Дети быстро учатся говорить и не всегда правильно произносят слова или отдельные буквы. Одной из труднопроизносимых считается звук «Л». Поставить его правильное произношение можно в домашних условиях с помощью специальных приемов.
Причины неправильного произношения звука Л
Проблема неправильного произношения может быть связана с несколькими причинами:
- Отставание в речевом развитии. Проблема требует обращения к педиатру, логопеду и детскому психологу.
- Ламбдацизм. Дефект связан с неправильным положением губ или языка. Звук «Л» при ламбдацизме может формироваться: носом, когда звук выходит с воздухом через него; двумя губами: губы складываются в трубочку; когда язык ставится между передними зубами; 4 тип ламбдацизма — отсутствие звука «Л».
- Параламбдацизм. Это феномен, при котором ребенок просто заменяет «Л» на другие звуки: «В»; «Г»; «Д»; «Е».
- Возраст. Ребенок может быть слишком мал, чтобы научится произносить звук «Л». Это является вариантом нормы до 4 лет.
- Гипотонус мышц губ и языка. При слабых мышцах, дети произносят вместо «Л» звук «В».
Врачи отмечают, что постановка звука “Л” у детей требует терпения и систематического подхода. Логопеды рекомендуют начинать занятия с простых артикуляционных упражнений, которые помогут ребенку понять, как правильно размещать язык. Использование зеркала может быть полезным, так как это позволяет детям видеть свои движения. Важно включать в занятия игровые элементы, чтобы поддерживать интерес малыша. Специалисты подчеркивают, что регулярность занятий имеет решающее значение: лучше проводить короткие, но частые уроки, чем длинные и редкие. Также полезно использовать стихи и песни, содержащие звук “Л”, что способствует его естественному восприятию. Врачи советуют родителям быть внимательными к эмоциональному состоянию ребенка и не форсировать процесс, чтобы избежать стресса и негативной реакции на занятия.
https://youtube.com/watch?v=fftx02hC63w
Структура индивидуального логопедического занятия
Для того чтобы самостоятельно заниматься с ребенком, необходимо правильно составить план каждого занятия. Заинтересовать ребенка бывает непросто и может потребоваться включение в схему разнообразных сказок или игр, которые подбираются в зависимости от предпочтений каждого ребенка. Основной скелет занятия должен включать обязательные пункты, описанные ниже.
Организация
Главная задача родителя — заинтересовать и настроить ребенка на совместную работу. Здесь важно показать, что занятия — это игра, которая будет проводиться каждый день. Родитель не должен давить на ребенка и настаивать на занятиях в одно и то же время. Подбирать его необходимо с учетом самочувствия, настроения и режима дошкольника.
Запрещается проводить активные занятия во время болезни. В этом случае рекомендуют переорганизовать их в спокойную игру-беседу, лежа в кровати.
Также будет полезным в начале каждого занятия провести небольшие упражнения для релаксации или построить гримасы перед зеркалом.
Многие родители сталкиваются с трудностями в развитии речи у своих детей и ищут эффективные способы помочь им. Логопедические занятия в домашних условиях становятся популярным решением. Родители отмечают, что регулярные игры и упражнения, направленные на постановку звуков, значительно улучшают артикуляцию. Использование различных методик, таких как артикуляционная гимнастика и игры с зеркалом, помогает детям лучше осознавать, как правильно произносить звуки. Важным аспектом является создание комфортной и игровой атмосферы, что позволяет ребенку не бояться ошибок и с удовольствием заниматься. Многие отмечают, что совместные занятия укрепляют связь между родителем и ребенком, делая процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Выбор темы
Задания, которые используют в этой части, должны плавно ввести ребенка в выбранную тему. На данном этапе можно загадывать загадки, отгадки которых содержат необходимый звук «Л». Также можно предложить ребенку самому сочинить альтернативную сказку на выбранную тему.
На занятиях использую различные игрушки, фигурки или картинки с изображениями героев, которые будут участвовать в занятии. Лучшим вариантом будут являться персонажи, в именах которых содержится изучаемый звук. Пусть ребенок проговорит имя каждого вслух. Данный этап помогает настроить ребенка на игру и на восприятие нового звука.
Объяснение артикуляции для произношения звука
Главными задачами здесь будут:
- показать правильное положение губ и языка;
- повторить несколько раз требуемый звук четко и громко;
- показать букву, которая произносится требуемым звуком;
- рассказать о его фонетических особенностях: звонкий или глухой, твердый или мягкий, гласный или согласный.
Для простого понимания ребенком принадлежности каждого звука и буквы к той или иной категории, логопеды используют историю о трех замках:
- Красный замок, в котором живут только гласные буквы.
- Синий замок, который заселен твердыми согласными.
- Зеленый замок, в котором расположились мягкие согласные.
Совместное произношение звуков
На этом этапе развивается слуховая и речевая память. Ребенок учится воспринимать интонацию произношения. Лучшим вариантом является воспроизведение слогов, содержащих изучаемый звук. Произносить каждый из них необходимо медленно и четко. При этом можно использовать игрушки или персонажей любимых мультфильмов или просто корчить лица.
Проговаривание слов
Использовать необходимо простые слова, которые дошкольник в состоянии повторить с первого раза.
Сначала используются знакомые ему термины, после чего задача усложняют и произносят новые слова с изучаемым звуком. После каждого правильного воспроизведения родитель должен объяснить его значение.
В качестве элемента игры можно подобрать связку слов, из которых ребенок может придумать небольшую историю самостоятельно. Это тренирует память, мышление и воображение. Также можно использовать слова, относящиеся к одной группе: птицы, животные или фрукты.
Необходимым материалом для данной ступени станут различные картинки, мягкие игрушки или резиновые фигурки. Одним из вариантов организации этого пункта занятия может стать использование любимой книги с картинками. По рисункам с каждой страницы дошкольник должен рассказать свою историю героев сказки.
Отдых
Обязательным элементом любых занятий является 5-минутное отвлечение, так как спустя 10 или 20 мин. внимание дошкольника рассеивается
. Как поставить правильное произношение звука «Л» с помощью игры дома, известно многим. Для этого играют в «Ладушки-ладушки». Этот способ развивает не только речевые, но и двигательные функции.
Физкультурная минута помогает:
- справиться с напряжением;
- восстановить концентрацию внимания;
- развивать моторику ребенка.
Можно воспользоваться игрой в имитацию, когда загадывается определенная профессия, предмет или животное: один человек показывает загаданное, а второй пытается отгадать.
В конце любых упражнений стоит уделить время лицевой мимике для развития мышц губ и языка.
Работа с предложениями
В соответствии с выбранной темой занятия дошкольнику задают вопросы, ответами на которые будут простые предложения:
- Родитель выкладывает карточки с рисунками, игрушки или фигурки перед ребенком и задает вопросы про каждого из них.
- Дошкольник должен указывать на персонажа, про которого идет речь, и отвечать на вопросы о нем.
Стоит обратить внимание, что данный этап не должен быть строго привязан только к изучаемому звуку. Использование большого количества букв и слогов формирует автоматизм произношения. Игра в «Вопрос-ответ» помогает детям формировать мысли и правильно выбирать число и падежи для связанных слов.
Одним из любимых приемов логопедов является игра «Небывальщина», в которой взрослый человек рассказывает историю, содержащую смысловую ошибку: птица едет на поезде на юг. Ребенок должен найти и справить ее: птица летит на юг.
Тема игры должна совпадать с названием занятия.
Связная речь с использованием изучаемого звука
Как поставить звук «Л» в домашних условиях на данном этапе, подскажет логопед — сочинять стихи или чистоговорки вместе с ребенком и используемыми персонажами.
Можно предложить дошкольнику сначала закончить фразу.
Детям нравятся такие задания, со временем они начинают не только вставлять недостающие фрагменты в предложения, но и самостоятельно придумывать чистоговорки или короткие четверостишия.
Для разнообразия занятия используют театрализованные представления. Ребенок должен пересказать сказку или историю от лица одного из ее героев. Для этого также подойдут любимые мультики.
Подведение итогов
Заключительная стадия должна передавать дошкольнику только положительные эмоции. Стоит акцентировать его успехи и похвалить за активность и усердие. При возникновении некоторых проблем на задании, их обговаривают, но с оптимистичным прогнозом на будущие занятия. Ребенок должен чувствовать уверенность в своих силах.
Важным пунктом здесь будет мнение самого дошкольника: понравилось ли занятие, чтобы он хотел изменить или добавить.
Такой подход не только укрепит осознание значимости его мнения, но и повысит самооценку.
Помимо четкой структуры занятий необходимо следовать нескольким рекомендациям:
- продолжительность — не больше 30 мин.;
- проводить их необходимо каждый день;
- для наглядности должно использоваться как можно больше различных материалов;
- занятия должны проходить в помещении, где нет отвлекающих факторов.
Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести Л
Произнести звук «Л» сложно маленьким детям.
Ребенку сначала необходимо объяснить, как правильно должен работать язык и губы:
- рот необходимо немного открыть;
- язык должен быть напряжен, а его конец располагаться в основание передних верхних зубов;
- губы могут занимать несколько положений в зависимости от следующего за буквой «Л» звука: «А», «Е» — губы приоткрыты; «И» — губы слегка растянуты в стороны; «О», «У», «Ю» — губы должны сворачиваться в трубку.
Артикуляционная гимнастика для звука Л
Комплекс упражнений должен включать в себя несколько видов гимнастики:
- развивающую звуковое воспроизведение;
- тренирующую правильное дыхание при произношении;
- систематическую для закрепления результата.
Как поставить звук «Л» в домашних условиях и какие упражнения требуется выполнять, описано ниже.
«Индюк»
Данное упражнение направлено на развитие верхней части языка.
Правильное выполнение:
- Слегка открыть рот.
- Поставить конец языка на верхнюю губу.
- Переместить его конец за передние верхние зубы.
Начинать упражнение нужно медленно, постепенно прибавляя темп. Необходимо следить, чтобы язык был как можно шире и не двигался в стороны. При правильном выполнении ребенок при произношении будет издавать звук «БЛ».
«Пароход»
Упражнение тренирует постановку языка для произношения «Л»:
- Рот необходимо держать немного открытым.
- Широко улыбнуться.
- Высунуть язык. Передние зубы при этом должны зажимать его.
- В таком положении органов артикуляции требуется проговорить звук «Ы».
При выполнении задания не должно слышаться мягкого звука «Л’». Если он есть, то необходимо еще сильнее вытащить язык и повторить упражнение заново.
«Качели»
Данное задание поможет научить ребенка ставить и держать язык в одном положении.
Для его выполнения необходимо:
- Открыть рот.
- Улыбнуться.
- Потянуться языком в сторону носа.
- Потянутся к подбородку.
Выполнять упражнение нужно быстро, а затем, снижая скорость, задержать язык в одном и другом положении на пару секунд. Необходимо следить за неподвижностью нижней челюсти.
«Лошадь»
Такое упражнение тренирует владение языком и растягивает его мышцы.
Для правильного выполнения необходимо:
- Открыть рот.
- Широко улыбнуться.
- Приложить язык к небу.
- Опустить язык.
Необходимо следить:
- чтобы язык почти всей верхней поверхностью соприкасался с небом;
- за неподвижностью нижней челюсти.
Выполняют задание медленно, прибавляя скорость по мере усвоения движений. Со временем должен быть слышен звук, копирующий цокот лошадиных копыт.
«Гармошка»
Занятие направлено на растяжение языковой уздечки и удержание его в верхнем положении.
Для его выполнения необходимо:
- Открыть рот как можно шире.
- Поднять язык к небу.
- Максимально долго удерживать его в этом положении.
- Потянуть челюсть сильно вниз. Необходимо следить, чтобы язык продолжал соприкасаться с небом.
Выполнять артикуляционные упражнения с ребенком требуется систематически для достижения быстрого результата.
https://youtube.com/watch?v=A1MOLYsWnYU%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Мимическая гимнастика
Логопеды часто используют мимические упражнения для развития речевого аппарата.
При их выполнении необходимо следовать нескольким советам:
- Упражнения выполняются перед зеркалом вместе с родителем.
- Все движения должны быть плавными без лишних усилий.
- Следить за работой только одной мышечной группы.
Упражнения
Хмурить лоб:
- Свести брови вместе до образования вертикальных морщин.
- Поднять их вверх, чтобы образовались складки по горизонтали.
Закрывать и открывать глаза:
- Сильно зажмуриться.
- Открыть оба глаза.
- Медленно закрывать правый, а затем левый глаз.
Надувать щеки:
- Надуть щеки.
- Втянуть их.
- По очереди надуть одну, потом другую щеку.
- Свернуть губы трубой.
- Сморщить нос.
- При сомкнутых зубах улыбнуться.
Изображать эмоции. Ребенок должен изобразить:
- Грусть.
- Радость.
- Удивление.
- Скуку.
- Страх.
- Злость.
- Умиление.
- Доброту.
Чтобы разнообразить занятия, можно поиграть в игру «Угадай персонажа». Ребенок должен копировать выражение лица выбранного им героя, а родитель угадывать, кого он изображает.
Дыхательная гимнастика. Постановка звука на вдохе
Как поставить звук «Л» в домашних условиях, используя дыхательные упражнения, рассказывается ниже:
- Быстро вдохнуть и плавно выдыхать в течение нескольких секунд.
- Сделать глубокий вдох, а затем резко выдохнуть воздух через рот, расслабив губы. При этом должно слышаться «пррр».
- Занять положение лежа и положить руку на живот. Медленно вдыхать воздух, надувая живот, а затем медленно его втягивать.
- Для выполнения упражнения понадобятся фрукты, овощи и другие продукты питания. Закрыть глаза, поднести продукты по очереди к носу и втянуть им воздух. На выдохе назвать продукт, который использовался.
- Медленно втянуть воздух через сложенные трубкой губы и с небольшим усилием подуть на птичье перо или небольшой кусок бумаги, чтобы оно переместилось по поверхности стола.
Постановка с механической помощью
В случаях, когда у ребенка возникают трудности с произношением «Л» даже после гимнастических упражнений, можно использовать несколько механических способов постановки звуков.
Методы:
- Ручной метод. Указательные пальцы расположить на шее ребенка, в это время безымянные слегка давят на уголки рта. Ребенок в этот момент должен попытаться произнести звук «Л».
- С помощью зондов. Для постановки звука «Л» используют один из двух типов зондов, изображенных на рисунках.
Правила их использования:
- Рот должен быть приоткрыт.
- Прибор должен лежать поперек языка, прижимая его боковые части.
- Конец речевого органа поднимается и прижимается к верхним деснам.
- Необходимо улыбнуться и проговорить сочетание «ЫА» или каждый из них отдельно. При этом произносимый звук будет походить на «Л». Это объясняется артикуляционным положением речевых органов, которое характерно для произношения «Л».
Внимание ребенка при этом необходимо заострить на положении речевых органов, а не на получающемся звуке.
Речевая гимнастика
Выполнение речевой гимнастики включает в себя несколько вариантов упражнений.
Вариант 1
Вместе с ребенком повторять простые предложения:
- Лиля вымыла пол.
- Олень стоял и лизал соль на земле.
- Волк охотился на лося.
- Лиса схитрила и украла булку.
- Лень делу не мешала.
- Лиса Алиса хвастала хвостом.
- Лошадь с седлом ждала ездока.
- Павел мыл стол.
- Алеша сидел на печи.
- Молча делать дела.
Вариант 2
Предложить ребенку закончить фразы:
- У кошки 4 (лапы).
- Ногти красят (лаком).
- Суп кушают (ложкой).
- Подковы есть у (лошади).
- В люстре горят (лампочки).
- После дождя на земле есть (лужи).
Вариант 3
Проговаривать чистоговорки со слогами «ЛА», «ЛО» и так далее:
- Лампа, лак, ласточка.
- Ложка, ломоть, локоть.
- Лес, лемур, лев.
- Лыжня, лыжа, лыжник.
- Луна, лук, слух.
- Лиса, листья, лицо.
- Любовь, лютый, люстра.
После того, как ребенок научится правильно и быстро произносить чистоговорки, с ним можно учить стихи, содержащие много звука «Л».
Стихи для развития произношения звука «Л»
В качестве речевой гимнастики можно использовать детские стихотворения.
1. Десять маленьких бельчат
Вышли маму все встречать.
На суку они сидели
И на солнышко глядели.
2. Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
3. Белым-бело! Белым-бело!
Всю землю снегом замело!
Нарядным стало всё село
— белым-бело, белым-бело!
4. Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Игры на закрепление произношения
Результат можно закрепить, играя вместе с ребенком:
Задание | Ответ |
От нескольких слов необходимо образовать уменьшительно-ласкательные слова | Лопата — лопаточка, лапа — лапка, лук — лучок |
Изменить число слова | Лак — лаки, лошадь — лошади, лапа — лапы |
Посчитать вещи от 1 до 5 | 1 лавка, 2 лавки, 3 лавки, 4 лавки, 5 лавок |
Сравнивать предметы | У Васи 1 ложка, а у тебя много (ложек) |
Произнести глаголы по лицам | Листать — я листаю, ты листаешь, он листаешь, мы листаем, вы листаете, они листают |
Подобрать к прилагательным существительные | Легкий: легкий ветер, легкая куртка, легкое перо |
Автоматизация звука Л в слогах
Любые упражнения необходимо выполнять систематически. Чем чаще проводятся занятия, тем быстрее ребенок освоит правильное произношение.
Автоматизация звуков должна проходить по определенному плану:
- повторение простого звука;
- произношение его в слогах;
- воспроизведение звука в предложениях.
Как поставить звук «Л» в домашних условиях и автоматизировать его с помощью простых упражнений, описано ниже:
- Изолированный звук. Необходимо несколько раз повторить медленно и четко звук «Л».
- Звук в слогах. Повторять вместе с ребенком несколько раз слоги «ЛА», «ЛИ», «ЛЮ», «ЛО», «ЛЕ», «ЛУ», «ЛЫ».
- Обратный слог. Родитель вместе с ребенком произносят слоги: «АЛ», «ЕЛ», «ИЛ», «УЛ», «ЮЛ», «ОЛ».
- Простые предложения. На данном этапе автоматизации можно попросить ребенка составить предложения на определенную тему: о лесе, о лисе, о лужах и так далее.
Как закрепить полученный результат
После того, как ребенок начнет правильно произносить звук «Л» и частично его автоматизирует, результат необходимо закрепить. Для этого необходимо выговаривать слоги и слова, которые содержат изучаемый звук.
Также в качестве закрепительного материала используют артикуляционную гимнастику, перечисление всех предметов, находящихся в комнате или вещей с заранее подобранных картинок, произношение трудных слов.
Необходимо объяснять ребенку значения новых слов. Это позволит ему не только правильно воспроизводить звуки, но и узнать много нового.
Речевое развитие детей требует много времени и сил от родителей. Если поставить звук «Л» в домашних условиях не удается в течение продолжительного времени, стоит обратиться к логопеду, который поможет справиться с любыми дефектами речи.
Автор статьи: Шалунова Анна
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
Видео на тему: как поставить звук Л ребенку
Как научить ребенка произносить звук Л:
https://youtube.com/watch?v=q3Xulh3aLes%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Как логопед ставит букву Л?
Корень языка при твердом звуке [Л] поднят, мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Артикуляция мягкого звука [Л’] отличается от артикуляции твердого звука [Л] тем, что поднимается не корневая часть языка, а переднесредняя часть его спинки.
Как исправить звук Л у ребенка?
Предложить ребенку положить язык на нижние зубы и покусать его. Продолжать покусывать язык и произносить многократно звук Ы, затем два звука ЫА ЫА ЫА. Если продолжать с высунутым языком прикусывать язык и произносить звуки ЫА, то появится призвук звука Л. Ещё
Как научиться говорить твердую Л?
При произношении твёрдого [л] кончик языка поднимается к корням верхних зубов и к началу альвеол, смыкаясь с ними. Задняя часть языка поднимается к мягкому небу и занимает такое положение, как при произношении звуков [о] или [у]. Средняя часть языка опущена.
Как зондом поставить звук Л?
Постановочный зонд вводится так, чтобы он оказался между твердым небом и средней частью спинки языка. Нажимая зондом на язык попросят ребенка несколько раз произнести сочетание ЛЯ. В момент произнесения регулируют движения языка логопедическим зондом, пока не будет слышен акустический эффект твердого Л.
Советы
СОВЕТ №1
Создайте игровую атмосферу. Логопедические занятия с ребенком должны быть интересными и увлекательными. Используйте игры, песни и стихи, чтобы сделать процесс обучения более веселым и менее напряженным. Например, можно придумать игру, в которой ребенок будет повторять звуки животных, а затем переходить к звуку “Л”.
СОВЕТ №2
Регулярно практикуйте звук “Л”. Установите расписание занятий, чтобы ребенок мог систематически тренироваться. Даже 10-15 минут в день могут принести хорошие результаты. Включайте в занятия различные упражнения на произношение, такие как артикуляционные гимнастики и повторение слов с нужным звуком.
СОВЕТ №3
Используйте визуальные и аудиоматериалы. Подготовьте карточки с изображениями предметов, начинающихся на звук “Л”, и используйте аудиозаписи, где этот звук четко произносится. Это поможет ребенку лучше запомнить и ассоциировать звук с конкретными словами.
СОВЕТ №4
Обратитесь к специалисту, если необходимо. Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности с произношением звука “Л”, не стесняйтесь проконсультироваться с логопедом. Профессионал сможет дать рекомендации и предложить дополнительные методы, которые помогут вашему ребенку быстрее освоить звук.