Взгляды на необходимость присутствия курса гражданско-патриотического воспитания в школьном и дошкольном образовании в бывших странах СССР менялось несколько раз.
Если при советской власти патриотизм и идеология имели значение и составляли если не ключевую, то очень важную роль в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, то после развала великой державы все изменилось.
В годы перестройки спешно проводились образовательные реформы и предметы идеологической и патриотической направленности исчезли из программы.
Однако сегодня многие государства бывшего СССР вновь стали уделять внимание этим вопросам и поэтому одним из важнейших приоритетов образовательной государственной политики стало гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи.
Понятия «гражданственность» и «патриотизм»
Принятое поспешное решение в первые годы после распада Советского Союза об исключении из обучающих программ предметов идеологической направленности привело к отсутствию нравственных ценностей у детей и подростков, снижению морально-этических качеств и даже росту преступности.
По этой причине планы школьных и дошкольных учреждений были пересмотрены и в детях стали опять с самого раннего возраста развивать патриотизм и гражданственность.
Понятие «патриотизм» понятно большинству людей очень хорошо и означает оно особое отношение, нравственную позицию, выражающуюся в любви к родной земле и стране, в уважении к прошлому, культуре, языку, готовности жертвовать различными благами и иногда жизнью в ситуациях, когда это необходимо.
Патриотизм проявляется в духовном единении народа страны, активной гражданской позиции и поэтому тесно связан с таким понятием как «гражданственность».
Границы этого термина несколько размыты, однако в большинстве случаев под гражданственностью понимают особые качественные характеристики личности, которые позволяют ей активно и сознательно выполнять свой долг и обязанности перед социумом и Родиной.
Целью любого цивилизованного общества является воспитание сознательных, законопослушных граждан, которые способны критически мыслить, приносить пользу и достойно защищать её интересы.
Гражданско-патриотическое воспитание – это особый процесс обучения, вкладывания в детей и подростков знаний о Родине, формирование у них трепетного отношения к своей земле, стране, согражданам, причастности к ответственности за судьбу своего государства.
Воспитание патриотизма и гражданственности не ограничивается наделением детей знаниями о своей исторической Родине, изучении её языка. Высшая цель такого воспитания – взращивание полноценного члена общества с активной гражданской позицией, глубоко осознающего свою роль в развитии страны.
Воспитание нового поколения с таким особым гражданским осознанием является одной из приоритетных задач образовательных институтов и государства в целом.
Врачи считают, что гражданско-патриотическое воспитание играет важную роль в формировании здорового общества. Они отмечают, что осознание гражданской ответственности и любви к родине способствует не только моральному, но и физическому развитию молодежи. Врачи подчеркивают, что такие ценности, как уважение к истории и культуре своей страны, формируют у детей чувство принадлежности и сплоченности, что, в свою очередь, положительно сказывается на их психическом здоровье. Кроме того, они указывают на необходимость интеграции патриотических идей в образовательные программы, чтобы воспитать не только квалифицированных специалистов, но и активных граждан, готовых заботиться о своем обществе и его будущем. Врачи уверены, что такое воспитание поможет создать более здоровую и гармоничную среду для будущих поколений.
Что подразумевают под патриотическим воспитанием
Под патриотическим воспитанием принято подразумевать организованный специальным образом образовательно-воспитательный процесс, целью которого является идентифицирование и осознание взрослеющей личности себя как ответственного и активного гражданина своей страны, истинного патриота своей Родины.
В этой связи крайне важно не только дать конкретные знания подрастающему поколению об истории страны, ее культуре, традициях, но и привить уважение ко всем этим ценностям, пробудить истинную любовь к Отечеству. Настоящий гражданин-патриот своей страны должен быть готов выполнять свои обязанности перед социумом, как в мирное, так и в военное время.
Воспитание детей и подростков в духе патриотизма практически всегда возлагается на образовательные учреждения, в которых вводят специальные часы для обучения данной тематике (на уроках истории, родного языка, допризывной подготовки у юношей, литературы).
Насколько успешно будет проходить процесс, зависит от ряда условий:
- ведется ли работа на разных уровнях и направлениях – для успешного воспитания патриотичного поколения в едином симбиозе должны работать классные руководители, администрация образовательного учреждений, психологи и социальные педагоги, а также внешкольные организации и родители;
- успешно ли реализуется в теории и на практике политика обучения детей патриотизму: не позволяют ли педагоги себе искажать доносимую до обучающихся информацию и отклоняться от утвержденного курса, нет ли формалистского или даже пренебрежительного подхода к процессу;
- учитываются ли все компоненты патриотическо-гражданского воспитания – имеют ли возможность ученики в полной мере получать доступ к интересующей их информации, насколько интересно и качественно она подается, как организуется процесс отслеживания усвоения знаний учащимися.
Патриотическое и гражданское воспитание, как правило, не укладывается в какой-то конкретный курс с определенным количеством часов, пройдя который обучающегося можно назвать настоящим гражданином и истинным патриотом своего государства. Гражданско-патриотическое воспитание личности тонким образом вплетено в самые разные предметы и дисциплины.
Данный процесс в образовательной системе начинается с самого раннего возраста, когда малыша приводят в детский сад, продолжается в течение школьной жизни и заканчивается в стенах заведений, которые дают профессию – университетов, институтов, средне-специальных и профессионально-технических учреждений.
Необходимость гражданско-патриотического воспитания
Поведение подрастающего поколения всегда беспокоило людей старшего возраста.
Особенно актуальным этот вопрос стал сегодня, когда в обществе усилилось проявление целого ряда негативных явлений:
- возросла моральная деградация молодежи, снизился порог допустимого в сознании людей;
- наблюдается все большая криминализация детей и подростков;
- увеличилось число ребят, употребляющих различные одурманивающие вещества;
- заметно упал уровень образованности у молодых людей, а отсутствие стремления повышать его, напротив, возросло;
- усилился разрыв между поколениями в идеологических, нравственных и политических вопросах.
Итогом всех этих отрицательных тенденций является необратимое разрушение генофонда, маргинализация большей части населения, незаинтересованность таких людей в труде, процветании и развитии, как самих себя, так и страны в целом.
Для минимизации данных процессов как раз и необходимо работать с молодежью и детьми на всех этапах обучения и прививать им чувство патриотизма, осознание ответственности не только за свое будущее, но и за будущее государства в целом.
Если не заниматься этими вопросами, то можно упустить не одно поколение и получить совершенно деградирующее общество, которое ослабит как внутренние, так и внешние позиции государства.
Гражданско-патриотическое воспитание в педагогике вызывает множество обсуждений среди специалистов и родителей. Многие считают, что оно играет ключевую роль в формировании у молодежи чувства ответственности за свою страну и ее будущее. Педагоги подчеркивают важность интеграции патриотических ценностей в учебный процесс, что позволяет детям осознать свою принадлежность к культуре и истории.
Некоторые эксперты указывают на необходимость балансировки между патриотизмом и критическим мышлением, чтобы учащиеся могли формировать собственное мнение о событиях и явлениях. Родители, в свою очередь, отмечают, что такие занятия помогают детям развивать уважение к традициям и культуре, а также формируют активную гражданскую позицию. Важно, чтобы гражданско-патриотическое воспитание не сводилось лишь к формальным мероприятиям, а стало частью повседневной жизни и общения.
Задачи патриотического воспитания
Гражданско-патриотическое воспитание – это одна из особенно сложных и важных сфер воспитания подрастающего поколения.
Задачами этого трудного многолетнего процесса являются:
- формирование правильного вектора мировоззрения (нравственных ориентиров, принципов и идеалов) у подростков и детей;
- развитие того набора личностных качеств в молодежи, которые будут способствовать становлению всесторонне ответственной и активной гражданской личности – честности, принципиальности, трудолюбия, патриотизма, готовности жертвовать собой;
- воспитание у ребенка с ранних лет чувства осознания себя самого как полноценной личности, полноправного члена общества;
- формирование привязанности к родной земле, языку, культурному наследию, обучение трепетному отношению и уважению к этим важным ценностям;
- воспитание чувства гордости за родной край, страну, город, дом, семью, образовательное учреждение и коллектив в котором ребенок обучается;
- обучение детей и подростков толерантности и терпимости по отношению к иным национальностям, народам и их культурам.
Структура патриотического воспитания
Гражданско-патриотическое воспитание – это особая структурированная система, позволяющая взращивать молодых людей, способных любить, ценить, уважать и защищать родную страну.
Структура патриотического воспитания состоит из 2-х больших блоков: идеологической концепции и конкретной системы институтов, которые непосредственно доносят до молодежи, детей и подростков все основополагающие идеи.
Идеологическая концепция включает в себя:
- формирование общечеловеческих нравственных ценностей;
- воспитание в каждом ребенке осознанного отношения к себе как к личности, к полноценному члену общества, гражданину своей страны;
- донесение до молодежи важных исторических моментов развития страны, воздействие на их картину мира путем подачи информации в ее верной интерпретации;
- изучение устройства государственной системы, экономики и истории страны в различных формах — как в теории, так и на практике.
Для того чтобы передать все необходимые знания касающиеся гражданского воспитания и развить в детях патриотические чувства государство прибегает к помощи образовательных учреждений, так как именно на них и возложена основная воспитательная и обучающая роль в обществе.
Этот практический блок структуры патриотического воспитания выглядит в большинстве бывших стран СССР примерно так:
Уровень | Подразделение |
1 | Министерство образования |
2 | Отделы по образованию |
3 | Руководители учебных заведений |
4 | Заместители руководителей по воспитательной работе |
5 | Классные руководители, учителя профильных предметов (ОБЖ, допризывной подготовки) |
6 | Культработники – библиотекари, сотрудники музеев |
Основной целью работы всей этой структуры является воздействие на обучающихся – дошкольников, школьников, студентов. В зависимости от типа заведения и его направленности гражданско-патриотическому воспитанию может уделяться большее внимание.
Во многих школах создаются особые гражданско-патриотические классы, где значительно больше времени уделяется воспитанию в учениках патриотизма и гражданственности.
Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ
Во многих странах дошкольное образование входит в систему общего уровня образования (Россия, Беларусь) и потому уже в детских садах воспитанникам начинают прививать гражданско-патриотические ценности.
Возраст до 6-7 лет (до момента зачисления ребенка в 1-й класс) считается очень важным этапом становления личности, в период которого закладываются основы нравственных чувств у детей, в том числе и патриотизма.
Гражданско-патриотическое воспитание в этот период имеет своей основной целью заложить базу для успешного усвоения знаний в будущем и начальное приобщение к культурно-социальным нормам и традициям общества.
Однако, безусловно, образовательно-воспитательный процесс в ДОУ строится особым образом, так как дошкольники в силу своего возраста еще не способны в полной мере осознать всю глубину понятия «гражданственность» и «патриотизм». По этой причине занятия патриотической направленности выстраиваются в наиболее доступной, чаще всего игровой, форме.
Это может быть:
- демонстрация наглядного дидактического материла – флага страны, герба, национальных костюмов;
- чтение детям книг на родном языке, разучивание простых стихов про Родину;
- проведение традиционных праздников;
- обобщенные рассказы о стратегически важных для страны исторических событиях.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе
На школу возложена основная миссия по взращиванию молодежи в истинном духе патриотизма, так как именно до 17-18 лет активно развивается мозг подростка и формируется его картина мира, изменить в последующем которую уже очень не просто.
https://youtube.com/watch?v=KHzLTw37qxE%3Ffeature%3Doembed
В средних общеобразовательных школах данный процесс становится комплексным и целенаправленным. Задача гражданско-патриотического воспитания в этот период состоит в подготовке ребят к будущей взрослой жизни – труду, социальному взаимодействию, функционированию личности в обществе, максимально плодотворному участию в социальной жизни страны.
Очень важно сформировать у школьников в этот период ответственность за их правовой и нравственный выбор, за то, что любое деяние имеет последствия.
Работа по патриотическо-гражданскому воспитанию в учреждениях дающих среднее образование ведется на протяжении всего учебного процесса и в ней задействованы самые разные специалисты:
- классные руководители – они проводят тематические классные и внеклассные часы, организуют различные мероприятия, посещение музеев, кинотеатров и выставок соответствующей тематики;
- социальные педагоги – участвуют в организации подобных мероприятий, проводят активную работу с эмоциональным миром детей, уча их ценить и любить Родину;
- учителя профильных предметов и прочие специалисты (краеведы, библиотекари) – в рамках своих обязанностей доносят до детей узкий объем информации (история, допризывная подготовка).
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников
Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленное воздействие, оказываемое в процессе обучения на школьников с целью формирования у них трепетного и уважительного отношения к своей родной земле, согражданам и существующей системе государственных ценностей.
Реализация данных целей осуществляется при помощи программы гражданско-патриотического воспитания, которая включает в себя 3 основных звена в соответствии с возрастом учащихся:
Звено | Что характерно |
1-4 класс (начальная школа) |
|
5-9 класс (базовая школа) |
|
9-11 класс (средняя школа) |
|
При реализации программы гражданско-патриотического воспитания приоритетным направлением является создание равных для всех детей условий для развития личности будущего гражданина, которые будут способствовать формированию у них правильных нравственных ценностей, установок, взглядов и мотивов деятельности.
Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в школе
Как уже несколько раз указывалось ранее работа по гражданскому и патриотическому воспитанию не проводится как-то отдельно, а идет параллельно с основным процессом обучения. Задачи патриотического воспитания реализуются в ходе учебной деятельности на уроках музыки, литературы, изобразительного искусства, истории, родного языка.
Также огромное значение имеет проводимая педагогами и иными специалистами внеклассная работа.
К мероприятиям направленным на воспитание в учащихся духа патриотизма и развития чувства гражданственности можно отнести:
- различные экскурсии в краеведческие, национальные и исторические музеи;
- тематические классные часы и внеклассные занятия;
- изучение истории своего народа, семьи, страны, ознакомление с национальными праздниками, традициями и обычаями;
- поездки-экскурсии по городам родной страны;
- встречи с участниками войн;
- школьные концерты, конкурсы и выставки, посвященные теме Родины.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи и детей имеет стратегическое значение для страны. В этот процесс вовлечены сегодня многие социальные и политические институты – образовательные и религиозные учреждения, политические и культурные организации.
Однако эффективность работы данных заведений будет недостаточна без дополнительного семейного воспитания, так как именно семья в большей мере влияет на сознание и неокрепшую психику ребенка и подростка.
По этой причине родители должны давать своим детям правильные установки, а социальные педагоги, учителя и школьные психологи выявлять на ранней стадии отклоняющееся поведение детей из не совсем благополучных семей и оказывать таким ребятам всестороннюю помощь.
Видео о воспитании
Гражданско-патриотическое воспитание:
https://youtube.com/watch?v=CFW7HxRUsxI%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что относится к гражданско патриотическому воспитанию?
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, родному городу и постоянной готовности к их защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. В декабре в нашей школе состоялся Урок мужества.
Что значит патриотическое воспитание?
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить
Что включает в себя гражданское воспитание?
Гражданское воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям, развитие культуры межнационального общения
В чем заключается патриотическое воспитание?
— воспитывать чувства гордости за своих родителей, за свой род, — формирование чувства долга перед Отечеством, благодарную память о тех, кто защитил и спас нашу родину от фашизма. — воспитание любви к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам.
Советы
СОВЕТ №1
Изучайте историю своей страны и ее культуру. Понимание исторических событий и культурных традиций поможет вам лучше осознать свою идентичность и роль в обществе, что является основой гражданско-патриотического воспитания.
СОВЕТ №2
Участвуйте в общественных мероприятиях и волонтерских проектах. Активное участие в жизни общества не только способствует развитию гражданской ответственности, но и укрепляет связи с окружающими, формируя патриотические чувства.
СОВЕТ №3
Обсуждайте с детьми и подростками важные темы, связанные с правами и обязанностями граждан. Это поможет им осознать свою роль в обществе и развить критическое мышление, что является важным аспектом гражданско-патриотического воспитания.