Экологическое воспитание является одним из основных направлений дошкольных образовательных учреждений. Главная цель – сформировать личность, которая будет бережно относиться к окружающей среде и понимать, к каким последствиям для всей планеты могут привести те или иные действия.
Эффективным методом обучения и восприятия важной информации считаются увлекательные игры. В качестве пособия по экологии может выступать лэпбук.
Для средней группы
Лэпбук «Экология для дошкольников» можно создавать и использовать в средней или старшей группе. Основная его цель – донести мысль о том, что нужно бережно относиться к природе во избежание серьезных глобальных последствий.
Существует множество разработок лэпбуков, рассчитанных на младшую группу.
Они сочетают в себе следующие темы:
- «Природные явления»;
- «Животный и растительный мир лесов»;
- «Четыре времени года»;
- «Съедобные и несъедобные грибы».
Об охране природы во всех этих темах может говориться лишь кратко. Тему же «Бережное отношение к окружающему миру» следует начинать в средней группе.
В тот период, когда детям знакомы такие понятия, как:
- «пищевая цепочка»;
- «возобновляемые ресурсы»;
- «Красная книга».
Врачи отмечают, что использование лэпбуков в образовательном процессе дошкольников способствует не только развитию познавательных навыков, но и формированию экологической грамотности. Они подчеркивают, что наглядные материалы помогают детям лучше усваивать информацию о природе и окружающей среде. Врачи считают, что такая форма обучения способствует развитию критического мышления и ответственности за сохранение экологии. Кроме того, активное участие в создании лэпбука развивает у детей творческие способности и командный дух. Важно, чтобы занятия были интерактивными, что позволит детям не только получать знания, но и применять их на практике, что в дальнейшем может положительно сказаться на их здоровье и отношении к природе.
Цели и задачи
Лэпбук по экологии, предназначенный для средней группы, выполняет следующие задачи:
- доносит до детей мысли о том, что нужно беречь природу;
- учит их жить в гармонии с окружающей средой;
- знакомит детей с некоторыми природными объектами и их значимостью для человечества;
- развивает воображение;
- прививает любовь к творчеству;
- расширяет знания об окружающем мире.
Информационное наполнение
Лэпбук «Экология для дошкольников» должен быть наполнен информацией об окружающем мире. Познавательный материал должен быть представлен не только текстом, но и многочисленными яркими картинками, различными играми, заданиями.
Здесь могут использоваться:
- карточки с изображением живых и неживых объектов природы;
- различные пословицы, поговорки и стихотворения о природе;
- вопросы или загадки об объектах природы;
- различные головоломки, например, ребусы и пазлы.
Также детям будет интереснее изучать окружающий мир, если для них регулярно будут проводиться конкурсы и викторины.
Лэпбук по экологии для дошкольников стал настоящим открытием для многих родителей и педагогов. В отзывах отмечают, что он помогает детям легко и увлекательно усваивать важные экологические понятия. Родители делятся, как их дети с интересом изучают материалы, обсуждают проблемы загрязнения и учатся бережному отношению к природе. Педагоги подчеркивают, что лэпбук способствует развитию творческих способностей, ведь дети могут самостоятельно создавать и оформлять свои страницы. Кроме того, такой подход делает обучение более интерактивным, что особенно важно для детей младшего возраста. В целом, лэпбук стал эффективным инструментом для формирования экологической грамотности у дошкольников, вызывая положительные эмоции и интерес к окружающему миру.
Подборка пословиц и поговорок
Среди большого многообразия пословиц и поговорок, которыми богат русский язык, несложно найти то, что имеет прямое отношение к объектам природы. При этом поговорка или пословица должна раскрывать важность этого объекта.
Подборка загадок
Загадки для лэпбука следует искать в произведениях детских писателей о природе.
Это могут быть загадки о:
- огородных и садовых культурах;
- явлениях природы;
- грибах;
- диких животных;
- рыбах;
- насекомых;
- птицах.
Подборка стихов
Существенную помощь в работе по экологическому воспитанию педагогам окажут различные короткие стихи. Множество стихотворений о природе имеется у известных авторов: Пушкина, Есенина, Плещеева.
Например, стихотворение:
- «Катя» А. Барто;
- «Вот уж снег последний в поле тает…» Алексея Толстого.
Подборка картинок
На картинках, которыми наполняется экологический лэпбук, должны присутствовать объекты природы как живой, так и неживой. Также это могут быть различные иллюстрированные памятки, показывающие, как нужно и как не нужно себя вести в природе.
Оформление
Лэпбук по экологии может представлять собой папку с несколькими разворотами. На каждой стороне такого пособия, а также на обложке должен содержаться познавательный материал. Чтобы привлечь внимание дошкольников, оформление должно быть интересным и необычным.
К оформлению лэпбука следует привлечь самих учеников. В этом случае они лучше запомнят пройденный материал.
Этапы создания лэпбука могут быть следующие:
- Придумать заголовок. Он может любым, главное, чтобы полностью соответствовал теме. Например, на обложке может быть крупными, красивыми буквами написано «Природа и мы».
- Дополнить страницы оригинальными элементами оформления. Например, в пособие можно добавить небольшие книжечки, чтобы дети могли их перелистывать.
- Приклеить раскладные конверты. Один из примеров необычного оформления – конверт, завязанный на ленточки.
- Разместить в лэпбуке «календарь погоды» – круг, состоящий из нескольких секторов. Вращая его, дети будут определять вчерашнюю или сегодняшнюю погоду.
Как использовать
Дети могут просто рассматривать содержимое лэпбука или участвовать с его помощью в познавательных играх.
Например:
- составление цепи питания – с использованием карточек и шнуровки;
- соотношение зверей и их следов – с применением карточек;
- помоги птичкам перезимовать – с использованием карточек с изображением самих птиц и пищи, которую они больше всего любят;
- определи время года – с применением 4-х картонок панно.
Для старшей группы
Лэпбук про серьезные проблемы человечества детям следует предлагать непосредственно перед поступлением в школу.
У лэпбука, предназначенного для старших дошкольников, имеются следующие задачи:
- давать детям представление об экологии;
- воспитывать у ребят бережное отношение к миру;
- помочь детям усвоить грамоту поведения в природе;
- дать знания о редких, исчезающих видах животных и растений, а также о лекарственных растениях.
https://youtube.com/watch?v=Pd2vbMCZeYc%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Дети старшей группы могут принимать участие в наполнении лэпбука, к примеру, выбирать цвета для карточек, которые подготовит воспитатель и раскрашивать их.
Лэпбук «Экология для дошкольников» старшей группы должен быть наполнен информацией, напрямую относящейся к теме защиты природы.
А именно:
Раздел наполнения | Описание |
Правила поведения | Их можно написать на карточке, дополнив яркими запоминающимися иллюстрациями. Если ребенок не сможет их прочитать, по картинке ему должно быть все понятно. Глядя на рисунок, он сможет рассказать воспитателю, как следует и как не следует себя вести, находясь на природе.
Для лучшего запоминания текст можно представить в стихотворной форме |
Экологические знаки | Каждый из них должен собой представлять простой рисунок, заключенный в красную окружность и перечеркнутый отчетливо видной красной линией. На знаках должно быть изображено то, что ни в коем случае нельзя делать в природе.Примеры рисунков для запрещающих экологических знаков могут быть следующими:
Все эти картинки обязательно перечеркиваются красной линий, чтобы дети понимали, что ничего из этого делать ни в коем случае нельзя |
Карточки с изображениями объектов живой и неживой природы | С их помощью старшие дошкольники будут выстраивать определенные цепочки, по которым данные объекты взаимодействуют друг с другом. Количество карточек может постоянно пополняться. Подготавливать их могут как воспитатели, так и дети или их родители. Объекты, которые могут быть нарисованы на карточках, следующие:
|
Зеленая аптека | Так называется множество карточек с изображенными на них растениями, которые могут быть использованы в качестве лекарственных средств.
Это могут быть: Каждая картинка должна сопровождаться небольшим текстом, который кратко описывает полезные действия растения или его части |
«Исчерпаемые ресурсы» | Дошкольники обязаны знать, что есть ресурсы, которые постоянно возобновляются (кислород), но при этом среди полезных веществ есть и такие, которые невозможно воспроизвести (уголь, нефть, газ) |
Информация про мусор | Должно быть уделено большое внимание мусору и его разновидностям. Эта информация может быть оформлена в виде мусорных контейнеров, на каждом из которых имеется соответствующая надпись:
|
Красная книга | Это обязательный компонент лэпбука. Она должна быть с изображениями и описаниями тех видов животных и растений, которых осталось на планете совсем мало. Эта тема важная и интересная, по ней можно оформить отдельный лэпбук |
Дидактические игры | Все представленные в нем игры должны иметь прямое отношение к экологическим проблемам.
Детям можно, например:
|
Театр на фланелеграфе | Используя персонажей, вырезанных из плотной бумаги, дети могут разыгрывать небольшие сценки, каждая из которых будет учить бережно относиться к природе |
Карточки с вопросами для детской викторины | Их можно поместить в специальный кармашек. Ребятам будет интересно отвечать на вопросы, имеющие отношение к защите природы. Вопросы должны быть грамотно составлены. Вот один из примеров: «В преддверии новогодних праздников многие папы уходят в лес, чтобы срубить там елку и принести ее домой. Правильно ли они делают?» Сама викторина с такими вопросами может проводиться на занятиях или в свободное время. Также она может стать отдельным мероприятием |
Примеры сказок на тему экологии | Детям необходимо показать, что экология есть даже в хорошо им знакомых сказках.
Например:
|
Также лучшему запоминанию важной информации по экологии способствуют:
- пословицы;
- поговорки;
- короткие стихи;
- занимательные задачи.
Дети должны знать, что в русском языке существует множество пословиц и поговорок, которые учат главному – бережному отношению ко всему, что дает природа. Глубокий смысл, который заложен в вышеупомянутую сказку «Гуси-Лебеди», имеет поговорка «Кто землю лелеет, того земля жалеет».
Практически каждая русская поговорка о природе и временах года имеет подобный смысл.
О прочной взаимосвязи всего, что нас окружает, красноречиво говорят следующие поговорки:
- «Был бы лес, соловьи прилетят»;
- «Старые деревья молодые охраняют».
Правильному отношению к природе учат следующие поговорки:
- «Сломать дерево недолго, вырастить – годы»;
- «Кто не сажал дерево, тому не лежать в тени».
Загадки об объектах и явлениях природы, которыми также богат наш фольклор, могут быть применены в свободной и образовательной деятельности детей. Можно провести с этой целью специальное мероприятие.
Красноречиво о взаимосвязи природных объектов и о том, что все они требуют бережного отношения, могут говорить короткие стихи. Некоторые из них за свои небольшие размеры могут даже быть причислены к поговоркам. Но главное – это их смысл. Например: «Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади».
Будет лучше, если для каждой составляющей лэпбука подобрать соответствующую картинку – такую, чтобы ребенок, глядя на нее, смог хорошо усвоить правила поведения в природе. Иллюстрация может быть подобрана к каждой пословице, поговорке, загадке и стихотворению.
Оформляя лэпбук, воспитатель должен стараться применять максимум интересных деталей для привлечения детского внимания.
Чем больше будет использовано декоративных элементов, тем больше такое пособие понравится детям.
В первую очередь необходимо придумать, как будет озаглавлено пособие. Варианты могут быть следующими:
- «Береги наш общий зеленый дом»;
- «Юные защитники природы»;
- «Берегите нашу родную планету».
«Лицом» лэпбука станет его обложка. Как правило, здесь рисуют объекты природы. Один из интересных вариантов оформления обложки – голубая планета, наделенная человеческими чертами: она улыбается, у нее есть глаза, руки и ноги. К краям обложки можно прикрепить зеленые ленточки.
Можно сделать так, чтобы обложка лэпбука состояла из 2-х частей:
- одну выполнить в теплых тонах и изобразить веселых животных;
- другая в противовес станет серой и хмурой, с изображениями засохших растений, показывая то, что может произойти, если люди не будут бережно относиться к окружающему их прекрасному зеленому и голубому миру.
Использовать лэпбук следует на занятиях по изучению окружающего мира. Из пособия могут быть взяты наглядные примеры, интересные факты.
Также лэпбук подходит и для индивидуальных занятий. Ребенок может с большим интересом рассматривать его, одновременно получая новые знания, а также повторяя то, что уже было пройдено.
На занятиях детям могут быть предложены следующие игры:
- сортировка мусора – с использованием карточек;
- накорми птичек – применяются карточки с изображением различных птиц и их любимого корма;
- пазлы на экологическую тему.
Лэпбук одновременно является интересным методическим пособием и интерактивной книгой. Благодаря постоянному контакту с лэпбуком ребенок лучше усваивает информацию, не прилагая к этому больших усилий.
Лэпбук по экологии – это хороший способ повторить пройденный материал. Благодаря такому пособию дошкольники учатся собирать информацию. Оно способствует развитию их внимательности, мышления, речи и мелкой моторики.
Видео о лэпбуке
Как сделать лэпбук:
https://youtube.com/watch?v=-PxQBRVKXzE%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что такое лэпбук и как он может помочь в обучении экологии детей дошкольного возраста?
Лэпбук — это интерактивная папка, содержащая различные элементы, такие как карточки, схемы и игры, которые помогают детям усваивать информацию в игровой форме. В контексте экологии, лэпбук может познакомить детей с основами охраны окружающей среды, важностью растений и животных, а также с простыми способами заботы о природе, что делает обучение увлекательным и доступным.
Какие темы экологии можно включить в лэпбук для дошкольников?
В лэпбук для дошкольников можно включить темы, такие как “Животные и их среда обитания”, “Растения и их роль в экосистеме”, “Сохранение воды и энергии”, а также “Утилизация отходов”. Каждая из этих тем может быть представлена через яркие иллюстрации, задания и игры, что способствует лучшему пониманию и запоминанию информации.
Как можно использовать лэпбук в процессе обучения детей?
Лэпбук можно использовать как на занятиях, так и в свободное время. Воспитатели могут организовывать игры и обсуждения, основанные на материалах лэпбука, а также предлагать детям самостоятельно исследовать его содержимое. Это способствует развитию критического мышления, творческих способностей и интереса к окружающему миру.
Советы
СОВЕТ №1
Создайте лэпбук вместе с детьми. Это не только увлекательное занятие, но и отличный способ обучить их основам экологии через практическое взаимодействие. Позвольте детям выбирать темы и материалы, чтобы они чувствовали себя вовлечёнными в процесс.
СОВЕТ №2
Используйте яркие и наглядные материалы. Включите в лэпбук картинки, схемы и даже небольшие образцы природных материалов. Это поможет детям лучше запомнить информацию и сделает изучение экологии более интересным.
СОВЕТ №3
Включите в лэпбук интерактивные элементы, такие как кармашки, раскладушки и игры. Это не только сделает процесс обучения более увлекательным, но и поможет детям развивать мелкую моторику и творческие навыки.
СОВЕТ №4
Регулярно обновляйте лэпбук, добавляя новые знания и материалы. Это поможет поддерживать интерес детей к экологии и позволит им видеть, как их знания растут и развиваются со временем.