Эстафеты с мячом (баскетбольным, волейбольным), которые проводятся на уроках физической культуры, помогают ученикам развить навыки ловли и передачи мяча. Соревновательная деятельность воспитывает в детях ответственность, дисциплинированность и ловкость. Преподаватель должен ознакомить учеников с техникой безопасности.
Правила проведения соревнований между учениками школы, меры предосторожности
Эстафеты (соревнования) с баскетбольным мячом проводят в младших, средних и старших классах. Преподаватель физической культуры или тренер перед проведением соревнований должен составить план мероприятия, где будут указаны этапы проведения. По желанию учитель может слегка изменить или упростить правила.
В календарном плане должны быть также указаны места и сроки проведения. Организаторы ответственны за инвентарь. Эстафета, как элемент спортивного соревнования, способствует росту результатов физической подготовки учащихся. На соревнованиях должен присутствовать врач или медицинская сестра.
Необходимый инвентарь:
- баскетбольный мяч;
- свисток;
- пирамидки;
- различные ограничители.
Примерный план-конспект:
Тема | Эстафеты с баскетбольным мячом в младших, средних или старших классах. |
Цели | Организация соревновательной деятельности с целью совершенствования приобретенных навыков и умений. |
Личностные результаты | Оценка собственных достижений, тренировка ответственности и дисциплинированности. |
Предметные результаты | Развитие умения координации движений, формирование взаимовыручки, навыков взаимодействия в команде. |
Регулятивные результаты | Самостоятельное определение целей, задач урока. Контроль, планирование оценка двигательных действий. |
Коммуникативные результаты | Обучение детей навыку взаимодействия друг с другом, поведение в команде, учебное сотрудничество. |
Познавательные результаты | Прививание навыков оформления мыслей в устную речь с использованием спортивной терминологии. |
Перед проведением эстафеты преподаватель должен сообщить учащимся о задачах урока.
Учащиеся должны при себе иметь форму:
- если температура ниже 15 °С – кеды, кроссовки, утепленный спортивный костюм;
- если температура выше 15 °С – кеды, кроссовки, короткая спортивная форма.
Учащиеся должны максимально сосредоточить внимание на учителе при показе заданий, упражнений и техники их выполнения. Разминка и имитационные упражнения должны выполняться интенсивно и осознанно. Учащиеся без разрешения преподавателя не начинают разминку. Отвлекаться во время выполнения упражнений нельзя.
Перед эстафетой дети снимают любые украшения, которые могут нанести травму им самим или соперникам в процессе игровой деятельности. Длинные волосы собирают в высокий «хвост» или заплетают в косу.
Если ребенок себя плохо чувствует, то он обязан сообщить об этом преподавателю.
Во время эстафеты учитель следит, чтобы дети:
- не бегали с мячом с опущенной головой;
- избегали столкновений друг с другом;
- не толкали друг друга в спину;
- не выставляли пальцы рук навстречу передаче;
- не находились под корзиной;
- не ставили друг другу подножек;
- не блокировали друг друга;
- не отбирали мяч сзади, со спины.
Без разрешения преподавателя нельзя брать инвентарь. Категорически запрещается залезать на дужку кольца и баскетбольный щит. Учащиеся должны видеть соперников, партнеров и игровое поле. В процессе игры важно избегать столкновений учащихся друг с другом. Соблюдение мер техники безопасности позволяет минимизировать риск получения травм.
Врачи отмечают, что эстафеты с баскетбольным мячом для детей 1-9 классов способствуют не только физическому развитию, но и формированию командного духа. Такие мероприятия помогают улучшить координацию движений, развивают ловкость и выносливость. Кроме того, они способствуют социализации детей, позволяя им взаимодействовать друг с другом в игровой форме.
Специалисты подчеркивают, что важно учитывать уровень подготовки детей и их физическое состояние, чтобы избежать травм. Правильная организация эстафет, включая разминку и использование защитного снаряжения, поможет минимизировать риски. Врачи также рекомендуют разнообразить задания, чтобы поддерживать интерес детей и развивать различные навыки. Таким образом, эстафеты с баскетбольным мячом могут стать не только увлекательным, но и полезным мероприятием для школьников.
Организация спортивных эстафет
Эстафеты развивают двигательную активность и соревновательную направленность. Для подготовки требуется минимум материалов: баскетбольный мяч и различные ограничители.
Соревнования для детей младшего школьного возраста направлены на:
- укрепление физических качеств, здоровья детей;
- тренировку навыков работы в команде и коллективе.
Эстафеты с баскетбольным мячом можно проводить в спортзале или на открытом воздухе. Важное условие – дети должны передвигаться беспрепятственно. Во время соревнований учащиеся не только получают заряд энергии, но и учатся правильно вести себя в команде. Нужно разделить класс на несколько команд (минимум 2) с равным количеством участников.
Преподаватель подает сигнал, после которого игрок передвигается к финишу, расположенному в 3-30 м от стартовой точки. Чтобы избежать столпотворения, нужно для каждой команды оборудовать «финиш» и «старт». Эстафета считается переданной, когда игрок преодолеет полосу препятствий и вручит баскетбольный мяч в руки следующему ребенку.
Чтобы настроить детей на победу, можно приготовить подарки (медали, кубки и другие поощрительные призы). В команде должно быть не более 6-8 человек. Если в эстафете участвуют 4 команды, то проводят соревнования поэтапно: 2 команды борются за 1-2 место, 2 команды – за 3-4 место.
Преподаватели должны соблюдать ряд правил при организации эстафеты с баскетбольными мячами:
- в команде должно быть одинаковое количество игроков (как мальчиков, так и девочек);
- ребята небольшого роста в колоннах должны стоять впереди;
- нельзя пропускать очередь;
- забег начинается по свистку;
- эстафету должен закончить тот игрок, который ее начал;
- эстафета продолжается до тех пор, пока задание не выполнят все дети, находящиеся в команде.
Каждому ребенку во время соревнований присваиваются очки. Результаты подсчитывают по их количеству. Если ребенок допустил ошибку во время эстафеты, то судья назначает ему 1 штрафное очко. Все результаты судья заносит в протокол.
Важную роль также играет музыкальное сопровождение. Веселые и энергичные песни помогут детям быстрее адаптироваться, почувствовать себя увереннее.
Каждая команда должна иметь:
- Девиз. Это краткое крылатое выражение, которое выражает идею деятельности или поведения команды.
- Эмблема. Рисунок, который воплощает идею команды. Изображение должно быть максимально простым и ясным.
За 10 мин. до окончания урока преподаватель подводит итоги и награждает победителей эстафеты.
Эстафеты с баскетбольным мячом для детей младших классов
Эстафеты с баскетбольным мячом в младших классах проводят с целью формирования у детей чувства товарищества и коллективизма. Преподаватель должен наглядно показать детям, как правильно вести мяч правой, левой рукой. Проводить эстафету можно после того, как учащиеся научатся владеть мячом и поймут, как нужно вести себя на площадке.
Игры с баскетбольным мячом для 1-4 класса:
- «Беги». 2 команды (по 10 человек в каждой) встают в центр зала. По свистку капитан с мячом в руках добегает до финишной точки, преодолевая полосу препятствий, бьет мячом об стену и бежит обратно к стартовой точке. Передача эстафеты происходит по касанию руки следующего игрока. Эстафеты считается завершенной тогда, когда все участники команды выполнят задание.
- «Стук-стук». 2 команды встают по правую и левую сторону спортивного зала. Преподаватель подает сигнал «Старт». Капитан команды с мячом в руках бежит к финишу. Каждые 2 шага он должен ударять баскетбольным мячом о пол. Точка финиша располагается у стены. Ребенок подбегает к ней, бьет мячом о стену и возвращается к старту, не забывая каждые 2 шага ударять мячом о пол. Эстафета передается касанием руки.
- «Волна». В команде должно быть по 8-10 участников. Игроки встают на расстоянии 50-60 см и волной передают мяч друг другу. Капитан, стоя спиной к следующему участнику, передает мяч через голову. Игрок, принявший эстафету, передает баскетбольный мяч дальше уже через ноги. Третий участник передает четвертому мяч через голову.
- «Часовые и разведчики». По центру спортзала преподаватель чертит 2 круга. Дети разбиваются на 2 команды. В центр круга помещают баскетбольный мяч. Капитаны команд «часовых» и «разведчиков» бегут к мячу, стараясь обогнать друг друга. Если первым прибежал «разведчик», то капитана соперников «забирают в плен». Победит та команда, которая наберет больше пленных.
- «Кенгуру». В команде должно быть не меньше 6 человек. Капитаны команд встают к линии старта, остальные участники – за ними. Баскетбольный мяч зажимают между коленями и прыжками передвигаются к финишу. Можно в финишной точке поставить пирамиду. Капитан, оббежав ограничитель, с зажатым между коленями мячом, возвращается в колонну и передает эстафету следующему игроку.
Преподаватель подсчитывает очки, полученные игроками, и объявляет победителя.
https://youtube.com/watch?v=bMwCyZ2Wi5w%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Эстафеты с баскетбольным мячом для детей 1-9 классов вызывают множество положительных отзывов как у родителей, так и у педагогов. Многие отмечают, что такие мероприятия не только развивают физическую активность, но и способствуют формированию командного духа. Дети учатся работать в команде, что важно для их социализации. Кроме того, эстафеты помогают развивать координацию, ловкость и скорость реакции. Родители часто делятся впечатлениями о том, как их дети с удовольствием участвуют в соревнованиях, проявляя азарт и стремление к победе. Педагоги подчеркивают, что такие игры делают занятия спортом более увлекательными и доступными для всех, независимо от уровня подготовки. В итоге, эстафеты с баскетбольным мячом становятся не только спортивным событием, но и настоящим праздником для детей.
Эстафеты с баскетбольным мячом для учеников 5-7 класса
Эстафеты с баскетбольным мячом помогают закрепить пройденный материал. Активная поддержка поможет мотивировать команды на победу.
В 5-7 классах можно проводить следующие игры:
- Ведение. В центре зала на пол кладут 2 обруча, в них должен лежать баскетбольный мяч. Команды встраиваются в колонны в 30 м от финишной точки. Капитаны команд после свистка бегут к обручу, достают мяч, ударяют им 3 раза левой или правой рукой о пол и помещают его обратно в центр обруча. Победившей считается группа игроков, первая выполнившая задания.
- «Змейка». От старта до финишной прямой (20-30 м) расставляют пирамиды (110-120 см друг от друга). Класс делят на 2 команды (важно, чтобы в соревнованиях участвовали девочки), они выстраиваются в колонны по правую и левую сторону спортзала. Капитан после свистка должен вести поочередно левой и правой рукой («змейкой»), оббегая конусы. Передать мяч дальше, следующему ученику нужно, не касаясь его руками.
- «Передал – беги». Капитаны встают лицом к колонне, держа в руках баскетбольный мяч. Игра направлена на проработку техники передачи. Капитан бросает мяч игроку, стоящему перед ним. Он, поймав мяч, опять бросает его капитану левой, правой или двумя руками и встает за последним учеником в шеренге. Эстафета закончена, когда первый игрок, выполнивший задание, окажется на стартовой точке.
- «Челноки». От стартовой точки до финиша расставляют конусы на расстоянии в 60-80 см. Первый игрок колонны берет в руки баскетбольный мяч, и, ведя его одной рукой, добегает до 1 конуса, возвращается к старту. Не прекращая движения, он добегает до 2 конуса, возвращается к старту, бежит к 3 конусу. Так игрок должен оббежать все пирамиды и только после этого передать мяч другому участнику.
- Броски со штрафной линии. Команды выстраиваются в 2 колонны, встают вблизи линии штрафного броска. Капитан бросает мяч в кольцо. Если с первого раза он не попал, преподаватель дает ему еще 2 попытки. Если они оказались безрезультативными, то команде присваивают штрафное очко.
- Ведение и броски. Команды выстраиваются в колонну. Капитаны берут в руки баскетбольный мяч, бегут к финишной точке, ведя правой рукой. Финишной прямой считают стену спортзала. Капитан подбегает к стене, ударяет мячом об нее 3 раза и возвращается к старту, ведя его левой рукой.
В эстафете побеждает та команда, которая раньше соперников справилась с заданием.
Эстафеты с баскетбольным мячом для учеников 8-9 класса
Эстафеты с баскетбольным мячом улучшают физическую активность и развивают интерес к спорту. Подвижные игры с элементами баскетбола помогают отработать технику ловли и передачи мяча.
В 8-9 классах можно провести следующие эстафеты:
- «Не давай водящему мяч». Капитан команды встают в центр круга, образованного остальными участниками. Игроки передают мяч друг другу (кроме соседей справа и слева) через голову водящего. Капитан должен попытаться перехватить мяч и помешать передаче. Если водящий получил мяч, то на его место встает тот, который мяч упустил.
- «Заколдованные». Капитан выбирает себе помощника. Их основная цель – обездвижить как можно больше игроков-соперников, которые ведут мяч в движении. Тот участник, которого коснется капитан или его помощник, замирает в исходном положении (мяч над головой, ноги на ширине плеч). Освободить «заколдованного» можно, если пролезть у него под ногами. Выигрывает та команда, капитан которой обездвижил больше всего соперников.
- «Ястребы и наседка». Команда «хищников» образует большой круг. Команда «птиц» встает в колонну и перемещается внутри круга. «Ястребы» передают мяч друг другу, стараясь коснуться мячом «цыплят». «Запятнанные» выходят из круга.
- «Пятнашки». Командная игра на проработку техники ведения мяча. По 3 человека с каждой команды перемещаются по спортзалу, ведя мяч правой рукой. Левой, свободной, необходимо дотронуться до соперника. «Запятнанный» принимает исходное положение (мяч над головой, ноги на ширине плеч).
- «Свободное место». Команда образует круг (по 7-8 человек в каждом). Мяч капитан передает любому из игроков и бежит за ним. Участник, который получил мяч, также передает его другому игроку и старается занять освободившееся местом.
- «Последний рывок». Класс должен разделиться на 2 команды. Каждому игроку присваивается порядковый номер. Мяч находится в руках преподавателя. Он подбрасывает мяч вверх, называя при этом любое число (одно из присвоенных игрокам). Участник пытается отобрать мяч у преподавателя, используя разрешенные приемы. Толкаться локтями, ставить подножки нельзя.
- «Лови и передавай». Класс делится на 2 команды. Участники выбирают себе пару из соратников. Игрок берет из рук учителя мяч, подбегает к стенке и выполняет 2-3 передачи. После свистка преподавателя учащийся должен найти в зале свою «пару». Победившей считают ту команду, которая быстрее справится с заданием.
Эстафеты можно проводить под музыкальное сопровождение.
Эстафеты с баскетбольным мячом для учеников старших классов
Эстафеты с баскетбольным мячом тренируют умение управлять своим телом. Учащиеся старших классов знают правила, техники передачи и ловли, умеют играть в команде.
Эстафеты помогают закрепить приобретенные навыки:
- Ведение мяча. 2 команды стают в колонну. Впереди – капитан. Он берет из рук преподавателя мяч и бежит к финишу, выполняя ведение правой рукой. По достижении поворотной отметки нужно поменять руку. Эстафета передается касанием руки.
- Передача во встречную колонну. 2 команды выстраиваются в колонны, встают друг напротив друга. Впереди – капитаны. Один из водящих поднимает руку вверх, второй – начинает движение к финишу, выполняя ведение правой рукой. Когда капитан соперников опускает руку, водящий должен как можно быстрее передать мяч следующему игроку своей команды.
- Броски в корзину. 2 команды встраиваются в колонны напротив боковых линий спортзала. Стартовая точка – лицевая линия. Капитаны, после свистка преподавателя, бегут к щиту, выполняя ведение мяча правой рукой. Добежав до финиша, бросают мяч в кольцо и бегут обратно к команде, ведя мяч левой рукой. После передачи эстафеты встают в конец колонны.
Также можно проводить эстафеты, в ходе которых учащиеся закрепляют навык ведения мяча правой и левой рукой. Основное условие – бежать к финишу нужно приставными шагами или высоко поднимая бедра.
Эстафеты с мячом можно считать альтернативой командных игр.
Баскетбольные мячи достаточно тяжелые, поэтому важно соблюдать технику безопасности в ходе проведения мероприятий. Преподаватель должен внимательно следить за техникой выполнения элементов.
Видео на тему: эстафеты с баскетбольным мячом
Эстафета с баскетбольным мячом:
https://youtube.com/watch?v=Rh_YBBRO2yM%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Как называется трюки с баскетбольным мячом?
Баскетбольный фристайл (англ. Basketball freestyle или Freestyle basketball) — вид спорта, суть которого заключается в выполнении различных трюков с одним и более баскетбольных мячей.
Как играют мячом в баскетболе?
В баскетболе мячом играют только руками, его можно вести ударами о пол, передавать, бросать и отбивать. С ним нельзя бежать без ведения или бить по мячу ногой. С мячом в руках можно сделать два шага, но только для того, чтобы остановиться, сделать передачу или бросок в кольцо.
Как называются трюки с мячом?
Футбольный фристайл (англ. Freestyle football) — вид деятельности как физической так и умственной, в результате которой в совокупности с использованием любых частей тела получаются трюки с мячом.
Как называется три шага с мячом в баскетболе?
Одним из таких названий является термин “пробежка” он означает, что игрок сделал три и более шагов держа мяч в руках.
Советы
СОВЕТ №1
Выбирайте эстафеты, которые соответствуют уровню физической подготовки детей. Для младших классов подойдут простые задания, такие как передача мяча друг другу или дриблинг на короткие дистанции. Для старших классов можно усложнить задания, добавив элементы соревнования или командной стратегии.
СОВЕТ №2
Обеспечьте безопасность во время проведения эстафет. Убедитесь, что площадка свободна от препятствий, а дети находятся в удобной спортивной обуви. Также важно следить за тем, чтобы все участники соблюдали правила и не толкались друг с другом во время игры.
СОВЕТ №3
Включайте в эстафеты элементы обучения. Используйте каждую игру как возможность объяснить правила баскетбола, технику дриблинга или передач. Это поможет детям не только развлекаться, но и улучшать свои навыки в игре.
СОВЕТ №4
Поощряйте командный дух и сотрудничество. Создавайте команды, где дети будут работать вместе для достижения общей цели. Это не только сделает игру более интересной, но и поможет развить социальные навыки и умение работать в команде.