Программу дошкольного образования «От рождения до школы» называют инновационной. Анализ данного издания был получен еще в 2004 г., когда книга впервые была выпущена в тираж.
Пособие стало прорывом в российской педагогической среде. Спустя 15 лет программу обновили, взяв за основу главные положения книги 2004 г. выпуска.
Общая характеристика
Программа «От рождения до школы» была издана в 2004 г.
Написанием книги занимались:
- Комарова Т. С.
- Геробова В. В.
- Васильева М. А.
В то время это была одна из лучших педагогических разработок. Суть книги – дать работникам детских садов представление об основных тезисах образовательно-воспитательного процесса. Издание включало рекомендации, помогающие улучшить планирование работы с детьми.
Первая программа не теряла своей актуальности более 10 лет. Но с течением времени произошли большие изменения в обществе, технологиях. Некоторые разделы программы требовалось доработать, усовершенствовать.
Изменением уже готовой программы занялся доктор психологических наук, почетный профессор Гетеборгского университета Веракса Н. Е.
В соавторстве есть и иные люди:
- Белая К. Ю., кандидат педагогических наук.
- Денисенкова Н. С., кандидат психологических наук.
- Комарова Т. С., заслуженный деятель науки РФ.
Помимо них, в авторском коллективе значится 23 человека. Каждый из них внес большой вклад усовершенствование программы. Книга получилась инновационной. В ее основе лежат научные положения, разработанные Выготским Л. С.
Программа Веракса Н.Е. по ФГОС получила положительные отзывы от специалистов в области детского развития. Врачи отмечают, что данная программа способствует гармоничному развитию детей от рождения до школьного возраста, акцентируя внимание на индивидуальных потребностях каждого ребенка. Специалисты подчеркивают важность интеграции различных аспектов обучения и воспитания, что позволяет формировать у детей не только когнитивные навыки, но и социальные компетенции.
Кроме того, врачи выделяют, что программа учитывает современные научные данные о психофизиологических особенностях детей, что делает ее актуальной и эффективной. Врачи также указывают на необходимость взаимодействия между медицинскими и образовательными учреждениями для создания комфортной среды для развития детей. В целом, программа Веракса Н.Е. рассматривается как важный шаг к улучшению качества раннего образования в России.
Цели и задачи
От «Рождения до школы» – программа (анализ подтвердил ее значимость), соответствующая ФГОС ДО. Как отмечают авторы, главная цель этого педагогического труда повторяет формулировку Указа Президента РФ «О стратегических задачах и национальных целях развития РФ на период до 2024 г.».
Дословно она звучит следующим образом:
- Воспитать социально ответственную и гармоничную личность, основываясь на духовно-нравственные ценности народов РФ, национально-культурных и исторических традиций.
Иные, не менее важные цели программы:
- содействовать формированию у ребенка базовой культуры;
- всестороннее развитие у ребенка физических и психических качеств в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями;
- помощь в адаптации в условиях современного мира;
- обеспечение дошкольника безопасными условиями жизнедеятельности.
Основная задача программы – обеспечить наиболее приемлемое сочетание современных образовательных технологий и классического дошкольного воспитания.
К иным же относят:
- прививание ребенку чувство любви к родине, своему краю;
- создание условий для развития ребенка с активной жизненной позицией;
- прививание уважительного отношения к традициям своего народа.
При этом в книге подробно описаны критерии образовательного процесса.
Структура
Книга в основном состоит из образовательных областей.
Каждая из них включает в себя следующее:
- цели;
- задачи;
- содержание работы.
Каждой возрастной группе соответствует собственный блок психолого-педагогической работы. Это помогает находить гибкий подход к обучению. Воспитатель имеет возможность, исходя из индивидуальных качеств дошкольника, работать с ним на перспективу.
Для этого учитываются его личностные особенности, успеваемость, заинтересованность. Начиная с самой младшей группы педагог, зная все это, ставит задачи и реализует их путем целенаправленной воспитательной деятельности.
Программа “От рождения до школы” под руководством Н.Е. Веракса вызывает множество отзывов среди педагогов и родителей. Многие отмечают её системный подход к развитию детей, который охватывает все ключевые аспекты: эмоциональное, социальное, познавательное и физическое развитие. Педагоги подчеркивают, что программа помогает создать комфортную образовательную среду, где каждый ребенок чувствует себя уверенно и может развивать свои способности в индивидуальном темпе.
Родители отмечают, что методики, предложенные в программе, способствуют формированию у детей интереса к обучению и развитию навыков общения. Однако некоторые специалисты высказывают мнение о необходимости адаптации программы под конкретные условия и потребности образовательных учреждений. В целом, программа Веракса получает положительные оценки за свою гибкость и актуальность в контексте современных требований к дошкольному образованию.
Организационный раздел
Данный раздел книги посвящен организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Благодаря тому, что дневное время рационально распределено, получается правильное чередование разных видов деятельности. Распорядок составлялся с учетом психофизиологических характеристик дошкольников.
В данном разделе представлена не только текстовая информация. Есть таблицы, помогающие просто и быстро ознакомиться с организационными моментами.
Описываются особенности распорядка дня для детей ясельного возраста, а затем с 3 до 7 лет.
Достоинство режимных моментов – в необязательном их выполнении.
Педагогу разрешено корректировать распорядок, опираясь на следующие показатели:
- климат региона, в котором находится дошкольное учреждение;
- время года;
- наличие инфраструктуры в саду;
- контингент детей;
- длительность светового дня.
От «Рождения до школы» – программа (анализ проведен независимыми экспертами), имеющая структурный принцип подачи информации. Благодаря этому, воспитательно-образовательный процесс планомерен, рационален. Большое внимание уделено улучшению самочувствия дошкольников.
Так, в главе «Организация работы по укреплению здоровья детей» есть описание следующих мероприятий:
- закаливания;
- проветривания;
- прогулки;
- оздоровительных процедур.
Ребенка нужно не только обучать, но и развивать физически. С этой целью в разделе есть глава «Организация физического воспитания». В нем описан двигательный режим, специальные занятия, условия для плавания.
Психолого-педагогические условия
Этот раздел посвящен психолого-педагогическим условиям реализации «От рождения до школы». Подробно описана предметно-пространственная среда. В основе лежит ФГОС ДО. Именно его текст дословно изложен в программе.
Авторы книги выделяют основную задачу воспитателя: создать предметно-развивающую среду, в которой любой ребенок сможет найти дело по интересам. Нужно организовать условия, помогающие дошкольнику самореализоваться. Для этого группу оснащают различными материалами: игровыми и развивающими.
В разделе подробно описаны следующие составляющие группового пространства:
- центры активности;
- места для отдыха;
- уголки уединения.
Дается ряд практических советов об оптимальном использовании группового пространства. Изложены основные принципы организации и оформлении различных тематических зон.
Описана конкретная информация о наполнении группы:
- стендах;
- игрушках;
- выставках.
Для лучшего усвоения информации педагогам предоставляются таблицы, с описанием оборудования.
Оно должно быть в следующих тематических зонах:
- центре строительства;
- уголке для театрализованных игр;
- центре для сюжетно-ролевых игр;
- уголке музыки;
- центре ИЗО;
- зоны мелкой моторики;
- уголке конструирования;
- центре математики;
- уголке настольных игр.
В общей сложности есть описание 18 различных центров и уголков. Но даже материально-укомплектованный детский сад будет бесполезным без педагогических работников. Поэтому в данном разделе есть описание кадровых условий. Штатное расписание у каждого дошкольного учреждения при этом индивидуальное.
Формы, способы, методы и средства
В этом разделе большое внимание уделено психолого-педагогическим условиям. Задача воспитателя – создать комфортную среду каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности. Для дошкольника детский сад начинается с утреннего приема. Поэтому в программе описаны основные моменты этого действия.
Авторы напоминают, что режимные моменты можно использовать как средство для воспитания. Например, мытье рук сопровождают беседой «О пользе мыла».
Более подробная информация дается по следующим блокам:
- Прием детей.
- Утренняя гимнастика.
- Дежурство в группе.
- Подготовка к приему пищи.
- Культура поведения за столом.
Особенностью программы является новый режимный момент – «Утренний круг». Это своеобразный психологический прием, позволяющий настроиться детям на хороший день. В книге указаны задачи этого мероприятия и желаемый результат. Аналогичный вариант – «Вечерний круг». Проходит в форме рефлексии. Помогает детям благоприятно завершить день.
Описывают в книге основные цели занятий, игр, прогулок. Дается информация о возрастной нагрузке. Рассказывают в программе о кружках и секциях, позволяющих оптимально развиваться дошкольникам. В отдельную таблицу вынесено планирование образовательной деятельности (5 дней в неделю).
В разделе подробно описана роль воспитателя в организации психолого-педагогических условий:
Критерий |
Краткое описание |
Обеспечение благоприятного эмоционального фона | Благоприятные условия необходимо создать каждому ребенку. Для этого педагогу дается ряд полезных рекомендаций. Учитывая их, получится сделать комфортную среду, в которой воспитанники будут с удовольствием заниматься любимым хобби. Это позволит избавиться им от напряженности, тревоги, зажатости. |
Установление доброжелательных отношений | Педагог на личном примере показывает правила взаимодействия. |
Развитие у детей самостоятельности | Воспитатель помогает детям в развитии активной и адаптивной самостоятельности. |
Создание условий, способствующих развитию ребенка | Достигается путем предоставления свободной игровой деятельности. |
Помимо этого, в разделе описаны критерии проведения традиционных и народных праздников. Также даются ценные рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями воспитанников.
Воспитание и обучение детей младенческого и раннего возраста
От «Рождения до школы» – программа (анализ книги можно сделать самостоятельно), описывающая развитие ребенка с 2-месячного возраста. Такая минимальная планка установлена неспроста. Именно первый год жизни характеризуется стремительным ростом ребенка.
https://youtube.com/watch?v=qkPHrezS3-4%3Ffeature%3Doembed
Младенческая группа
В этой главе описаны физиологические особенности ребенка:
- Вес малыша, его рост.
- Режимные моменты.
- Двигательная активность.
- Развитие слуха и зрения.
Есть характеристика умений ребенка, которыми он овладевает ближе к возрасту 12 месяцев. Помимо описания физиологических особенностей, описаны оформленные задачи. Педагог, стремясь к их выполнению, способствует укреплению и сохранению здоровья дошкольников. Он обеспечивает им полноценное развитие, улучшает эмоционально-положительную среду.
Воспитатель или родитель сможет взять за основу распорядка дня таблицу.
В ней указаны главные режимные моменты, согласно возрасту:
- кормление;
- бодрствование;
- дневной сон.
Дано также описание особенностей организации сна и бодрствования детей. Отдельный параграф отведен для подробного разбора воспитания и обучения посредством игр-занятий. Учитывая совсем юный возраст малышей, в развитии упор делают на речь, движения, взаимодействия с предметами. Несмотря на то, что дети еще малы, с ним уже можно проводить игры-развлечения, знакомить с музыкой (есть даже подборка репертуара). Все это подробно описано в программе.
Первая группа раннего возраста
Раздел освещает особенности развития детей с 1 до 2 лет. Педагог продолжает содействовать обучению ребенка, опираясь на его индивидуальные способности. Однако в данном параграфе описаны основные достижения детей, их потенциал и результат, которого они могут достичь к концу года.
С учетом возрастных изменений у детей, читателям предлагают новые организационные моменты в распорядке дня. Важно отметить, что дети данной группы подразделяются на 2 категории. Это обусловлено их психофизиологическими особенностями. К первой подгруппе относятся ребята в возрасте с 1 года до 1,6. Ко второй – с 1,6 до 2 лет.
С учетом этого в книге есть примерный режим дня, основанный на особенностях каждой группы. Дается подробное описание оздоровительно-закаливающих процедур, воспитания в условиях режимных процессов.
Благодаря этому, удается достичь следующего:
В параграфе дан примерный перечень произведений, пригодных для чтения детям. Также есть список физических упражнений, музыки, игр.
Вторая группа раннего возраста
В данном разделе описываются особенности развития дошкольников в возрасте с 2 до 3 лет.
Педагог продолжает работу способствуя:
- Развитию наглядно-действенному мышлению.
- Активации ситуативно-делового общения дошкольника и взрослого.
- Формированию произвольного поведения воспитанника.
В параграфе описываются следующие темы:
- Задачи описания и обучения.
- Организация жизнедеятельности детей.
- Образовательная область.
Педагогу даются рекомендации по организации основных занятий:
- лепки;
- рисования;
- конструирования;
- музыкальной культуры;
- развития речи;
- окружающего мира;
- физической культуры.
Подробно описан каждый из образовательных блоков. Так, дается перечень основных физических упражнений, подвижных игр.
Но помимо базовых образовательных дисциплин, продолжается работа в следующих направлениях:
- формирование элементарных математических представлений;
- экологическое воспитание;
- социальное развитие;
- художественная литература.
В параграфе уделено большое внимание становлению личности ребенка.
Ведь в 3 года наступает возрастной кризис. Ребенок осознает себя отдельным человеком, у него начинает формироваться «Я-концепции». Эта особенность учитывается в программе.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
Программу «От рождения до школы» составляли совместно с кандидатом психологических наук, Губановой Натальей Федоровной. Анализ развития детей показал, что на каждом возрастном этапе оно происходит по-разному. Благодаря этому, книга имеет четкую структуру.
Младшая группа
В этом параграфе все задачи, формы образования и воспитания строятся с учетом активно формирующейся личности ребенка. Взрослый для дошкольника уже становится носителем определенной общественной функции, а не только членом семьи.
Большое внимание уделено социально-коммуникативному развитию. Задача педагога – сформировать у ребенка способности к общению, закреплению и усовершенствованию навыков самообслуживания. Начинается этап изучения основ безопасной жизнедеятельности.
Помимо этого, не прекращается познавательное развитие. Педагог поддерживает у детей интерес к занятиям. В книге даны действенные советы о том, как развить когнитивные способности. Описаны критерии основных образовательных областей.
Средняя группа
В возрасте с 4 до 5 лет дети уже умеют распределять роли в игре. Это показатель того, что такая деятельность принимает смысловое значение. Помимо этого, совершенствование навыков и умений происходит во всех образовательных областях.
В параграфе педагогу дается подробная информация о методах воспитания, приемах и задачах.
Предоставляются указания о развитии следующих способностей:
- коммуникативных;
- регуляторных.
Дается список литературы, пригодной для чтения, заучивания. В перечень входят песенки, сказки, потешки, заклички.
Старшая группа
С 5 до 6 лет у ребенка происходят кардинальные изменения в развитии. Дети уже понимают социальные отношения, умеют самостоятельно организовывать игровое пространство, совершенствуется образное мышление. При этом некоторые трудности в освоении нового материала все еще остаются. Например, из-за несоответствия форм и их пространственного расположения возникают проблемы с анализом.
Однако в параграфе подробно описаны способы преодоления трудностей. Главное, что нужно учитывать педагогу – это последовательность образовательного процесса. Поэтому в основе лежат предыдущие профильные области, но с более сложными задачами.
Подготовительная группа
Данная группа охватывает возрастной период с 6 до 7 лет. Это время – промежуточный этап перед школой. Поэтому задача воспитателя – способствовать формированию психологически-устойчивой личности. При этом большое значение уделяется умственному развитию ребенка.
В параграфе дано описание следующих параметров образования в подготовительной группе:
- формирование первичных ценностных представлений;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование социальных навыков, умений и представлений;
- развитие регуляторных способностей;
- совершенствование когнитивных способностей;
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие речи;
- знакомство с окружающим миром.
Все это помогает не совершать ошибок в воспитательно-образовательном процессе.
Материально-техническое оснащение
От «Рождения до школы» – программа (анализ доказал высокую уникальность работы), содержащая множество дидактических пособий и методических изданий. Благодаря этому, воспитатель сможет без усилий спланировать образовательный процесс. В книге есть перечень изданий и авторов, работы которых разрешено использовать.
К ним относятся:
- сценарии;
- конспекты занятий;
- комплексно-тематические планы;
- наглядно-дидактические пособия;
- хрестоматии;
- рабочие тетради;
- парциальные программы.
Достоинство подборки – в распределении изданий согласно возрастным периодам дошкольников.
Преимущества
Сильные стороны программы:
- Большой охват возрастных периодов: начиная с рождения и заканчивая подготовительной группой.
- Простое и понятное изложение материала.
- Возможность изменять вариативную часть содержания (не отступая при этом от ФГОС).
- Игра вынесена в отдельный раздел. Поскольку это ведущая деятельность у дошкольников, ее развитию уделено большое внимание. Авторы книги учли все особенности каждого возрастного периода. Это сделало возможным комплексное видение всех аспектов игры и ее поступательное развитие.
- В отличие от аналогичных программ, «От рождения до школы» обеспечена материалами для проведения занятий вне сада. Благодаря этому, родители смогут стать для своих детей полноценными воспитателями.
- В программе есть целый раздел, посвященный коррекционному и инклюзивному образованию.
- У программы полное методическое обеспечение. К услугам воспитателей свыше 50 пособий.
- Есть отдельная, практическая энциклопедия для работников дошкольного учреждения. Она представлена в 2 вариантах: цифровом и бумажном. В документе есть методики, нормативные документы, конспекты занятий.
- Инновации, предлагаемые в программе, не требуют резкого перехода. Вводить их можно постепенно.
Основным достоинством программы считают индивидуальный подход к каждому ребенку. Если в XX в. всех дошкольников уравнивали, то в книге «От рождения до школы» ставка сделана на формирование сильной, социально активной личности.
Недостатки
К недостаткам программы относят трудную реализацию написанного в условиях дошкольного учреждения. Часть опрошенных педагогов отмечала, что не все детские сады имеют хорошее материальное обеспечение. Из-за этого образовательный процесс выстроить сложно. Однако это не учитывают в книге. Альтернативных же вариантов не предложено. И хоть педагогам разрешено импровизировать в рамках ФГОС ДО, программа имеет ультимативный характер.
Анализ программы «От рождения до школы» доказал ее высокую ценность. В книге сочетаются современные образовательные технологии с традиционным дошкольным воспитанием. Акцент же сделан на организацию пространства для детской самореализации. Такой формат способствует заинтересованности родителей в финансовой поддержке сада, чтобы обеспечить необходимые условия для развития ребенка.
Видео о программе От рождения до школы
Инновационная программа От рождения до школы.
https://youtube.com/watch?v=9KLdawP5UY4%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Каковы основные цели программы Веракса Н.Е. по ФГОС?
Основные цели программы Веракса Н.Е. заключаются в обеспечении гармоничного развития детей от рождения до школьного возраста, формировании у них базовых компетенций, необходимых для успешного обучения в школе, а также в создании условий для индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его особенностей и потребностей.
Какие методические подходы используются в программе?
В программе используются разнообразные методические подходы, включая игровые технологии, проектную деятельность, а также интеграцию различных образовательных областей. Это позволяет создать увлекательную и развивающую среду, способствующую активному познанию мира детьми.
Как программа Веракса Н.Е. учитывает возрастные особенности детей?
Программа учитывает возрастные особенности детей через дифференцированный подход к обучению и воспитанию, предлагая задания и активности, соответствующие уровню развития каждого ребенка. Это позволяет максимально эффективно развивать их способности и интересы в соответствии с их возрастом.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основные принципы программы Веракса Н.Е. по ФГОС, чтобы понять, как она направлена на развитие детей от рождения до школьного возраста. Это поможет вам лучше оценить ее эффективность и соответствие вашим образовательным целям.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на методические рекомендации и практические материалы, которые предлагает программа. Используйте их для создания разнообразных и интересных занятий, способствующих всестороннему развитию ребенка.
СОВЕТ №3
Проводите регулярные наблюдения за прогрессом вашего ребенка в рамках программы. Это позволит вам своевременно корректировать подходы и методы обучения, а также выявлять сильные и слабые стороны в развитии.
СОВЕТ №4
Обсуждайте с другими родителями и педагогами свои впечатления и опыт применения программы Веракса Н.Е. Это поможет вам получить новые идеи и рекомендации, а также расширить кругозор в вопросах раннего развития детей.