Определение времени – один из важных и обязательных навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни человека. Обучать ребенка пользоваться часами со стрелками специалисты, в числе которых психолог, писатель и эксперт по детскому воспитанию Людмила Петрановская, советуют начинать с 5-6-ти летнего возраста.
К этому времени он уже знаком с понятиями: «вчера», «сегодня» и «завтра», придерживается определенного распорядка дня, а также умеет считать в пределах нескольких десятков.
Когда начинать учить ребенка пользоваться часами
Научить ребенка пользоваться часами со стрелками родители, по словам семейного и детского психолога Ольги Костиной, могут лишь после того, как он начнет ориентироваться во временных понятиях, твердо усвоив для себя, что означают «сутки», «утро», «день» и «ночь».
Чтобы познакомиться с механическим циферблатом, малыш, по словам специалиста, должен:
- хорошо считать до 60;
- узнавать двузначные цифры;
- интересоваться ходом времени, задавая родителям соответствующие вопросы.
Врачи отмечают, что обучение детей пользованию часами со стрелками и пониманию времени является важным этапом в их развитии. Это не только способствует формированию навыков планирования и организации, но и развивает когнитивные способности. Специалисты рекомендуют начинать обучение с простых шагов: сначала объяснить, что такое часы и как они устроены. Затем можно перейти к практике, используя игровые методы. Например, можно предложить ребенку нарисовать свои часы и обозначить на них важные события, такие как время завтрака или прогулки. Врачи советуют также использовать рутинные действия, чтобы ребенок мог ассоциировать время с конкретными событиями. Постепенно, через повторение и практику, дети начинают лучше понимать, как функционирует время, что в дальнейшем поможет им в повседневной жизни.
Научиться считать до 60
Перед началом знакомства с часовым механизмом ребенок должен овладеть самостоятельным счетом до 60 (или до 100).
Закрепить навык счета помогут упражнения:
- На прогулке ребенок может называть родителям все попадающиеся ему на пути двузначные цифры (номера домов и улиц, ценники в магазине).
- Тренировка обратного счета от 100 до 1.
- Игра в соседей «круглых» чисел. Выполняя это упражнение, ребенок должен назвать все рядом находящиеся с определенным числом цифры, так, например, для числа «90» соседними числами будут «91», «92», «89» и «88».
Изучение кратных 5 чисел
Научить ребенка пользоваться часами со стрелками, по мнению педагога и ведущего психолога санкт-петербургского центра ООО «Содействие» Чирковой Оксаны Олеговны, поможет изучение чисел кратных 5. Занимаясь с ребенком, родители должны объяснить ему, что данные значения оканчиваются на «5» и «0».
Научиться разбираться в них, по мнению специалиста, помогут упражнения, во время которых малыш:
- Должен будет посчитать все кратные «5-ти» числа в прямом и обратном порядке.
- Решить придуманные родителями задачи, требующие посчитать пятерки. Например, мальчик решил ежедневно съедать по 5 яблок. Сколько фруктов он съест в течение 2-х дней, недели, месяца.
Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребенка пользоваться часами со стрелками. В первую очередь, важно сделать процесс обучения увлекательным. Некоторые советуют использовать игровые методы: например, можно создать “часы” из картона и предложить ребенку самостоятельно раскрасить их. Это поможет привлечь внимание и сделать обучение более интересным.
Другие рекомендуют начинать с простых понятий, таких как “утро”, “день”, “вечер”, и постепенно переходить к более сложным. Важно объяснять, что часовая стрелка показывает часы, а минутная — минуты. Некоторые родители используют повседневные ситуации, чтобы закрепить знания: спрашивают, сколько времени, когда пора обедать или ложиться спать.
Также полезно использовать настенные часы с крупными цифрами и яркими стрелками, чтобы ребенку было легче ориентироваться. Главное — терпение и регулярная практика, ведь освоение времени — это важный шаг к самостоятельности.
Знание понятий «лево» и «право»
Перед началом изучения часового механизма ребенок должен усвоить понятия «право» и «лево». По словам специалистов, так ему будет легче осознать, что означает движение по или против часовой стрелки.
Изучение общих временных понятий
Педагог и ведущий психолог санкт-петербургского центра ООО «Содействие» Чиркова Оксана Олеговна до начала изучения часов советует родителям познакомить ребенка с другими «временными понятиями», которые приведены в таблице ниже.
Термины «прошлое», «настоящее» и «будущее» | Давая характеристику этим понятиями родители, должны пояснить ребенку, что:
Для закрепления информации специалист рекомендует родителям опираться на различные примеры, объясняя ребенку, например, что:
|
Понятие «времен года» и времени суток | Родителям необходимо рассказать ребенку, что представляют собой «осень», «зима», «весна» и «лето», а также объяснить, почему они сменяют друг друга. Так же малыш должен хорошо понимать, на какие периоды разделяются сутки. Оказать родителями помощь в обучении могут специальные картинки, описывающие время суток и сезоны. Для того чтобы закрепить результат, маме или папе обязательно нужно постоянно спрашивать у ребенка, какое сейчас время года и чем он занимался в утренние, дневные или вечерние часы. |
Понятие «недели», месяца» и «года» | Рассказывая о временных промежутках, родителям необходимо объяснить малышу, что:
|
Значение «часа», «минуты» и «секунды» | Для определения цифровых понятий родителям, по словам врача, необходимо постоянно говорить ребенку о том, что:
Для наглядной демонстрации ребенку, что представляет собой минута или час родители могут воспользоваться макетом часов со стрелками. |
Более 10 лет занимающаяся проблемами педагогике в центре ООО «Содействие» Чиркова Оксана Олеговна отмечает, что в большинстве случаев к возрасту 5-6-ти лет ребенок самостоятельно связывает временные промежутки с конкретными событиями, рассказывая родителям о том, что «утром в садике он ел кашу», а «вечером будет смотреть мультики».
Ориентируясь на это, врач советует при объяснении временных понятий маме и папе обязательно привязывать их к конкретному событию.
Задавая наводящие вопросы, и тренирую память малыша родителям необходимо также поправлять его в случае ошибки. Делать это, по словам специалиста, следует для того, чтобы у ребенка не сформировалось «ложное» понятие времени.
Специалист так же предлагает во время обучения родителям воспользоваться следующими приемами:
- Разучивать с ребенком песенки и стихи, дающие определение дням недели.
- Изучать рисунки о времени, показывающие, что было и что стало. Таким примером может стать картинка, поясняющая, как постепенно из семечка вырос цветок или маленький котенок превратился во взрослого кота.
- Рассматривать семейный альбом с ранними детскими фотографиями, рассказывая при этом ребенку как сильно он изменился с течением времени.
- Просматривая с малышом обучающие мультфильмы или видеоуроки: «Фиксики», «Головоломкины», «Шишкина школа».
Знакомство ребенка с устройством часов
Ребенок может научиться пользоваться часами со стрелками, по словам преподавателя педагогики ведущего специалиста «Центра диагностики и консультирования» Новиковой Светланы Михайловны, при помощи специальных игрушечных макетов с крупным циферблатом и цифрами. Приобрести такую модель можно в игрушечном магазине или изготовить самостоятельно вместе с ребенком.
В последнем случае родителям будет необходимо вырезать 3 круглых картонных макета часов:
- На первом «утреннем» макете нужно нарисовать циферблат и разметить его цифрами от 1 до 12 в точности как на механическом часовом циферблате. На макете необходимо сделать надрезы для того, чтобы каждая цифра могла отгибаться.
- На втором «дневном» макете также нужно сделать разрезы, аналогично первому макету и нарисовать цифры от 13 до 24.
- Третий «минутный» макет также размечается цифрами и надрезами.
Все 3 макета необходимо в центре склеить между собой. Из бумаги следует вырезать минутную и секундную стрелки и разместить их поверх третьего макета.
Психолог и педагог ведущий специалист центра ООО «Содействие» Чиркова Оксана Олеговна советует родителям:
- Перед началом обучения разъяснить ребенку, для чего ему нужно знать работу часового механизма. Объясняя значимость часов, папа или мама так же должны рассказать сыну или дочери о том, что благодаря им человек может контролировать свое время.
- При знакомстве с часами рассказать ребенку, что означает циферблат со стрелками, для чего они нужны и как двигаются. Так же можно привести пример циферблата с секундной стрелкой. При изучении стрелок родителям так же могут повторить с ребенком, определения «секунд» и «минут»
- Начинать обучение с целых чисел, расположенных на циферблате. Во время урока родители вначале могут убрать минутную стрелку, рассказывая ребенку только о движении часовой стрелки. Постоянно перемещая стрелку, мама и папа должны просить ребенка назвать какой именно час они показывают, тем самым тренируя его память.
Во время обучения специалист советуют родителям также воспользоваться специальным плакатом, изображающим каждый час как определенную деятельность: завтрак, обед, прогулку.
Изучение минутной стрелки
После того как ребенок поймет, что означает «час», родители могут начать знакомить его с минутной стрелкой.
Делая это, им, по словам специалистов, следует:
- Обратить внимание малыша на различие в толщине и длине стрелок. Объясняя это, следует рассказать ему, что их движение начинается и заканчивается у цифры «12», но при этом минутная стрелка двигается намного быстрее часовой.
- Рассказать ребенку о продолжительности 1-го часа в 60 мин, объяснив, что при начале нового часа более короткая (часовая) стрелка будет указывать на конкретную цифру, в то время как минутная остановится на числе «12».
- Объяснить малышу пятиминутное расстояние между значениями циферблата, используя для счета кратные 5-ти цифры (5, 10, 15) постепенно доходя, таким образом, до 60.
- Объяснить малышу понятие «получаса» и расположение стрелок.
Как только ребенок усвоит понятие «часа» и «получаса», а также их обозначение на циферблате родители, по мнению специалиста центра ООО «Содействие» Чиркова Оксана Олеговна, могут начать знакомить его с более короткими, минутными промежутками взяв за основу начало определенного часа.
Постепенно передвигая минутную стрелку циферблата папе и маме нужно рассказывать малышу о том, как определяется промежуток времени в 5, 10 и 15 мин. Для удобства, специалист советуют родителям нарисовать на макете дополнительную окружность, разбив её на цифры от 1 до 60.
Для изучения 15-ти минутногопромежутка родители могут воспользоваться еще одним дополнительным кругом, расчертив его на соответствующие цифровые отрезки.
Изучение секундной стрелки
Перед началом обучения родителям, по словам специалиста центра ООО «Содействие», педагога Чиркова Оксана Олеговна, следует рассказать малышу о том, что секундная является самой быстрой из стрелок, и используется для определения очень коротких промежутков времени. Так за 1 минуту эта стрелка должна пройти все 12 временных отрезков, а за 1 час обойти циферблат 60 раз.
При изучении секундной стрелки специалист советую родителям воспользоваться секундомером. Наблюдая вместе с ребенком за быстрой сменой значений, они могут предложить ему также поиграть в игру и посмотреть, сколько секунд понадобиться воде, чтобы полностью наполнить чашку.
Изучение дневного и ночного циферблата
Научить ребенка пользоваться часами со стрелками и различать «ночные» и «дневные» часы помогут самодельные разноцветные картонные циферблаты. Для их изготовления родителям понадобятся две одинаковые разноцветные окружности, соединенные по центру.
На «дневном» круге циферблат должен начинаться с цифры «1» и заканчиваться цифрой «12». На «ночном круге» следует разместить цифры от «13» до «24». При соединении макетов «дневной» циферблат должен располагаться сверху.
В центре циферблата должны находиться часовая и минутная стрелки, прикрепленные к макету канцелярской кнопкой.
Во время изучения родителям следует:
- Показать ребенку какая «ночная» цифра соответствует привычному «дневному» часу.
- Выставив стрелки определенным образом, попросить малыша показать, где именно будет начинаться «ночное» и «вечернее» время.
Во время урока родителям, по словам специалиста, следует рассказать сыну или дочери о том, что:
- условно свой первый полный оборот часовая стрелка совершает в светлое время суток, а второй — в темное;
- в летнее время день длится дольше, а зимой большую часть времени на улице темно.
После завершения практической части родителям нужно передать часы в руки ребенку, попросив его выставить время самостоятельно. Заниматься с ребенком детский психолог и публицист Людмила Петрановская советует каждый день.
Лучшее время для занятий:
-
- При выполнении малышом определенных действий: при отходе ко сну, во время пробуждения или игры, родители могут просить его самостоятельно определять показываемое часами время.
- Перед включением мультиков, началом обеда или ужина папа, или мама должны четко проговаривать предшествующий действию временной интервал: через 15 мин, полчаса, час, одновременно заостряя внимание ребенка на расположении стрелок.
- Родители могут попросить у малыша помощи, например, открыть стиральную машину через 5 мин или объяснить, что ему необходимо прийти на кухню ужинать в тот момент, когда на часах будет ровно 6 ч.
https://youtube.com/watch?v=rILaQIFvBsA%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Игры для закрепления результата
Для закрепления полученных знаний педагог и ведущий психолог санкт-петербургского центра ООО «Содействие» Чиркова Оксана Олеговна советует использовать различные игры:
«Сколько времени»
Установить время на макете мама или папа должны взять любимую игрушку ребенка и рассказать ему историю о том, что его любимый мишка (или кукла) очень спешит домой и просит сказать ему который сейчас час. После ответа ребенка взрослые могут поменять расположение стрелок и, выбрав новую игрушку, повторить вопрос.
«Режим дня»
Мама или папа должны выставить на игрушечном циферблате время пробуждения ребенка.
Затем, постепенно двигая стрелки, родители могут спрашивать у малыша, что именно он делает в тот или иной временной промежуток.
«Верно-неверно»
Предложив ребенку поиграть в игру, взрослые выставляют на игрушечных часах определенное время и пытаются назвать его. В случае если они ошибутся, малыш должен будет поправить их.
«Игра в автостанцию»
Предложив ребенку поиграть в автостанцию, родители могут взять игрушечный циферблат и несколько машин, предложив малышу самостоятельно выставить на часах время их отправления. То же самое действие ребенок должен повторить при определении времени возвращения машин на стоянку.
В начале игры специалисты советуют родителям использовать только целые числа, а затем постепенно усложнять задачу, используя такие понятия как «четверть часа» или «полдень».
Раскрасить циферблат
На самодельном циферблате ребенок может самостоятельно оставлять любые пометки. Во время изучения родители могут попросить ребенка самостоятельно заштриховать каждый временной сектор своим цветом.
5-ти минутные интервалы здесь должен быть обозначены отдельным цветом. После этого мама или папа могут попросить ребенка обозначить на картонном циферблате вторые значения цифр (2 — 10, 3 — 15) и минут (от 1 до 60).
Игра с кубиками
При помощи 4-х кубиков, два их которых должны обозначать часа, а два других — минуты родители могут научить ребенка выставлять на циферблате заданное время. Брошенные им кубики при падении указывают определенный временной промежуток, которые ребенок должен самостоятельно отразить на макете часов.
Начать обучать ребенка пользоваться часами со стрелками специалисты советуют в возрасте 5-6-ти лет. К этому времени малыш хорошо считает до 60, различает «лево» и «право», а также понимает значение «суток», «дня» и «ночи».
Проводя обучение на игрушечном или картонном макете, родители могут в игровой форме познакомить ребенка с движением стрелок, а затем постепенно закреплять полученные знания во время коротких ежедневных игр.
Видео на тему: как научить ребенка пользоваться часами
Как научить ребенка пользоваться часами, понимать время:
https://youtube.com/watch?v=FFO-CknbAv0%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Как научить ребенка понимать время на часах со стрелками?
Предложите ребенку понаблюдать за движением часовой стрелки и попросите описать ее: например, она толстая, короткая, самая медленная. Объясните, что цифры на циферблате обозначают часы. Если часовая стрелка указывает на цифру «1» — значит, сейчас один час, если на цифру «2» — значит, сейчас два часа и так далее.
В каком возрасте ребенок должен разбираться в часах?
Научить ребенка определять время по часам можно тогда, когда он понимает значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра» и когда он знает двузначные числа, умеет считать в пределах 30 – 60. Если говорить про возраст, то такими навыками могут владеть дети и в 4 – 5 лет, а кто-то будет готов к обучению не раньше 6.
Как научиться определять время по стрелкам?
Посмотрите на число, на которое указывает большая часовая стрелка. Определите время суток, если стрелка указывает ровно на цифру – «2», «5» и так далее, Если стрелка находится между цифрами, час всегда определяется меньшим числом – если она расположена между 4 и 5, значит, время «4 часа с чем-то».
Как разбираться во времени на часах?
На часах находятся длинная и короткая стрелки. Длинная стрелка двигается по циферблату быстро и указывает на минуты. Короткая стрелка двигается по кругу циферблата медленно и указывает на часы. Короткий промежуток времени — это минута , а час — длинный.
Советы
СОВЕТ №1
Начните с простых объяснений. Объясните ребенку, что часы состоят из двух стрелок: часовой и минутной. Используйте наглядные примеры, показывая, как они движутся и что означают разные позиции стрелок. Например, можно использовать игрушечные часы для практики.
СОВЕТ №2
Играйте в игры на время. Создайте игровые ситуации, где ребенку нужно будет определить время по часам. Например, можно задать время, а ребенок должен будет показать его на игрушечных часах. Это поможет сделать процесс обучения более увлекательным.
СОВЕТ №3
Используйте повседневные ситуации. Включайте часы в повседневные дела, например, спрашивайте, сколько времени до обеда или когда пора ложиться спать. Это поможет ребенку увидеть практическое применение знаний о времени и сделает обучение более естественным.
СОВЕТ №4
Постепенно увеличивайте сложность. Когда ребенок освоит основные понятия, начните вводить более сложные аспекты, такие как четверти и половины часа. Используйте визуальные подсказки, чтобы помочь ему лучше понять, как время делится на части.