Дети в возрасте 2 лет не всегда могут четко проговаривать каждое слово. Если не начать с раннего детства корректировать речь, то с годами будет сложнее научить ребенка правильно выговаривать слова.
Многие родители, столкнувшись с подобной проблемой – чистота речи, ищут эффективные методики и одной из них считается логоритмика Железновой. Она разрабатывалась специально для детей 2-3 лет, и главное ее направление – это научить ребенка правильно проговаривать все звуки и слова в целом.
Что такое логоритмика
Логоритмика Железновой для детей 2-3 лет – это целый комплекс терапевтических упражнений с добавлением нейрогимнастики. Во время занятия логоритмикой дети выполняют определенные речевые задачи с применением специальных движений, слов и музыки.
Главная цель логоритмики – это сделать все возможное, чтобы помочь каждому ребенку с проблемами речи научиться правильно и четко говорит и развить музыкальный слух.
Логоритмика Железновой для детей 2-3 лет – это активно применяемый российскими специалистами метод корректировки, во время которого активно используются различные виды игр и тренировок.
В том числе таких, как:
- ходьба со сменой направления;
- задачи по развитию дыхания;
- упражнения для улучшения мышечного тонуса;
- артикуляция стихов;
- пение.
https://youtube.com/watch?v=sGcXgshOIXA%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Специалисты в области детской психологии и логопедии отмечают, что логоритмика Железновой является эффективным методом для развития речевых навыков у детей в возрасте 2-3 лет. Врачи подчеркивают, что данный подход сочетает в себе элементы музыки, движения и речи, что способствует не только улучшению артикуляции, но и развитию слухового восприятия и моторики.
По мнению врачей, занятия логоритмикой помогают детям преодолевать речевые задержки и формировать уверенность в себе. Важно, что метод основан на игре, что делает обучение увлекательным и доступным для малышей. Врачи рекомендуют проводить занятия в группах, так как это способствует социализации и взаимодействию между детьми.
Таким образом, логоритмика Железновой является ценным инструментом в раннем развитии детей, позволяя им не только осваивать речь, но и развивать эмоциональную сферу и креативность.
Зачем и каким детям она нужна
Не всегда родители могут самостоятельно определить, что их ребенку требуется коррекция. Есть дети, который быстро и активно развиваются во всех направлениях, а есть те, кому без посторонней помощи никак не успеть за сверстниками. Именно поэтому система воспитания подбирается каждому ребенку индивидуально.
Но в возрасте 2-3 лет логоритмика обязательно необходима тем детям, у которых наблюдается:
- заикание;
- замедленный темп речи;
- дизартрия или же специалист поставил диагноз ЗРР;
- слабая ориентация в пространстве;
- слабое осваивание двигательных навыков.
Занятия
Логоритмика Железновой специально разрабатывалась для детей 2-3 лет. Она представлена в игровой форме, что поможет ребенку в обществе других сверстников значительно ускорить усвоение навыков речи.
Чаще детский сад берет на себя функцию обучения детей логоритмике, но и родители также должны подключиться к обучению, чтобы в домашних условиях закрепить достигнутый результат. Специальные упражнения и игры, проводимые дома не займут много времени и принесут позитив в семью.
Логоритмика Железновой помогает достичь таких целей:
- провести корректировку и тренировку навыков речи;
- провести полное оздоровление детского организма;
- развить правильное дыхание;
- совершенствовать координацию;
- улучшить эстетическое воспитание;
- улучшить чувство ритма.
Логоритмика Железновой для детей 2-3 лет предусматривает использование музыки, что позволяет дополнительно еще развить фонетический слух. Простые и понятные песенки про автобус, мишку, паучка составлены так, чтобы максимально проработать каждый мускул, отвечающий за артикуляцию.
Классический урок по методике Железновой долен состоять из таких шагов:
- приветствие;
- разминка;
- игры, предусматривающие жесты и упражнения для пальчиков;
- массаж в форме игры;
- гимнастика под музыку;
- логоритмика;
- распевка и пение;
- сказки;
- прощание.
В среднем одно занятие должно длится не более 45 мин., иначе ребенок устанет и всю программу до конца не пройдет.
Логоритмика Железновой для детей 2-3 лет вызывает множество положительных откликов у родителей и специалистов. Многие отмечают, что занятия помогают развивать речь, слух и координацию движений у малышей. Родители делятся, что их дети становятся более уверенными в себе, легче общаются и начинают быстрее осваивать новые слова. Программа включает в себя элементы музыки, ритма и движений, что делает занятия увлекательными и динамичными. Педагоги подчеркивают, что такой подход способствует не только развитию речевых навыков, но и формированию эмоциональной связи между детьми и взрослыми. В целом, логоритмика Железновой воспринимается как эффективный инструмент для гармоничного развития детей в раннем возрасте.
Автобус
Это упражнение обязательно выполняется на мяче.
Логопед говорит:
- Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим.
Дети в это время медленно покачиваются из стороны в стороны на мяче.
- И из окошечка глядим, все глядим!
Дети поднимают руки и пальцы смыкают в форме окошечка, после смотрят в него, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону.
- Глядим назад, глядим вперед, вот так вот, вот так вот.
Дети совершают повороты то в одну, то в другую сторону, вглядываясь вдаль из-под ладони.
- Ну что ж автобус не везет, не везет?
Выполняется пожатие плечами.
- Колеса закружились вот так вот, вот так вот вперед мы покатились вот так вот!
В это время дети выполняют круговые движения руками впереди от себя.
- А щетки по стеклу шуршат вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик,
- Все капельки смести хотят вжик-вжик-вжик!
Выполняется покачивание руками, согнутыми в локтях, которые имитируют работу дворников.
- И мы не просто так сидим, крутим руль и бибикаем: бип-бип-бип, бип-бип-бип,
- Мы громко-громко все гудим: бип-бип-бип!
- Пускай автобус нас трясет вот так вот, вот так вот,
- Мы едем-едем все вперед вот так вот!
Все активно прыгают на мячах.
Погремушка
- Погремушка, погремушка, музыкальная игрушка.
- Хочешь, сразу две возьми и греми, греми, греми,
- Хочешь, сразу две возьми и греми, греми, греми.
- Спрячь за спину погремушку, отдохнут от шума ушки,
- На соседку погляди и тихонько посиди,
- На соседку погляди и тихонько посиди.
Часы
Логопед говорит:
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки.
- Мышь полезла в первый раз
- Посмотреть который час.
- Вдруг часы сказали: “Бом!”,
Дети выполняют один хлопок над головой.
Дети опускают руки на пол.
- Мышь полезла второй раз
- Посмотреть, который час,
- Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
Дети выполняют 2 хлопка.
- Мышь скатилась кувырком.
- Мышь полезла в третий раз
- Посмотреть, который час.
- Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
Дети выполняют 3 хлопка.
Лягушата
- Четверо лягушат вместе на пне сидят,
- Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят:
- Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
- Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
- Вдруг в лужу один нырнул, в теплой воде заснул,
- А трое лягушат вкусных червячков едят:
- Ням-ням…
- Вдруг в лужу один нырнул, в теплой воде заснул,
- А двое лягушат вкусных червячков едят:
- Ням-ням…
- Вдруг в лужу один нырнул, в теплой воде заснул.
- Последний все сидит и на червячков глядит.
Разминка
Проговаривая слова песенки, ребенок обязательно повторяет движения, указанные в ней:
- Головами покиваем,
- Носиками помотаем,
- И зубами постучим,
- И немножко помолчим.
- Плечиками мы покрутим
- И про ручки не забудем,
- Пальчиками потрясем
- И немножко отдохнем.
- Мы ногами поболтаем
- И чуть-чуть поприседаем
- Ножку ножкой подобьем
- И с начала все начнем…
Наши ручки
Логопед говорит:
- Наши ручки испачкались, давайте, вымоем их теплой водичкой.
- Наши ручки отмываем вот так, вот так.
Дети имитируют мытье рук.
Логопед продолжает:
- Наши ручки поднимаем, вот так, вот так.
- Поднимаем руки вверх, пальцы растопырены, «фонарики» переворачиваем.
- Наши ручки опускаем вот так, вот так.
- Опускаем руки, пальцы растопырены, «фонарики» переворачиваем.
- И за спину убираем вот так, вот так.
Дети убирают руки за спину.
Я хочу построить дом
- Я хочу построить дом,
- Чтоб окошко было в нем,
- Чтоб у дома дверь была,
- Рядом чтоб сосна росла.
- Чтоб вокруг забор стоял,
- Пес ворота охранял,
- Чтоб на травке жил жучек,
- Бегал быстрый па-у-чек.
- Я хочу построить дом,
- Чтоб окошко было в нем,
- Чтоб у дома дверь была,
- Рядом чтоб сосна росла.
- Солнце было, дождик шел,
- Чтоб тюльпан в саду расцвел,
- Чтоб флажок на доме был,
- А за домом ежик жил.
Зайка
- Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал.
Дети прыгают.
Дети водят корпусом.
Дети руками изображают заячьи ушки над головой.
- Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал.
Дети прыгают.
Дети водят корпусом.
Дети руками изображают заячьи ушки над головой.
- И услышал зайка тихий, очень тихий звук.
Дети прикладывают руку к правому уху и поворачиваются вправо, а также влево.
Дети делают рукой «козырек» над глазами, поворачиваются вправо, а также влево.
Дети подпрыгивают на месте или прыгают вперед.
У жирафов
Перед игрой логопед просит ребенка рассказать о том, как выглядят жираф, слон, зебра, кошка.
Нужно показать им картинки с этими животными, отмечая их характерные внешние признаки:
- у жирафа – пятна;
- у слона – складки;
- у котенка – шерстка;
- у зебры – полоски.
Далее логопед подкрепляет слова жестами, которые будут использоваться в игре:
- У жирафов пятна, хлопаем ладошками по всему телу.
- У слонов есть складки, «собираем складки», щиплем себя.
- У котяток шерстка, поглаживаем себя.
- А у зебры есть полоски, проводим пальцами или ребром ладони по телу.
Во время припева дети показывают указательными пальцами рук на называемые части тела.
Вместе с нами
- Ты похлопай вместе с нами: хлоп и хлоп.
- Ты похлопай вместе с нами: хлоп и хлоп.
- Ты похлопай вместе с нами, ты похлопай вместе с нами.
- Ты похлопай вместе с нами: хлоп и хлоп.
- Ты потопай вместе с нами: топ и топ…
- Ты попрыгай вместе с нами: прыг и прыг…
- А теперь ты будешь с нами танцевать,
- А теперь ты будешь с нами танцевать,
- А теперь ты будешь с нами, а теперь ты будешь с нами,
- А теперь ты будешь с нами танцевать.
Чтобы получить реальный, стойкий и быстрый результат, стоит соблюдать несколько важных правил:
Правила | Особенности |
Правильная формировка нагрузки | Подбирать нагрузку ребенку в соответствии с его возрастом. |
Правильно подобрать время занятий | Лучшее время для занятий во второй половине дня, когда ребенок пообедает и отдохнет. |
Менять тему занятия | Постараться каждую неделю подбирать разные темы для занятий, тогда ребенку будет интереснее. |
Правильно подобранный материал | При подборе важно ориентироваться на лексические темы. |
Разнообразить материал | Постараться правильно организовать занятие, добавить в него сюжеты из сказок или мультфильмов, чтобы ребенку было интереснее выполнять речевые и музыкальные упражнения. |
Регулярность | Заниматься с ребенком нужно ежедневно. |
Правильно показывать движения | Постараться правильно показать все движения, проговаривать слова песен, чтобы ребенку было все понятно. |
Логоритмика Железновой – это уникальная авторская программа, включающая в себя музыкальные, речевые и физические упражнения. Дети в возрасте 2-3 лет с удовольствием танцуют, поют и подражают различным звуком, усовершенствуя свою речь, улучшая двигательную функцию и оздоравливаясь полностью.
Очень важно запомнить, что результатов удастся добиться только при регулярном выполнении логоритмики.
Видео на тему: логоритмика Железновой для детей 2-3 лет
Логоритмика Железновой — песенки для детей:
https://youtube.com/watch?v=hGtI-3g_f-4%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Чем полезна Логоритмика для детей?
Помогают развивать речь, внимание, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве. Вокально-артикуляционные упражнения и логопедическая гимнастика. Укрепляют мышцы артикуляционных органов, развивают их подвижность. Занятия по развитию певческих данных – фонопедические упражнения, чистоговорки.
Что делают на Логоритмике в детском саду?
Маршировку и ходьбу (под определенный ритм), упражнения, развивающие дыхание и артикуляцию, гимнастику для мышечного тонуса, скороговорки, упражнения на счет, пение, игру на детских музыкальных инструментах, ритмические движения, Ещё
Кому нужна Логоритмика?
Логоритмика идеально подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она особенно эффективна для детей с нарушениями речи, такими как заикание, дизартрия, алалия, а также для тех, кто испытывает трудности с запоминанием и воспроизведением звуков.
Какая главная задача логопедической ритмики?
Цель – преодоление нарушений в развитии детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды. Задачи логопедической ритмики: оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте простые и знакомые рифмы. Для детей 2-3 лет важно, чтобы ритмы и слова были легкими для восприятия. Выбирайте короткие стихи и песенки, которые они могут легко запомнить и повторить.
СОВЕТ №2
Включайте в занятия движения и жесты. Логоритмика предполагает активное участие детей, поэтому добавляйте простые танцы или движения, которые помогут им ассоциировать слова с действиями, что способствует лучшему запоминанию.
СОВЕТ №3
Создавайте игровую атмосферу. Занятия должны быть веселыми и непринужденными. Используйте игрушки, музыкальные инструменты или яркие картинки, чтобы привлечь внимание детей и сделать процесс обучения более увлекательным.
СОВЕТ №4
Регулярно повторяйте пройденный материал. Дети в этом возрасте учатся через повторение, поэтому старайтесь включать ранее изученные рифмы и песни в каждое занятие, чтобы закрепить знания и навыки.