Бывают ситуации, когда человек становится свидетелем непозволительного поведения маленьких детей в общественном месте. Они могут нарушать установленные обществом правила: устраивать истерики, что-то требуя от родителей, шуметь или портить имущество. Позволяют себе мусорить в местах общего пользования или говорить скверные слова.
Такое поведение детей – это издержки воспитания и ответственность за это целиком и полностью лежит на плечах родителей. Скорее всего, малыши не обучены нормам и правилам, — из-за этого считают, что вести себя таким образом можно.
С какого возраста начинать обучение?
Правила поведения в общественных местах для детей и их соблюдение являются главное составляющей жизни среди людей. Воспитанный и вежливый человек с легкостью создаст доверительные отношения с окружающими и ему будет проще существовать в социуме. За грубые нарушения установленных норм поведения предусмотрена ответственность, которая до достижения ребенком 14-летнего возраста будет возлагаться на его родителей. После достижения 14 лет ребенок сам будет нести ответственность за свои проступки.
Изучать критерии своих действий в местах скопления людей ребенок должен с раннего детства, обеспечить данную возможность для ребенка обязаны родители. Это их главнейшая задача, сопоставимая с привитием духовности, развития интеллекта и совершенствования физического состояния малыша. Данный вопрос также важен для ребенка, как элементарные обыденные вещи.
Ребенок должен четко понимать, что он может себе позволить в общественных местах:
- детской площадке;
- библиотеке;
- музее;
- кинотеатре;
- магазине;
- общественном транспорте.
На государственном уровне составлен свод правил, как подобает вести себя в обществе. С данным перечнем официальных установок, рассчитанных на детей и подростков, можно ознакомиться в детских учебных заведениях.
Врачи подчеркивают важность обучения детей правилам поведения в общественных местах. Это не только способствует безопасности, но и формирует социальные навыки. Специалисты рекомендуют использовать визуальные материалы, такие как картинки и иллюстрации, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и доступным. Например, изображения детей, которые правильно ведут себя в магазине или на улице, могут служить наглядным примером. Врачи отмечают, что такие методы помогают детям лучше запомнить правила и применять их на практике. Кроме того, обсуждение ситуаций, изображенных на картинках, способствует развитию критического мышления и умения принимать решения. Важно, чтобы родители активно участвовали в этом процессе, объясняя значение каждого правила и поощряя детей за их соблюдение.
Как обучить детей культуре поведения в общественных местах?
Подрастающему поколению нужно соблюдать нормы поведения в обществе, этому их следует учить дома с раннего возраста. Привитый порядок научит действовать по определенному алгоритму и поможет упорядочить свою жизнью. Важно правильно преподать информацию ребенку, чтобы все озвученные родителями слова были усвоены.
Главные моменты:
Нужно объяснить понятно | Важно понятно и четко объяснить ребенку зачем данное правило существует и почему очень важно его придерживаться. |
Своевременно | Объясненное ранее правило лучше всего повторить ребенку в контексте возникшей ситуации, чтобы оно запомнилось наверняка. |
С учетом возраста | Объяснять правила поведения детям нужно с учетом из возрастной категории и индивидуальных способностей малыша. |
Без насилия | Нельзя ребенка заставлять силой выполнять установленные необходимые нормы в поведении. |
Процесс знакомства с вежливостью и манерами поведения можно реализовывать в виде игры. За каждую произнесенную малышом вежливость его можно вознаграждать, одаривая его сладостью или новой игрушкой, дополнительным временем на прогулке или просмотром мультфильма. За забытое или намеренно не сказанное вежливое слово на него можно накладывать импровизированный шуточный штраф, который может быть в виде дополнительных приседаний или уменьшением времени перед телевизором.
Можно создать список вежливых слов и повесить его на стене, тогда через определенное время их употребление должно войти в привычку.
В обязательном порядке нужно как можно больше разговаривать с ребенком о нормах поведения на улице и объяснять причину данных требований. Но одних воспитательных бесед будет недостаточно. Дети в точности копируют поведение своих родителей, поэтому видя, как папа кидает мусор мимо урны или участвует в скандале, малыш в дальнейшем будет в точности воспроизводить данные действия и претворит в жизнь нормы поведения окружающих его взрослых. Из этого можно сделать вывод, что наилучшим способом обучения малыша является личный пример. Воспитание своего ребенка необходимо начинать с перевоспитания себя.
С детского возраста малышу необходимо рассказывать, какое поведение считается хорошим, а какое плохим. Чтобы более доступно преподнести ребенку информацию, можно использовать ролевые игры и показывать на примере разных ситуаций. Можно показать на собственном примере, что очень неприятно общаться с человеком, который не считается с другими и не уважает окружающих. Объяснять правила поведения можно на примере героев из любимых мультипликационных фильмов ребенка.
В старшем возрасте на подростков сильное влияние оказывается сверстниками из компаний, в которых они оказались и где проводят много своего времени. В этом случае абсолютно бесполезно запрещать ребенку общаться с ребятами, которых он выбрал, будет более действенно если со стороны наглядно показать насколько некрасивыми могут стать некоторые поступки ребят. Нужно донести до ребенка, почему данное поведение осуждается обществом, и что данное поведение может негативно отразиться в будущем и наложить отпечаток на всю его последующую жизнь.
Правила поведения в общественных местах для детей
Правила поведения в общественных местах для детей легче сразу правильно преподносить, чем потом переучивать. Существует целый список рекомендаций поведения малышей и подростков, когда они находятся в обществе.
Главные требования, разработанные в системе Министерства образования Российской Федерации:
- На открытом пространстве или в общественных помещениях нельзя чрезмерно громко разговаривать или кричать. Данное правило направлено на то, чтобы не приносить дискомфорт окружающим людям.
- Запрещено раскидывать мусор, с этой целью нужно пользоваться специально отведенными мусорными баками. Запрещено плеваться.
- Нужно беречь зеленые насаждения.
- С уважением и вежливо относиться к взрослым и покровительственно к маленьким.
- С вниманием и заботой отнестись к тем, кто относится к категории людей с ограниченными возможностями и всячески помогать им.
- Нужно бережно относиться к чужому личному или общественному имуществу.
В местах скопления людей не стоит совершать недостойные уважения действия:
- оскорблять и уничижительно отзываться о других людях;
- брать без спроса чужие вещи;
- позволять себе жестокое отношение по отношению к животным.
Для детей школьного подросткового возраста существует список правил, которые необходимо соблюдать. Прописаны временные ограничение нахождения в обществе. Ребята, не достигшие 16 лет, не могут без сопровождения официальных представителей находиться в общественных местах в некоторые промежутки времени.
Время по сезонам:
- до 21.00 ч в учебное время;
- до 22.00 ч в весенние, осенние и зимние каникулы;
- до 23.00 ч летом.
Подростки имеют право находиться на увеселительных общественных мероприятиях без опекунов до 21.30 ч.
Детям подросткового возраста запрещается участвовать в акциях и митингах, нарушающих установленные правила. Запрещается употреблять спиртное, курить сигареты любого вида или говорить нехорошие слова. Детям запрещено играть в азартные игры, заниматься перепродажей вещей. Запрещается лазить в подвальные или чердачные помещения. Строго запрещено приближаться к железнодорожным вагонам и безобразничать в транспорте. Нельзя кидаться камнями или подкладывать на рельсы трамвая какие-либо предметы.
Запрещается в отсутствии взрослых заходить с целью купания в водоемы. На улице запрещено хулиганить и приставать к прохожим. До 14-летнего возраста запрещено ездить на велосипедах по автомобильным шоссе, до 16-летнего возраста существует запрет на езду на мопедах или скутерах.
В общественных местах есть определенные неформальные правила поведения, их необходимо применять при общении с другими детьми и людьми старшего возраста.
https://youtube.com/watch?v=tsptk64TR04%3Ffeature%3Doembed
Существуют правила поведения в определенных конкретных местах, в том числе неформальные нормы:
Местонахождение |
Запреты |
Зоопарк | · Запрещено лезть в вольеры с животными;
· кормить их запрещенными лакомствами; · бросаться в животных различными предметами; · передразнивать зверей; · кричать и пугать их. |
Театр и кинотеатр | · Запрещается шуметь;
· необходимо занимать свои места до начала спектакля и фильма; · не нужно громко обсуждать происходящее на экране или сцене; · нельзя разговаривать по телефону, его необходимо перевести в беззвучный режим и уменьшить яркость экрана; · запрещено разговаривать во время фильма или спектакля; · подниматься и ходить по залу во время демонстрации кинофильма или спектакля. |
Музей | · Запрещено брать в руки музейные экспонаты;
· шуметь и тем самым мешать остальным посетителям слушать гида. |
В гостях | · Необходимо следовать правилам поведения, установленным в доме;
· нельзя приходить в гости без приглашения или в не оговоренное заранее время; · во время дружеского визита не следует приходить с пустыми руками; · в гостях считается не скромным угощаться едой без приглашения хозяина, попросить можно только воду; · не рекомендуется трогать чужие вещи или ходить без приглашения по всему дому. |
В магазине | · Запрещается использовать продуктовые тележки для детских забав;
· нельзя до момента оплаты товара уродовать упаковку; · нельзя бегать по магазину и скидывать на пол товары; · нельзя издавать громкие звуки, которые будут привлекать внимание других посетителей. |
На детской площадке | · Аттракционы на детской площадке не стоит занимать слишком долго, так как другие дети тоже хотят воспользоваться ими;
· нельзя ломать или пачкать инфраструктуру площадки; · прежде чем воспользоваться игрушками другого ребенка, необходимо спросить у него разрешение; · в песочнице нельзя кидаться песком или рассыпать его по ближайшей территории. |
Правила поведения в общественных местах для детей — важная тема, которая вызывает много обсуждений среди родителей и педагогов. Многие считают, что визуальные материалы, такие как картинки, помогают детям лучше усваивать эти правила. Яркие и понятные иллюстрации делают информацию доступной и интересной для малышей. Например, на картинках можно показать, как правильно вести себя в транспорте, в магазине или на улице.
Родители отмечают, что такие изображения не только привлекают внимание детей, но и способствуют запоминанию нужных норм поведения. Кроме того, обсуждение картинок в кругу семьи или на занятиях в детском саду помогает развивать навыки общения и понимания социальных норм. В целом, использование визуальных средств становится эффективным инструментом для формирования у детей уважения к окружающим и ответственности за свои действия в обществе.
Правила вежливости при разговоре
Правила поведения в общественных местах для детей рассказывают педагоги в общеобразовательных школах и воспитатели в дошкольных учреждениях.
Ребенку нужно прививать с детства, что в беседе с другими людьми он должен использовать слова:
- спасибо (благодарю) и прошу;
- простите (извините) и пожалуйста;
- здравствуйте и до свидания;
- спокойной ночи и будьте здоровы;
- разрешите (будьте добры) и мне очень жаль;
- приятного аппетита и доброе утро;
- приятно познакомиться (очень приятно);
- разрешите вам помочь и пожалуйста угощайтесь.
При помощи именно этих слов малыш должен научиться общаться с посторонними.
Правила поведения в общественном транспорте
Правила поведения в общественных местах для детей должны прививать подрастающему поколению их родители.
Свод основных правил поведения в общественном транспорте содержит несколько аспектов:
- всегда нужно быть вежливым, необходимо уступать сидячие места пожилым;
- не нужно толкаться в транспорте в случае большого количества пассажиров;
- во время входа в транспорт нужно пропускать впереди себя престарелых людей и женщин с детьми;
- обязательно необходимо добросовестно передавать деньги за проезд;
- запрещается мусорить и разрисовывать сиденья или стены;
- не нужно громко общаться, смеяться или включать музыку.
- не стоит толпиться у дверей, следует пройти в середину салона;
- на входе нужно снимать рюкзак со спины;
- следует уступать сиденья беременным и инвалидам.
Нормы этикета за столом
Правила как вести себя за столом попадают в категорию наиболее сложных и трудно запоминающихся. Малышу как можно раньше нужно начинать объяснять, что можно делать, а что нельзя, находясь за столом. Какие действия необходимо совершить до того, как присядешь к столу и сразу после, как закончил принимать пищу.
Перед посадкой за стол необходимо помыть руки. Нужно уметь разбираться в столовых приборах и знать их предназначение. Необходимо использовать салфетки вместо того, чтобы вытираться скатеркой или рукавом. В условиях шведского стола стоит брать для себя адекватную порцию еды. По окончании принятия пищи следует поблагодарить хозяина на трапезу.
Громкое чавканье за столом считается признаком плохого тона.
Верхом невоспитанности можно назвать жевание с открытым ртом. Воспитанные малыши не могут баловаться или вертеться во время приема пищи, есть руками или ковыряться во рту. Не стоит пытаться разговаривать с наполненным пищей ртом. Нельзя критиковать поданные блюда и плеваться. Не следует превращать принятие пищи в игру. Принимать пищу следует аккуратно, чтобы не испачкать стол и не засыпать его крошками.
Другие правила
Чтобы иметь право называться воспитанным человеком, нужно следовать дополнительным правилам:
- В случае насморка при себе нужно иметь платок для носа или салфетку.
- Во время чихания и кашля нужно обязательно прикрывать рот рукой.
- Не стоит появляться на улице неопрятно одетым или с растрепанными волосами.
- Нельзя публично осуждать поведение или поступки других людей.
Вежливость нужно прививать не поучениями, а в форме просьбы, применяя слово «пожалуйста», а лучше всего это делать на собственном примере. Ребенок полностью копирует поведение родителей и поэтому если в семье норма общения вежливость, он будет транслировать именно это.
С соблюдением этикета вежливости следует вести телефонный разговор.
Если ребенок звонит кому-то первым он должен поздороваться и представиться. Также, существует подарочный этикет – при получении подарка или презента необходимо поблагодарить дарителя.
Обязательными для исполнения являются правила поведения, которые необходимо соблюдать:
- перед тем, как войти к кому-то, нужно постучаться;
- нельзя тихо перешептываться или разговаривать на не знакомом для других языке;
- нельзя перебивать своего оппонента во время разговора, нужно дождаться, когда человек выскажет свою точку зрения до конца;
- нельзя поворачиваться спиной, когда обращается другой человек.
Соблюдение правил поведения в общественных местах является взаимным реверансом членов общества. В случае уважительного отношения, независимо от возрастной категории детей и взрослых, жизнь станет легче и приятнее. Это необходимо объяснять детям любого возраста и придерживаться такого же принципа самому.
Автор: Ольга Жанская
Видео о правилах поведения детей в общественных местах
Познавательный мультфильм для детей об этикете:
https://youtube.com/watch?v=AyKt47DzVTA%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Почему важно учить детей правилам поведения в общественных местах?
Правила поведения в общественных местах помогают детям понимать, как вести себя в различных ситуациях, уважать окружающих и избегать конфликтов. Это способствует формированию социальных навыков и ответственности, что важно для их дальнейшего взаимодействия в обществе.
Как визуальные материалы помогают детям усваивать правила поведения?
Картинки и иллюстрации делают процесс обучения более наглядным и интересным для детей. Они помогают лучше запомнить информацию, так как визуальные образы легче воспринимаются и ассоциируются с конкретными действиями или ситуациями.
Какие основные правила поведения следует объяснять детям?
Основные правила включают в себя вежливость (говорить “пожалуйста” и “спасибо”), уважение к личному пространству других, соблюдение тишины в общественных местах, а также правила безопасности, такие как не бегать и не толкаться. Эти правила помогут детям чувствовать себя комфортно и безопасно в обществе.
Советы
СОВЕТ №1
Объясните ребенку важность уважения к окружающим. Научите его говорить “пожалуйста” и “спасибо”, а также не перебивать других. Это поможет создать положительную атмосферу в общественных местах.
СОВЕТ №2
Покажите ребенку, как правильно вести себя в очереди. Объясните, что ждать своей очереди — это проявление терпения и уважения к другим. Используйте картинки, чтобы сделать обучение более наглядным и интересным.
СОВЕТ №3
Научите ребенка правила безопасности в общественных местах. Объясните, как важно держаться рядом с родителями и не убегать в толпе. Используйте яркие иллюстрации, чтобы визуализировать ситуации, которые могут быть опасными.
СОВЕТ №4
Создайте игровые ситуации, в которых ребенок сможет практиковать правила поведения. Например, разыграйте сценки, где он должен проявить вежливость или помочь другому человеку. Это сделает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.