Старший дошкольный возраст – это один из первых и важных этапов в жизни каждого ребенка. Совсем скоро детям из старшей группы нужно будет идти в школу, и они должны быть к ней готовы. Образовательная программа «Социально-коммуникативное развитие» — это важное направление формирования будущего ученика.
С ее помощью можно вооружить ребенка всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые помогут облегчить привыкание к школе и сделать процесс обучения более легким.
Характеристика занятий
Социально-коммуникативное развитие в старшей группе – это особый процесс усвоения и дальнейшего развития у ребенка социально-культурного опыта, который ему будет необходим для легкого включения в систему общественных отношений.
Социально-коммуникативное развитие в старшей группе, если следовать ФГОС, направлено на то, чтобы ребенок усвоил все необходимые нормы и ценности, принятые в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности.
Также оно направлено на:
- развитие общения и взаимодействия со взрослыми и одноклассниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование уважительного отношения к ближнему;
- формирование позитивных установок к различным видам творчества и труда;
- формирование основ безопасного и правильного поведения в быту, социуме и природе.
Социально-коммуникативное развитие в старшей группе – это обширная область, которая сразу охватывает много сфер детской жизни, и каждая из них имеет свои индивидуальные программные задачи и требования.
Если рассмотреть отдельную сферу социализации, развития общения и нравственного воспитание, то можно решить такие задачи:
- усвоить нормы и ценности, которые приняты в обществе, воспитать у детей моральные и нравственные качества, сформировать умение правильно оценивать свои собственные поступки и своих сверстников;
- научить свободно общаться со взрослыми и одноклассниками, сопереживать и уважительно относиться к окружающим;
- сформировать умение договариваться и самостоятельно решать любые конфликтные ситуации.
А сфера развития представлений о семье и обществе, а также патриотическом воспитании помогает решать такие задачи:
- сформировать в ребенке свой образ «Я», научить уважительно относиться к семье;
- сформировать гендерную, семейную и гражданскую идентичность;
- воспитать любовь к своей стране, гордость за все ее достижения.
Социально-коммуникативное развитие, в которое входит и формирование основ безопасного поведения среди сверстников в старшей группе, в обществе и среди взрослых, помогает решать такие задачи:
- сформировать навыки безопасного поведения в быту;
- воспитать осознанное отношение к выполнению правил безопасности;
- сформировать представление о некоторых опасных ситуациях и методах поведения в них;
- научить правилам поведения на дороге, воспитать осознанное отношение к выполнению всех правил.
В старшей группе социально-коммуникативное развитие позволяет не только формировать, но и закреплять и углублять знания, совершенствовать полученные навыки и умение.
Вся работа в основном возлагается на педагога, который должен учесть все особенности физического, а также психического развития детей, усложняя и обогащая содержание их деятельности и решая конкретные и важные задачи:
- развить дружеские отношения между сверстниками;
- обогатить свой словарь вежливых слов, культурно обогатить;
- воспитать уважение к окружающим, доброжелательность и отзывчивость;
- сформировать умение легко оценить сложившуюся ситуацию и поступки;
- научить уважать старших и не обижать маленьких.
Чтобы решить все эти задачи, используются все виды деятельности детей в детском саду:
- игровую;
- познавательно-исследовательскую;
- двигательную;
- изобразительную;
- музыкальную и другие.
Социально-коммуникативное развитие проникает во все другие образовательные сферы, позволяя правильно подготовить ребенка к новому шагу – походу в школу.
Врачи подчеркивают важность социально-коммуникативного развития детей в старшей группе, особенно в контексте реализации ФГОС. Они отмечают, что в этом возрасте формируются ключевые навыки общения, которые будут необходимы ребенку в дальнейшей жизни. Специалисты рекомендуют использовать картотеки, содержащие разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие речи, умение слушать и взаимодействовать с окружающими. Такие материалы способствуют не только улучшению речевых навыков, но и формированию эмоционального интеллекта, что особенно важно для успешной социализации. Врачи также акцентируют внимание на том, что регулярные занятия в группе помогают детям научиться работать в команде, что является основой для формирования здоровых межличностных отношений в будущем.
Упражнения
Проводить занятия, как показывает практика и многочисленные исследования ученных, лучше в игровой форме. Дети так лучше идут на контакт и быстрее усваивают все навыки и умения. При социально-коммуникативном развитии используется несколько видов игр. Все они описаны в таблице.
Виды игр | Особенности |
Дидактические | Благодаря разным упражнениям дети могут легко рассмотреть любую проблему, что позволяет развиваться им в эмоциональном и психологическом состоянии, закрепить уже полученные навыки. |
Подвижные | Занятие на свежем воздухе, в команде, помогает детям развиваться физически и выдерживать любые нагрузки. Помогают формировать выдержку и мастерство и слажено работать в команде. |
Пальчиковые | Эти игры помогают развить мелкую моторику. В старшей группе подобные игры помогут подготовить руки к письму, разить реакцию, гибкость и память. |
Поговорим о школе
Цель: научить детей легко вступать в процесс общения, ориентироваться в собеседниках и в ситуациях общения. Ход игры: воспитатель рассаживает детей по кругу.
Воспитатель начинает свой рассказ о том, что же собой представляет школа и что в ней детей ждет:
— Дети, что вам известно о школе.
И тут дети по очереди начинают рассказывать:
— Школа – это уроки, на которых учат писать, читать.
— Школа – это общение с одноклассниками, учителями.
И так все дети по кругу рассказывают о том, что они знают о школе.
Социально-коммуникативное развитие в старшей группе является ключевым аспектом образовательного процесса. Педагоги и родители отмечают, что в этом возрасте дети активно учатся взаимодействовать друг с другом, выражать свои мысли и эмоции. Картотека по ФГОС предоставляет разнообразные материалы и методические рекомендации, которые помогают организовать занятия, направленные на развитие навыков общения. Воспитатели подчеркивают важность игр и групповых заданий, которые способствуют формированию у детей чувства коллективизма и ответственности. Родители также замечают, что такие занятия помогают детям лучше понимать друг друга и находить общий язык, что в дальнейшем положительно сказывается на их социализации в обществе. В целом, подходы, предложенные в картотеке, способствуют гармоничному развитию личности ребенка и его готовности к школе.
Что такое вежливые слова?
Цель: научить детей проявлять уважение, находясь в обществе, выработать привычку использовать в общении вежливые слова. Ход игры: игра осуществляется с использованием мяча. Дети становятся в круг или же делятся на две команды и становятся друг напротив друга. Бросают один другому мяч и называют одно вежливое слово.
Изначально нужно назвать все приветственные слова: добрый день, привет, здравствуйте, рады встрече и так далее. После нужно перечислить слова благодарности: спасибо, пожалуйста, благодарю. Слова извинения: простите, мне очень жаль, сожалею. Слова прощания: до встречи, прощайте, до скорого свидания.
Волшебные очки
Цель: научить детей видеть в сверстниках их положительные качества. Ход игры: воспитатель объясняет детям, что нужно говорить только хорошие слова, которые собеседнику доставят радость и вызовут улыбку.
Воспитатель:
— У меня есть волшебные очки, которые помогают рассмотреть в человеке только его хорошие качества. Пусть каждый наденет их и посмотрит на стоящего рядом и расскажет, что же хорошего он видит в этом человеке.
Дети по очереди надевают очки и описывают ребенка, стоящего рядом.
Волшебная ниточка
Цель: научить детей видеть и подчеркивать хорошие качества и достоинства сверстников. Ход игры: воспитатель объясняет детям, что говорить они должны только хорошие слова. Дети все садятся в круг, воспитатель вместе с ними садиться и берет в руки клубок ниток.
А после воспитатель передает клубок первому ребенку и говорит ему его достоинство и так дальше по кругу. Слова должны быть только добрыми, чтобы вызвать улыбку у ребенка, о котором говорят.
Возрастная линия
Цель: помочь детям разбираться в возрастном отличии людей разного пола, пройти весь путь роста от рождения и до смерти.
Ход игры: воспитатель выдает детям карточки, на которых изображены люди разного пола и возраста. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку в соответствии с возрастным развитием людей. Во время игры обязательно идет разговор о том, что именно меняется в облике людей с возрастом.
Уроки этикета
Цель: помочь детям разобраться в нормах этикета, которые приняты в обществе и семье, правильно применять полученные навыки в игровой деятельности.
Ход игры: воспитатель готовит детям три разные большие карты, в центре которых должны быть изображены картинки по таким темам, как я в театре, в гостях, в общественном транспорте. Дети должны поделиться на три отдельные группы и распределить карты между собой.
Каждая группа детей получает небольшие карточки с тем, как нужно себя вести в том месте, что изображено на большой карте. Воспитатель дает сигнал детям, и они на карте располагают карточки с правильным поведением в этом месте.
После выполнения задания каждая выбранная ситуация оценивается и анализируется совместно всеми детьми.
Разбираемся в чувствах
Цель: закрепить у детей уже полученные навыки об умении различать эмоциональное состояние человека, адекватно его воспринимать.
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки с изображением детей с различными эмоциональными состояниями, рассмотреть карточки, а после встать по порядку так, чтобы в начале оказалась карточки с приятными переживаниями, а в конце с неприятными.
Кто сказал?
Цель: помочь детям научиться отвлекаться от фиксированности на своем личном «Я», а сосредоточиться на общении со сверстниками, развить способность видеть других людей вокруг, почувствовать слитность с ними.
Ход игры: воспитатель обязательно выбирает ведущего, который должен расположиться спиной к детям. После воспитатель выбирает еще одного ребенка, который говорит: — Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь?
Задание ведущего по голосу угадать, кто же произнес фразу. После место ведущего занимает ребенок, сказавший фразу, а из других детей выбирается снова тот, кто скажет фразу.
Радио
Цель: научить ребенка думать не только о себе любимом, но и замечать других вокруг себя: сверстников, родителей, знакомых и просто случайных прохожих. Ход игры: дети садятся в круг, а воспитатель располагается спиной к ним и объясняет: — Внимание, внимание! Потерялась девочка 6 лет, на которой была надета…
Воспитатель описывает одного из сидящих в кругу детей, после чего дети должны угадать, кого же описали. После может любой из детей стать диктором и передать сообщение о поиске ребенка.
Царевна-Несмеяна
Цель: научить детей рассмотреть и подчеркнуть положительные качества сверстников.
Ход игры: дети рассаживаются в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, который будет изображать Царевну-Несмеяну, который будет стараться не смеяться, чтобы ему не говорили. А дальше дети по очереди должны подходить к Царевне-Несмеяне и постараться добрыми и ласковыми слова рассмешить ее.
Мужские качества
Цель: научить, а после и продолжить формировать у ребенка дифференцированные представления о функциональных особенностях мужского организма. Ход обучения: дети должны встать в круг. Воспитатель становится вместе с ними и берет в руки мяч. А дальше педагог должен назвать качество и прилагательной форме, которое присуще мужчине: — Мужественный.
Бросить мяч одному из детей, если это качество относится к мужчине, то ребенок возвращает мяч со словами: — Да-да-да. Если же это качество не мужское, тогда ребенок должен ответить: — Нет-нет-нет. После можно в такой же последовательности, но назвать женские качества, чтобы помочь детям различать, что можно сказать о мужчине, описывая его, а что о женщине.
Слушай хлопки
Цель: развить у ребенка внимание, а также произвольности в его поведении. Ход игры: дети свободно передвигаются по комнате, а когда услышат хлопок воспитателя должны остановиться и замереть в форме аиста – руки расставить в стороны, а одну ногу поднять.
Если воспитатель хлопнет дважды в ладоши, то дети должны замереть в форме лягушки – присесть, пятки поставить вместе, а носки ног расставить в стороны, руки поставить между носками ног. Если же педагог хлопнет трижды, то дети продолжают свободно передвигаться по комнате.
Волшебное превращение
Цель: помочь детям развить их воображение, научить быстро перевоплощаться в нужную роль. Ход игры: воспитатель предлагает детям попробовать перевоплотиться в ягоды, фрукты, любую из игрушек. Начинает игру педагог, говоря такие слова: — Мы заходим в детский сад, раз, два, три. В этот момент дети должны придумать каким фруктом или игрушкой они входят в детский сад.
А вот дальше уже игра непосредственно зависит от воспитателя, который придумают историю, где примут участие все дети в своем придуманном облике. Но сначала педагог должен догадаться, какую же роль выбрал каждый ребенок для себя.
Что слышно?
Цель: научить детей быстро сосредотачиваться, помочь им правильно соотносить звуки и действия. Ход игры: педагог предлагает детям послушать и запомнить, что в данный момент происходит за дверью.
А после ребенок должен рассказать, что же он услышал. Другой ребенок должен послушать звуки за окном и также рассказать о том, что ему удалось там услышать. Педагог также слушает что происходит за дверью или окном, чтобы во время рассказа помочь ему описать услышанные звуки.
Четыре стихии
Цель: развить внимание у детей. Ход игры: дети садятся в круг. Воспитатель предлагает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» – вытянуть вперед, при слове «воздух» – поднять вверх, при слове «огонь» – вращать кистями. Кто ошибся – выходит из игры.
Педагог принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух!» – а показать движение «земли».
Горячий мяч
Цель: развить у детей внимание, скорость реакции, моторную ловкость. Ход игры: дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.
https://youtube.com/watch?v=GWdRihvz0OA%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверх, либо, наклонившись, через ноги. Так же можно построить детей зигзагом.
Фигуры
Цель: развить у детей внимание, мелкую моторику и воображение. Ход игры: воспитатель раскладывает счетные палочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.
Сложность задания все время увеличивают: сначала показывают простые фигуры, затем более сложные; сначала ребенок составляет фигуры, глядя на образец, затем образец убирают, дав ребенку возможность запомнить фигуру. Эту игру можно использовать наиболее эффективно в работе с детьми, испытывающими трудности при сосредоточении, характеризующимися расторможенностью.
Социально-коммуникативное развитие – это формирование нравственных и моральных ориентиров, это умение детей общаться в обществе, уважать окружающих. Это то, что обязательно нужно детям в старшей группе для полноценного их развития. Главная цель работы детского сада – это воспитатель в ребенке самые лучшие качества: доброты, гуманности, любви к родным, Родине.
Видео о развитии детей
Социально-коммуникативное развитие в старшей группе:
https://youtube.com/watch?v=7ubiAjnq-Gc%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что входит в социально коммуникативное развитие по фгос?
Социально-коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, развитие способности к общению, развитие саморегуляции, развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности.
Какие игры относятся к социально коммуникативному развитию?
Дидактическая игра «Часики эмоций»Дидактическая игра «Хорошо-плохо»Игра “Эмоции в домиках”Карточки “Приветствия” для занятия с детьмиДемонстрационный материал “Правила группы”
- беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.
Что является целью образовательной области социально коммуникативное развитие в программе дошкольного образования?
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте разнообразные методы и формы работы для развития социально-коммуникативных навыков. Включайте в занятия ролевые игры, групповые проекты и обсуждения, чтобы дети могли практиковать общение и сотрудничество в разных ситуациях.
СОВЕТ №2
Создавайте условия для самостоятельной деятельности детей. Позвольте им принимать решения, высказывать свои мнения и предлагать идеи, что способствует развитию уверенности в себе и умения общаться с окружающими.
СОВЕТ №3
Регулярно проводите мониторинг и оценку социально-коммуникативного развития детей. Используйте различные инструменты, такие как наблюдения, анкеты и беседы, чтобы выявить сильные и слабые стороны каждого ребенка и скорректировать образовательный процесс.
СОВЕТ №4
Включайте в образовательный процесс родителей. Организуйте совместные мероприятия, где дети могут продемонстрировать свои навыки общения, а родители смогут поддержать и развить их интерес к взаимодействию с другими.