Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Логоневроз (заикание) – это нарушение речи, проявляющееся изменениями в ритме и плавности произношения звуков и слов. Если ребенок в возрасте от 2 до 16 лет начал заикаться, то оставлять без внимания это нельзя. Исправить сбой в речи может только квалифицированный специалист.

Возможные причины

Доказано, что заикание в течении долгого времени нарушает речевую функцию у ребенка. Проявляется это в сбое работы следующих структур:

  • языка;
  • губ;
  • мышц гортани;
  • мягкого неба.

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Если ребенок начал заикаться, то это сразу же отражается на качестве его речи. Ведь плавно говорить ему мешают дыхательные, артикуляционные и голосовые сокращения.

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Родители смогут вычислить эту проблему по следующим симптомам:

  • Короткие слова или слога повторяются многократно.
  • Между произносимыми словами удлиняются паузы.
  • Некоторые слова произносятся сложно, с запинками.

Причин, вызывающих заикание у детей множество. Их желательно установить, чтобы врач смог понять основу возникновения нарушения.

Врачи отмечают, что заикание у детей может возникать по различным причинам. Одной из основных является наследственность: если в семье были случаи заикания, вероятность его появления у ребенка возрастает. Также важную роль играют психологические факторы, такие как стресс, тревога или изменения в привычной обстановке. Например, начало посещения детского сада или смена школы могут стать триггерами для развития заикания. Кроме того, специалисты подчеркивают, что нарушение речевого развития может быть связано с физиологическими особенностями, такими как незрелость нервной системы. Важно, чтобы родители не паниковали и обратились к логопеду или неврологу для диагностики и своевременной помощи, так как раннее вмешательство может значительно улучшить ситуацию.

Ребенок начал заикаться, как избавиться от заикания?Ребенок начал заикаться, как избавиться от заикания?

Врожденные факторы

Заикание у детей – это сложное речевое нарушение. Причины его возникновения многообразны.

Особую категорию составляют врожденные факторы:

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Фактор

Описание

Патологии при вынашивании ребенка матерью В зоне риска находятся дети, которые в утробе испытывали кислородное голодание. В начальной стадии при его своевременном устранении, оно не приведет к нарушениям в развитии плода. Но если кислородное голодание выявили на более поздних сроках, то это станет причиной сбоя в работе многочисленных систем организма малыша.
Инфекционные процессы, протекающие в организме матери, часто напрямую затрагивают развитие ребенка. Поэтому во время беременности важно следить за здоровьем.
Генетическая предрасположенность Исследования в области генетики позволили выявить наследственное заикание. Врожденный дефект речи появлялся у тех детей, чьи родители или ближайшие родственники имели соответствующие нарушения.
Сложности в родовой период Заикание может развиться из-за родовых травм. Способствуют возникновению речевого дефекта и ранние роды.

Еще одним внутренним фактором, способствующему развитию заикания являются индивидуальные особенности личности. Например, если ребенок с повышенной нервозностью, то риск развития нарушения речи возрастает в несколько раз. Этому способствует и возбудимость нервной системы.

Приобретенное заикание

Если ребенок начал заикаться, то необходимо выяснить причины, которые способствовали этому.

Если исключают врожденные факторы возникновения такого нарушения речи, то поиски продолжаются в психологической сфере.

Часто заикание у детей возникает из-за неблагоприятного психологического фона:

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

  • Повышенные требования к ребенку. Это касается детей школьного и подросткового возраста. Часто родители дают большую нагрузку на неокрепшую психику ребят. Повышенные требования заставляют ребенка находиться в постоянном напряжении. Малейшее отклонение от заявленной планки порождает нервозность, иногда испуг. Все это сказывается на сбое в работе центральной нервной системе.
  • Смена обстановки. Ранимые, сверхчувствительные дети болезненно воспринимают изменение привычных для них условий. Причиной для возникновения заикания может стать переезд, посещение нового сада или школы. Если ребенок склонен к яркому выражению эмоций, он раним и не умеет противостоять изменениям, то родители в сложные периоды должны оказать ему максимальную поддержку.
  • Стрессовая ситуация. К этой категории относятся любые действия, способные нанести вред неокрепшей психике ребенка. Например, смерть близкого человека. Причиной для возникновения заикания может стать даже испуг.
  • Малая эмоциональная связь детей с родителями. Недостаток любви, заботы и ласки может стать причиной возникновения заикания. Дети непроизвольно начинают говорить с нарушениями, чтобы хоть таким образом обратить на себя внимание близкого человека.

К приобретенным причинам еще относят и последствия от черепно-мозговых травм. Иногда из-за них нарушается работа основных структур головного мозга. Затрагиваются и центры, отвечающие за речь.

Заикание у детей — это явление, которое вызывает беспокойство у родителей. Многие замечают, что их ребенок начинает заикаться в определенный период жизни, часто в возрасте от двух до пяти лет. Причины могут быть разнообразными: от наследственной предрасположенности до эмоциональных факторов. Стрессовые ситуации, такие как смена обстановки, развод родителей или даже начало посещения детского сада, могут спровоцировать заикание.

Некоторые специалисты считают, что заикание может быть связано с особенностями развития речи, когда ребенок пытается выразить свои мысли быстрее, чем успевает говорить. Важно помнить, что в большинстве случаев заикание проходит самостоятельно, однако родителям стоит внимательно следить за состоянием ребенка и при необходимости обратиться к логопеду. Поддержка и спокойная атмосфера в семье могут значительно помочь в преодолении этой проблемы.

Что делать

Как только у ребенка появились первые признаки заикания, оставлять их без внимания нельзя. Посещение специалиста – обязательно. Стоит учитывать, что возникновение заикания в дошкольном возрасте не так страшно, как в подростковом.

У детей в возрасте до 5 лет такой дефект речи иногда является следствием недостаточного развития нервной системы.

Если ребенок начал заикаться, медлить нельзя: родители должны срочно обратиться к специалистам

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

При небольшой коррекции проблема решится по мере роста ребенка. Но помощь и консультация специалиста все же понадобится.

К какому врачу обратиться

Если ребенок начал заикаться, то родители сталкиваются с трудностями поиска подходящего врача. Лечением этого дефекта занимается целая группа специалистов.

Поэтапно система оказания помощи выглядит следующим образом:

  1. Первичное посещение педиатра. Врач выявляет сопутствующую заиканию патологию. Если такой нет, то подбирает комплекс мер для укрепления организма. Сюда входят и профилактические мероприятия. В частности, это касается детей с хроническими заболеваниями голосовых связок и уха. Педиатр помогает вывести такие проблемы в стадию ремиссии. Врач для разрешения ситуации назначает физиотерапевтические процедуры: электросон, плавание в бассейне и массаж тела.
  2. Психотерапевт. Помогает ребенку, если причина заикания кроется в психологической сфере. Так, врач способствует повышению уровня самооценки, улучшению взаимоотношений с окружающим миром. Родители также должны прислушиваться к советам психотерапевта, и выполнять его задания. Только сообща получится решить эту проблему.
  3. Логопед. Работает над нарушениями речи. Помогает справиться с заиканием. Занятия выстроены в систему. Вводятся они поэтапно.

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Если у ребенка нет внутренних, психологических проблем, то побороть заикание помогает в первую очередь логопед, а уже потом педиатр. Но в случае, когда присутствуют сложные невропатологические отклонения, обойтись без помощи квалифицированного психотерапевта невозможно. Иногда подключают к решению проблем невропатолога, психоневролога, отоларинголога.

Рекомендации родителям

Борьбу с заиканием следует начинать, как только появились первые симптомы нарушений речи.

Родители должны насторожиться, если у их детей проявились следующие особенности произношения:

  • Темп речи нарушается.
  • Присутствуют повторы слов и слогов.
  • Звуки во время произношения растягиваются.
  • Паузы становятся неуместными.
  • Громкость при разговоре нестабильна: может повыситься без видимой на то причины.

Врачи отмечают, что заикание развивается поэтапно. Всего их – 4.

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Каждой стадии присущи определенные характеристики, благодаря которым дефект можно своевременно выявить:

Этапы

Симптомы

I Нарушения в речи кратковременны. Дети при этом ведут себя, как обычно. Они не испытывают смущения от небольших проблем с произношением. Затруднения есть с предлогами, союзами и иными краткими частями речи.
II Частота нарушений увеличивается. Ребенку уже сложно выговаривать многосложные слова. Поведение его остается прежним.
III Нарушения приобретают постоянный характер. Происходит их закрепление. При этом часть слов произносится без дефектов, а некоторые с трудностями.
IV Заикание становится более заметным. Проблемы в речи замечают собеседники. Из-за этого у ребенка появляется страх. Ему стыдно и он испытывает смущение. Из-за этого дети часто ищут замену труднопроизносимым словам. Поэтому в разговоре с ним возникают паузы.

Четвертый этап заикания сопровождается и физиологическими нарушениями. Так, у детей возникает нервный тик. Появляются непроизвольные движения ног и рук. Иногда ребенок во время разговора активно жестикулирует.

Врачи и логопеды регулярно напоминают родителям, что детская психика – это неокрепшая и не до конца сформировавшаяся структура.

Она может пострадать от малейшего стресса.

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Поэтому, чтобы предупредить заболевание, стоит относиться к детям бережно:

  • Не давать большую нагрузку.
  • Поощрять и избегать системы наказаний.
  • Оказывать поддержку в случае неудач.
  • Ограждать ребенка от стрессовых ситуаций.
  • Разговаривать с ребенком, поддерживать эмоциональный контакт.

У детей причинами заикания чаще всего выступают именно психосоматические отклонения. Нужно уметь вовремя распознать их и побороть. Таким образом, получится избежать развития заикания и иных нарушений речи.

Упражнения для дошкольного возраста

Если ребенок начал заикаться, то необходимо побороть это нарушение с помощью специальных упражнений.

https://youtube.com/watch?v=EldR_idGi80%3Ffeature%3Doembed

Разрабатывают их логопеды с учетом возрастных особенностей детей. Это важно учитывать при выборе комплекса занятий.

Зарядка для язычка

Для упражнения не понадобится никакого оборудования. Дети просто повторяют все движения и слова за логопедом.

Ход занятия:

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Логопед говорит:

— Дети, сейчас мы сделаем зарядку для язычка. Для начала мы должны улыбнуться.

Дети улыбаются, и логопед тоже. Затем продолжает:

— Давайте мы с вами сделаем тесто и испечем блинчик.

Логопед на уровне груди поднимает руки так, чтобы левая рука находилась под правой. Затем начинает хлопать ладошками приговаривая:

— Пэ – пэ – пэ – пэ – пэ.

Протягивают руки от себя, а потом обратно. Одновременно делают паузу и вытягивают язычок вперед. Логопед говорит:

— А теперь – ам, и скушали.

Втягивают язык обратно в рот. Повторяют упражнение 3 раза.

Часики

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Логопед говорит:

— Складываем ручки.

Смыкают ладони, пальцы направлены вперед, от груди.

Логопед продолжает:

— Открываем широко ротик и вытягиваем вперед язычок. Делаем его узким, и тянем наружу.

Дети выполняют задание.

Логопед продолжает:

— А теперь двигаем язычком влево и вправо. Ладошки нам помогают.

Логопед вместе с детьми выполняет упражнение: языком поворачивают то влево, то вправо. Делают по 10 движений на каждую сторону, а затем отдыхают. Упражнение повторяют 3 раза.

Дятел

Логопед говорит:

— Дети, повторяйте за мной все движения.

Исходная позиция: сидя на стульчиках.

Ход упражнения:

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Слова

Действия

Дятел на суку сидит,

И по дереву стучит.

На правой руке ладонь расправлена, пальцы смотрят вверх.

На левой руке пальцы собирают воедино.

Открываем широко ротик,

И стучим язычком.

Открывают рот широко.
Д – д – д – д. Языком, не закрывая рта, произносят методично «д». Одновременно пальцами левой руки стучат по правой ладошке.
Дятел устал. Руки кладут на колени.

Повторяют упражнение 3 раза.

Слоник улыбается

Логопед протяжно выговаривает: ууу – иии. Работают мышцами лица. Можно задействовать руки. Их на звуке «и» вытягивают вперед, а в момент произношения «и» подтягивают к себе, ладони сводят под подбородком, а локти поднимают.

Качели

Исходное положение: сидя на стульчике. Правую руку поднимают на уровень груди, работать будут ладошкой. Логопед говорит:

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

— Широко открываем ротик.

Дети открывают рот.

Логопед продолжает:

— А теперь поднимает язычок вверх.

Поднимают дети язычок вверх.

Логопед говорит:

— Ладошка нам помогает, ее тоже поднимаем. А теперь язычок опускаем.

Движения ладошки с языком должны совпадать.

Делают 7-9 раз.

Чашечка

В ходе упражнения логопед просит открыть детей ротик и сделать из языка глубокую чашечку.

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

В таком положении его нужно продержать 10-15 сек. а потом расслабить. Повторяют 2-3 раза.

Скачет лошадка

Логопед говорит:

— Давайте наш язычок покажет, как скачет лошадка. Поднимаем ручки.

Дети, сидя на стульчиках, поднимают ручки на уровень груди.

Логопед продолжает:

— А теперь наша лошадка начнет бежать. Но она еще идет медленно.

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Логопед цокает языком, одновременно сжимая и разжимая кулачки. Дети повторяют.

Логопед говорит:

— А теперь наша лошадка стала бежать быстрее.

Упражнение начинают делать в быстром темпе, сокращая паузы между произносимыми звуками.

Логопед говорит:

— А теперь наша лошадка замедляет свой бег.

Возвращаются к тому темпу, который был в начале упражнения. Во время занятия нижнюю челюсть не подтягивают вверх. Используют только движения языком.

Футбол

Логопед говорит:

— Поиграем мы в футбол, и забьем в ворота гол. Закрываем ротик и упираем язычок то в одну сторону, то в другую.

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Логопед показывает, как нужно делать, а дети повторяют за ним. Кончиком языка упираются поочередно в левую и правую щеку.

Упражнения для школьного возраста

Ребенок, когда начинает заикаться, нуждается в помощи специалистов. Самостоятельно преодолеть эту проблему сложно.

Успех будет выше, если заниматься с логопедом, попутно выполняя упражнения дома.

Упражнение для расслабления мышц лица

Цель: релаксация мышц артикуляционного аппарата и скелетной мускулатуры.

Выполняют это упражнение перед началом любого занятия с логопедом или для домашней подготовки.

Ход упражнения:

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Исходное положение: сидя на стуле.

Логопед говорит:

— Кладем руки на колени.

Дети выполняют задание.

Логопед продолжает:

— Сжимаем крепко кулаки и держим. Я считаю – 1, 2, 3.

Дети сжимают ладони в кулаки и выдерживают их в таком положении, пока логопед считает до 3.

Логопед говорит:

— А теперь расслабляем кулаки.

Дети расслабляют руки.

Логопед говорит:

— А теперь покажем свои мускулы. Поднимаем руки вверх и сжимаем кулаки.

Дети выполняют поручение логопеда.

— Держим в таком напряжении, пока я считаю до 3, а потом расслабляемся. 1, 2, 3.

Логопед говорит:

— А теперь кладем ладони на живот, и выталкиваем их, пока я считаю до 3.

Логопед считает до 3, а дети напрягают мышцы живота.

Логопед говорит:

— Расслабляемся. И теперь последнее. Хмурим брови, пока я считаю до 3.

Дети хмурят брови, пока логопед считает до 3.

Дружим с буквой «м»

Цель:

включение в работу грудного и головного резонаторов в изолированном звучании; в сочетании с гласными звуками.

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Логопед говорит:

— Закрываем рот.

Дети закрывают рук.

Логопед говорит:

— Расслабляем губы и произносим протяжно м-м-м-м.

Дети выполняют задание.

Важно во время выполнения упражнения не поднимать голову вверх.

Логопед продолжает:

— А теперь протяжно говорим: ма-ам-м, ма-ам-м, шу-у-у-м-м, и-и-и гам-м-м. На гласный звук не забываем открывать рот.

Дети выполняют упражнение.

Логопед продолжает:

— А теперь говорим: о-о-ом-ом-ом, в ре-е-ке с-о-о-м-мм.

Повторяют упражнение 2-3 раза.

Гласные звуки

Цель:

отработка гласных звуков.

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Логопед говорит:

— У каждого звука есть свой портрет на лице. Как выглядит звук «а»?

Дети протяжно говорят звук «а».

Логопед продолжает:

— А как выглядит «у»?

Дети выговаривают «у».

Поочередно логопед просит произнести: «ы», «и», «э».

Логопед говорит:

— А теперь давайте произнесем ряды гласных. Повторяйте за мной: ао-ао-ао.

Дети повторяют за логопедом.

Логопед говорит:

— Отлично, а теперь говорим: а-а-а-о –о у-у-у-э-э.

Дети повторяют. Произносят протяжно «ао-уэ» 3 раза.

Возможные последствия и осложнения

Если при заикании не предпринимать никаких лечебных мер, то это приведет к серьезным последствиям. Иногда такой дефект речи свидетельствует о развитии патологий головного мозга. В запущенном состоянии вылечить их будет сложно. Запоздалая помощь или ее полное отсутствие приведут к психическим нарушениям, что неизменно повлечет за собой патологические сбои в жизненно важных системах организма.

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Если заикание вызвано стрессом, испугом и иной другой психологической причиной, то у детей начнут развиваться комплексы.

Они будут испытывать ощущение неполноценности. Дети в таком состоянии становятся замкнутыми, пугливыми.

Все это негативно отражается на социальной адаптации ребенка в саду, школе. Ребятам сложно завязать дружеские отношения со сверстниками. Из-за этого даже у успешного в учебе ребенка могут снизиться баллы. В дальнейшем это повлечет проблемы с поиском работы.

Ребенок начал заикаться. Почему заикается, причины

Ребенок нуждается в помощи еще в самом начале развития заикания. Чем быстрее родители обнаружат это речевое нарушение, тем успешнее оно поддастся коррекции. Медлить с походом к специалисту нельзя. Вовремя исправленное заикание позволит ребенку стать более уверенным в своих силах, что положительно скажется на его жизни.

Видео о заикании у ребенка

https://youtube.com/watch?v=pcd1HV1xMto%3Ffeature%3Doembed

Вопрос-ответ

Что может спровоцировать заикание у ребенка?

Половые особенности, в результате которых у мальчиков заикание случается чаще, чем у девочек. Поражения ЦНС во время внутриутробного развития и при родах. Это могут быть травмы, патологии беременности, преждевременные роды. Инфекции мозга, перенесенные ребенком в раннем возрасте.

Что делать если ребенок стал заикаться?

Если ребёнок начал заикаться, необходимо прийти к педиатру. Врач направит ребёнка к логопеду, неврологу, детскому психологу, детскому психиатру для определения причин и вида логоневроза.

Что может быть причиной заикания?

Фактором, провоцирующим усиление признаков заикания, является психоэмоциональный стресс – конфликты на работе, проблемы в личной жизни, волнение, связанное со внешними обстоятельствами, переутомление. На фоне этих же ситуаций данный вид нарушений речи у взрослых может даже возникнуть впервые, но это единичные случаи.

Можно ли вылечить ребенка от заикания?

На самом деле заикание успешно лечится. Это доказывают и врачи клиник МЕДСИ, применяющие как традиционные, так и инновационные методики терапии. Вам нужно лишь как можно раньше обратиться к специалистам, которые подберут подходящий способ коррекции речевого недостатка.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Заикание может усиливаться в стрессовых ситуациях или при волнении. Создайте спокойную и поддерживающую атмосферу, где ребенок сможет свободно выражать свои мысли без страха осуждения.

СОВЕТ №2

Регулярно общайтесь с ребенком, используя медленный и спокойный темп речи. Это поможет ему чувствовать себя более уверенно и снизит давление, которое он может испытывать при попытках говорить.

СОВЕТ №3

Не заставляйте ребенка говорить быстрее или исправлять его, если он заикается. Вместо этого, проявляйте терпение и дайте ему время завершить свои мысли. Это поможет ему чувствовать себя более комфортно и уверенно.

СОВЕТ №4

Если заикание сохраняется или усиливается, обратитесь к логопеду или специалисту по речи. Профессиональная помощь может оказать значительное влияние на развитие речевых навыков и уверенности ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации