Апраксия — это частичное или полное нарушение подвижности отдельных частей тела или мышечных групп при сохранении проводимости нервных окончаний и нормальном уровне интеллектуального развития. Данная патология может развиться у детей всех возрастных групп на почве органического поражения тканей головного мозга, либо же проводящих каналов мозолистого тела.
Апраксия может проявляться различными дисфункциональными расстройствами всех частей тела. В логопедии данное заболевание подразумевает нарушение нормального развития речевого аппарата, когда ребенок не в состоянии произносить звуки, слова или строить правильные предложения.
Апраксия этого вида чаще всего встречается у детей младшей возрастной группы в период их активного развития. Отличительной особенностью апраксии является то, что у ребенка поддерживается стабильное умственное развитие, он хорошо воспринимает и усваивает информацию, сохранены функции периферической нервной системы в части проводимости нейронных импульсов головного мозга.
В тот же момент из-за очаговых поражений ЦНС происходит нарушение двигательной активности той части тела, за которую отвечает определенный участок полушария мозга.
Степень выраженности апраксии зависит от тяжести повреждений центральной нервной системы. Нарушение развития речевого аппарата у детей младшей возрастной группы обусловлено локальным поражением лобных долей головного мозга.
Виды
Апраксия — это неврологическое заболевание, которое имеет большое количество разновидностей. Каждый вид данной патологии отличается своей индивидуальной симптоматикой, а также локализацией очагового поражения тканей головного мозга.
При этом развитие болезни может быть обусловлено негативным влиянием различных факторов.
Апраксия у детей представляет собой нарушение моторного планирования, которое затрудняет выполнение речевых и немоторных действий. Врачи отмечают, что симптомы апраксии могут проявляться в виде трудностей с произношением слов, неправильной артикуляции, а также в неумении выполнять последовательные движения, необходимые для речи. Причины данного расстройства могут быть связаны как с неврологическими факторами, так и с генетическими предрасположенностями. Лечение апраксии требует комплексного подхода, включающего логопедическую терапию, которая помогает детям развивать моторные навыки и улучшать речевую функцию. Важно, чтобы родители вовремя обращались за помощью к специалистам, так как ранняя диагностика и корректировка могут существенно улучшить качество жизни ребенка и его коммуникативные способности.
Лобная
Лобная апраксия отличается поражением префронтальных участков коры головного мозга в лобной доле. Заболевание характеризуется тяжелым нарушением выполнения сложных и последовательных движений. При этом данный вид апраксии может носить ограниченный или тотальный характер с дисфункцией отдельных групп мышечных волокон, либо же с абсолютной неподвижностью конечностей. Лобная апраксия может развиться в качестве последствия инсульта или тяжелых травм черепа.
Моторная
Моторный вид апраксии характеризуется тем, что ребенок в состоянии самостоятельно сформировать план действий по выполнению тех или иных задач, но не способен полноценно реализовать функции отдельных элементов опорно-двигательного аппарата. В данном случае больному требуется помощь посторонних лиц (например, поднять игрушку или переместить любой предмет окружающей среды).
Апраксия у детей — это нарушение моторной функции, проявляющееся в трудностях с выполнением целенаправленных движений, необходимых для речи. Симптомы могут включать замедленную речь, трудности с произношением отдельных звуков и неумение воспроизводить слова по просьбе. Причины апраксии могут быть разнообразными: от генетических факторов до повреждений мозга, полученных в результате травм или инфекций. Лечение обычно включает логопедическую терапию, направленную на развитие моторных навыков и улучшение речевой функции. Специалисты подбирают индивидуальные методы работы, учитывая особенности каждого ребенка, что позволяет значительно улучшить качество коммуникации и уверенность в себе.
Премоторная
Премоторная апраксия возникает у детей, которые имеют признаки поражения премоторных участков коры головного мозга. При более детальном обследовании больного обнаруживается, что у ребенка присутствуют симптомы инертности и отсутствия автоматизации движений. Дети с премоторной апраксией могут выполнять элементарные двигательные акты, но лишены возможности преобразовывать их в более сложные действия.
Кортикальная
Этот вид апраксии развивается в случае поражения тканей доминантного полушария головного мозга.
В данном случае патологическое состояние ЦНС может проявляться нарушениями двигательной активности конечностей или группы мышц только с одной стороны тела.
Билатеральная
Билатеральная апраксия является результатом тяжелого двустороннего поражения полушарий головного мозга. В данном случае основной очаг патологии локализуется в теменной области ЦНС. Заболевание характеризуется множественными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Акинетическая
Акинетическая апраксия — отдельный вид данного неврологического расстройства, при котором страдают психомоторная активность ребенка. Основным проявлением патологии является полное или частичное отсутствие побуждения ЦНС к активным движениям, выполнению тех или иных действий, которые необходимы для достижения поставленных целей. Данный вид заболевания обнаруживается в ранний период развития ребенка.
Амнестическая
Амнестическая апраксия характеризуется полной или частичной утратой способности к выполнению самостоятельных произвольных действий. При этом ребенок активно подражает поведению взрослых и других детей, находящихся в его ближайшем окружении.
Данный вид патологии отрицательно влияет не только на физическое развитие больного, но также приводит к нарушению психомоторных и когнитивных функций головного мозга.
Идеаторная
Идеаторная апраксия отличается тем, что из-за очаговых поражений определенных участков ЦНС ребенок не в состоянии самостоятельно наметить четкий план действий по выполнению поставленных задач. Симптомы данной патологии проявляются особенно ярко, когда дети с подобным диагнозом, пытаются реализовать двигательные акты сложного типа.
Идеокинетическая
Идеокинетическая апраксия — это неврологическое расстройство, при котором ребенок способен выполнять случайные движений отдельными частями тела или группами мышц, но при этом не может осуществить простые действия, перерастающие в более сложный двигательный акт. По симптоматике проявления данный вид заболевания напоминает детский церебральный паралич с признаками периодической ремиссии.
Кинестетическая
Кинестетическая апраксия развивается у детей, которые имеют повреждения постцентральной части ЦНС с распространением патологии на доминантное полушарие мозга. Данный вид заболевания приводит к нарушениям, связанным с выполнением произвольных движений. Ребенок не может самостоятельно принять решение о том, какие действия, ему необходимо выполнять в конкретной ситуации.
Конструктивная
Конструктивная апраксия затрагивает когнитивные функции головного мозга. Ребенок с подобным видом неврологического расстройства не способен самостоятельно сложить отдельный предмет из его составляющих частей. Например, собрать разноцветный кубик, либо же элементарную картинку, состоящую из нескольких пазлов.
Апраксия
Данный вид заболевания развивается у детей, которые имеют очаговые поражения коры головного мозга в парието-окципитальной области. Чаще всего в зоне прогрессирующего патологического процесса оказывается правое полушарие. Апраксия одевания характеризуется тем, что у ребенка полностью или частично отсутствует способность к самостоятельному одеванию.
Оральная апраксия
Апраксия оральная — это целый ряд нарушений двигательной активности лицевой мускулатуры, моторики губ и тканей языка, что в конечном итоге приводит к отсутствию или неправильному развитию речевого аппарата. В логопедии данный вид патологии считается тяжелым заболеванием, которое трудно поддается лечению.
Выраженность оральной апраксии зависит от масштабов поражения центров головного мозга.
Пространственная
Данный вид неврологического расстройства отличается тем, что по мере взросления ребенка у него не происходит развитие способностей ориентироваться в окружающем пространстве. Эта патология может сопровождаться приступами головокружения, отсутствием понимания простых вещей, которые необходимы для самостоятельного передвижения. Например, ребенок уже достаточно взрослого возраста, не может осознать, где находится правая или левая сторона.
Апраксия ходьбы
Апраксия ходьбы — это неврологическое расстройство, при котором у ребенка сохранены функции всех элементов опорно-двигательного аппарата, нет симптомов вестибулярных расстройств, но при этом наблюдаются явные признаки нарушения ходьбы. Подобная патология встречается у детей с локальными поражениями лобной доли головного мозга.
Симптомы и признаки
Апраксия в логопедии — это нарушение функций отельных центров головного мозга, которые отвечают за моторику лицевой мускулатуры, синхронную подвижность губ и тканей языка. Первые признаки патологии проявляются на ранних этапах развития ребенка, а также зависят от его возраста.
У детей младше 3 лет
У ребенка данной возрастной группы основными признаками апраксии являются следующие отклонения в развитии речевого аппарата:
- в младенчестве дети с этой патологией не лепечат, а также не предпринимают никаких других попыток к звуковому выражению своих эмоций;
- первые простейшие слова появляются слишком поздно, либо же полностью отсутствуют несмотря на то, что в силу своего возраста ребенок уже должен их произносить (например, мама, папа, баба);
- при попытке заговорить ребенок с оральной апраксией способен воспроизвести лишь несколько согласных или гласных звуков, которые неразборчивы и не напоминают слова;
- во время изречения звуков ребенок делает слишком длинные паузы;
- при наличии оральной апраксии легкой степени ребенок способен воспроизводить отдельные простые слова, но при этом заменяет сложные к произношению звуки на более легкие.
Оральная апраксия у детей данной возрастной группы может сопровождаться самовольным изменением структуры слова. Например, когда ребенок произносит названия предметов так, как ему более удобно выговаривать буквы, из которых они состоят. Наличие подобной симптоматики должно стать первым тревожным сигналом для родителей ребенка и воспитателей детского сада. В данном случае требуется немедленное привлечение логопеда.
У детей старше 3 лет
Апраксия в логопедии — это дисфункция центров головного мозга, которые отвечают за полноценную работу речевого аппарата.
У детей возрастом старше 3 лет симптоматика данной патологии проявляется следующим образом:
- ребенок делает непосредственные ошибки в процессе воспроизведения звуков, которые не являются признаками возрастной незрелости;
- дети с подобным заболеванием понимают язык окружающих людей, осознают значение слов, которые произносятся в их адрес, но при этом не могут повторить сказанное;
- присутствуют выраженные признаки подражания в воспроизведении услышанных слов, в процессе которого данная речь является более ясной, чем слова, произнесенные после осуществления самостоятельного умозаключения;
- сверхчувствительность или же слишком низкая чувствительность тканей, расположенных в области уголков рта;
- во время реализации попытки сказать слово или воспроизвести звук ребенок нащупывает отдельные части лица, касается поверхности губ, что указывает на полную или частичную дисфункцию моторики данных частей тела;
- плохое усвоение информации, которая поступает со стороны близких людей или преподавателей общеобразовательного учреждения;
- нарушение мелкой моторики верхних конечностей;
- при частичной оральной апраксии ребенку удается выговаривать простые и короткие слова, но в тот же момент он сталкивается с существенными трудностями во время проговаривания сложных словосочетаний (способность построения предложений практически отсутствует).
https://youtube.com/watch?v=tyHJaNzwiUY%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вышеперечисленная симптоматика может усугубляться в момент волнения или же присутствия нового человека в ближайшем окружении ребенка. Дети старше 3 лет, которые страдают от легкой степени оральной апраксии могут иметь интонационно неправильную, прерывистую или сильно неразборчивую речь. Достаточно часто у детей с признаками патологий речевого аппарата присутствуют другие нарушения развития. Например, проблемы с освоением чтения, письма, дисфункции мышечных групп опорно-двигательного аппарата.
Причины
Апраксия в логопедии — это неврологическое расстройство, которое должно быть обнаружено, как можно раньше. Основной причиной развития данной патологии является наличие очагового поражения участков ЦНС, отвечающих за подвижность мускулатуры лица, губ и языка.
Развитие подобного заболевания может спровоцировать негативное воздействие следующих факторов:
- повреждение головного мозга плода инфекционными микроорганизмами, которые смогли преодолеть плацентарный и гематоэнцефалический барьер;
- поражение центральной нервной системы химическими или биологическими веществами, которые обладают выраженными токсическими свойствами;
- родовая травма черепа, либо же повреждения мозга, полученные в результате падения с большой высоты, ударов;
- патологическое влияние наркотических веществ и спиртных напитков, если мать ребенка имела пагубные зависимости на протяжении всего периода внутриутробного развития плода;
- аномалии внутриутробного развития;
- генетическая предрасположенность, если подобные патологии коры головного мозга ранее встречались у кровных родственников родителей ребенка.
Причины оральной апраксии или другого вида данного заболевания могут быть определены врачом-невропатологом на стадии предварительного обследования ребенка в части установления природы происхождения дисфункций речевого аппарата.
Диагностика
Диагностика апраксии проводится с участием аудиолога и логопеда. Специалист первого профиля оценивает уровень слуха ребенка, чтобы исключить патологии внутреннего уха, наличие которых влияет на качество развития речевого аппарата. После этого к обследованию больного приступает сертифицированный логопед, который имеет практический опыт работы с детьми, страдающими от апраксии.
В таблице ниже описаны основные виды методик обследования, которые используются для постановки окончательного диагноза:
Вид диагностики оральной апраксии | Принцип проведения обследования |
Оценка устно-моторных функций | Проведение устно-моторной оценки предусматривает диагностику признаков низкого тонуса мышечных тканей, отвечающих за подвижность отдельных участков лица, губ, нижней челюсти или корня языка. Во время диагностики логопед просит ребенка показать, как он перемещает язык из правой в левую сторону, может ли коснуться его кончиком к поверхности неба. Оценка уровня координации движений всех элементов речевого аппарата выполняется путем повторения сложных словосочетания или воспроизведения ряда звуков. Например, быстрое произношение скороговорок, либо же простых слов в виде «пах-тух-ках». В тот момент, когда ребенок воспроизводит тестовые слова и звуки, логопед следит за подвижностью губ, языка и мускул лица пациента. |
Мелодика речи | Оценка мелодики речи является одним из этапов комплексной диагностики детей с признаками данного заболевания. Специалист внимательно вслушивается в слова и звуки, которые воспроизводит ребенок, уделяя особое внимание правильности составления слогов. Основной целью проведения оценки мелодики речи является определение способностей пациента к формированию предложений различного типа (вопросительные, повествовательные). |
Речевые звуки | Данный метод диагностического обследования, который также проводится логопедом, предусматривает проведение оценки способности к произношению согласных и гласных звуков. Специалист просит ребенка воспроизвести отдельные слова, в которых содержится наибольшее количество звуковых комбинаций. По результатов общения составляется соответствующее заключение о наличии или отсутствии оральной апраксии. В случае подтверждения данного диагноза оценивается степень тяжести неврологического расстройства. |
Средняя стоимость комплексного обследования у логопеда составляет 1100 руб. Продолжительность диагностики ребенка на предмет наличия апраксии варьируется от 45 мин. до 1 ч.
Методы лечения
Апраксия в логопедии — это полная или частичная дисфункция речевого аппарата, которая исключает полноценное развитие ребенка. Основным и единственным методом лечения оральной апраксии являются регулярные занятия с сертифицированным логопедом. Для достижения положительного эффекта по снижению выраженности патологической симптоматики, а также улучшения речи, ребенок должен посещать от 3 до 5 терапевтических сеансов в неделю.
Занятия с логопедом проводятся по индивидуальной схеме в зависимости от тяжести апраксии или клинических проявлений данного расстройства.
Например, если ребенок не выговаривает определенный набор звуков, то специалист составляет план занятия так, чтобы делать акцент на воспроизведение слов, где присутствует дефектное звучание. Кроме того, регулярные занятия с логопедом позволяют предотвратить атрофию мышц, отвечающих за мимику лица, подвижность губ, языка или нижней челюсти.
Продолжительность терапии зависит от динамики восстановления нормальных функций речевого аппарата ребенка. Средняя стоимость 1 занятия с логопедом составляет 700 руб.
Возможные последствия и осложнения
Отсутствие лечения, направленного на восстановление и улучшение качества речи ребенка, грозит развитием следующих осложнений и негативных последствий:
- нарушение социализации ребенка;
- прогрессирование дисфункции мускулатуры лица, которая отвечает за подвижность нижней челюсти, губ и языка (данное осложнение только усугубит уже имеющиеся признаки оральной апраксии);
- необходимость в получении индивидуального образования в связи с отсутствием способности к воспроизведению слов, правильному построению предложений;
- отсталость в физическом и умственном развитии;
- отсутствие навыков коммуникации со сверстниками и другими окружающими людьми;
- появление склонности к агрессии, возникновение порывов ярости и признаков нестабильного психоэмоционального состояния, обусловленного ограниченными возможностями к выражению мыслей;
- развитие комплексов и неуверенности в себе, которые появляются у ребенка из-за неправильного воспроизведения слов и звуков, а также насмешек со стороны других детей;
- сохранение дефектов речевого аппарата, которые остаются с детьми на всех этапах их взросления, существенно снижая его качество жизни.
Апраксия — это тяжелое неврологическое расстройство, которое развивается из-за очаговых поражений отдельных участков ЦНС. В логопедии данное заболевание характеризуется оральной апраксией, симптомы которой проявляются нарушениями подвижности мышечных тканей лица, отвечающих за синхронное взаимодействие губ, нижней челюсти и языка.
Основным признаком проявления этого заболевания является то, что у ребенка полностью или же частично отсутствуют способности к воспроизведению большинства звуков и слов. Диагностикой патологии занимается аудиолог и логопед.
Видео о лечении апраксии
Как правильно лечить апраксию:
https://youtube.com/watch?v=a9_bE1ATYgk%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что такое апраксия в логопедии?
Трудности с переходом от звука к звуку и от слога к слогу. Это часто приводит к довольно продолжительным паузам между звуками и слогами. В связи с этим ребенок также может испытывать сложности при повторении последовательности слов или слогов.
Что такое апраксия языка?
Апраксия речи (оральная апраксия) — это сложное нейропсихологическое нарушение, в результате которого нарушается нормальное произношение и построение речи. Апраксия не связана с несостоятельностью или слабостью мышц артикуляционного аппарата и отставанием в умственном развитии.
Можно ли вылечить Апраксию?
Лечения апраксии в настоящее время не существует.
Проходит ли апраксия речи?
Дети не перерастают детскую апраксию речи (CAS), но логопедия может помочь им добиться наибольшего прогресса .
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на ранние признаки апраксии. Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности с произношением слов, не может правильно выполнять речевые команды или демонстрирует неуверенность в использовании языка, обратитесь к логопеду для диагностики и получения рекомендаций.
СОВЕТ №2
Создайте поддерживающую среду для общения. Поощряйте ребенка говорить, используя простые и понятные фразы. Игры, песни и рифмовки могут помочь развить речевые навыки и сделать процесс обучения более увлекательным.
СОВЕТ №3
Работайте над моторикой. Упражнения для развития мелкой моторики, такие как лепка из пластилина или рисование, могут положительно сказаться на речевых навыках ребенка, так как они способствуют улучшению координации движений, необходимых для артикуляции.
СОВЕТ №4
Сотрудничайте с логопедом. Регулярные занятия с квалифицированным специалистом помогут вашему ребенку преодолеть трудности с речью. Не стесняйтесь задавать вопросы и просить о домашних заданиях, чтобы поддерживать прогресс между визитами.