Забота о развитии ребенка приводит каждого родителя к пальчиковым играм. И если в младенческом возрасте не каждый ребенок знакомится с первыми потешками, то для детей 3-4 лет, как правило, занятия на моторику становятся нормой.
Что такое пальчиковые игры
Такие забавы сводятся к тренировке двигательных навыков руки, организованных в игровом формате. Это веселые стихи, песни или рассказы, проиллюстрированные с помощью фигур из пальцев. В зависимости от возраста участников, игра состоит из элементов массажа или заданий на конкретные движения пальцами и кистью.
Допустимы в заданиях и самостоятельно придуманные пальчиковые иллюстрации. В занятиях такого рода также используются дополнительные приспособления, в том числе массажные мячи, специальные куклы или другие подручные материалы.
Копируя движения взрослого, малыш учится совершать всевозможные действия пальцами, сжимать кулаки, хлопать в ладоши, потирать руки. Действие, показанное ребенку в ходе игры, с удовольствием повторяется и запоминается.
Врачи единодушно подчеркивают важность пальчиковых игр и гимнастики для развития моторики у детей. Эти занятия способствуют укреплению мелкой моторики, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие речи и когнитивных навыков. Для малышей до трех лет игры с пальчиками помогают развивать координацию и сенсорные способности, а также формируют базовые навыки, необходимые для дальнейшего обучения. У детей старшего возраста гимнастика для пальцев способствует улучшению концентрации и внимательности, что особенно важно в школьные годы. Регулярные занятия не только развлекают, но и становятся основой для формирования уверенности в своих силах, что играет ключевую роль в общем развитии ребенка. Врачи рекомендуют включать такие игры в повседневную практику, чтобы обеспечить гармоничное развитие детей.
Зачем нужна пальчиковая гимнастика
Хотя для каждого второго взрослого пальчиковые игры выглядят просто развлечением, мало значимым в процессе физиологического развития ребенка, простые забавы вроде «Сороки – белобоки» упражняют мышцы рук, помогая движениям обрести четкость, легкость, координацию.
В раннем возрасте игра с пальчиками помогает снять тонус, присутствие которого не дает ребенку разжать кулак.
В игровой форме легко установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, убрать дискомфорт, снять лишнее напряжение. Пальчиковые постановки помогают развлечь ребенка в нетипичных ситуациях. Кроме того, такой вид развлечений становится верным помощником в знакомстве малыша с окружающим миром.
Польза пальчиковых игр для детей
Игры на развитие моторики играют важную роль в развитии личности, решая целый ряд задач:
- Улучшение координации, становление моторных навыков, правильное формирование конечности.
- Согласование работы полушарий мозга, совершенствование нервной системы, положительное влияние на высшую нервную деятельность.
- Возникновение речевой активности, улучшение артикуляционных умений.
- Формирование музыкального слуха.
- Восприятие и понимание произносимых слов, сопоставление смысла сказанного с происходящим.
- Установка психоэмоционального контакта ребенка со взрослым.
- Возникновение и совершенствование творческих способностей, развитие фантазии, воображения.
- Тренировка памяти.
- Подготовка руки к письму.
- Оздоровительный эффект.
- Пространственное ориентирование.
- Раскрытие актерского таланта, формирование умения выступать перед публикой.
- Воспитательный эффект. Разыгрывание поучительных сценок, анализ поступков персонажей.
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет, а также детей более старшего возраста, могут быть полезны и в других аспектах. Эффективность во многом зависит от желания и творческого подхода со стороны взрослого в организации игр подобного рода.
Пальчиковые игры становятся все более популярными среди родителей и педагогов, и это не случайно. Многие отмечают, что такие игры способствуют развитию мелкой моторики у детей, что, в свою очередь, положительно сказывается на их способности к обучению и творчеству. Пальчиковая гимнастика помогает укрепить мышцы рук, улучшить координацию и внимание.
Специалисты подчеркивают, что занятия подобными играми особенно полезны для малышей в возрасте от 2 до 5 лет, когда формируются основные навыки. Однако и для старших детей пальчиковые игры могут стать отличным способом расслабиться и развить креативность. Родители отмечают, что такие занятия не только развивают, но и сближают семью, создавая атмосферу доверия и радости. В итоге, пальчиковые игры становятся важным инструментом в развитии детей, сочетая в себе обучение и удовольствие.
Возрастные рамки
Занятия на моторику для детей разных возрастов имеют свои особенности. В любом случае, чем раньше вводятся игры с пальчиками, тем эффективнее идет развитие ребенка. Занятия, влияющие на развитие моторики рук, рекомендуется начинать еще на первом году жизни.
1-год
В первую очередь, конечно, это будет массаж.
Легкие поглаживания и разминания мышц ладони и пальцев на начальном этапе рекомендуется проводить в течение минуты, постепенно увеличивая продолжительность до 3-4 минут. Положительным эффектом характеризуются игры малыша с предметами различной текстуры.
Во втором полугодии взрослые могут разнообразить занятия простейшими играми, массажирующими ладонь и пальцы.
2-й год
На втором году жизни ребенка рекомендуется разнообразить тренировку моторики рук ребенка движениями, направленными на развитие элементарных навыков по самообслуживанию: удерживание ложки, кружки и других предметов в руке, перелистывание страниц в книге, использование двух рук для игры, умение ловить предметы в движении и многое другое.
Для тренировки моторики рук двухгодовалого ребенка можно предложить более сложные задачи по самообслуживанию, например, завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Игры, проводимые с малышами этой возрастной группы, должны быть ориентированы в первую очередь на отработку сгибания и разгибания пальцев, сжимание кулаков, вращение кистями.
3-й и 4-й год
Для детей четвертого года жизни разнообразить тренировки можно, предложив занятия с предметами различной формы и фактуры, игры с песком, крупами, глиной, пластилином. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением гарантировано понравятся малышу, добавив в копилку освоенных навыков развитое чувство ритма, музыкальный слух, развитие творческого потенциала.
Пальчиковые занятия на четвертом году жизни рекомендуется проводить около 5 минут в день. Игры – считалочки, которым можно обучить детей в этом возрасте, благоприятно скажутся на формировании математических умений.
Старше 5-ти лет
У детей старше 5 лет, как правило, вызывают восторг игры на внимание. Упражнения рекомендуется ориентировать на формирование координации, ловкости, точности движений. Дети должны ориентироваться и в понимании интенсивности выполнения действий. Продолжительность упражнений в этом возрасте важно увеличить уже до 10 минут.
К моменту поступления в школу дети должны освоить многие понятия. С этой непростой задачей легче справиться, организовав тематические занятия на моторику. Это могут быть забавы о временах года, днях недели, домашних повседневных делах и прочих мелочах.
Развивать моторику пальцев у детей 6-7 лет можно также, организовав целые спектакли со специальными пальчиковыми куклами. Игры с тенями также являются простым в организации, но не менее любимым занятием для детей.
Оригинальным и полезным может стать тренировка пальцев, если познакомить ребенка с языком жестов. Дополнительным эффектом такого занятия становится расширение представлений ребенка об окружающем мире, воспитание норм общения с людьми с различными возможностями.
Как правильно играть с ребенком в пальчиковые игры
Главной организационной рекомендацией для организации игры выступает отсутствие отрицательных эмоций. Это касается каждого участника. Если взрослый, приступая к занятию, будет думать о постороннем, малыш это почувствует. Эффект игры понизится в разы.
В моменты, когда ребенок устал, расстроен, голоден или болен, категорически не рекомендуется знакомство с новой информацией. В противном случае возникает предпосылка для закрепления отрицательной ассоциации с занятием, и когда взрослый снова предложит ребенку сыграть в игру, восторга это не вызовет.
На стадии знакомства с играми такого плана важно психологически подготовить ребенка к предстоящим упражнениям. Для этого рекомендуется подробно описать и наглядно показать каждый элемент занятия. При желании малыш может самостоятельно опробовать движения игры.
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет и дошкольников других возрастов в обязательном порядке должны быть регулярными.
Ежедневные занятия по 5-10 минут позволяют умениям быстрее и прочнее закрепиться. На разучивание одной игры требуется время. Потому лучше повторять один и тот же сюжет 5-10 дней, а потом при желании предлагать ребенку новое упражнение.
Организация занятий должна строиться таким образом, чтобы мотивировать ребенка самостоятельно возвращаться в будущем к упражнениям, учиться самому организовывать и проводить подобные игры со взрослыми или с другими детьми.
Если ребенок проявляет в игре инициативу, придумывая свои движения к словам, останавливать его нельзя. Также запрещенным приемом выступает порицание за неумелость. Негативные оценки только оттолкнут малыша от занятий.
Когда малыш с трудом справляется с каким-то движением, требуется просто повторять демонстрацию, подбадривая и призывая к новым попыткам.
Если же интерес к игре по какой-то причине пропал, то лучше перенести упражнения на более подходящий момент.
Пальчиковое представление превратится в захватывающую игру, если использовать еще и вспомогательные атрибуты. Для этого можно приготовить специальные пальчиковые куклы или просто нарисовать на подушечках пальцев забавные лица. Такая игра надолго увлекает детей. Заинтересовавшись, малыш по своей инициативе предлагает снова устроить пальчиковый театр.
Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет
На этом возрастном этапе чаще всего происходит знакомство с пальчиковыми играми. Малыши еще не умеют самостоятельно выполнять необходимые движения, потому взрослые для успешного освоения навыков должны выполнять действия руками и пальцами ребенка самостоятельно. Дети в этом процессе занимают наблюдательную позицию.
Игра «Пальчики»
Слова ведущего сопровождаются последовательными действиями:
- подсчет пальцев на одной руке, нажимая на подушечки кончиком указательного пальца другой руки;
- сжимание и разжимание кулаков обеих рук;
- начиная с мизинца, массирование и прижимание к ладони каждого пальца.
Игра повторяется для обеих рук.
Игра «Где ладошка»
В ходе игры последовательно выполняются следующие действия:
- рука с выпрямленной ладонью протягивается вперед;
- ладонь массируется по кругу кончиками пальцев второй руки;
- массируется и прижимается к ладони большой палец;
- последовательно выполняются массаж и прижатие к ладони остальных пальцев, начиная с указательного.
Игра «Пальчик, где ты был»
Пальцы руки сжаты в кулак, большой палец выпрямлен. В такт первым строкам массируется большой палец на руке.
Далее в соответствии с произносимыми словами выполняется поочередное разгибание и массирование каждого пальца, начиная с указательного пальца.
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
Занятия с малышами 2-3 лет нужно строить таким образом, чтобы заданные движения дети могли выполнять сами параллельно со взрослым.
Пальчиковая игра «Оркестр»
- Ведущий произносит слова игры. В это время участникам нужно изобразить сначала игру на балалайке: одна рука держит гриф, вторая пальцами перебирает по струнам.
- Следующим действием от игроков требуется изобразить игру на дудочке, выдувая воздух губами и перебирая пальцами в воздухе перед лицом.
- Последующие слова должны сопровождаться ударами ладонью по сомкнутому кулаку второй руки.
- Далее изображается игра на скрипке: пальцы одной руки сомкнуты щепотью, словно держат скрипку, вторая рука при этом изображает будто держит смычок и играет.
- Следующий музыкальный инструмент – баян. Обе руки перед грудью сводятся и разводятся в стороны, словно играют на баяне.
- Для изображения игры на барабане от игроков требуется похлопать раскрытыми ладонями по поверхности.
- Последние слова игры нужно сопровождать перебором пальцев по поверхности словно по клавишам рояля.
Игра «Дом»
Игроки под слова ведущего последовательно выполняют такие действия:
- одна рука располагается вертикально и опирается локтем на кисть другой руки, расположенной на уровне груди в горизонтальном положении (труба);
- кисти выпрямленных рук сомкнуты над головой и показывают крышу дома;
- средний и указательный пальцы обеих рук переступают по столу (человек шагает);
- кисти с выпрямленными пальцами располагаются перед грудью, ребрами ладоней упершись в поверхность. Далее нужно разомкнуть пальцы рук, разводя прямые ладони в стороны и расположив их параллельно друг другу (открываются ворота);
- одной рукой выполняется приглашающий жест.
Пальчиковая игра «Дом»:
Игра «Домик для зайчат»
Слова ведущего сопровождаются такими движениями игроков:
- руками, сжатыми в кулаки, нужно легонько ударять друг о друга;
- изображать заячьи ушки: большой, безымянный и мизинец собраны вместе, а указательный и средний пальцы сгибаются и разгибаются;
- смыкая выпрямленные кисти рук над головой, изобразить крышу домика;
- выпрямленные кисти рук смыкаются пальцами и упираются ребром в поверхность стола;
- обе кисти выпрямлены, одна расположена под подбородком, а вторая надо лбом игрока;
- основания кистей сомкнуты, а выпрямленные пальцы смыкаются и размыкаются.
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет можно организовать с использованием специальных демонстрационных карточек, на которых обозначены движения, предлагаемые для самостоятельного воспроизведения детьми.
Упражнение «Большая стирка»
Слова ведущего требуется сопровождать такими движениями:
- энергичное потирание кулаками друг о друга;
- потирание кулаком по ладони;
- снова потирание двумя кулаками друг о друга;
- махи расправленными кистями рук вправо и влево;
- подъем выпрямленных рук вверх с опущенными вниз кистями.
Пальчиковая игра «Цветки»
Перед игроками ставится задача продемонстрировать процесс распускания цветка. Сначала сомкнутые ладони изображают закрытый бутон. Затем по ходу представления начинают раскрываться лепестки цветка: нужно, оставив запястья рук сомкнутыми, отводить в сторону по одному пальцу каждой руки, начиная с большого.
Для иллюстрации того, как ветер дует на цветок, игроки должны легко подуть в сторону сложенных рук и слегка пошевелить пальцами. Последующее смыкание пальцев в исходное положение изображает, как бутон снова закрывается. Цветы засыпают – игроки складывают ладони вместе и прижимают руки к уху.
Игра «Дружба»
Слова ведущего игроки иллюстрируют такими действиями:
- ритмичное переплетение пальцев в замок с чередованием положения правой и левой руки;
- поочередное смыкание и постукивание друг о друга одинаковых пальцев рук от мизинца и до большого пальца;
- встряхивание кистей рук в заключение упражнения.
Пальчиковые игры для детей 4-7 лет
Коллекция игр с пальчиками для старших дошкольников должна быть обширной. Для удобства можно составлять картотеку по темам. В одно занятие рекомендуется включать различные виды игр: для тренировки движений пальцами, на внимательность, на раскрытие творческого потенциала.
«Апельсин»
. Одна рука сжата в кулак, вторая ее обхватывает. Затем поочередно пальцы руки, сжатой в кулак, отводятся в сторону, начиная с мизинца. В конце сценки нужно встряхнуть обеими руками.
Игра на внимательность «10 тараканов». Во время произнесения слов о количестве тараканов детям необходимо выставить вперед руки, показав оттопыренными такое количество пальцев, какое количество тараканов задано по условию игры.
Для иллюстрации того, как тараканы разбегаются и прячутся, нужно быстро перебирать пальцами (бегать ими) по спине, плечам и рукам других игроков. В ходе игры количество тараканов постепенно уменьшается.
Игра «Посуда». В ходе постановки потребуется последовательно выполнять такие движения:
- чередование хлопков ладонями и кулаками;
- скольжение ладоней друг о друга;
- загибание пальцев по очереди;
- скольжение ладоней;
- поочередное разгибание пальцев;
- хлопок в ладоши.
Для усложнения задачи можно предоставить детям возможность самим придумать подходящие движения.
Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет тренируют в основном навыки движения кисти и пальцев. Но можно предложить ребенку и другие варианты занятий для развития координации. Жестовые игры полезны для ребенка тем, что в игровой форме упражняют крупную моторику всего тела.
Игра «Утро начинается». Перед игроками ставится задание инсценировать слова ведущего. Для изображения прихода утра требуется очертить плавный полукруг руками в воздухе. Затем выполняются потягивания и потирание глаз руками. Следующее действие – закрывание и открывание глаз ладонями – демонстрирует, как открываются окна.
Далее нужно похлопать в ладоши и попрыгать на месте. После этого повторяются движения, иллюстрирующие наступление утра, после которого игроки должны подняться на носочки, выполнить приседания и поклониться.
Игра «Матрешки». В ходе игры игроки последовательно выполняют такие действия:
- обе руки подняты вверх, кистями рук выполняются повороты;
- ноги поочередно выставляются вперед, при этом нужно переступать то на носок, то на пятку;
- нужно немного побегать по комнате;
- затем нужно медленно и плавно походить по комнате;
- следующее действие иллюстрируется приседанием на корточки, руками при этом нужно обхватить колени;
- следующие слова сопровождаются притопыванием ногами на месте;
- завершающим движением игры выступает поклон.
«Спит медведь в своей берлоге». По ходу представления ладони, прижатые друг к другу, прислоняются к уху, затем лицо с двух сторон охватывается руками. Одновременно с этим выполняются покачивания головой. Дальше нужно подушечками пальцев постучать по поверхности стола или пола перед собой. В конце игры сложенные вместе ладони снова прижимаются к уху.
Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики
- Массаж ладоней и пальцев. На самых ранних этапах развития занятия ориентируют на разминание мышц кисти. Массирующие движения можно выполнять руками, либо использовать для этого специальные массажные мячи. Ближе к году важно сопровождать такие процедуры словесными комментариями. Это может быть описание осуществляемых действий или небольшой выдуманный сюжет.
- Игры с мешочками. Развитию сенсорных и двигательных навыков ребенка также способствуют занятия с мешочками с различными наполнителями. Для изготовления самих мешочков можно выбрать материалы различной текстуры, что послужит дополнительной стимуляцией сенсорных ощущений. В качестве наполнителей используют различные сыпучие материалы: крупы, песок, камешки, пуговицы, бусины и прочие предметы. Перебирая мешочки и пытаясь ими как-то манипулировать, дети разнообразно массируют и упражняют кисти рук. Для более старших детей задача может быть усложнена: можно предложить ребенку угадать, чем заполнен мешок.
- Пересыпание и переливание. Отлично стимулирует развитие координации и моторных навыков занятия с сыпучими материалами и жидкостями. Можно предложить ребенку пересыпать крупы из одной емкости в другую с помощью ложки или усложнить задачу, предложив ребенку рассортировать ссыпанные вместе мелкие предметы. Главным условием безопасности проведения таких занятий выступает обязательное присутствие взрослого.
Таким образом, традиционными пальчиковыми играми занятия с детьми на совершенствование моторики не ограничиваются.
Любое оригинальное решение, способное разнообразить досуг ребенка на первом, втором, третьем, четвертом и последующих годах жизни, может быть направлено на совершенствование двигательной активности. А организация таких занятий в игровой форме только повысит полученный эффект.
Автор статьи: Рафикова Елена
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
Видео на тему: пальчиковые игры для детей 3-4 лет
Пальчиковая игра для детей 3 лет:
Пальчиковая игра «Червячки» для детей от 2 до 4 лет:
Вопрос-ответ
Чем полезна пальчиковая гимнастика для детей?
Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет помогает малышу научиться повторять слова, которые взрослый произносит, занимаясь с пальчиками малыша. Центры мозга, отвечающие за речь, активизируются, развивается словарный запас. Замечено, что пальчиковые игры помогают малышу рано заговорить и хорошо выражать свои мысли.
Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие внимания, воображения.
Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития. Эти игры могут расти вместе с ребенком.
Чем отличается пальчиковая гимнастика от пальчиковых игр?
Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проводите пальчиковые игры с детьми, начиная с раннего возраста. Это поможет развить мелкую моторику, улучшить координацию и подготовить руки к письму и другим видам деятельности.
СОВЕТ №2
Используйте разнообразные материалы для игр: пластилин, крупу, пуговицы или мелкие игрушки. Это сделает занятия более увлекательными и поможет детям развивать тактильные ощущения.
СОВЕТ №3
Включайте в занятия музыкальные элементы, такие как ритмичные песни или стихи. Это не только развлечет детей, но и поможет им лучше запомнить движения и развить слух.
СОВЕТ №4
Не забывайте о том, что пальчиковые игры можно адаптировать под возраст и уровень развития ребенка. Начинайте с простых движений и постепенно усложняйте задания, чтобы поддерживать интерес и мотивацию.