Логоневроз (заикание) – это нарушение речи, проявляющееся изменениями в ритме и плавности произношения звуков и слов. Если ребенок в возрасте от 2 до 16 лет начал заикаться, то оставлять без внимания это нельзя. Исправить сбой в речи может только квалифицированный специалист.
Возможные причины
Доказано, что заикание в течении долгого времени нарушает речевую функцию у ребенка. Проявляется это в сбое работы следующих структур:
- языка;
- губ;
- мышц гортани;
- мягкого неба.
Если ребенок начал заикаться, то это сразу же отражается на качестве его речи. Ведь плавно говорить ему мешают дыхательные, артикуляционные и голосовые сокращения.
Родители смогут вычислить эту проблему по следующим симптомам:
- Короткие слова или слога повторяются многократно.
- Между произносимыми словами удлиняются паузы.
- Некоторые слова произносятся сложно, с запинками.
Причин, вызывающих заикание у детей множество. Их желательно установить, чтобы врач смог понять основу возникновения нарушения.
Врачи отмечают, что заикание у детей может возникать по различным причинам. Одной из основных является наследственность: если в семье были случаи заикания, вероятность его появления у ребенка возрастает. Также важную роль играют психологические факторы, такие как стресс, тревога или изменения в привычной обстановке. Например, начало посещения детского сада или смена школы могут стать триггерами для развития заикания. Кроме того, специалисты подчеркивают, что нарушение речевого развития может быть связано с физиологическими особенностями, такими как незрелость нервной системы. Важно, чтобы родители не паниковали и обратились к логопеду или неврологу для диагностики и своевременной помощи, так как раннее вмешательство может значительно улучшить ситуацию.
Врожденные факторы
Заикание у детей – это сложное речевое нарушение. Причины его возникновения многообразны.
Особую категорию составляют врожденные факторы:
Фактор |
Описание |
Патологии при вынашивании ребенка матерью | В зоне риска находятся дети, которые в утробе испытывали кислородное голодание. В начальной стадии при его своевременном устранении, оно не приведет к нарушениям в развитии плода. Но если кислородное голодание выявили на более поздних сроках, то это станет причиной сбоя в работе многочисленных систем организма малыша. |
Инфекционные процессы, протекающие в организме матери, часто напрямую затрагивают развитие ребенка. Поэтому во время беременности важно следить за здоровьем. | |
Генетическая предрасположенность | Исследования в области генетики позволили выявить наследственное заикание. Врожденный дефект речи появлялся у тех детей, чьи родители или ближайшие родственники имели соответствующие нарушения. |
Сложности в родовой период | Заикание может развиться из-за родовых травм. Способствуют возникновению речевого дефекта и ранние роды. |
Еще одним внутренним фактором, способствующему развитию заикания являются индивидуальные особенности личности. Например, если ребенок с повышенной нервозностью, то риск развития нарушения речи возрастает в несколько раз. Этому способствует и возбудимость нервной системы.
Приобретенное заикание
Если ребенок начал заикаться, то необходимо выяснить причины, которые способствовали этому.
Если исключают врожденные факторы возникновения такого нарушения речи, то поиски продолжаются в психологической сфере.
Часто заикание у детей возникает из-за неблагоприятного психологического фона:
- Повышенные требования к ребенку. Это касается детей школьного и подросткового возраста. Часто родители дают большую нагрузку на неокрепшую психику ребят. Повышенные требования заставляют ребенка находиться в постоянном напряжении. Малейшее отклонение от заявленной планки порождает нервозность, иногда испуг. Все это сказывается на сбое в работе центральной нервной системе.
- Смена обстановки. Ранимые, сверхчувствительные дети болезненно воспринимают изменение привычных для них условий. Причиной для возникновения заикания может стать переезд, посещение нового сада или школы. Если ребенок склонен к яркому выражению эмоций, он раним и не умеет противостоять изменениям, то родители в сложные периоды должны оказать ему максимальную поддержку.
- Стрессовая ситуация. К этой категории относятся любые действия, способные нанести вред неокрепшей психике ребенка. Например, смерть близкого человека. Причиной для возникновения заикания может стать даже испуг.
- Малая эмоциональная связь детей с родителями. Недостаток любви, заботы и ласки может стать причиной возникновения заикания. Дети непроизвольно начинают говорить с нарушениями, чтобы хоть таким образом обратить на себя внимание близкого человека.
К приобретенным причинам еще относят и последствия от черепно-мозговых травм. Иногда из-за них нарушается работа основных структур головного мозга. Затрагиваются и центры, отвечающие за речь.
Заикание у детей — это явление, которое вызывает беспокойство у родителей. Многие замечают, что их ребенок начинает заикаться в определенный период жизни, часто в возрасте от двух до пяти лет. Причины могут быть разнообразными: от наследственной предрасположенности до эмоциональных факторов. Стрессовые ситуации, такие как смена обстановки, развод родителей или даже начало посещения детского сада, могут спровоцировать заикание.
Некоторые специалисты считают, что заикание может быть связано с особенностями развития речи, когда ребенок пытается выразить свои мысли быстрее, чем успевает говорить. Важно помнить, что в большинстве случаев заикание проходит самостоятельно, однако родителям стоит внимательно следить за состоянием ребенка и при необходимости обратиться к логопеду. Поддержка и спокойная атмосфера в семье могут значительно помочь в преодолении этой проблемы.
Что делать
Как только у ребенка появились первые признаки заикания, оставлять их без внимания нельзя. Посещение специалиста – обязательно. Стоит учитывать, что возникновение заикания в дошкольном возрасте не так страшно, как в подростковом.
У детей в возрасте до 5 лет такой дефект речи иногда является следствием недостаточного развития нервной системы.
При небольшой коррекции проблема решится по мере роста ребенка. Но помощь и консультация специалиста все же понадобится.
К какому врачу обратиться
Если ребенок начал заикаться, то родители сталкиваются с трудностями поиска подходящего врача. Лечением этого дефекта занимается целая группа специалистов.
Поэтапно система оказания помощи выглядит следующим образом:
- Первичное посещение педиатра. Врач выявляет сопутствующую заиканию патологию. Если такой нет, то подбирает комплекс мер для укрепления организма. Сюда входят и профилактические мероприятия. В частности, это касается детей с хроническими заболеваниями голосовых связок и уха. Педиатр помогает вывести такие проблемы в стадию ремиссии. Врач для разрешения ситуации назначает физиотерапевтические процедуры: электросон, плавание в бассейне и массаж тела.
- Психотерапевт. Помогает ребенку, если причина заикания кроется в психологической сфере. Так, врач способствует повышению уровня самооценки, улучшению взаимоотношений с окружающим миром. Родители также должны прислушиваться к советам психотерапевта, и выполнять его задания. Только сообща получится решить эту проблему.
- Логопед. Работает над нарушениями речи. Помогает справиться с заиканием. Занятия выстроены в систему. Вводятся они поэтапно.
Если у ребенка нет внутренних, психологических проблем, то побороть заикание помогает в первую очередь логопед, а уже потом педиатр. Но в случае, когда присутствуют сложные невропатологические отклонения, обойтись без помощи квалифицированного психотерапевта невозможно. Иногда подключают к решению проблем невропатолога, психоневролога, отоларинголога.
Рекомендации родителям
Борьбу с заиканием следует начинать, как только появились первые симптомы нарушений речи.
Родители должны насторожиться, если у их детей проявились следующие особенности произношения:
- Темп речи нарушается.
- Присутствуют повторы слов и слогов.
- Звуки во время произношения растягиваются.
- Паузы становятся неуместными.
- Громкость при разговоре нестабильна: может повыситься без видимой на то причины.
Врачи отмечают, что заикание развивается поэтапно. Всего их – 4.
Каждой стадии присущи определенные характеристики, благодаря которым дефект можно своевременно выявить:
Этапы |
Симптомы |
I | Нарушения в речи кратковременны. Дети при этом ведут себя, как обычно. Они не испытывают смущения от небольших проблем с произношением. Затруднения есть с предлогами, союзами и иными краткими частями речи. |
II | Частота нарушений увеличивается. Ребенку уже сложно выговаривать многосложные слова. Поведение его остается прежним. |
III | Нарушения приобретают постоянный характер. Происходит их закрепление. При этом часть слов произносится без дефектов, а некоторые с трудностями. |
IV | Заикание становится более заметным. Проблемы в речи замечают собеседники. Из-за этого у ребенка появляется страх. Ему стыдно и он испытывает смущение. Из-за этого дети часто ищут замену труднопроизносимым словам. Поэтому в разговоре с ним возникают паузы. |
Четвертый этап заикания сопровождается и физиологическими нарушениями. Так, у детей возникает нервный тик. Появляются непроизвольные движения ног и рук. Иногда ребенок во время разговора активно жестикулирует.
Врачи и логопеды регулярно напоминают родителям, что детская психика – это неокрепшая и не до конца сформировавшаяся структура.
Она может пострадать от малейшего стресса.
Поэтому, чтобы предупредить заболевание, стоит относиться к детям бережно:
- Не давать большую нагрузку.
- Поощрять и избегать системы наказаний.
- Оказывать поддержку в случае неудач.
- Ограждать ребенка от стрессовых ситуаций.
- Разговаривать с ребенком, поддерживать эмоциональный контакт.
У детей причинами заикания чаще всего выступают именно психосоматические отклонения. Нужно уметь вовремя распознать их и побороть. Таким образом, получится избежать развития заикания и иных нарушений речи.
Упражнения для дошкольного возраста
Если ребенок начал заикаться, то необходимо побороть это нарушение с помощью специальных упражнений.
https://youtube.com/watch?v=EldR_idGi80%3Ffeature%3Doembed
Разрабатывают их логопеды с учетом возрастных особенностей детей. Это важно учитывать при выборе комплекса занятий.
Зарядка для язычка
Для упражнения не понадобится никакого оборудования. Дети просто повторяют все движения и слова за логопедом.
Ход занятия:
Логопед говорит:
— Дети, сейчас мы сделаем зарядку для язычка. Для начала мы должны улыбнуться.
Дети улыбаются, и логопед тоже. Затем продолжает:
— Давайте мы с вами сделаем тесто и испечем блинчик.
Логопед на уровне груди поднимает руки так, чтобы левая рука находилась под правой. Затем начинает хлопать ладошками приговаривая:
— Пэ – пэ – пэ – пэ – пэ.
Протягивают руки от себя, а потом обратно. Одновременно делают паузу и вытягивают язычок вперед. Логопед говорит:
— А теперь – ам, и скушали.
Втягивают язык обратно в рот. Повторяют упражнение 3 раза.
Часики
Логопед говорит:
— Складываем ручки.
Смыкают ладони, пальцы направлены вперед, от груди.
Логопед продолжает:
— Открываем широко ротик и вытягиваем вперед язычок. Делаем его узким, и тянем наружу.
Дети выполняют задание.
Логопед продолжает:
— А теперь двигаем язычком влево и вправо. Ладошки нам помогают.
Логопед вместе с детьми выполняет упражнение: языком поворачивают то влево, то вправо. Делают по 10 движений на каждую сторону, а затем отдыхают. Упражнение повторяют 3 раза.
Дятел
Логопед говорит:
— Дети, повторяйте за мной все движения.
Исходная позиция: сидя на стульчиках.
Ход упражнения:
Слова |
Действия |
Дятел на суку сидит,
И по дереву стучит. |
На правой руке ладонь расправлена, пальцы смотрят вверх.
На левой руке пальцы собирают воедино. |
Открываем широко ротик,
И стучим язычком. |
Открывают рот широко. |
Д – д – д – д. | Языком, не закрывая рта, произносят методично «д». Одновременно пальцами левой руки стучат по правой ладошке. |
Дятел устал. | Руки кладут на колени. |
Повторяют упражнение 3 раза.
Слоник улыбается
Логопед протяжно выговаривает: ууу – иии. Работают мышцами лица. Можно задействовать руки. Их на звуке «и» вытягивают вперед, а в момент произношения «и» подтягивают к себе, ладони сводят под подбородком, а локти поднимают.
Качели
Исходное положение: сидя на стульчике. Правую руку поднимают на уровень груди, работать будут ладошкой. Логопед говорит:
— Широко открываем ротик.
Дети открывают рот.
Логопед продолжает:
— А теперь поднимает язычок вверх.
Поднимают дети язычок вверх.
Логопед говорит:
— Ладошка нам помогает, ее тоже поднимаем. А теперь язычок опускаем.
Движения ладошки с языком должны совпадать.
Делают 7-9 раз.
Чашечка
В ходе упражнения логопед просит открыть детей ротик и сделать из языка глубокую чашечку.
В таком положении его нужно продержать 10-15 сек. а потом расслабить. Повторяют 2-3 раза.
Скачет лошадка
Логопед говорит:
— Давайте наш язычок покажет, как скачет лошадка. Поднимаем ручки.
Дети, сидя на стульчиках, поднимают ручки на уровень груди.
Логопед продолжает:
— А теперь наша лошадка начнет бежать. Но она еще идет медленно.
Логопед цокает языком, одновременно сжимая и разжимая кулачки. Дети повторяют.
Логопед говорит:
— А теперь наша лошадка стала бежать быстрее.
Упражнение начинают делать в быстром темпе, сокращая паузы между произносимыми звуками.
Логопед говорит:
— А теперь наша лошадка замедляет свой бег.
Возвращаются к тому темпу, который был в начале упражнения. Во время занятия нижнюю челюсть не подтягивают вверх. Используют только движения языком.
Футбол
Логопед говорит:
— Поиграем мы в футбол, и забьем в ворота гол. Закрываем ротик и упираем язычок то в одну сторону, то в другую.
Логопед показывает, как нужно делать, а дети повторяют за ним. Кончиком языка упираются поочередно в левую и правую щеку.
Упражнения для школьного возраста
Ребенок, когда начинает заикаться, нуждается в помощи специалистов. Самостоятельно преодолеть эту проблему сложно.
Успех будет выше, если заниматься с логопедом, попутно выполняя упражнения дома.
Упражнение для расслабления мышц лица
Цель: релаксация мышц артикуляционного аппарата и скелетной мускулатуры.
Выполняют это упражнение перед началом любого занятия с логопедом или для домашней подготовки.
Ход упражнения:
Исходное положение: сидя на стуле.
Логопед говорит:
— Кладем руки на колени.
Дети выполняют задание.
Логопед продолжает:
— Сжимаем крепко кулаки и держим. Я считаю – 1, 2, 3.
Дети сжимают ладони в кулаки и выдерживают их в таком положении, пока логопед считает до 3.
Логопед говорит:
— А теперь расслабляем кулаки.
Дети расслабляют руки.
Логопед говорит:
— А теперь покажем свои мускулы. Поднимаем руки вверх и сжимаем кулаки.
Дети выполняют поручение логопеда.
— Держим в таком напряжении, пока я считаю до 3, а потом расслабляемся. 1, 2, 3.
Логопед говорит:
— А теперь кладем ладони на живот, и выталкиваем их, пока я считаю до 3.
Логопед считает до 3, а дети напрягают мышцы живота.
Логопед говорит:
— Расслабляемся. И теперь последнее. Хмурим брови, пока я считаю до 3.
Дети хмурят брови, пока логопед считает до 3.
Дружим с буквой «м»
Цель:
включение в работу грудного и головного резонаторов в изолированном звучании; в сочетании с гласными звуками.
Логопед говорит:
— Закрываем рот.
Дети закрывают рук.
Логопед говорит:
— Расслабляем губы и произносим протяжно м-м-м-м.
Дети выполняют задание.
Важно во время выполнения упражнения не поднимать голову вверх.
Логопед продолжает:
— А теперь протяжно говорим: ма-ам-м, ма-ам-м, шу-у-у-м-м, и-и-и гам-м-м. На гласный звук не забываем открывать рот.
Дети выполняют упражнение.
Логопед продолжает:
— А теперь говорим: о-о-ом-ом-ом, в ре-е-ке с-о-о-м-мм.
Повторяют упражнение 2-3 раза.
Гласные звуки
Цель:
отработка гласных звуков.
Логопед говорит:
— У каждого звука есть свой портрет на лице. Как выглядит звук «а»?
Дети протяжно говорят звук «а».
Логопед продолжает:
— А как выглядит «у»?
Дети выговаривают «у».
Поочередно логопед просит произнести: «ы», «и», «э».
Логопед говорит:
— А теперь давайте произнесем ряды гласных. Повторяйте за мной: ао-ао-ао.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед говорит:
— Отлично, а теперь говорим: а-а-а-о –о у-у-у-э-э.
Дети повторяют. Произносят протяжно «ао-уэ» 3 раза.
Возможные последствия и осложнения
Если при заикании не предпринимать никаких лечебных мер, то это приведет к серьезным последствиям. Иногда такой дефект речи свидетельствует о развитии патологий головного мозга. В запущенном состоянии вылечить их будет сложно. Запоздалая помощь или ее полное отсутствие приведут к психическим нарушениям, что неизменно повлечет за собой патологические сбои в жизненно важных системах организма.
Если заикание вызвано стрессом, испугом и иной другой психологической причиной, то у детей начнут развиваться комплексы.
Они будут испытывать ощущение неполноценности. Дети в таком состоянии становятся замкнутыми, пугливыми.
Все это негативно отражается на социальной адаптации ребенка в саду, школе. Ребятам сложно завязать дружеские отношения со сверстниками. Из-за этого даже у успешного в учебе ребенка могут снизиться баллы. В дальнейшем это повлечет проблемы с поиском работы.
Ребенок нуждается в помощи еще в самом начале развития заикания. Чем быстрее родители обнаружат это речевое нарушение, тем успешнее оно поддастся коррекции. Медлить с походом к специалисту нельзя. Вовремя исправленное заикание позволит ребенку стать более уверенным в своих силах, что положительно скажется на его жизни.
Видео о заикании у ребенка
https://youtube.com/watch?v=pcd1HV1xMto%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что может спровоцировать заикание у ребенка?
Половые особенности, в результате которых у мальчиков заикание случается чаще, чем у девочек. Поражения ЦНС во время внутриутробного развития и при родах. Это могут быть травмы, патологии беременности, преждевременные роды. Инфекции мозга, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
Что делать если ребенок стал заикаться?
Если ребёнок начал заикаться, необходимо прийти к педиатру. Врач направит ребёнка к логопеду, неврологу, детскому психологу, детскому психиатру для определения причин и вида логоневроза.
Что может быть причиной заикания?
Фактором, провоцирующим усиление признаков заикания, является психоэмоциональный стресс – конфликты на работе, проблемы в личной жизни, волнение, связанное со внешними обстоятельствами, переутомление. На фоне этих же ситуаций данный вид нарушений речи у взрослых может даже возникнуть впервые, но это единичные случаи.
Можно ли вылечить ребенка от заикания?
На самом деле заикание успешно лечится. Это доказывают и врачи клиник МЕДСИ, применяющие как традиционные, так и инновационные методики терапии. Вам нужно лишь как можно раньше обратиться к специалистам, которые подберут подходящий способ коррекции речевого недостатка.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Заикание может усиливаться в стрессовых ситуациях или при волнении. Создайте спокойную и поддерживающую атмосферу, где ребенок сможет свободно выражать свои мысли без страха осуждения.
СОВЕТ №2
Регулярно общайтесь с ребенком, используя медленный и спокойный темп речи. Это поможет ему чувствовать себя более уверенно и снизит давление, которое он может испытывать при попытках говорить.
СОВЕТ №3
Не заставляйте ребенка говорить быстрее или исправлять его, если он заикается. Вместо этого, проявляйте терпение и дайте ему время завершить свои мысли. Это поможет ему чувствовать себя более комфортно и уверенно.
СОВЕТ №4
Если заикание сохраняется или усиливается, обратитесь к логопеду или специалисту по речи. Профессиональная помощь может оказать значительное влияние на развитие речевых навыков и уверенности ребенка.