Конструирование из бумаги — полезное развивающее занятие, проводимое в форме игры, практикуемое для детей, посещающих старшие группы дошкольного учреждения. Конструирование, проводимое в различных техниках, помогает развить фантазию, экспериментальное и творческое мышление, а также дает им первичные знания о геометрических формах, формирует культуру труда и расширяет коммуникативные способности ребенка.
Цели обучения конструированию из бумаги
Конструирование в старшей группе из бумаги должно основываться на возможностях детей 5-6-ти лет, а также удовлетворять их стремление к фантазированию и экспериментам.
В этом возрасте воспитанники детского сада уже умеют следовать словесным указаниям педагога, знают свойства основных предметов, умеют работать с ножницами и обладают устойчивой памятью.
Проводимые в простой, игровой форме занятия с бумагой будут способствовать созданию необходимых условий для их всестороннего интеллектуального и эстетического развития в процессе овладевания техникой оригами, объемного конструирования, мозаики и квиллинга.
Длительность практических занятий, проводимых 2-3 раза в неделю должна составлять около 20-25 мин.
Задачи работы педагога:
Образовательные | Проходящие в игровой форме занятия должны помочь детям в освоении техники работы с бумагой, а также познакомить их с новыми понятиями, такими как:
|
Воспитательные | В процессе изготовления бумажных поделок собственными руками у дошкольников пробуждается тяга к самостоятельному и коллективному творчеству, воспитывается аккуратность, любознательность и стремление к исследовательской деятельности. |
Развивающие | Благодаря конструированию у детей 5-6 лет развивается:
|
Ориентируясь на вышеприведенные цели практические занятия также должны:
- познакомить детей с художественным и техническим изобретательством;
- способствовать развитию базовых навыков технического моделирования;
- обучить детей способом создания конструкций различной степени сложности, использованию необходимых инструментов и работе с разнообразными материалами;
- дать понятие об элементарных правилах техники безопасности при работе с подручными материалами;
- научить проявлять инициативу, выполнять работу как самостоятельно или в паре со другими детьми или взрослыми;
- оказать помощь в развитии конструктивного, логического и образного мышления.
Врачи отмечают, что конструирование из бумаги в старшей группе является важным аспектом развития детей. Этот вид деятельности способствует не только формированию мелкой моторики, но и развитию творческого мышления. В процессе работы с бумагой дети учатся планировать свои действия, что положительно сказывается на их способности к решению задач. Кроме того, конструирование помогает развивать пространственное восприятие и координацию движений.
Специалисты подчеркивают, что использование картотеки с разнообразными шаблонами и идеями для конструирования может значительно обогатить опыт детей. Это позволяет им экспериментировать с формами и цветами, что в свою очередь стимулирует их воображение. Врачи рекомендуют включать в занятия элементы игры, что сделает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Таким образом, конструирование из бумаги становится не только увлекательным занятием, но и важным инструментом для всестороннего развития детей.
Особенности и разновидности бумажного конструирования
Конструирование в старшей группе из бумаги основывается на создании совершенно новой поделки (структуры) из сложенных, соединенных или склеенных вместе отдельных элементов.
Различается оно по типам и формам на:
- Техническое, предполагающее использовать в качества материала для поделок также деревянные кубики или детали от конструктора.
- Художественное, использующее как бумагу, так и природные материалы, а его результатом становятся различные аппликации, барельефы и инсталляции.
- Создание моделей по образцу, требующее от детей внимательного наблюдения за действиями проводящего занятие воспитателя и последующего повторениях их для создания собственных поделок.
- Построение конструкций по условиям, без чертежей и моделей, строго по исходным данным. Например, бумажная машина у гаража, клумба у дороги.
- Работа с использованием схем и чертежей, во время которых дошкольники изучают понятие «масштаб», получают первичные знания о пропорциях тел.
- Конструирование по замыслу, дающее возможность ребенку проявить фантазию и изготовить любой, желаемый предмет, сказочного персонажа, животное.
- Модельное, каркасное и тематическое конструирование, предполагающее организовывать работу в заданной тематике.
Конструирование из бумаги специалистами подразделяется на несколько видов:
- Конструирование на плоскости — простой вид творческой деятельности, предполагающий создание готовых поделок на плоской основе (бумажном листе или картоне).
- Объемное конструирование – заключающееся в создании трехмерного изображения. Для детей, посещающих старшую группу в дошкольном учреждении показано овладевание навыками изготовления объемной фигуры из согнутого пополам листа.
- Конструирование из полосок предполагает создание поделок из бумажных полосок различного размера и формы методом склеивания шара. Вариантом данной техники считается квиллинг, предполагающий не склеивание, а скручивание зубочисткой бумажных элементов и склеивание их друг с другом.
- Оригами – старинная, восточная техника, предполагающая моделирование при помощи сложенного особым образом листа бумаги. Для такой работы практически не используются ножницы, а для самих поделок могут применяться простые, доступные для детей 5-6-ти лет схемы.
- Обрывная аппликация – вариант конструирования на плоскости, предлагающий использовать для создания поделок наклеенные на контур отрезанные или оторванные бумажные полоски.
- Мозаика – аппликация, создаваемая на горизонтальной или вертикальной плоскости картина из отдельных полосок бумаги. Применяется для создания поздравительных открыток.
- Торцевание – технология, предполагающая изготовление объемных картин или панно из разноцветных бумажных квадратов, наклеиваемых по контуру на заранее подготовленную основу.
Материалы для создания поделок
Конструирование в старшей группе на плоскости или создание объемных поделок проходит с использованием цветной бумаги и картона разного типа:
- бархатная бумага применяется при создании животных, цветов, насекомых и птиц;
- тисненная (заменить которую можно обрезками обоев) – подойдет для изготовления предметов интерьера, крыш домов;
- фольгированная – используется при работе над праздничными открытками.
Помимо бумаги можно применять и бросовый материал:
- пакеты из-под молока и соков — служащие макетом для кормушек для птиц, кукольных домиков;
- спичечные коробки – подходящие для изготовления кукольной мебели;
- одноразовые тарелки и стаканчики, применяемые как целиком, так и разрезанными на несколько деталей;
- картонные втулки, позволяющие выполнить животное или рыцарский замок;
- картонный коробки из-под яиц;
- яркие бумажные формочки для кексов.
Для занятия оригами применяется специальная цветная двусторонняя квадратная бумага, обладающая особой прочностью. Использовать газетные или журнальные листы для детского творчества не рекомендуется из-за наличия остающейся на руках ребенка типографской краски.
Конструирование из бумаги в старшей группе вызывает у детей неподдельный интерес и радость. Педагоги отмечают, что этот вид деятельности способствует развитию мелкой моторики, пространственного мышления и творческих способностей. Дети с увлечением создают различные модели, от простых фигур до сложных конструкций, что позволяет им проявить фантазию и индивидуальность. Родители также положительно отзываются о занятиях, подчеркивая, что такие проекты укрепляют семейные связи, когда дети показывают свои творения и рассказывают о процессе создания. Картотека с образцами работ становится источником вдохновения для новых идей и помогает организовать занятия, делая их более структурированными и увлекательными. В результате, конструирование из бумаги становится не только образовательным, но и эмоционально насыщенным опытом для всех участников.
Методика и основные этапы обучения конструированию в старших группах
Конструирование в старшей группе из бумаги проводится по особой методики, строящейся на принципах:
- отбора и использования материала, доступного для детей 5-6-ти лет;
- постепенного усложнения программного содержания, методов и приемов руководства деятельностью детей;
- подбора индивидуального подхода к каждому ребенку.
Реализуются они на нескольких этапах обучения:
Первый этап
1-й этап предполагает закрепление детьми уже полученные ранее навыков и техник. Также они осваивают новые для себя принципы оригами, конструирования на плоскости или создание объемных конструкций.
Они обучаются:
- складывать бумажные листы и отгибать боковые и нижние стороны бумажного прямоугольника;
- скручивать бумажные элементы в кольцо или цилиндр.
Обучение новым способам конструирования должны основываться на ранее усвоенных дошкольниками операциях, что позволит значительно ускорить последующий процесс работы.
Занимает 1-й этап обучения не менее 4-х занятий, строящихся по определенной схеме:
- Создание воспитателем игровой ситуации, позволяющей детям использовать для получения заготовки при конструировании уже доступными им способами. В основу работы должна быть положена уже изученная геометрическая фигура (квадрат, прямоугольник).
- Предложение педагогом дополнить готовое изделие дополнительными, обладающими разной формой, цветом и величиной бумажными заготовками. Перед началом работы дети должны рассмотреть их, сопоставить с уже имеющейся фигурой и предположить, какую именно объемную поделку они смогут из этого сделать.
- Самостоятельная работа дошкольников с использованием подготовленных специалистом бумажных наборов.
Все используемые на первых занятиях дополнительные детали должны обладать конкретным характером и иметь определенную форму (например, уши животных разной формы, листья деревьев, крылья бабочки), а затем постепенно приобретать абстрактный вид (мелкие полоски, круги, овалы), что позволит детям фантазировать, занимаясь творческой работой.
Второй этап
Задача второго этапа обучения заключается в необходимости сформировать у ребенка навыки самостоятельного использования уже освоенных способов бумажного конструирования при создании новых, сложных поделок.
Занимает он также 4 полноценных занятия, во время которых:
- Дошкольникам предъявляются новые для них образцы поделок. Рассматривая и анализируя их вместе с педагогом, они выделят общий, используемый при их создании способ конструирования.
- Каждый из ребят выбирает понравившуюся ему модель и пробует сделать её самостоятельно.
- По завершению работы воспитатель рассматривает готовые поделки, обсуждает этапы их изготовления, сравнивает между собой, заостряет внимание на оригинальности исполнения, применении новых материалов и элементов.
Обязательным условием занятия является постепенно усложнение предлагаемых детям изделий, так, если на первом уроке используются только поделки выполненные в технике складывания фигур, то к последнему уроку берутся объемные, требующие закручивания прямоугольников в цилиндр и вырезание полосок элементы.
Во время занятий дети также должны иметь возможность самостоятельно говорить о своих поделках, сравнивать их с другими, похожими, находить сходства и различия, и объяснять выбор того или иного метода конструирования.
Например: Даша отметила, что они с Васей попытались повторить показанную им, сделанную в технике оригами белку, но у из-за разного выбора маркера у животного получились желтые и зеленые глаза. Также белка Даши имела пушистую шерстку, так как она взяла для своей поделки бархатную бумагу.
Третий этап
Конструирование в старшей группе на третьем этапе обучения должно быть направлено на развитие творческого потенциала и фантазии детей, за счет создания бумажных изделий по собственному замыслу.
Для каждого ребенка педагогом подготавливается бумага различного вида и вспомогательные инструменты (карандаши, ножницы и клей). Занимает этот этап не менее 3-х занятий.
По окончанию каждого урока воспитатель вместе с ребятами обсуждает готовые поделки и старается включить их в различные виды деятельности, пытаясь тем самым пробудить в дошкольниках стремление к созданию новых, дополняющих выбранный игровой сюжет изделий.
Например, при сделанных детьми животных педагог может попытаться сделать их героями сказки, предложив детям на следующем занятии изготовить для них домики, деревья из леса, в котором они живут.
Дополнительные занятия по конструированию рекомендуется проводить в конце календарного года, выбрав для них тематику по созданию гирлянд в техники квиллинг или киригами. Получившимися изделиями можно украсить комнаты в группе, холл, новогоднюю елку.
Схемы и идеи для конструирования
Схемы и идеи для конструирования воспитатель должен подбирать, ориентируясь на усвоенные навыки и желания детей, выстраивать занятия в форме коллективной игры, а для появления общего интереса, активизации фантазии и творческого импульса использовать вспомогательный материал – короткие сказки, загадки, наглядные пособия, песенки.
Конструирование в технике оригами Цыплёнок
Цель занятия: | Продолжение знакомства детей с японским искусством складывания бумаги по типа Оригами. |
Используемый материал: |
|
Во время занятия воспитатель:
- Рассказывает детям о геометрической форме «квадрат» и возможности использования её при создании различных поделок, а затем предлагает ребятам вспомнить какие именно геометрические фигуры они знают.
- Предлагает детям поиграть, достает приготовленные для работы заготовки и рассказывает сказку о том, что у мамы Курицы из гнезда разбежались все её цыплята. Заканчивается рассказ о том, мама Курица просить детей помочь и вернуть её цыплят, сделав их из подготовленных бумажных заготовок.
- По окончанию занятия собирает всех, сделанных детьми цыплят, прикрепляет их к «гнезду» вместе с мамой Курицей.
На своем приеме воспитатель обязательно показывает, как именно нужно сделать цыпленка, для чего старается:
- Сложить желтый квадрат по диагонали хорошо загнуть линию сгиба, а затем развернуть в исходное положение.
- Не доходя 1/3 от диагонали загнуть верхний левый угол к центру (для того чтобы было удобно работать диагональ можно заранее поделить на 3 равные части), а затем загнуть его в обратном направлении по новой линии сгиба.
- По отмеченной ранее диагонали сложить квадрат, что позволит сделать нос цыплёнка.
- Загнуть нижний левый край ассиметрично наверх, предварительно наметив линию сгиба, а затем развернуть макет и вогнуть все треугольники внутрь изделия.
Конструирование на плоскости Лисята
Цель занятия: | Закрепление у детей навыков работы с бумагой и ножницами. |
Используемый материал: |
|
Вначале занятия воспитатель показывает детям посылку из леса и загадывает загадку, отгадав которую дети узнают, что в коробке находится игрушечная лиса. Вместе они рассматривают её части тела животного, обращая особое внимание на форму хвоста, проговаривают, где именно оно живет.
Воспитатель замечает, что лисичке очень грустно в лесу и предлагает детям сделать для нее друзей, для чего на собственно примере показывает процесс работы:
- Вначале вырезает из цветной бумаги 4 прямоугольника разного размера (туловище и лапы), треугольные ушки, голову и хвост.
- Размещает все части лисы на картонном листе, приклеивает их, а затем при помощи маркера дорисовывает ей нос, уши, глаза.
- Показывает детям готовую поделку и предлагает выполнить её самостоятельно.
По окончании занятия дети рассматривают получившихся лисят, сравнивают и рассказывают о них.
Объемная открытка в технике киригами
Цель занятия: | Закрепление у детей навыков работы с бумагой и ножницами. Обучение техники киригами. |
Используемый материал: |
|
Начинается занятие с предложения воспитателя сделать праздничную открытку для мамы или бабушки, после чего он показывает процесс:
- Склеивает вместе листы цветной бумаги и картона и складывает их пополам.
- Делает на бумажном листе поперечные надрезы, раскрывает его и выдвигает их в форме лесенки.
- Ножницами вырезает разноцветные полоски и приклеивает их к открытке так, чтобы на месте надрезов образовались небольшие картонные коробочки.
- В готовые коробочки детям предлагают поместить поздравление для мамы или вырезанные из цветной бумаги шарики.
Во второй части занятия дети пытаются самостоятельно выполнить задание, а затем вместе с педагогом рассматривают получившиеся открытки.
Конструирование из бумаги в технике квиллинг Гусеница
Цель занятия: | Обучение детей техники квиллинг, умению соединять готовые детали поделки для получения объемного изделия. |
Используемый материал: | набор цветной бумаги и картона;
ножницы, фломастеры, клей; линейка и карандаш. |
Предваряет работу рассказ педагога о гусеницах, после которого детям будет предложено сделать их самостоятельно, для чего.
- На листе цветной бумаги при помощи линейки и карандаша нужно начертить линии, а затем ножницами разрезать его так, чтобы получилось 8-10 полосок одинакового размера.
- Каждую полоску нужно завернуть в колечко и склеить кончики.
- Готовые кольца следует разложить перед собой так, как впоследствии будет выглядеть готовая гусеница, а затем взяв лист зеленого картона и поочерёдно намазывая каждый из кружков клеем прикладывать к нему, собирая изделие.
- В центре колечки можно немного приподнять, изобразив выгнутую спинку насекомого.
- После того, как тело гусеницы будет собрано из цветной бумаги нужно вырезать 2 тонкие полоски и приклеить к её голове для создания усиков.
- Маркером или фломастером дорисовать насекомому глаза и рот.
Конструирование из бумаги – продуктивная, творческая деятельности детей, посещающих старшую группу дошкольного учреждения.
Направленная на создание разнообразных поделок она помогает дошкольникам научиться работать с различными материалами и инструментами, развить свой творческий потенциал и мелкую моторику, научиться организованности и взаимодействию со сверстниками.
Видео о конструировании
ООД в старшей группе по конструированию из бумаги в технике оригами «Кошка»:
Вопрос-ответ
Какие материалы понадобятся для конструирования из бумаги в старшей группе?
Для конструирования из бумаги в старшей группе понадобятся цветная и белая бумага, ножницы, клей, линейка, карандаши или фломастеры для рисования деталей, а также дополнительные элементы, такие как пуговицы, нитки или наклейки для украшения готовых изделий.
Как выбрать подходящие модели для конструирования из бумаги?
При выборе моделей для конструирования из бумаги важно учитывать возраст детей и их уровень подготовки. Начинать стоит с простых форм, таких как геометрические фигуры или простые объекты (например, домики, машины), постепенно переходя к более сложным проектам, которые требуют навыков складывания и вырезания.
Как организовать процесс конструирования в группе?
Для успешной организации процесса конструирования в группе следует заранее подготовить рабочие места, раздать необходимые материалы и объяснить детям последовательность выполнения работы. Рекомендуется также продемонстрировать процесс создания модели на примере, чтобы дети могли лучше понять, как работать с бумагой и другими материалами.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте разнообразные виды бумаги для конструирования. Это могут быть цветная, крафт-бумага, картон или даже упаковочные материалы. Каждый тип бумаги обладает своими свойствами, что позволит детям экспериментировать и развивать креативность.
СОВЕТ №2
Создайте картотеку с пошаговыми инструкциями для различных поделок. Включите в нее как простые, так и более сложные проекты, чтобы дети могли выбирать задания в зависимости от уровня своих навыков и интересов.
СОВЕТ №3
Поощряйте детей использовать свою фантазию и вносить изменения в предложенные проекты. Это поможет им развивать творческое мышление и уверенность в своих силах, а также сделает процесс конструирования более увлекательным.
СОВЕТ №4
Организуйте выставки работ детей, чтобы они могли продемонстрировать свои достижения. Это не только повысит их мотивацию, но и создаст атмосферу поддержки и вдохновения в группе.