвучивают алгоритм действий, который необходимо выполнять во время дежурства в детском саду. Педагог акцентирует внимание на том, что любая работа должна выполняться последовательно, без спешки и максимально аккуратно. |
Как я провел лето? | Воспитатель рассаживает детей на стулья, а сам присаживается перед ними. Затем все воспитанники поочереди рассказывают о том, чем они занимались в летний период года, куда ездили, с кем дружили. |
Безопасная дорога | Тема данной беседы направлена на обучение детей соблюдению правил дорожного движения. Педагог рассказывает своим воспитанникам основы безопасного перехода дороги, значение сигналов светофора, необходимость перемещения только по тротуару и зебре для пешеходов. |
Все беседы проходят в свободной атмосфере. Дети должны чувствовать себя максимально комфортно и расковано, но при этом никто не выкрикивает, все участники разговора уважительно относятся к своему собеседнику.
Путешествия
Дидактические игры данной категории применяют для расширения детского кругозора, воображения и фантазии. Организация занятия строится на осуществлении вымышленных путешествий в разные уголки страны и мира. Например, игра «Экскурсия в деревню».
Во время данного занятия дети изучают сельский быт, узнают о том, какие домашние животные проживают в деревенской местности, что они употребляют в пищу. Для этого воспитатель заранее готовит картинки с изображением коровы, свиньи, коз, кур, а дети озвучивают увиденное, дают характеристику домашним животным.
Загадки
Дидактические игры с использованием загадок лучше всего подойдут для занятий с детьми старшей дошкольной группы. Цель данных упражнений заключается в развитии интеллектуальных способностей ребенка, формировании логического, аналитического мышления и хорошей эрудиции.
Для детей дошкольного возраста подбираются самые простые загадки, ответы на которые заключаются в дополнении сказанного воспитателем.
Загадка №1
Старый снег так быстро тает,
Солнца свет в окне играет,
Певчих птичек голоса,
Наконец-то к нам пришла… (Ответ «Весна»).
Загадка №2
Очень теплая пора,
Во дворе слышна игра,
Настоящий праздник это,
Наступило снова… (Ответ «Лето»).
Загадка №3
Любит она снег и лед,
А уходит плачет, слезы льет. (Ответ «Зима»).
Загадка №4
Пришла она без красок,
Нет у нее даже кисти,
Но она перекрасила в желтый листья. (Ответ «Осень»).
Загадка №5
С зарей он молодым родился,
Быстро рос, но все меньше становился. (Ответ «День»).
Загадка №6
На юге она длинна, черна и темна.
На севере бывает полностью белой она. (Ответ «Ночь»).
Загадка №7
Мама и папа дома вместе со мной,
Значит сегодня наступил… (Ответ «Выходной»).
Дети, которые знают ответ на заданную загадку, дисциплинировано поднимают руку, а затем предлагают свою версию отгадки. Если во время поиска правильного ответа возникают сложности, то воспитатель дает детям различные подсказки.
Поручения
Проведение дидактических игр данной категории заключается в том, что ребенок дошкольного возраста выполняет определенный алгоритм действий, озвученный воспитателем. Например, разложить карточки с изображением цифр в правильной последовательности по возрастанию или убыванию чисел. Выполнение этого упражнения может осуществляться на время. Для большей заинтересованности дети могут быть разделены на команды.
В таком случае добавится элемент состязательности. Какая команда быстрее выполнит действие по правильному разложению карточек, получит условный приз. Можно использовать поручения любых видов, реализация которых способствует умственному развитию детей.
Предположения
Организация игр с элементами предположений направлена на то, чтобы развить у детей фантазию, воображение и способности к прогнозированию возможных последствий после выполнения того или иного действия.
Дидактические занятия этой категории проводятся следующим образом:
- Воспитатель рассаживает детей на стулья.
- После этого педагог задает своим воспитанникам наводящие вопросы. Например, «Что произошло, если бы летом выпал снег?», «Кого бы вы выбрали своим лучшим другом?», «Кем бы хотел стать в будущем?», «Чтобы сделал для своих родителей?».
- Дети поочереди отвечают на вопросы воспитателя, который внимательно выслушивает рассказ каждого ребенка.
После того, как все участники занятия выскажутся, педагог благодарит детей за то, что они ответственно отнеслись к участию в данной игре, поделились своим мнением и знаниями. Для детей дошкольного возраста разработано большое количество дидактических игр, которые применяют для развития у них интеллектуальных способностей, логического и аналитического мышления, коммуникативных навыков.
Занятия классифицируются на настольно-печатные, словесные, а также те, для проведения которых необходимо применять предметы окружающей среды. Дидактические игры для дошкольников организовываются на свежем воздухе или в помещении детского сада.
Занятия на развитие интеллектуальных способностей детей могут проводиться в форме беседы, путем отгадывания загадок, выполнения поручений педагога. Тема и вид дидактической игры подбирается воспитателем с учетом возраста воспитанников, а также их образовательного уровня.
Видео о дидактических играх для дошкольников
Дидактические игры для дошкольников:
https://youtube.com/watch?v=ClQHRcejC8A%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какие основные виды дидактических игр существуют для дошкольников?
Существует несколько основных видов дидактических игр для дошкольников, включая игры на развитие памяти, внимание, логическое мышление и творческие способности. К ним относятся настольные игры, ролевые игры, игры с карточками и подвижные игры, каждая из которых направлена на развитие определённых навыков у детей.
Как дидактические игры помогают в обучении детей?
Дидактические игры способствуют активному обучению детей, позволяя им усваивать новые знания и навыки в игровой форме. Они развивают критическое мышление, социальные навыки и эмоциональный интеллект, а также помогают детям лучше запоминать информацию через практическое применение.
Как выбрать подходящие дидактические игры для детей разного возраста?
При выборе дидактических игр важно учитывать возраст и уровень развития детей. Для младших дошкольников подойдут простые игры с яркими картинками и элементами движения, тогда как для старших детей можно использовать более сложные игры, требующие логического мышления и командной работы. Также важно учитывать интересы детей и их индивидуальные особенности.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите различные виды дидактических игр и выберите те, которые соответствуют интересам и уровню развития ваших детей. Это поможет сделать занятия более увлекательными и эффективными.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на возможность интеграции дидактических игр в повседневную жизнь. Используйте игры для обучения в процессе обычных дел, таких как уборка или приготовление пищи, чтобы сделать обучение более естественным.
СОВЕТ №3
Регулярно обновляйте и разнообразьте игры, чтобы поддерживать интерес детей. Включайте новые элементы, темы или правила, чтобы стимулировать их любознательность и желание учиться.
СОВЕТ №4
Не забывайте о важности совместной игры. Играйте вместе с детьми, чтобы укрепить связь и создать позитивную атмосферу для обучения. Это также поможет вам лучше понять их потребности и интересы.