Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Дети в возрасте 3-4 лет не всегда умеют правильно произносить слоги и слова. Воспитатели вместе с логопедами применяют специальные обучающие программы, которые помогают детям правильно говорить. К таким программа относится артикуляционная гимнастика.

Характеристика занятий

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет – это специальные упражнения, помогающие провести тренировку языка, губ, щек, челюсти, которые способствуют укреплению мышц артикулярного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцирования движений органов, принимающих активное участие в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Артикуляционная гимнастика приносит пользу детям не только в возрасте 3-4 лет, но и более старшего, а все потому, что четкая артикуляция – это основа хорошей дикции.

А для детей с нарушениями произношения звуков – это программа просто незаменима. Ведь она помогает подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука.

Гимнастика для детей позволяет решить такие задачи:

  • выработать правильную постановку языка, щек, губ, чтобы произносить четко звуки;
  • натренировать мышцы органов речи с низким уровнем тонуса;
  • чтобы артикуляционные органы могли легко менять свое положение и удерживать его.

Занятия можно проводить самостоятельно дома или совместно с логопедом.

https://youtube.com/watch?v=1RMOL8ZThQc%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Врачи отмечают важность артикуляционной гимнастики для детей в возрасте 3-6 лет, особенно в условиях детского сада. Эта практика способствует развитию речевых навыков, улучшает произношение и формирует правильную артикуляцию. Специалисты подчеркивают, что регулярные занятия помогают укрепить мышцы лица и языка, что в свою очередь положительно сказывается на общей моторике и координации движений. Кроме того, артикуляционная гимнастика способствует развитию слухового восприятия и фонематического слуха, что является основой для успешного обучения чтению и письму. Врачи рекомендуют включать такие упражнения в ежедневные занятия, чтобы создать у детей интерес к речи и улучшить их коммуникационные навыки.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков Р, Рь, Л, ЛьАртикуляционная гимнастика для постановки звуков Р, Рь, Л, Ль

Для младшей группы

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет принесет пользу, если будет проводится систематично. Если делать большие перерывы, то полученные навыки не закрепятся. Желательно заниматься ежедневно по 2 раза, затрачивая в среднем около 5 мин. на занятие.

Начинать каждое занятие нужно в медленном темпе, а после увеличивать скорость.

Упражнения выполнять следует перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения и мог исправить ошибку, если ему указали не неправильность выполнения. Перед началом занятий ребенка нужно познакомить с названиями артикуляционных органов, чтобы он усвоил их название: зубы, верхняя и нижняя губа, язык, небо.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей рекомендуется выполнять перед зеркалом

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку подготовить мышцы лица к гимнастике, а также развить артикуляционную моторику. Упражнения для массажа лица описаны в таблице ниже.

Название упражнения Описание
Рыбка шевелит губами Необходимо смыкать сильно и размыкать губы.
Птенцы Широко открывать и закрывать рот.
Улыбка Губы растягивать как можно шире, изображая улыбку, но при этом зубы показывать не нужно. Растянув губы, задержаться на 10 секунд, после расслабить мышцы.
Трубочка Вытянуть губы как можно дальше вперед, имитируя длинный хоботок. В максимальной точке удержать положение на 10 секунд.
Улыбка-трубочка Выполнять данные движения, чередуя их.
Лопаточка Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе, считая сначала до 5, а после до 10.
Заборчик Улыбнуться так, чтобы открыть верхние и нижние зубы. Задержаться на 10 секунд.

Дудочка

Цель: укрепление до максимально возможного уровня боковых мышц языка. Помогает развить правильно речевое дыхание.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Особенности: изобразить добрую улыбку, приоткрыть рот, разместить на нижней губе передний край языка, а боковые его края свернуть – загнуть вверх. Губы при этом должны быть плотно прижаты к высунутому языку. Постараться подуть в получившуюся дудочку, только щеки при этом надувать не нужно.

Если ребенку первые разы будет сложно свернуть язык трубочкой правильно, то можно ему слегка помочь, положив на середину языка спичку или черенок чайной ложки и надавить слегка, губы при этом ребенок должен округлить, как во время произношения звука «о».

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста становится все более популярной в детских садах. Родители и педагоги отмечают, что такие занятия способствуют развитию речевых навыков, улучшению дикции и артикуляции. Многие специалисты подчеркивают, что гимнастика помогает детям не только научиться правильно произносить звуки, но и развивает мелкую моторику, что положительно сказывается на общем развитии.

Кроме того, занятия проходят в игровой форме, что делает их увлекательными для малышей. В результате, дети становятся более уверенными в себе, легче общаются со сверстниками и взрослыми. Родители отмечают, что после регулярных занятий артикуляционной гимнастикой их дети начинают лучше воспринимать речь и активно участвовать в разговоре. Это создает положительный эффект как в образовательном процессе, так и в социальной адаптации детей.

Пыхтелка

Цель: помогает ребенку укрепить мускулатуру губ и щек.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Особенности выполнения: губы сжать, щеки надуть и удерживать воздух около 3 секунд, а после резко на выдохе проговорить «Пых». Это упражнение помогает укреплять губы и учит равномерному выдоху.

Кошка лакает молоко

Цель: развить у ребенка правильно артикуляционную моторику.

Особенности выполнения: нужно быстро выбрасывать и втягивать язык, имитируя движение лакания молока. При вытягивании ребенок должен слегка закруглять край языка, как бы захватывая молоко.

Лошадка

Цель: развить у ребенка правильно артикулярный аппарат.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Особенности выполнения:

— Лошадка идет и скачет.

Дети при этом должны цокать кончиком языка.

— Лошадка остановилась.

Дети произносят: Пррр…пррр…, при этом должна диагностироваться вибрация губами.

Кто дальше загонит мяч

Цель: помочь ребенку правильно выработать плавную, длительную и непрерывную воздушную струю, которая проходит в точности посередине языка.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Особенности выполнения: сымитировать добрую улыбку и, положив передний край языка непосредственно на нижнюю губу, постараться точно воспроизвести звук «ф», но при этом сдуть вату, лежащую на противоположном краю стола. Повторить до 5 раз. Обязательно следить, чтобы ребенок точно повторял звук «ф», а не какой-либо другой.

Слоненок и лягушка

Цель: помочь ребенку выработать умение четко переключаться от одного упражнения губами на другое.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Особенности выполнения:

Ребенка посадить перед зеркалом. Взрослый произносит стихотворение:

— Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка-побудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка все опять.

Ребенок при этом выполняет каждое движения, наблюдая за собой в зеркало.

Бульдог

Цель: натренировать язык на подъем и при этом с одновременным выполнением других более усложненных движений. Данное упражнение может помочь укрепить мышцы языка.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Особенности выполнения: ребенок слегка приоткрывает рот, язык помещает между верхней губой и верхним зубным рядом. В таком положении нужно удержать язык на протяжении 5-10 секунд.

Домик

Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, при этом как можно сильнее расслаблять мышцы языка.

Особенности выполнения: губы и язык удерживать в заданном положении. Слегка улыбнуться и медленно приоткрыть рот как будто нужно пропеть звук «а-а-а». рот удерживать открытым до 10 секунд, а после также медленно его закрыть.

Для средней группы

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет – это комплекс других эффективных упражнений, которые позволяют убрать более сложные нарушения разного происхождения. Так, к примеру, если ребенку поставлен диагноз дизартрия, то гимнастика предусматривает еще и задействование дополнительных средств.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Если используется в гимнастике упражнение «Вкусное варенье», то ребенку намазывают губы настоящим вареньем, а не предлагают представить, что губы у него намазаны, а после ребенок должен языком все аккуратно слизать.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет предусматривает подготовку ребенка к школе, поэтому большая часть упражнений направлена на то, чтобы проговаривать правильно звуки, например, шипящих, свистящих и других плохо проговариваемых ребенком звука.

Трубочка

Цель: помочь ребенку выработать правильное движение губ вперед.

Особенности выполнения: вытянуть вперед сомкнутые и вытянутые трубочкой губы, удерживать их в подобном положении до 10 секунд. Считать должен взрослый, а ребенок сосредотачивается на правильном выполнении упражнения.

Окошко

Цель: научить ребенка открывать и закрывать рот, при этом губы удерживают легкую улыбку. Помогает правильно развить подвижность нижней челюсти.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Особенности выполнения: постараться улыбнуться как можно шире, обнажив все зубы. После рот открыть, но зубы сомкнуть, удерживая такое положение до 10 секунд. После нужно на один рот открыть, на два закрыть, при этом губы в улыбке, весь зубной ряд хорошо виден.

Аэродром

Цель: помочь ребенку научиться выговаривать правильно шипящие и другие сложные для него звуки.

Особенности выполнения: нужно попросить ребенка постараться и посадить все самолеты. Ему нужно показывать карточки, где изображены разные модели самолетов и ракет. Пока карточка находится в воздухе ребенок вместе со взрослым сопровождает полет воображаемого самолета звуками «р-р-р-р» и «ж-ж-ж-ж».

Карточкой в воздухе взрослый имитирует пикирование самолета, а ребенок повторяет звук «у-у-у». а вот когда уже самолет отправиться на посадку и приземлится (карточка опуститься на стол), нужно громко сказать «уф-ф-ф».

Горох

Цель: выполнить массаж биологически активных точек.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Особенности выполнения: взрослый говорит слова и показывает движения, ребенок повторяет.

— В магазине жил горох.

Дети массируют щеки, выполняя круговые движения.

— Закричал горох: «Ох – Ох!»

Дети массируют уши, направляясь по направлению сверху вниз.

— Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите.

Дети массируют внешние уголки глаз.

— Ну, скорей меня купите.

На крылья носа нажимают указательными пальцами.

— От конфет ведь пользы нет.

Указательными пальцами массируют уголки губ.

— Я нужней, чем сто конфет!

Прижимают ладони к щекам.

Вкусное варенье

Цель: помочь проработать движения передней частью языка вверх, но только его широкой частью. Сложить язык в форме чашечки, которая помогает произносить звук «ш».

Особенности выполнения: языком слизать с губ воображаемое варенье. При этом нужно проследить, чтобы работал только язык, челюсти остаются неподвижными, язык должен быть широким, а его бока касаются только уголков рта.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Во время выполнения упражнения можно повторять ребенку стих:

— Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Наказываем язычок, что не слушается

Цель: научить ребенка как можно сильнее расслаблять язык, делать язык как можно широким.

Особенности выполнения: показать самую широкую улыбку, чтобы хорошо были видны зубы. Приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу и пошлепать его губами. В это время произносится «пя-пя-пя…». Язык таким широким следует удерживать на губе в среднем от 5 и до 10 секунд.

Играем в футбол, мяч отправляем в ворота

Цель: помочь ребенку выработать правильную и максимально длительную струю воздуха.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Особенности выполнения: губы как можно дальше вытянуть вперед, скрутив их трубочкой и длительно дуть воздух на лежащий перед ребенком ватный шарик. Его следует загнать между двумя кубиками, которые следует предварительно поставить перед ребенком на столе. Ворота нужно постепенно отодвигать дальше от корпуса ребенка.

Щеки во время выполнения упражнения стараться не надувать. Шарик следует постараться загнать на максимально длительном выдохе.

Чьи зубки самые чистые

Цель: помочь ребенку научиться удерживать кончик языка за нижним рядом зубов.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Особенности выполнения: улыбнуться как можно шире и показать все свои зубки. После приоткрыть рот и почистить весь нижний зубной ряд зубок кончиком языка с внутренней стороны. Движения должны быть медленными, направляется кончик языка сначала со стороны в сторону, а после сверху вниз. При выполнении упражнения работает только язык.

Сердитая кошечка

Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижним рядом зубов и выгибать спинку языка.

Особенности выполнения: широко улыбнуться, показав все свои зубки. Приоткрыть рот и кончиком языка дотронуться до внутренней стороны нижних резцов. Не открывая кончик языка от зубов, постараться выдвинуть спинку языка как можно дальше вперед, при этом взрослый считает до 5, после нужно опустить спинку языка, а кончик остается на своем месте.

Интересный зоопарк

Цель: научить ребенка правильно произносить сложные для него звуки.

Особенности выполнения: нужно приготовить карточки с изображением зверей, которые живут в воображаемом зоопарке. Если у ребенка есть проблемы с произношением звука «Л», то в зоопарк стоит посадить: льва, тюленя, белку, ленивца, лошадь, лемура.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Если наблюдается проблема со звуком «С», то в зоопарк стоит поселить: собаку, сурка, суслика, серого волка и слона.

При проблемах с произношением звука «Р», поселить в зоопарке тигра, рысь и рыбок.

После подготовки карточек, нужно предложить ребенку провести экскурсию по зоопарку и рассказать, какие же именно звери в нем живут. Постараться сделать так, чтобы ребенок несколько раз повторил название животных.

Язык здоровается с верхней губой, а после подбородком

Цель: научить ребенка управлять своим языком, чтобы он легко двигался вниз, вверх, в стороны. Укрепить мышцы языка.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Описание выполнения: взрослый говорит стих:

— Просыпается язык,

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

«Эй какая там погодка?»

Ребенок должен при этом широко улыбнуться, после приоткрыть рот и широкой часть языка постараться дотянуться до подбородка, а после снова прячет язычок в рот и так несколько раз.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Снова взрослый говорит стих:

— Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Ребенок снова слегка улыбается, после приоткрывает рот и старается широким краем языка дотянуться до верхней губы. Задержать язык в таком положении на 5 секунд.

Барабанщик

Цель: помочь ребенку отработать максимально подвижность языка, подготовить его к серьезной вибрации, которая необходима для произношения звука «Р». Укрепляет мышцы языка, в особенности его кончик.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Описание выполнения: изобразить широкую добрую улыбку, открыть рот и постучать кончиком языка за верхним зубным рядом. Сделать это как можно отчетливее, звонче и несколько раз.

Постараться многократно повторить звук «д-д-д». этот звук ребенок должен произносить так, чтобы ощущалась струя воздуха – дуть следует на кончик языка. Нужно постепенно убыстрять темп постепенно.

Есть несколько вариантов произношения:

  • стучать кончиком языка в области за верхними зубами и произносить при этом «дын-дын-дын»;
  • продолжаем стучать, но звук меняем на «т-д-т-д»;
  • многократно повторить: «а-д-д-д», «а-д-д-д».

Индюк

Цель: помочь ребенку отработать подъем языка, увеличить его подвижность, жизненно необходимую для оптимального и внятного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4-5-6 лет в детском саду

Описание выполнения: рот слегка приоткрыть, высунуть язык и положить его кончик на верхнюю губу. После языком нужно погладить верхнюю губу с одной стороны в другую, стараться при этом не отрывать язык от губы. Темп постепенно нужно ускорять, а после еще добавить звук «бл-бл», имитирующий бормотание индюка.

Чистоговорки

Цель: помочь ребенку научится проговаривать сложные для него звуки, чтобы его речь была четкой.

Описание выполнения: для этого упражнения можно подобрать несложные стишки, но только такие, в которых много слов со сложным для ребенка звуком.

Например, таких:

— Мать-рачиха за ручонку,

Тащит в детский сад рачонка.

Малый пятиться назад:

«Не хочу я в детский сад».

Также можно придумать что-то наподобие: «Ра-ра-ру, ра-ра-ру, погуляю по двору, ру-ру-ра, ру-ру-ра, вот уже домой пора!». Аналогичные чистоговорки можно сочинить самостоятельно на любой звук, который не слишком хорошо получается произносить у ребенка.

Артикуляционная гимнастика – это эффективная помочь каждому ребенку в возрасте 3-4-5-6 лет научится владеть своим языком, чтобы четко проговаривать все звуки. Детям очень нравятся занятия в форме игры, поэтому они с удовольствием занимаются и повторяют все движения за взрослым.

Главное, не переусердствовать и не затягивать занятие, иначе ребенку надоест, и он будет все выполнять неправильно. Оптимальное время занятий не более 10 мин. дважды в день. Но занятия должны быть регулярными.

Видео на тему: артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика для детей:

https://youtube.com/watch?v=bA3dC5KxWWU%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Каковы основные цели артикуляционной гимнастики для детей?

Основные цели артикуляционной гимнастики для детей включают развитие правильной артикуляции, улучшение дикции, укрепление мышц лица и языка, а также формирование навыков четкой и выразительной речи. Это особенно важно для детей в возрасте 3-6 лет, когда происходит активное развитие речевых навыков.

Какие упражнения можно включить в артикуляционную гимнастику для малышей?

В артикуляционную гимнастику для детей можно включить простые упражнения, такие как “Улыбка” (широкая улыбка с открытым ртом), “Поцелуй” (сжатие губ), “Лягушка” (вытягивание языка), а также “Ветер” (дышать через рот, делая звук “ф”). Эти упражнения помогают развивать гибкость и координацию движений речевых органов.

Как часто следует проводить занятия по артикуляционной гимнастике?

Занятия по артикуляционной гимнастике рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю. Это позволит детям постепенно развивать и укреплять речевые навыки, не перегружая их. Важно делать занятия интересными и увлекательными, чтобы поддерживать внимание и мотивацию детей.

Советы

СОВЕТ №1

Начинайте занятия с простых и веселых упражнений. Используйте игры, которые помогут детям расслабиться и настроиться на занятия. Например, можно предложить детям изобразить различные животные или предметы, чтобы они могли активно участвовать и развивать свою артикуляцию в непринужденной обстановке.

СОВЕТ №2

Регулярно повторяйте упражнения. Чтобы добиться заметных результатов, важно проводить артикуляционную гимнастику не реже 2-3 раз в неделю. Это поможет детям лучше запомнить движения и улучшить координацию мышц, отвечающих за речь.

СОВЕТ №3

Используйте зеркала для контроля за правильностью выполнения упражнений. Дети могут видеть свои движения и сравнивать их с вашими, что поможет им лучше понять, как правильно артикулировать звуки. Это также добавит элемент игры и заинтересует малышей.

СОВЕТ №4

Включайте в занятия элементы музыки и ритма. Музыка помогает детям сосредоточиться и делает занятия более увлекательными. Вы можете использовать ритмичные стихи или песни, чтобы дети могли выполнять артикуляционные упражнения под музыку, что способствует лучшему запоминанию.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации