Культурно-гигиенические навыки (КГН) во 2 младшей группе

Личностное развитие ребенка в младшей группе включает в себя и формирование КГН (культурно-гигиенических навыков). Это важный момент, поскольку у детей, посредством занятий и упражнений, закрепляется потребность в опрятности и чистоте. Такое стремление уже с раннего возраста переходит в привычку, которая положительно сказывается на образе жизни в будущем.

Характеристика занятий

Культурно-гигиенические навыки – это неотъемлемая часть образа жизни любого современного человека. Прививая КГН с детства, они войдут в полезную привычку. Во 2 младшей группе детей продолжают знакомить с гигиеническими процедурами, средствами для ухода за зубами и телом, иными соответствующими принадлежностями.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) во 2 младшей группе — для чего проводится, какая цель.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) во 2 младшей группе

Формирование КГН благотворно влияет на отношение ребенка к самому себе. Он начинает заботиться о собственном теле, своем здоровье. И хоть информация, подаваемая воспитателем, носит поверхностный характер, у ребенка уже складывается понятие для чего ему такая забота о личной гигиене. Задача педагога привить любовь к уходу за собственным телом, рассказать о взаимосвязи со здоровьем. При правильном подходе получится выработать у ребенка желание и интерес к КГН.

Врачи подчеркивают важность формирования культурно-гигиенических навыков у детей во 2 младшей группе. На этом этапе жизни малыши активно осваивают основы личной гигиены, что способствует не только физическому, но и психическому развитию. Специалисты отмечают, что регулярные занятия, направленные на обучение детей правильному мытью рук, уходу за зубами и соблюдению чистоты одежды, помогают формировать у них ответственность за собственное здоровье.

Кроме того, врачи указывают на необходимость вовлечения родителей в этот процесс. Совместные игры и занятия могут значительно повысить интерес детей к культурно-гигиеническим навыкам. Важно, чтобы обучение проходило в игровой форме, что делает его более увлекательным и запоминающимся. Таким образом, раннее привитие этих навыков закладывает основу для здорового образа жизни в будущем.

Формирование Культурно гигиенических навыковФормирование Культурно гигиенических навыков

Упражнения

Занятия и упражнения желательно проводить в игровой форме. Такой способ является наиболее приемлемым для 2 младшей группы. Дети более отзывчивы к игре, чем к обычному рассказу, пусть и интересному.

Грязнуля и еда

КГН в младшей группе – это целый раздел, в который входит тематическая информации. Целью любых упражнений является привлечение ребенка к здоровому образу жизни путем прививания любви и заботы о собственном теле. Данное упражнение можно проводить перед завтраком или обедом.

Цели:

  • сформировать представления о значимости гигиенических процедур перед приемом пищи;
  • закрепление навыков самообслуживания (мытье рук, досуха вытираться полотенцем).

Задачи:

  • развить желание заботится о себе;
  • воспитать культуру самообслуживания.

Оборудование:

  • игрушка-рукавичка Волк;
  • столик;
  • корзинка;
  • столовые приборы, посуда;
  • 2 комплекта фартуков и шапочек;
  • игровой набор продуктов питания;
  • мячик;
  • мыло и полотенце;
  • чистые формочки для песка, лопатка.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) во 2 младшей группе

Ход занятия:

Воспитатель говорит:

— Добрый день, дети!

Дети здороваются с воспитателем.

Воспитатель продолжает:

— Ребята, к нам в гости сегодня придет Волк. Скажите, как нам его встретить?

Ответы детей:

  • Поздороваться.
  • Встретить приветливо.
  • Угостить чем-нибудь.

Воспитатель говорит:

— Правильно, дети. Нам нужно встретить Волка, как желанного гостя! Для этого давайте мы с вами накроем для него стол. Я подготовила разное угощение. Посмотрите!

Воспитатель демонстрирует в корзинке подготовленную посуду и игровой набор еды, а затем говорит:

— Вот в этой корзинке находится все необходимое: посуда, столовые приборы, еда. Кто мне поможет накрыть стол для нашего гостя?

Ответы детей.

Воспитатель выбирает 2-х человек:

— Дима и Катя помогут мне. Ребята, надевайте фартуки и шапочки, и давайте накрывать на стол.

Воспитатель помогает детям надеть фартук и шапочки, а затем говорит:

— Вот, посмотрите дети, как красиво выглядят мои помощники, Катя и Дима. Они спрятали волосы под шапочку, чтобы они не попали на еду и стол. Это все правильно! Ведь вам бы не хотелось кушать еду с чьими-нибудь волосами, правда?

Ответы детей.

Воспитатель продолжает:

— А теперь мы накроем на стол.

Воспитатель подает детям столовые приборы и еду. Вместе они накрывают стол.

Педагог говорит:

— Спасибо, помощники. А теперь снимайте фартуки и шапочки, и садитесь на места. Сейчас придет Волк.

Дети снимают фартуки и шапочки с помощью воспитателя, и занимают свои места.

Воспитатель говорит:

— Ой, а вот Волк. Посмотрите, он что-то делает!

Воспитатель кладет в стороне подготовленные игрушки и мяч, одевает на руку рукавичку Волка.

Имитирует игровую деятельность и говорит:

— Эх, как я люблю поиграть! Попинать мяч…

Воспитатель делает вид, что Волк играет с мячом, а затем говорит:

— А еще я люблю поиграть в формочки с песком.

Воспитатель имитирует, будто бы Волк играет с песком, а затем продолжает:

— Ой, а меня же в гостях ребята ждут! Пора идти к ним.

Воспитатель перемещает игрушку-рукавичку ближе к детям, и говорит:

— Привет, дети!

Дети здороваются с Волком.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) во 2 младшей группе

Воспитатель говорит за Волка:

— О-о-о! Это вы приготовили для меня такое угощение?

Дети отвечают:

— Да!

Волк говорит:

— Ну, тогда я с удовольствием покушаю, потому что я играл и проголодался.

Волк садится за стол и начинает кушать.

Через пару минут он начинает держаться за живот и стонать:

— Ое-ей! Что же это такое? Вы меня отравили, что ли? Мне так болит животик!

Воспитатель обращается к Волку:

— Ая-яй, Волк, как тебе не стыдно! Ребята так старались. Они надели красивые фартучки, шапочки, сервировали для тебя стол, а ты такое говоришь. А ну-ка, признавайся, помыл ли ты руки перед едой?

Волк задумывается и отвечает:

— Признаться честно, нет, не помыл! А это так важно?

Воспитатель говорит:

— Ну конечно важно! Ты играл на улице в мяч, и с песком. Значит, у тебя на руках много микробов. После такой прогулки обязательно нужно помыть руки с мылом, иначе когда ты будешь брать грязными руками еду, то микробы вместе ней попадут к тебе в живот. Вот поэтому он и разболелся. Дети, давайте мы покажем Волку, как мы с вами готовимся к обеду (завтраку).

Дети вместе с воспитателем отправляются мыть руки с мылом.

После этого они возвращаются за столы, а воспитатель говорит Волку:

— Ну вот, Волк, теперь ты видел, какие дети молодцы! Они умеют мыть руки и никогда не забывают делать так перед едой. А чтобы ты тоже помнил об этом, мы подарим тебе полотенце и кусочек мыла.

Воспитатель дает Волку подарки, а он отвечает:

— Ребята, спасибо вам большое! Вы меня не только вкусно угостили, но и показали, как правильно мыть руки. Спасибо вам и за подарки! Теперь я никогда не забуду мыть свои лапки перед едой! До свидания, дети!

Культурно-гигиенические навыки (КГН) во 2 младшей группе

Дети прощаются с волком.

Вторая младшая группа — это важный этап в формировании культурно-гигиенических навыков у детей. Родители и воспитатели отмечают, что в этом возрасте малыши начинают осознанно подходить к вопросам личной гигиены. Дети с удовольствием учатся мыть руки перед едой, чистить зубы и поддерживать порядок в своем пространстве. Воспитатели активно используют игровые методы, чтобы сделать процесс обучения увлекательным. Например, через ролевые игры и занятия, посвященные сказочным персонажам, дети легче усваивают правила гигиены. Родители замечают, что такие навыки не только способствуют здоровью, но и развивают у детей ответственность и самостоятельность. Общение на тему гигиенических привычек становится частью повседневной жизни, что положительно сказывается на общем развитии детей.

Сервировка в загадках

КГН в младшей группе позволяет не только сформировать хорошие привычки, но и привить базовые знания об этикете. Пользование столовыми приборами, салфетками и культура поведения за столом играют немаловажную роль в формировании личности.

Цель:

  • сформировать представления о принадлежности предметов во время еды;
  • закрепить умение пользоваться салфетками, ложками, вилками, чашками.

Задачи:

  • побудить к соблюдению этикета во время приема пищи;
  • воспитать культуру общения.

Оборудование:

  • Кукла Даша;
  • коробка для посуды и иных предметов сервировки;
  • салфетки и салфетница;
  • хлебница;
  • тарелка;
  • чашка;
  • вилка;

Ход занятия:

Воспитатель говорит:

— Дети, здравствуйте!

Дети здороваются.

Воспитатель продолжает:

— Ребята, к нам в гости пришла кукла Даша. Давайте поздороваемся с ней.

Дети здороваются с куклой.

Воспитатель говорит:

— Дети, а вы знали, что в мире есть такие люди, которые не знают, как пользоваться столовыми приборами, посудой, и как вообще вести себя за столом?

Ответы детей.

Воспитатель продолжает:

— Так вот наша кукла Даша не понимает, как правильно сервировать стол и для чего нужно это. Поможем ей разобраться?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Тогда давайте мы, сначала, отгадаем загадки. Все они будут связаны с нашей темой. Вот первая загадка.

Воспитатель читает загадки, и после каждого ответа достает их коробки названный предмет:

Четыре зуба у нее,

На кухне жизнь идет ее.

Она красива, но опасна,

Еду накалывать ей классно. Вилка.

Эта штука – не для пользы.

Она нужна для красоты,

Чтоб за столом приятно было,

Сидеть и нюхать нам цветы. Ваза с цветами.

Чтобы хлеб наш не валялся,

На столе нам не мешался,

Для него поставим мы

(Хлебницу) для красоты.

Эта посуда нужна нам всегда,

В ней как раз и лежит наша еда. Тарелка.

Мини-полотенца,

Только из бумаги.

На стол мы их поставим

В прибор, чтоб не упали.

Что за прибор? Салфетница.

В тарелку чай налить нельзя,

Да и в вазу тоже.

Назовите мне посуду,

Которая поможет! Чашка.

Воспитатель после того как все предметы достали, говорит:

— Молодцы, дети! Вы угадали все основные предметы, которые пригодятся нам для сервировки. Кукла Даша, посмотри, сколько приборов нам потребуется, чтобы накрыть на стол. Дети, покажем нашей гостье, как правильно это делать?

Культурно-гигиенические навыки (КГН) во 2 младшей группе

Ответы детей.

Воспитатель вместе с детьми сервирует стол. Ставит не него вазочку с цветами, салфетницу и все остальные предметы.

После этого говорит:

— Вот, кукла Даша, так правильно сервировать стол. Но давайте мы сыграем в игру «Да, нет», чтобы рассказать нашей гостье и о правилах поведения за столом. Готовы, дети?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Тогда я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать да или нет.

Список вопросов для игры:

  • Когда мы кушаем, наши локти лежат на столе?
  • Во время еды раскачиваться на стуле можно?
  • Разговаривать с полным ртом можно?
  • Вилку мы держим в правой руке?
  • Рот после еды мы вытираем рукавом?
  • Салфеткой нам можно вытирать рот после еды?

Воспитатель говорит:

— Молодцы, дети! Вы знаете основные правила поведения за столом. Наша гостья тоже теперь понимает, как правильно сервировать стол и общаться во время еды. Спасибо, что помогли кукле Даше узнать много новой и полезной информации.

https://youtube.com/watch?v=4tmZ2fsaUoY%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Подвижное упражнение «Полезные привычки»

КГН в младшей группе можно прививать или закреплять при помощи подвижной деятельности. Такое упражнение подойдет в качестве разминки. Также его можно включать в занятие.

Цели:

  • закрепить основы культурно-гигиенических навыков;
  • сформировать представления о пользе гигиенических манипуляций.

Задачи:

  • развить посредством игровой деятельности интерес к КГН;
  • воспитать культуру общения.

Воспитатель говорит:

-Здравствуйте дети!

Дети здороваются с воспитателем.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) во 2 младшей группе

Воспитатель продолжает:

— Ребята, я приглашаю вас немного размяться, чтобы наши ручки и ножки смогли подвигаться. Ну что, готовы?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Тогда для разминки нам нужно стать в круг.

Дети становятся в круг вместе с воспитателем.

Воспитатель говорит:

— Ребята, я буду говорить, и показывать движения, а вы повторяйте все за мной. Начинаем.

План действий (исходное положение – сидя на полу):

Речь Движения
Утром мы проснулись, Потягиваются руками вверх.
Миру улыбнулись. Улыбаются.
Потом зевнули сладко,

И встали с кроватки.

Зевают и встают.
Пижаму свою мы снимаем,

На пол ее не бросаем.

Руками проводят от плеч вниз.

Машут указательным пальцем и кивают головой, показывая запрет.

Сложим аккуратно,

Чтобы не валялась.

Положим под подушку,

Чтобы не помялась.

Делают движения ладошками, имитируя как бы складывание одежды.
Застилаем мы кровать,

Мягким покрывалом,

Чтоб порядок был всегда.

А потом мы в ванную.

Руками водят то влево, то вправо.

После этого шагают на месте.

В ванной комнате у нас

Щетка есть зубная.

Чистим зубы мы с утра,

Медленно, не быстро.

Имитируют чистку зубов.
А потом умоемся

Чистою водою.

И порадую я мир

Своею красотою.

Ладонями как бы умывают лицо.

Улыбаются.

Воспитатель говорит:

— Молодцы, дети! Вот так, вместе с веселой разминкой, мы вспомнили, как нужно вести себя утром. Садитесь на места.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) во 2 младшей группе

В конце упражнения воспитатель может провести беседу с детьми на тему «Мое утро». В ней дети могут поделиться с педагогом и сверстниками своими полезными привычками.

Дежурные

КГН в детском саду (младшей группе) позволяет привить детям любовь к самим себе, побудить их ухаживать за собой. Также ребята постепенно делают это не потому, что надо, а с осознанием для чего это нужно.

Цели:

  • сформировать представления о сервировке стола;
  • развить умение слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы.

Задачи:

  • развить культуру общения;
  • воспитать желание обращаться за помощью ко взрослым.

Оборудование:

  • демонстрационный материал со столовыми приборами, посуда;
  • одежда для дежурных.

Ход занятия:

Воспитатель говорит:

— Здравствуйте, дети!

Дети здороваются.

Воспитатель продолжает:

— Посмотрите, дети, что у меня в руках – набор красивых картинок! Давайте посмотрим их вместе. Поможете мне?

Ответы детей:

— Да.

Воспитатель говорит:

— Тогда я буду доставать картинки, а вы будете называть мне, что же там изображено.

Воспитатель демонстрирует картинки:

  • тарелки;
  • чашки;
  • хлебницы;
  • керамического заварочного чайника.

Воспитатель спрашивает:

— Ребята, вы назвали много предметов. Как назвать их одним словом?

Ответы детей:

— Посуда.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) во 2 младшей группе

Воспитатель говорит:

— Правильно! Это посуда. Теперь мы сыграем в игру. Я возьму все картинки и смешаю их.

Воспитатель перемешивает в руке картинки так, чтобы дети не видели изображения, а затем говорит:

— Теперь мы сыграем в игру. Подходи ко мне Петя, и вытащи одну картинку.

Ребенок подходит к воспитателю и вытаскивает 1 картинку. Например, с чашкой.

Воспитатель говорит:

— Петя, ты достал картинку с чашкой. Расскажи нам, а для чего нужна она?

Ответ ребенка:

— Чтобы пить из нее.

Воспитатель говорит:

— Правильно! А можно ли мне попить из тарелки?

Ответы детей:

— Нет!

Воспитатель продолжает:

— Верно! Из тарелки пить нельзя, только из чашки. А подскажите мне, из чего нам еще можно попить?

Ответы детей:

— Из стаканов.

Воспитатель говорит:

— Да, нам можно пить из стаканов.

После этого педагог приглашает детей вытащить еще картинки, и по такому принципу они обсуждают каждый предмет посуды.

После этого воспитатель говорит:

— Дети, а если мы с вами на стол начнем ставить тарелки, чашки и класть вилки с ложками. Как это будет называться?

Ответы детей.

Воспитатель:

— Это будет называться сервировка. Как вы думаете, зачем она нужна?

Ответы детей.

Воспитатель говорит:

— Сервировка нам нужна, чтобы мы питались как цивилизованные люди. Вот вы сами сказали, что из тарелки пить нельзя. Когда мы сервируем стол, мы же соблюдаем правила: чашку ставим подальше от тарелки, а вилку кладем слева от нее. Это важно, ведь мы все хотим быть воспитанными и соблюдать культуру питания. Правильно?

Культурно-гигиенические навыки (КГН) во 2 младшей группе

Ответы детей.

После такой беседы воспитатель предлагает сделать разминку.

Для этого дети становятся в круг, а воспитатель рассказывает вслух и показывает движения:

Это стеклянный и большой чайник!

Такой весь важный, как начальник (выпячивают животы, руки ставят на пояс).

А это – маленькие чашки,

Совсем хрупкие, бедняжки (садятся на пол, одну руку ставят на пояс).

А это – керамические блюдца,

Упадут и разобьются (встают, и делают руками в воздухе круг).

А это – маленькие ложки,

У них голова на тонкой ножке (вытягиваются вверх и сводят руки над головой).

А это – круглый поднос,

Угощение нам принес (гладят руками живот).

После этого дети смогут обсудить полученную информацию.

Этикет для детей

КГН в младшей группе – неотъемлемая часть воспитательного процесса. По этой теме проводят полноценные занятия. Делают даже интегрированные упражнения, которые включают в себя развитие речи, например.

Цели:

  • сформировать умение составлять небольшой по объему описательный рассказ по картинке;
  • развить умение строить разные типы предложений.

Задачи:

  • воспитать культуру питания.

Оборудование демонстрационное:

  • картинки по теме «Культура питания»;
  • кукла Незнайка;
  • мяч.

Ход занятия:

В гости приходит кукла Незнайка.

Воспитатель говорит:

— Дети, добрый день! Поздоровайтесь с нашим гостем – Незнайкой.

Дети здороваются.

Воспитатель говорит:

— Ребята, наш гость не умеет вести себя за столом. Давайте мы ему расскажем, как мы с вами обедаем.

Ответы детей:

  • За стол садимся спокойно, не спеша.
  • Пользуемся столовыми приборами, а не едим руками.
  • Кушаем аккуратно, не разговариваем.
  • Не глотаем большие куски, а тщательно прожевываем.
  • Благодарим после еды.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) во 2 младшей группе

Воспитатель говорит:

— Молодцы, дети. Вы все знаете. А теперь давайте поиграем в игру «Простые правила». Становитесь в круг.

Дети становятся вместе с воспитателем в круг.

Педагог говорит:

— Ребята, у меня в руках мяч. Его мы будем передавать друг другу по кругу. К кому он попадает, то называет одно правило поведения за столом или полезную привычку. Я начну. Каждый раз, перед едой, я мою руки с мылом. Теперь я передаю мяч соседу.

Воспитатель передает мяч соседнему ребенку, и он называет полезную привычку или правило поведения за столом. Воспитатель помогает при поиске верного ответа. После игры дети возвращаются за столы.

Воспитатель говорит:

— Молодцы, дети. Незнайка теперь понимает, как правильно вести себя за столом. И в этом помогли ему вы!

После занятия дети играют с Незнайкой.

Достоверно известно, что любая привычка формируется в детстве. Дети легко перенимают от взрослых последовательность многих действий. Именно по этой причине у воспитателя в младшей группе есть отличная возможность привить КГН. Активно используя игровые и иные методы, педагог рассказывает ребятам о полезных привычках.

Видео о культурно-гигиенических навыков (КГН) во 2 младшей группе

Формирование культурно-гигиенических навыков. Алгоритм мытья рук:

https://youtube.com/watch?v=w–axB8GkLo%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Что входит в культурно гигиенические навыки?

К культурно – гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержание порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Какие приемы воспитания культурно гигиенических навыков используются с детьми дошкольного возраста?

Для формирования культурно – гигиенических навыков применяются следующие методы и приемы: беседа, пример, показ, объяснение, пояснение, поощрение, упражнения в действиях. Большое предпочтение отдается игровым приемам: дидактическим играм, потешкам, стихотворениям.

Какие навыки входят в группу навыков культуры еды?

Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой. Не крошить хлеб. Пережевывать пищу с закрытым ртом. Не разговаривать с полным ртом. Тихо выходить по окончании еды из-за стола. Говорить спасибо после еды. Пользоваться только своим прибором.

Какие гигиенические привычки должны быть сформированы у дошкольников?

Дошкольник может освоить все основные навыки гигиены и понять их важность. Привычка делать зарядку по утрам, поддерживать чистоту кожи и волос, чистить зубы, мыть руки, соблюдать чистоту и аккуратность в одежде и комнате, правильно питаться и соблюдать режим дня — это основа гигиенического воспитания ребенка.

Советы

СОВЕТ №1

Создавайте регулярные ритуалы: Включите в распорядок дня детей занятия, связанные с культурно-гигиеническими навыками, такие как мытье рук перед едой и после игр. Регулярные действия помогут детям усвоить важность гигиены и сделать это привычкой.

СОВЕТ №2

Используйте игровые методы: Превратите обучение культурно-гигиеническим навыкам в игру. Например, можно организовать конкурс на лучшее мытье рук или создать сказку о том, как важна чистота. Игровая форма обучения сделает процесс более увлекательным и запоминающимся для детей.

СОВЕТ №3

Обучайте через пример: Дети учатся, подражая взрослым. Показывайте своим поведением, как важно соблюдать гигиену. Например, мойте руки вместе с детьми и комментируйте свои действия, объясняя, почему это необходимо.

СОВЕТ №4

Обсуждайте важность гигиены: Проводите беседы с детьми о том, почему культурно-гигиенические навыки важны для здоровья. Используйте простые и понятные примеры, чтобы объяснить, как чистота помогает избежать болезней и сохранять хорошее самочувствие.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации