Лэпбук Экология для дошкольников старшей, средней группы

Экологическое воспитание является одним из основных направлений дошкольных образовательных учреждений. Главная цель – сформировать личность, которая будет бережно относиться к окружающей среде и понимать, к каким последствиям для всей планеты могут привести те или иные действия.

Эффективным методом обучения и восприятия важной информации считаются увлекательные игры. В качестве пособия по экологии может выступать лэпбук.

Для средней группы

Лэпбук «Экология для дошкольников» можно создавать и использовать в средней или старшей группе. Основная его цель – донести мысль о том, что нужно бережно относиться к природе во избежание серьезных глобальных последствий.

Лэпбук Экология для дошкольников старшей, средней группы

Существует множество разработок лэпбуков, рассчитанных на младшую группу.

Они сочетают в себе следующие темы:

  • «Природные явления»;
  • «Животный и растительный мир лесов»;
  • «Четыре времени года»;
  • «Съедобные и несъедобные грибы».

Об охране природы во всех этих темах может говориться лишь кратко. Тему же «Бережное отношение к окружающему миру» следует начинать в средней группе.

В тот период, когда детям знакомы такие понятия, как:

  • «пищевая цепочка»;
  • «возобновляемые ресурсы»;
  • «Красная книга».

Врачи отмечают, что использование лэпбуков в образовательном процессе дошкольников способствует не только развитию познавательных навыков, но и формированию экологической грамотности. Они подчеркивают, что наглядные материалы помогают детям лучше усваивать информацию о природе и окружающей среде. Врачи считают, что такая форма обучения способствует развитию критического мышления и ответственности за сохранение экологии. Кроме того, активное участие в создании лэпбука развивает у детей творческие способности и командный дух. Важно, чтобы занятия были интерактивными, что позволит детям не только получать знания, но и применять их на практике, что в дальнейшем может положительно сказаться на их здоровье и отношении к природе.

Как смастерить лэпбукКак смастерить лэпбук

Цели и задачи

Лэпбук по экологии, предназначенный для средней группы, выполняет следующие задачи:

  • доносит до детей мысли о том, что нужно беречь природу;
  • учит их жить в гармонии с окружающей средой;
  • знакомит детей с некоторыми природными объектами и их значимостью для человечества;
  • развивает воображение;
  • прививает любовь к творчеству;
  • расширяет знания об окружающем мире.

Информационное наполнение

Лэпбук «Экология для дошкольников» должен быть наполнен информацией об окружающем мире. Познавательный материал должен быть представлен не только текстом, но и многочисленными яркими картинками, различными играми, заданиями.

Примеры лэпбука Экология для дошкольников

Лэпбук Экология для дошкольников старшей, средней группы

Здесь могут использоваться:

  • карточки с изображением живых и неживых объектов природы;
  • различные пословицы, поговорки и стихотворения о природе;
  • вопросы или загадки об объектах природы;
  • различные головоломки, например, ребусы и пазлы.

Также детям будет интереснее изучать окружающий мир, если для них регулярно будут проводиться конкурсы и викторины.

Лэпбук по экологии для дошкольников стал настоящим открытием для многих родителей и педагогов. В отзывах отмечают, что он помогает детям легко и увлекательно усваивать важные экологические понятия. Родители делятся, как их дети с интересом изучают материалы, обсуждают проблемы загрязнения и учатся бережному отношению к природе. Педагоги подчеркивают, что лэпбук способствует развитию творческих способностей, ведь дети могут самостоятельно создавать и оформлять свои страницы. Кроме того, такой подход делает обучение более интерактивным, что особенно важно для детей младшего возраста. В целом, лэпбук стал эффективным инструментом для формирования экологической грамотности у дошкольников, вызывая положительные эмоции и интерес к окружающему миру.

Подборка пословиц и поговорок

Среди большого многообразия пословиц и поговорок, которыми богат русский язык, несложно найти то, что имеет прямое отношение к объектам природы. При этом поговорка или пословица должна раскрывать важность этого объекта.

Подборка загадок

Загадки для лэпбука следует искать в произведениях детских писателей о природе.

Лэпбук Экология для дошкольников старшей, средней группы

Это могут быть загадки о:

  • огородных и садовых культурах;
  • явлениях природы;
  • грибах;
  • диких животных;
  • рыбах;
  • насекомых;
  • птицах.

Подборка стихов

Существенную помощь в работе по экологическому воспитанию педагогам окажут различные короткие стихи. Множество стихотворений о природе имеется у известных авторов: Пушкина, Есенина, Плещеева.

Например, стихотворение:

  • «Катя» А. Барто;
  • «Вот уж снег последний в поле тает…» Алексея Толстого.

Подборка картинок

На картинках, которыми наполняется экологический лэпбук, должны присутствовать объекты природы как живой, так и неживой. Также это могут быть различные иллюстрированные памятки, показывающие, как нужно и как не нужно себя вести в природе.

Оформление

Лэпбук по экологии может представлять собой папку с несколькими разворотами. На каждой стороне такого пособия, а также на обложке должен содержаться познавательный материал. Чтобы привлечь внимание дошкольников, оформление должно быть интересным и необычным.

Лэпбук Экология для дошкольников старшей, средней группы

К оформлению лэпбука следует привлечь самих учеников. В этом случае они лучше запомнят пройденный материал.

Этапы создания лэпбука могут быть следующие:

  1. Придумать заголовок. Он может любым, главное, чтобы полностью соответствовал теме. Например, на обложке может быть крупными, красивыми буквами написано «Природа и мы».
  2. Дополнить страницы оригинальными элементами оформления. Например, в пособие можно добавить небольшие книжечки, чтобы дети могли их перелистывать.
  3. Приклеить раскладные конверты. Один из примеров необычного оформления – конверт, завязанный на ленточки.
  4. Разместить в лэпбуке «календарь погоды» – круг, состоящий из нескольких секторов. Вращая его, дети будут определять вчерашнюю или сегодняшнюю погоду.

Как использовать

Дети могут просто рассматривать содержимое лэпбука или участвовать с его помощью в познавательных играх.

Например:

  • составление цепи питания – с использованием карточек и шнуровки;
  • соотношение зверей и их следов – с применением карточек;
  • помоги птичкам перезимовать – с использованием карточек с изображением самих птиц и пищи, которую они больше всего любят;
  • определи время года – с применением 4-х картонок панно.

Для старшей группы

Лэпбук про серьезные проблемы человечества детям следует предлагать непосредственно перед поступлением в школу.

У лэпбука, предназначенного для старших дошкольников, имеются следующие задачи:

  • давать детям представление об экологии;
  • воспитывать у ребят бережное отношение к миру;
  • помочь детям усвоить грамоту поведения в природе;
  • дать знания о редких, исчезающих видах животных и растений, а также о лекарственных растениях.

https://youtube.com/watch?v=Pd2vbMCZeYc%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Дети старшей группы могут принимать участие в наполнении лэпбука, к примеру, выбирать цвета для карточек, которые подготовит воспитатель и раскрашивать их.

Лэпбук «Экология для дошкольников» старшей группы должен быть наполнен информацией, напрямую относящейся к теме защиты природы.

А именно:

Раздел наполнения Описание
Правила поведения Их можно написать на карточке, дополнив яркими запоминающимися иллюстрациями. Если ребенок не сможет их прочитать, по картинке ему должно быть все понятно. Глядя на рисунок, он сможет рассказать воспитателю, как следует и как не следует себя вести, находясь на природе.

Для лучшего запоминания текст можно представить в стихотворной форме

Экологические знаки Каждый из них должен собой представлять простой рисунок, заключенный в красную окружность и перечеркнутый отчетливо видной красной линией.
На знаках должно быть изображено то, что ни в коем случае нельзя делать в природе.Примеры рисунков для запрещающих экологических знаков могут быть следующими:
  • гриб и нога, которая вот-вот на него наступит;
  • костер в лесу, оставленный без присмотра;
  • яйца в птичьем гнезде, к которым тянется рука;
  • цветок, над которым также находится рука, пытающаяся его сорвать.

Все эти картинки обязательно перечеркиваются красной линий, чтобы дети понимали, что ничего из этого делать ни в коем случае нельзя

Карточки с изображениями объектов живой и неживой природы С их помощью старшие дошкольники будут выстраивать определенные цепочки, по которым данные объекты взаимодействуют друг с другом.
Количество карточек может постоянно пополняться. Подготавливать их могут как воспитатели, так и дети или их родители.
Объекты, которые могут быть нарисованы на карточках, следующие:
  • дневное и ночное небесные светила;
  • различные животные;
  • растения;
  • пейзажи разных времен года;
  • человек;
  • цветы;
  • водоемы;
  • голубое небо
Зеленая аптека Так называется множество карточек с изображенными на них растениями, которые могут быть использованы в качестве лекарственных средств.

Это могут быть:

Каждая картинка должна сопровождаться небольшим текстом, который кратко описывает полезные действия растения или его части

«Исчерпаемые ресурсы» Дошкольники обязаны знать, что есть ресурсы, которые постоянно возобновляются (кислород), но при этом среди полезных веществ есть и такие, которые невозможно воспроизвести (уголь, нефть, газ)
Информация про мусор Должно быть уделено большое внимание мусору и его разновидностям. Эта информация может быть оформлена в виде мусорных контейнеров, на каждом из которых имеется соответствующая надпись:
  • «Макулатура»;
  • «Пластик»;
  • «Пищевые отходы»;
  • «Стеклотара»
Красная книга Это обязательный компонент лэпбука. Она должна быть с изображениями и описаниями тех видов животных и растений, которых осталось на планете совсем мало. Эта тема важная и интересная, по ней можно оформить отдельный лэпбук
Дидактические игры Все представленные в нем игры должны иметь прямое отношение к экологическим проблемам.

Детям можно, например:

  • давать задачи – определить животное по его сладам;
  • распределить мусор по его видам;
  • накормить птиц;
  • угадать, кто и где живет;
  • рассортировать съедобные и несъедобные грибы
Театр на фланелеграфе Используя персонажей, вырезанных из плотной бумаги, дети могут разыгрывать небольшие сценки, каждая из которых будет учить бережно относиться к природе
Карточки с вопросами для детской викторины Их можно поместить в специальный кармашек. Ребятам будет интересно отвечать на вопросы, имеющие отношение к защите природы. Вопросы должны быть грамотно составлены. Вот один из примеров: «В преддверии новогодних праздников многие папы уходят в лес, чтобы срубить там елку и принести ее домой. Правильно ли они делают?»
Сама викторина с такими вопросами может проводиться на занятиях или в свободное время. Также она может стать отдельным мероприятием
Примеры сказок на тему экологии Детям необходимо показать, что экология есть даже в хорошо им знакомых сказках.

Например:

  • Иван-Царевич, пытаясь найти свою невесту, встретил на своем пути много разных животных, и никому из них не сделал ничего плохого. Те же, в свою очередь, отплатили ему добром, оказав помощь в поиске иглы, в которой была спрятана смерть ужасного и жестокого Кощея Бессмертного;
  • о том, что каждое живое существо по-своему полезно для природы свидетельствуют «Гуси-Лебеди». Главная героиня – маленькая девочка, пытаясь найти своего брата, помогла деревцу и речке. Они же затем помогли ей и ее брату спрятаться от преследующей Бабы-Яги

Также лучшему запоминанию важной информации по экологии способствуют:

  • пословицы;
  • поговорки;
  • короткие стихи;
  • занимательные задачи.

Дети должны знать, что в русском языке существует множество пословиц и поговорок, которые учат главному – бережному отношению ко всему, что дает природа. Глубокий смысл, который заложен в вышеупомянутую сказку «Гуси-Лебеди», имеет поговорка «Кто землю лелеет, того земля жалеет».

Практически каждая русская поговорка о природе и временах года имеет подобный смысл.

О прочной взаимосвязи всего, что нас окружает, красноречиво говорят следующие поговорки:

  • «Был бы лес, соловьи прилетят»;
  • «Старые деревья молодые охраняют».

Лэпбук Экология для дошкольников старшей, средней группы

Правильному отношению к природе учат следующие поговорки:

  • «Сломать дерево недолго, вырастить – годы»;
  • «Кто не сажал дерево, тому не лежать в тени».

Загадки об объектах и явлениях природы, которыми также богат наш фольклор, могут быть применены в свободной и образовательной деятельности детей. Можно провести с этой целью специальное мероприятие.

Красноречиво о взаимосвязи природных объектов и о том, что все они требуют бережного отношения, могут говорить короткие стихи. Некоторые из них за свои небольшие размеры могут даже быть причислены к поговоркам. Но главное – это их смысл. Например: «Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади».

Будет лучше, если для каждой составляющей лэпбука подобрать соответствующую картинку – такую, чтобы ребенок, глядя на нее, смог хорошо усвоить правила поведения в природе. Иллюстрация может быть подобрана к каждой пословице, поговорке, загадке и стихотворению.

Оформляя лэпбук, воспитатель должен стараться применять максимум интересных деталей для привлечения детского внимания.

Лэпбук Экология для дошкольников старшей, средней группы

Чем больше будет использовано декоративных элементов, тем больше такое пособие понравится детям.

В первую очередь необходимо придумать, как будет озаглавлено пособие. Варианты могут быть следующими:

  • «Береги наш общий зеленый дом»;
  • «Юные защитники природы»;
  • «Берегите нашу родную планету».

«Лицом» лэпбука станет его обложка. Как правило, здесь рисуют объекты природы. Один из интересных вариантов оформления обложки – голубая планета, наделенная человеческими чертами: она улыбается, у нее есть глаза, руки и ноги. К краям обложки можно прикрепить зеленые ленточки.

Можно сделать так, чтобы обложка лэпбука состояла из 2-х частей:

  • одну выполнить в теплых тонах и изобразить веселых животных;
  • другая в противовес станет серой и хмурой, с изображениями засохших растений, показывая то, что может произойти, если люди не будут бережно относиться к окружающему их прекрасному зеленому и голубому миру.

Использовать лэпбук следует на занятиях по изучению окружающего мира. Из пособия могут быть взяты наглядные примеры, интересные факты.

Лэпбук Экология для дошкольников старшей, средней группы

Также лэпбук подходит и для индивидуальных занятий. Ребенок может с большим интересом рассматривать его, одновременно получая новые знания, а также повторяя то, что уже было пройдено.

На занятиях детям могут быть предложены следующие игры:

  • сортировка мусора – с использованием карточек;
  • накорми птичек – применяются карточки с изображением различных птиц и их любимого корма;
  • пазлы на экологическую тему.

Лэпбук одновременно является интересным методическим пособием и интерактивной книгой. Благодаря постоянному контакту с лэпбуком ребенок лучше усваивает информацию, не прилагая к этому больших усилий.

Лэпбук по экологии – это хороший способ повторить пройденный материал. Благодаря такому пособию дошкольники учатся собирать информацию. Оно способствует развитию их внимательности, мышления, речи и мелкой моторики.

Видео о лэпбуке

Как сделать лэпбук:

https://youtube.com/watch?v=-PxQBRVKXzE%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Что такое лэпбук и как он может помочь в обучении экологии детей дошкольного возраста?

Лэпбук — это интерактивная папка, содержащая различные элементы, такие как карточки, схемы и игры, которые помогают детям усваивать информацию в игровой форме. В контексте экологии, лэпбук может познакомить детей с основами охраны окружающей среды, важностью растений и животных, а также с простыми способами заботы о природе, что делает обучение увлекательным и доступным.

Какие темы экологии можно включить в лэпбук для дошкольников?

В лэпбук для дошкольников можно включить темы, такие как “Животные и их среда обитания”, “Растения и их роль в экосистеме”, “Сохранение воды и энергии”, а также “Утилизация отходов”. Каждая из этих тем может быть представлена через яркие иллюстрации, задания и игры, что способствует лучшему пониманию и запоминанию информации.

Как можно использовать лэпбук в процессе обучения детей?

Лэпбук можно использовать как на занятиях, так и в свободное время. Воспитатели могут организовывать игры и обсуждения, основанные на материалах лэпбука, а также предлагать детям самостоятельно исследовать его содержимое. Это способствует развитию критического мышления, творческих способностей и интереса к окружающему миру.

Советы

СОВЕТ №1

Создайте лэпбук вместе с детьми. Это не только увлекательное занятие, но и отличный способ обучить их основам экологии через практическое взаимодействие. Позвольте детям выбирать темы и материалы, чтобы они чувствовали себя вовлечёнными в процесс.

СОВЕТ №2

Используйте яркие и наглядные материалы. Включите в лэпбук картинки, схемы и даже небольшие образцы природных материалов. Это поможет детям лучше запомнить информацию и сделает изучение экологии более интересным.

СОВЕТ №3

Включите в лэпбук интерактивные элементы, такие как кармашки, раскладушки и игры. Это не только сделает процесс обучения более увлекательным, но и поможет детям развивать мелкую моторику и творческие навыки.

СОВЕТ №4

Регулярно обновляйте лэпбук, добавляя новые знания и материалы. Это поможет поддерживать интерес детей к экологии и позволит им видеть, как их знания растут и развиваются со временем.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации