Последний год в дошкольном учреждении относится к подготовительному этапу, что позволяет детям совершенствовать ранее полученные навыки, а также перейти от образного мышления к более сложному, — словесному и аналитическому. В этом случае лучше всего использовать самостоятельную деятельность, благодаря чему различные умения в группе развиваются намного быстрее и качественнее.
Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе
Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе характеризуется возможностью решения множества задач, которые станут особо полезными для подготовки к школе.
Наиболее эффективным из них являются:
- Развитие волевых и мотивационных качеств. В этом случае у ребенка формируется психологическая устойчивость, которая позволяет защитить его от различных факторов из внешней среды: чужое мнение, посторонний шум или голоса, критика в свой адрес. Все это позволяет развить умение, при котором ребенок будет доводить свою деятельность до логического конца. В старших группах, такая задача позволяет создать необходимые условия для формирования навыка самоанализа, а также оценочным суждениям к определенным действиям.
- Развитие саморегулирующих процессов. Дошкольник учится точно рассчитывать процент затраченной энергии на выполнение определенных действий, а также понимает необходимо в смене деятельности или наличию отдыха. С 5-6 лет у ребенка начинают формироваться важные физиологические процессы в нервной системе, что развивает усидчивость, концентрацию, а также положительную реакцию на конструктивную критику и замечания.
- Формирование важной способности к самостоятельному построению алгоритма действий. В этом случае ребенок учится выстраивать подробный план для исследовательской, игровой, трудовой или наблюдательной деятельности без посторонней помощи. Также развивается важность наличия дружеских отношений, как с детьми, так и с взрослыми.
- Развитие социальных и культурных качеств при помощи различных игр, в основе которых лежит сюжетно-ролевая методика взаимодействия. Хорошим примером является игровая деятельность «Больница», «Магазин», «Банк», что дает возможность более глубоко узнать о тех или иных особенностей разной деятельности.
- Укрепление самостоятельных навыков. В этом случае ребенок обучается различным действиям, которые направлены на раздевание и одевание, соблюдение этикета, личной гигиены или чистоты детского сада. Такие вещи должны выполняться автоматизировано, без участия воспитателей. Также присутствует развитие самостоятельности посредством выполнения различных поручений от педагога. Подобное воспитание совершенствует добросовестное поведение к дежурным работникам ДОУ.
Исходя из вышеописанных задач, у дошкольника развивается игровая, художественно-речевая, познавательная, а также социально-коммуникативная активность.
Помимо этого, педагог может способствовать совершенствованию трудовой деятельности, благодаря чему ребенок будет стремиться помогать старшим во всем, — от уборки на территории детского сада, до ухода за цветами.
Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе, — это особо важная черта личности, которая характеризуется повышенным стремлением к быстрому и эффективному решению определенных задач, без наличия сторонней помощи от взрослого.
Такое личностное свойство позволяет увеличить критичность, инициативность, а также развить наиболее адекватную самооценку у ребенка.
Врачи отмечают, что самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе играет ключевую роль в их развитии. Она способствует формированию у малышей навыков саморегуляции, ответственности и креативности. Картотека, как инструмент для организации этой деятельности, позволяет педагогам систематизировать и разнообразить занятия, предлагая детям различные виды активности. Врачи подчеркивают, что такая форма работы помогает развивать у детей не только когнитивные способности, но и социальные навыки, так как они учатся взаимодействовать друг с другом, делиться идеями и принимать решения. Важно, чтобы взрослые поддерживали инициативу детей, создавая комфортные условия для их самовыражения и экспериментов. Таким образом, самостоятельная деятельность становится важным этапом в подготовке детей к школе и жизни в обществе.
Методика организации самостоятельной деятельности
Несмотря на тот факт, что самостоятельная деятельность проводится с учетом отсутствия взаимодействия педагога с детьми, роль взрослого остается существенной. Так, воспитатель может спрогнозировать дальнейшие действия дошкольник исходя из предметной деятельности, способностей, а также основной тематикой урока.
Основные методологические приемы самостоятельной работы у детей:
- создание безопасной, легкой и красочной пространственно-предметной среды;
- закрепление или формирование мыслительно-практических умений в отношении конкретного образовательного процесса;
- создание мотивационной составляющей у детей, вне зависимости от того, какая деятельность осуществляется.
Пространственно-предметная среда в свою очередь организуется при помощи центров или образовательных уголков, исходя из различной деятельности.
Виды центров и уголков развития:
- Художественные или эстетические уголки. Чаще всего применяется в отношении музыкального или театрального обучения. Рекомендуется использовать различные маски, костюмы или интересные декорации, включая необходимые инструменты для пальчикового или кукольного театра, музыкальный инструментарий.
- Центры для экологического воспитания. В этом случае рекомендуется добавить локальный центр вида живого уголка или летнего сада. Дети из старшей группы не только наблюдают за цветами или любой другой растительностью, но и ухаживают за ними. В экологических центрах формируется самостоятельная деятельность, дошкольники знакомятся с методами очистки почвы, воздуха и воды.
- Познавательная среда. В этом случае педагог создает специальные уголки, которые отличаются исходя из тематического направления. Они позволяют получить новые знания, исследовать имеющиеся инструменты, что открывает новые возможности для экспериментов.
- Центры для развития двигательной активности. В таких уголках хранятся различные инструменты и игры, которые способствуют физическому развитию ребенка. Здесь также имеется основная документация о технике безопасности, которая оформляется в виде наглядных таблиц или плакатов.
- Психологический центр. В этом случае педагог создает уютный уголок для отдыха и тишины. Здесь находятся такие атрибуты спокойствия, как подушки, мягкие кресла и диваны, а также палатка для отдыха. Дети не только отдыхают, но и занимаются пассивной деятельностью: исследуют карточки, беседуют между собой, рассматривают журналы или книги.
Формирование или расширение уже имеющихся интеллектуальных и практических навыков может осуществляться за счет совместной деятельности.
Накопленные знания в рамках продуктивной деятельности, а также усвоенные правила поведения при исследовательском процессе, реализуются посредством самостоятельной работы.
На таких занятиях, дети развивают основное представление о том, что такое план занятия, какие алгоритмы следует строить в повседневной жизни, а также развивают многочисленные навыки, влияющие на физическое, интеллектуальное и психическое развитие.
Педагог должен проводить с детьми достаточное количество подвижных игр, включая мероприятия, при которых будет использоваться спортивный инвентарь, — мячи, обручи, скакалки и другие. Такие занятия позволяют формировать у дошкольника желание и мотивацию к взаимодействию в рамках группы.
В процессе прогулки, дети должны проводить подробные наблюдения или любую другую исследовательскую деятельность вместе с учителем, смотря за тем, как развивается природный мир.
Продуктивные или творческие занятия формируют навык самостоятельного создания различных сказочных героев или ситуаций посредством лепки, рисования или конструирования.
Совокупность используемых методов дает возможность создать в ребенке такие важные качества, как креативность, здравая самооценка, а также способность к грамотному изложению мыслей. Такие умения станут дают больше возможностей для развития будущей личности.
https://youtube.com/watch?v=5Siqp–XSN8%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Организация деятельности детей
В подготовительной группе современная педагогически-образовательная система, хоть и характеризуется передачей знаний, навыков или умений посредством обучения, в это же время, она способна развить у детей такое важное качество, как мотивация к самостоятельному поиску необходимой информации, включая любую ответственную деятельность.
Основное свойство, по которому можно определить качество и эффективность развития школьников, — это воспитание и обучение при помощи совместной деятельности ребенка и учителя. Вместе с этим образуется навык самостоятельной деятельности, который выявляется в качестве главного аспекта для создания успешной личности.
При правильно настроенном педагогическом процессе, педагог развивает в дошкольнике стремление к поиску интересующих его ответов на тот или иной вопрос, а также всячески поощряет любознательность.
Учитель также позволяет ребенку совершенствовать творческие навыки, при помощи которых, он может лучше справиться с бытовыми проблемами.
Детская активность, отстраненная от участия педагога, проявляется в любом виде деятельности, включая игровой, художественный или познавательный. Также развивается социально-коммуникативный навык, что совершенствует личность будущего индивида.
Основные виды деятельности самостоятельного характера в дошкольной группе:
Разновидность | Форма реализации |
Игровая | Игровой процесс, — это основа любой деятельности ребенка, при котором он способен воссоздать модель внешней среды, исходя из своих творческих способностей. Воспитателю особо важно сохранить игровую активность, которая хорошо применяется в процессе образования. Так, дети могут разыгрывать различные сказочные сюжеты, обсуждать рассказы или любые другие ситуации, используя игрушки. В игровой деятельности также совершенствуется способность дошкольника к правильному взаимодействию с другими детьми или взрослыми. |
Познавательная | Исследовательские навыки в старшей группе чаще всего находятся на хорошем уровне для того, чтобы проводить самостоятельные опыты или наблюдения. Так, дошкольник может обдумывать те или иные гипотезы, обозначить интересующий вопрос или спрогнозировать результат в конкретном случае. Интересно, что исследовательская практика ребенка максимально приближена к научному подходу. |
Художественная и речевая | Деятельность художественного характера заключается в том, чтобы создать интересующий образ с помощью тех или иных творческих навыков. Старшие школьники могут выражать в своих подделках различные сюжеты, при этом вкладывая в них скрытый смысл или мораль. Дети используют лепку, рисование с использованием красок или карандашей, а также конструирование из различных материалов. Часто любимой формой взаимодействия является театрализация конкретного сюжета или сказочного героя. Поэтому, дети любят различные костюмы, маски или аквагримы, что позволяет им окунуться в сказочный мир. |
Двигательная | В этом случае дошкольники самостоятельно организовывают различные двигательные упражнения, могут составлять график выполнения, а также изучать техники выполнения. Также у ребенка появляется соревновательный дух, который эффективен не только при физических нагрузках, но и в жизни. |
Трудовая | Если дети наблюдают за тем, как работает дворник, готовит еду повар, а также каким образом педагог сохраняет порядок в детском саду, они неосознанно стараются подражать взрослым, что повышает чувство уверенности в себе и ответственности перед конкретным заданием. В этом случае также развиваются умения для самообслуживания. |
Из всех вышеперечисленных методов организации, эффективнее всего оказывается игровой вид, который присутствует абсолютно во всех описанных техниках.
При этом педагог не может отказаться от других в пользу какого-то конкретного, потому как только при помощи комплексного подхода можно получить наилучшие результаты в образовании и воспитании.
Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе вызывает множество положительных откликов как у педагогов, так и у родителей. Многие отмечают, что такая форма работы способствует развитию у детей инициативы, ответственности и креативности. Картотека, содержащая разнообразные задания и игры, позволяет детям выбирать деятельность по своему интересу, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Педагоги подчеркивают, что самостоятельная деятельность формирует у детей навыки планирования и организации времени, а также способствует развитию критического мышления. Родители, в свою очередь, замечают, что дети становятся более уверенными в себе и учатся принимать решения. В результате, такая форма работы не только обогащает образовательный процесс, но и способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Мотивирующее начало занятия
Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе начинается с создания основного мотиватора, — интереса к определенной тематике, решения проблемы или желания коммуникации с другими дошкольниками.
Действия практического характера могут осуществляться исходя из собственных навыков или умений, которыми обладает ребенок.
Непосредственно результат обучения оценивается не только педагогом, но и дошкольником, потому он рассказывает о собственном опыте и наблюдениях учителю. Это также позволяет еще эффективнее развить навык коммуникации.
Основная роль воспитателя направлена на создание нужной мотивации к действиям дошкольников, которую он организует исходя из предметной или пространственной среды конкретной группы. Подобный интерес к деятельности может обладать как игровым, так и творческим, познавательным характером.
Педагог должен создать интересные случаи в рамках конкретного плана для того, чтобы спрогнозировать самостоятельную работу ученика в отношении определенной тематики, а также исходя из индивидуальных особенностей дошкольника.
Мотивирующее начало должно характеризоваться повышением интереса к самому обучению, что лучше всего развивается при помощи игровой деятельности. Различные игры, представления или любые другие творческие аспекты хорошо интегрируются в любую задачу: от познавательной и творческой, до двигательной или трудовой.
Временной план занятия
Обучающие или воспитательные задачи, которые позволяют закрепить или сформировать навык для самостоятельной деятельности, реализуется посредством проведения занятий в детском саду, которые должны длиться не более получаса.
Уроки развивающего характера обладают структурой, которая состоит из определенных форм деятельности, что позволяет повысить внимание и интерес ребенка. Также они должны быть направлены на снижение утомляемости во время самого обучения.
Временной план занятия характеризуется созданием алгоритмических действий, которые могли бы указать педагогу на наличие определенных особенностей, свойственных для каждого ребенка. В таком случае учитель можно доработать основной план и использовать его в будущих занятиях.
Рекомендации психологов и педагогов
Многие специалисты в сфере психологии и педагогики отмечают то, что дошкольник из старшей группы активно развивает и укрепляет навыки самостоятельности:
- Так, ребенок эффективно придерживается этикета за столом, соблюдает аккуратность и чистоту, а также поддерживает активное общение со сверстниками, без присутствия учителя.
- Также дошкольник знает о последовательности того, как нужно одеваться при выходе на прогулку, включая умение завязывать шнурки и правильно пользоваться застежкой. Он может внимательно следить за порядком собственных вещей и своим внешним видом в целом.
В какой-то степени, по словам психологов, дошкольник выходит из детского сада сформировавшимся самостоятельным индивидом, потому основные рекомендации специалистов для педагога направлены на наличие мониторинга уровня самодостаточности перед проведением различных образовательных методик.
В случае, если у ребенка отсутствуют или плохо развиты самостоятельные навыки, педагог должен предпринять те или иные коррекционные действия, которые позволят нивелировать отсутствие независимости и решительности дошкольника.
Воспитанники должны точно понимать любые указания от учителя, потому педагогу особо важно добиться авторитетности в старшей группе. Для этого хорошо подходят, как различные поощрения, так и коммуникация со всеми детьми без исключения.
Основная форма, позволяющая закрепить полученный трудовой навык, — это постановка различных поручений от педагога. К примеру, учитель может направить ребенка полить цветы, помочь расставить инструментарий для занятия, или убрать тряпкой пыль.
Особо эффективно составлять для детей своеобразный план дежурств в классе, столовой или тихом месте.
Подобное введение различных обязанностей детям, которые выполняют контроль состояния дошкольного учреждения, позволяет повысить дисциплину ребенка, а также воспитать у них необходимое уважение к труду других людей.
Помимо этого, такая практика дает возможность развить ответственность к тем или иным поручениям от взрослого человека.
Основой качественного и гармоничного совершенствования взрослой личности, является самостоятельная деятельность, которая проводится в старшей подготовительной группе. Так, дети обучаются важным умениям, которые позволят более эффективно развить характер, интеллект и укрепить физическое здоровье.
При этом педагог должен обратить внимание на наличие мониторинга, плана и взаимоотношения в процессе обучения.
Видео на тему: самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе
Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе (пример игры):
https://youtube.com/watch?v=XuTSxVIIYKk%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какова роль самостоятельной деятельности в подготовительной группе?
Самостоятельная деятельность способствует развитию у детей инициативности, ответственности и креативности. Она позволяет детям экспериментировать, принимать решения и учиться решать проблемы, что является важным аспектом их общего развития.
Что такое картотека и как она может помочь в организации самостоятельной деятельности?
Картотека — это систематизированный набор материалов и заданий, который помогает педагогам организовать самостоятельную деятельность детей. Она включает в себя различные игры, задания и проекты, которые дети могут выполнять самостоятельно или в группе, что способствует их активному вовлечению в процесс обучения.
Какие виды деятельности можно включить в картотеку для детей подготовительной группы?
В картотеку можно включить разнообразные виды деятельности, такие как творческие задания (рисование, лепка), игры на развитие логики и мышления, исследовательские проекты, а также физические активности. Это позволит детям развивать разные навыки и интересы, а также поддерживать их мотивацию к обучению.
Советы
СОВЕТ №1
Создайте разнообразные задания, которые будут стимулировать самостоятельную деятельность детей. Используйте игры, творческие задания и исследовательские проекты, чтобы поддерживать интерес и вовлеченность детей в процесс обучения.
СОВЕТ №2
Поощряйте детей принимать решения самостоятельно. Позвольте им выбирать, какие задания выполнять, и как организовать свое время. Это поможет развить у них чувство ответственности и уверенности в своих силах.
СОВЕТ №3
Регулярно обновляйте картотеку с заданиями, добавляя новые идеи и темы. Это поможет поддерживать интерес детей и даст возможность адаптировать задания под их индивидуальные потребности и интересы.
СОВЕТ №4
Включайте родителей в процесс самостоятельной деятельности. Предложите им идеи для совместных домашних заданий или проектов, что поможет укрепить связь между домом и детским садом и поддержит развитие навыков у детей.