Творческое развитие ребенка – одно из важных направлений образования в младших и старших группах дошкольных учреждениях. Этот вектор имеет огромную важность не только благодаря своему содержанию, но и из-за возможностей, открываемых им для прочих направлений деятельности детей. Одна из разновидностей творческой деятельности – пластилинография.
Характеристика занятий
Пластилинография в старшей группе как направление творчества появилась недавно. Это особая техника лепки, позволяющая создавать на поверхности барельефные образы. Рисунки, выполненные разноцветным пластилином, выходят яркими и объемными.
Поскольку пластилинография является своего рода рисованием, нужно подобрать для процесса удобные инструменты и материалы. Зачастую такие изображения из пластилина создаются на картонных и пластиковых листах. Для витражной пластилинографии применяют оргстекло. Что касается самого пластилина, то для работы следует брать яркие цвета.
Также при его выборе нужно обращать внимание и на другие свойства материала:
- пластичная масса должна легко поддаваться лепке;
- она не должна быть жирной: если в составе будет много жиров, на основной поверхности после работы останутся невысыхаемые пятна.
Упростить процесс создания элементов рисунка из пластилина помогут следующие инструменты:
- доска для лепки;
- стеки для разделения кусков;
- ножницы;
- небольшие скалки для раскатывания пластилиновых «блинов»;
- шприц без иглы для изготовления заготовок-жгутов;
- пустые капсулы от авторучек или фломастеров (ими можно выполнять красивые узоры);
- бросовый материал для украшения рисунков.
Пластилинография в старшей группе ставит следующие задачи для уроков:
- развивать внимание, мышление, память, речь детей;
- тренировать ориентацию в пространстве, сенсомоторную координацию;
- воспитывать эстетические представления.
Также эти занятия развиваю:
- усидчивость;
- дисциплинированность;
- аккуратность.
Практикуется 6 разновидностей пластилинографии:
Вид | Описание |
Прямая пластилинография | Оформление картины на горизонтальной поверхности.
Из пластичной массы скатываются шары и «колбаски», при этом на основном листе заблаговременно зачастую рисуется контур, по которому будет осуществляться лепка |
Обратная пластилинография | Оформление рисунка на обратной стороне прозрачной пластиковой или стеклянной пластины. Здесь контуры также наносятся заблаговременно |
Контурная лепка | Оформление картины жгутами. Так называются очень тонкие пластилиновые «колбаски». Они выкладываются по границам изображения. Благодаря этому картина получается объемной.
Далее, начинается работа с ее внутренними элементами |
Многослойная лепка | Поэтапное нанесение слоев. Из разноцветных «лепешек» складывается «слоеный пирог» |
Мозаичная техника | Оформление картины пластилиновыми шариками разного размера |
Модульная лепка | Выполнение элементов картины в разных разновидностях техники |
Врачи отмечают, что пластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет является полезной и развивающей деятельностью. Она способствует не только развитию мелкой моторики, но и формированию творческих способностей у детей. Работая с пластилином, малыши учатся концентрироваться, развивают воображение и креативность. Кроме того, процесс лепки помогает улучшить координацию движений и укрепить мышцы рук, что важно для подготовки к письму. Врачи также подчеркивают, что занятия с пластилином могут стать отличным способом для детей выразить свои эмоции и чувства, что способствует их психологическому развитию. Важно, чтобы занятия проходили в игровой форме, что сделает их более увлекательными и интересными для детей.
Упражнения
Далее будут приведены несколько мастер-классов по созданию рисунков из пластилина. Они подойдут для 5-6-летних детей.
Пластилиновая роза
Поделка «Пластилиновая роза» отлично подойдет совсем юным детям. Ее смогут выполнить даже 3-летние малыши. Готовая открытка станет хорошим подарком на День рождения или на 8 марта.
Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:
- зеленый, красный и розовый пластилин (лучше использовать восковой);
- стеки;
- картонный лист (лучше формата А4);
- простой карандаш.
Когда все будет подготовлено, можно приступать к творческому процессу, заключенному в следующие этапы:
- Взять лист А4 и сложить его вдвое.
- Подготовить пластилин, из которого будет выполняться роза. Цвета могут быть разными, но классический вариант – зеленый стебель с листками и красно-розовый цветок. Для разнообразия можно смешивать разные цвета.
- Когда будут выбраны цвета, скатать несколько «колбасок». По диаметру они могут быть разными. Чем толще «колбаски», тем больше и объемнее получится роза. Можно применять 1 цвет, а можно несколько. Если ребенок впервые занимается изготовлением подобной поделки, то лучше сделать 1 цветок.
- Если же он уже имеет опыт в создании поделок из пластилина, цветков может быть больше. То же касается и толщины скатываемых «колбасок»: чем младше ребенок, тем толще их следует делать; ведь с толстыми деталями работать легче.
- Из зеленого пластилина изготовить стебель и листки.
- Для упрощения работы можно заранее наметить на бумажном листе расположение стебля, цветка и листков.
- Перейти непосредственно к приклеиванию подготовленных элементов к поверхности.
- Сначала присоединяется стебель, затем роза, после нее – листки.
https://youtube.com/watch?v=cyYLfPgUd7o%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Пластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет вызывает множество положительных отзывов как у педагогов, так и у родителей. Это занятие не только развивает мелкую моторику, но и способствует творческому самовыражению детей. Педагоги отмечают, что процесс лепки помогает детям лучше понимать формы и цвета, а также развивает воображение. Родители, в свою очередь, замечают, как их дети становятся более уверенными в своих силах, создавая собственные произведения искусства. Кроме того, совместная работа с пластилином укрепляет социальные навыки, так как дети учатся сотрудничать и делиться идеями. Пластилинография становится не просто игрой, а важным этапом в развитии личности ребенка.
Пластилиновая бабочка
Пластилинография в старшей группе может быть представлена уроком по изготовлению бабочки. Поделка получится красивой, яркой, разноцветной, и будет своим видом напоминать о весенних теплых днях.
Для работы понадобятся следующие инструменты и материалы:
- пластилин (отлично подойдет восковой);
- стеки;
- шприц без иглы;
- простой карандаш;
- ножницы;
- картонный лист;
- емкость для воды.
Подготовив все что требуется, можно начинать работу по созданию пестрой бабочки.
Для этого:
- Взять картонный лист и сложить его вдвое.
- На одной стороне сложенного листа нарисовать половину будущей бабочки.
- По созданному контуру вырезать бабочку. После, ее развернуть.
- На крыльях только что вырезанной бабочки нарисовать несколько узоров (капель и овалов). Они должны располагаться симметрично относительно линии сгиба картона.
- Взяться за работу с пластилином. Цвета могут быть разными. Лучше всего взять те, которые есть в живой природе. Следует попытаться повторить именно тот узор, которыми украшены крылья бабочки. При желании можно пофантазировать и придумать свою расцветку. Ребенку непременно это понравится.
- Для работы подготовить горячую воду. Ее сразу нужно налить в подготовленную емкость. При этом важно помнить о безопасности работы с детьми и не наливать кипяток.
- Взять шприц. Если он оснащен иглой, ее нужно удалить. Затем из цилиндра вытащить шток.
- Инструменты подготовлены, теперь можно скручивать из пластилина жгутик, который по толщине поместится в шприц. Именно туда и помещается готовый жгутик. Когда жгутик будет в цилиндре, останется только закрыть его штоком.
- Шприц, наполненный пластилином, следует окунуть в горячую воду и подождать несколько секунд, пока пластичная масса нагреется до нужной температуры.
- Время нагревания зависит от того, насколько горячая вода. Главное, чтобы пластилин стал мягким, и ребенок мог легко его выдавить. Слишком жидким делать его не стоит, иначе он будет самопроизвольно вытекать из шприца и никакой рисунок не получится. Если пластичная масса в шприце станет слишком мягкой, стоит отложить ее и дать время охладиться. Достаточно немного потренироваться, и станет понятно, как долго должен нагреваться пластилин, чтобы получить нужную консистенцию.
- Выдавить пластичную массу из шприца на подготовленную горизонтальную поверхность. Каждому выдавленному жгутику нужно давать время на остывание.
- Когда жгутики будут готовы, можно приступать к заполнению бабочки. Начать с создания узоров. Для этого делаются спирали округлой и овальной формы. Главное правило – соблюдать принцип «улитки». Жгутики должны закручиваться в спирали.
- Они присоединяются к основе. Если с первой попытки не удастся заполнить весь элемент рисунка, то стоит продолжать заполнять его по форме, присоединяя по одному жгуту и обрезая стеком все ненужное. Заполнение бабочки закручивающимися в спирали разноцветными пластилиновыми жгутами нужно стараться вести симметрично относительно линии сгиба картона.
- Когда узор будет готов, можно приступать к заполнению пустого пространства на крыльях, туловище и усиках. Действовать при этом следует по тому же принципу, по которому создавались узоры на предыдущем этапе.
- Отдельно сделать элементы для глаз и прочих мелких деталей.
- Это должны быть небольшие спиральки и маленькие шарики. Они будут размещаться в центре узоров.
Пластилинография в старшей группе может быть представлена необычными картинами. Например, красивые круглые изображения получатся, если их выполнить под крышкой от сметаны.
Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:
- пластиковая крышка от сметаны;
- картонный лист;
- восковой пластилин;
- стеки.
Этапы работы будут следующие:
- Изготовить фон. Для этого из картона нужно вырезать круг. По диаметру он должен быть чуть меньше, чем сама крышка и свободно вмещаться внутрь.
- Подготовить пластилин, который потребуется для лепки. Следует взять множество разных цветов.
- Из синего пластилина изготовить небо. Для этого нужно от синего куска отрывать маленькие кусочки и размазывать их по поверхности. Лучше всего делать это пальцами. Одно из главных преимуществ воскового пластилина – мягкость. Благодаря этому получаются интересные разводы. Заполнить синим пластилином нужно только верхнюю половину подготовленного белого круга. С его нижней половиной работать предстоит на следующем этапе.
- Сделать землю. Для этого берется зеленый пластилин. Размазывать по поверхности его следует таким же образом, каким наносился синий цвет. То есть делать это необходимо тоже пальцами.
- Когда двухцветная круглая поверхность будет подготовлена, можно брать несколько кусочков зеленого пластилина разных оттенков, соединять их, скатывать в общий шарик, а затем пальцами придавать плоскую форму. Эта деталь прикрепляется к верхней (к синей) половине фона. Это будет листва дерева, которое вскоре появится.
- Из коричневого пластилина изготовить ствол дерева. Его нужно делать так, чтобы нижняя часть была более толстой, чем верхняя. При этом в верхней части должно быть несколько веток. Они должны быть тоньше самого ствола. Используя стек, можно сделать на поверхности выемки, чтобы кора получилась фактурной. Проходят эти выемки вдоль самого ствола и веток.
- Взяв темно-зеленый пластилин, сделать из него сплошную полоску густого леса, который будет располагаться на горизонте.
- Под большим деревом, находящимся на переднем плане, разместить густую траву. Для этого так же, как и для кроны дерева, берутся несколько кусочков зеленого пластилина разных оттенков и скатываются в общий шар, который затем необходимо расплющить, превратив в вытянутый овал. По одному из вытянутых краев этого овала стеком проделывается несколько прорезей. В результате получатся многочисленные травинки. Эта травка размещается прямо под деревом так, чтобы травинки были направлены вверх.
- Из желтого куска сделать солнце. Оно закрепляется на небе.
- Рядом с солнцем на небе разместить облако, выполненное из небольших белых кружочков.
- В нижнюю часть рисунка добавить несколько темно-зеленых жгутиков разного размера, чтобы получилась травка. На стебельки нужно добавить такого же цвета листочки.
- Из ярких пластилиновых кружочков выполнить цветки, на них добавляется фактура с помощью любого предмета, имеющего круглое окончание.
- Закрыть картину крышкой от сметаны. Это гарантирует долгое хранение без повреждений.
- Для фиксации крышки можно применить клей-пистолет.
Птичка
Воспитанию прекрасного, расширению словарного запаса, закреплению умения составлять композиции, развитию пространственного воображения поспособствует работа по созданию красивой разноцветной птички на фоне голубого неба и зеленой травки.
В старшей группе для изготовления этой поделки понадобятся пластилин разных (ярких) цветов и стеки. Также хорошо поможет в работе кухонное приспособление, предназначенное для выдавливания чеснока. Подготовив все необходимое, можно приступать к работе.
Для этого:
- С помощью чесночной давилки выдавить пластилин 3-х цветов – желтый, розовый, зеленый. Это должен делать взрослый, поскольку для детей такая работа сложная.
- Отдельные элементы разложить на поверхности для лепки.
- Заключить будущую картину в рамку. Лучше, если рамку выберет взрослый. Он же должен осторожно извлечь стекло и картон.
- На цветном картоне создать аппликацию. Для этого из желтой бумаги вырезать силуэт туловища птички и приклеить к поверхности. Это необходимо для упрощения ориентации на стекле. Нужно постараться сразу правильно расположить деталь, иначе придется удалять ее, в результате чего картина станет некрасивой.
- После приклеивания бумажных элементов вставить стекло и картон обратно.
- Первыми пластилиновыми деталями, размещенными на картине, будут зеленые полоски в ее нижней части. Это трава. Края ее нужно придавливать, чуть смещая. Стоит помнить, что изготавливается не ровный газон, а неряшливая растительность. К тому же, необходимо показать, что она словно движется под воздействием ветра.
- Когда трава в нижней части картины будет выполнена, можно переходить к выкладыванию хвоста будущей птички. Он у нее будет пышный, разноцветный. Для этого выкладываются тоненькие пластилиновые «колбаски». Они не должны быть слишком длинными. Каждая из них должна сгибаться в дугу. Необходимо соединять их друг с другом на стекле. Весь хвост должен быть заполнен разноцветными пластилиновыми «колбасками».
- На голове птички сделать задорный хохолок. Для этого применяются чуть закрученные пластилиновые спиральки.
- На туловище птички сделать крыло. Ему следует придать форму большой капли. Сначала намечается контур, затем можно его заполнять пластилином разных цветов.
- Следующие на очереди детали – клюв и глаз. При этом необходимо ориентироваться на наклон головы. Глаз у птицы 2, но в данном случае она представлена на картине в профиль, поэтому виден только 1 глаз. Его и следует изготовить. И клюв, и глаз делаются из розового пластилина. Клюв можно сделать открытым или закрытым.
- Разместить перья головы. Для этого используется желтый пластилин. Он выкладывается вокруг глаза.
- Выложить перья на туловище. Двигаться при этом нужно от головы к хвосту.
- Когда будет заполнено туловище, останется только закончить крыло.
- Особое внимание нужно уделить шее. Перья здесь должны быть более длинными, чем на туловище.
- Лапы птички сделать розовыми. Их следует расположить так, чтобы они слегка наклонялись вперед, и фигура птицы получилась более устойчивой.
- Под ногами птицы поместить цветки. Сначала это будут сердцевины будущих цветков. Их можно сделать желтыми или розовыми. Для этого необходимо закрутить пластилиновую «колбаску» в спираль и прикрепить ее над травкой. Можно сделать 5 цветов.
- Присоединить к голубому фону белоснежные облака. Они также делаются из закрученных в спираль пластилиновых «колбасок».
- Многочисленные разноцветные спирали наложить на концы хвоста.
- В центре глаза разместить небольшой кусочек черного пластилина.
- В самом низу картины, под травкой обозначить поверхность земли. Для этого используются небольшие кружочки из коричневого пластилина. Они просто выкладываются в линию, которая должна быть не строго горизонтальной, а слегка искривленной.
- Лепестки цветков выполнить из небольших кружочков. Лучше всего использовать для этого розовый пластилин.
Пластилинография – одна из самых любимых у детей в старшей и младшей группах техник декоративно-прикладного искусства. Все малыши любят рисовать, а если для этого вместо ручек, карандашей и кистей используется пластилин, то такое занятие будет для них гораздо интереснее. Однако самое главное, что такое занятие оказывает положительное воздействие на нервную систему ребенка.
Видео о пластилинографии в старшей группе
«Подводный мир». Пластилинография в старшей группе:
https://youtube.com/watch?v=eLTn5tJMuow%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Каковы основные преимущества пластилинографии для детей 5-6 лет?
Пластилинография развивает мелкую моторику, творческое мышление и воображение у детей. Она способствует улучшению координации движений, а также помогает детям выражать свои эмоции и идеи через творчество. Кроме того, занятия с пластилином могут быть отличным способом расслабления и снятия стресса.
Какие материалы и инструменты нужны для занятий пластилинографией?
Для занятий пластилинографией понадобятся различные цвета пластилина, пластиковые или деревянные инструменты для лепки, а также подложки для работы, такие как пластиковые или деревянные доски. Дополнительно можно использовать текстурные материалы, такие как ткани или губки, для создания интересных эффектов.
Как организовать занятия по пластилинографии в группе?
Занятия можно организовать в виде мастер-классов, где дети работают в группах или индивидуально. Важно заранее подготовить рабочие места и материалы. Начните с демонстрации простых техник лепки и предложите детям создать свои собственные работы, поощряя их фантазию и креативность. Не забудьте оставить время для обсуждения и показа готовых изделий.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте разнообразные текстуры и цвета пластилина. Дети в возрасте 5-6 лет любят экспериментировать, поэтому предложите им разные оттенки и фактуры. Это поможет развить их творческие способности и воображение, а также сделает занятия более увлекательными.
СОВЕТ №2
Создайте тематические занятия. Например, выберите тему, такую как “Животные” или “Природа”, и предложите детям создать свои собственные пластилиновые фигурки. Это не только развивает их художественные навыки, но и помогает им учиться новым словам и понятиям.
СОВЕТ №3
Поощряйте сотрудничество между детьми. Организуйте групповые проекты, где дети смогут работать вместе над созданием одного большого произведения. Это поможет развить навыки командной работы и коммуникации, а также сделает процесс создания более интересным.
СОВЕТ №4
Не забывайте о безопасности. Убедитесь, что используемый пластилин безопасен для детей и не содержит токсичных веществ. Также следите за тем, чтобы дети не пробовали пластилин на вкус, объясняя им, что это не съедобно.