Риторические упражнения — это комплекс приемов и техник, которые предназначены для развития устной речи у детей старшего дошкольного возраста, а также учеников общеобразовательных учреждений. Во время занятий по развитию речевого аппарата происходит тренировка ораторских навыков ребенка, формируются коммуникативные способности, улучшается моторика рук и мускулатуры лица.
Упражнения по риторике выполняются под руководством преподавателя, воспитателя или логопеда. Методика и техника проведения занятия подбираются специалистом в индивидуальном порядке.
Методики развития речи у детей дошкольного возраста
Риторические упражнения для развития устной речи у детей предусматривают использование нескольких педагогических методик, которые подробно описаны в таблице ниже:
Название методики |
Описание педагогического процесса |
Оценка результатов занятий |
Перед началом тренировки по развитию риторических навыков преподаватель готовит специальные листы для оценки знаний. После того, как ребенок выполнит определенное упражнение, педагог заполняет оценочный лист, указывая ясность и содержательность речи воспитанника. Данная информация учитывается во время проведения последующих занятий, чтобы контролировать уровень прогресса ребенка. |
Расширение словарного запаса |
Большинство сложностей с приобретением ораторских способностей связано с бедностью словарного запаса. В комплексе с выполнением классических упражнений необходимо использовать словарь. По заданию преподавателя ребенок каждый день учит от 3 до 7 новых слов в зависимости от его интеллектуальных данных. |
Пересказ изложенного материала |
Данная методика позволяет научиться правильному и последовательному изложению мыслей. Сначала преподаватель читает короткий отрывок текста, а затем дети поочередно рассказывают своими словами то, что они услышали. |
Презентация |
Риторическая методика в виде презентации дает возможность развить ораторские способности и повысить уровень коммуникабельности ребенка. Суть данной техники заключается в том, что дети поочередно описывают предметы бытового пользования, которые были предоставлены преподавателем. Каждый ребенок старается изложить максимальное количество информации о заданном объекте. |
https://youtube.com/watch?v=xMZsgRUQm2k%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Методики выполнения риторических упражнений могут использоваться в комплексе, либо же применяется только одна из вышеописанных техник развития ораторских способностей. При этом, учитывается количество человек, находящихся в группе, их возраст и уровень интеллектуального развития.
Врачи отмечают важность развития устной речи у детей, так как это способствует не только улучшению коммуникативных навыков, но и общему развитию личности. Специалисты подчеркивают, что риторические упражнения, такие как рассказывание историй, участие в театрализованных постановках и обсуждение различных тем, помогают детям уверенно выражать свои мысли и чувства. Кроме того, такие занятия развивают критическое мышление и способность аргументировать свою точку зрения. Врачи рекомендуют родителям активно включать риторические игры в повседневную практику, что не только сделает процесс обучения увлекательным, но и значительно повысит уровень речевой активности ребенка. Упражнения на развитие устной речи формируют уверенность в себе и способствуют успешной социализации, что является важным аспектом в жизни каждого ребенка.
Упражнения для детей младшего возраста
Упражнения для детей старшего дошкольного возраста
Риторика (упражнения для развития устной речи тренируют центры головного мозга) имеет разные уровни сложности. Для детей старшего дошкольного возраста проводятся занятия, содержание которых соответствует объему знаний каждого ребенка.
Риторика и упражнения для развития устной речи у детей становятся все более популярными среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие занятия помогают детям не только улучшить навыки общения, но и развить уверенность в себе. Родители делятся положительными отзывами о том, как упражнения по риторике способствуют расширению словарного запаса и формированию логического мышления. Педагоги подчеркивают, что занятия в игровой форме делают процесс обучения увлекательным и доступным. Дети учатся аргументировать свои мысли, что положительно сказывается на их способности к публичным выступлениям. В результате, такие навыки становятся важными не только в учебе, но и в жизни, помогая детям лучше выражать свои эмоции и идеи.
Упражнение «Рассказ на свободную тему»
Для выполнения этого коллективного упражнения достаточно, чтобы была сформирована группа детей в количестве от 5 до 10 человек. Средняя продолжительность занятия от 25 до 50 мин. Это тот период времени, который позволит добиться максимальной продуктивности в учебном процессе, а также сохранять у детей достаточный уровень заинтересованности. На выступление каждого ребенка отводится около 5 мин.
Цели и задачи
Основная цель и задача упражнения заключается в эффективном формировании культуры речевого поведения ребенка.
Оборудование и материалы
Для проведения данного занятия потребуется следующее оборудование и материалы:
- стулья для того, чтобы усадить всех участников группы, создав из них целевую аудиторию для выступающего;
- часы с таймером для фиксации продолжительности выступления каждого ребенка;
- стул и письменный стол для преподавателя, который сидит в стороне от детей;
- импровизированная сцена, на которую будет выходить каждый ребенок во время своего выступления.
После завершения подготовительных мероприятий можно приступать к выполнению данного упражнения.
Применяемая методика
Во время выполнения данного упражнения рекомендуется использовать методику оценки успехов каждого ребенка. Для этого понадобиться заранее подготовить чек-лист, в котором будут отображаться достижения всех воспитанников.
Введение
На данном этапе преподаватель предлагает детям поочередно выходить на сцену и совершать устный рассказ на заданную тему. Педагог акцентирует внимание на том, что повествование должно быть выразительным, интересным, но в тот же момент максимально лаконичным, так как у каждого выступающего только 5 мин.
Ход занятия
Выполнение упражнения «Рассказ на свободную тему» предусматривает соблюдение следующего алгоритма действий:
- Преподаватель приглашает ребенка на импровизированную сцену перед аудиторией из других детей.
- Затем педагог просит воспитанника рассказать историю о том или ином событии. Например, рассказ на тему: «Как я гостил у бабушки», «Поход на рыбалку с отцом», «Мой домашний питомец». Тема для рассказа подбирается свободная и доступная для ребенка соответствующего возраста.
- Ребенок рассказывает на заданную тематику 5 мин.
- После этого преподаватель вместе с детьми благодарит выступающего, а затем приглашает к выступлению следующего ребенка.
Детей, которые во время выступления теряются, смущаются или испытывают сложности в повествовании рассказа, необходимо подбадривать, придавать им уверенности в их действиях.
Контроль знаний
По завершению тренинга преподаватель заполняет чек-лист, в котором оценивает ораторские способности каждого ребенка.
Во внимание берутся следующие критерии:
- ясность речи;
- выразительность;
- богатство словарного запаса;
- содержательность выступления;
- лаконичность.
Для проведения оценки используется шкала в 5 или 10 баллов. При этом результаты контроля знаний детям не оглашаются, а используются только преподавателем для дальнейшего улучшения риторических навыков каждого ребенка.
Заключительный этап
На заключительном этапе данного занятия дети благодарят друг друга за интересные рассказы, которые они услышали во время этого упражнения.
Характеристика предмета — это упражнение, для проведения которого потребуется сформировать группу из 5 детей. Средняя продолжительность выступления 1 ребенка составляет 10 мин.
В целом занятие рассчитано на 50 мин. рабочего времени.
Задача данного занятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка начальные задатки к ораторскому мастерству, научить его правильному и последовательному изложению мыслей.
Для проведения этого занятия потребуется использовать следующие материалы:
- мяч;
- зубная щетка;
- карандаш;
- лист бумаги;
- пластилин.
Все дети младшего дошкольного возраста знакомы с данными предметами, а также могут описать их характеристики и целевое предназначение.
Применяемые методики
Во время проведения этого занятия используют методики в виде оценки способностей ребенка с помощью чек-листа, а также используют технику презентации.
На подготовительном этапе преподаватель раскладывает вышеперечисленные предметы на стол перед детьми. После этого педагог говорит детям, что им необходимо поочередно встать, выйти вперед и охарактеризовать одну из данных вещей.
Упражнение по развитию риторических способностей «Характеристика предмета» выполняется следующим образом:
- Преподаватель приглашает ребенка на импровизированную сцену.
- Выступающий получает один из предметов, описанных в разделе выше.
- По заданию педагога ребенок в течение 10 мин. должен рассказать максимальное количество информации о данной ему вещи. Выполняется характеристика предмета, его целевое предназначение.
- По истечению указанного периода времени ребенок присаживается, а на выступление приглашается следующий участник группы.
Во время проведения данного занятия преподаватель может задавать ребенку наводящие вопросы, которые упрощают процесс повествования.
По результатам тренинга преподаватель выставляет оценки всем участникам в чек-листе.
На завершающей стадии занятия педагог благодарит детей за участие в тренинге, говорит о том, что они очень старались, а их рассказы были интересными.
Упражнения для детей начальной школы
Риторика (упражнения для развития устной речи способствуют улучшению коммуникабельности ребенка) осваивается только в том случае, если соблюдается принцип регулярности выполнения тренировок. Для детей начальных классов используют занятия с более высоким уровнем сложности.
Упражнение для учащихся 1 класса «Алфавит»
Данное упражнение может выполнять неограниченное количество детей, учащихся 1 класса. Общая продолжительность занятия составляет от 20 до 30 мин. Сам тренинг является коллективным.
Основная задача данного занятия — это развитие у детей ассоциативности и креативности речи, а также общих навыков риторики.
Для выполнения этого упражнения потребуется школьная доска, на которую будет нанесена исходная информация.
Во время данного занятия используются риторические методики в виде работы со словарем и оценки итогов проведенного тренинга.
Учащиеся 1 класса располагаются за партами. Преподаватель пишет на доске различные буквы алфавита, на которые каждый из участников группы должен будет придумать по 1 слову.
Риторическое упражнение «Алфавит» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:
- Преподаватель пишет на доске различные буквы алфавита за исключением «ы, ъ, ь».
- После этого педагог просит детей придумывать слова, начинающиеся на указанные на доске буквы.
- Ученики выполняют данное упражнение поочередно, поднимая руку, либо же преподаватель сам решает, в какой последовательности будут отвечать дети.
Для усложнения текущего задания можно попытаться создать короткий рассказ из нескольких предложений, в котором все слова будут начинаться на одну букву.
По завершению занятия педагог заполняет чек-лист, оценивая риторические способности каждого ребенка. Успешность участников группы определяется по 5 или 10-ти бальной системе на усмотрение педагога.
Заключительным этапом тренинга по развитию навыков риторики является диалог детей с преподавателем, в процессе которого педагог задает воспитанникам следующие вопросы:
- Легко ли они справлялись с этим заданием?
- Что понравилось в данном упражнении?
- Какие детали следует добавить на следующее занятие?
- Были ли изучены новые слова?
Дети, которые открыли для себя новые слова, проговаривают их в слух. Преподаватель может задать уточняющий вопрос об их значении.
Упражнение для учащихся 2 класса «Рисунок в воздухе»
Для выполнения данного упражнения в группе должно находиться 10 детей. Среднее время выступления 1 человека составляет 5 мин.
Ориентировочная продолжительность занятия — 50-60 мин.
Целью данного занятия является формирование навыков речевого поведения ребенка, а также развитие его моторики рук, улучшение координации движений во время разговора.
Для проведения этого занятия понадобятся следующие предметы:
- линейка;
- пенал;
- тетрадь;
- книга;
- портфель;
- ручка;
- мяч;
- тарелка;
- игрушечный автомобиль;
- краски.
Большинство учеников 2 класса знакомы с целевым предназначением данных вещей, могут описать их свойства и внешние характеристики. В случае необходимости преподаватель делает подсказки, задает ребенку наводящие вопросы.
Во время проведения занятия «Рисунок в воздухе» используют методику оценки уровня ораторских способностей ребенка, а также применяют технику презентации описываемого объекта.
Перед началом занятия преподаватель раскладывает вышеуказанные предметы. Затем разъясняет участникам группы, что им потребуется поочередно выйти к доске, взять одну из вещей и рассказать о ней максимум информации.
По завершению рассказа, используя пальцы рук, необходимо нарисовать в воздухе охарактеризованный предмет.
Риторическое упражнение «Рисунок в воздухе» выполняется следующим образом:
- Преподаватель приглашает к доске ребенка.
- Ученик берет любую из разложенных вещей.
- Ребенок дает внешнюю характеристику предмету, указывает его целевое предназначение, главные функции, ценность.
- По завершению рассказа ученик пытается нарисовать в воздухе объект, о котором рассказывал педагогу и другим участникам группы.
После завершения выступления преподаватель приглашает к доске следующего ученика, который выполняет аналогичные действия. В группе сохраняется неформальная обстановка. Дети должны оставаться раскрепощенными, предрасположенными к проявлению творческих и коммуникативных способностей.
Контроль знаний проводится путем выставления оценки в чек-листе.
На завершающем этапе все участники группы и преподаватель благодарят друг друга за познавательные рассказы.
Упражнение для учащихся 3 класса «Пересказ услышанного текста»
Во время проведения данного занятия можно работать с неограниченным количеством детей, но максимальная продуктивность тренинга обеспечивается в том случае, если группа состоит из 10 человек.
Средняя продолжительность выполнения этого упражнения составляет 35 мин.
Целью этого занятия является формирование устойчивых навыков речи, повышение уровня коммуникабельности и креативности.
Для выполнения данного упражнения преподавателю потребуется литературное произведение, предназначенное для детей соответствующего возраста.
Во время этого занятия используются методики следующих видов:
- расширение словарного запаса;
- оценка итоговых результатов с помощью чек-листа;
- пересказ изложенного материала.
За счет одновременного применения нескольких методик достигается эффект комплексного развития риторических способностей.
Преподаватель разъясняет детям, что он прочтет определенный отрывок текста, который нужно будет пересказать.
Выполнение данного упражнения происходит с соблюдением следующего алгоритма действий:
- Педагог зачитывает детям короткий отрывок из художественного произведения, средние объемы которого 500-700 слов.
- Преподаватель просит каждого ребенка пересказать услышанный текст.
- Дети рассказывают прочитанный материал поочереди.
В зависимости от количественного состава группы для каждого ученика может зачитываться отдельный отрывок текста. Данный подход усложнит задание.
Оценка результатов упражнения выполняется с помощью чек-листа по методике, которая описана в разделах выше.
На заключительном этапе занятия преподаватель спрашивает у детей, что им понравилось и больше всего запомнилось во время данного тренинга.
Упражнение для детей 4 класса «Дополни рассказ»
Риторика (упражнения для развития устной речи улучшают дикцию ребенка) — это наука о навыках ораторского искусства. Занятие под названием «Дополни рассказ» выполняется при непосредственном коммуникативном взаимодействии между участниками группы. Средняя продолжительность тренинга составляет 30-35 мин. Количество участников не ограничено.
Целью данного занятия является обучение детей активной коммуникации, увеличение их словарного запаса и улучшение риторических способностей.
Во время выполнения упражнения «Дополни рассказ» используется красный флажок или любой предмет, который будет символизировать передачу эстафеты от одного участника к следующему.
В данном случае используются методики расширения словарного запаса и оценка текущих достижений с помощью чек-листа.
Вводная часть этого занятия начинается с того, что преподаватель разъясняет детям принцип проведения риторического тренинга.
Участники должны вступать в дискуссию друг с другом, продолжая начатое предложение.
Упражнение «Дополни рассказ» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:
- Ребенок берет красный флажок, выходит к доске, а затем проговаривает 1 предложение импровизированного рассказа на свободную тему. Например, «Я сегодня пришел домой, а в зале сидит большой лохматый пес».
- Данный участник передает флажок в виде эстафеты следующему ребенку, который в течение 2 мин. должен продолжить начатый рассказ, придумав логическое завершение этой истории.
- После этого ребенок произносит новое вводное предложение и передает эстафету следующему участнику.
Упражнение проходит в ненавязчивой обстановке, напоминающей интерактивную игру.
Преподаватель наблюдает за происходящим, оценивая риторические способности детей в чек-листе.
На заключительном этапе проведения занятия «Дополни рассказ» педагог благодарит всех детей за то, что они отлично справились с упражнением, а также задает им следующие вопросы:
- Понравилась ли тематика упражнения?
- Кто хотел бы усложнить занятие дополнительными заданиями?
- Какой рассказ запомнился больше остальных?
Риторика (упражнения для развития устной речи полезны для детей всех возрастных групп) включает в себя комплекс занятий, которые позволяют улучшить коммуникативные навыки, избавиться от чувства робости, стеснения во время общения с другими людьми.
Риторические упражнения для развития устной речи — это интерактивные занятия, которые проводит педагог с большим опытом практической деятельности, либо же логопед. Тренинги по улучшению ораторских способностей назначаются детям старшего дошкольного возраста и учащимся начальной школы.
Во время выполнения упражнений по риторике используют методы оценки знаний каждого участника группы, используют технику пересказа прочитанного материала, проводят презентации заранее подготовленных предметов. Дети, посещающие данные занятия, отличаются хорошей дикцией, общительностью, ясностью речи и богатым словарным запасом.
Видео об упражнениях для развития устной речи для детей
Упражнения для развития устной речи для детей:
https://youtube.com/watch?v=4RTJEIFw0xQ%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Почему важно развивать устную речь у детей?
Развитие устной речи у детей способствует улучшению их коммуникативных навыков, уверенности в себе и способности выражать свои мысли. Это также помогает в обучении, так как дети учатся формулировать идеи и аргументировать свои мнения, что важно для успешного взаимодействия в учебной среде и жизни в целом.
Какие упражнения можно использовать для тренировки риторических навыков у детей?
Существует множество упражнений, таких как “Импровизация”, где дети получают случайные темы и должны говорить на них в течение одной минуты, или “Ролевые игры”, где они играют различные роли и учатся вести диалог. Также полезны упражнения на развитие словарного запаса и построение аргументированных речей по заданной теме.
Как родители могут поддержать развитие риторических навыков у своих детей?
Родители могут активно участвовать в обсуждениях на различные темы, поощрять детей задавать вопросы и делиться своими мыслями. Чтение книг и обсуждение их содержания также помогает развивать критическое мышление и навыки аргументации. Важно создать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, выражая свои идеи.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте игры для развития риторических навыков. Например, организуйте “дебаты” на интересные темы, где дети смогут выразить свои мнения и аргументировать их. Это поможет им научиться формулировать мысли и слушать других.
СОВЕТ №2
Чтение вслух — отличный способ улучшить устную речь. Выбирайте интересные книги и читайте их вместе с детьми, акцентируя внимание на интонации и выразительности. Это поможет развить их навыки публичного выступления.
СОВЕТ №3
Проводите занятия по пересказу. Дайте детям возможность пересказать прочитанную историю или фильм, акцентируя внимание на структуре рассказа и использовании выразительных средств. Это улучшит их способность к логическому мышлению и организации речи.
СОВЕТ №4
Записывайте выступления детей на видео. Это позволит им увидеть свои ошибки и прогресс, а также научит работать с волнением. Обсуждайте записи вместе, подчеркивая сильные стороны и области для улучшения.