Мнемотехника для начинающих позволяет быстро натренировать память. Упражнения можно выполнять самостоятельно дома. Методики основываются на особенностях восприимчивости и психики человека.
Что такое мнемотехника и чем она полезна?
Мнемотехника для начинающих (упражнения дома необходимо выполнять регулярно) включает в себя несколько методик.
Применение этих технологий способствует развитию:
- памяти (зрительная, тактильная, звуковая, двигательная);
- внимания;
- мышления;
- воображения.
Комплекс упражнений способствует восстановлению функциональной активности головного мозга. Основные цели мнемотехники:
- стимуляция мыслительных процессов;
- развитие творческих навыков;
- развитие кругозора, наблюдательности, внимательности;
- увеличение объема памяти.
Благодаря регулярным тренировкам человек учится управлять собственным мышлением.
Мнемотехника становится все более популярной как среди взрослых, так и среди детей, и врачи отмечают ее положительное влияние на когнитивные функции. Специалисты подчеркивают, что регулярные упражнения по запоминанию могут значительно улучшить память и внимание. Простые техники, такие как ассоциации, рифмы или визуализация, доступны для освоения в домашних условиях. Врачи рекомендуют начинать с небольших объемов информации, постепенно увеличивая сложность. Это позволяет избежать перегрузки и сохраняет интерес к процессу. Также важно, чтобы занятия проходили в игровой форме для детей, что делает обучение более увлекательным. Взрослым стоит уделять внимание не только запоминанию, но и регулярным тренировкам, чтобы поддерживать мозг в тонусе.
Кому нужна мнемотехника?
Методика позволяет в кратчайшие сроки выучить новый язык. Благодаря технике человек быстро запоминает слова и основные грамматические правила. Мнемотехника необходима студентам и школьникам: дети и подростки постоянно сталкиваются с большим объемом информации, которую нужно правильно понять и запомнить.
Также техника будут полезна для воспитателей и учителей. Методика способствует развитию ораторских способностей и улучшает память. Технику активно используют предприниматели. Их сфера деятельности требует постоянного контакта с разными людьми. Также методика будет полезна людям с плохой памятью.
Это может быть обусловлено:
- длительным употреблением наркотических веществ и спиртных напитков, антидепрессантов, анальгетиков;
- злокачественными образованиями (независимо от локации);
- хронической усталостью;
- рассеянным склерозом;
- болезнью Паркинсона и Альцгеймера;
- сахарным диабетом;
- инсультом и инфарктом (в анамнезе);
- синдромом Дауна;
- астеническим синдромом;
- эпилепсией;
- шизофренией;
- вегетососудистой дистонией.
Регулярные тренировки необходимы людям, страдающим поражениями сосудов головного мозга.
Психофизиологические основы мнемотехники
Мнемотехника для начинающих (упражнения дома выполняют по инструкции) основывается на психофизиологических особенностях организма.
Выделяют несколько основных принципов, которых нужно придерживаться во время развития памяти:
- визуальное расположение предмета;
- ассоциативные ощущения, связанные с предметом (запах, звук, цвет);
- образ предмета.
Если человек планирует изучать новый для него язык, то ему нужно постараться прочувствовать то состояние, которое нужно передать собеседнику. Например, при фразе «я вижу», нужно представить предметы.
Также специалисты рекомендуют сопоставлять какие-либо объекты друг с другом. Например, когда нужно запомнить местонахождение медицинского или общеобразовательного учреждения, человек в своем воображении должен воссоздать эмоциональное состояние или вспомнить запах (для больниц характерен запах «стерильности»).
Образы, которые человек рисует в своем воображении, должны быть объемными. Можно по специально разработанной методике распланировать день.
Мнемотехника становится все более популярной среди людей разных возрастов, и отзывы о ней в основном положительные. Многие отмечают, что с помощью простых упражнений можно значительно улучшить память и концентрацию. Взрослые используют мнемотехнику для запоминания информации на работе или в учебе, а дети находят в ней интересный способ учиться и развиваться.
Существуют различные упражнения, которые легко выполнять дома. Например, создание ассоциаций или использование визуальных образов помогает лучше запоминать слова и факты. Родители отмечают, что такие занятия не только развивают память, но и укрепляют семейные связи, когда они занимаются этим вместе с детьми.
Мнемотехника доступна и не требует специальных навыков, что делает её идеальным инструментом для всех желающих улучшить свои когнитивные способности.
Виды мнемотехники
Мнемотехника для начинающих (упражнения для выполнения дома разделяют на несколько категорий) включает в себя 4 этапа.
Структура мнемонических приемов:
Тип техники | Описание |
Современная | Основу техники составляют данные, полученные в ходе исследований. Методика объединяет несколько приемов. |
Спортивная | Используется профессиональными спортсменами. Техника достаточно мощная, позволяет в кратчайшие сроки запоминать большой объем информации. |
Цирковая | Методика используется эстрадными артистами. Техника позволяет запоминать тексты, преобразовывая информацию в жесты, интонацию и мимику. |
Педагогическая | Техника основывается на многократном переписывании текстов и чтении материалов. Методика активно используется в образовательных учреждениях. |
Классическая | Метод основывается на создании визуализации предмета. Зрительные образы необходимо хорошо закрепить в памяти. |
Народная | Основной прием мнемотехники этого типа – кодирование созвучий. С его помощью дети запоминают даты, номера телефонов и адреса. |
Основных приемов мнемотехники также 6. Они основываются на комбинации расположений, ассоциаций и образов друг с другом.
С какого возраста используют?
Развивать феноменальную память у детей можно с 3-4 лет. В этом возрасте у ребенка уже накоплен словарный запас.
В процессе обучения преподаватели могут использовать мнемотаблицы, помогающие детям «отложить» в памяти отдельные образы (включая разделение предметов по цветам).
Упражнения мнемотехники для начинающих
Мнемотехника для начинающих (упражнения дома можно выполнять несколько раз в день) способствует восстановлению мозговой активности. Во время занятий необходимо сохранять спокойствие. Важно правильно выстроить ассоциации, не смешивая их с излишними эмоциями.
Человек может воспринимать информацию в удобной для него форме. Между абстрактными данными создают связь, благодаря этому и происходит кодирование. В слух проговаривают информацию, которую нужно запомнить. Для закрепления результата повторяют материал несколько раз.
Методы мнемотехники для запоминания текстов
Чтобы быстро и легко запоминать даже объемные тексты, необходимо для начала выучить привычный маршрут (дорогу на работу, в учебное заведение). Затем нужно составить список ключевых слов и связать их с ориентирами, которые хорошо запомнились.
https://youtube.com/watch?v=6xtGugdmyeQ%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Тексты делят на небольшие части или абзацы. Каждую главу связывают с определенным ключевым словом и несколько раз проговаривают (пересказывают) материал. Также большой текст можно запомнить, если несколько раз переписать его из источника в чистую тетрадь.
Как запоминать списки
Благодаря мнемонике можно научиться быстро запоминать списки. Некоторую важную информацию легче держать в голове, предварительно разделив ее на главы, идущие друг за другом. Слова можно запоминать по принципу схожести по внешнему виду.
Например:
- фонарь – это столб, столб похож на шест;
- женщина (фигура) похожа на грушу или гитару;
- кочерга похожа на клюшку для гольфа или крючок;
- двойка (цифра) похожа на лебедя.
Также можно запоминать слова, похожие по звучанию:
- дева – дерево
- деспот – спорт;
- пятка – пять – пятак.
Можно запомнить список покупок. Для этого достаточно каждому наименованию присвоить определенное число. Этот метод подходит людям, имеющим хорошую зрительную (фотографическую) память.
Метод историй
Быстрее всего человек запоминает шутливые, смешные истории, поэтому этот метод мнемотехники тренирует креативность и не требует особой подготовки. С его помощью невозможно запомнить объемный текст.
Например, человеку дают конкретные слова, мало связанные друг с другом по смыслу: мясо, кисточка, пластилин, ковер, трактор, тарелка, плащ, горох, орден, почтальон. Ему нужно постараться придумать и визуализировать историю, отталкиваясь от набора слов. Чтобы рассказ получился ярким, можно добавить эмоциональных переживаний.
Метод «Цепочка»
Для запоминания информации посредством метода «цепочка» необходимо составить образы и связать их попарно. Это наиболее простой мнемотехнический прием. Образы должны быть запоминающимися и яркими, одинаковыми по размеру.
Суть метода:
- первый и второй образ объединяют в пару;
- второй должен проникнуть в первый;
- третий и четвертый образы располагают по правой и левой стороне от второго.
Например, человек пытается запомнить список покупок:
- батон хлеба;
- пачка масла;
- батон колбасы;
- соль;
- пакет сока.
На столе человек должен мысленно расположить батон хлеба и в деталях визуализировать его. По правую сторону от предмета помещают масло, а по левую – батон колбасы. Соль должна располагаться позади масла, пакет сока – позади колбасного изделия.
Метод Цицерона
Цицерон – великий оратор, разработавший свою собственную методику запоминания текста. Во время публичного выступления он никогда не использовал шпаргалки. Марк Тулий по памяти воспроизводил все имена, исторические события и даты.
Во время подготовки к выступлению он разбивал текст на главы, каждую отдельную часть заучивал в определенная комнате. Повторяя выступление, он прохаживался по своим многочисленным покоям.
Метод Цицерона основывается на построении взаимосвязи между определенной информацией и каким-либо образом. Специалисты рекомендуют заучивать текст, идя по знакомому маршруту. Нужно постараться связать часть информации с определенным ориентиром (дорожный знак, фонарный столб, яркая вывеска).
Лучшие упражнения мнемотехника для развития памяти взрослым
Мнемотехника для начинающих (упражнения дома способствуют развитию памяти) будет полезна и взрослым. Специалисты рекомендуют тратить на занятия не менее 15-30 мин. в день. В этом случае результат будет заметен уже через 2-3 недели.
Кодирование букв цифрами
Кодирование слов цифрами считают наиболее простым методом запоминания информации. Можно зашифровать не только одну букву, но и сразу целое слово.
Например:
- цифра 1 – буква «Р» (от слова «раз»);
- цифра 2 – буква «Д»;
- цифра 3 – буква «Т»;
- цифра 4 – буква «Ч»;
- цифра 5 – буква «П»;
- цифра 6 – буква «Ш»;
- цифра 7 – буква «С»;
- цифра 8 – буква «В»;
- цифра – 9 буква «М» (от слова «много», буква «Д» уже присутствует в списке).
https://youtube.com/watch?v=lkmmuCJeo0A%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Гласным буквам также придают цифровое значение. Методом кодирования удобно шифровать предложения. Для этого каждому слову присваивают определенную цифру.
Ассоциации
Человеческий мозг достаточно сложно устроен. Некоторые люди не способны запомнить сложные название городов или длинные имена. Для этого необходимо мысленно собрать образ и понять, с чем он ассоциируется. Например, нужно запомнить имя «Владлена». Слово разбивают на две части: «Влад» и «Лена».
На ум сразу приходит фамилия и имя Вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. При встрече с женщиной, носящей это имя, у человека сразу же возникает ассоциация с В. И. Лениным.
К ассоциативным техникам можно отнести «метод вешалки»: к цифрам привязывают несколько слов, которые легко запоминаются.
Например:
- цифра 1 (существительные): отец, брат, актер, писатель;
- цифра 2 (глаголы): думать, смотреть, ехать, читать;
- цифра 3 (фамилии): Петров, Сидоров, Пушкин;
- цифра 4 (имена): Александр, Владимир, Юрий, Светлана.
Чтобы вспомнить о необходимости перечитать произведения А. С. Пушкина, то нужно запомнить комбинацию из цифр 2143.
Рифмы
Людям, склонным к сочинительству, будет легко запомнить информацию по методу рифмы. Стихи способствуют развитию памяти. Если человеку необходимо запомнить список или короткий текст, то ему нужно сочинить небольшое четверостишие. Это может быть акростих, начинающийся с первых букв ключевых слов.
Фонетические ассоциации, созвучие
Метод фонетических ассоциаций помогает запомнить слова на иностранном языке. Человек должен найти созвучное слово и самостоятельно составить с ними словосочетание или короткое предложение. Например, слово «living room». В этом случае важно правильно подобрать ассоциацию: слово «living» похоже на русское слово «ливень».
Во время дождя появляется желание устроиться в уютной гостиной и наблюдать за непогодой за окном. У человека должны возникнуть ассоциации со словами «гостиная» и «ливень».
Повторения
Метод повторения считают наиболее распространенным способом развития памяти. При помощи этой техники со временем можно быстро научиться учить стихи и запоминать объемные литературные произведения. На начальном этапе тренировок нужную информацию повторяют письменно. Для этого ее несколько раз переписывают из источника.
Заученный текст необходимо пересказывать по памяти ежедневно:
- первый раз – спустя 20-25 мин. после заучивания;
- второй раз – спустя 6-7 ч. после заучивания;
- третий раз – спустя 24 ч.
Повторение уже заученных ранее стихов способствует улучшению функциональной активности головного мозга.
Ментальная арифметика
Технику ментальной арифметики используют родители, желающие развить феноменальную память у своих детей. Метод был изобретен в Японии. С его помощью можно в уме вычитать, складывать, умножать и делить большие числа.
Примеры дети решают на специальных счетах. Ребенок в процессе тренировки запоминает расположение цифр и комбинацию пальцев. Спустя несколько занятий ребенок научится автоматически переставлять пальцы в нужном направлении. За 24 мес. можно полностью освоить подобную технику.
Упражнения мнемотехники для детей
Мнемотехника для начинающих (упражнения дома можно сочетать друг с другом) подразумевает также тренировку зрительной памяти.
Если родители по каким-либо причинам не нашли преподавателя мнемотехники и у них самих отсутствует должный опыт, то можно приобрести онлайн-курсы, позволяющие ребенку:
- быстро выучить стихотворение;
- запоминать номера телефонов;
- подтянуть учебу, развиваясь в техническом и гуманитарном направлении;
- быстро выучить любой иностранный язык.
Курсы от проверенных преподавателей учат обрабатывать большой объем информации. Чаще всего в них включены несколько тренажеров и методик. Ребенок финальный и вводный тест проходит онлайн. Курсы необходимо приобретать у проверенных преподавателей, предварительно ознакомившись с реальными отзывами потребителей. Стоимость онлайн-курсов варьируется в пределах 600-800 руб.
Игра «матрицы памяти»
Игра способствует развитию внимательности и памяти. Преподавателям или родителям необходимо подготовиться заранее, изготовив несколько карточек. На белом листе рисуют 36 квадратов одинакового размера. Выборочно некоторые из них закрашивают. Ребенку показывают эту карточку 10-15 сек. За это время он должен постараться запомнить расположение клеток.
Затем ребенку выдают лист бумаги с изображенными на нем 36 не закрашенными квадратами. По памяти он должен обозначить положение фигур. Можно постепенно повышать сложность игры, добавляя пустые клетки.
Игра «Запоминай и прокликай»
Игра позволяет развить у ребенка математические способности. Благодаря тренировкам, в будущем он сможет складывать в уме большие числа. Необходимо заранее на большом листе бумаги начертить таблицу и заполнить ее клетки хаотично цифрами. Ребенку дают посмотреть на карточку 15-30 сек. За это время он должен запомнить все цифры по мере их возрастания.
Желательно изготовить несколько копий таблицы, чтобы при ошибке ребенок имел возможность начать игру заново. Он должен запомнить, где располагается наименьшее число и вписать его в соответствующую клетку.
Игра «Числовой охват»
Игра «Числовой охват» способствует укреплению зрительной и семантической памяти. Также она развивает внимательность. Игровая методика подходит не только детям, но и взрослым. Мнемотехника позволяет быстро запомнить простую числовую последовательность. Основная цель игры – развитие когнитивных способностей.
На карточках преподаватель изображает несколько 4-х или 5-значных чисел. Ребенок должен запомнить цифры за 2-3 сек., а затем – воспроизвести их. Можно усложнить задачу, добавив в игру 6- 7- и 8-значные цифры. Также можно вписать в карточки простые примеры на сложение, вычитание, умножение и деление.
В этом случае ребенок должен не только запомнить знак между цифрами, но и назвать получившееся в итоге вычисления число.
Игра «Числовой охват – революция»
Этот вариант можно отнести к играм высокой сложности. В отличие от предыдущей техники, ребенок должен заполнить числовую последовательность, а не комбинацию цифр. Специалисты утверждают, что память – основная базовая психическая функция. Человек с рождения способен воспроизводить, сохранять и запоминать информацию.
Игру «Числовой охват – революция» можно отнести к способам восстановления функциональной активности головного мозга. Ребенок должен запомнить числовой ряд, включающий в себя до 5 цифр, за несколько секунд. На пустой карточке он воспроизводит его максимально точно. Уровень сложности повышают путем добавления цифр в последовательность.
Игра «Супер память»
Игровая техника направлена не только на развитие интеллекта, но и на повышение точности памяти. Регулярные занятия позволят ребенку улучшить уровень бытовых навыков. Игра способствует более быстрому запоминанию большого объема сложной информации.
Ребенок учится внимательно относиться к окружающим его событиям. Память увеличивается в объеме только после регулярных тренировок. Игра требует внимательности.
https://youtube.com/watch?v=lB5tTJIhYls%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
На карточках изображен иллюзионист, показывающий фокус. Нужно изготовить несколько карточек, чтобы ребенок имел возможность в деталях рассмотреть происходящее на картинке. На каждой карточке последовательно должны быть изображены дополнительные предметы, отсутствующие на предыдущем слайде.
Игра проходит в несколько этапов. Чтобы привлечь ребенка, можно устроить соревнование. За каждый правильный ответ участникам игры начисляют призовые баллы.
Игра «Брейнфуд»
Игра Brain Food была разработана несколько лет назад. Техника позволяет развить интеллектуальные способности и рабочую память. В основу игры легли различные головоломки и психологические тесты.
Перед тем, как на практике применять технику, необходимо научить ребенка логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи. Необходимо подготовить как можно больше карточек, на которых изображены разные объекты (чаще всего блюда разных кухонь Мира).
Ребенок должен запомнить их названия и основные ингредиенты. Игру усложняют путем добавления карточек со сложными блюдами (как по названию, так и по составу).
Игра «Пространственное скоростное сравнение»
Игра развивает долгосрочную память. Техника позволяет простимулировать следующие образы:
- ассоциативные;
- эмоциональные;
- тактильные;
- чувственные;
- звуковые;
- визуальные.
Ребенка необходимо заранее подготовить к игре. Ему объясняют разницу между выше описанными образами. Специалисты рекомендуют на практике применять технику в отношении детей старше 6 лет. Ребенок в процессе игры должен задействовать не только память, но и логическое мышление. Важна также быстрая реакция.
На карточках изображают яркие и сложные фигуры. Ребенку показывают картинку 3-5 сек. Следом демонстрируют карточку с предметом, идентичным по форме и цвету с предыдущей фигурой. Если ребёнок находит сходство между ними, то ему начисляют призовой бал. Игру можно применять во время групповых занятий.
Игра «Следопыт»
Игру проводят в младших классах. Техника позволяет познакомить школьников с особенностями обучения и простимулировать их быструю адаптацию. Мнемотехническая методика развивает коммуникативные умения, рабочую память и внимательность.
На карточках необходимо изобразить следы 2-х разных животных. На картинках должно присутствовать краткое описание каждого следа. Основная задача участников – запомнить порядок появления следов. Игру усложняют методом добавления карточек.
Игра «3 назад»
Игра была разработана В. Кирхнером. Психолог утверждал, что с помощью мнемотехнического метода можно получить данные о возможностях рабочей памяти детей. На практике игра стала применяться в 2008 г.
Ученые доказали, что рабочая память способна сохранить информацию, поступающую от центров и органов чувств. Игра способна увеличить объем памяти, скорость мышления и навыки концентрации внимания.
Ребенок по карточкам запоминает определенную последовательность цифр. В ходе сравнения он должен ответить, имеется ли сходство у этой карточки и картинки, продемонстрированной 3 хода назад. Ответ необходимо дать в течение нескольких секунд.
Игра «Найти монетку»
Игра была разработана Алланом Бэддели. Он впервые выдвинул теорию, согласно которой рабочая память человека включает в себя не только кратковременную, но и большую часть долговременной. Игра позволяет развить разные участки головного мозга, отвечающие за протекание большинства биохимических процессов в организме.
В ходе тренировки активизируются затылочные и правые лобные доли мозга. Регулярные занятия способствуют получению навыков концентрации и фокусирования внимания.
Для игры готовят несколько карточек, на которых изображены дома. В углу некоторых картинок рисуют золотую монетку. Ребенку демонстрируют карточки в течение 5-10 сек., затем их переворачивают и переставляют местами. Ребенок должен угадать, на какой карточке изображена монетка.
Тренировки по методу спецслужб
Тренировки по методу спецслужб подойдут людям, чья трудовая деятельность связана с коммуникациями. Бизнесмены вынуждены запоминать имена деловых партнеров, их предпочтения и увлечения. Чтобы упростить процесс, можно в уме выстроить ассоциацию между человеком и каким-либо предметом.
Можно провести аналогию между чертами лица или другими особенностями. Например, если человек любит играть в гольф, то его можно представлять с клюшкой.
Во время переговоров специалисты рекомендуют делать записи деловой беседы на бумаге. Обычно фиксируют основные пункты. Цифровые номера ассоциируют с каким-либо необычным словом. Развитие перспективной памяти помогает держать в голове наиболее важные намерения.
Цели выбирают заранее. Можно прокручивать в памяти возможный сценарий посещения магазина, поездки к близким, встречи с друзьями.
Советы для эффективного запоминания
В первую очередь, необходимо подобрать оптимальный механизм восприятия информации. Если человек лучше всего запоминает данные из аудио-источников, то ему нужно прослушивать текст 5-6 раз в день. Визуалы хорошо запоминают информацию, самостоятельно прочитав материал. Кинестетики познакомятся с предметом посредством тактильных ощущений.
Человек должен иметь желание научиться запоминать информацию. Во время занятий важно сохранять позитивный настрой. Тренировки будут эффективными, если они основываются на умении располагать детали в памяти. Заученную информацию нужно регулярно повторять.
Хорошо зарекомендовали себя мнемотехники, направленные на создание ассоциаций. Первое время можно делать письменные заметки и создавать визуальные подсказки. Полученную за день информацию повторяют перед сном.
Мнемотехника для начинающих – комплекс мероприятий, направленных на укрепление памяти. Упражнения дома можно выполнять посредством онлайн-тренажеров. Занятия для детей до 12 лет предпочтительно проводить в игровой форме.
Видео о мнемотехнике
Как работает мнемотехника:
https://youtube.com/watch?v=dEMUkyK0cEM%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какие есть приемы мнемотехники?
Исследователи выделяют следующие приёмы мнемотехники на уроках русского языка: ассоциативные рисунки (мнемотаблицы или графический способ), звуковые ассоциации (или метод ключевых слов), комбинированный метод, «буквы- образы», метод списка, рифмовки, сказки – ассоциации, схематично – рисуночная мнемоника, «материальная
Как называется упражнение по запоминанию 20 слов?
Мнемотехники — это приемы, которые позволяют быстрее запоминать информацию и легче ее вспоминать. Доминиканский монах Джордано Бруно усваивал большие объемы текстов, используя одну из мнемотехник — дворец памяти.
Что такое мнемоника примеры?
Суть мнемоники в том, что абстрактным понятиям присваивают визуальные картинки, звуковые или тактильные представления в памяти. Например, многим детям (да и взрослым) сложно выучить наизусть названия падежей. Однако фразу «Иван рубил дрова, Варвара топила печку» даже малыши запоминают буквально за одно-два повторения.
Как учить слова с помощью мнемотехники?
Есть классная методика запоминания – мнемотехника. Ее суть: к каждому новому иностранному слову вы подбираете похожее по звучание слово на родном языке, а затем составляете из этих созвучных слов небольшие фразы, которые облегчат процесс запоминания.
Советы
СОВЕТ №1
Начните с простых ассоциаций. Связывайте новую информацию с уже известными вам образами или событиями. Например, если вы учите новые слова на иностранном языке, представляйте их в контексте вашей повседневной жизни. Это поможет лучше запомнить материал.
СОВЕТ №2
Используйте визуализацию. Создавайте яркие и запоминающиеся образы для информации, которую хотите запомнить. Например, если вам нужно запомнить список покупок, представьте каждый предмет в виде картинки, которая вызывает у вас эмоции. Чем ярче и необычнее образ, тем легче его запомнить.
СОВЕТ №3
Практикуйте метод локусов. Представьте себе знакомое место, например, ваш дом, и «размещайте» в нем информацию, которую хотите запомнить. Пройдитесь по комнатам и ассоциируйте каждый предмет с конкретным фактом или понятием. Это поможет вам легко воспроизводить информацию, просто вспоминая ваше «место».
СОВЕТ №4
Регулярно повторяйте изученное. Используйте интервальное повторение, чтобы закрепить информацию в памяти. Создайте расписание повторений, начиная с частых повторений, а затем постепенно увеличивая интервалы. Это поможет вам избежать забывания и улучшить долговременное запоминание.