Логопеды считают, что звук [Л] – один из последних звуков, который учиться выговаривать дошкольник. На постановку этого звука ребенку иногда уходит целый год, поэтому заняться корректировкой согласного [Л] нужно сразу, как только замечено искажение в речи ребенка.
Необходимость постановки звука [Л]
Чтобы убедиться, что требуются логопедические занятия, нужно сначала проверить, насколько правильно или неправильно ребенок произносит звук, степень искаженности произношения.
Правильное произношение [Л] и мягкого [Л’] характеризуется:
- губы круглые, вытянутые, определяется гласными, которые следуют после [Л];
- зубы не соприкасаются;
- язык поднят, не пропускает воздух в нос, он выходит в свободное боковое пространство;
- голосовые связки сомкнуты, дрожат.
Проверяется произношение следующими упражнениями:
- необходимо открыть рот, похлопать губами, находящимися в расслабленном состоянии, как рыбки в аквариуме, и произнести слово «рыбки»;
- имитировать усталость: вдох через нос, сложить ладони и поднести к губам, на глубоком выдохе произнести «ладошки»;
- вдохнуть и выпустить воздух так, чтобы он начал вибрировать; пытаться произнести «ллл-акомка» (набор слов может быть разным – лампочка, линейка, ласточка).
Вариантов неправильного произношения мягкого [Л’] и твердого [Л] несколько:
- двугубное произношение: [Л] заменяется ребенком на [У] или другую гласную букву (вместо лошадка слышится «уашадка», вместо лопатка – «ыпатка»);
- в глаголах часто слышится сочетание [УВА] (пила – «пиува»);
- носовое произношение характеризуется – неправильным подъемом языка, при этом поток воздуха уходит в нос (локоть — «нгокоть»);
- замена звука «Л» другими — «Ф», «В», «Д» (локоть – «фокоть», лошадка – «дошадка»);
- межзубное произношение – кончик языка попадает в пространство между зубами, получается свистящий (луна – сссуна»);
- трудный звук просто пропускается (лук — «ук», луна — «уна»);
- если малыш выговаривает «Р», то он может подставлять ее вместо «Л» (луна – «руна»).
Врачи-логопеды подчеркивают важность поэтапного подхода к постановке звука [Л] у детей. Начинать следует с артикуляционной гимнастики, которая помогает развивать необходимые мышцы. Упражнения, такие как “улыбка” и “попугай”, способствуют правильному положению языка. Затем переходят к логопедическим упражнениям, где используются картинки с изображением объектов, начинающихся на звук [Л]. Это помогает ребенку ассоциировать звук с конкретными словами. В процессе уроков произношения важно поддерживать интерес ребенка, используя игровые элементы и похвалу. Такой комплексный подход способствует не только правильному произношению, но и развитию речевых навыков в целом.
Причины отсутствия правильного «Л»
Факторами, которые провоцируют неправильное произношение звука [Л] могут быть следующие моменты:
- неправильное речевое дыхание;
- проблема в речевом слухе;
- плохое развитие артикуляционного аппарата, слабость мышц языка;
- индивидуальное строение уздечки.
Неправильное речевое дыхание можно охарактеризовать следующим образом:
- у ребенка небольшой объем легких;
- ослабленная дыхательная мускулатура (малыш не может говорить громко);
- выдыхаемый воздух выходит рывками или весь сразу (в результате чего ребенок не может выговорить окончание предложения);
- неправильное, неумелое распределение выдыхаемого воздуха (я с братиком иг… – вдох – раю);
- торопливое произношение – захлёбывание.
Постановка звука [Л] ребенку поэтапно начинается с дыхательной гимнастики.
Следует научить ребенка удерживать игрушку: малышу, лежащему на ковре, предлагается вдохнуть – задержать дыхание (удержать мяч) – выдохнуть.
- Постановка правильного вдоха – выдоха через нос и рот: дошкольник сидит, руки находятся на животе. Он чувствует, как надувается живот (вдох) и как он расслабляется (выдох).
- Формирование правильной воздушной струи: малыш сдувает снежинки с руки, мелкие кусочки бумаги, шарики, мячик, подгоняет бумажные кораблики, надувает воздушные шары, пускает мыльные пузыри.
- Упражнения на звукоподражание, которые будет развивать силу и продолжительность, целенаправленность дыхания:
- предлагается пропеть гласный звук (о, а, ы, у, е), затем к нему добавляется согласный [Л] — (ла, ло, лу, лы, ле);
- подражание различным звукам.
Плохое развитие слуха можно устранить следующими путями:
- созданием слухового образа звука
Поможет прослушивание звучания механизмов и природных явлений. Родителю трудно правильно имитировать разные звуки, поэтому можно открыть сайт «Звук пожарной машины» и предложить ребенку прослушать звук мотоцикла, поезда, машины, двигателя, сирены, разбитого стекла, песенку дождя, ультразвук. Ребенок со временем начнет повторять данные звуки.
- многократное произношение слов со звуком [Л]
ле – лед, ледокол, ледоход; ло: лопата, Лондон, лопух; ла: ласточка, лавка, ладонь; лы: лыжи, лыжня, вилы; лу: лужи, луга, лужайка.
- плохое развитие артикуляционного аппарата,
О слабом развитии артикуляционного аппарата делает вывод логопед, который в игровой форме показывает дошкольнику, как произносится звук. Задания будут следующими:
- соединить пальцы «ковшиком», которые имитируют язычок;
- пальцы второй руки также сжимаются, напоминая рот;
- предлагается сжимать и разжимать кулак – поднимается язычок, открывается и закрывается ротик;
- подуть в кулачки, понаблюдать, как будет колыхаться подставленная узкая полоска бумажки
- индивидуальное строение уздечки
Иногда «смазанность» речи возникает вследствие индивидуального строения уздечки. Мышечная связка под языком короткая, что ограничивает подъем языка вверх. правильно выговаривать звуки ребенок не может. В таком случае логопед подбирает комплекс артикуляционной гимнастики, заключающийся в растягивании подъязычной связки.
Одно из упражнений, направленных по подъему языка вверх – «Качели»:
- положить язык за зубы, удерживая его в таком положении несколько минут,
- поднять его вверх к верхним зубам и зафиксировать его;
- «качать» язычок, постепенно убыстряя темп.
Можно предложить дошкольнику произносить быстро слоги с звуком [Л], в которые входят различные гласные.
Неплохой эффект дает упражнение «Как «болбочет» индюк»:
- положить язык на губу и водить им (он не должен отрываться);
- говорить «бл-бл», постепенно убыстряя темп.
Артикуляционная гимнастика
Постановка звука [Л] ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:
- Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
- Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.
- Упражнения постановки от звука [Ы]
В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных [А], [У], [Ы].
- Упражнения постановки от звука [Л´]
[Л´] произносить легче, чем твердый [Л]. Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.
- Упражнения постановки от звука [А]
Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук [А] как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал». Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».
- Упражнения постановки от звука от [В]
Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».
Многие родители сталкиваются с проблемой неправильного произношения звука [Л] у своих детей. В интернете можно найти множество отзывов о методах, которые помогают исправить эту ситуацию. Артикуляционная гимнастика становится одним из самых популярных способов. Родители отмечают, что упражнения, направленные на развитие мышц губ и языка, значительно улучшают артикуляцию. Логопедические занятия с использованием картинок делают процесс обучения более увлекательным и наглядным. Дети с удовольствием повторяют слова, видя яркие иллюстрации, что способствует лучшему запоминанию. Кроме того, многие отмечают, что регулярные занятия не только помогают в освоении звука, но и развивают речевые навыки в целом. Важно, чтобы занятия проходили в игровой форме, что делает их менее напряженными и более эффективными.
Постановка звука [ЛЬ]
Произношение мягкого звука — [Л’] немного отличается от произношения твёрдого [Л]. Поднимается не корень языка, а его средняя часть. С альвеолами соприкасается большая часть спинки языка.
Если язык ребенка плохо двигается, то помочь могут простейшие артикуляционные упражнения для губ:
- улыбайся открыто, чтобы видны были зубки;
- сложи губы трубочкой;
- произнеси «у», сложив губы квадратом;
- покажи, как медленно открываются двери (губы расходятся, постепенно обнажаются губы);
- прикусив кончик языка, вытяни воздушную струю.
Необходимо выполнять и упражнения для языка:
- Я катаю орешек (перекатывать язык, упирая его в правую и левую щеку).
- Паровоз гудит – долго тянуть звук [Ы] через раздвинутые губы тихо, громко, шепотом.
В комплекс последующих речевых упражнений входят следующие:
1) ребенок несколько раз четко и отрывисто произносит ЛЬ – Ль – Ль;
2) задания на произнесение слогов ля — ля, ле — ле, ли — ли (при произношении прикусывается язык, затем отпускается);
3) произнесение слогов с изменением ритма: 1 раз – 2 раза – 3 раза и наоборот:
- ле – ле, ле — ле, ле-ле – ле, ле – ле;
- ли – ли, ли – ли, ли, ли – ли, ли – ли;
- ля – ля, ля – ля, ля, ля – ля, ля – ля.
4) к слогам подбираются слова и проговариваются по несколько раз:
- ли – ли — ли — ливень — ле-ле-ле — лев;
- ля – ля — ля — лягушка — ле-ле-ле — летопись;
- лю – лю — лю — Люба — ле, ле-ле – лето;
- лё – лё – лё — лед — ле, ле-ле – лента;
5) повтори слова в разном порядке: лебедь – лист – лев – лифт.
6) вспомни имена, которые начинаются с ЛЬ;
7) измени предложение:
- У Леночки лента. – Это Леночкина лента.
- У Лёни лейка. – Это Лёнина лейка.
8) Произнеси слова с обратными слогами:
- аль – шаль, медаль;
- ель – кисель, ельник;
- оль – соль, моль;
- яль – рояль, пяльцы;
- уль – бульвар, бульдог.
Автоматизация звука [Л] в слогах
Постановка звука [Л] ребенку проводится поэтапно. Одним из важных этапов является упражнения по его автоматизации. Следует учитывать, что процесс этот длительный, поэтому звуковые игры нужно выполнять систематически до 5 минут в день.
Можно выбрать следующие упражнения:
1) песенка звука [Л]:
ребенок поет слоги, начинающиеся с «Л», подставляя различные гласные: «ла – ла — ла – ля – ля — ля»;
2) произношение [Л] в слогах:
- можно просто произносить те же слоги, кончик языка следует прикусить;
- произношение обратных слогов: «ал – ал; ил – ил; ол – ол»;
- произношение интервокальных слогов: «ала – или – улу – оло –ылы»;
- автоматизация [Л] в прямых и обратных слогах, подбираются слоги с несколькими согласными: «кло – гла – пля – фли – хлу – злю – слё — шла — бли — кле — агл – окл – алс — ухл – ашл – ибл – екл»;
3) автоматизация звука [Л] в разных позициях (ребенку будет интересней, если он станет называть слова по картинкам):
[ло]пух – В[ол]-га; [ла]ма – [ал]маз, [лу]к – [ю]ла, [лы]жи – вози[ли]; [ёл]ка – [чё]лка;
4) отработка произношения [Л] в конце слова:
возили – возил, писала — писал, качнуло – качнул.
Постепенно можно усложнять задания, переходить к упражнениям со словосочетаниями, с предложениями, состоящими из 3, 4 и более слов:
- белое облако, шёлковое одеяло, голубые флоксы;
- Ася грызла яблоко. Лукерья чистила луковицу.
- Клава хлопала в ладошки. Влад мечтает быть пилотом.
- У Володи в руках пластинка.
- Клава взяла в руки иголку.
Количество слов в предложениях постепенно увеличивается.
Постановке произношения помогут чистоговорки, которые можно придумывать самому:
- ЛА – ЛА – ЛА – у меня в руках пила;
- ЛЫ — ЛЫ — ЛЫ – мороз мостил мосты.
- ЛАТ – ЛАТ –ЛАТ – а я сделала салат;
- УЛЫ –УЛЫ – УЛЫ – рыбы разбежались от акулы.
- УЛИ – УЛИ – УЛИ – мы шары надули.
Необходимо заучивать с дошкольником пословицы и поговорки:
- Зимой холодно, зверям голодно.
- Соловей маленький, а голосок сладенький.
Мимическая гимнастика
Мимическая гимнастика – основа правильного произношения фонем. При систематических упражнениях ребенок тренирует весь артикуляционный аппарат, участвующий в произношении звуков. Логопедами разработано множество упражнений для этой цели. Неплохо, если взрослый подготовит к занятиям дидактический материал.
Показывая картинки, взрослый произносит, малыш повторяет за ним:
- Вот лосенок. Это лось. Посмотри, как он подрос (ребенок изображает удивление).
- Хомячок живет в лесу, прячет орешки за щеку (дошкольник надувает щеки, вытягивает губы в трубочку», широко улыбается).
- Киске дали молоко. Она его лакает, а Алиска в стороне просто улыбается (изобразить, как кошка лакает и как улыбается девочка).
- Старший брат Аркашка потерял сестренку Машку (ребенок поднимает брови и смотрит удивленно).
- Рассердилась Мила: «Где же наши сливы?» (изобразить сердитое лицо).
- Плачет маленькая Маша: «Где же моя каша?» (показать, как плачет девочка».
Можно усадить ребенка перед зеркалом и попросить его закрывать и открывать глаза: «Спи глазик, спи! Спите оба глаза. Пришло утро. Пора просыпаться». Дошкольнику показываются пиктограммы, на которых он видит смеющихся, плачущих людей. Ребенок пытается изобразить на лице тоже состояние. Интересны нестандартные упражнения с небольшим шариком, в который продет шнур.
С шариком можно выполнять следующие действия:
- толкать языком;
- ловить ртом без помощи рук,
- брать в губы и выталкивать с силой;
- перекатывать во рту, как бурундук орешки;
- держа шарик во рту, рассказывать скороговорки.
Подходят для мимической гимнастики и упражнения с ложкой:
- маленькую ложку, зажатую в кулак, толкать языком, стараясь поворачивать ее в разные стороны;
- попеременно толкать вогнутую и выпуклую части ложки сквозь пальцы;
- легонько похлопывать ложкой по языку.
- прижать ложку к губам, сложенным трубочкой, и обвести ею овал губ;
- зажав в руках по ложке, совершать ими круговые движения по щекам; улыбнувшись проделать то же самое;
- набрать в язык, как в ложку, небольшое количество жидкости и двигать им в разные стороны так, чтобы вода не разливалась.
Дыхательная гимнастика. Постановка звука [Л] на вдохе
Постановка звука [Л] ребенку поэтапно проводится на вдохе, поэтому перед началом упражнений по развитию речи, нужно в течение нескольких минут проводить дыхательную гимнастику:
- короткий вдох – одна секунда;
- плавный длинный выдох – 3-5 секунд.
Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения, но обязательно с соблюдением правила вдох — выдох:
- «Посмотри, как она крутится!» — игра с вертушкой.
- «Остановись, лошадка!» — сделав вдох, расслабить губы и выдохнуть воздух так, чтобы послышалось «прр».
- «Надуй шарик!» малыш ложится на пол, положив руку на живот (рука почувствует, как «надулся шарик» на вдохе, «сдулся» на выдохе.
- Если в доме имеются фрукты, можно предложить ребенку угадать их по запаху. Закрыть глаза, понюхать фрукт, втянув воздух через нос, и назвать фрукт на выдохе.
- Неплохо устроить мини-футбол, но гонять не мяч, а пушинку. При этом важно соблюдать правильное дыхание: вдохнуть, выдохнуть через губы, собранные в трубочку, стараясь, чтобы пушинка залетела в ворота.
Постановка [Л] с механической помощью
Постановку звука [Л] трудно выполнить ребенку, проводить ее нужно поэтапно.
В таком случае могут помочь следующие задания:
- Дошкольнику следует нагнуться, вытянуть голову вперед, напрячь мышцы плечей и шеи. В таком положении следует попробовать протянуть звук [Л].
- Иногда для поставки звука можно применить механическую помощь: положить пальцы указательные пальцы рук на шею, а безымянные приблизить к уголкам челюсти, слегка надавить. В этот момент ребенок должен произнести [Л].
- Если у дошкольника губно-зубное произношение, то следует воспользоваться методом, который заключается в следующем: ребенок продвигает губы вперед, задерживает их на мгновение и произносит [Л].
- Если наблюдается носовое произношение, то нужно добиться, чтобы струя воздуха выходила через уголки губ. Ребенка нужно учить, применяя описанные выше упражнения, выдвигать язык вперед, к зубам.
Закрепляем произношение
Закрепить произношения звука [Л] могут помочь следующие упражнения:
- Подобрать около 30 предложений, состоящих из трех –четырех слов. В каждом слове обязательно должен встречаться звук [Л]. Взрослый вместе с дошкольником произносит предложения, постепенно убыстряя темп:
- Лола вымыла полы.
- Всадник сидел на лошади с седлом.
- Лось стоял и вдруг упал.
- Павел сидел на стуле.
- Большая луна на небо всплыла.
- Лучше будем мы молчать, и работу подгонять.
- Буратино угостил Мальвину спелым яблоком.
- Лиса Алиса всех перехитрила.
- Волк охотился за булкой.
- Лиса – хитрая, волка – глупый, медведь – сильный.
- Леня вымыл бокалы.
- Муслим разговаривал с Люсей.
- Любе пришла посылка.
- Мальвина сидела на балконе и смотрела на луну.
- Сегодня полнолуние.
- Затмение Луны таинственно.
- Я взял альбом и пошел рисовать.
- Малышу предлагается закончить фразу:
- У кота не красные сапожки, а мягкие (лапки).
- Сестренка рисует узор (нет, не красками, а лаком).
- Дети сели кушать кашу, не хватает (ложек).
- Лыжник встал (на лыжи).
- Подковали копыта (лошадке).
- Быстро бегают (нет, не козы, а газели).
- В доме светло, горит (лампа).
- Дождик прошел. Дети бегают (по лужам).
- Неплохой эффект дает проговаривание чистоговорок:
- ла-ла-ла: лампочка, лазурь, лай;
- ло-ло-ло: Лола, волк, Володя:
- ле-ле-ле: село, весло, лето;
- лы-лы-лы: лыжи, лыжня, лыжник;
- лу-лу-лу: луг, луна, луноход.
- После того, как ребенок научился быстро произносить чистоговорки и скороговорки, можно переходить к изучению стихотворений для детей:
Десять маленьких бельчат
Вышли маму все встречать.
У дупла они сидели
И на солнышко глядели.
Упражнения для улучшения речевого слуха
Для развития речевого слуха логопеды используют следующие игры:
- «Метели, метели, что вы напели?»
В этой игре дети говорят слова или предложения с разной силой голоса. Вариант игры – «дует ветер»
- «Говори громко! Говори тихо!»
Ребенку показываются игрушки, если маленькие, он говорит тихо, большие – громко.
Можно провести инсценирование сказки «Три медведя», в которой медведи говорят разными голосами (низким, высоким, обычный).
Воспитатель произносит разные звуки, ребенок должен угадать, где звучит сигнал – далеко или близко.
Взрослы показывает ребенку картинки, которые называет с ошибками. Играющий должен заметить ошибку и хлопнуть в ладоши. Во втором варианте игры в случае неправильного произношения малыш поднимает красный кружок.
- лиса — риса, лето — вето, Лунтик — Фунтик, ролики — Толик, весла – тесла;
- Лиса – тиса, киса, фиса, диса, Лиза.
- «Слушай внимательно и выбирай».
Взрослый показывает картинку и называет ряд слов, среди которых нужно выбрать одно:
- лук, люк, угол, уголь;
- лист – флис, кис-кис.
- «Что это?»
Воспитатель называет общее понятие. ребенок — слово, в котором есть звук [Л]:
- фрукты: апельсины, ананасы;
- животные – лиса, лось;
- обувь – туфли;
- деревья – слива.
Чтобы осуществить поэтапную постановку звука [Л] нужны систематические тренировки с простыми и сложными, музыкальными и простыми упражнениями, которые приучат ребенка к правильной артикуляции.
Автор: Лукина Лариса Михайловна
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о постановке звука Л
Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль:
Вопрос-ответ
Как правильно поставить звук Л?
Правильная артикуляция при произнесении звука [Л] следующая: зубы слегка разомкнуты, кончик языка приподнят к основанию верхних зубов и упирается в них, при подаче звука воздух свободно выходит по бокам языка.
Какой звук ставить первым л или Р?
При постановке шипящих звуков сначала ставится звук «Ш» , затем звуки «Ж», «Ч» и «Щ». При постановке звуков из группы соноров («Р» — «РЬ», «Л» — «ЛЬ») сначала ставится твердый звук каждой пары, а затем мягкий.
Как поставить звук ш у ребенка?
Чтобы поставить звук [Ш], ребенку следует предложить длительно произносить звук [С] и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять язык за верхние резцы, при таком положении языка вместо звука [С] получится звук [Ш], вместо звука [З] — звук [Ж].
Как поставить звук р у ребенка?
Поставить звук можно с помощью зонда. Просим ребёнка поднять язычок наверх и произнести «ззз». В этот момент проводим зондом/ватной палочкой/чистым пальцем под языком из стороны в сторону. В итоге слышен звук «р».
Советы
СОВЕТ №1
Начните с артикуляционной гимнастики. Прежде чем переходить к произношению звука [Л], проведите несколько занятий по артикуляционной гимнастике. Это поможет ребенку развить необходимые мышцы и координацию, что облегчит дальнейшее обучение.
СОВЕТ №2
Используйте картинки и игровые элементы. Включите в занятия картинки с изображениями предметов, начинающихся на звук [Л], и используйте игры для закрепления материала. Это сделает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся для ребенка.
СОВЕТ №3
Регулярно повторяйте пройденный материал. Чтобы закрепить навык произношения звука [Л], проводите регулярные повторения. Это поможет ребенку не только запомнить звук, но и уверенно его произносить в различных словах и предложениях.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на произношение в контексте. Практикуйте звук [Л] в словах и фразах, чтобы ребенок мог видеть, как он используется в речи. Это поможет ему лучше понять, как правильно произносить звук в различных ситуациях.