ГКП (или группа краткосрочного пребывания в детском саду) – это современная альтернатива яслям, предназначенная для нахождения детей в дошкольном учреждении в течение 2-4 ч, на усмотрение родителей. ГКП допустимо посещать на постоянной основе или выбрать в качестве промежуточного варианта, на период адаптации малыша к длительному пребыванию без мамы в детском саду.
Что такое ГКП в дошкольном учреждении?
ГКП в детском саду – это группа, созданная на базе дошкольного учреждения с целью всестороннего развития детей, только начинающих посещать детский сад или не планирующих в принципе оставаться в нем на целый день.
Современные дошкольные образовательные учреждения предлагают родителям, планирующим социализировать своего ребенка младшего возраста в силу конкретных обстоятельств (работа, принципы воспитания, рождение еще одного ребенка и так далее), несколько вариантов групп краткосрочного пребывания на выбор:
Тип группы краткосрочного пребывания | Характеристика |
Адаптационная | Предназначена она для детей, в возрасте 2-3 лет. Педагогические программы, практикуемые в этой группе, а также распорядок дня, которого приучают придерживаться малышей, направлены на облегчение процесса адаптации ребенка к поступлению в обычную группу детского сада. |
Развивающая | Предназначена она для детей, в возрасте 3 – 7 лет. Педагогические программы, практикуемые в этой группе, направлены на всестороннее развитие ребенка, а также приучение его к общепринятым нормам поведения в обществе, а также социализацию. Этот тип ГКП выбирают родители, не планирующие отдавать ребенка в детский сад. |
Обучающая по средствам игры | Такие группы посещают дети от 1.5 до 7 лет с целью социализации при нахождении в группе не только со своими ровесниками, но и с взрослыми. Ребенок учится правилам этикета, узнает о субординации, а также приобретает коммуникативные навыки, которые в дальнейшем может применить не только в общении с друзьями, но и с представителями старшего поколения. |
Подготовительная | Группы такого типа создаются для детей 5-6 лет. Педагогические программы в подготовительных ГКП направлены на подготовку будущего первоклассника к школе. |
Вечернего пребывания | Такие группы посещают дети от 2 до 7 лет. Основное предназначение таких ГКП – это уход и присмотр за детьми в вечернее время или на выходных днях. Актуально для родителей, которые работают по ненормированному графику. |
Группы для детей с особенностями развития | Предназначены для детей от 2 до 7 лет, имеющих незначительные отклонения в развитии. В рамках реализуемых программ в таких ГКП оказывается психолого-медико-педагогическая помощь детям, а также даются консультации их родителям. Рекомендации о посещении ГКП рассматриваемого типа должны даваться педиатром или неврологом, имеющим полное представление о состоянии здоровья конкретного ребенка. |
Группы для особых детей | Численность таких групп не превышает 2-3 человек. Они предназначены для детей в возрасте 2-7 лет, имеющих инвалидность. |
Спортивная | Такие ГКП могут посещать дети в любом дошкольном возрасте. В течение 2-4 ч пребывания в образовательном учреждении ребенка обучают конкретному виду спорта (плавание, гимнастика, балет и так далее). |
Группа кратковременного пребывания (ГКП) в детском саду представляет собой специальную форму организации досуга и обучения детей, которая предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Врачи отмечают, что такая форма позволяет детям адаптироваться к коллективу, развивать социальные навыки и получать первые знания в игровой форме. Учебный план ГКП включает в себя занятия по развитию речи, музыке, изобразительному искусству и физической культуре, что способствует гармоничному развитию ребенка. Распорядок дня в группе строится с учетом возрастных особенностей, включая время для игр, занятий и отдыха. Врачи подчеркивают важность сбалансированного подхода к организации времени, чтобы дети могли не только учиться, но и отдыхать, что положительно сказывается на их здоровье и психоэмоциональном состоянии.
Достоинства кратковременного пребывания в детсаду
ГКП в детском саду – это зачастую вынужденная мера для родителей, которым понадобилось экстренно выйти на работу до момента, когда ребенка зачислят в дошкольное учреждение.
Тем не менее, такие группы кратковременного пребывания имеют ряд преимуществ в сравнении с группами в детсаду, работающими по обычному графику:
- дети, посещающие ГКП, в отличие от абсолютного большинства малышей в яслях, не получают психологическую травму, впервые оставаясь на несколько часов без мамы (это связано не только с малочисленностью группы, но и с педагогическим подходом, реализуемым в ГКП, являющимся более индивидуальным);
- увеличение скорости прохождения ребенком адаптационного процесса при посещении в дальнейшем обычных групп в детском саду. В качестве промежуточного варианта перед полноценным (9 ч) посещением дошкольного учреждения, детские психологи считают достаточным пребывание малыша в ГКП в течение 1-2 мес.;
- наличие свободного времени у родителей, необходимого для выполнения домашних дел или решения рабочих вопросов (при этом взрослые не переживают за ребенка, так как уверены, что, находясь в ГКП, он маловероятно испытает сильный стресс, опасный для его психологического состояния и психоэмоциональной связи с родителями);
- небольшая вероятность столкнуться с частыми болезнями. Посещая детский сад, ребенок часто начинает болеть, из-за того, что его иммунитет резко сталкивается с большим количеством вирусов и бактерий, носителями которых являются другие дети. Учитывая, что численность ГКП в 2-3 раза ниже по сравнению с обычными группами в детском саду, риск перегрузить детский неокрепший иммунитет значительно ниже;
- разнообразный режим дня, подразумевающий не только образовательные занятия для детей, но и уроки творчества, а также практические упражнения по отработке навыков социализации;
- возможность пообщаться с ровесниками (актуально, если у родителей конкретного ребенка нет друзей, имеющих детей, с которыми малыш мог бы периодически контактировать, отрабатывая свои социальные навыки, а также на практике учиться выходить из конфликтных ситуаций).
Оформление ребенка в ГКП
В крупных городах родители, поставившие своего ребенка в очередь на получение места в детском саду, в 90% случаев получают официальное приглашение от администрации дошкольного учреждения в ГКП.
В регионах и близлежащих к крупным городам населенных пунктах родителям может потребоваться дополнительно обратиться в выбранный детский сад и уточнить о существовании группы кратковременного пребывания, а также порядка зачисления в нее. Чаще всего эта процедура проводится по стандартному алгоритму.
Группа кратковременного пребывания (ГКП) в детском саду становится все более популярной среди родителей. Это отличная возможность для детей от 3 до 7 лет провести время в развивающей среде, пока родители на работе. Учебный план ГКП обычно включает занятия по музыке, рисованию, физической культуре и подготовке к школе, что способствует всестороннему развитию ребенка.
Распорядок дня в ГКП организован так, чтобы сочетать обучение и игру. Утро начинается с приветствия и утренней гимнастики, затем следуют занятия, после которых предусмотрено время для свободной игры. Важным аспектом является и общение с ровесниками, что помогает детям развивать социальные навыки. Родители отмечают, что после посещения ГКП их дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе.
С какого возраста?
В группы кратковременного пребывания зачисляются дети, достигшие возраста 1.5 – 2 лет. Конкретный возрастной порог определяется дошкольным учреждением.
Порядок уточнения информации обычно выглядит так:
- Личное обращение к заведующей детского сада, выбранного родителями.
- При получении неполной информации родителям следует обратиться в отдел дошкольного образования при администрации города или населенного пункта.
- При отсутствии мест или ГКП в выбранном дошкольном учреждении целесообразным будет обращение в окружную службу информационной поддержки или МФЦ для получения информации о дальнейших действиях, которые необходимо принять, чтобы определить ребенка в детский сад на неполный день.
Необходимый пакет документов
Для подачи заявления на получение места в группе кратковременного пребывания родителям необходимо предоставить в администрацию дошкольного учреждения или специальный отдел министерства образования документы из нижеприведенного списка:
- заверенная копия свидетельства о рождении ребенка (рекомендуется иметь 2-3 экземпляра, так как в ряде случаев может потребоваться дополнительная копия);
- заявление родителей, составленное по стандартной форме;
- заверенная копия страхового медицинского полиса ребенка;
- заверенная копия двух разворотов паспортов родителей ребенка (или его законных представителей);
- медицинская справка определённой формы, а также карта ребенка, заполняемая педиатром по результатам прохождения маленьким пациентом профилактического осмотра;
- путевка или направление в конкретный детский сад (этот документ действителен в течение 14 дней с момента его получения).
Постановка на очередь
В первую очередь место в группах кратковременного пребывания получают дети, имеющие местную прописку, а также те, кто относятся к льготной группе:
- дети-инвалиды;
- дети, чьи родители работают в ряде государственных структур (например, военнослужащие, работники администрации и так далее);
- дети, рожденные в многодетных семьях.
https://youtube.com/watch?v=CTjoIuqYhxg%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Далее в ГКП определяются дети, имеющие временную регистрацию. После постановки ребенка в очередь на получение места в группе кратковременного пребывания родители могут примерно предположить период зачисления в дошкольное учреждение, анализируя изменения позиции ребенка в рамках очереди на официальных Интернет-ресурсах администрации населенных пунктов.
Что делают малыши в группе?
ГКП в детском саду – это группы, в которых реализуются педагогические программы, направленные не только на образование детей, но и раскрытие их творческого потенциала. По этой причине распорядок дня, проводимого малышами в ГКП, отличается от времени препровождения в обычной группе дошкольного учреждения.
Распорядок дня
Примерный режим дней ребенка, посещающего группу кратковременного пребывания в дошкольном учреждении, может выглядеть так:
- Понедельник: 9.00 – прием детей, зарядка; 9.15 – 9.30 – игры, направленные на развитие музыкального слуха; 9.40 – 10.10 – лепка из кинетического песка; 10.20 – 10.40 – занятия по дидактическим пособиям в соответствие с возрастом детей в группе; прогулка.
- Вторник: 9.00 – прием детей, зарядка; 9.15 – 9.50 – занятия физкультурой, гимнастика; 10.00 – 10.30 – занятия изобразительным искусством; прогулка.
- Среда: 9.00 – прием детей, зарядка; 9.20 – 9.50 – упражнения на развитие речи; 9.55 – 10.20 – развитие мелкой моторики; 10.20 – 10.40 – занятия по дидактическим пособиям, в соответствие с возрастом детей в группе; прогулка.
- Четверг: 9.00 – прием детей, зарядка; 9.20 – 9.50 – занятия физкультурой, гимнастика; 10.00 – 10.30 – игры со строительным материалом; прогулка.
- Пятница: 9.00 – прием детей, зарядка; 9.20 – 9.50 – занятия, направленные на развитие музыкального слуха; 10.00 – 10.30 – развивающие игры; прогулка.
Гуляют с детьми, посещающими группы кратковременного пребывания, не менее 20-30 мин. Конкретное время определяется воспитателями, в зависимости от фактических погодных условий. При отсутствии возможности выйти на прогулку с детьми в конкретный день, педагоги организуют занятия, соответствующие интересам детей (например, читают книги, разыгрывают представления и так далее).
Питание
Питание в группе кратковременного пребывания не предусмотрено, так как дети находятся в дошкольном учреждении не более 4 ч. Для удобства организации режима питания абсолютное большинство групп рассматриваемого типа в детских садах начинает работать с 9 – 9.30 ч, чтобы родители могли накормить ребенка завтраком перед тем, как оставить с воспитателями.
ГКП закрываются в 11 – 12 ч, что предполагает возможность организовать родителями обеденный прием пищи для своего ребенка в домашних условиях, за пределами дошкольного учреждения.
Приносить еду с собой в детский сад строго запрещено, так как в случае возникновения аллергической реакции или появления симптомов пищевого отравления у одного из детей, посещающих группу, ответственность за состояние ребенка воспитатели нести не обязаны.
Учитывая, что часть времени, проводимого в детском саду, дети играют в активные игры, в свободном для них доступе всегда находится кипяченая или фильтрованная вода, соответствующая всем стандартам качества. Группы, в которых находятся дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), оснащаются детскими кулерами и пластиковыми стаканами (для обеспечения безопасности стеклянная посуда не используется).
Учебный план
ГКП в детском саду – это группа, в которой реализуются учебные планы, направленные на:
- уравнивание возможностей детей, посещающих дошкольное учреждение, и тех, кто находится большую часть времени дома;
- формирование и всяческое поддержание желания ребенка обучаться (в школе);
- формирование социальных черт личности ребенка, необходимых для его дальнейшей адаптации в школе и высшем учебном заведении;
- формирование коммуникативных навыков в отношении ровесников и людей, старших по возрасту;
- максимально раскрытие творческих способностей ребенка и его потенциала, соответствующего возрастным особенностям.
Учебный план, реализуемый в группе кратковременного пребывания, которую посещают дети, в возрасте 5-7 лет, может выглядеть так:
Раздел учебного плана | Количество учебных часов в неделю | Количество учебных часов в год |
Обучение основам математики | 2 | 68 |
Обучение основам грамматики родного языка, а также развитие речи | 2 | 68 |
Ознакомление с окружающим миром | 1 | 34 |
Физкультура | 1 | 34 |
Развитие навыков изобразительного искусства | 1 | 34 |
Лепка из пластилина или кинетического песка | 1 | 34 |
Аппликации или альтернативное развитие мелкой моторики | 1 | 34 |
Развитие навыков конструирования | 1 | 34 |
Игры с природными материалами | 1 | 34 |
Сюжетные игры, ролевые | 1 | 34 |
Театрализованные занятия | 1 | 34 |
Занятия по дидактическим пособиям | 1 | 34 |
Развлечения, соответствующие интересам | 1 | 34 |
Подвижные игры | 1 | 34 |
Активные игры во время прогулок | 1.5 | 51 |
Итого | 17.5 | 595 |
Программы
ГКП (или группа кратковременного пребывания), организованная на базе детского сада – это в ряде случаев возможность для ребенка получить базовые социальные и коммуникативные навыки, важные для дальнейшей жизни, без необходимости испытывать сильнейший стресс.
Конспект занятий составляется педагогами с учетом возрастных особенностей детей, посещающих конкретную группу дошкольного учреждения.
Например, программа занятий в один из дней у детей 2-3 лет может выглядеть так:
- Приветствие детей. Педагог вместе с детьми садится в круг, после этого, воспитатель звенит в колокольчик, произнося: «Здравствуй, … (имя ребенка)», и отдает колокольчик тому, к кому было обращение. Ребенок должен также позвенеть в колокольчик, а затем поприветствовать окружающих словами или жестом. Упражнение следует продолжать до тех пор, пока каждый из присутствующих не поздоровается.
- Упражнения на развитие мелкой или крупной моторики, сопровождаемые проговариванием коротких стихотворений – 2-3 упражнения.
- Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти. При их выполнении можно использовать дидактические пособия или подручные средства.
- Упражнения, на развитие музыкального слуха.
- Занятия, направленные на расширение словарного запаса.
- Физкультура.
- Свободное время.
- Творческая деятельность (например, рисование или конструирование поделок).
- Прогулка.
- Прощание педагога с детьми до следующей встрече. Обычно оно осуществляется в стихотворной форме.
Сколько стоит посещение ГКП?
Стоимость посещения группы краткосрочного пребывания в конкретном дошкольном учреждении определяется администрацией города (если детский сад является муниципальными) или его единоличными владельцами (если детский сад является частной собственностью предпринимателя) и зависит от ряда внешних факторов:
- экономического положения в стране в целом;
- ценовой политики конкретного учреждения (относится к частным детским садам);
- услуг, предоставляемых сотрудниками детского сада, а также физического оснащения группы (наличие игрушек, свежего ремонта, пластиковых окон, ковров, увлажнителей воздуха и так далее);
- квалификации педагогов, работающих в конкретном дошкольном учреждении.
В крупных городах, например, Москве или Санкт-Петербурге, посещение ГКП в месяц будет стоить 30 000 – 60 000 руб., в то время как в регионах эта сумма составит 10 000 – 20 000 руб. в месяц.
Рекомендации родителям
Чтобы адаптация ребенка в группе кратковременного пребывания прошла наиболее мягко и безопасно для психики маленького человека, родителям следует соблюдать ряд рекомендаций психологов и педиатров:
- говорить о детском саде исключительно в положительном ключе;
- перед первым посещением детского сада ребенку нужно рассказать о том, что ему предстоит (его встретит воспитатель, которая поможет познакомиться с другими детьми, помимо него в группе будут находиться другие мальчики и девочки и так далее);
- если ребенок не захочет прощаться с провожающим в детском саду, его необходимо уверенно передать на руки воспитателю, а также обратить внимание на то, что уже через 2 ч (указать точный промежуток времени) мама (или папа) его заберет;
- важно спокойно реагировать на капризы, агрессию или истерики ребенка в дни, когда он посещает детский сад (это один из вариантов разгрузки детской психики после чрезмерного количества эмоций, полученных за непродолжительное время);
- постараться скорректировать режим дня ребенка в выходные, сделав его максимально приближенным к порядку, организованному в дошкольном учреждении;
- после того, как ребенок вернется из детского сада, с ним следует проводить как можно больше качественного времени, позволяя ему играть в активные игры, кричать, бегать и снимать стресс любым удобным для него способом.
ГКП организуются в детских садах как для того, чтобы помочь детям мягче адаптироваться к длительному пребыванию без родителей вне дома, так и с целью уравнять способности и развитость малышей, постоянно посещающих дошкольное учреждение, с теми, кто большую часть времени обучается дома. Это необходимо для успешной социализации подрастающего поколения, а также их дальнейших успехов в школе.
Видео о группе кратковременного пребывания в саду
Стоит ли отдавать ребенка в детский сад (группы кратковременного пребывания):
https://youtube.com/watch?v=XjSdvBnkJ3g%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что значит кратковременный режим пребывания в детском саду?
ГКП (или группа краткосрочного пребывания в детском саду) – это современная альтернатива яслям, предназначенная для нахождения детей в дошкольном учреждении в течение 2-4 ч, на усмотрение родителей.
В каком возрасте идут в ГКП?
В группы кратковременного пребывания — ГКП — обычно берут с полутора лет. Дети проводят там не весь день, а только три-четыре часа. В детские сады на полный день чаще принимают малышей с трех лет.
Сколько детей должно быть в группе кратковременного пребывания?
В ГКП набирают малышей от 3-х до 7 –ми лет. Обычно в нее входит до 10 детей. В группе кратковременного пребывания не предусматривается питание ребят.
Что делают в группе кратковременного пребывания?
Маленькие воспитанники групп кратковременного пребывания в детском саду рисуют и лепят, делают первые шаги в познании окружающего мира, пение и танцы, занятия физической культурой также входят в программу развития детей.
Советы
СОВЕТ №1
Перед тем как записать ребенка в группу кратковременного пребывания, ознакомьтесь с программой и учебным планом. Убедитесь, что они соответствуют интересам и потребностям вашего ребенка, а также способствуют его развитию.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на распорядок дня в группе. Он должен включать разнообразные виды деятельности, такие как игры, занятия творчеством и физические упражнения, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка.
СОВЕТ №3
Постарайтесь заранее познакомить ребенка с воспитателями и другими детьми, чтобы он чувствовал себя комфортно в новой обстановке. Это поможет снизить уровень стресса и адаптироваться к группе.
СОВЕТ №4
Регулярно общайтесь с воспитателями и следите за успехами вашего ребенка. Обратная связь поможет вам понять, как проходит адаптация и какие аспекты требуют дополнительного внимания.