Пластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет

Творческое развитие ребенка – одно из важных направлений образования в младших и старших группах дошкольных учреждениях. Этот вектор имеет огромную важность не только благодаря своему содержанию, но и из-за возможностей, открываемых им для прочих направлений деятельности детей. Одна из разновидностей творческой деятельности – пластилинография.

Характеристика занятий

Пластилинография в старшей группе как направление творчества появилась недавно. Это особая техника лепки, позволяющая создавать на поверхности барельефные образы. Рисунки, выполненные разноцветным пластилином, выходят яркими и объемными.

Пластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет

Поскольку пластилинография является своего рода рисованием, нужно подобрать для процесса удобные инструменты и материалы. Зачастую такие изображения из пластилина создаются на картонных и пластиковых листах. Для витражной пластилинографии применяют оргстекло. Что касается самого пластилина, то для работы следует брать яркие цвета.

Также при его выборе нужно обращать внимание и на другие свойства материала:

  • пластичная масса должна легко поддаваться лепке;
  • она не должна быть жирной: если в составе будет много жиров, на основной поверхности после работы останутся невысыхаемые пятна.

Упростить процесс создания элементов рисунка из пластилина помогут следующие инструменты:

  • доска для лепки;
  • стеки для разделения кусков;
  • ножницы;
  • небольшие скалки для раскатывания пластилиновых «блинов»;
  • шприц без иглы для изготовления заготовок-жгутов;
  • пустые капсулы от авторучек или фломастеров (ими можно выполнять красивые узоры);
  • бросовый материал для украшения рисунков.

Пластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет

Пластилинография в старшей группе ставит следующие задачи для уроков:

  • развивать внимание, мышление, память, речь детей;
  • тренировать ориентацию в пространстве, сенсомоторную координацию;
  • воспитывать эстетические представления.

Также эти занятия развиваю:

  • усидчивость;
  • дисциплинированность;
  • аккуратность.

Практикуется 6 разновидностей пластилинографии:

Пластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет

Вид Описание
Прямая пластилинография Оформление картины на горизонтальной поверхности.

Из пластичной массы скатываются шары и «колбаски», при этом на основном листе заблаговременно зачастую рисуется контур, по которому будет осуществляться лепка

Обратная пластилинография Оформление рисунка на обратной стороне прозрачной пластиковой или стеклянной пластины. Здесь контуры также наносятся заблаговременно
Контурная лепка Оформление картины жгутами. Так называются очень тонкие пластилиновые «колбаски». Они выкладываются по границам изображения. Благодаря этому картина получается объемной.

Далее, начинается работа с ее внутренними элементами

Многослойная лепка Поэтапное нанесение слоев. Из разноцветных «лепешек» складывается «слоеный пирог»
Мозаичная техника Оформление картины пластилиновыми шариками разного размера
Модульная лепка Выполнение элементов картины в разных разновидностях техники

Врачи отмечают, что пластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет является полезной и развивающей деятельностью. Она способствует не только развитию мелкой моторики, но и формированию творческих способностей у детей. Работая с пластилином, малыши учатся концентрироваться, развивают воображение и креативность. Кроме того, процесс лепки помогает улучшить координацию движений и укрепить мышцы рук, что важно для подготовки к письму. Врачи также подчеркивают, что занятия с пластилином могут стать отличным способом для детей выразить свои эмоции и чувства, что способствует их психологическому развитию. Важно, чтобы занятия проходили в игровой форме, что сделает их более увлекательными и интересными для детей.

Делаем сказочное дерево. Лепка из пластилина. Занятия с детьмиДелаем сказочное дерево. Лепка из пластилина. Занятия с детьми

Упражнения

Далее будут приведены несколько мастер-классов по созданию рисунков из пластилина. Они подойдут для 5-6-летних детей.

Пластилиновая роза

Поделка «Пластилиновая роза» отлично подойдет совсем юным детям. Ее смогут выполнить даже 3-летние малыши. Готовая открытка станет хорошим подарком на День рождения или на 8 марта.

Пластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет

Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:

  • зеленый, красный и розовый пластилин (лучше использовать восковой);
  • стеки;
  • картонный лист (лучше формата А4);
  • простой карандаш.

Когда все будет подготовлено, можно приступать к творческому процессу, заключенному в следующие этапы:

  1. Взять лист А4 и сложить его вдвое.
  2. Подготовить пластилин, из которого будет выполняться роза. Цвета могут быть разными, но классический вариант – зеленый стебель с листками и красно-розовый цветок. Для разнообразия можно смешивать разные цвета.
  3. Когда будут выбраны цвета, скатать несколько «колбасок». По диаметру они могут быть разными. Чем толще «колбаски», тем больше и объемнее получится роза. Можно применять 1 цвет, а можно несколько. Если ребенок впервые занимается изготовлением подобной поделки, то лучше сделать 1 цветок.
  4. Если же он уже имеет опыт в создании поделок из пластилина, цветков может быть больше. То же касается и толщины скатываемых «колбасок»: чем младше ребенок, тем толще их следует делать; ведь с толстыми деталями работать легче.
  5. Из зеленого пластилина изготовить стебель и листки.
  6. Для упрощения работы можно заранее наметить на бумажном листе расположение стебля, цветка и листков.
  7. Перейти непосредственно к приклеиванию подготовленных элементов к поверхности.

    Пластилинография в старшей группе — создание розы пошагово.

  8. Сначала присоединяется стебель, затем роза, после нее – листки.

Пластилинография в старшей группе для детей 5-6 летПластилинография в старшей группе для детей 5-6 летПластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет

https://youtube.com/watch?v=cyYLfPgUd7o%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Пластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет вызывает множество положительных отзывов как у педагогов, так и у родителей. Это занятие не только развивает мелкую моторику, но и способствует творческому самовыражению детей. Педагоги отмечают, что процесс лепки помогает детям лучше понимать формы и цвета, а также развивает воображение. Родители, в свою очередь, замечают, как их дети становятся более уверенными в своих силах, создавая собственные произведения искусства. Кроме того, совместная работа с пластилином укрепляет социальные навыки, так как дети учатся сотрудничать и делиться идеями. Пластилинография становится не просто игрой, а важным этапом в развитии личности ребенка.

Пластилиновая бабочка

Пластилинография в старшей группе может быть представлена уроком по изготовлению бабочки. Поделка получится красивой, яркой, разноцветной, и будет своим видом напоминать о весенних теплых днях.

Для работы понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • пластилин (отлично подойдет восковой);
  • стеки;
  • шприц без иглы;
  • простой карандаш;
  • ножницы;
  • картонный лист;
  • емкость для воды.

Пластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет

Подготовив все что требуется, можно начинать работу по созданию пестрой бабочки.

Для этого:

  1. Взять картонный лист и сложить его вдвое.
  2. На одной стороне сложенного листа нарисовать половину будущей бабочки.
  3. По созданному контуру вырезать бабочку. После, ее развернуть.
  4. На крыльях только что вырезанной бабочки нарисовать несколько узоров (капель и овалов). Они должны располагаться симметрично относительно линии сгиба картона.
  5. Взяться за работу с пластилином. Цвета могут быть разными. Лучше всего взять те, которые есть в живой природе. Следует попытаться повторить именно тот узор, которыми украшены крылья бабочки. При желании можно пофантазировать и придумать свою расцветку. Ребенку непременно это понравится.
  6. Для работы подготовить горячую воду. Ее сразу нужно налить в подготовленную емкость. При этом важно помнить о безопасности работы с детьми и не наливать кипяток.
  7. Взять шприц. Если он оснащен иглой, ее нужно удалить. Затем из цилиндра вытащить шток.
  8. Инструменты подготовлены, теперь можно скручивать из пластилина жгутик, который по толщине поместится в шприц. Именно туда и помещается готовый жгутик. Когда жгутик будет в цилиндре, останется только закрыть его штоком.
  9. Шприц, наполненный пластилином, следует окунуть в горячую воду и подождать несколько секунд, пока пластичная масса нагреется до нужной температуры.
  10. Время нагревания зависит от того, насколько горячая вода. Главное, чтобы пластилин стал мягким, и ребенок мог легко его выдавить. Слишком жидким делать его не стоит, иначе он будет самопроизвольно вытекать из шприца и никакой рисунок не получится. Если пластичная масса в шприце станет слишком мягкой, стоит отложить ее и дать время охладиться. Достаточно немного потренироваться, и станет понятно, как долго должен нагреваться пластилин, чтобы получить нужную консистенцию.
  11. Выдавить пластичную массу из шприца на подготовленную горизонтальную поверхность. Каждому выдавленному жгутику нужно давать время на остывание.
  12. Когда жгутики будут готовы, можно приступать к заполнению бабочки. Начать с создания узоров. Для этого делаются спирали округлой и овальной формы. Главное правило – соблюдать принцип «улитки». Жгутики должны закручиваться в спирали.
  13. Они присоединяются к основе. Если с первой попытки не удастся заполнить весь элемент рисунка, то стоит продолжать заполнять его по форме, присоединяя по одному жгуту и обрезая стеком все ненужное. Заполнение бабочки закручивающимися в спирали разноцветными пластилиновыми жгутами нужно стараться вести симметрично относительно линии сгиба картона.
  14. Когда узор будет готов, можно приступать к заполнению пустого пространства на крыльях, туловище и усиках. Действовать при этом следует по тому же принципу, по которому создавались узоры на предыдущем этапе.
  15. Отдельно сделать элементы для глаз и прочих мелких деталей.
  16. Это должны быть небольшие спиральки и маленькие шарики. Они будут размещаться в центре узоров.

Пластилинография в старшей группе для детей 5-6 летПластилинография в старшей группе для детей 5-6 летПластилинография в старшей группе для детей 5-6 летПластилинография в старшей группе для детей 5-6 летПластилинография в старшей группе для детей 5-6 летПластилинография в старшей группе для детей 5-6 летПластилинография в старшей группе для детей 5-6 летПластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет

Пластилинография в старшей группе может быть представлена необычными картинами. Например, красивые круглые изображения получатся, если их выполнить под крышкой от сметаны.

Пластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет

Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:

  • пластиковая крышка от сметаны;
  • картонный лист;
  • восковой пластилин;
  • стеки.

Этапы работы будут следующие:

  1. Изготовить фон. Для этого из картона нужно вырезать круг. По диаметру он должен быть чуть меньше, чем сама крышка и свободно вмещаться внутрь.
  2. Подготовить пластилин, который потребуется для лепки. Следует взять множество разных цветов.
  3. Из синего пластилина изготовить небо. Для этого нужно от синего куска отрывать маленькие кусочки и размазывать их по поверхности. Лучше всего делать это пальцами. Одно из главных преимуществ воскового пластилина – мягкость. Благодаря этому получаются интересные разводы. Заполнить синим пластилином нужно только верхнюю половину подготовленного белого круга. С его нижней половиной работать предстоит на следующем этапе.
  4. Сделать землю. Для этого берется зеленый пластилин. Размазывать по поверхности его следует таким же образом, каким наносился синий цвет. То есть делать это необходимо тоже пальцами.
  5. Когда двухцветная круглая поверхность будет подготовлена, можно брать несколько кусочков зеленого пластилина разных оттенков, соединять их, скатывать в общий шарик, а затем пальцами придавать плоскую форму. Эта деталь прикрепляется к верхней (к синей) половине фона. Это будет листва дерева, которое вскоре появится.
  6. Из коричневого пластилина изготовить ствол дерева. Его нужно делать так, чтобы нижняя часть была более толстой, чем верхняя. При этом в верхней части должно быть несколько веток. Они должны быть тоньше самого ствола. Используя стек, можно сделать на поверхности выемки, чтобы кора получилась фактурной. Проходят эти выемки вдоль самого ствола и веток.
  7. Взяв темно-зеленый пластилин, сделать из него сплошную полоску густого леса, который будет располагаться на горизонте.
  8. Под большим деревом, находящимся на переднем плане, разместить густую траву. Для этого так же, как и для кроны дерева, берутся несколько кусочков зеленого пластилина разных оттенков и скатываются в общий шар, который затем необходимо расплющить, превратив в вытянутый овал. По одному из вытянутых краев этого овала стеком проделывается несколько прорезей. В результате получатся многочисленные травинки. Эта травка размещается прямо под деревом так, чтобы травинки были направлены вверх.
  9. Из желтого куска сделать солнце. Оно закрепляется на небе.
  10. Рядом с солнцем на небе разместить облако, выполненное из небольших белых кружочков.
  11. В нижнюю часть рисунка добавить несколько темно-зеленых жгутиков разного размера, чтобы получилась травка. На стебельки нужно добавить такого же цвета листочки.
  12. Из ярких пластилиновых кружочков выполнить цветки, на них добавляется фактура с помощью любого предмета, имеющего круглое окончание.
  13. Закрыть картину крышкой от сметаны. Это гарантирует долгое хранение без повреждений.
  14. Для фиксации крышки можно применить клей-пистолет.

Пластилинография в старшей группе для детей 5-6 летПластилинография в старшей группе для детей 5-6 летПластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет

Птичка

Воспитанию прекрасного, расширению словарного запаса, закреплению умения составлять композиции, развитию пространственного воображения поспособствует работа по созданию красивой разноцветной птички на фоне голубого неба и зеленой травки.

В старшей группе для изготовления этой поделки понадобятся пластилин разных (ярких) цветов и стеки. Также хорошо поможет в работе кухонное приспособление, предназначенное для выдавливания чеснока. Подготовив все необходимое, можно приступать к работе.

Для этого:

  1. С помощью чесночной давилки выдавить пластилин 3-х цветов – желтый, розовый, зеленый. Это должен делать взрослый, поскольку для детей такая работа сложная.
  2. Отдельные элементы разложить на поверхности для лепки.
  3. Заключить будущую картину в рамку. Лучше, если рамку выберет взрослый. Он же должен осторожно извлечь стекло и картон.
  4. На цветном картоне создать аппликацию. Для этого из желтой бумаги вырезать силуэт туловища птички и приклеить к поверхности. Это необходимо для упрощения ориентации на стекле. Нужно постараться сразу правильно расположить деталь, иначе придется удалять ее, в результате чего картина станет некрасивой.
  5. После приклеивания бумажных элементов вставить стекло и картон обратно.
  6. Первыми пластилиновыми деталями, размещенными на картине, будут зеленые полоски в ее нижней части. Это трава. Края ее нужно придавливать, чуть смещая. Стоит помнить, что изготавливается не ровный газон, а неряшливая растительность. К тому же, необходимо показать, что она словно движется под воздействием ветра.
  7. Когда трава в нижней части картины будет выполнена, можно переходить к выкладыванию хвоста будущей птички. Он у нее будет пышный, разноцветный. Для этого выкладываются тоненькие пластилиновые «колбаски». Они не должны быть слишком длинными. Каждая из них должна сгибаться в дугу. Необходимо соединять их друг с другом на стекле. Весь хвост должен быть заполнен разноцветными пластилиновыми «колбасками».
  8. На голове птички сделать задорный хохолок. Для этого применяются чуть закрученные пластилиновые спиральки.
  9. На туловище птички сделать крыло. Ему следует придать форму большой капли. Сначала намечается контур, затем можно его заполнять пластилином разных цветов.
  10. Следующие на очереди детали – клюв и глаз. При этом необходимо ориентироваться на наклон головы. Глаз у птицы 2, но в данном случае она представлена на картине в профиль, поэтому виден только 1 глаз. Его и следует изготовить. И клюв, и глаз делаются из розового пластилина. Клюв можно сделать открытым или закрытым.
  11. Разместить перья головы. Для этого используется желтый пластилин. Он выкладывается вокруг глаза.
  12. Выложить перья на туловище. Двигаться при этом нужно от головы к хвосту.
  13. Когда будет заполнено туловище, останется только закончить крыло.
  14. Особое внимание нужно уделить шее. Перья здесь должны быть более длинными, чем на туловище.
  15. Лапы птички сделать розовыми. Их следует расположить так, чтобы они слегка наклонялись вперед, и фигура птицы получилась более устойчивой.
  16. Под ногами птицы поместить цветки. Сначала это будут сердцевины будущих цветков. Их можно сделать желтыми или розовыми. Для этого необходимо закрутить пластилиновую «колбаску» в спираль и прикрепить ее над травкой. Можно сделать 5 цветов.
  17. Присоединить к голубому фону белоснежные облака. Они также делаются из закрученных в спираль пластилиновых «колбасок».
  18. Многочисленные разноцветные спирали наложить на концы хвоста.
  19. В центре глаза разместить небольшой кусочек черного пластилина.
  20. В самом низу картины, под травкой обозначить поверхность земли. Для этого используются небольшие кружочки из коричневого пластилина. Они просто выкладываются в линию, которая должна быть не строго горизонтальной, а слегка искривленной.
  21. Лепестки цветков выполнить из небольших кружочков. Лучше всего использовать для этого розовый пластилин.

Пластилинография в старшей группе для детей 5-6 лет

Пластилинография – одна из самых любимых у детей в старшей и младшей группах техник декоративно-прикладного искусства. Все малыши любят рисовать, а если для этого вместо ручек, карандашей и кистей используется пластилин, то такое занятие будет для них гораздо интереснее. Однако самое главное, что такое занятие оказывает положительное воздействие на нервную систему ребенка.

Видео о пластилинографии в старшей группе

«Подводный мир». Пластилинография в старшей группе:

https://youtube.com/watch?v=eLTn5tJMuow%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Каковы основные преимущества пластилинографии для детей 5-6 лет?

Пластилинография развивает мелкую моторику, творческое мышление и воображение у детей. Она способствует улучшению координации движений, а также помогает детям выражать свои эмоции и идеи через творчество. Кроме того, занятия с пластилином могут быть отличным способом расслабления и снятия стресса.

Какие материалы и инструменты нужны для занятий пластилинографией?

Для занятий пластилинографией понадобятся различные цвета пластилина, пластиковые или деревянные инструменты для лепки, а также подложки для работы, такие как пластиковые или деревянные доски. Дополнительно можно использовать текстурные материалы, такие как ткани или губки, для создания интересных эффектов.

Как организовать занятия по пластилинографии в группе?

Занятия можно организовать в виде мастер-классов, где дети работают в группах или индивидуально. Важно заранее подготовить рабочие места и материалы. Начните с демонстрации простых техник лепки и предложите детям создать свои собственные работы, поощряя их фантазию и креативность. Не забудьте оставить время для обсуждения и показа готовых изделий.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте разнообразные текстуры и цвета пластилина. Дети в возрасте 5-6 лет любят экспериментировать, поэтому предложите им разные оттенки и фактуры. Это поможет развить их творческие способности и воображение, а также сделает занятия более увлекательными.

СОВЕТ №2

Создайте тематические занятия. Например, выберите тему, такую как “Животные” или “Природа”, и предложите детям создать свои собственные пластилиновые фигурки. Это не только развивает их художественные навыки, но и помогает им учиться новым словам и понятиям.

СОВЕТ №3

Поощряйте сотрудничество между детьми. Организуйте групповые проекты, где дети смогут работать вместе над созданием одного большого произведения. Это поможет развить навыки командной работы и коммуникации, а также сделает процесс создания более интересным.

СОВЕТ №4

Не забывайте о безопасности. Убедитесь, что используемый пластилин безопасен для детей и не содержит токсичных веществ. Также следите за тем, чтобы дети не пробовали пластилин на вкус, объясняя им, что это не съедобно.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации