Для развития полноценной личности человек с детства должен пребывать в спокойной атмосфере, располагающей к творчеству. Нетрадиционные техники рисования позволяют раскрыть потенциал и приблизиться к созидательному процессу. Такие методики широко применяются в детском саду и подготовительных дошкольных учреждениях.
Особенности необычной техники
Любой вид изобразительного искусства предоставляет неограниченные возможности для самовыражения, более тонкого понимания окружающего мира, фиксирования и передачи мимолётных впечатлений и настроений, а также способствует обретению внутренней гармонии и развитию личности.
Помимо привычных техник рисования, в дошкольных образовательных учреждениях широко применяются и нетрадиционные направления изобразительного творчества. Они предоставляют массу дополнительных возможностей для постижения окружающего мира и воплощения оригинальных замыслов.
В отличие от традиционных методик, необычные техники позволяют ребёнку максимально раскрыть свой творческий потенциал, не обременяя его рамками
Большинство нетрадиционных техник рисования направлены на свободу, не навязывая при этом страх совершить ошибку, который в дальнейшем мешает творчеству и личностному развитию, превращая талантливых людей в посредственность. Оригинальные способы позволяют использовать различные материалы и помогают научиться мыслить нестандартно.
Врачи отмечают, что нетрадиционные техники рисования в детском саду способствуют развитию творческих способностей детей и их эмоционального интеллекта. В старшей группе, где дети уже обладают определенными навыками, использование таких методов, как рисование на воде или с помощью природных материалов, помогает им экспериментировать и находить новые способы самовыражения. В средней группе дети учатся взаимодействовать друг с другом, что развивает их социальные навыки. Младшая группа, в свою очередь, получает возможность развивать мелкую моторику и координацию движений через простые, но увлекательные занятия. Визуальные результаты таких занятий, запечатленные на фотографиях, демонстрируют не только художественные достижения, но и радость детей, что подтверждает положительное влияние нетрадиционных техник на их общее развитие.
Чем полезно рисование нетрадиционными способами
Нетрадиционная техника рисования в детском саду или подготовительной дошкольной группе развивает ум и творческие способности. С раннего возраста нужно прививать детям любовь к искусству и поощрять творческие проявления. Малыш учится связывать единую композицию, создавая её из мелких деталей, гармонично располагать различные элементы, реализовать задуманное или импровизировать.
Необычные техники рисования имеют массу преимуществ:
Рисование ладошками
Нетрадиционная техника изображения, наиболее распространённая в детском саду, — это рисование ладошками и пальцами. Такую методику способен освоить каждый ребёнок. Техника выполнения чрезвычайно проста – достаточно просто опустить руку в ёмкость с краской или раскрасить ладонь при помощи кисти, а затем поставить отпечаток на листе бумаги.
При организации этого процесса преподаватель должен действовать по принципу «от простого к сложному». В ясельной или младшей дошкольной группе (возраст от 1 до 3 лет) дети ещё не создают композиционные произведения. На данном этапе они знакомятся с цветом и фактурой краски.
Для ребенка от 1 до 3 лет рисование ладошками – оптимальный вариант, поскольку он ещё не может правильно держать кисть или карандаш. Для детей средней группы (возраст от 3 до 4 лет) уже подойдёт создание картин при помощи данной техники.
Для начала следует выбирать самые простые и привычные для детей образцы:
- цветы;
- солнце;
- деревья;
- рыбки.
Нанесённый отпечаток нужно дополнить деталями, завершающими образ. В старшей группе дети уже учатся создавать более детализированные картины. Изображения чаще несут сюжетный характер.
Техника рисования ладошками благотворно влияет на психику ребёнка, позволяет ему успокоиться, привыкнуть к незнакомой обстановке на этапе адаптации к новой окружающее среде. Эта увлекательная игра также помогает детям научиться находить общий язык со сверстниками.
В группах дошкольного возраста можно предлагать коллективную работу – каждый ребёнок оставляет отпечаток, и создаётся какой-то образ. Для развития творческого потенциала рекомендуется давать детям возможность определить созданный образ и дополнить его недостающими деталями.
Рисование ладонями и пальцами не требует специальных материалов и инструментов. Понадобится лист бумаги и краски. Для этого вида творчества рекомендуется использовать гуашевую краску, слегка разбавленную водой.
Лучше всего налить цветную жидкость в блюдце. Также существует прекрасная альтернатива – так называемые, пальчиковые краски. Они абсолютно безопасны для ребёнка, легко смываются и не содержат токсичных веществ. Для более старшего возраста подойдёт акварель.
В детских садах все чаще применяются нетрадиционные техники рисования, которые привлекают внимание как детей, так и их родителей. В младшей группе малыши с удовольствием экспериментируют с пальчиковыми красками, создавая яркие отпечатки на бумаге. Это не только развивает мелкую моторику, но и помогает выражать эмоции. В средней группе педагоги вводят рисование с использованием природных материалов: листья, веточки и цветы становятся необычными инструментами для творчества. Дети учатся видеть красоту в окружающем мире. В старшей группе акцент смещается на комбинирование различных техник, таких как коллаж и монотипия, что позволяет детям проявить свою индивидуальность. Родители отмечают, что такие занятия развивают креативность и уверенность в себе, а также способствуют укреплению связи между детьми и взрослыми через совместное творчество. Фотографии работ детей, выполненных в разных техниках, становятся настоящими произведениями искусства, которые радуют глаз и вдохновляют на новые эксперименты.
Идеи для рисования
Дерево
Для создания такой картины рекомендуется следующая последовательность действий:
- на ладонь наносится коричневая краска и ставится отпечаток на листе бумаги; это изображение массивного ствола многовекового дуба;
- мелкими штрихами, при помощи пальцев дереву пририсовываются листья;
- для завершения картины можно лёгкими синими разводами изобразить небо.
Цветы
Здесь открываются безграничные возможности для фантазии.
Ладошками можно изображать различные цветы:
- с небольшим смещением по кругу наносится несколько отпечатков (при этом ладонь изображает сердцевину цветка, а пальцы рисуют лепестки), что позволяет получить изображение сказочных цветов, напоминающих астры или хризантемы.
- если пальцы держать вместе, такие отпечатки будут похожи на тюльпаны.
Динозавр или дракон
Пальцы развести в стороны и нанести отпечаток на бумагу. При этом большой палец изображает голову дракона, ладонь – туловище, а остальные пальцы – иголки на спине. Затем детям предлагается дорисовать недостающие элементы – глаза, ноги и хвост дракона.
Штампы, оттиски
Суть методики заключается в том, что красящее вещество наносится на поверхность какого-либо предмета, который затем прикладывается к листу бумаги, оставляя оттиск. Для этого понадобятся всевозможные материалы, и чем разнообразнее, тем лучше.
Для этой цели прекрасно подойдут:
- листья;
- пробки;
- рельефные салфетки с узорами;
- мятая бумага;
- перья.
Что касается красок, рекомендуется брать гуашь или акварель. Этот способ позволяет наносить несколько одинаковых изображений, составляя орнаменты или сюжетные изображения, дополненные деталями. Данная методика рисования подходит как для самых маленьких художников, так и для детей подготовительной группы.
Рисование поролоном
Нетрадиционная техника рисования в детском саду зачастую подразумевает применение простых материалов необычным способом. Одна из таких методик – рисование поролоном. Эта техника даёт возможность получить оригинальные изображения, которые невозможно выполнить кистью.
Для работы понадобятся акварельные краски, кусочки поролона разной величины и листы бумаги. Суть метода очень проста – губка окунается в слегка разведённую водой акварель и прикладывается к листу бумаги. Также можно выполнять штрихи и разводы. Различная сила нажатия помогает варьировать текстуру.
Польза техники рисования поролоном:
- Развивается воображение. Ребёнок учится распознавать знакомые предметы в замысловатых оттисках. После нанесения основных элементов, рисунок дополняется деталями, завершающими картину.
- Дети учатся наносить крупные элементы, располагая детали в соответствии с размером листа. Это даёт начальные понятия о композиции.
- Развиваются импровизационные навыки.
- Дети учатся распознавать различные по текстуре изображения.
Рисование точками
Эта методика позволяет детям научиться гармонично воспринимать разрознённые мелкие детали и собирать их в общую картину. Данное направление изобразительного искусства также известно под названием техники «пуантилизма» или «дивизионизма». Рисование точками впервые предложил французский художник-постимпрессионист Жорж-Пьер Сёра.
Точечное рисование предполагает использование чистых цветов, без смешивания оттенков.
Например, вместо зелёного наносится синий и жёлтый цвета, а вместо оранжевого – красный и жёлтый. Восприятие цвета происходит посредством оптического эффекта. Если рассматривать такое произведение с близкого расстояния, то зритель увидит лишь отдельные точки. А издалека они образуют форму и цвета.
Для создания картин в этой технике понадобятся акварельные краски и бумага. Что касается инструмента для рисования, здесь выбор безграничен – от карандаша с ластиком на конце (при помощи которого и будут наноситься точки), до ватных палочек.
Точки не должны быть слишком маленькими, иначе на создание рисунка понадобится слишком много времени. Это направление изобразительного искусства замечательно подходит для детей 3-6 лет.
Техника «монотипия»
Суть этой техники заключается в следующем: на ровной гладкой поверхности наносится рисунок, который затем отпечатывается на листе бумаги.
Ещё один распространённый способ – рисунок наносится на одну из внутренних сторон сложенного вдвое листа, после чего лист складывается, и первоначальное изображение частично или полностью отображается на второй половинке бумаги. Получаются симметричные рисунки и орнаменты.
Эта уникальная методика позволяет создавать интересные, многообразные и оригинальные картины. Полученный отпечаток можно оставить в первоначальном виде. Но чаще он дополняется элементами, позволяющими завершить картину и сделать её более детальной.
Нетрадиционная техника рисования в детском саду, описанная выше, применяется довольно широко. Она подходит как для малышей, которым предлагаются самые простые рисунки (флажки, воздушные шары, кубики), так и для средней и старших групп, где дети уже могут выполнять более сложные изображения (бабочек, цветы, животных).
Рисование в технике «набрызг»
Одна из самых простых, но не менее интересных методик, — рисование в технике «набрызг». Суть этого направления отображена в самом названии – капли краски разбрызгиваются на поверхности бумаги.
Нередко для создания картин применяются трафареты. Для этой цели подойдут засушенные листья, цветы, фигурки, вырезанные из бумаги. Также можно выполнять многослойный «набрызг» при помощи нескольких трафаретов. Рисование в этой технике рекомендуется для детей в возрасте от 3-4 лет.
Для работы понадобится | Последовательность действий |
|
|
Кляксография
Нетрадиционная техника рисования в детском саду способствует развитию творческих способностей детей. Одна из интересных методик живописи основана на рисовании пятнами и кляксами.
Этот вид творчества интересно тем, что заранее невозможно предугадать, что получится в результате. Суть метода заключается в следующем: на листе бумаги ставится клякса, а затем раздувается в разные стороны через соломинку.
Следующим этапом будет дорисовка полученных пятен. Идея придаёт кляксам смысл. Одно и то же пятно можно интерпретировать по-разному, дополняя его всевозможными деталями. При этом воспитатель или родители помогают детям, задавая наводящие вопросы, помогающие определить, какое изображение скрывает в себе клякса. Прорисовка дополнительных элементов является важной частью работы.
Для проведения занятий понадобятся жидкие акварельные краски, кисти, плотная бумага и соломинки (трубочки). Если же в наличии есть только обычная акварель, её нужно заранее разбавить и налить в удобные ёмкости.
Техника включает два основных приёма:
- Капли. Кисть, обильно смоченная в жидкой краске, стряхивается над листом бумаги, оставляя различные по размеру кляксы и капли. Этот метод чем-то похож на технику «набрызг», однако здесь вместо зубных щёток применяются толстые мягкие кисти.
- Растекание. При помощи кисти на бумагу наносится большое пятно краски, которое затем раздувается при помощи соломинки. Также можно наклонять лист в разные стороны, давая возможность каплям краски растекаться по поверхности.
Данная техника хорошо подойдёт для детей средней и старшей группы дошкольного образовательного учреждения (возраст от 3 до 6 лет).
Мыльные пузыри
Подкрашенные мыльные пузыри позволяют создавать эфемерные неуловимые картины.
Для работы понадобится:
- вода;
- шампунь или пенящееся жидкое мыло;
- пищевые красители;
- плотный картон;
- трубочки для коктейля;
- ложки.
Ход работы:
- Моющее средство развести с водой в соотношении примерно 1:5. Добавить красящее вещество. Желательно делать несколько ёмкостей с разными оттенками.
- Поместить трубочки в стакан с раствором, взболтать и подуть так, чтобы над поверхностью ёмкости появилась пена.
- Прикладывать листы бумаги к стаканам с разноцветной пеной, оставляя отпечатки.
- Также можно наносить пену на бумагу ложкой.
- Ещё один способ – надуть мыльный пузырь и аккуратно, задерживая его на трубочке, поместить на бумагу.
Готовые работы можно дополнить деталями или же оставить в первоначальном виде. Данная техника подходит для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Соль
Многие необычные техники рисования основывается на использование вполне привычных материалов.
Для рисования солью потребуются:
- альбомный лист;
- несколько кистей разных размеров;
- крупная соль;
- акварель;
- карандаш и ластик;
- бумажные салфетки;
- стакан с водой.
Ход работы:
- На листе бумаги наносится рисунок.
- Крупной кистью обильно смочить лист бумаги водой.
- Аккуратно нанести основные цвета. Прикасаться кистью к бумаге нужно осторожно, поскольку краска растекается.
- Посыпать солью окрашенные фрагменты.
Полученный рисунок обретает своеобразную текстуру и рельеф.
Песок, бисер и крупы
Нетрадиционная техника рисования в детском саду может подразумевать использование любых материалов. При помощи различных круп, песка и бисера можно создавать оригинальные картины.
Причём, существует два направления:
- песочная анимация;
- фиксирование сыпучих материалов на поверхности листа при помощи клея.
Анимация
Для этой техники обычно применяется песок или манная крупа. Материал насыпают на контрастную по цвету поверхность. Рисовать нужно непосредственно руками на поверхности.
Эта техника очень полезна для детей. Работа с сыпучими материалами помогает избавиться от негативных эмоций, успокоиться, преодолеть внутренние личностные преграды и научиться импровизировать. У детей развивается координация, мелкая моторика, воображение, фантазия и память. Техника подходит для детей любого возраста.
Урок песочной анимации для детей:
https://youtube.com/watch?v=QjNhjHdvUus%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Картины с клеем и сыпучими материалами
Данная методика заключается в следующем: на бумаге прорисовывается контур рисунка и промазывается клеем. Затем на поверхность насыпается песок или крупа. Готовая картина обретает объём. Сочетание различных круп позволяет варьировать разную текстуру.
Акватипия
При помощи этой техники дети создают причудливые узоры, состоящие из пятен и разводов
Для работы понадобятся следующие инструменты и материалы:
- акварельная бумага (в отличие от обычной, она сохраняет плотность после смачивания водой);
- акварель;
- кисть;
- стеклянная или пластиковая поверхность.
Процесс:
- На гладкую поверхность (стекло или пластик) наносятся предварительно смоченные и размягчённые акварельные краски. Здесь открывается неограниченное пространство для творчества. Можно наносить пятна и разводы любых размеров, формы и оттенков.
- Затем к окрашенной поверхности прижимают лист бумаги, аккуратно разглаживая.
- Можно обвести полученные изображения контрастным тёмным цветом, подчёркивая имеющиеся детали и добавляя новые элементы.
Эта методика чаще всего применяется в средней и старшей группах детского сада.
Граттаж
Эта техника, которая также известна под названием воскография, основывается на процарапывании поверхности грунтованного листа при помощи острого предмета. Перед работой плотная бумага или картон натираются восковой свечой. Метод очень простой.
Для работы рекомендуется взять следующее:
- заостренный предмет (перо, зубочистка, пластиковая вилка);
- тёмные гуашевые краски;
- картон;
- немного мыльного средства или ПВА.
Процесс работы:
- Плотный лист картона хорошо натереть свечой из воска.
- Крупной кистью нанести густой слой гуаши тёмного цвета. Стараться не оставлять пробелов. Для того, чтобы краска при работе не оставалась на руках, рекомендуется добавить немного жидкого мыла или клея ПВА.
- Заостренным предметом выполнить рисунок.
Фроттаж
Техника фроттаж заключается в следующем:
- под лист бумаги подкладывается плоский предмет с рельефной поверхностью;
- затем следует тщательно натереть поверхность листа восковыми мелками, пастелью или карандашами, после чего рисунок проступает на поверхности.
Шаблоны для работы заранее изготавливаются из плотного картона. Если разместить трафареты на поверхности москитной сетки, получаются замечательные картины. В процессе натирания бумаги мелками детям приходится прилагать усилия, чтобы удержать в руке мел и заштриховать всю поверхность. Это позволяет развить мелкую моторику.
Рисование пластилином по стеклу
Рисование пластилином или пластилинография позволяет детям создавать объёмные и рельефные картины. Методика очень проста.
Для работы потребуются:
- пластилин;
- гуашь;
- тонкие кисти;
- доска для лепки;
- стекло;
- картинка для шаблона.
Осваивать эту технику следует от простого к сложному.
Ход работы:
- Перед началом работы стекло нужно протереть спиртом.
- Любую понравившуюся картинку подложить под стекло. Тонкой кисточкой гуашью обвести контуры. Дать подсохнуть.
- Затем раскатывать тонкие пластины пластилины и заполнять рисунок, обогащая его цветом.
Эта техника замечательно подходит для детей в возрасте 4-6 лет.
Рисование вилками
Методика создания картин при помощи этого способа весьма проста. Для работы понадобятся пластиковые вилки и гуашевые краски, разведённые до консистенции сметаны.
Ход работы:
- На поверхность плотной бумаги или картона толстым слоем наносится краска.
- Затем вилкой нанести необходимые штрихи.
- Дорисовать недостающие элементы карандашом или кистью.
Этот метод хорошо подходит для изображения листвы деревьев, густой травы, шерсти животных, дождя. В результате получаются рельефные картины, отличающиеся живостью и необычностью.
Рисование вилками рекомендуется для детей 3-5 лет.
Отпечатки ступнями
Эта техника по своей сущности очень схожа с рисованием ладошками.
Картины создаются по такому же принципу с применением аналогичных материалов.
Метод штриховки
Различные виды штриховки позволяют ребёнку приблизиться к настоящему изобразительному искусству и в дальнейшем развивать навыки рисования. На начальных этапах работы детям предлагается попробовать выполнить разные виды штриховки: прямой, косой линией и вкруговую. После чего эти методы используются для создания простых рисунков.
Нетрадиционные техники рисования открывают огромное пространство для творческой реализации юных художников. Осваивая разные направления изобразительного искусства в детском саду, ребёнок постигает окружающий мир, ищет то, что ему по душе, а также учится выражать собственные эмоции и мысли.
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
Видео на тему: нетрадиционная техника рисования в детском саду
Нетрадиционные техники рисования в детском саду:
https://youtube.com/watch?v=qhegduDkq-M%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какие есть нетрадиционные техники рисования?
К нетрадиционным техникам рисования относятся: пальцевая живопись, рисование ладошкой, рисование различными оттисками, монотипия, граттаж, ниткопись, рисование свечой, углем, рисование на воде (Эбру), точечное рисование (пуантолизм), рисование по ткани, кляксография и т. Д.
Какие техники рисования есть для дошкольников?
Рисование пальчиками, рисование ладошками, печать из ниток, печать из картофеля или морковки.
Какие есть способы рисования?
К самым известным относятся: рисование маслом, акварелью, пастелью, углем и сангиной, карандашом и акрилом. Не меньшей популярностью пользуются также и нетрадиционные техники рисования, такие как: роспись стекла, декупаж, мозаика, скетчинг, монотипия, правополушарное рисование.
Какое бывает рисование в детском саду?
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида, рисование отдельных предметов: – сюжетное – декоративное. Так же имеет своё место – нетрадиционное рисование.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте разнообразные материалы для рисования, такие как губки, пальцы, кисти разной толщины и даже природные элементы (листья, веточки). Это поможет детям развивать мелкую моторику и креативность, а также сделает процесс рисования более увлекательным.
СОВЕТ №2
Организуйте тематические занятия, посвященные определенным сезонам или праздникам. Например, в осенний период можно использовать листья для создания коллажей, а в зимний — рисовать снеговиков с помощью ватных палочек. Это поможет детям лучше понимать окружающий мир и развивать ассоциативное мышление.
СОВЕТ №3
Не бойтесь экспериментировать с нетрадиционными техниками, такими как рисование с закрытыми глазами или создание картин с использованием только одного цвета. Это не только развивает воображение, но и учит детей принимать нестандартные решения в процессе творчества.
СОВЕТ №4
Обязательно создавайте комфортную и вдохновляющую атмосферу для рисования. Убедитесь, что у детей есть достаточно пространства для работы, а также возможность выставить свои работы на обозрение. Это повысит их уверенность в себе и желание продолжать творить.