Мелкая моторика рук у детей. Развитие, упражнения с раннего возраста

Моторика прослеживается у ребенка едва ли не с самого его рождения. Как только малыш впервые в жизни берет в руку игрушку, начинается мелкая моторика. Сначала развиваются кисть и движения пальцев, далее – формируется становление речи за счет воздействия нервных окончаний на те отделы головного мозга, которые отвечают за моторику и речь.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика рук – это порядок и точность движений, необходимых для того, чтобы осуществлять разные действия с небольшими по размеру предметами. При этом задействуются кисти и пальцы рук.

Популярное упражнение для развитие мелкой моторики рук ребенка — выкладывание мозаики

Мелкая моторика рук у детей. Развитие, упражнения с раннего возраста

Стоит помнить и о том, что кроме главной функции – развития речи, мелкая моторика выполняет и другие. Одна из самых важных – влияние на становление психических процессов.

К ним относятся:

  • мышление;
  • запоминание;
  • воображение;
  • фантазирование;
  • ориентация в пространстве.

Мелкая моторика не развивается сама по себе: у нее нет наследственного фактора.

Здесь на помощь детям приходят родители, которые своим примером должны вовлекать ребенка в те или иные виды деятельности, чтобы развитие было планомерным и целенаправленным.

Мелкая моторика требует много внимания, потому что без нее ребенок не получит основных навыков и умений.

Мелкая моторика рук у детей. Развитие, упражнения с раннего возраста

Она способствует:

  • формированию речи, благодаря чему ребенок будет чувствовать себя комфортнее среди других детей;
  • развитию навыков различных движений, благодаря чему дети смогут самостоятельно играть, не беспокоя родителей;
  • закреплению навыков самообслуживания. Ребенок учится брать в руки ложку и держать ее без помощи окружающих. То же самое касается завязывания шнурков, застегивания пуговиц и прочих элементов одежды;
  • установлению социальных связей со сверстниками, ведь ребенок может ясно говорить, о чем он думает, и поддерживать беседу;
  • формированию готовности к предстоящей учебе в школе.

https://youtube.com/watch?v=CZoZn8Gh-Ss%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Развитие мелкой моторики рук у детей является важным аспектом их общего развития. Врачи подчеркивают, что навыки, связанные с движениями пальцев, играют ключевую роль в формировании когнитивных и социальных умений. С раннего возраста рекомендуется включать в повседневную практику простые упражнения, такие как лепка из пластилина, рисование пальцами или игры с мелкими предметами. Эти занятия способствуют не только укреплению мышц рук, но и развитию координации и концентрации. Специалисты отмечают, что регулярные тренировки мелкой моторики могут положительно сказаться на подготовке к обучению письму и другим школьным навыкам. Важно, чтобы родители активно участвовали в этом процессе, создавая благоприятную и развивающую среду для своих детей.

Мелкая моторика у детей, самый полезный навык в занятиях. Как влияет на речьМелкая моторика у детей, самый полезный навык в занятиях. Как влияет на речь

Упражнения для дошкольников

Мелкая моторика рук у дошкольников развивается благодаря играм. Необходимо стараться подбирать для своего ребенка такие упражнения на развитие мелкой моторики, которые относятся к игровым.

Для младшего дошкольного возраста

Дети младшего дошкольного возраста, который начинается примерно с 2-х лет и заканчивается 4-мя годами, очень любознательны.

Они охотно будут работать с:

  • природными материалами;
  • крупами;
  • красками;
  • разноцветной бумагой.

Мелкая моторика рук у детей играет ключевую роль в их развитии. Многие родители и педагоги отмечают, что хорошо развитые мелкие движения способствуют не только улучшению координации, но и развитию речи, мышления и творческих способностей. Упражнения, направленные на укрепление мелкой моторики, можно начинать с раннего возраста. Например, игры с конструкторами, лепка из пластилина или рисование помогают детям развивать ловкость и точность движений. Также полезны занятия с мелкими предметами, такие как сортировка пуговиц или нанизывание бусинок. Регулярные тренировки не только развлекают, но и формируют уверенность в себе, что положительно сказывается на общем развитии ребенка.

Горошинка

Чтобы выполнить упражнение «горошинка», необходимо подготовить банку, у которой снимается крышка. Также потребуется горошина. Сначала взрослый должен продемонстрировать малышу, как делать данное упражнение.

Выполнение его проходит в следующие этапы:

  1. Открывание банки.
  2. Бросание внутрь банки горошины.
  3. Закрывание банки.

Чтобы ребенок понял, как правильно выполняется данное задание, необходимо показывать ему весь процесс выполнения в медленном темпе.

Скорее всего, с первой попытки ничего не получится, но впоследствии ребенок научится это делать хорошо.

Игры с крупами

В глубокую емкость нужно насыпать крупу, затем позволить ребенку потрогать ее руками. Важно показать ему, как крупа просыпается между пальцами. Можно также применять фасоль или горох.

После знакомства с новым материалом ребенку предлагается выложить из него рисунок. Это может быть, например, выложенное из горошинок круглое солнце или квадратный дом.

Раскрась-ка!

Суть задания «Раскрась-ка!» сводится к тому, что ребенку требуется раскрасить простой рисунок, желательно выполненный пунктирными линиями. Можно нарисовать для него простенький дом или солнце. Перед раскрашиванием малыш должен будет самостоятельно дорисовать картинку, обведя ее по пунктирам.

Мелкая моторика рук у детей. Развитие, упражнения с раннего возрастаМелкая моторика рук у детей. Развитие, упражнения с раннего возраста

Можно выполнять данное упражнение на листе бумаги на столе, но лучше использовать для этого вертикальную поверхность. Хорошо подойдет стена, которая может исполнить роль школьной доски.

Собери паззл

Ребенку нужно собрать картину из заранее подготовленных взрослыми кусочков. Однако предварительно стоит познакомить своего малыша с тем объектом, который в результате у него получится. Можно, например, рассказать ему соответствующую сказу или прочитать стихотворение. Главное требование – кусочки картинки должны быть большими.

Рисование на песке

Суть данного задания заключается в следующем: берется широкая тарелка, на нее насыпается немного песка, затем ребенок, проводя пальцем, должен нарисовать несколько фигур. Начинать можно с простой линии, затем – переходить к окружности, а после этого – к прямоугольнику. Далее, можно попросить ребенка нарисовать дом.

Сыпем, лепим

Главная цель этого упражнения – формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка. Основные задачи – учить способам обследования материала, развивать координацию движений и зрительно-слуховые связи.

Для выполнения упражнения потребуется несколько формочек (для песка).

Грустное и веселое солнышко

Для этой игры нужно подготовить кружочек, сделанный из картона. Просто вырезаются 2 круга и соединяются друг с другом. На одной стороне должно быть нарисовано веселое лицо (нос, глаза, улыбка), а на другой – наоборот, печальное (нос, глаза и рот с опущенными уголками).

Этапы такой развивающей игры будут следующие:

Этап Описание
1 Показать грустное лицо солнца Ребенку необходимо рассказать сказку о том, что высоко-высоко на небе жило-поживало себе беззаботно красивое солнце, но однажды оно растеряло свои лучи, и с того времени никогда не перестает грустить. Ребенок должен помочь бедному солнышку вернуть лучи. Их роль исполнят обычные бельевые прищепки. Взрослому необходимо показать малышу, как их нужно прицеплять к солнцу, чтобы они превращались в лучи
2 Показать веселое лицо солнце Эту сторону показывают после того как ребенок прицепил лучи. Вместе с солнцем будет радоваться и ребенок, ведь именно он помог светилу вновь обрести потерянные лучи

Для среднего дошкольного возраста

Мелкая моторика рук у детей 4-5-ти лет также развивается в игровой форме.

Шишки на тарелке

Задание простое, как для выполнения, так и объяснения. Необходимо попросить ребенка покатать по дну тарелки шишки разных деревьев: ели, сосны, кедра. Малыш может начать с одной шишки, а затем последовательно переходить к 2-м, 3-м.

В этом упражнении использовать можно все, что попадется под руку. Например, дно стакана или ложку. В таком случае получится простая фигура – круг. Данное упражнение учит ребенка правильно держать в руке пишущий инструмент и проводить им по листу бумаги с целью нарисовать ту или иную фигуру.

Мелкая моторика рук у детей. Развитие, упражнения с раннего возраста

После того, как будут обведены простые по форме предметы, можно переходить к более сложным. Например, ребенку понравится обводить собственную ладонь, а затем рассматривать, какая интересная нарисованная рука получилась.

Разноцветные снежинки

Дети среднего дошкольного возраста могут попробовать самостоятельно сделать снежинки из бумаги, используя для этого, помимо белых листов, ножницы. Также можно взять еще и несколько фломастеров, если ребенку захочется, чтобы его снежинки стали разноцветными.

Сначала взрослый должен вырезать снежинку сам, чтобы показать ребенку, как это делается, и что в результате получается. Затем можно дать ножницы юному ученику, чтобы он попытался сделать такую же.

После того, как будет готова первая снежинка, можно попросить ребенка раскрасить ее, используя разные фломастеры. После, процедуру с вырезанием и раскрашиванием можно будет повторить еще несколько раз, чтобы в результате получилось много разноцветных снежинок.

Волшебный узор

Для выполнения упражнения понадобятся следующие инструменты:

Мелкая моторика рук у детей. Развитие, упражнения с раннего возраста

  • шило (можно заменить гвоздем);
  • плотный толстый картон;
  • толстая игла;
  • яркая нить.

Это задание учит дошкольника шить. Однако в этом возрасте ему должны помогать взрослые.

Сначала необходимо взять шило или гвоздь и проделать несколько отверстий в картоне. Нужно стремиться сделать так, чтобы отверстия располагались в определенной последовательности и представляли собой какой-либо узор. Например, это может быть простая геометрическая фигура.

Маленький аптекарь

В одном из вышеописанных упражнений ребенок мог себя почувствовать портным. В данном упражнении у него есть возможность ненадолго стать аптекарем. Сначала взрослый рассказывает ребенку, кто такой аптекарь и чем он занимается.

После, малышу показывают, как, используя только один пинцет, перекладывать предметы из одного места в другое. Лучше всего использовать для этой игры бусины разных размеров. Пусть ребенок, держа в руках пинцет, перекладывает именно их.

Например, можно попросить его рассортировать бусины по 3-м категориям:

  • большие;
  • средние;
  • маленькие.

Также можно проводить аналогичную сортировку не по размеру, а по другим внешним признакам, например, по цвету. В таком случае потребуются разноцветные бусины.

Пришей пуговицу

Еще одно упражнение, которое учит малыша обращаться с иглой и нитью – пришивание пуговицы. Для начала взрослые должны продемонстрировать ему, как это делается, а затем – дать ему задание: пришить пуговицу своими руками.

Мелкая моторика рук у детей. Развитие, упражнения с раннего возраста

Делать он это должен под пристальным наблюдением взрослых. Данное упражнение можно рассматривать как игру в портного.

Волшебная пипетка

Ребенку понравится игра в волшебников.

Для нее потребуется:

  • несколько красок;
  • большой лист бумаги;
  • пипетка.

Этапы такой игры будут следующие:

  1. На бумажном листе красками нарисовать несколько разноцветных пятнышек.
  2. Показать ребенку как, используя пипетку, капнуть на поверхность бумаги лишь 1-ну каплю.
  3. Попросить малыша в каждое пятнышко краски, присутствующее на бумаге, попасть 1-й капелькой воды из пипетки.
  4. Вместе с ребенком посмотреть за тем, как пятно увеличивается в размерах и превращается в прекрасный узор.

Лепка

Для лепки проще всего применять пластилин. Однако если его дома нет, можно приготовить аналогичный материал самостоятельно, используя для этого особую глину или простое тесто. Существует множество рецептов приготовления пластичной массы из подручных веществ.

Как только масса будет готова, нужно попросить малыша, чтобы он своими руками хорошенько размял материал. Также необходимо продемонстрировать ребенку, как этот материал можно разогреть. После этого начнется настоящая творческая деятельность.

Самыми первыми фигурками, которые малыш выполнит из пластичной массы, должны стать колбаска и простой шарик. Затем можно просить его сделать что-нибудь сложнее. Причем ребенок уже начнет понимать, что все сложные фигуры состоят преимущественно из простых шариков и колбасок.

Мягкий пластилин можно применять и для рисования на бумажных листах.

Зашнуруй ботинок

Взрослый должен показать ребенку, что завязывать шнурки обуви на самом деле очень легко.

Мелкая моторика рук у детей. Развитие, упражнения с раннего возраста

Нужно показать ему, как это делается разными способами, затем зашнуровать ботинок вместе с ним и только после этого попросить полноценно обуться самостоятельно.

Вырезание

В 4-летнем возрасте ребенок должен учиться вырезать различные фигуры не только из тонкой бумаги, но и из толстого картона. Однако начинать следует с простого. Сначала нужно дать малышу ножницы и тонкие листы бумаги. Лучше, если они будут цветные, чтобы у него было больше простора для творчества.

Самыми первыми фигурами, которые ребенок старательно вырежет из бумаги, должны стать простейшие геометрические фигуры:

  • круг;
  • прямоугольник;
  • треугольник.

Чтобы их вырезать, нужно сначала нарисовать. Когда ребенок справится с заданием, можно усложнять задачу. Отличный вариант для следующего этапа – вырезание елочек и домиков. Важно, чтобы ребенок понял, что эти фигурки состоят все из тех же треугольников, прямоугольников и кругов.

Когда малыш хорошо усвоит технику вырезания фигур из простой тонкой бумаги, можно переходить к картону. Это будет сложнее, но зато и готовое изделие получится более прочным. Для ребенка оно может стать настоящей игрушкой.

Игра с пуговицами

Чтобы поиграть с малышом в эту игру, необходимо подготовить как можно больше пуговиц:

  • маленьких;
  • больших;
  • разных цветов и формы.

Мелкая моторика рук у детей. Развитие, упражнения с раннего возраста

Из них на горизонтальной поверхности будут выкладываться различные рисунки: сначала простые, затем – чуть сложнее. Сначала составить из пуговиц рисунок должен сам взрослый, чтобы показать ребенку, как это делается, и что в итоге получается. После усвоения материала малыш может сам начинать придумывать собственные рисунки.

Кусающийся котенок

Для игры потребуется прищепка для белья, не слишком тугая. Лучше сначала проверить ее на своих пальцах. Если она подходит для игры, можно по очереди «кусать» фаланги ребенка от указательного пальца к мизинцу, а затем в противоположном направлении.

При этом можно в такт читать следующее стихотворение:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, что это не палец, а мышь».

В этот момент руки меняются, а затем стихотворение продолжается:

«Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Угадай, что внутри

Для этой игры понадобится глубокая широкая емкость. В нее нужно насыпать однородное вещество, например, крупу или песок, а затем – попросить ребенка опустить руку в этот сосуд.

Мелкая моторика рук у детей. Развитие, упражнения с раннего возраста

Далее, ему предлагается емкость с другой фактурой наполнителя. Когда малыш попробует несколько раз, ему нужно завязать глаза или попросить закрыть и предложить снова опустить руку в сосуд. Теперь наощупь он должен определить, что находится внутри.

Резиночка

Мелкая моторика в упражнении «Резиночка» хорошо развивается с помощью обычной резинки для волос диаметром чуть менее 5 см. Все пальцы необходимо вставить в резинку, а затем попытаться передвинуть ее на 360о. Сначала это делается в одну сторону, потом в другую. То же касается рук, которыми выполняется такое задание – сначала правой, затем левой или наоборот.

Повтори движение

Игра «Повтори движение» проводится следующим образом: мама или папа садится перед своим малышом и изображает пальцами какую-нибудь фигуру. Это может быть любая комбинация: какие-то пальцы согнуты, какие-то остаются прямыми. Ребенок должен постараться показать то же самое.

Мелкая моторика рук у детей. Развитие, упражнения с раннего возраста

Сложность заключается в том, что он должен зеркально отразить фигуру. Если у него будет плохо получаться, можно немного упростить задачу, сев не напротив него, а рядом с ним. В этом случае необходимость отражать фигуры зеркально отпадет. Соответственно, ему будет проще копировать положение пальцев.

Игра в пчелу

Для игры в пчелу потребуется обычная пельменница, поверхность которой напоминает пчелиные соты. Ребенок средним и указательным пальцами пытается показать пчелу, которая словно кружится над своими сотами в улье. Он должен входить пальцами в отверстия: воображаемое полосатое насекомое проверяет, что находится внутри, достаточно ли там меда до конца зимы.

Для старшего дошкольного возраста

Мелкая моторика рук, воображение и речь у детей, которые через 1-2 года пойдут в школу, хорошо развивать с помощью комплексных упражнений.

Машины на дороге

Увлекательная для дошкольника игра «машины на дороге» учит его правильно держать в руках пишущий инструмент и регулировать силу нажима. Для этого ребенку дается в руку карандаш, и он должен закрашивать заранее нарисованные машинки на карточках. Он с помощью карандаша должен сделать так, чтобы одна машинка была светлой, ведь на дороге туман, а другая – темной, ведь на дворе хорошая ясная погода.

Волшебное море

Суть задания «Волшебное море» сводится к тому, что ребенку нужно дорисовать картинку. Взрослый должен дать ему карточку с незаконченным изображением и предложить завершить его, предварительно придумав интересную историю.

Развитие мелкой моторики рук у ребенка – одна из самых важных задач педагогического процесса в системе дошкольных учреждений. Об этом должны позаботиться и сами родители. Уделять ей внимание нужно начинать с раннего возраста.

Лучшим способом является игра, ведь именно игровая деятельность – основная у дошкольника.

Видео на тему: развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики у детей:

https://youtube.com/watch?v=y6GmSlFGYPo%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Какие упражнения развивают мелкую моторику?

Складывание игрушек. Игры с крупой. Упражнение на разрывание листа бумаги. Упражнение на перелистывание страниц. Разглаживание смятого листа бумаги. Игры с кубиками. Игры со шнуровками. Упражнения со счетными палочками. Ещё

Как развивать мелкую моторику у детей до года?

ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. ИГРА С ИЗЮМОМ. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ (развитие соотносящих движений рук). ПЕРЕСЫПАНИЕ. ИГРЫ – ШНУРОВКИ (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). Ещё

Почему в возрасте от 1 года до 2 х лет важно развивать мелкую моторику руки?

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Что лучше всего развивает моторику рук у детей?

Различные виды массажа рук, кистей, пальцев, Игры с крупами и мелкими бытовыми предметами (кольцами, конструкторами, пазлами). Будьте осторожны, всегда следите за тем, чтобы ребенок не проглотил мелкий предмет! Специальные игрушки, предназначенные для развития моторики у детей.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте повседневные предметы для развития мелкой моторики. Например, давайте ребенку играть с крупами, пуговицами или мелкими игрушками. Перекладывание, сортировка и создание различных конструкций помогут укрепить мышцы рук и развить координацию.

СОВЕТ №2

Включайте в занятия творчество. Рисование, лепка из пластилина или использование цветной бумаги для вырезания и наклеивания развивают не только мелкую моторику, но и воображение. Позвольте ребенку экспериментировать с различными материалами и техниками.

СОВЕТ №3

Регулярно проводите специальные упражнения для пальчиков. Например, игры с резиновыми мячиками, щипцы для захвата мелких предметов или простые задания, такие как «пальчиковые гимнастики», помогут улучшить ловкость и силу пальцев.

СОВЕТ №4

Создайте игровую среду, способствующую развитию моторики. Установите на столе или в игровой зоне различные развивающие игрушки, такие как конструкторы, пазлы или настольные игры, которые требуют манипуляций с мелкими деталями. Это сделает процесс обучения увлекательным и интересным.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации